Дубынина Т. В.
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Приверженность Российской Федерации верховенству права [1], провозглашение России правовым государством [2] и ее постоянное членство в Организации Объединенных Наций свидетельствует о включенности нашего государства в современный правопорядок. В настоящее время сфера международной и национальной безопасности является одной из ключевых областей деятельности любого государства, предметом внутриполитической борьбы, внимания гражданского общества, научных исследований. Это, в свою очередь, требует осознанного подхода к проблемам национальной и международной безопасности со стороны специалистов различных отраслей науки, техники, инноваций.
14 февраля 2013 года на конференции на тему: «Военная безопасность России: XXI век» начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ В.В. Герасимов отметил, что «до 2020 года следует ожидать расширения спектров и способов вызовов и угроз, являющихся результатами формирования мировой многополярной системы» [8]. По его словам, сегодня основной акцент делается не на военные меры, а на политические, дипломатические и экономические решения международных проблем. Он также обратил внимание на то, что «возросла роль невоенных способов достижения политических и стратегических целей в вооруженной борьбе с противником, которые по своей эффективности превосходят военные средства. Наличие у России современных Вооруженных Сил является важнейшим условием существования страны, а значит, их становлению и развитию должно уделяться со стороны военно-политического руководства самое пристальное внимание». Кроме того, В.В. Герасимов сообщил, что на основе прогнозов военно-политической обстановки планируется разработка нового плана обороны России на 2016-2020 гг., плана строительства Вооруженных Сил РФ на период 201601010 гг. и Государственной программы вооружений до 2025 года.
Так, в целях повышения качественного состояния Вооруженных Сил проводится работа по оснащению войск современным вооружением и тех-
никой, строительству инфраструктуры для их эксплуатации, подготовки специалистов, созданию необходимой учебно-материальной базы и фонда служебного жилья. В 2013 году Министерством обороны принята новая имущественная политика. Пересмотрены подходы к аутсорсингу [7].
Правовое обеспечение военной безопасности до недавнего времени осуществлялось в основном нормами публичного права: военного, административного, военно-уголовного, международного права. Однако за последние десятилетия в экономике и государственно-правовой системе России можно видеть глубокие и взаимосвязанные изменения. Произошло кардинальное преобразование отношений собственности, всего строя экономических отношений. Переход от единой централизованной экономики, основанной на господстве государственной собственности, к собственности частной и товарно-денежным отношениям как основной форме экономических связей, повлек за собой адекватное изменение в государственно-правовой системе. В российской правовой системе возродился дуализм, характеризующий все современные развитые правовые системы, - деление права на частное и публичное. Конституция РФ закрепляет фундаментальные положения как частного, так и публичного права. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Ст. 35 Основного закона закрепляет законодательную охрану частной собственности (нормы частного права). Статья 59 Конституции РФ в качестве долга и обязанности гражданина устанавливает защиту Отечества. Отрасль гражданского (частного) права испытывает в настоящее время также давление со стороны публичного права. Так, участниками гражданского оборота согласно ГК РФ могут выступать территориально-правовые образования, от имени которых в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Федеральным законом РФ№ 99-ФЗ от 05 мая 2014 г. «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» вводится понятие корпоративных и унитарных юридических лиц. К последним могут относиться и организации, обладающие публично-
правовой природой (публично-правовые компании). Граждане РФ, исполняя долг по защите Отечества, заключают контракт о прохождении военной службы (вид договора), который в настоящее время приобрел исключительно публично-правовой характер. Следовательно, средства исключительно публичного права для всестороннего правового обеспечения военной безопасности России не являются достаточными.
Выполнение задач по обеспечению военной безопасности РФ предполагает слаженную работу всех субъектов данной деятельности, которые в условиях мирного времени участвуют в заключении широкого круга гражданско-правовых договоров, исполнении обязательств по ним, несении гражданско-правовой ответственности.
Вызывает интерес рассмотрение таких аспектов межотраслевого (публично-правового и частноправового) регулирования, как: организация и порядок перевозок, поставки продукции, вооружения и военной техники для нужд обороны; договорная работа в военных организациях; правовой режим имущества военных организаций; ответственность военных организаций и военнослужащих по гражданско-правовым обязательствам; защита прав, чести, достоинства и деловой репутации военнослужащих; деятельность субъектов различных направлений военного сотрудничества; применение гражданского законодательства в сфере военного управления и интеллектуальной собственности и др.
В.Н. Старцун отмечает, что гражданские правоотношения, в которые вступают военные организации и военнослужащие «характеризуются рядом особенностей, которые, однако, действующим законодательством не учитываются. Так, например, в случае причинения военной организацией вреда как владельцем источника повышенной опасности, ответственность военной организации наступает по общим правилам, установленным ст. 1079 ГК РФ. При этом не принимается во внимание специальный статус лиц, проходящих военную службу в военных организациях, специфическое предназначение имущества военных организаций, характер выполняемых ими задач и др. Также на общих основаниях наступает и договорная ответственность военных организаций, что нельзя признать обоснованным. В угрожаемый период и военное время все гражданско-правовые отношения с участием военных организаций, в том числе связанные с аутсорсингом в Вооруженных Силах, должны прекращаться. В противном случае из-за неисполнения контраген-
тами военных организаций своих обязанностей по заключенным договорам могут быть сорваны оборонительные или наступательные операции российских войск, в результате чего российская сторона потерпит поражение. В связи с этим в угрожаемый период или в военное время все гражданско-правовые договоры с участием военных организаций должны расторгаться в одностороннем порядке, а действие отдельных из них приостанавливаться, без возмещения контрагентам военных организаций убытков, причиненных таким расторжением или приостановлением» [12].
Определение конкретных областей применения гражданско-правовых ном в деятельности субъектов обеспечения военной безопасности имеет большое значение, так как выработка правового механизма их применения является задачей военного права. Так, например, общие гражданско-правовые аспекты деятельности, связанной с управлением имуществом военных организаций регулируются нормами гражданского законодательства. Отдельные же вопросы в данной области, возникающие в процессе деятельности по обеспечению военной безопасности, имеющие значение для обороны и обороноспособности государства, детальным образом урегулированы нормами военного законодательства [6].
Начиная со времени образования Российской Федерации как независимого государства, военная организация государства, Вооруженные Силы РФ силы как ее основа в частности, претерпевают серьезные изменения. При этом в последние годы активно используется и перерабатывается опыт передовых в военном отношении государств. Прежде всего, речь идет о концепции сетецентричности1 [11], об изучении доктрин ведущих в военном отношении зарубежных стран и о других, более частных вопросах. Не остается без внимания и такое явление, как использование частных военных компаний и передача в частные руки некоторых функций государства по обеспечению военной безопасности, т.н. «приватизация военной сферы». В последнее время этот вопрос становится актуальнее, так как на него обратил внимание
1 Сетецентричность - принцип организации систем управления, позволяющий реализовать режим ситуационной осведомлённости благодаря формированию и поддержанию единой для всех ярусов управления, целостной, контекстной информационной среды и включения в процесс её непрерывной актуализации возможно большего числа источников первичной информации. См.: И.М. Попов Сетецентрическая война: готова ли к ней Россия? Советская Россия. 19 января 2009 г.ЦЯЬ: http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=56877 (дата
обращения: 10.10.14).
президент России В.В. Путин, который в апреле 2012 года заявил о том, что развитие деятельности таких частных организаций соответствует национальным интересам России [10]. Условия, пределы и порядок регрессной ответственности военнослужащих помимо Гражданского кодекса РФ регулируются и нормами военного законодательства: Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [4] и Федеральным законом от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» [3].
Создание частных военных компаний представляет собой исключительно коммерческую инициативу в отличие от привлечения наемников или создания структур по принципу Иностранного легиона. Деятельность таких компаний должна соответствовать интересам российского государства, общества и личности. При рассмотрении вопроса о привлечении к обеспечению военной безопасности частных военных компаний политикам необходимо определить широкий круг правоотношений, которые требуют законодательного упорядочивания. В область гражданско-правового регулирования попадают вопросы, касающиеся: правового положения частных военных компаний как юридических лиц; правового статуса их сотрудников; определения услуг военного назначения и порядка их оказания; формы, содержания и перечня возможных сторон договора на оказание таких услуг и др.
При разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства в области обеспечения военной безопасности главным является умелое сочетание методов публично-правового и частноправового регулирования и гибком изменении их соотношения с учетом меняющейся общественной обстановки в целях усиления обороны и повышения обороноспособности российского государства. Данная деятельность должна опираться как на действующее законодательство, исторический опыт России и зарубежных стран в правовом регулировании отношений в области обороны и безопасности, и осуществляться на научной основе. Как отметил глава комитета Совета Федерации по обороне В.А. Озеров: «Разрыв между военной наукой и практической деятельностью в сфере военного строительства должен быть устранен» [9].
Правовые основы обеспечения военной безопасности личности, общества и государства являются предметом науки военного права, которая в настоящее время рассматривается как «система знаний о правовом содержании
процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства» [13].
Все большее количество ученых склоняется к выводу о том, что военно-правовая наука не может замыкаться только на военной проблематике, а должна включать исследование правовых аспектов всего круга оборонных вопросов, которыми ни одна другая отрасль правовых знаний не занимается [13]. Следовательно, ее предметом должны стать и вопросы правового, в том числе гражданско-правового, обеспечения оборонной деятельности государства, на что в свое время ориентировали проекты нормативных актов Министерства обороны РФ [5].
Кроме того, исторический анализ развития военного права России свидетельствует о том, что отношения в области обеспечения военной безопасности государства получали детальную регламентацию в государственных нормативных правовых актах. Совершенствование общественных отношений всегда детерминировало участие военнослужащих и военных организаций в гражданских правоотношениях и, следовательно, применение норм гражданского права в их деятельности. Нормы гражданского права все больше находят свое отражение в источниках военного права, и подобная тенденция, по мнению автора, должна явиться стимулом к созданию единого концептуального правового документа в области обеспечения военной безопасности государства, отдельный раздел которого будет посвящен гражданско-правовому обеспечению военной безопасности.
В последние годы наметилась объективная тенденция к расширению сферы предмета исследований в области военного права, детерминируемая изменяющимися социально-экономическими и политико-правовыми реалиями, реформированием военной организации государства, включением в гражданский оборот все большего количества участников. В этой связи представляется назревшим вопрос расширения научной специальности 20.02.03 за счет расширения и конкретизации раздела «Военные аспекты гражданского права». Такой шаг открыл бы новые актуальные направления научных исследований в области межотраслевого регулирования норм военного права и гражданского права в соответствии с современными угрозами и вызовами безопасности, с которыми приходится сталкиваться военной организации государства, а также уровнем развития общественных и экономических отношений на современном этапе.
Военная безопасность имеет всеобъемлющий и комплексный характер и представляет повседневную деятельность по поддержанию необходимого и достаточного военного потенциала, построению стабильной системы международных отношений во всех областях, включая экономику, политику, военную сферу и правоохранительную деятельность, а также поддержанию готовности личности, общества и государства к предупреждению и парированию военных угроз, а также всестороннему обеспечению стабильного функционирования военной организации государства.
Представляется, что необходимость решения научной и практической проблемы несоответствия уровня разработки гражданского и военного законодательства, применяемого в сфере обеспечения военной безопасности, современным требованиям обеспечения национальной безопасности будет определять важнейшие направления развития военного права. Одним из таких направлений должны стать проникновение, интеграция гражданско-правового регулирования в военное законодательство. Главной особенностью представляется то, что при использовании гражданско-правовых норм в оборонной сфере особо следует учитывать публично-правовую составляющую регулируемых отношений.
Литература:
1. Rule of Law (Декларация тысячелетия 2000г., Итоговый документ Всемирного Саммита 2005 г.).
2. Ст. 1 Конституции РФ.
3. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих. Собрание законодательства РФ от 19 июля 1999 г. № 29, ст. 3682.
4. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Собрание законодательства РФ № 22 от 01 июня 1998 г., ст. 2331.
5. См.: Директива МО РФ № 110 , 1993 г. «О разработке Концепции военно-правовой реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации».; Директива МО РФ № 11, 1994 г. «О порядке разработки Концепции военно-правовой реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации»; Концепция военно-правовой реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Проект. М., 1994 и др. Сайт: Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru.
6. См., напр.: Приказ министра обороны РФ от 24 января 2010 г. № 1912 (ред. от 2 марта 2012 г.) «О видах особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений Министерства обороны РФ».
7. Официальный сайт Президента России: Стенограмма расширенного заседания коллегии Минобороны. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19816 (дата обращения: 21.01.2014).
8. Выступление начальника Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ - первого заместителя Министра обороны России В.В. Герасимова на научно-практической
конференции «Военная безопасность России: XXI век». 14 февраля 2013 г. Сайт «Армия и общество». URL: http://www.arm-ob.ru/interviy/. (дата обращения: 10.10.14).
9. Стенограмма выступления главы комитета Совета Федерации РФ по обороне В.А. Озерова на научно-практической конференции «Военная безопасность России: XXI век». 14 февраля 2013 г. Сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ. URL: http://www.council.gov.ru/. (дата обращения: 10.10.14).
10. Цит.: Неелов В.М. Частные военные компании в России: опыт и перспективы использования. Сайт Центра стратегических оценок и прогнозов. URL: http://www.csef.ru/index.php/ru/oborona-i-bezopasnost/project/504-spetsialnye-operatsii-teoriya-sily-i-sredstva/1-stati/4838-chastnye-voennye-kompanii-v-rossii-opyt-i-perspektivy-ispolzovaniya. (дата обращения: 09.09.14).
11. Попов И.М. Сетецентрическая война: готова ли к ней Россия? Советская Россия. 19 января 2009 г. URL: http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file= article&sid=56877 (дата обращения: 10.10.14).
12.Старцун В.Н. Вопросы участия военных организаций в гражданских правоотношениях. Электронное научное издание «Военное право», № 1, 2014 г. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/5268. (Дата обращения: 05.10.14).
13 .Толкаченко А.А. Современное состояние военно-юридической (военно-правовой) науки и ее роль в укреплении безопасности России. Право и безопасность. № 34, 2007 г. URL: http://pravo-bezopasnost.ru/ (дата обращения: 15.09.14).