Научная статья на тему 'Об актуальных вопросах стратегического планирования в Российской Федерации'

Об актуальных вопросах стратегического планирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование / прогнозирование / документы стратегического планирования / strategic planning / forecasting / strategic planning documents

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ронин Владимир Сергеевич

В статье представлены результаты исследования теоретических, организационных и правовых аспектов некоторых актуальных вопросов института стратегического планирования в Российской Федерации, в том числе в МВД России. Рассмотрены подходы к пониманию стратегического планирования; его особенности и сущность; предложены пути решения выявленных проблем, включая конкретные предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о стратегическом планировании. Автором сформулированы выводы о том, что сущность стратегического планирования глубже его формально-юридического понимания; учитывая вызовы и угрозы, требуется развитие стратегического планирования посредством проведения научных исследований, организационного и правового обеспечения, детальной оценки состояния объектов управления, корректировки документов стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ронин Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On topical issues of strategic planning in the Russian Federation

The article presents the results of studying the theoretical, organizational and legal aspects of some topical issues of the institute of strategic planning in the Russian Federation, including in the Russian Interior Ministry. Some approaches to understanding the strategic planning, its features and essence are considered. The ways of solving the revealed problems are proposed, including specific proposals for improving the legislation of the Russian Federation on strategic planning. It is concluded that the essence of strategic planning is deeper than its formal legal understanding, and due to current challenges and threats it is required to develop strategic planning through scientific researches, organizational and legal support, detailed assessment of the state of management objects and adjustment of the strategic planning documents.

Текст научной работы на тему «Об актуальных вопросах стратегического планирования в Российской Федерации»

Раздел 4. Государственная система и правоохранительная политика

Научная специальность: 5.1.2

Об актуальных вопросах стратегического планирования в Российской Федерации

Владимир Сергеевич Ронин,

кандидат юридических наук, доцент, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, vsronin@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования теоретических, организационных и правовых аспектов некоторых актуальных вопросов института стратегического планирования в Российской Федерации, в том числе в МВД России. Рассмотрены подходы к пониманию стратегического планирования; его особенности и сущность; предложены пути решения выявленных проблем, включая конкретные предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о стратегическом планировании. Автором сформулированы выводы о том, что сущность стратегического планирования глубже его формально-юридического понимания; учитывая вызовы и угрозы, требуется развитие стратегического планирования посредством проведения научных исследований, организационного и правового обеспечения, детальной оценки состояния объектов управления, корректировки документов стратегического планирования.

Ключевые слова: стратегическое планирование, прогнозирование, документы стратегического планирования

Для цитирования: Ронин В.С. Об актуальных вопросах стратегического планирования в Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2023. N 4 (66). С. 43-50.

On topical issues of strategic planning in the Russian Federation Vladimir S. Ronin,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Y. Kikot, Moscow, Russia, vsronin@mail.ru

Abstract. The article presents the results of studying the theoretical, organizational and legal aspects of some topical issues of the institute of strategic planning in the Russian Federation, including in the Russian Interior Ministry. Some approaches to understanding the strategic planning, its features and essence are considered. The ways of solving the revealed problems are proposed, including specific proposals for improving the legislation of the Russian Federation on strategic planning. It is concluded that the essence of strategic planning is deeper than its formal legal understanding, and due to current challenges and threats it is required to develop strategic planning through scientific researches, organizational and legal support, detailed assessment of the state of management objects and adjustment of the strategic planning documents.

Keywords: strategic planning, forecasting, strategic planning documents

For citation: Ronin V.S. On topical issues of strategic planning in the Russian Federation // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2023. No. 4 (66). P. 43-50.

Стратегическое планирование в Российской Федерации (далее - стратегическое планирование) - новый и значимый институт, определяющий функционирование и развитие Российского государства. В настоящее время происходит становле-

© Ронин В.С., 2023

ние института, а значит, требуется его совершенствование.

В формально-юридическом смысле закрепление института стратегического планирования произошло в связи с принятием Федерального закона от 28 июня

2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»* (далее - Федеральный закон о стратегическом планировании). Важным этапом становления правового института стратегического планирования стало также принятие Указа Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» (далее - Указ об утверждении Основ государственной политики; Основы государственной политики в сфере стратегического планирования)**. Для системы МВД России важное значение имеет распоряжение от 16 октября 2020 г. N 1/11674, утвердившее Методические основы по организационному обеспечению в системе МВД России подготовки, корректировки и реализации документов

стратегического планирования*

(далее

- Методические основы, утвержденные распоряжением МВД России от 16 октября 2020 г. N 1/11674).

Следует отметить, что в науке имеются различные точки зрения относительно сущности стратегического планирования. Например, Д.А. Афиногенов и Т.А. Полякова рассматривают стратегическое планирование как центральное звено в организационно-правовом обеспечении государственной деятельности, как основу формирования и реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития [1, с. 24].

А.И. Селиванов и Д.В. Трошин, по сути, определяют стратегическое планирование как основу стратегического управления. По их мнению, документы стратегического

* О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ: ред. от 17 февр. 2023 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. 11К1_: http://pravo.gov.ru

** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. N 46. Ст. 7676.

*** Об утверждении Методических основ по организационному обеспечению в системе МВД России подготовки, корректировки и реализации документов стратегического планирования: распоряжение МВД России от 16 окт. 2020 г. N 1/11674. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

планирования должны служить средством нормативно-правового закрепления основных механизмов осуществления стратегического планирования, распределения полномочий и сфер ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, научного и экспертного сообщества, участвующего в разработке стратегических проектов, представителей различных социальных групп. Сущность стратегического планирования заключается в создании условий для существования Российской Федерации в соответствии с ее ценностями на основе национальной культурной традиции [2, с. 19].

В свою очередь, В.В. Иванов называет стратегическое планирование комплексом научно-организационных мероприятий, направленных на разработку согласованных по целям, задачам, срокам, ресурсам и исполнителям государственных программ и проектов, обеспечивающих в стратегической перспективе (25 и более лет) устойчивое развитие страны по заданным направлениям [3, с. 11]. Одной из важнейших (и наиболее сложных) задач стратегического планирования является обеспечение соответствия выделяемых ресурсов определенным целям и приоритетам. Главным принципом стратегического планирования является системность - рассмотрение в комплексе всех факторов, обеспечивающих развитие государства.

Раскрывая вопрос о сущности стратегического планирования, следует обратиться к теории управления как области научного знания. Исходя из буквального толкования понятий «стратегия» и «план», стратегия, по сути, является планом. Например, в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой понятие «стратегия» определяется как искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах [4, с. 772]. При таком подходе ключевым в характеристике стратегического планирования является планирование и прогнозирование.

Следует отметить, что развитие теории и практики методологии научного прогнозирования [5, с. 6] во многом строится на некоем смешении прогнозирования и планирования [6, с. 7]. Поскольку при таком смешении прогнозирование

приобретает иной смысл, то несколько нивелируется главная проблема прогнозирования - точность прогнозов.

В рамках формально-юридического подхода, основываясь на определении, закрепленном в ст. 3 Федерального закона о стратегическом планировании, можно выделить следующие элементы характеристики стратегического планирования:

1) уровни стратегического планирования;

2) направления (сферы) стратегического планирования;

3) участники стратегического планирования;

4) виды (составляющие) деятельности по стратегическому планированию.

Фактическим выражением стратегического планирования являются документы стратегического планирования.

1. Уровни стратегического планирования. Стратегическое планирование реализуется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований, что следует из положений ч. 2 ст. 1 Федерального закона о стратегическом планировании.

2. Направления (сферы) стратегического планирования. Федеральным законом о стратегическом планировании и Указом об утверждении Основ государственной политики в качестве генеральных направлений (сфер) стратегического планирования определены национальная безопасность и социально-экономическое развитие. Они являются разнонаправленными, но при этом одновекторными. Пунктом 2 Основ государственной политики в сфере стратегического планирования закреплена «неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость социально-экономического развития и национальной безопасности». Однако данное положение отсутствует в числе принципов стратегического планирования в Федеральном законе о стратегическом планировании.

По справедливому мнению А.С. Новоселова, Ф.В. Фалеева и Т.В. Волянской, «эффективное стратегическое управление должно быть способно создать условия, обеспечивающие сочетание интересов различных структур, цели развития которых могут быть взаимно противоречивы. Эффективное стратегическое управление

- это нахождение баланса интересов» [7, с. 1046]. При этом в науке и правоприменении стратегическое планирование часто рассматривается только в рамках одной из указанных сфер.

В развитие вопроса о взаимосвязи генеральных направлений (сфер) стратегического планирования следует также обозначить роль принятия Президентом Российской Федерации решения о проведении специальной военной операции*. Данное решение, объективно и оперативно принятое, относится к «тактике» [4, с. 788], которая, в свою очередь, является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии, что существенно изменило картину стратегического планирования. В этом смысле подобная «тактическая» деятельность имеет потенциал для соответствующего правового обеспечения.

3. Участники стратегического планирования. Перечень участников стратегического планирования определен ст. 9 Федерального закона о стратегическом планировании. На федеральном уровне к ним относятся: Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации; Счетная палата Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти. На уровне субъектов федерации участниками стратегического планирования являются: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации; контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации. На уровне муниципальных образований -органы местного самоуправления, а также муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами. Помимо

* Обращение Президента Российской Федерации. 24.02.2022 // Президент России: официальный сайт. 11К1_: http://www.kremlin.ru

перечисленных непосредственно участников, к таковым могут относиться и другие, если это определено нормативными правовыми актами исходя из стратегического планирования в Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Федерального закона о стратегическом планировании.

С учетом места МВД России в системе органов исполнительной власти следует заметить некоторую особенность распределения деятельности между федеральными органами исполнительной власти. Так, все федеральные органы исполнительной власти разделены на две группы, примерно соответствующие генеральным направлениям (сферам) стратегического планирования (национальной безопасности и социально-экономического развития). В отношении первой группы федеральных органов исполнительной власти руководство деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации. Руководство деятельностью второй группы федеральных органов исполнительной власти осуществляет Правительство Российской Федерации*.

Среди участников, определенных ст. 9 Федерального закона о стратегическом планировании, Президент Российской Федерации играет ключевую роль в вопросах стратегического планирования. По вопросам национальной безопасности содействие Президенту Российской Федерации в реализации им соответствующих полномочий оказывает Совет Безопасности Российской Федерации**.

4. Виды (составляющие) деятельности по стратегическому планированию. Стратегическое планирование как процесс управленческой деятельности реализуется посредством ряда ее составляющих - этапов процесса стратегического планирования, результатом которых являются соответствующие документы стратегического планирования.

Следует отметить, что Федеральный закон о стратегическом планировании и

* См.: Части 1 и 3 ст. 110 Конституции Российской Федерации.

** Часть 1 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности Российской Федерации». (См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 1. Ст. 2).

Основы государственной политики в сфере стратегического планирования определяют разную последовательность элементов деятельности, из которой складывается стратегическое планирование. Например, в ст.ст. 1, 3, 11 и других Федерального закона о стратегическом планировании устанавливается такая последовательность: целе-полагание, прогнозирование, планирование и программирование.

В свою очередь, в пп. 31, 35, 46 и других Основ государственной политики в сфере стратегического планирования определены прогнозирование, целепола-гание, планирование и программирование. Подобное расхождение может способствовать возникновению проблем, в частности, в процессе правоприменения. Полагаем, что в качестве базовых должны послужить положения Основ государственной политики в сфере стратегического планирования, которые по отношению к Федеральному закону о стратегическом планировании носят уточняющий характер. Следовательно, в положения Федерального закона о стратегическом планировании необходимо внести изменения: составляющие стратегического планирования, документы стратегического планирования и т.д. должны быть изложены в последовательности, исходя из этапов цикла стратегического планирования: прогнозирование, целеполагание, планирование и программирование.

Основами государственной политики в сфере стратегического планирования (подп. «г» п. 35) отдельное место в процессе стратегического планирования отведено реализации документов стратегического планирования, мониторингу и контролю степени достижения предусмотренных в них целей, выработке мер по достижению целевых значений показателей, ресурсному обеспечению и корректировке документов стратегического планирования, разработанных сроком на шесть лет. В Федеральном законе о стратегическом планировании (ст. 3 гл. 1, гл. 12, гл. 13) также содержатся положения о реализации документов стратегического планирования, мониторинге и контроле такового. В наименовании распоряжения МВД России от 16 октября 2020 г. N 1/11674 отражен аспект такой деятельности: организационное обе-

спечение не только подготовки, но также корректировки и реализации в системе МВД России документов стратегического планирования.

Согласно теории управления основа управления (управленческого процесса) - определение состояния объекта управления. Каждая из составляющих стратегического планирования как часть управленческой деятельности должна базироваться на данных о состоянии объекта управления. В связи с этим изначальным в рамках стратегического планирования должен быть соответствующий вид деятельности по определению текущего состояния объекта управления, а также в целом состояния среды, в которой он находится. В дефинициях, содержащихся в ст. 3 Федерального закона о стратегическом планировании, о деятельности по определению состояния объекта управления не говорится, она не относится к целеполаганию, прогнозированию, планированию, программированию или иным видам деятельности. Основы государственной политики в сфере стратегического планирования и Методические основы, утвержденные распоряжением МВД России от 16 октября 2020 г. N 1/11674, также не вносят ясности в данный вопрос. В то же время, исходя из п. 35 Основ государственной политики в сфере стратегического планирования, первым этапом цикла стратегического планирования является прогнозирование.

Если руководствоваться определением прогнозирования (ст. 3 Федерального закона о стратегическом планировании), то ключевым признаком является научная обоснованность, которую можно трактовать как соответствующую деятельность, включающую определение текущего состояния объекта управления. В Основах государственной политики в сфере стратегического планирования (например, в подп. «г» п. 45) отмечается «оценка, прогнозирование, моделирование ситуации в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности», что также может служить косвенным аргументом в пользу отнесения к прогнозированию исходного вида деятельности по установлению состояния объекта управления. В документах прогно-

зирования* содержатся сведения о состоянии объекта управления.

Таким образом, согласно буквальному толкованию деятельность по определению состояния объекта управления остается за рамками процесса стратегического планирования. Иначе такая деятельность относится к прогнозированию. Представляется, что по данному вопросу следует внести уточнения в текст Федерального закона о стратегическом планировании, например, дополнив ст. 3 понятием научной обоснованности в рамках прогнозирования, включающей соответствующий вид деятельности по определению состояния объекта управления. Аналогичные изменения необходимо внести в п. 2 Методических основ, утвержденных распоряжением МВД России от 16 октября 2020 г. N 1/11674.

Одной из актуальных проблем института стратегического планирования является множественность документов, которая вызывает у правоприменителей сложности восприятия содержащейся в них информации. Обеспечению работы с документами стратегического планирования, в том числе разрешению указанной проблемы, призвана способствовать специализированная информационная система «Управление»** (далее - ГАС «Управление»). Полагаем, что без совершенствования ГАС «Управление» невозможно ни эффективное функционирование института стратегического планирования, ни дальнейшее его развитие. Для совершенствования ГАС «Управление» необходимо применение научной методологии, включая инновационные технологии обработки больших данных, машинного обучения и других [8], что требует проведения отдельных исследований.

* См., например: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года // Минэкономразвития России: официальный сайт. URL: https://www. economy.gov.ru

** О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление»: постановление Правительства Российской Федерации от 27 нояб. 2015 г. N 1278 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru

Одна из актуальных проблем института стратегического планирования в науке и правоприменении связана с ситуацией, когда некоторые акты Президента Российской Федерации де-юре не относятся к документам стратегического планирования, а де-факто таковыми являются. Например, А.Г. Добкин относит к документам стратегического планирования 11 указов Президента Российской Федерации, подписанных 7 мая 2012 г. [9, с. 57]. В число таких документов следует включить и Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»*.

В продолжение этой темы следует также отметить неоднозначность мнений по вопросу относимости различных актов к документам стратегического планирования. В частности, разные суждения вызывают документы, прямо не указанные в Федеральном законе о стратегическом планировании, но близкие к документам стратегического планирования, исходя из смысла данного закона, Основ государственной политики в сфере стратегического планирования и Методических основ, утвержденных распоряжением МВД России от 16 октября 2020 г. N 1/11674.

Как представляется, такие документы целесообразно выделить в отдельную группу (например, квазидокументы стратегического планирования) и учитывать в рамках общей системы документов института стратегического планирования в Российской Федерации. В частности, по отраслевому признаку (по сфере миграции) к таковым можно относить Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом**, а также в рамках реализации Стратегии государственной национальной политики - программы по

* Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru

** О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637. Доступ из

справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

адаптации, аккультурации, интеграции переселенцев***.

Относительно вопроса о системе документов стратегического планирования в науке существует множество точек зрения. Например, В.А. Федорищев, В.В. Воронин и Д.Г. Гайнулин в характеристике системы документов стратегического планирования описывают подход, исходя из сложившейся практики Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. В частности, авторы выделяют федеральный, отраслевой, региональный и муниципальный уровни; устанавливают взаимосвязь по вертикали и горизонтали в соответствии с их целевым назначением и типологией документов страт планирования; рассматривают «матричную структуру системы документов стратегического планирования»; классифицируют документы по макроэкономическому, административному, технологическому признакам; выделяют базовые документы стратегического планирования целевого назначения (стратегический прогноз Российской Федерации; стратегия социально-экономического развития Российской Федерации; стратегия пространственного развития Российской Федерации; стратегия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации) и документы реализации государственной политики; относительно отраслевых документов отмечают, что они разрабатываются для определения целей и задач по отдельным направлениям государственной, экономической и общественной деятельности, для формирования системы мер и механизмов по достижению планируемого результата государственной политики, а также инструментов контроля ее реализации [10, с. 40].

Д.А. Афиногенов и Т.А. Полякова под системой документов стратегического планирования понимают совокупность кон-

*** О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации от 19 дек. 2012 г. N 1666; Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»: постановление Правительства Российской Федерации от 29 дек. 2016 г. N 1532 // Там же.

цептуальных, программно-плановых, прогнозных и иных планирующих документов, разрабатываемых органами государственной власти на основе единой методологии в интересах решения долгосрочных стратегических задач развития с учетом национальной безопасности при минимальном расходовании государственных ресурсов [1, с. 24]. Проанализировав организацию стратегического планирования в органах исполнительной власти, авторы приходят к выводу о том, что оно (на момент исследования) сводится преимущественно к формированию государственных программ, федеральных целевых программ и проектов на межгосударственном, президентском, правительственном, межведомственном, межрегиональном и других уровнях и, как правило, все они различаются степенью детализации стратегии достижения запланированных (желаемых) результатов и степенью конкретизации при описании результатов. Интересна также авторская интерпретация типологии документов стратегического планирования (сущность концепции, стратегии, основ государственной политики, доктрины).

Н.Г. Жаворонкова и Ю.Г. Шпаковский делят документы стратегического планирования на документы верхнего уровня и документы, из них вытекающие (подчиненные), а также на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные [11, с. 174].

В контексте вопроса о системе документов стратегического планирования следует обратиться к постулатам системного подхода. Так, согласно одной из интерпретаций системного подхода [12] система состоит из отдельных элементов, в совокупности образующих механизм, обладающий системным свойством (функцией, назначением). Исходя из организационно-правовых основ стратегического планирования в качестве элементов системы документов стратегического планирования следует выделять собственно документы стратегического планирования. В качестве системного свойства такой системы - обеспечение организации, безопасного функционирования и развития государства. В свою очередь, системное свойство (функцию) можно разделить на две части: 1) устойчивое социально-экономическое

развитие; 2) национальная безопасность. Документы стратегического планирования разрабатываются последовательно, циклично (политический цикл - 6 лет), с учетом своего назначения (прогнозирование, целеполагание, планирование, программирование), имеют иерархию (федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации, уровень муниципальных образований) и делятся на общие и специализированные (отраслевые).

Из вышеизложенного следует ряд выводов:

1. Стратегическое планирование, по сути, представляет собой основу управленческой деятельности стратегического характера, ключевыми составляющими которой являются прогнозирование и планирование.

2. Особенности стратегического планирования проявляются посредством анализа элементов его характеристики. В частности, такие особенности проявляются по уровням, направлениям (сферам), участникам, а также процессу стратегического планирования и в конечном итоге находят выражение в документах стратегического планирования.

3. Перечисленные особенности обусловливают комплекс выявленных актуальных проблем и предложенных путей их решения, среди которых прежде всего выделяются пробелы и коллизии правового регулирования стратегического планирования, что требует внесения изменений и дополнений в законодательство о стратегическом планировании, совершенствования ГАС «Управление» посредством передовых информационных технологий и др.

4. Системный подход в проекции на документы стратегического планирования позволяет выделить: в качестве элементов системы - документы стратегического планирования; в качестве системного свойства (назначения) - обеспечение организации, безопасного функционирования и развития государства; в качестве структурно-функциональных основ - последовательность и цикличность, назначение и типологию документов стратегического планирования, их иерархию и деление на общие и специализированные.

Список источников

1. Афиногенов Д.А., Полякова Т.А. Система документов стратегического планирования: проблемы и перспективы // Вестник Академии права и управления. 2017. N 3. С. 22-32.

2. Селиванов А.И., Трошин Д.В. О методологических основаниях реализации Закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Экономика. Налоги. Право. 2015. N 3. С. 18-23.

3. Иванов В.В. Методологические аспекты стратегического планирования в контексте глобальных трансформаций // Экономическое возрождение России. 2020. N 1. С. 6-14.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеолог. выражений. 4-е изд., доп. Москва: Азбуковник, 1999. 944 с.

5. Рабочая книга по прогнозированию / отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. Москва: Мысль, 1982. 430 с.

6. Прогнозирование рисков и негативных (неблагоприятных) последствий при распространении порядка въезда иностранных граждан на основании электронной визы на всю территорию Российской Федерации: аналитический обзор / под ред. В.С. Дурнева. Москва: Московский ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2020. 42 с.

7. Новоселов А.С., Фалеев Ф.В., Волянская Т.В. Научные основы стратегического планирования и управления региональным развитием // Россия: тенденции и перспективы развития: материалы ХХ Национальной науч. конф. с междунар. участием. Москва, 2021. Вып. 16. Ч. 1. С. 1043-1047.

8. Большая российская энциклопедия, 2022-2023: портал. URL: https://bigenc.ru/c/informatsionnaia-sistema-3fcfbe (дата обращения: 15 сент. 2023 г.).

9. Добкин А.Г. О системе документов, принимаемых в рамках целеполагания при осуществлении стратегического планирования // Домашнее насилие: предупреждение и ответственность: сб. ст. по итогам II Междунар. науч.-практ. конф., 24-25 апреля 2020 г., г. Томск. Томск, 2022. С. 52-59.

10. Федорищев В.А., Воронин В.В., Гайнулин Д.Г. Структура системы документов стратегического планирования Российской Федерации // Научные труды Вольного экономического общества России. 2016. N 1. С. 37-53.

11. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Экологическая безопасность в системе стратегического планирования Российской Федерации // Lex Russica. 2016. N 6. С. 170-183.

12. Большая российская энциклопедия, 2004-2017: портал. URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/ text/3666383 (дата обращения: 15 сент. 2023 г.).

References

1. Afinogenov D.A., Polyakova T.A. System of strategic planning documents: problems and prospects. Bulletin of the Academy of Law and Management, 2017, no. 3, рр. 22-32. (In Russ.).

2. Selivanov A.I., Troshin D.V. On the methodological basis for the implementation of the Law of June 28, 2014 No. 172-FZ "On strategic planning in the Russian Federation". Economy. Taxes. Right, 2015, no. 3, рр. 18-23. (In Russ.).

3. Ivanov V.V. Methodological aspects of strategic planning in the context of global transformations. Economic revival of Russia, 2020, no. 1, pp. 6-14. (In Russ.).

4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseologist. expressions. Moscow, Azbukovnik Publ., 1999. 944 p. (In Russ.).

5. Workbook on forecasting. Moscow, Mysl' Publ., 1982. 430 p. (In Russ.).

6. Forecasting risks and negative (adverse) consequences when extending the entry procedure for foreign citizens on the basis of an electronic visa to the entire territory of the Russian Federation: an analytical review based on the results of research work. Moscow, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, 2020. 42 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Novoselov A.S., Faleev F.V., Volyanskaya T.V. Scientific foundations of strategic planning and management of regional development. Russia: trends and development prospects. Moscow, 2021. Issue 16. Part 1. Pp. 1043-1047. (In Russ.).

8. Great Russian Encyclopedia, 2022-2023: portal. Available at: https://bigenc.ru/c/informatsionnaia-sistema-3fcfbe (Accessed September 15, 2023). (In Russ.).

9. Dobkin A.G. On the system of documents adopted within the framework of goal setting in the implementation of strategic planning. Domestic violence: prevention and responsibility. Tomsk, 2022. Pp. 52-59. (In Russ.).

10. Fedorishchev V.A., Voronin V.V., Gaynulin D.G. Structure of the system of strategic planning documents of the Russian Federation. Scientific works of the Free Economic Society of Russia, 2016, no. 1, pp. 37-53. (In Russ.).

11. Zhavoronkova N.G., Shpakovsky Yu.G. Environmental safety in the strategic planning system of the Russian Federation. Lex Russica, 2016, no. 6, pp. 170-183. (In Russ.).

12. Great Russian Encyclopedia, 2004-2017: portal. Available at: https://old.bigenc.ru/philosophy/ text/3666383 (Accessed September 15, 2023). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.