Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
стратегическое планирование / правоохранительная деятельность / документ стратегического планирования / государственное управление / полномочия / нормативный правовой акт / план / реализация документа стратегического планирования / ведомственный документ стратегического планирования / strategic planning / law enforcement / strategic planning document / public administration / powers / regulatory legal act / plan / implementation of a strategic planning document / departmental strategic planning document

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эдуард Викторович Еремин

Актуальность: представленный в статье материал касается вопросов правового обеспечения стратегического планирования правоохранительной деятельности органов внутренних дел, в том числе в виде их участия в реализации концептуальных документов в сфере органов внутренних дел. В качестве одного из приоритетных направлений деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации определено решение задач по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции. Постановка проблемы: в правоохранительной сфере вопросы правового регулирования документов стратегического планирования в рамках реализации требований законодательства не урегулированы, а рассматриваемые в документах стратегического планирования вопросы носят многоаспектный характер как в области обеспечения национальной безопасности, так и в сфере социальноэкономического развития Российской Федерации. В статье дано краткое описание требований принимаемых на федеральном уровне нормативных правовых актов по реализации государственной политики в сфере органов внутренних дел. Высказан ряд соображений по аспектам выстраивания документа, регулирующего вопросы правового обеспечения документов стратегического планирования, отнесенных к компетенции МВД России, в том числе и ведомственных документов стратегического планирования. Цель исследования: совершенствование правовых основ стратегического планирования правоохранительной деятельности в системе МВД России, определение порядка внесения изменений в ведомственные нормативные правовые акты в целях реализации документов стратегического планирования и повышения эффективности деятельности подразделений МВД России. Методологическую основу исследования составил диалектический подход к научному познанию проблем стратегического планирования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Результаты и ключевые выводы: решение проблем правового обеспечения стратегического планирования правоохранительной деятельности органов внутренних дел; формирование полноценной правовой базы стратегического планирования сможет позитивно повлиять на состояние правопорядка в стране. Это поможет создать сбалансированные условия для обеспечения достойного качества жизни и защищенности населения от противоправных посягательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эдуард Викторович Еремин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About improvement of legal support of strategic planning of law enforcement activity of internal affairs bodies

Relevance: the material presented in the article concerns the issues of legal support for strategic planning of law enforcement activities of internal affairs bodies, including in the form of their participation in the implementation of conceptual documents in the field of internal affairs bodies. As one of the priority areas of activity of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation, the solution of tasks for the development and implementation of state policy and legal regulation in the field of internal affairs, in the field of control over the circulation of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, in the field of migration has been determined. Statement of the problem: in the law enforcement sphere, the issues of legal regulation of strategic planning documents within the framework of the implementation of legislative requirements have not been regulated, and the issues considered in the strategic planning documents are multidimensional in nature, both in the field of ensuring national security and in the sphere of socio-economic development of the Russian Federation. The article provides a brief description of the requirements of the regulatory legal acts adopted at the federal level for the implementation of state policy in the field of internal affairs bodies. A number of considerations have been expressed on the aspects of building a document regulating the issues of legal support of strategic planning documents referred to the competence of the Ministry of Internal Affairs of Russia, including departmental strategic planning documents. Purpose of the study: improving the legal framework for strategic planning of law enforcement in the system of the Ministry of internal affairs of Russia, determining the procedure for amending departmental regulations in order to implement strategic planning documents and increase the efficiency of the units of the Ministry of internal affairs of Russia. The methodological basis of the research was formed by a dialectical approach to scientific knowledge of the problems of strategic planning of law enforcement activities of internal affairs bodies. Results and key conclusions: solving the problems of legal support for the strategic planning of law enforcement activities of the internal affairs bodies, the formation of a full-fledged legal framework for strategic planning can positively affect the state of law and order in the country. This will help create balanced conditions for ensuring a decent quality of life and protection of the population from unlawful encroachments.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

УДК 005.51:351.74 _

ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10548

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Эдуард Викторович ЕРЕМИН, главный эксперт-специалист управления выработки государственной политики и управленческих решений в сфере внутренних дел Организационно-аналитического департамента МВД России E-mail: eremin3334@gmail.com

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация.

Актуальность: представленный в статье материал касается вопросов правового обеспечения стратегического планирования правоохранительной деятельности органов внутренних дел, в том числе в виде их участия в реализации концептуальных документов в сфере органов внутренних дел. В качестве одного из приоритетных направлений деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации определено решение задач по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции.

Постановка проблемы: в правоохранительной сфере вопросы правового регулирования документов стратегического планирования в рамках реализации требований законодательства не урегулированы, а рассматриваемые в документах стратегического планирования вопросы носят многоаспектный характер как в области обеспечения национальной безопасности, так и в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.

В статье дано краткое описание требований принимаемых на федеральном уровне нормативных правовых актов по реализации государственной политики в сфере органов внутренних дел. Высказан ряд соображений по аспектам выстраивания документа, регулирующего вопросы правового обеспечения документов стратегического планирования, отнесенных к компетенции МВД России, в том числе и ведомственных документов стратегического планирования.

Цель исследования: совершенствование правовых основ стратегического планирования правоохранительной деятельности в системе МВД России, определение порядка внесения изменений в ведомственные нормативные правовые акты в целях реализации документов стратегического планирования и повышения эффективности деятельности подразделений МВД России.

Методологическую основу исследования составил диалектический подход к научному познанию проблем стратегического планирования правоохранительной деятельности органов внутренних дел.

Результаты и ключевые выводы: решение проблем правового обеспечения стратегического планирования правоохранительной деятельности органов внутренних дел; формирование полноценной правовой базы стратегического планирования сможет позитивно повлиять на состояние правопорядка в стране. Это поможет создать сбалансированные условия для обеспечения достойного качества жизни и защищенности населения от противоправных посягательств.

Ключевые слова: стратегическое планирование, правоохранительная деятельность, документ стратегического планирования, государственное управление, полномочия, нормативный правовой акт, план, реализация документа стратегического планирования, ведомственный документ стратегического планирования.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

Annotation.

Relevance: the material presented in the article concerns the issues of legal support for strategic planning of law enforcement activities of internal affairs bodies, including in the form of their participation in the implementation of conceptual documents in the field of internal affairs bodies. As one of the priority areas of activity of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation, the solution of tasks for the development and implementation of state policy and legal regulation in the field of internal affairs, in the field of control over the circulation of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, in the field of migration has been determined.

Statement of the problem: in the law enforcement sphere, the issues of legal regulation of strategic planning documents within the framework of the implementation of legislative requirements have not been regulated, and the issues considered in the strategic planning documents are multidimensional in nature, both in the field of ensuring national security and in the sphere of socio-economic development of the Russian Federation.

The article provides a brief description of the requirements of the regulatory legal acts adopted at the federal level for the implementation of state policy in the field of internal affairs bodies. A number of considerations have been expressed on the aspects of building a document regulating the issues of legal support of strategic planning documents referred to the competence of the Ministry of Internal Affairs of Russia, including departmental strategic planning documents.

Purpose of the study: improving the legal framework for strategic planning of law enforcement in the system of the Ministry of internal affairs of Russia, determining the procedure for amending departmental regulations in order to implement strategic planning documents and increase the efficiency of the units of the Ministry of internal affairs of Russia.

The methodological basis of the research was formed by a dialectical approach to scientific knowledge of the problems of strategic planning of law enforcement activities of internal affairs bodies.

Results and key conclusions: solving the problems of legal support for the strategic planning of law enforcement activities of the internal affairs bodies, the formation of a full-fledged legal framework for strategic planning can positively affect the state of law and order in the country. This will help create balanced conditions for ensuring a decent quality of life and protection of the population from unlawful encroachments.

Keywords: strategic planning, law enforcement, strategic planning document, public administration, powers, regulatory legal act, plan, implementation of a strategic planning document, departmental strategic planning document.

I I ля Министерства внутренних дел Россий-I I ской Федерации (далее — МВД России У |или Министерство) проблемы выбора и ВнедреНия современных технологий управления, качества профессиональной подготовки сотрудников, формирования и развития у них стратегического мышления являются в настоящее время актуальными.

Сегодня речь идет о формировании отечественной системы стратегического планирования в чрезвычайно важном и сложном социальном секторе, обеспечивающем безопасность личности, общества, государства и имеющем значение для бизнеса, государственных предприятий и учреждений, городов и регионов, страны в целом.

Как предметная сфера человеческой деятельности стратегическое планирование в правоохранительной сфере представляет собой подсистему государственного управления, призванную обеспечить социальную безопасность личности, общества, государства в экономической, поли-

тической, социально-бытовой и культурно-духовной сферах жизнедеятельности.

Так, разделение в Российской Федерации законодательной, исполнительной и судебной власти стало основным историческим моментом выделения управления в социальный институт. Одной из функций государства как дееспособного социального института является удержание социального порядка и обеспечение безопасности в интересах общества.

Также можно отметить, что функция государственного управления состоит не только в решении вопросов их сохранения, но и развития, преобразования в связи с необходимостью обеспечивать продуктивность социальных форм и институтов. В динамике государство выполняет консервативную или охранительную функцию, так как старается удержать свои позиции неопределенно долго, а управление стремится к трансформации механизмов и структур, чтобы быть адекватным вновь возникающим в обществе условиям и задачам1.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

Значительным шагом в правовом обеспечении государственного управления и стратегического планирования стало принятие 28 июня 2014 г. Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 172-ФЗ).

В Федеральном законе № 172-ФЗ, на наш взгляд, были впервые установлены правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического планирования и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

В связи с этим речь идет уже о формировании единой системы стратегического управления, которая предусматривает формирование основных направлений устойчивого развития Российской Федерации, а также разработку и периодическую корректировку комплекса мероприятий по реализации национальных приоритетов.

Стратегическое планирование, по сути, направлено на обеспечение комплексного преобразования в военной, правоохранительной, экономической, социальной, международной, духовной, информационной, экологической и иных сферах.

При этом если руководство государства действительно желает повысить эффективность использования бюджетных средств, то, исходя из целей национального развития, оно должно добиваться высокого качества, высоких стандартов стратегического планирования, привлекая к решению этой задачи специалистов в области экономики, социологии, юриспруденции и психологии. Надлежит построить такую систему, чтобы все запланированное четко контролировалось и реализовывалось. Поэтому необходимо сформировать и четкую систему стратегического планирования, в том числе и в правоохранительной системе.

Так, в соответствии с п. 9 ст. 4 и подп. 1 п. 7 ст. 10 Федерального закона № 172-ФЗ Министерство осуществляет полномочия по разработке документов стратегического планирования, а также координирует и методически обеспечивает стратегическое планирование в отдельных сферах государственного управления: в сфере внут-

ренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее — сфера внутренних дел), а также по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

МВД России при реализации своих полномочий затрагивают непосредственно как сферу социально-экономического развития Российской Федерации, так и сферу обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Существенным является то обстоятельство, что Федеральный закон определяет категорию документов в сферах обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.

Немаловажным фактором также является и то, что согласно ст. 2 указанного Закона к иным документам стратегического планирования относятся нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие вопросы стратегического планирования (далее — ведомственный документ стратегического планирования) и принятые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом № 172-ФЗ, другими федеральными законами, а также принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

При этом само понятие ведомственный документ в системе МВД России впрямую не закреплено ни одним нормативным правовым актом Министерства. Подобное обстоятельство, на наш взгляд, приводит к неопределенности трактовки термина «ведомственный документ стратегического планирования», но в то же время приведенный в ст. 2 Федерального закона № 172-ФЗ постулат позволяет в системе МВД России регулировать вопросы стратегического планирования соответствующими нормативными правовыми актами. Таким актом, например, является Концепция правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017-го по 2021 г., утвержденная приказом МВД России от 9 января 2017 г. № 1 (см. абзацы 1 и 33 п. 1 указанной Концепции).

Наряду с этим важным аспектом для закрепления правового регулирования стратегического планирования в системе МВД России является формирование целей, направлений и задач

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

ведомственного документа стратегического планирования и механизмов его реализации.

Вместе с тем сравнительный анализ положений Федерального закона № 172-ФЗ показывает, что понятие «реализация документа стратегического планирования» указанным нормативным правовым актом не закреплено.

Кроме того, также четко не определены механизмы и инструменты реализации документа стратегического планирования.

Таким образом, в целях правового и организационного обеспечения стратегического планирования в системе МВД России целесообразно сформулировать следующие понятия:

■ реализация документа стратегического планирования — выполнение совокупности мер и действий по реализации государственной политики, направленных на достижение целей и решение задач социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документе стратегического планирования;

■ механизмы и инструменты реализации документов стратегического планирования — технологии, технические, программные, нормативные правовые, организационные средства и ресурсы, методики и способы, используемые в целях реализации документа стратегического планирования.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, к основным полномочиям Министерства относятся:

■ формирование основных направлений государственной политики в сфере внутренних дел на основе анализа и прогнозирования: состояния преступности; положения дел в области охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности; миграционных процессов;

■ разработка и осуществление мер по реализации государственной политики в сфере внутренних дел.

Исходя из положений федерального законодательства можно сформулировать и закрепить определение понятия «ведомственный документ стратегического планирования».

А именно, это документ, который определяет цели, направления и задачи государственной

политики по развитию органов внутренних дел на среднесрочный период, а также предусматривает в рамках установленных полномочий МВД России обеспечение планируемых результатов деятельности подразделений Министерства и реализацию документов стратегического планирования.

При этом потребуется внесение изменений в Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, утвержденные приказом МВД России от 27 июня 2003 г. № 484.

Помимо этого, следует учитывать, что план является механизмом реализации документа стратегического планирования, обеспечивающим сопряжение целеполагания и практической деятельности по формированию и реализации государственной политики в установленной сфере ведения.

И поскольку план реализации документа стратегического планирования разрабатывается с учетом специфики решения задач оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел согласно требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (далее — специальные планы), то его желательно отнести к специальному планированию.

Особенности специального планирования документа целесообразно предусмотреть отдельным разделом в существующем приказе МВД России от 26 сентября 2012 г. № 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации»; или, учитывая, что нормативный правовой акт об организации планировании принят был сравнительно давно, то, на наш взгляд, представляется логичным предусмотреть раздел о специальном плане в новом нормативном правовом акте МВД России о планировании.

Данные новеллы в правом регулировании организации стратегического планирования в системе МВД России позволят более эффективно подразделениям Министерства организовать оперативно-служебную деятельность.

2 Андреев H.A., Коробов В.Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере: Учебник / Под ред. В.В. Гордиенко. М.: Академия управления МВД России, 2015. С. 24—25.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

Библиографический список

1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от

28.06.2014 г. № 172-ФЗ // http://www.pravo.gov.ru

2. Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации // http://www.pravo.gov.ru

3. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 05.06.2020 г. № 372). Первоначальный текст документа опубликован: http://www.pravo.gov.ru

4. Постановление Правительства РФ от

29.10.2015 г. № 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мо-

ниторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации // http://www.pravo.gov.ru

5. Приказ МВД России от 26.09.2012 г. № 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 24.04.2019 г. № 272) // http://www.pravo.gov.ru

6. Приказ МВД России от 27.06.2003 г. № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» (ред. от 25.05.2020 г. № 368) // http://www.pravo.gov.ru

7. Андреев H.A., Коробов В.Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере: Учебник / Под ред. В.В. Гордиенко. М.: Академия управления МВД России, 2015.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.

ISBN 978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.

Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.