Научная статья на тему 'Сущностно - предметная характеристика услуг военного назначения'

Сущностно - предметная характеристика услуг военного назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЯ УСЛУГ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / SERVICES FOR MILITARY PURPOSES / THE CLASSIFICATION OF MILITARY SERVICES / MILITARY SECURITY / DEVELOPMENT OF INNOVATIVE SERVICES FOR MILITARY PURPOSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макареня Татьяна Анатольевна, Семак Виталий Викторович, Шурухин Борис Владимирович

Рассматривается основное содержание услуг, военного назначения, как отдельного вида услуг направленных на обеспечение военной безопасности государства и играющих значительную роль, как в военном, так и в гражданских секторах экономики. Исходя из анализа нормативно-правовых документов федерального уровня предложено авторское определение услуг военного назначения. Приведена классификация услуг военного назначения оказываемых в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с современной парадигмой маркетинга услуг. В ходе исследования сделан вывод, что совокупность услуг военного назначения обладает всеми характеристиками услуг вообще, что позволит в дальнейшем выработать организационно-экономические механизмы обеспечения инновационного развития услуг в области военной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essentially-objective description of services of military purpose

Reviews the basic content of the service for military purposes, as a separate type of services aimed at ensuring the military security of the state and playing a considerable role in both the military and civilian sectors of the economy. Based on the analysis of normative-legal documents of the Federal level proposed a definition of the services of military purpose. Classification of defense articles, defense services rendered under the state defense order in accordance with the modern paradigm of marketing services. During the study concluded that the set of services of military purpose has all the characteristics of services, which will continue to develop organizational and economic mechanisms of maintenance of innovative development of services in the field of military security.

Текст научной работы на тему «Сущностно - предметная характеристика услуг военного назначения»

Сущностно - предметная характеристика услуг военного назначения

Т.А. Макареня, В.В. Семак, Б.В. Шурухин

В последние годы появляются новые угрозы безопасности государства, вызываемые как военными, так и невоенными средствами. Отдельные задачи, которые раньше возлагались на военную силу, теперь все чаще решаются другими невоенными средствами - политическими и экономическими. В решении проблем безопасности государства ключевую роль играют экономические факторы. Это связано с тем, что экономика является фундаментальной основой обеспечения всех видов безопасности государства, в частности, в военной области. Сейчас в международных отношениях считаются, прежде всего, с государством, чья военная мощь подкрепляется соответствующим экономическим потенциалом, в котором все возрастающую роль играет сфера услуг военного сектора экономики.

Сфера услуг в последние десятилетия завоевывает все более устойчивые позиции в мировой экономике. Тенденции развития в сервисном секторе столь существенны в мировом масштабе, что современная экономика удостоилась определения «сервисная» или «экономика услуг» [1].

В связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, в последние годы услуги военного назначения начинают играть значительную роль в экономике нашей страны в целом и способствовать повышению объема Валового внутреннего продукта. Как известно, экономический рост выражен в динамике Валового внутреннего продукта, что зависит от изменений в уровне занятости, производительности труда и динамики рабочей силы. При падении объемов ВВП либо происходит сокращение излишней рабочей силы, что приводит к увеличению безработицы, либо если сокращения рабочей силы не происходит, то снижается производительность труда, вслед за ней заработная плата [2].

Для определения сущностно - предметной характеристики услуг военного назначения, необходимо решить следующие задачи:

дать определение услугам военного назначения;

классифицировать услуги военного назначения в зависимости от их общих признаков.

В научных работах посвященных исследованию военно - экономических процессов, услуги военного назначения, как правило, не отделяются от товаров военного назначения.

Товары и услуги военного назначения это совокупность специфических товаров и услуг, которые в результате купли-продажи были использованы на военные нужды [3].

Совокупность товаров и услуг предназначенных для удовлетворения военных потребностей государства посредством купли продажи на рынке государственных закупок [4].

Для решения первой задачи, необходимо обратиться к нормативно-правовым актам регулирующим предоставление услуг в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации (табл. №1).

Военная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять [5].

Военная безопасность индикатор способности государства противодействовать возникновению войны (процессу вовлечения в войну) и вооруженным конфликтам, а в случае их возникновения — минимизировать ущерб и разрушительные последствия государству.

Таблица №1

Нормативно-правовые акты, определяющие регулирование услуг военного назначения на федеральном уровне

Правовой документ

Определение (упоминание)

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" На предприятия, учреждения и организации (независимо от форм собственности) возлагаются следующие функции в области обороны: выполнение обязательств в соответствии с государственным оборонным заказом на создание военных объектов, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, ремонт вооружения и военной техники и т. д.; выполнение договорных обязательств по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил РФ и других войск.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" государственный оборонный заказ -установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации,

Федеральный закон от 19.07.98 N 114-ФЗ (ред. от 10.07.2012 с изменениями, вступившими в силу 23.07.2012) "О Военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" продукция военного назначения -вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области, за исключением информации, которая может быть опубликована в соответствии с законодательством

Российской Федерации в средствах массовой информации, произведениях науки, литературы и искусства, рекламных материалах.

Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 № 822 оборонная продукция - продукция (работы, услуги), поставляемая для федеральных государственных нужд по оборонному заказу; военная продукция - часть оборонной продукции, которая разрабатывается, производится, эксплуатируется, утилизируется и захоранивается в соответствии с обязательными требованиями в области технического регулирования, установленными государственными заказчиками оборонного заказа.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Постановление Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17 (в ред. 12.12.2012 г.). Раздел LA - Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 7522000 Услуги в области обороны 7522010 Услуги по строительству и обеспечению функционирования армии и флота.

Федеральный закон от 19.07.98 N 114-ФЗ (ред. от 10.07.2012 с изменениями, вступившими в Продукция военного назначения -вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной дея-

силу 23.07.2012) "О Военно- тельности, в том числе исключительные техническом сотрудничестве права на них (интеллектуальная собствен-Российской Федерации с ино- ность) и информация в военно-странными государствами" технической области, за исключением ин-

формации, которая может быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации в средствах массовой информации, произведениях науки, литературы и искусства, рекламных материалах.

Понятие услуга и работа идентичны и в законодательстве многих государств они не разделяются.

Исходя из нормативно-правовых акты, определяющих (упоминающих) регулирование услуг военного назначения на федеральном уровне и сущности военной безопасности, целесообразно дать следующее определение услугам военного назначения.

Услуги военного назначения - это услуги, оказываемые в целях обеспечения военной безопасности страны или военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, в рамках выполнения государственного оборонного заказа или договорных обязательств по подрядным работам, для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и услуги оказываемые

Общий мировой объем военных расходов составляет более 1,7 триллиона долларов в год в текущих ценах на 2012 год. Доля расходов США составляет 39 процентов от общемирового показателя, Китай (9,5% мировой доли), России (5,2%), Великобритания (3,5%) и Японии (3,4%) [6].

Основные статьи расходов в Вооруженных силах Российской Федерации - это обеспечение личного состава всеми видами довольствия, производство и закупка вооружения и военной техники, но значительная часть средств, тратиться на услуги военного назначения, например расходы на эксплуата-

цию и техническое обслуживание вооружения и военной техники составляет до 20% от всех военных расходов [7].

При определении концептуальной значимости услуг военного назначения нельзя обойтись без анализа существующей парадигмы маркетинга услуг.

Развитие современной парадигмы услуг, связано с именем Д.Сея, предложившего считать признаком услуг одновременность их производства и потребления. Л.Шостак рассмотрела материальность и нематериальность как отличительные признаки товаров и услуг. П. Хилл критиковал концепцию нематериальности услуг. Он предлагал использовать при характеристике услуг «преходящий», «моментальный». Несохраняемость как один из признаков услуги была отмечена Ф.Котлером, М. Соломоном, Е. Стюартом. К. Лав-лок и Э. Гамессон утверждают, что возможно сохранение результатов труда в сфере услуг на материальных носителях. Несохраняемость услуг (этот термин иногда переводится как вариабельность, вариативность) была отмечена Янгом и опровергнута К. Лавлоком и Э. Гамессоном, которые выделели группу услуг (чистка и уборка, ремонтные услуги и т.д.), на которые этот признак не распространяется. Неоднородность услуг была подчеркнута П. Элье, Э. Ланжаром, поддержана Е. Сассером, П. Ольсеном и Д. Уайкофом. С. Демсет, Б. Ван Лой, Р. Ван Диердонок выделили внешние условия, различия между местами предоставления услуг в 2003 г. В. Прайдом и О. Феррелом введено понятие «непостоянство» услуг. Однако в последнее время свойства неразделяемости, несохраняемости и нематериальности услуг поставлены под сомнение. Это затрудняет исследование определенных услуг, поскольку отсутствуют концептуальные их характеристики [8].

Приведем, классификация услуг военного назначения оказываемых в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с современной парадигмой маркетинга услуг, которая представлена в таблице 2, из которой видно, что вся совокупность услуг военного назначения обладает всеми ха-

рактеристиками услуг вообще: несохраняемость, неразделяемость и неоднородность и социальность (общественность).

Таблица №2

Классификация услуг военного назначения

Материальные услуги Нематериальные услуги

сервисное обслуживание вооружения и военной и техники их модернизация и утилизация; ликвидация химического оружия; работы по строительству и реконструкции, военных объектов; услуги в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (поставка продукции). научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с обеспечением военной безопасности страны; работы по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации.

При решении задачи классификации услуг военного назначения необходимо отметить, что в настоящее время сфера услуг представляет сложный организм в составе народно-хозяйственного комплекса страны. Однако единого понимания в вопросе классификации услуг в мировой практике нет. Так, в классификации Всемирной торговой организации выделяют 155 видов услуг [9] , но услуги военного назначения, в отдельный раздел не выделены. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, в отдельный раздел выделена «Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности» (Код ОКВЭД 75.22): 7522000 Услуги в области обороны 7522010. Услуги по строительству и обеспечению функционирования армии и флота.

Общая классификация услуг военного назначения представлена на

рис. 1.

Рис. 1 - Общая классификация услуг военного назначения Услуги предназначенные только для Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) - это услуги специализированного характера на военных объектах (ремонт боевой техники, строительство командных пунктов и т.д.), научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые выполняются по заданиям военных заказчиков в интересах войск (разработка нового оружия, модернизация военной техники и др.).

Государственные услуги, оказываемые находящимися в ведении МО РФ ФБУ военно-социальной сферы в качестве основных видов деятельности - это государственные услуги в области физической подготовки военнослужащих, культуры и досуга, медицинского обслуживания и др. (в соответствии с перечнем утвержденным приказом МО РФ 2011 №250).

Услуги гражданского сектора для ВС РФ - это услуги имеющие в своей основе мирный характер: обеспечение электрической, тепловой энергией, услугами водоснабжения, водоотведения, услугами по обслуживанию, содержанию и эксплуатации фондов Министерства обороны Российской Федерации, которые осуществляется на основании заключенных в централизо-

ванном порядке государственных контрактов со специализированными сторонними организациями и другими поставщиками услуг (аутсорсинг).

Получение и использование военными учреждениями денежных средств и материальных ценностей (работ, услуг) от сторонних организаций и лиц осуществляются в порядке, установленном Руководством о финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учёта в Вооружённых Силах Российской Федерации (приложение№1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 07.05.2008 г. №250дсп - в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 05.08.2011 г. №1333 дсп).

Поскольку обеспечение безопасности страны является общественной услугой, а Министерство обороны является крупнейшим покупателем военного товара (оружие, военная техника) и товаров общего пользования (продукты питания, ГСМ), то Вооруженные силы являются самым непосредственным участником макроэкономических процессов.

Экономические функции государства складывались главным образом, под влиянием потребностей функционирования и развития рыночной системы. Поэтому исторически первой из его функций была защита собственности, предпринимательства и личной свободы [10].

Военный рынок является частью государственного рынка. Военный рынок еще называют рынком товаров и услуг военного назначения.

Значительное количество услуг оказываемых Вооруженным силам субъектами гражданского сектора экономики, имея в своей основе мирное предназначение, становятся военными.

С 2008 года в Вооруженных Силах Российской Федерации происходит глубокое реформирование всех направлений деятельности, в том числе и системы материально-технического обеспечения, которое характеризуется передачей не свойственных функций (непосредственно не связанных с боевой и оперативной подготовкой и боевым применением войск) гражданским коммерческим организациям.

Всестороннее государственное материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил РФ является одним из важнейших элементов обеспечения обороны и военной безопасности Российской Федерации. В современных условиях административной реформы в рамках развития государственно-частного партнерства система материально-технического обеспечения Вооруженных Сил постепенно меняется с государственной на смешанную. Эта система используется в некоторых странах (Франция, США и другие страны НАТО) и частичное обеспечение армии в них осуществляется с помощью гражданских организаций на контрактной основе. Однако, не все западные страны (Швеция и др.) применяют смешанную систему материально-технического обеспечения своих армий с помощью гражданских организаций на контрактной основе и в силу ее неэффективности (особенно в боевых условиях) и иных объективных причин отказались от ее применения.

Таким образом, услуги направленные на обеспечение безопасности государства обладая общими характеристиками услуг, охватывают практически все сферы услугового комплекса и играют значительную роль, как в обеспечении безопасности государства, так и в экономике страны в целом. Для выработки организационно-экономических механизмов обеспечения инновационного развития услуг военного назначения, разработкой рациональных способов их функционирования как элементов системы обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо рассматривать их как отдельную категорию услугового комплекса.

Литература:

1. Балаева, О.Н., Предводителева, М.Д. Управление организациями сферы услуг. [ТЕКСТ] Учебное пособие / О.Н. Балаева, М.Д. Предводителева. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2010. - 154 с.

2. Бердник, Н.А., Котенко, Ю.С Макареня, Т.А., Сташ, С.В. Институты реализации социальной политики и услуг на макро и микроуровне. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4 (часть 2). - Режим доступа: URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1464 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Морецкий, А.А. Рынок товаров и услуг военного назначения: некоторые проблемы теории и практики [Текст]: Автореферат диссертации / А.А. Морецкий. - Москва, 1998. С. 18.

4. Горбунов, М.М. Козин, М.Н. Экономическая интегрально-финансовая оценка полезности поставщика товаров и услуг военного назначения [Электронный ресурс] // «Аудит и Финансовый анализ», 2007, №5. - Режим доступа: URL: http://www.auditfin.eom/2007/5/toc.asp (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 «О военной доктрине Российской Федерации» [Текст] // Российская газета, Федеральный выпуск № 5106, 10.02.2010 г.

6. Anup Shah. World Military Spending. [Электронный ресурс] // Global Issues.-Режим доступа: http://www.globalissues.org/article/75/ world-military-spending

7. United Nations Report on Military Expenditures [Электронный ресурс] // United Nations Office for Disarmament Affairs. - Режим доступа: URL: http://www.un-arm.org/Milex/CountryProfile.aspx?CountryId=163 (дата обращении: 08.11.2013).

8. Макареня, Т.А. Обоснование системы макрорегулирования современной сферы жилищно - коммунальных услуг [Текст]: Монография / Т. А. Макареня. - Ростов-на-Дону: СК ЮФУ, 2008. - 185 с.

9. Официальный сайт ВТО [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/tratop e/serv e/serv sectors e.htm (дата обращении: 08.11.2013).

10. Бреусова, Е.А.. Современные задачи государственного регулирования рынка услуг [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011, №3. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2011/491 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.