актуальность. Формирование личности у молодого поколения важно потому, что именно молодежь является тем звеном, через которое практически реализуется преемственность поколений, происходит накопление опыта и интеллектуального потенциала нашего общества.
Таким образом, выявление и профилактика экстремизма в молодежной среде способствует формированию толерантной среды и культуры безопасности молодых граждан страны.
Список литературы
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. -№ 30. Ст. 3031.
2. Закон Республики Калмыкия от 17 июля 2015 года № 130-V-3 «Об основных направлениях государственной молодежной политики Республики Калмыкия» // Хальмг ®нн - 2015. - № 127.
3. Рекомендации по профилактике и противодействию экстремизма в молодежной среде // URL: http://www.mimiy.ru/info/anti_terror/6205-rekomendacii-po-profilaktike-i-protivodeystviyu-ekstremizmu-v-molodezhnoy-srede.html.
4. Гайдбук по организации мероприятий в сфере профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде // URL: https://minmol.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2733167.pdf.
5. Методические рекомендации по вопросам профилактики проявлений экстремизма и воспитания толерантности в детской и молодежной среде // URL: https:// lubsvetoforik18.edumsko.ru/conditions/safety/post/385457.
DOI 10.24412/cl-37063-2023-97-99
Болдырева Э.Н.
ОБ АКТУАЛЬНОЙ РОЛИ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
БПОУ РК «Торгово-технологический колледж», г. Элиста
Аннотация. В статье затронут вопрос актуализации волонтерства на современном этапе среди студенческой молодежи.
Ключевые слова: волонтерство, студенты, социализация личности.
На сегодняшнем этапе развития нашей страны движение волонтёров обретает все более широкую масштабность, в особенности это можно заметить, когда для людей наступают трудные времена, и когда только лишь не ищущая никакой выгоды волонтерская помощь становится для многих граждан единственной нитью, которая связывает их с остальным миром.
Сложившаяся за последние годы эпидемиологическая ситуация, осознание факта ее тяжести и того, как она влияет на здоровье и настроение народа, становится своего рода фактором того, что подавляющее количество молодежи осознает всю необходимость в оказании любой помощи для нуждающихся. Естественно, что в таких условиях активность возрастает и у студентов, которые обучаются в средних профессиональных образовательных организациях.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что на современном этапе развития в структуре образовательной системы уже уверенно функционируют инновационные формы деятельности среди студентов. В этой связи деятельность волонтеров становится в особенности актуальной в сфере образования. Напрямую влияя на изменения в мировоззрении самого студента, развитие молодежного движения волонтеров способно также развить у него активную жизненную позицию.
На важности и актуальности мероприятий, связанных с развитием добровольческих течений в структуре образовательных организаций, делается акцент и в национальном проекте
СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ
«Образование». Вместе с тем этот же аспект затронут и во ФГОС профессионального образования - посредством формирования, а также развития общих компетенций. Нельзя не сказать и о том, что этот вопрос находит свое отражение и в обсуждении среди учёных и по сей день.
По словам Беликова В.А., структура среднего профессионального образования, обладая внушительным потенциалом, направленным на решение задач, связанных с воспитанием студентов, к тому же носит характер, отличающийся практикоориентированностью и личностной значимостью [2]. Исследователь также акцентировал внимание на том, что огромная роль отводится педагогам-наставникам, социальным наставникам, родителям студентов и другим заинтересованным лицам на этапах воспитания тех качеств, которые в последующем смогут обеспечить активную позицию каждого студента, направленную на сохранность окружающей среды, в деятельности социального характера и вместе с тем в командообразовании и прочего.
Основа для работы волонтерского студенческого отряда - это неравнодушное отношение молодежи к среде, которая их окружает, к обществу в целом и к отдельным людям, которые нуждаются в их помощи.
Под волонтерской деятельностью понимают добровольную форму объединения с целью достигнуть общественно значимые цели, и вместе с тем форму, которая способствует активности социального направления и также росту личности каждого из ее участников [3, с. 13]. Основная задача развития и популяризации движения волонтеров вместе со студенческим самоуправлением заключается в повышении уровня активности социального характера у студентов, и также стоит сказать о том, что развитие и популяризация волонтерства - одна из самых главных задач в процессе учебно-воспитательной деятельности во всех образовательных учреждениях [4, с. 286].
Волонтеры - это лидеры образовательных учреждений, своего рода главный интеллектуальный и инновационный капитал любого ВУЗа или ССУЗа. Как нами уже говорилось ранее, воспитательная деятельность в любом учебном учреждении не может считаться цельной без развития волонтерского движения.
При помощи деятельности волонтеров решается ряд следующих задач:
- создаются такие условия, которые предполагают вовлечение студентов в развитие образовательного учреждения, города и даже страны в целом;
- создаются все условия, которые облегчают участие любого студента в социально значимых акциях;
- также стоит сказать и о том, что решается задача, связанная с основами организации досуга каждого студента;
- решается и задача, основным направлением которой является развитие потенциала творческой составляющей, направленного в том числе на повышение уверенности в себе;
- происходит приобретение определенных новых навыков и знаний;
- и, наконец, повышается конкурентноспособность молодого специалиста на рынке труда, по причине того, что он уже имеет определенные навыки.
Развитие волонтерского движения осуществляется в условиях:
- пропаганды идей добровольчества, как среди преподавателей вуза, так и среди студентов;
- работы тех, кто поддерживает идеи добровольного служения обществу и способствует их реализации;
- осуществления безвозмездной помощи.
Вовлеченность молодежи в добровольческую деятельность способствует:
- развитию патриотического воспитания и понимания национально-государственных интересов;
- развитию духовно-нравственных ценностей;
- снижению рисков вовлечения молодежи в антиобщественные поступки;
- развитию готовности к сотрудничеству с другими людьми;
- развитию самовыражения, самоопределения, самореализации;
- развитию уважения к другой точке зрения;
- творческому росту;
- увеличению межкультурной толерантности в обществе [1, с. 65].
Добровольческая деятельность обладает рядом достоинств, она:
- развивает проектную культуру и проектное мышление;
- развивает коммуникативные способности;
- учит делегировать полномочия;
- учит нести ответственность за совместное взаимодействие;
- развивает лидерские навыки;
- повышает дисциплину;
- развивает инициативность.
Толерантность с уверенностью можно назвать уникальной ценностью и вместе с тем нормой в гражданском обществе по той причине, что она направлена на обеспечение определенного баланса в различных группах, среди которых можно выделить религиозные, этнические или же политические, и вместе с тем толерантность затрагивает развитие уважения, готовность понять представителя другой культуры. Говоря о толерантном человеке, перед собой обычно представляют человека, у которого адекватная самооценка, обладающего высоким чувством собственного достоинства и вместе с тем у него есть своя собственная система, в которую входят нравственные нормы и ценности [5, с. 598].
Таким образом, участие в волонтерском движении развивает ценностные ориентации, позволяет решить актуальную проблему организации досуга, повышает коммуникативный потенциал, учит грамотно распределять свое свободное время, снижает недоброжелательность, нетерпимость и агрессивность.
Список литературы
1. Белозерцева Г. В. Вовлечение молодежи в социальную практику путем развития волонтерской деятельности // Образование. Карьера. Общество. 2019. № 39. С. 64-69.
2. Беликов В. А. Методологические основания решения проблем воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 1 (25). С. 12-21.
3. Конвисарева Л. П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: Дис. ... канд.пед.наук. Кострома, 2019. 211 с.
4. Макаров А. В., Луцева И. Ю. Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив // Молодой ученый. 2020. № 12. С. 285-287.
5. ПальчевскаяЕ. С., КуимоваМ. В. Volunteerism as a means to promote spiritual and moral development // Молодой ученый. 2018. № 4 (84). С. 597 599.
DOI 10.24412/с1-3 7063 -2023 -99-102
Будыльская Н.В.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДИСКРЕДИТАЦИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калмыцкий филиал ФГБОУИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический
университет», г. Элиста
Аннотация. В статье дана правовая оценка дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации, проанализированаответственность за публичные действия, порочащие российскую