Научная статья на тему 'Качество управления финансами: региональный аспект'

Качество управления финансами: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глотова И. И., Томилина Е. П.

В работе рассмотрен порядок определения степени качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края. Практика проведения оценки качества управления бюджетным процессом показала необходимость сопоставления достигнутых значений между муниципалитетами и оценки показателей по безусловности их выполнения. Предложена система поощрения (предоставление грантов) муниципальных образований, достигших наилучших результатов. Сделан вывод, что работа по совершенствованию порядка мониторинга должна осуществляться постоянно в целях учета основных направлений бюджетной политики, изменений бюджетного законодательства, а также создания дополнительных стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество управления финансами: региональный аспект»

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

УДК 336:005.6

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ*

И. И. ГЛОТОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела Е-таН: [email protected] Е. П. ТОМИЛИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела Е-таН: [email protected] Ставропольский государственный аграрный университет

Одним из условий осуществления изменений, направленных на социально-экономическое развитие и политическую стабильность государства, является разработка эффективного бюджетного процесса на всех уровнях общественной власти.

Однако одна только разработка эффективного бюджетного процесса не принесет долгосрочного положительного результата, необходимы также создание и совершенствование системы мониторинга и оценки как количественных, так и качественных показателей в отношении управления государственными и муниципальными финансами.

Эффективная система бюджетного процесса должна обеспечивать стимулы, повышать качество предоставляемых бюджетных услуг, а также эффективно управлять общественными финансами с учетом нужд и запросов населения.

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации остается низким качество

* Статья подготовлена по материалам журнала «Финансовая аналитика: проблемы и решения», 2014, № 12 (198).

управления бюджетным процессом [6]. По-прежнему остается высоким уровень кредиторской задолженности, низким — качество финансового планирования, слабо используются современные методы управления бюджетным процессом в каждой из фаз бюджетного цикла.

Масштабная реформа бюджетного процесса в Российской Федерации началась в 2004 г. с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249. «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» [4].

Несмотря на предпринятые со стороны Правительства Российской Федерации и региональных властей усилия по ее реализации, не везде были внедрены принципы бюджетирования, ориентированного на результат, система оценки эффективности бюджетных расходов требовала существенной доработки.

В связи с этим в 2009 г. была определена процедура проведения оценки качества управления региональными финансами, установленная распоряжением Правительства Российской Федерации от

08.08.2009 N° 1123-р «О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года» [3].

Основной целью преобразований должно стать формирование серьезных стимулов к повышению качества управления региональными финансами в субъектах Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 № 552 «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» установлена новая процедура ежегодной оценки качества управления региональными финансами. Вопросами оценки качества управления региональными финансами занимается департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации. Департаментом в соответствии с указанным приказом определены индикаторы, по которым проводится оценка:

- планирование и исполнение бюджета;

- управление государственными долгом и собственностью;

- финансовые взаимоотношения с муниципалитетами;

- оказание государственных услуг;

- прозрачность бюджетного процесса.

По результатам оценки составляется рейтинг регионов. Минфин России ежегодно публикует рейтинг субъектов Российской Федерации по качеству управления региональными финансами. Список регионов разделен на три группы: в первой — регионы с высоким качеством организации бюджетного процесса, во второй — с надлежащим, в третьей — с низким (рис. 1).

Согласно данным Министерства финансов Российской Федерации, в 2011г. значительно сократилось число регионов с низким качеством управления региональными финансами. Повысили качество управления финансами такие регионы, как Архангельская область, Республика Марий Эл, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия-Алания, Приморский край. В число неблагополучных регионов с низким качеством управления региональными финансами в 2011 г. вошли

Количество регионов 60

Саратовская и Тверская области, Республика Мордовия (в 2009 г. Тверская область входила в число регионов с высоким качеством управления региональными финансами).

Аутсайдерами списка финансового ведомства на протяжении 2009-2011 гг. являются 7 субъектов: Иркутская и Костромская области, Карачаево-Черкесская Республика, республики Ингушетия и Калмыкия, Ненецкий и Чукотский автономные округа.

Список субъектов с надлежащим качеством управления бюджетными средствами увеличился за 2009-2011 гг. с 38 до 48 регионов.

Практически не изменилось количество субъектов с высоким качеством управления финансами. При этом только 11 регионов сохраняют лидерство — Владимирская, Воронежская, Липецкая, Калининградская, Омская, Оренбургская, Челябинская и Ярославская области, Краснодарский и Пермский края и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Министерством финансов также определяются регионы, имеющие нарушения бюджетного законодательства, их количество на протяжении последних трех лет сократилось с 14 в 2009 г. до 11 в 2011г.

Значительная часть регионов Северо-Кавказского федерального округа (4 из 7 в 2011 г.) оказались в числе нарушителей.

Ни один из регионов Северо-Кавказского федерального округа в анализируемом периоде не входил в число субъектов с высоким качеством управления финансами. При этом следует отметить, что средний уровень дотационности в Северо-Кавказском федеральном округе на 2011 г. составил свыше 60 %. Чеченская Республика получает самую большую бюджетную поддержку. По данным Росстата, до-

50

40

30

20

10

48

44

24

38

21

23

у::-:::-:::--: у::-:::-:::--:

23

16

12

2009 2010 2011

I I Высокое качество управления

I I Надлежащее качество управления

I I Низкое качество управления

Рис. 1. Ранжирование субъектов Российской Федерации по качеству управления региональными финансами в 2009-2011 гг

тации Чечни в 2010 г. составили 52 млрд руб., что составило 91 % от регионального бюджета.

По мнению ряда экспертов, подобные рейтинги стоит составлять, однако они не оказывают существенного влияния на формирование общественного мнения. С другой стороны, рейтинг констатирует только реальное положение дел [1].

Кроме того, прозрачность оценки обеспечивается размещением результатов на официальном сайте Министерства финансов РФ. Во все субъекты Российской Федерации направляются письма с результатами проведенной оценки, а в регионы, которым присвоена вторая и третья степени, направляется информация о мерах, которые необходимо принять для повышения качества управления финансами. Регионы с высоким качеством управления в оцениваемых сферах имеют больше возможностей пройти конкурсный отбор для распределения субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов.

В настоящее время реформирование бюджетного процесса должно быть ориентировано на расширение инструментов мотивации субъектов Российской Федерации в целях осуществления ими ответственной финансовой политики.

Оценка качества управления финансами должна осуществляться также и на местном уровне. От качества осуществления бюджетного процесса на уровне муниципалитетов зависит эффективность использования бюджетных средств [2].

Система мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах в Ставропольском крае в целях создания стимулов к повышению качества управления бюджетным процессом на местном уровне министерством финансов Ставропольского края впервые была внедрена в 2010 г.

Правовой основой мониторинга стали постановление правительства Ставропольского края от 15.10.2010 № 324-п «О проведении оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края» и приказ министерства финансов Ставропольского края от 29.10.2010 № 116 «О внесении изменений в Методику расчета оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края» (далее — Приказ № 116), которым была утверждена методика расчета оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края.

Основными задачами проведения оценки качества управления бюджетным процессом являются

выявление негативных тенденций в управлении муниципальными финансами и оперативное принятие мер по их устранению.

Оценка качества управления бюджетным процессом осуществляется министерством финансов Ставропольского края по итогам отчетного финансового года по перечню показателей, характеризующих качество управления бюджетным процессом.

Показатели сгруппированы по следующим направлениям, отражающим отдельные элементы качества управления бюджетным процессом:

- бюджетное планирование;

- исполнение бюджета муниципального образования;

- управление муниципальным долгом;

- оказание муниципальных услуг;

- прозрачность бюджетного процесса.

По результатам оценки качества управления бюджетным процессом соответствующему муниципальному образованию присваивается одна из трех степеней качества управления бюджетным процессом:

- I степень — отражает высокий уровень качества управления бюджетным процессом и присваивается муниципальным образованиям, значение оценки качества управления бюджетным процессом в которых составило свыше 75 баллов;

- II степень — отражает средний уровень качества управления бюджетным процессом и присваивается муниципальным образованиям, значение оценки качества управления бюджетным процессом в которых составило от 50 баллов до 75 баллов включительно;

- III степень — отражает низкий уровень качества управления бюджетным процессом и присваивается муниципальным образованиям, значение оценки качества управления бюджетным процессом в которых составило менее 75 баллов.

По результатам оценки качества управления бюджетным процессом составляется рейтинг муниципальных образований в соответствии с полученными ими значениями оценки в порядке убывания.

За анализируемый период в рамках действующей системы оценки муниципальные образования показали хорошую динамику в повышении качества управления бюджетным процессом. По итогам 2009 г. рейтинг муниципальных образований Ставропольского края представлен на рис. 2.

Так, по итогам 2009 г. высшей оценки (I степень) не получило ни одно муниципальное образование,

Рис. 2. Рейтинг муниципальных образований Ставропольского края за 2009 г по результатам оценки качества управления бюджетным процессом, балл

среднюю (II степень) — 33 муниципальных образований, низшую (III степень) — 2 муниципальных образования (Кочубеевский и Туркменский муниципальные районы).

Исходными данными для проведения оценки качества по итогам 2010 г. являлись: отчетность об исполнении бюджетов муниципальных образований края, а также документы и материалы, представленные органами местного самоуправления муниципальных образований края.

Рейтинг муниципальных образований края по качеству оценки управления бюджетным процессом представлен на рис. 3.

По итогам 2010 г. вторая степень качества управления бюджетным процессом установлена для 10 муниципальных образований края, что свидетельствует о необходимости совершенствования организации бюджетного процесса в этих муниципальных образованиях. Тройка аутсайдеров: Степновский муниципальный район, г. Ессентуки, Арзгирский муниципальный район.

Степень качества управления бюджетным процессом г. Железноводска была понижена до третьего уровня, так как по результатам мониторинга соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, проводимого минфином края, установлено превышение норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований края.

Первая степень качества управления бюджетным процессом присвоена 25 муниципалитетам. В первую тройку лидеров рейтинга муниципальных образований в соответствии с полученными ими значениями оценки качества в порядке убывания вошли Георгиевский, Изобильненский, Благодар-ненский муниципальные районы.

В результате проведенной министерством финансов Ставропольского края оценки качества управления бюджетным процессом можно сделать вывод об устойчивой положительной динамике улучшения качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края по итогам 2010 г. в сравнении с оценкой по итогам 2009 г.

В 2011 г. высшую оценку (I степень) получили двадцать два муниципальных образования, среднюю (II степень) — 12 муниципальных образований. Низшая степень качества управления бюджетным процессом не была присвоена ни одному муниципалитету (рис. 4).

Министерством финансов Ставропольского края проведена оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края по итогам 2012 г. (см. таблицу).

Третья степень качества управления бюджетным процессом присваивается 10 муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, что говорит о необходимости совершенство-

90 85 80 75 70 65 60 55 50 45 40

« « >я >я м

я я я я о

и и и и м

о о о о о

и ш ш ш я

^ о о о я

я я я & <и

& о ^ ч

^ & я ^

ч ч н СЯ ш

о й 3 о и ^

ц из 3

Рис. 3. Качество управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Ставропольского края за 2010 г, балл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

908580757065-

<*> <о СО СО

- со со

ю сч

И?

00

60-

55-

50-

«

к

и

&

и

и

<

« « «

ч

с 8

К

« 2 ¡я

¡я О

«

к

и

«Г О

£

«

к и о ш

8 X

с

<

£

&

<

ю о

«

к и я к

ч

«

к

и

Я К

8 и & §

[2 £ н

и

С 1-н

«

к и о ш о и с и

¿3

Ч £

Рис. 4. Результаты оценки качества управления бюджетным процессом в Ставропольском края в 2011 г, балл

вания организации и осуществления бюджетного процесса. Вторая степень качества управления бюджетным процессом присваивается 16 муниципальным районам и городским округам Ставропольского края. Первая степень качества управления бюджетным процессом присваивается 8 муниципальным

районам и городским округам Ставропольского края, что говорит о высоком уровне качества управления бюджетным процессом.

В первую тройку рейтинга муниципальных образований в соответствии с полученными ими значениями оценки качества управления бюд-

Результаты оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края по итогам 2012 г.

Оценка по разделу Степень качества управления бюджетным процессом

Муниципальный район/городской округ Планирование бюджета Исполнение бюджета Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Повышение эффективности расходов бюджета Прозрачность бюджетного процесса Результат

Георгиевский 63,92 93,29 89,92 47,41 66,67 68,82 I

Андроповский 56,15 99,56 80,55 61,35 47,12 66,80

Ипатовский 53,91 90,21 85,74 43,52 64,25 63,93

Новоселицкий 64,31 88,21 72,07 44,51 60,62 62,15

Советский 61,74 86,85 72,54 36,70 52,31 58,02

Кировский 39,03 87,13 79,62 43,67 54,69 57,73

Труновский 64,43 96,55 80,13 30,12 33,33 56,61

Красногвардейский 52,00 90,57 90,48 21,88 51,78 56,41

Александровский 49,33 90,46 67,62 15,40 36,82 45,96 II

Апанасенковский 63,23 90,65 78,18 14,59 58,86 54,46

Арзгирский 61,13 90,72 83,28 29,53 1,16 51,15

Благодарненский 39,53 86,02 80,47 22,52 28,39 47,64

Буденновский 63,18 86,15 89,84 16,16 16,67 51,06

Грачевский 39,91 87,65 71,71 29,53 34,01 48,63

Кочубеевский 62,42 85,03 81,39 22,23 43,24 54,49

Курский 63,79 87,77 71,99 14,29 37,38 49,43

Новоалександровский 29,74 90,25 90,15 22,47 43,98 50,85

Петровский 63,33 88,92 85,20 14,95 33,33 52,35

Степновский 65,43 87,89 68,73 7,41 33,33 46,28

Туркменский 68,13 92,16 76,87 7,51 16,67 46,81

г. Георгиевск 55,28 86,02 65,52 33,61 62,88 55,55

г. Ессентуки 29,71 87,91 71,70 28,49 63,25 50,69

г. Кисловодск 62,99 77,90 61,37 39,06 50,00 54,95

г. Пятигорск 51,65 71,45 56,79 25,43 64,25 48,94

Изобильненский 23,33 91,19 73,57 15,07 33,46 41,72 III

Левокумский 62,79 100,00 56,17 0,18 33,33 41,66

Минераловодский 35,15 88,42 60,91 16,91 33,66 41,22

Нефтекумский 25,03 95,63 68,15 15,39 36,27 41,66

Предгорный 27,86 91,37 73,40 15,08 16,67 40,08

Шпаковский 33,67 82,75 68,76 21,90 33,33 43,77

г. Железноводск 32,11 86,93 63,28 24,33 40,31 44,28

г. Лермонтов 45,51 85,95 51,55 27,03 34,43 43,86

г. Невинномысск 34,31 82,79 77,79 20,19 34,77 45,86

г. Ставрополь 37,17 82,95 62,61 35,71 16,67 44,60

Среднее значение 49,40 88,45 73,76 25,41 40,23 50,83

жетным процессом в порядке убывания вошли Георгиевский, Андроповский и Ипатовский муниципальные районы. Замыкают данный рейтинг Предгорный и Минераловодский муниципальные районы.

Утверждение бюджета муниципального образования на трехлетний период в 2012 г. осуществлено 20 из 34 муниципальных образований. При этом во всех муниципальных образованиях отсутствует действующий в отчетном финансовом году долгосрочный финансовый план (бюджетная стратегия) муниципального образования края на 10-15 лет.

Отношение объема просроченной кредиторской задолженности муниципального образования края к объему расходов бюджета муниципального образования края по 30 муниципальным образованиям из 34 составляет 100 баллов (просроченная кредиторская задолженность отсутствует).

Просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы и пособий по социальной помощи населению по итогам 2012 года отсутствует. Соответственно оценка по всем муниципальным образованиям составляет 100 баллов.

Методика формализованного прогнозирования налоговых доходов бюджета муниципального

образования края утверждена в 25 муниципальных образованиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межведомственные комиссии по мобилизации доходов, зачисляемых в бюджет муниципального образования края, в составы которых входят представители органов местного самоуправления муниципального образования края и налоговых органов, действуют в 21 муниципальном образовании Ставропольского края.

Средний темп сокращения доли недоимки по налогам, зачисляемым в бюджет муниципального образования края, в начисленных платежах по данным налогам в среднем по краю составил 19,6 %.

При этом уровень риска исполнения расходных обязательств муниципального образования края в связи с погашением муниципального долга по 22 муниципальным образованиям равен 0, оценка соответственно составляет 100 баллов. Также отсутствует просроченная задолженность по долговым обязательствам у муниципальных районов и городских округов Ставропольского края по итогам 2012 г. Средний уровень долговой нагрузки на бюджет муниципального образования края составляет 7,1 %. В 19 муниципальных образованиях данный показатель равен 0, что соответствует наивысшей оценке 100 баллов, в 8 муниципальных образованиях — ниже среднего.

Девятью муниципальными образованиями края представлены результаты оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета муниципального образования края и сформирован ежегодный рейтинг на основе методики, утвержденной нормативным правовым актом муниципального образования края. Результаты оценки и рейтинга опубликованы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Актуальным при оценке качества управления бюджетным процессом является изучение мнения населения о качестве оказания муниципальных услуг. В 2012 г. семью муниципальными образованиями в соответствии с принятым нормативным правовым актом была проведена соответствующая оценка.

В отчетном году 25 муниципальных образований Ставропольского края утвердили нормативные правовые акты о проведении публичных слушаний по проекту решения о бюджете муниципального образования края на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Прозрачность исполнения бюджета реализована в 32 муниципальных образованиях края посредством ежемесячного размещения на официальном

сайте администрации муниципального образования края (финансового органа) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет отчетов об исполнении бюджета.

Формирование открытого бюджета для граждан в наглядной и доступной форме проводится в трех муниципальных образованиях края: Курском и Новоселицком муниципальных районах и в г. Пятигорске.

Учитывая сложившуюся ситуацию, муниципальным районам и городским округам Ставропольского края необходимо дальнейшее совершенствование организации и осуществления бюджетного процесса.

Таким образом, в действующей системе показателей большинство муниципальных районов и городских округов края достигло нормативных значений, и их использование в дальнейшем не может быть стимулом к повышению качества управления бюджетным процессом. В связи с этим министерству финансов Ставропольского края необходимо внести изменения в нормативную базу.

В настоящее время министерством финансов Ставропольского края подготовлена новая редакция Приказа № 116.

Определение степени качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края осуществляется в настоящее время по величине итоговой оценки.

Оценка показателя определяется по формуле 100, если Р > Ь

V 1

50, если Ь2 < Р < Ц,

E (P) =

0,

если

где E(P ) — значение оценки j-го показателя в i-й

У

группе показателей, балл;

P j — расчетное значение j-го показателя в i-й

группе показателей.

Итоговая оценка рассчитывается как

E = 13 ±s jE (pj x

i=1 j=1

где E — значение оценки качества, балл; S. — вес i-й группы показателей; t — количество j-х показателей в i-й группе показателей;

S.. — вес j-го показателя в i-й группе показателей.

При Е > 75 баллов муниципальному образованию края присваивается I степень качества управления бюджетным процессом; при 50 < Е < 75 баллов — II степень; при Е < 50 баллов — III степень.

В действующей методике границы оценки показателя закреплены, что, по мнению авторов, снижает стимулы для муниципальных образований в достижении более высокого уровня качества управления.

Практика проведения оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края показала, что оценку каждого показателя необходимо проводить на основе сопоставления достигнутого значения в конкретном муниципалитете со значением данного показателя в других муниципальных образованиях края. Ряд показателей III группы должен оцениваться по безусловности выполнения: достигнуто (100 %) или нет (0 %).

Муниципальным образованиям, достигшим лучших результатов, могут быть выделены гранты для поощрения высокого качества организации и осуществления бюджетного процесса в форме субсидий или дотаций.

Причем данные виды поощрений могут предоставляться:

- по результатам оценки всех показателей;

- по результатам оценки отдельных групп показателей;

- по результатам оценки одного или нескольких наиболее значимых для субъекта Российской Федерации показателей;

- с учетом общей оценки качества и значений наиболее важных показателей.

Решение о предоставление грантов должно приниматься губернатором Ставропольского края по результатам проведения министерством финансов мониторинга качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях за отчетный финансовый год. Аналогичный опыт стимулирования деятельности муниципальных образований имеется в ряде регионов, например в Ростовской области [5].

Система стимулирования предполагает предоставление грантов бюджетам муниципальных районов и городских округов, оценка качества управления бюджетным процессом которых соответствует I степени качества.

Определение размеров грантов может производиться министерством финансов Ставропольского края в следующем порядке.

Общая сумма средств, выделяемых на гранты для муниципальных районов, может составлять около 50 % от суммы грантов, предусмотренных в краевом бюджете на текущий финансовый год.

При этом размер гранта i-му муниципальному району может быть рассчитан по формуле

P -

Д, =■

уK P

i=1 '

K

у L

P-

уK P

¿—t i=1 i

-R

K

где Д.—размер гранта 7-му муниципальному району, претендующему на получение гранта; Р. — значение комплексной оценки 7-го муниципального района — претендента на получение гранта, при этом муниципальные районы ранжируются в зависимости от полученных результатов в порядке убывания; К — общее количество муниципальных районов;

Т — число муниципальных районов — получателей грантов;

Rm — общий размер грантов, предусмотренный для муниципальных районов. Учитывая объем бюджетных ресурсов Ставропольского края, предельный размер гранта одному муниципальному образованию может варьироваться в пределах 2-3 млн руб.

При расходовании грантов из бюджетов муниципальных районов и городских округов денежные средства направляются на решение вопросов местного значения.

Местные администрации муниципальных районов и городских округов должны представлять в министерство финансов Ставропольского края информацию о фактическом использовании грантов.

Таким образом, система мониторинга и поощрения качества организации и осуществления бюджетного процесса позволяет органам исполнительной власти оперативно реагировать на проблемы, возникающие в субъектах Российской Федерации, и принимать меры (в том числе рекомендательного характера) по их устранению. Действующий порядок оценки качества управления региональными финансами позволяет повышать качество организации бюджетного процесса в регионах с учетом заданных направлений развития бюджетной системы, причем на основе соревновательного механизма, т. е. без использования средств федерального бюджета. Работа по совершенствованию порядка мониторинга должна осуществляться постоянно в целях учета основных направлений бюджетной политики, изменений бюджетного законодательства, а также создания дополнительных стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список литературы

1. Ерошкина Л. А. Качество управления финансами: региональный аспект // Финансы. 2011. № 11. С. 3-9.

2. Кизеев А. В. Финансовый потенциал как критерий оценки финансовой самостоятельности региона // Экономические исследования. 2011. № 5. URL: http://www.erce.ru/internet-magazine/ magazine/24/366.

3. О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образо-

ваниях до 2013 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.08. 2009 № 1123-р.

4. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249.

5. О порядке предоставления грантов муниципальным районам и городским округам: постановление правительства Ростовской области от 02.08.2012 № 708.

6. Чалая Ю. Ю. Муниципальные особенности мониторинга и оценки качества управления местными финансами // Финансы. 2012. № 2. С. 77-79.

Вниманию руководителей и бухгалтеров бюджетных и некоммерческих организаций, работников финансовых органов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов

Журнал

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях»

ISSN 2079-6714

Выпускается с 1998 года Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)

Формат A4, объем 60-68 с. Периодичность - 2 раза в месяц

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34116 47699 29614

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail: [email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.