Л.В. Певень
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЕННО-ГРАЖДАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Современное общественное развитие характеризуется глубоким взаимопроникновением гражданской и военной сфер жизнедеятельности людей. Глубина и степень этого взаимопроникновения зависят от характера и содержания военно-политической обстановки в мире, гражданского общества, военного механизма обеспечения национальной безопасности, военной организации, традиций и ценностей данного социума.
Процесс взаимодействия военной организации и общества в научной литературе принято обозначать термином «военно-гражданские отношения». Он характеризует систему функциональных связей, выстраиваемых между обществом и военно-силовыми структурами по поводу обеспечения военной безопасности.
Военно-гражданские отношения - один из важных компонентов военной политики, под которой понимают систему взглядов, отношений и институтов, направленных на создание, подготовку и применение военной силы. Она служит своеобразным пусковым механизмом, «мотором» военно-гражданских отношений.
В политической системе общества военно-гражданские отношения выступают одновременно в качестве субъекта и объекта политики. Государство создает, совершенствует, укрепляет и использует армию для достижения определенных политических целей господствующего класса. В этом плане военногражданские отношения являются объектом управления, на который направлено воздействие основных субъектов политической системы, и одновременно мощным средством, с помощью которого классы, политические партии, государство стремятся защитить свои интересы, реализовать свои политические амбиции. Таким образом, военно-гражданские отношения органично связаны с политикой и политической деятельностью.
Вместе с тем военно-гражданские отношения, несмотря на их близость с военно-политическими отношениями, зависимость от военной политики, представляют собой относительно самостоятельный вид общественных отношений. Но если это так, то, очевидно, правомерно ставить и решать в качестве относительно самостоятельной научной проблемы проблему военно-гражданских от-
ношений, исследовать особенности, логику их развития, выяснять закономерности функционирования. Без этого анализа нельзя понять характер и содержание связей гражданского общества и военной организации, а следовательно, выработать военную доктрину и военную политику.
В свое время Ф. Энгельс говорил о государстве «как силе, которая характеризуется однажды полученной и постепенно развивавшейся дальше относительной самостоятельностью». Это положение, несомненно, относится и к военногражданским отношениям как неотъемлемому атрибуту политической жизни государства. Их относительная самостоятельность находит свое проявление, во-первых, в фактах известного отставания военно-гражданских отношений от существующих отношений в социуме или их опережении. Надстройка, как известно, может несколько отставать от базиса, она не сразу отражает изменения, которые происходят в сфере экономики. Военная организация государства, военногражданские отношения подчиняются этой закономерности, они в целом отражают изменения, происходящие в системе общественных отношений.
Вместе с тем, наиболее развитые элементы военной организации и военногражданских отношений и даже определенные их типы могут возникать раньше, чем полностью сложится новый базис, новый общественный строй. Это явление особенно характерно для переходных эпох (кризисов). В этом проявляется относительная самостоятельность военно-гражданских отношений.
Относительная самостоятельность военно-гражданских отношений находит свое проявление и в известной преемственности их развития. Они всегда испытывают влияние военной организации предшествующих эпох, военного дела, военного искусства, традиций прошлых поколений.
Наконец, исключительно важной в методологическом отношении для исследования военно-гражданских отношений является их активная роль как субъекта политики по отношению ко всей системе общественных отношений (экономических, социально-политических, духовно-нравственных, правовых, военнополитических и др.), их обратное воздействие на них. Это ситуация, когда, например, армия выходит из под контроля государства и правового поля или берет на себя всю полноту политической власти.
Влияние военно-гражданских отношений на общественную жизнь осуществляется как непосредственно через реализацию социальных функций армии, других военно-силовых структур, так и опосредованно через так называемые «невоенные действия» - влияние на военную политику государства, методы ди-
пломатической деятельности, военную доктрину, концепцию национальной безопасности и др.
Если рассматривать военно-гражданские отношения в социокультурном, ценностном отношении, то они могут быть ориентированы либо на войну, агрессию, экспансионизм, разрушение материальных и духовных ценностей, или на их предотвращение, обеспечение мира.
Сегодня главный вектор направленности военно-гражданских отношений связан со стремлением российского государства обеспечить надежную защиту своих национальных интересов и национальной безопасности. При этом, в предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политико-дипломатическим, экономическим, информационным и другим невоенным средствам. Одновременно национальные интересы нашего государства требуют и наличия достаточной для его обороны военной мощи. Это положение о сбалансированном сочетании невоенных и военных средств в процессе обеспечения национальной безопасности является одним из ключевых при исследовании перспектив развития военно-гражданских отношений в демократическом обществе.
В условиях демократии (демократического режима) существует особая модель функционирования военно-гражданских отношений, модель взаимосвязи армии и общества, армии и власти. Это модель эффективного гражданского контроля над силовыми структурами, опирающаяся на признание военными безусловного верховенства гражданской политической власти. Она, вместе с тем, не является унифицированной и имеет множество вариантов практического воплощения с учетом национальной специфики, применяемых механизмов гражданского контроля, других особенностей.
Крайний вариант гражданского контроля предполагает полное отстранение руководства военно-силовых структур от прямого доступа к политическому руководству, особенно к президенту, а военнослужащих - от какого-то ни было участия в политике. Подобная устраненность как форма политического контроля может обернуться отчуждением армии от власти и фактической бесконтрольностью действий военачальников. При таком подходе ущемляются, а то и вовсе игнорируются гражданские права людей в погонах.
Как свидетельствует мировой опыт, характер и содержание взаимодействия военной и гражданской сфер жизнедеятельности общества определяются постоянно действующими факторами, определяющими специфику военно-
гражданских отношений, такими как: форма государственного устройства, политического режима и сложившийся характер взаимосвязи между военносиловыми структурами и государством, государством и обществом; состояние государственно-политического развития (стабильное или переходное); геополитические, демографические, социокультурные, конфессиональные, информационные, традиционалистские и другие факторы.
Понимание и объяснение сущности, содержания и направленности военногражданских отношений может быть достигнуто не только путем рассмотрения их через призму анализа сущности, характера и направленности политического режима, то есть политологии, но и путем изучения через призму политической социологии социального действия людей в сфере государственной власти (политические действия) и рассмотрения политических институтов в качестве разновидности средств социальных действий различных групп людей и отдельных личностей [1, с. 10.]
Поэтому вполне логично рассматривать в рамках политической социологии следующие аспекты военно-гражданских отношений: деполитизацию армии, демократизацию военно-гражданских отношений, правовое и материальное положение военнослужащих, престижность военной службы, участие военного электората в выборах, отношение людей в погонах к проблемам военного строительства, мотивационную готовность молодых офицеров к военной службе и т. д.
Здесь следует отметить, что военная социология как ветвь социологической науки, к сожалению, существенно отстает в социологическом анализе военнополитических процессов, и, в частности, военно-гражданских отношений. Если военная политология дает всеобщий анализ проблем связи армии с политикой, то у военной социологии задача несколько иная: она выявляет место, позицию, роль различных социальных групп, слоев отдельных личностей по поводу различных взаимоотношений армии с политическими явлениями и процессами, институтами государственной власти, вырабатывает критерии их оценки, производит измерения их интенсивности, отслеживает динамику в политических показателях и т. д. Накопленный теоретический и эмпирический материал в этой области научного знания [2, с. 8.] позволяет поставить вопрос о формировании в рамках военной социологии специального раздела «Военно-политическая социология».
Если следовать общим представлениям о структуре общественных отношений, то структура военно-гражданских отношений может быть представлена следующими основными элементами: субъект (субъекты) военно-гражданских
отношений (государство, общество в целом, социальные группы, партии, движения, организации, политические и военные элиты, отдельные граждане) - в той степени, в которой они осознают военно-политические цели, обладают соответствующими знаниями и опытом, способностью трансформировать их в активную гражданскую, военно-политическую деятельность; объект (объекты) военногражданских отношений - весьма многослойный и иерархичный элемент, включающий в свое содержание различные компоненты военно-политической реальности в ее внешнем и внутреннем аспектах (война, вооруженный конфликт, военно-политические и военно-экономические отношения, военно-политическая обстановка, военная наука, концепция военной безопасности, военная доктрина, военное строительство, социальное положение военнослужащих и др.; военнополитическая деятельность, военно-политические цели, средства военнополитической деятельности государства и результаты этой деятельности.
По своему содержанию военно-гражданские отношения можно классифицировать по различным основаниям, что дает возможность исследователям более глубоко и обстоятельнее проанализировать различные аспекты взаимосвязи общества и военно-силовых структур, выявить тенденции их развития. Так, в зависимости от типа политического режима и характера взаимосвязи военной государственно-политической среды в военно-гражданских отношениях выделяют три типа отношений, основанных: на четком разделении военных и гражданских институтов, на согласии военных, политической и военной элиты, а также военно-гражданские отношения конфликтного типа, которые характерны для переходных эпох, политических стадий формирования качественно новой государственности.
По своей направленности военно-гражданские отношения подразделяют на два больших блока: а) отношения военных к гражданским, б) отношения гражданских к военным. Этот вид классификации содержит чрезвычайно сложную и двойственную проблему, а именно проблему военной социализации гражданских и проблему гражданской социализации военнослужащих. Разрешение этой противоречивой задачи в каждом государстве во многом определяет характер и социальный облик военно-гражданских отношений в целом [3, с. 147].
За основание следующего вида классификации военно-гражданских отношений можно признать отношение общества к войне, к военному насилию в целом. В этом отношении чрезвычайно плодотворной является идея, выдвинутая американским социологом Ч. Москосом в статье «Вооруженные силы в обществе
отрицания войны» [4, с. 78 - 83], в которой дается характеристика военных последствий трех типов обществ - общества готовности к войне, общества сдерживания войны, общества отрицания войны.
Не вдаваясь в подробную характеристику каждого вида общества, отметим само собой разумеющееся обстоятельство: военно-гражданские отношения могут быть представлены в соответствии с классификацией «обществ» - военногражданские отношения в обществе готовности к войне; военно-гражданские отношения в обществе сдерживания войны; военно-гражданские отношения в обществе отрицания войны. В отечественной военной политологии и социологии отмеченная проблема по-прежнему остается малоизученной и нуждается в серьезном полномасштабном научном анализе.
Возможна классификация военно-гражданских отношений и по их социальному содержанию, то есть по интересам и целям в отношении к обществу, а также общества и армии, совпадающие, различающиеся, противоположные, правовые, неправовые, нравственные или аморальные, гуманные или антигуманные.
Своеобразие военно-гражданских отношений по их социальному содержанию находит свое проявление в социальном составе военнослужащих, способе комплектования вооруженных сил и других военно-силовых структур, моральнопсихологическом состоянии войск, ценностных установках и мотивациях военнослужащих, состоянии и динамике их социальной активности.
В систему военно-гражданских отношений прямо или косвенно, осознанно или неосознанно включены миллионы людей. Данное обстоятельство требует научного анализа социокультурного опыта этих людей, происходящих сдвигов и изменений ценностных ориентаций в массовом сознании и поведении тех политических и военных элит, социальных групп, слоев, без которых невозможно эффективное функционирование военно-гражданских отношений.
Военнослужащие возникают из гражданских лиц и, в конечном счете, возвращаются в гражданскую структуру. Поэтому важнейшей проблемой для общества является военная социализация гражданских, то есть формирование военных из гражданских и, наоборот, гражданской социализации военных. От содержания, эффективности и результатов этого процесса во многом зависят военногражданские отношения [3, с. 147].
Широкие возможности представляются исследователю при изучении военно-гражданских отношений по сферам общественной жизни: в политике, экономике, социальной и духовной жизни; по субъектам (индивиды, органы граждан-
ской и военной власти, политические партии и движения, общественные организации); по способам и формам (авторитарные или демократические, свободные или ограниченные, стихийные или регулируемые и т. д.).
Наиболее глубокое определение предмета любой теории, как известно, предполагает выявление ее законов и закономерностей. Военно-гражданские отношения подчиняются действию целого комплекса закономерностей, в которых выражаются внешние, по отношению к ним, и внутренние генетические, структурные и функциональные связи и взаимозависимости.
Закономерности военно-гражданских отношений представляют собой устойчивые, повторяющиеся и существенные связи между обществом и военной организацией государства, реализация которых позволяет обеспечить надежную военную безопасность. Они имеют свою объективную логику независимо от взглядов, программ политических партий, отдельных личностей.
Характер и содержание военно-гражданских отношений определяются законом зависимости военной организации государства от уровня общественного развития. Этот общесоциологический закон находит свое конкретное проявление в более частных закономерных процессах: непосредственной зависимости функционирования военно-гражданских отношений от уровня и состояния материального производства, производительных сил и производственных отношений, типа и ступени зрелости политической структуры и политических отношений, уровня и состояния социокультурного развития общества.
Основная функция военно-гражданских отношений состоит в том, чтобы объединить народ, вооруженные силы и политическое руководство страны в процессе обеспечения ее военной безопасности, а в случае необходимости и в ведении военных действий, войны в защиту Отечества. Здесь следует отметить, что в современных условиях против демократических государств, включая Россию, возможны, по мнению военных ученых, тотальные войны. Самым надежным и эффективным средством против них являются отечественные войны [5, с. 8 - 9]. А они предполагают особую мобилизацию и сплоченность всех сил народа и армии на достижение победы над врагом и, соответственно, высочайшую степень зрелости военно-гражданских отношений.
Эффективность основной функции военно-гражданских отношений зависит от целого ряда факторов, но особенно, во-первых, от осознания политическим руководством страны ее необходимости и основательности научной разра-
ботки ее содержания; во-вторых, от того, насколько понята и принята военная политика народом.
Военно-гражданские отношения подвергаются наиболее сильным изменениям, деформациям в условиях обострения военно-политической обстановки. Их главным источником развития является постоянный процесс разрешения противоречий в сферах военно-политической действительности, военно-политической практики государства, реально складывающихся отношений в обществе и военной организации, а движущими силами - потребности, мотивы, интересы и цели безопасного развития государственной системы, обеспечение территориальной целостности страны. Можно выделить несколько групп противоречий.
Первая группа включает противоречия, характеризующие взаимосвязи и взаимозависимости между обществом, военно-силовыми структурами и личностью. По нашему мнению, основными из них являются противоречия:
— между традиционными гражданско-военными ценностями населения и демократически-правовыми факторами и силами современного общественного развития;
— единой, провозглашенной общегосударственной и общенародной целью возрождения России и отсутствием патриотической идеи, объединяющей усилия общества и армии и служащей основой для формирования и развития патриотизма у гражданской молодежи и военнослужащих;
— высокой значимостью задач, решаемых военной организацией и низким престижем военной службы, с одной стороны, и невысоким уровнем финансирования потребностей армии по насыщению ее новейшим вооружением и боевой техникой, повышению материального вознаграждения военнослужащих за их ратный труд, по улучшению их социальной защищенности - с другой;
— необходимостью решения задач по формированию и развитию военногражданских отношений в обществе и армии и отсутствием соответствующей полнокровной нормативно-правовой базы этой деятельности, определяющей ее основное направление, формы, параметры, методы и средства.
В разрешении этой группы противоречий главная роль принадлежит органам законодательной и исполнительной власти государства. Основное условие разрешения рассматриваемой группы противоречий заключается в создании обществом и государством благоприятных международных, социальноэкономических, политических, правовых, военно-технических и духовно-
нравственных условий, необходимых и достаточных для успешного решения задач по обеспечению военной безопасности.
Вторая группа противоречий включает противоречия, отражающие взаимосвязи между требованиями гражданского к военной организации государства и возможностями их реализации. Эти противоречия являются специфическим выражением постоянно растущих требований государства, военной науки и военного дела в целом к строительству Вооруженных Сил, их организации и функционированию, военно-профессиональным и морально-боевым качествам военнослужащих.
Третья группа противоречий включает широкий спектр социальных противоречий между необходимостью двусторонности военно-гражданских отношений и позицией гражданского общества по этому вопросу. Это противоречия:
— между современными задачами по развитию и совершенствованию военно-гражданских отношений и возможностями их решения;
— масштабностью и сложностью военно-гражданских отношений и стремлением политической и военной власти быстро получить положительные результаты, рекомендации, методики;
— современными требованиями к организации и проведению политики по развитию военно-гражданских отношений и недостаточным уровнем профессиональной и педагогической, информационной подготовленности органов законодательной и исполнительной власти, органов военного управления;
— новыми задачами, объективно возникающими в практической деятельности военнослужащих по контракту и невозможностью их решения старыми способами;
— теоретической и практической подготовкой субъектов военногражданских отношений;
— требованиями к военнослужащим, изложенными в Конституции Российской Федерации, общевоинских уставах, контрактах и повседневным воздействием на них реальной служебной обстановки.
В разрешении этой группы противоречий важная роль принадлежит органам военного управления, военным комиссариатам, командирам частей и соединений, органам воспитательных структур, а также всем тем, у кого находится в подчинении личный состав.
Четвертая группа противоречий - противоречия нормативно-правового характера одного из наиболее опасных явлений, поскольку использование воен-
ной силы вне рамок концепции и законов государства выводит ее из правового поля, не обеспечивает, а, напротив, подрывает военную безопасность государства.
Проблемы законодательного обеспечения военного строительства, военногражданских отношений весьма многообразны. Состояние законодательства в области обороны характеризуется тем, что приняты и вступили в силу многие основополагающие федеральные законы, позволяющие регулировать правоотношения по общим вопросам обороны страны, а также по вопросам воинской обязанности и военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и др.
Однако многие принятые законы выполняются не полностью. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием или несовершенством механизмов реализации законов, в том числе отсутствием нормативных положений, устанавливающих юридическую ответственность за их невыполнение, либо неполное или неточное выполнение, а также тем, что на реализацию законов не выделяется необходимых средств.
Законодательство в области обороны страны еще не представляет собой единой целостной системы. В нем имеют место пробелы, противоречия, отсутствуют или имеются в недостаточном количестве нормы прямого действия. Отсутствует соответствующая законодательная база, обеспечивающая структурное реформирование и развитие военно-промышленного комплекса страны [6, с. 8 -90].
Военно-гражданские отношения - неотъемлемый элемент, атрибут общественных отношений вообще. Поэтому они нуждаются в научном управлении. Объективная необходимость управления военно-гражданскими отношениями вытекает из самой общественной сущности человека, общественного характера деятельности людей, из самого процесса материального производства. Оно позволяет сознательно ставить и достигать определенных, заранее намеченных целей в сфере обеспечения военной безопасности, обеспечивать согласованность усилий общества и армии, государственных и общественных структур, политических и военных элит по укреплению обороноспособности страны, повышению престижа Вооруженных Сил и военной службы.
Содержание научного управления системой военно-гражданских отношений включает: анализ, оценку, прогнозирование и моделирование их состояния с учетом тенденций мирового развития; определение текущих и перспективных
задач военно-гражданских отношений; подбор, обучение, расстановку их субъектов; мониторинг состояния и действенности военно-гражданских отношений; своевременную корректировку политики в сфере обороны страны.
Проблемы развития и совершенствования взаимоотношений между обществом и военной организацией в современной России затрагивают в первую очередь вопросы, касающиеся действенности политической власти в управлении военно-гражданскими отношениями, внешней и внутренней функций армии, создания государственной идеологии военной службы, гражданского контроля над военно-силовыми структурами, военно-служебных отношений, комплектования армии, престижа военной службы, военно-патриотического воспитания и т. д.
Глубокий научный анализ сущности, содержания, функций, закономерностей и тенденций развития военно-гражданских отношений позволяет из множества вариантов решения задач по укреплению военной безопасности страны выбрать наиболее оптимальные, своевременно преодолевать возникшие трудности.
1. Артемов Г.П. Политическая социология. Учебное пособие. М.: «Логос». 2002.
2. Добреньков В.И. Роль и задачи военных социологов в решении актуальных проблем укрепления безопасности России // Место и роль армии в российском обществе: социологический анализ. М.: КДУ, 2007.
3. Серебрянников В.В., Дерюгин Ю.И. Социология армии. М.: ИСПИ РАН, 1996.
4. Армия и общество. М.: Прогресс, 1999.
5. Киршин Ю. Отечественные войны - ответ на войны тотальные // Независимое военное обозрение. 2008. № 22.
6. Безбородов Н.М. Военные и российский парламент: проблемы современных взаимоотношений // Современное состояние военно-гражданских отношений и государственное управление сектором безопасности России: Материалы международной научной конференции М.: Научный эксперт, 2005.