Научная статья на тему 'Военная организация государства и ее структурные элементы: системно-правовой анализ'

Военная организация государства и ее структурные элементы: системно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5516
578
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / СИСТЕМНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубынина Татьяна Викторовна

Статья посвящена проблеме определения и уточнения понятий и организационно-правового положения военной организации государства и входящих в ее состав Вооруженных Сил РФ и иных системных образований как в узком, так и в широком смыслах. Вооруженные силы РФ и их состав автор рассматривает как совокупность входящих в их состав структурных элементов (материальная сторона изучения) и как системное образование, функционирующее в области государственного (военного) управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военная организация государства и ее структурные элементы: системно-правовой анализ»

УДК - 342.347 Дубынина Татьяна Викторовна

Военная организация государства и ее структурные элементы: системно-правовой анализ

В настоящее время Россия оказалась в центре радикальных геополитических изменений экономического, социально-политического и военного характера. Новая расстановка военно-политических сил в мире, особенно в Европе, нарушила прежние основы стабильности, изменила характер, масштабы и содержание опасностей и угроз, приобретающих все более комплексный характер. Спектр основных угроз России официально определен в Концепции национальной безопасности Российской Федерации [6] и применительно к военной сфере детализирован в Военной доктрине [4] .

Субъектом обеспечения военной безопасности России в Военной доктрине названа военная организация государства, под которой понимается совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее - Вооруженные Силы и другие войска), составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации [4, п. 6].

Военная организация государства соответственно приведенному выше определению включает в свой состав органы государственного управления. В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти [17]. С позиций данного подхода понятие военной организации государства приведено в Военной доктрине в узком смысле. В широком смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти. Органы государственной власти РФ сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Консти-

туционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов [10].

Закон «Об обороне» определяет полномочия в области обороны для таких органов государственной власти как: Президент РФ, который является верховным главнокомандующим [1, ст. 87], Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления несут обязанности по обеспечению исполнения законодательства области обороны. Организации, их должностные лица и граждане также исполняют определенные функции и обязанности в сфере обороны [3, разд. 2].

Таким образом, полагаем, что военная организация государства в широком смысле представляет собой систему (строгое упорядочение) определенных органов государственной власти РФ, Вооруженных Сил РФ, организаций и их должностных лиц, а также граждан, осуществляющих деятельность по обеспечению военной безопасности государства. Т.е. государство - Российская Федерация (в лице органов власти, организаций, должностных лиц и граждан) организовано в систему таким образом, чтобы в случае военной угрозы безопасности каждый ее элемент выполнял строго определенные функции.

Вооруженные Силы РФ, как определено в ст. 10 Закона «Об обороне» [3], - государственная военная организация, составляющая основу обороны России. Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» [9] в состав Вооруженных Сил РФ входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации. Таким образом, Вооруженные Силы РФ это определенная организация [19] входящих в ее состав органов управления, воинских формирований, учреждений и организаций. Вооруженные Силы РФ как государственная военная организация структурно входят в военную организацию государства.

В административном отношении Вооруженные силы РФ состоят из объединений (округов), соединений и воинских частей. В Российской Федерации создано 4 военных округа, которые расположены на ее территории в соответствии с военно-административным делением страны на основании Указа Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1144 «О военно- административном делении Российской Федерации» [5]. В соответствии с Положением о военном округе Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 27 июля 1998 г. [8], военный округ является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты России, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. Из выше приведенного определения следует, что объединение (военный округ, флот) является составным элементом государственной военной организации - Вооруженных сил РФ и, следовательно, составной частью военной организации государства - России, территориального образования и самостоятельного субъекта правоотношений.

Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени субъекта Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. По аналогии с указанным положением от имени военного округа, который в административно-территориальном плане является частью Российской Федерации, в гражданском обороте могут выступать соответствующие органы военного управления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким органом является управление объединением, которое «взаимодействует с федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к его компетенции, через Генеральный штаб, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации, а

также непосредственно организует и поддерживает постоянное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на территории военного округа по вопросам планирования и выполнения мобилизационных мероприятий, мероприятий по подготовке граждан к военной службе, их призыва и приема по контракту на военную службу, территориальной обороны, обеспечения выполняемых войсками задач и их повседневной деятельности» [8, разд. 2].

Аналогичная ситуация складывается и в отношении соединений Вооруженных Сил РФ, которые входят в состав объединения Вооруженных Сил РФ [8, п. 2]. От лица соединений в гражданских правоотношениях выступают управления соединений.

Наименьшим звеном в военно-административном делении Вооруженных Сил являются воинские части Управления объединений, управления соединений и воинские части в качестве юридических лиц действуют на основании общих положений [11], утверждаемых Министром обороны РФ.

Таким образом, в административном плане Вооруженные силы РФ состоят из округов (объединений), соединений и воинских частей. Расположения объединений и входящих в них соединений, воинских частей Вооруженных Сил РФ охватывает территории нескольких субъектов России. Т.е. объединения с входящими в их состав соединениями и воинскими части являются своего рода «субъектами» военной организации государства, т.е. субъектами Российской Федерации в военно-административном отношении. Данный состав Вооруженных Сил РФ представляет собой материальную сторону изучения государственной военной организации, характеризующуюся всей совокупностью входящих в ее состав структурных элементов.

Иная сторона характеризует Вооруженные силы РФ как системное образование, функционирующее в области государственного (военного) управления. Государственная военная организация (в данном случае организация рассматривается как внутренняя упорядоченность, согласован-

ность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением. См.: Большая советская энциклопедия: В 30 т. М., 1969-1978.) [18] - Вооруженные Силы РФ, состоит из органов военного управления: Министерства обороны РФ, управлений объединений, управлений соединений и воинских частей.

По характеру выполняемых задач и объему полномочий в системе органов военного управления Вооруженных Сил РФ различают: центральные органы военного управления и региональные органы военного управления (органы военного управления округов, флотов, органы управления объединений, соединений и воинских частей).

Центральным органом военного управления в Вооруженных Силах Российской Федерации является Министерство обороны РФ, полномочия которого регламентируются ст. 13, 14 Федерального закона «Об обороне» и Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 (далее -Положение о Министерстве обороны РФ) [3; 11]. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны и иные, установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.

Министерство обороны РФ в соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ является юридическим лицом, несет ответственность по своим обязательствам, может быть истцом, ответчиком, а также третьим лицом в суде, арбитражном суде и третейском суде через своих представителей. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ, следовательно, представляет Вооруженные силы РФ как государственную военную организацию в гражданских правоотношениях.

В систему региональных органов военного управления входят: управления объединений, управления соединений, управления воинских частей Вооруженных Сил РФ. Управления объединений, управления соединений в качестве юридических лиц действуют на основании общих положений [11], утверждаемых Министром обороны РФ и представляют интересы объединений и соединений в гражданском обороте соответственно.

Согласно Закону «Об Обороне» воинская часть наряду с управлением объединения, управлением соединения может являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения и осуществляет свою деятельность в соответствии с Типовым общим положением о федеральном казенном учреждении Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденному приказом Министра обороны РФ от 29 июля 2011 г. № 1290 [3; 11].

Почему законодатель поставил воинскую часть в один ряд с органами военного управления, представляющими военно-административные субъекты военной организации государства (объединения, соединения) в гражданско-правовых отношениях и обладающими статусом юридического лица?

Законодательного определения воинской части не существует. Согласно определению, данному в Большой советской энциклопедии, воинская часть представляет собой организационно самостоятельную боевую, административную и хозяйственную единицу различных родов войск во всех видах вооружённых сил. Воинская часть состоит из органа управления, боевых, специальных и тыловых подразделений, например полк — из батальонов (дивизионов, эскадрилий), отдельный батальон — из рот и т.д. Воинские части могут входить в состав соединений [15]. Военный округ же, в соответствии с Положением о военном округе Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 27 июля 1998 г., является основной военно-административной единицей России, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил РФ. Соединениями являются воинские формирования, состоящие

из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие, приравненные к ним, воинские форми-рования[15].

Исходя из анализа данных выше определений, понятие воинской части от понятий объединения и соединения отличают слова «хозяйственная единица» Вооруженных Сил РФ. Что же означает «хозяйственная единица»?

Современное правоведение не приводит понятия «хозяйственной единицы». Экономическая теория хозяйственную единицу называет хозяйствующим субъектом, т.е. субъектом хозяйственного права [14].

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» [2] дает понятие хозяйствующему субъекту, под которым понимается «коммерческая или некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации». Другими словами, хозяйствующий субъект - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность от своего имени, следовательно, участник гражданского оборота.

Вопросы организации и функционирования войскового хозяйства в Вооруженных Силах Российской Федерации регламентируются Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 222 (далее - Руководство) [12], согласно которому войсковое (корабельное) хозяйство включает в себя материально-техническую базу, материальные и денежные средства соединений (воинских частей), а также отношения, возникающие в процессе

хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность включает в себя деятельность по использованию материально-технической базы, материальных и денежных средств в ходе боевой подготовки и повседневной деятельности, направленную на поддержание боевой и мобилизационной готовности соединений (воинских частей). Субъектами хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах РФ согласно Руководству являются воинские части (соединения). Следовательно, воинская часть в соответствии с военным законодательством, является самостоятельным хозяйствующим субъектом.

Органы военного управления наделены полномочиями по управлению войсковым (корабельным) хозяйством и контролю за ним. Так, Минобороны России разрабатывает предложения, касающиеся расходов на оборону, и представляет их в Правительство Российской Федерации, а также координирует работы, выполняемые в целях обороны [7, п. 6, подп.: 6, 45, 56, 71.]; организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил; обеспечивает в Вооруженных Силах учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам РФ. Управление военного округа осуществляет деятельность по обеспечению в установленном порядке финансово-хозяйственной деятельности подчиненных войск (сил) [8, п. 17, подп. т.].

Следовательно, нормы военного законодательства относят к числу субъектов хозяйствования органы военного управления (Минобороны РФ, управления объединений, управления соединений) и воинские части. Закон «Об обороне», являющийся основным источником военного права, закрепил данное положение, дав возможность указанным субъектом самостоятельно выступать в гражданском обороте в статусе юридических лиц в

форме федеральных казенных учреждений. В силу осуществления своей основной публичной функции по обеспечению военной безопасности государства Вооруженные Силы РФ обладают необходимым для этой цели имуществом, правом по управлению которым принадлежит органам военного управления и воинским частям.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Нормативные правовые акты:

1. Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 1691.

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Российская газета от 27 июля 2006 г. № 162.

3. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». Собрание законодательства РФ № 22 от 1 июня 1998 г., ст. 2331.

4. Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации». Собрание законодательства РФ от 15 февраля 2010 г. № 7 ст. 724.

5. Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1144 «О военно-административном делении Российской Федерации». Собрание законодательства РФ от 27 сентября 2010 г. № 39 ст. 4929.

6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Российская газета от 19 мая 2009 г.

7. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации». Собрание законодательства РФ от 23 августа 2004 г. № 34 ст. 3538.

8. Указ Президента РФ от 27 июля 1998 г. № 901 «Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., № 31, ст. 3840.

9. Указ Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федера-

ции от 14 мая 1992 г. № 19 ст. 1077.

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1)и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации». Сайт Конституции Россий ской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/act/government/180063/ Дата обращения (17.06.14).

11. Приказ Министра обороны РФ от 29 июля 2011 г. № 1290 «Об утверждении Типового общего положения о федеральном казенном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации» и Типового положения о филиале «Войсковая часть 00000» федерального казенного учреждения «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации». Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/55172530/ (дата обращения 18.06.14).

12. Приказ Министра обороны РФ от 23.07.2004 № 222 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации. (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 27.08.2008 N 454). Российская газета.10 октября 2008г

Литература:

13. Андреев Ю.Н. Участие государства а гражданско-правовых отношениях. СПб., 2005.

14. Антонова И.В., Лысенко М.В. Экономика. Курс лекций для студентов, 2007. Сайт: Электронная библиотека. URL: http://uchebnik-ekonomika.com/rabotyi-obschie/ekonomika-kurs-lektsiy.html.

15. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М., 1969-1978.URL: http://slovari.yandex.ru/.

16. Веремеев Ю.Г. Иерархия воинских формирований. (Подразделение, часть, соединение,...Что это такое?). Анатомия Армии. URL: http://army.armor.kiev.ua/hist/index.shtml.

17. Глазунова Н. И. Теория государственного управления. Сайт: socioline.ru. URL: http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya .

18. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М., 1969-1978.

19. Сайт: Анатомия Армии. Ш: http://army.armor./hist/index.shtml (дата обращения: 11.06.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.