Научная статья на тему 'Обеспечение военной безопасности Российской Федерации как сфера деятельности ветеранских организаций и социальной активности ветеранов'

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации как сфера деятельности ветеранских организаций и социальной активности ветеранов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
383
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЕТЕРАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ВЕТЕРАНОВ / MILITARY SAFETY / VETERANS ORGANIZATIONS / SOCIAL ACTIVITY OF VETERANS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кибакин Михаил Викторович

В статье раскрывается роль ветеранских общественных организаций в обеспечении военной безопасности РФ в условиях дестабилизации социальной ситуации, дезорганизации деятельности органов государственного и военного управления. Обосновывается необходимость наделения ветеранских общественных организаций как институтов гражданского общества бóльшими полномочиями и, соответственно, расширения мер их государственной поддержки, а также усиления социальной защиты ветеранов. Описываются основные направления использования потенциала ветеранских организаций в обеспечении военной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING MILITARY SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A FIELD OF ACTIVITY OF THE VETERANS ORGANIZATIONS AND SOCIAL ACTIVITY OF VETERANS

The article considers the role of the veterans public organizations in ensuring military safety of the Russian Federation under conditions of destabilization of social situation, disorganization of activity of bodies of the public and military administration. The author also substantiates the necessity to vest the veteran public organizations as institutes of civil society with more authority, to extend measures of their state support, and to strengthen the social protection of veterans. The main directions of using capacity of the veterans organizations in ensuring military safety are described.

Текст научной работы на тему «Обеспечение военной безопасности Российской Федерации как сфера деятельности ветеранских организаций и социальной активности ветеранов»

KISELEV Aleksandr Georgievich, Dr.Sci.(Soc.), Professor, Academician of the RAE, Editor-in-Chief of the newsletter «Presidential Control» (Presidential Administration of Russia) (19 bld.1 Malaya Nikitskaya St, Moscow, Russia, 121069; alexandr.profession@yandex.ru)

KIRICHEK Petr Nikolaevich, Dr.Sci.(Soc.), Professor; Professor of the Department of State and Municipal Management of Dubna International University for Nature, Society and Man (19 Universitetskaya St, Dubna city, Moscow region, Russia, 141982; kpn54@yandex.ru)

PERIMETER OF PUBLIC MANAGEMENT: KEY LINK PROBLEM

Abstract. The article studies the social and practical phenomenon known as government management in terms of its consistency and potential in the context of contemporary problems of the organization and self-organization of social life. The perimeter of modern public management in scope and its object's structure is estimated. The scope of potential and legal sufficiency of strategic and operational management in the sphere of the national economy is analyzed. The description of the key links of management at the present stage of reforming the country (the region) with its major socio-economic parameters is given. The authors also propose an introduction of the managerial discourse to daily living activities of society. Keywords: management, subject to management, management system, management perimeter, key link of management, management resources, managerial discourse

КИБАКИН Михаил Викторович — д.соц.н., доцент, старший научный сотрудник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ (119571, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 100, vagsh@mil.ru)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕТЕРАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВЕТЕРАНОВ

Аннотация. В статье раскрывается роль ветеранских общественных организаций в обеспечении военной безопасности РФ в условиях дестабилизации социальной ситуации, дезорганизации деятельности органов государственного и военного управления. Обосновывается необходимость наделения ветеранских общественных организаций как институтов гражданского общества большими полномочиями и, соответственно, расширения мер их государственной поддержки, а также усиления социальной защиты ветеранов. Описываются основные направления использования потенциала ветеранских организаций в обеспечении военной безопасности.

Ключевые слова: военная безопасность, ветеранские организации, социальная активность ветеранов

Современное понимание военной безопасности, военной политики и системы обороны включает необходимость более глубокого понимания роли и места социальных институтов, общественных движений, учета патриотичности граждан нашей страны в реализации соответствующих мероприятий по предотвращению военных опасностей и угроз.

Военные доктринальные взгляды фиксируют изменение приоритетов в обеспечении обороны страны, предотвращении и нейтрализации военных опасностей, к которым среди прочих относятся:

— деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти,

важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры РФ;

— деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности РФ;

— деятельность, связанная с информационным воздействием на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества;

— провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.

Социальный характер этих угроз требует использования специфических форм воздействия на сознание населения, процессы социального сплочения и создания позитивных перспектив в сфере обеспечения военной безопасности, а также осмысления новых, более существенных роли и места социальных институтов и организаций в укреплении обороны страны.

Исследование различных проблем ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, ветеранских организаций в достаточной степени входит в сферу внимания наук гуманитарного и естественнонаучного цикла. Ряд ученых прямо обращались к деятельности ветеранских организаций как форме социальной активности особой группы граждан, а также участников правоотношений в различных сферах жизнедеятельности [Щепетин 2011].

В российском обществе общественные объединения ветеранов имеют большое влияние на социальную жизнь. Они строят свою деятельность на системной правовой основе. Общественные объединения ветеранов опираются в своей деятельности не только на общие нормы права, но и на законодательство в сфере обеспечения статуса военнослужащих, ветеранов (лиц, уволенных с военной службы), членов семей погибших военнослужащих, пенсионное законодательство.

Исследования отечественных ученых, посвященные институтам гражданского общества, раскрывают различные аспекты их функционирования, участия в реализации функций суверенного, правового, социального и демократического государства, что позволяет применить имеющиеся научные наработки в сфере обеспечения военной безопасности [Тихомиров 2013; Едкова, Иванюк 2013; Государственные и общественные... 2013].

Основными направлениями использования потенциала ветеранских организаций в обеспечении военной безопасности являются:

а) правореализационное направление — содействие в реализации законных целей и конституционно-правовых полномочий органов государственного и военного управления в данной сфере;

б) правозащитное — деятельность по защите прав и законных интересов военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, что повышает боеспособность войск;

в) административно-правовое — реализация конституционных прав различных категорий граждан, а конкретно — ветеранов, на участие в делах государства;

г) регулятивное — включение ветеранских организаций в систему общественного контроля за мерами предотвращения военных опасностей и угроз;

д) правотворческое — создание условий для общественного представительства при развитии законодательства по проблемам военной безопасности;

е) воспитательное — активное использование ветеранов в патриотическом воспитании населения;

д) превентивное — осуществляется за счет развития международных связей с общественными движениями, позитивно настроенными по отношению к нашей стране, выступающими за ограничение агрессивных устремлений правительств своих стран.

В связи с тем, что ветераны обладают достаточным уровнем профессиональной подготовки, административными качествами, опытом ответственной работы, организации, представляющие их интересы, играют роль институтов регулирования отношений в сфере обороны и военной безопасности, реализуя различные формы общественного контроля.

Залогом эффективного использования потенциала ветеранских организаций в реализации мер обеспечения военной безопасности посредством общественного контроля является создание условий для правильной и полной реализации его принципов, таких как:

— приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;

—добровольность участия в осуществлении общественного контроля;

— самостоятельность субъектов общественного контроля и их независимость от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

— публичность и открытость осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов; законность деятельности субъектов общественного контроля;

— объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов общественного контроля, достоверность результатов осуществляемого ими общественного контроля;

— обязательность рассмотрения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, учет указанными органами и организациями предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах;

— многообразие форм общественного контроля.

Вполне по силам ветеранским организациям, в составе которых находятся высококвалифицированные кадры, сосредоточиться и на решении вопросов совершенствования правового регулирования государственного оборонного заказа, важность чего подчеркнута в перечне поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. В его содержание входит, в частности, поручение Министерству обороны РФ совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу, Банком России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и внедрить систему контроля за использованием средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа.

Не вызывает сомнений и воспитательная роль ветеранских организаций, которые занимают центральное место в патриотическом воспитании граждан РФ.

Вполне обоснованным выглядит включение в военные доктринальные взгляды положений о том, что к основным задачам РФ по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов относится, в частности, объединение усилий государства, общества и отдельных личностей в обеспечении безопасности Российской Федерации; разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности военно-патриотического воспитания граждан РФ и их подготовки к военной службе.

Необходимую основу для проведения этой работы создают соответствующие нормативные правовые акты, часть которых предусматривает меры государственной поддержки ветеранских организаций.

При этом проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан РФ обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных орга-низаций1.

1 Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы». Доступ: base. garant.ru/199483

Международные связи по линии общественности также входят в сферу деятельности ветеранских организаций, которые играют роль в налаживании каналов позитивной информации о нашей стране, способствуют укреплению зарубежных общественных структур, выступающих против враждебной к нашей стране политики, что реализует их превентивную функцию в обеспечении военной безопасности.

В настоящее время потенциал институтов ветеранских объединений в сфере обеспечения военной безопасности реализуется посредством деятельности общероссийских объединений.

Ведущее место среди них занимает Общероссийская общественная организация ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации. Основными направлениями ее деятельности являются:

— объединение ветеранов для совместной общественной деятельности;

— укрепление ветеранской дружбы, сотрудничества и взаимопомощи;

— консолидация интеллектуального, научного и практического потенциала ветеранов Вооруженных сил для укрепления обороноспособности страны, повышения боеготовности, сохранения и развития традиций армии и флота, поднятия престижа военной службы;

— содействие в социальной защите ветеранов, оказание им консультационной юридической помощи в социально-экономических, трудовых, жилищных, имущественных и других вопросах;

— формирование у подрастающего поколения патриотического сознания, стремления к здоровому образу жизни, высокого чувства воинского и гражданского долга, готовности к военной службе, защите своего Отечества.

Эта авторитетная ветеранская организация проводит следующие мероприятия:

— осуществляет научную и информационную деятельность, способствующую укреплению контактов с органами законодательной и исполнительной власти, представителями науки и военно-промышленного комплекса в интересах строительства и развития Вооруженных сил РФ;

— развивает сотрудничество и взаимодействие с органами военного управления в решении вопросов подготовки молодежи к военной службе, ее патриотического и нравственного воспитания;

— участвует в разработке и реализации программ, направленных на защиту интересов ветеранов Вооруженных сил РФ и обеспечение их достойного положения в обществе;

содействует созданию необходимых условий для социальной адаптации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих, увольняемых в запас;

— осуществляет взаимодействие с общественными объединениями ветеранов, средствами массовой информации, благотворительными и другими организациями с целью сотрудничества в правовой, социальной, медицинской, культурной, научно-технической и других общественно полезных сферах деятельности;

— участвует в общественно-политической жизни страны, культурно-просветительных, спортивно-оздоровительных мероприятиях, собраниях, митингах, демонстрациях и других акциях в соответствии с действующим законодательством;

— осуществляет издательскую деятельность.

Аналогичную работу проводят и другие ветеранские организации пенсионеров, участников и инвалидов боевых действий.

Необходимо, однако, подчеркнуть, что возможности ветеранских организаций в укреплении военной безопасности используются не полностью, что требует создания дополнительных условий для их деятельности.

К основным направлениям повышения эффективности использования потенциала ветеранских организаций для обеспечения военной безопасности относятся:

— компетентная деятельность субъектов военной политики;

— более полное воплощение принципов социальной защиты ветеранов в правоприменительной практике;

— активность самих ветеранов и ветеранских организаций в деятельности, направленной на защиту своих прав и законных интересов;

— постоянный мониторинг положения дел в социальной сфере и формирование законодательных инициатив, развитие законодательства в сфере военной безопасности с более полным учетом роли и места ветеранских структур.

Целесообразно также совершенствовать структуру органов государственной власти в социальной сфере для решения проблем ветеранов. В качестве приоритетного направления можно назвать создание единого субъекта государственной политики по социальной защите ветеранов — Федеральной службы по делам ветеранов военной службы и приравненных к ним лиц. При решении вопроса статуса данной федеральной службы необходимо учесть, что военная служба предусмотрена в ряде федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Президенту РФ. В связи с этим данную службу целесообразно подчинить непосредственно Президенту РФ. Это могло бы обеспечить преемственность передачи функций ныне действующих структур во вновь создаваемую федеральную службу. Ее создание потребует минимальных ресурсов, т.к. в ее задачи будут входить только контрольно-надзорные функции.

Важным направлением повышения благополучия и обеспечения престижа ветеранов является постоянное изучение дел в социальной сфере, развитие социального законодательства. К основным проблемам в данной сфере относятся:

— оптимизация нормативного регулирования правовых основ для реализации прав ветеранов;

— оперативная корректировка законодательства о ветеранах в соответствии с реальными условиями;

— совершенствование государственной защиты прав и интересов ветеранов;

— повышение эффективности работы по координации военной и социальной политики в отношении ветеранов.

Таким образом, ветеранские общественные организации как институты гражданского общества могут сыграть существенную роль в предотвращении военных опасностей и угроз, связанных с дестабилизацией социальной ситуации, дезорганизацией деятельности органов государственного и военного управления, что приводит к выводу о необходимости наделить их большими полномочиями, повысить уровень их государственной поддержки, а также усилить социальную защиту ветеранов.

Список литературы

Государственные и общественные институты. Гражданские инициативы. 2013. — Журнал российского права. № 11. С. 111-122.

Едкова Т.А., Иванюк, О.А. 2013. Государственная и общественная сферы: критерии разграничения. — Журнал российского права. № 4. С. 113-119.

Тихомиров Ю.А. 2013. Гражданское общество в фокусе права. — Журнал российского права. № 10. С. 35-45.

Щепетин А.В. 2011. Деятельность общественных организаций военных ветеранов в современном политическом процессе Российской Федерации: автореф. дис. ... к.полит.н. Орел. 26 с.

KIBAKIN Mikhail Viktorovich, Dr.Sci.(Soc), Associate Professor, Senior Researcher, Military Academy of the General Staff of Armed Forces of the Russian Federation (100 Vernadsky Ave, Moscow, Russia, 119571; vagsh@mil.ru)

ENSURING MILITARY SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A FIELD OF ACTIVITY OF THE VETERANS ORGANIZATIONS AND SOCIAL ACTIVITY OF VETERANS

Abstract. The article considers the role of the veterans public organizations in ensuring military safety of the Russian

Federation under conditions of destabilization of social situation, disorganization of activity of bodies of the public and military administration. The author also substantiates the necessity to vest the veteran public organizations as institutes of civil society with more authority, to extend measures of their state support, and to strengthen the social protection of veterans. The main directions of using capacity of veterans organizations in ensuring military safety are described. Keywords: military safety, veterans organizations, social activity of veterans

УДК 316.35

ЛЫСЕНКО Галина Васильевна — к.и.н., доцент кафедры корпоративного управления Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (400131, Россия, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8; galinalis92@mail.ru)

ДРОЗДОВА Юлия Алексеевна — к.соц.н., доцент кафедры философии и социологии Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (400131, Россия, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8; juliadrozdova@mail.ru)

БЮРОКРАТИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье выявляется роль бюрократии в системе российского государственного управления. Авторы приходят к выводу, что бюрократия сегодня имеет двойственную природу, в которой сочетается как функциональность, так и дисфункциональность данной социальной группы. Изменение отношений власти и общества, диалоговое взаимодействие, ротация кадров, переход к новым информационно-коммуникативным технологиям, обеспечивающим открытость и контроль со стороны общества за деятельностью чиновников, способны минимизировать дисфункциональность российской бюрократии и повысить качество жизни общества.

Ключевые слова: бюрократия, функциональные и дисфункциональные аспекты деятельности, административный капитал

В условиях кризиса возрастает роль и ответственность государственных служащих за состояние дел в стране. Однако в настоящее время качество государственного управления находится на низком уровне. Россия, согласно индексу Legatum Prosperity, основу которого составляет оценка национального благосостояния, осуществляемая на основе как экономических, статистических данных, так и субъективных представлений о благополучии, занимает 61-е место (2013 г.). По экономическим показателям Россия опустилась в рейтинге с 64-го места на 72-е, по уровню коррупции и эффективности управления страной — на 96-е место1. Согласно докладу ООН об индексе человеческого развития в 2013 г., Россия по уровню жизни занимает 55-е место2.

При этом заметим, что численность чиновников растет, а численность населения регионов ежегодно уменьшается. Так, например, в Волгоградской обл. численность населения в 2015 г. уменьшилась по сравнению с 2014 г. на 11 729 чел.3 при растущей численности государственных служащих. В итоговом докладе по корректировке долгосрочной стратегии до 2020 г. отмечается, что за 10 лет численность госслужащих всех уровней выросла в 1,4 раза: если в конце 2000 г. их было 1,16 млн чел., то в конце 2010 г. — уже 1,65 млн4. Кроме того, следует заметить,

1 The Legatum Institute. URL: http://www.prosperity.com (accessed 16.08. 2015).

2 Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий». Индекс человеческого развития. Доступ: http://gtmarket.ru/news/2013/03/14/5622 (проверено 18.04.2014).

3 Сайт Федеральной службы государственной статистики. Доступ: http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_99/ IssWWW.exe/Stg/f2.htm (проверено 04.10.2015).

4 Ведомости. 2011. 21.12, № 241(3007).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.