УДК 796. .015.865(470/571)
ББК 4511,3(2Рос) ГСНТИ 77.03.07 Код ВАК 13.00.04
Кочерьян Максим Артурович,
заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, Уральский государственный экономический университет; 620144, РФ> г- Екатеринбург, ул.8 Марта/Народной Воли, 62/45; e-mail: mkocheryan@mail.ru.
Парамонов Александр Павлович,
кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82; e-mail: арр-rags@mail.ru.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальные ресурсы; человеческий потенциал; патриотизм; физическое воспитание; физическая подготовка; всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»; военнослужащие; военная служба; воинский коллектив; готовность к военной службе; молодежь; национальная безопасность.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы рационального использования социальных ресурсов в интересах обеспечения национальной безопасности России. Обосновывается возможность повышения готовности представителей молодого поколения к военной службе через развитие физического воспитания молодежи, выступающего в роли связующего звена между действующими воинскими коллективами и будущими защитниками Отечества. Приводятся примеры результативной работы ветеранов и членов воинских коллективов в сфере физического и патриотического воспитания молодежи.
Kocheryan Maksim Arturovich,
Head of Department of Physical Education and Sports, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia. Paramonov Aleksandr Pavlovich,
Candidate of Sociology, Assistant Lecturer of Department of Sociology of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia.
PHYSICAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE AS A GUARANTEE OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA
KEYWORDS: social resources; human potential; patriotism; physical education; physical training; All-Russian Sports Complex "Ready to Work and Defense", military men; military service; military collective; readiness to serve in the army; youth, national security.
ABSTRACT. The article deals with the questions of rational use of social resources in the interests of guaranteeing national security of Russia. It argues the possibility of raising the degree of readiness of the younger generation to serve in the army through the development of physical education, which may be regarded as a link between the acting military collectives and the future defenders of Fatherland. The article gives examples of effective work of veterans and members of military collectives in the sphere of physical and patriotic education of the youth.
П
одцержание устойчивого и динамичного развития российского общества неразрывно связано с укреплением системы национальной безопасности Российской Федерации, основными приоритетами которой является обеспечение военной, государственной и общественной безопасности [и]. При этом трудно переоценить значение той роли, которая принадлежит военнослужащим в обеспечении национальной безопасности: от их профессионализма, личностных качеств, физической и морально-психологической готовности выполнять поставленные задачи в любых условиях во многом зависит эффективность функционирования системы национальной безопасности, повышение авторитета государственной власти, поддержание социально-политической стабильности и позитивных общественных настроений в стране.
Профессиональное развитие военнослужащих осуществляется в условиях социальной среды воинского коллектива и требует, как правило, от них значительных усилий и времени на овладение профессиональными умениями и навыками, необходимыми для качественного исполнения служебных обязанностей. При этом повседневная боевая подготовка является одним из основных элементов ведомственной системы профессионального обучения, которой принадлежит ключевое значение в процессе обеспечения профессионального становления членов воинского коллектива [3].
Одним из основных направлений профессионального развития военнослужащих является физическая подготовка. И неслучайно для ее проведения отводится значительное количество учебного времени, поскольку только физически развитый человек способен быстро и качественно выпол-
© Кочерьян М. А., Парамонов А. П., 2014
нять поставленные задачи в боевых или иных условиях экстремального характера. В воинских коллективах традиционно высоко ценятся достижения в области физической культуры и спорта, а их руководители призваны обеспечить поддержание у подчиненных заинтересованного стремления к физическому развитию и самосовершенствованию. При этом нужно отметить, что эффективность физической подготовки военнослужащих во многом зависит от умелого использования руководителями воинских коллективов в повседневной практике методов социального управления.
По данным Научно-исследовательского центра Вооруженных сил Российской Федерации, проводившего социологическое исследование в 2012 г., практически все опрошенные военнослужащие (проходящие военную службу как по призыву, так и по контракту) подтвердили свое участие в спортивно-массовых мероприятиях [7]. При этом их спортивные предпочтения были отданы в большей степени единоборствам (57%), игровым видам спорта (43%), тяжелой атлетике (31,2%) и легкой атлетике (22,6%); а среди прикладных видов подготовки - парашютному спорту (52,4%) и стрельбе из штатного вооружения (46,9%). Показательно, что наибольший интерес к спортивным занятиям проявляют военнослужащие, чья повседневная деятельность связана с повышенными физическими нагрузками (представители разведывательных подразделений).
Вместе с тем результаты упомянутого социологического исследования указывают на то, что общее физическое развитие молодежи призывного возраста находится на достаточно низком уровне. Одной из основных причин такого положения дел является слабая вовлеченность представителей молодежи в процессы физического воспитания: только три четверти опрошенных (73,2%) до поступления на военную службу эпизодически или регулярно занимались спортом. Кроме того, вызывает тревогу снижение качественных характеристик призывного контингента (основную массу которого составляют представители социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения), проявляющееся в ухудшении состояния здоровья, снижении уровня образованности, культурного и нравственного развития, морально-психологического состояния призывников [ю].
Поэтому в современных условиях одной из важнейших управленческих задач является создание в воинских коллективах условий, способствующих раскрытию физических, духовных, интеллектуальных, инновационных и других способностей воен-
нослужащих. При этом нужно учитывать, что за последние десятилетия человеческое сообщество претерпевает значительные изменения в связи с процессами глобализации, становлением информационного общества; ощутимыми являются последствия негативных явлений и провалов в работе с молодежью, допущенных в конце XX столетия. Успешное преодоление возникающих в связи с этим трудностей требует наличия таких образцов поведения, которые включают творческие, инициативные подходы в интересах национальной безопасности. Творческий подход как «совокупность приемов, способов и методов профессиональной деятельности, основанных на стратегическом мышлении» позволяет «максимально сконцентрировать созидательную энергию людей и добиться синергийного эффекта от их совместной деятельности» [1, с. 137-138].
Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности России принадлежит активизации человеческого потенциала. И здесь на первый план выступает проблема недостаточной физической подготовленности российской молодежи. Поэтому вопросы совершенствования физического воспитания подрастающего поколения - будущих защитников Отечества в наши дни имеют принципиальное значение, а их решение является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности страны.
Пути активизации человеческого потенциала базируются на рациональном использовании социальных ресурсов. По мнению известного британского ученого Э. Гидденса, ресурсы имеют двойственный характер и представляют собой как структуральные свойства социальных систем, возникающие и воспроизводимые в ходе социального взаимодействия, так и средства, с помощью которых осуществляются властные полномочия в процессе социального воспроизводства. При этом наличие власти в социальных системах предполагает регулярность отношений автономии и зависимости между коллективами и индивидуальными действующими субъектами таким образом, что при всех формах зависимости существуют некоторые ресурсы, позволяющие подчиненным оказывать влияние на своих «подчиняющих» [2, с. 57-58].
Эффективное управление социальными ресурсами сегодня является востребованным в воинских коллективах, поскольку способно в значительной степени усилить действенность административных решений, обеспечить повышение отдачи военнослужащих при выполнении поставленных задач и включенности каждого из них в кол-
лективную деятельность. Эти выводы подтверждаются результатами экспертного опроса с участием руководителей воинских коллективов, проведенного кафедрой социологии управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2013 г.: подавляющее большинство респондентов (78,2%) в той или иной степени указали на необходимость использования социальных ресурсов для эффективного функционирования воинских коллективов [8].
Анализ результатов данного исследования показывает, что активизация человеческого потенциала в воинских коллективах, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие военнослужащих, поддержание высокого уровня корпоративной культуры, формирование имиджа воинского коллектива и другое, тесно связана с задачами воспитания будущих защитников Отечества. А достижение указанных целей предусматривает активное участие ветеранов воинских коллективов в работе с молодежью, в первую очередь в мероприятиях военно-спортивной и патриотической направленности, призванных способствовать повышению престижа военной профессии, укреплению здоровья и физического развития подрастающего поколения, готовности его представителей к военной службе.
В частности, более трети опрошенных экспертов (37,7%) считают, что состояние духовно-нравственного развития человека оказывает определяющее влияние на качество исполнения им обязанностей военной службы, что говорит о необходимости повышения интеллектуального, культурного и физического развития защитников Отечества. Важным является создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала человека (в воинских, студенческих и иных профессиональных коллективах) и обеспечения его трансформации в реальный фактор эффективной деятельности в интересах обеспечения национальной безопасности.
Корпоративная культура объединяет в себе лучшие традиции воинского коллектива, задает образцы взаимодействия для всех его членов. Большинство экспертов (50,3%) указали на наличие в воинских коллективах понятной всем корпоративной культуры. При этом поддержание и развитие корпоративной культуры во многом зависит от характера восприятия ее самими военнослужащими. Степень распространенности корпоративной культуры в воинских коллективах высоко оценивается экспертами (41,1%), что подтверждает ее достаточно устойчивое состояние. Однако не всегда корпоративная культура, несущая в себе ценно-
сти, в том числе и физической культуры, находит однозначную поддержку среди военнослужащих.
Формирование имиджа воинского коллектива связано с укреплением общественного мнения о готовности его членов выполнить поставленные задачи на высоком профессиональном уровне. Это требует информационного освещения отдельных направлений профессиональной деятельности военнослужащих, а также их участия (в рамках допустимых возможностей) в физическом и патриотическом воспитании молодежи. Общественное направление деятельности носителей корпоративной культуры воинских коллективов оказывает положительное влияние на формирование оборонного сознания и патриотических настроений в молодежной среде. Значительный вклад в эту работу могут внести представители ветеранских организаций и воинских коллективов, принимавшие участие в боевых действиях или иных мероприятиях по защите национальных интересов России.
Очевидно, что физическое воспитание молодежи служит связующим звеном между действующими воинскими коллективами и подрастающим поколением, составляет основу подготовки будущих защитников Отечества. И не случайно вопросы укрепления их здоровья и обеспечения физического развития молодежи, повышения готовности ее представителей к военной службе находят отражение в решениях на самом высоком государственном уровне. Важным шагом на пути дальнейшего развития системы физического воспитания молодежи является ведение в действие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, устанавливающего государственные требования к физической подготовленности граждан страны [9].
Основные усилия при этом сосредоточиваются на приобщении населения, в первую очередь молодого поколения, к занятиям физической культурой и спортом, на формировании потребностей в физическом самосовершенствовании и поддержании здорового образа жизни. Определены меры стимулирования представителей молодежи к достижению практических военно-прикладных и физкультурно-оздоровительных умений и навыков: открываются возможности для учета индивидуальных достижений в области физической культуры и спорта при поступлении на обучение по программам высшего профессионального образования и назначения повышенной академической государственной стипендии обучающимся, имеющим золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса.
Государственная поддержка в деле физического воспитания молодежи имеет определяющее влияние на усиление процессов укрепления здоровья и повышения готовности подрастающего поколения к защите Отечества, развития человеческого потенциала призывного контингента. Это особенно важно для преодоления негативных явлений, препятствующих физическому развитию молодежи. Показательно, что более 1 млн учащихся и студентов образовательных учреждений, обучающихся по программам очной подготовки, по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе, одной из основных причин чему является низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание учащейся молодежи [5].
В связи с этим совершенствование подготовки представителей молодежи к исполнению обязанностей военной службы требует реализации комплекса мер, направленных на физическую, нравственную и морально-психологическую подготовку граждан страны, включающую в том числе расширение физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, совершенствование форм и методов патриотического воспитания, повышение престижа военной профессии, формирование у молодых граждан страны оборонного сознания, активное привлечение их к занятиям военно-прикладными и иными видами спорта.
Одной из важнейших составляющих эффективной работы в молодежной среде является максимальное использование влияния и ресурсов ветеранских организаций. Личный пример ветерана-наставника, носителя уникальной в своем роде корпоративной культуры, является лучшим способом пропаганды здорового образа жизни. Такой пример является незаменимым для успешного физического воспитания молодежи и формирования у ее представителей осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом. Основные усилия по приобщению молодежи к ценностям физической культуры должны быть направлены прежде всего «на механизм инте-риоризации ценностей, т. е. на формирование условий продуктивного вбирания и присвоения новых ценностей, соответствующих социальным изменениям» [6].
Следует отметить, что под эгидой ветеранских организаций (и при их непосредственной поддержке) проводится значительное количество спортивных мероприятий военно-патриотической направленности, обеспечивающих повышение престижа военной профессии, передачу «из рук в руки» знаний, опыта и лучших традиций предшествующих поколений нынешним и буду-
щим защитникам Отечества. А это и есть наглядные уроки мужества и беззаветного служения России, один из важнейших социальных механизмов реализации человеческого потенциала в деле укрепления национальной безопасности нашей страны, поддержания мира и защиты ее национальных интересов.
Примеры активного участия ветеранов в общественной жизни, процессах воспитания молодежи и подготовки ее представителей к военной службе можно найти на страницах воспоминаний командира легендарной группы «Альфа» Героя Советского Союза генерал-майора Г. Н. Зайцева, который пишет, что подразделение богато своими традициями, одной из которых является «бережное отношение к памяти ушедших товарищей и патриотическое воспитание молодежи» [4, с. 588-596].
Ветераны подразделения «Альфа» тесно взаимодействует с подшефными учебными заведениями, военно-патриотическими и спортивными клубами в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Челябинск, и в других регионах России. В военно-спортивной работе с молодежью, связанной с проведением военно-полевых сборов, зарниц, спортивных турниров по различным видам спорта, принимают участие не только ветераны, но и представители действующих воинских коллективов. Основными направлениями физической подготовки являются парашютное дело, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, самбо, рукопашный бой, бокс, тяжелая атлетика и др.
На Урале под патронажем «Альфы» действует военно-патриотическое молодежное объединение «Воин» имени Героя России А. В. Перова (г. Челябинск), в котором занимается допризывная молодежь. В процессе обучения будущие защитники Отечества получают специальные навыки, необходимые им для успешного выполнения обязанностей военной службы на самых ответственных участках.
Подводя итоги, нужно подчеркнуть важность государственной задачи совершенствования физического воспитания граждан страны, в первую очередь молодого поколения, отметив при этом роль и значение вовлеченности в решение этой проблемы общественных организаций, активная деятельность которых, основанная на патриотизме и гражданской ответственности, в интересах национальной безопасности России, по нашему мнению, может внести весомый вклад в дело укрепления здоровья и спортивной закалки молодежи, повышения готовности ее представителей к военной службе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Василенко В. П., Василенко Л. А. и др. Трансформационные процессы в системе допуска к государственной тайне России. М. : Проспект, 2010.
2. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. М.: Академический проспект, 2005.
3. Дробот И. С. Устойчивость профессионального становления офицерских кадров // Государственная служба. 2011. № 5.
4. Зайцев Г. Н. «Альфа» - моя судьба. СПб.: Славия, 2009.
5. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе напериод до 2020 года. URL: http://www.rg.ru/20i0/02/i2/prisyv-d0k.html.
6. Огородников А. Ю. Интериоризация ценностей как форма становления субъекта социальных отношений // Социология власти. 2012. № 1.
7. Оценка предпочтений военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в сфере физической подготовки. URL: http://ens.mil.ru/science/sociological_center/army_in_numbers/more.htm?id=ll48 H97@cmsArticle.
8. Парамонов А П. Социальный потенциал воинских коллективов // Государственная служба. 2013. № 1.
9. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). URL: http://www.rg.ru/20i4/06/l8/gto-dok.html.
10. Российская армия: социальные проблемы и способы их решения. URL: http://ens.mil.ru/science/ sociological_center/army_in_numbers/more.htm?id=ll48ll35@cmsArticle.
11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерациидо 2020 года. URL: http://news. kremlin.ru/ref_notes/424.
Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. А. В. Гришин.