Научная статья на тему 'ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА'

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
375
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО / ШОУ-БИЗНЕС / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жарков Анатолий Дмитриевич

В статье рассматривается специфика и сущность эстрадного искусства. Эстрадное искусство несет в себе определенный эмоциональный заряд - положительный или отрицательный. Оно правдиво, помогает жить, творить, преодолевать трудности. Это искусство высокой гражданственности и любви к людям; оно честно, поэтично. И постепенно формирует наши культурно-творческие устремления: от фундаментально-глубокого к динамично-легкому, от эмоционально-душевного к рационально-мыслительному творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE RELEVANCE OF POP ART

The article discusses the specifics and essence of pop art. Pop art carries a certain emotional charge - positive or negative. It is truthful, helps to live, create, overcome difficulties. This is the art of high citizenship and love for people; it is honest, poetic. And gradually forms our cultural and creative aspirations: from fundamentally deep to dynamically light, from emotional and spiritual to rational-thinking creativity.

Текст научной работы на тему «ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА»

УДК 792.7.01

А. Д. Жарков Об актуальности эстрадного искусства

В статье рассматривается специфика и сущность эстрадного искусства. Эстрадное искусство несет в себе определенный эмоциональный заряд - положительный или отрицательный. Оно правдиво, помогает жить, творить, преодолевать трудности. Это искусство высокой гражданственности и любви к людям; оно честно, поэтично. И постепенно формирует наши культурно-творческие устремления: от фундаментально-глубокого к динамично-легкому, от эмоционально-душевного к рационально-мыслительному творчеству.

Ключевые слова: эстрадное искусство, шоу-бизнес, культурно-досуговая деятельность.

Anatoly D. Zharkov About the relevance of pop art

The article discusses the specifics and essence of pop art. Pop art carries a certain emotional charge -positive or negative. It is truthful, helps to live, create, overcome difficulties. This is the art of high citizenship and love for people; it is honest, poetic. And gradually forms our cultural and creative aspirations: from fundamentally deep to dynamically light, from emotional and spiritual to rational-thinking creativity.

Keywords: pop art, show business, cultural and leisure activities.

В российском обществе все большее значение для потребления духовных ценностей, развлечений и других видов предметной деятельности приобретает эстрадное искусство.

В этом смысле выбранный жизненный путь доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедрой «Режиссуры и актерского искусства эстрады» Коновича А. А. восхищает и является примером для молодых ученых, вставших на сложный и почетный путь педагога высшей школы и успешного практика-режиссера-постановщика.

А. А. Конович - личность масштабная не только в системе вузов культуры страны, но и в сфере эстрадного искусства. Нужно особенно подчеркнуть значение фундаментальности личности доктора педагогических наук, профессора Д. М. Генкина, его влияние на развитие образования в вузах культуры страны. А. А. Конович был и остается лучшим учеником Д. М.Генкина.

Люди давно твердят о том, что человек должен писать о виденном. Я и сам знаю, что надо писать в виданном. К тому же я не только видел, но и внимательно смотрел, учился и учусь и у Д. М. Генкина и у А. А. Ко-новича.

В юбилейные дни обычно более подробно говорят об основателях того дела, у которого юбилей. Могу коротко добавить к тому, что было сказано участниками научной конференции и в творческих программах.

А. А. Конович, на мой взгляд, является уникальным человеком, потому что в нем органично соединились четыре профессиональные сферы, которыми он обладает в совершенстве, это: научная, творческая, педагогическая и организаторская.

Научная концепция Д. М. Генкина о значении художественности и праздничности в образовании вузов культуры развитая А. А. Конови-чем и обогащенная понятиями «событийность и образность» стали теоретическими основаниями и для эстрадного искусства. Теория практики и театрализованного представления А. А. Коновича широко известна в научном мире и изучается в творческих вузах.

Эстрадное искусство - одно из самых емких и противоречивых явлений. Емкое потому, что до сих пор не выявлены специфические особенности, которые отличают его от других искусств, нет единого точного определения понятий этого вида искусства, нет разработанной методики воспитания и обучения артиста эстрады. В этом виде искусства, как ни в одном другом, много противоречий, ибо здесь рядом с высокими проявлениями человеческого духа и искренним служением искусству порой уживаются ничем не прикрытая пошлость, халтура, двусмысленность и просто бессмысленность.

Определение «развлекательный вид искусства», применяемое для эстрады, не только неточно, оно не характеризует в полной мере его социально-культурную сущность, социальные функции и принципы.

В основе эстрадного искусства лежит особая природа отношений со зрительным залом, «артист всегда обращается непосредственно к зрителям».

Это искусство, безусловно, выполняет развлекательную функцию: оно, кроме того, может быть источником положительных эмоций, доставляет удовольствие и радость. Но только развлекательность никогда не была и не может быть задачей искусства. Произведения, не несущие и не пробуждающие мысль и чувства, не имеют отношения к искусству. Поэтому, чтобы понять сущность эстрадного искусства, следует осознать, что оно прекрасно тем, что несет свою мысль, идею «методом от противного», создавая у зрителей желание неприятия жизненных прототипов отрицательных героев номеров или программ, спектаклей, противостоянию им в действительности.

Эстрадное искусство обязательно несет в себе определенный эмоциональный заряд - положительный или отрицательный. Оно прав-

диво, помогает жить, творить, преодолевать трудности. Это искусство высокой гражданственности и любви к людям; оно честно, справедливо. Постепенно формирует наши культурно-творческие устремления: от фундаментально-глубокого к динамично-легкому, от эмоционально-душевного к рационально-мыслительному творчеству.

Сегодня во всех жанрах эстрадного искусства гораздо больше внешней действенности, чем психологической углубленности. Поэтому зритель ждет от эстрадных программ динамичного, действенного содержания, ярких сценических форм, предполагающих минимум психологического напряжения и максимум зрительных ощущений. А поскольку это искусство близко и понятно зрителю, на первое место выходит содержание, которое воздействует на него.

Конечно, у эстрадного искусства сложная миссия: быть одновременно не только доступным, ярким, зрелищным, но и вместе с тем нравственным, гуманным.

Это искусство синтетично, поскольку соединяет в программе (концерте) самые разнообразные жанры, для которых характерно прямое обращение исполнителей к зрительному залу, молниеносное воздействие на его аудиторию.

Следовательно, сущность эстрадного искусства в смысло-содер-жательном контексте определяются номером или программой на злобу дня, наличием тонкого юмора, сатиры и как результат смех в зале.

Это и определило направление для теоретического анализа эстрадного искусства. Такой подход вполне закономерен и исключительно важен для понимания природы эстрадного искусства. Пока с теоретической точки зрения, до сих пор нет общепринятого, обоснованного и внутренне непротиворечивого перечня понятий эстрадного искусства. Основная причина - множественность системных связей, в которые включена эстрада, и обусловленная этим возможность построить единый ряд понятий, определений, формулировок, описывающих закономерности реального функционирования эстрады в метасистемы, в которые она включена.

Характеризуя сущность эстрадного искусства, важно отметить его условия происхождения и исторического развития. Этот вид искусства родился из других видов: литературы, музыки, театра, архитектуры, живописи, скульптуры, кино, хореографии, прикладного искусства, цирка и т. д. Эстрадное искусство постепенно сформировалось как самостоятельный вид, интегрирующий в себе всю совокупность перечисленных выше видов.

Пока, на наш взгляд, наиболее точно это понятие охарактеризовал Е. М. Кузнецов: «Эстрадное искусство объединяет разнообразные жанровые разновидности, общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности его художественных выразительных средств, содействующей яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, а в области жанров, связанных с живым словом, в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, преобладании элементов юмора, сатиры и публицистики»1.

Это материал для дальнейших поисков истины. Главное состоит в том, что априори многие черты присущи и другим видам искусства. Еще в свою бытность великий отечественный эстрадный певец, создатель джазового оркестра Л. О. Утесов писал: «Эстрада - понятие, трудно поддающееся точному определению. Но она, несомненно, настолько иногда близка к театру, что границу провести почти невозможно»2, который понимал эстраду как одну из разновидностей театра.

А. А. Конович рассматривает праздник как совокупность массовых театрализованных представлений, посвященных историческому, общественному и личностному событию.

По этой концепции эстрадное искусство участвует во всех сферах жизни общества. Коллективный просмотр эстрадных программ всегда представляет собой единство двух взаимосвязанных элементов. С одной стороны, это восприятие определенного театрализованного зрелища, а с другой - особый вид межличностного общения. Многие из эстрадных программ по природе своей предполагают и допускают возможность сиюминутного обмена мнениями, впечатлениями, переживаниями. Здесь человек получает информацию, запоминающуюся на многие годы. Высший уровень восприятия эстрадного искусства характерен для праздничного общения.

Опыт подготовки и проведения предпраздничных эстрадных программ показывает, что они достигают эффективности, если их подготовка велась на основе знания теории и технологии и отношения людей к событию, которое лежит в основе праздника.

Общение людей в праздничные дни является синтезом различных интересов, эмоциональных компонентов, смысловых элементов общественно-политической направленности. Это сложный и многогранный процесс, способствующий взаимодействию, взаимовлиянию, сопереживанию событий и взаимопониманию личностей. Разумеется,

коллективные переживания обеспечивают наибольший эффект сопричастности к праздничному событию.

Поэтому специалисты обращают пристальное внимание на процесс общения как в период подготовки праздничных эстрадных программ, так и в дни их проведения. Критерием правильно избранного направления является динамика нарастания переживаний и сопереживания, настроений и чувств людей. Содержание праздничной эстрадной программы и ее воплощение призваны возвысить состояние его участников до нового уровня осознания и переживания внутренней сущности события. Характер духовного общения в ходе создания эстрадного представления создает особую атмосферу, обеспечивающую взаимный обмена мыслями, чувствами.

По своему содержанию «общение может быть разделено на информативное, эмоционально-действенное и регулятивное. В каждом акте общения заключены все эти моменты, хотя каждый раз доминирует что-то одно»3. Поскольку каждый человек обладает особым стилем или манерой общения, в зависимости от своей духовно-ценностной ориентации он избирательно относится к эстрадному искусству. Одни замечают и предпочитают то, па что другие не обращают внимания, охотно вступают в общение с одними людьми и избегают других. Здесь повышается роль эмоций как своеобразных регуляторов действий организма в ответ на определенную ситуацию. Положительные эмоциональные ощущения возникают тогда, когда в мозгу подтверждается оригинальность тех или иных текстов, сценических действий.

И здесь мы выходим па самую сложную проблему теории эстрадного искусства перцептивно-коммуникативный процесс, где функция общения является его составной частью. Но этот теоретический аспект эстрадного искусства требует специального рассмотрения.

Особо следует отметить, что эстрадное искусство пока не имеет четко разработанной классификации. Сегодня можно рассматривать эстрадное искусство как: классическое, современное и шоу-бизнес (коммерчески). Оно функционирует как в институциализированных (организованных) формах: кружки, студии, клубы, вокально-инструментальные ансамбли (ВИА), так и неорганизованных. Главное, что в учреждениях культуры имеются все условия для самого разнообразного развития всех форм и жанров эстрадного искусства, позволяющие решать три задачи: воспитывать эстетический вкус, развивать способность анализировать и создавать произведения эстрадного искусства.

Одной из ведущих функций эстрадного искусства является практически преобразующая. Так как оно не просто отражает жизнь, - ее эле-

Об актуальности эстрадного искусства ментом, звеном, средством эстетического воспитания, чрезвычайно привлекательного для самых широких слоев населения.

Поведение людей в сфере эстрады значительно сложнее, чем в жизни. Трудно знать точно, как поведет тот или иной человек в следующую минуту, даже если известно, как он вел себя в аналогичной ситуации в прошлом. Отсюда невозможно строгое описание массовых социальных систем (например, аудиторий) в привычных терминах причины и следствия. Зачастую, компоненты системы движутся случайно, и от этой случайности принципиально нельзя избавиться.

Привычные методы научного исследования, основанные на познании закономерностей, каузальных связей, линейных соотношений в такой ситуации обречены на неудачу. Необходим какой-то иной язык описания социальной реальности и анализа эмпирических данных об эстрадном искусстве.

Наше понимание такой своеобразной социальной общности, как аудитория, основывается на идеях синергетики сравнительно молодой научной дисциплины. Скорее даже межнаучной, так как она вплотную изучает именно массовидные, сложные, даже хаотические системы и процессы, их обуславливающие, а также процессы, происходящие в них самих. Например, с ее помощью смоделирована динамика развития эпидемий кори, свинки, гриппа, коронавируса объяснены некоторые загадки функционирования сознания, системы, также во многом опосредованной взаимодействием огромного количества компонентов.

Думается, что язык этой теории достаточно продуктивен и для описания культурной деятельности населения в сфере эстрады, как, впрочем, и некоторых других подобных социальных явлений.

И все-таки, ведущей функцией эстрадного искусства - это его возможности критиковать власть. Шутнику всегда дозволено больше, чем кесарю.

Наш ведущий артист, юморист, пародист Максим Галкин в разгар коронавируса в Москве сделал для защиты населения г. Москвы больше, чем все вместе взятые оппозиционные партии, политики и общественные деятели.

Тонкий юмор и сатира в отношении московского градоначальника С. С. Собянина в условиях коронавируса подняли хорошее настроение всем россиянам в столь тяжелое историческое время.

Смех, по мнению С. Г. Айрапетова является одним из важнейших компонентов продолжительной жизни человека. Он утверждает, что человек может прожить до 200 лет, если у него будут ластичные сосуды.

«Сосуды расширяются не только от минеральных ванн, от сна, смеха... Они расширяются и от встречи с прекрасным»4.

А если учесть мгновенную популярность во всем мире кинетические (двигательные) системы в форме флэшмоб в практическом применении пластической хореографии (кинетика и кинесика), которые развиваются на базе общения.

Наконец, в эстрадном лексиконе из английского лексикона («шоу» -показывать, демонстрировать) появился термин «шоу». В интересующем нас ракурсе, «шоу» - это эстрадно-развлекательное представление.

Словосочетание «шоу-бизнес» знакомо всем, оно часто используется на телеэкранах, но ему нет четкого определения, которое бы точно дало характеристику, описание этого словосочетания. В какой-то степени шоу-бизнес - это сочетание творчества и бизнеса, интуиции и конъюнктуры шоу-бизнес можно рассматривать как вид или направление бизнеса, в котором, кроме того, что зарабатывают деньги, также делают свое имя известным.

Шоу-программы - это одна из главных форм шоу-бизнеса, т. е. его продукция, отражающая современное состояние общества, с его социальными и экономическими проблемами, и помогающая посредством искусства выводить аудиторию из эмоционального и стрессового тупика.

Основными компонентами шоу-программы являются разнообразные эстрадные номера, которые, органично сочетаясь друг с другом, создают красочное зрелище. А так как в последнее время это стало острой потребностью человечества, то значение шоу-программ в системе эстрадного искусства будет возрождать. В первую очередь, это должно быть заслугой режиссера, от которого исходят все художественные идеи, режиссерско-постановочный замысел, знание технологического процесса, рекламная деятельность.

В настоящее время шоу-бизнес как особое направление коммерческой деятельности в искусстве включает огромное число разнообразных видов и жанров. Растет число поклонников и потребителей продукции этого «ответвления» эстрадного искусства.

В XXI в. шоу-бизнес решительно потеснил более элитарные виды искусства. Создалась ситуация, когда даже «высокое» искусство вынуждено использовать опыт шоу-бизнеса: вряд ли какое-либо явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т. д. будет замечено общественностью и получит признание, если оно не обретет форму шоу. По мнению многих деятелей от искусства, успешно

Об актуальности эстрадного искусства выстроившихся в эту систему, рыночные отношения - единственный способ «спасти» культуру.

В истории отечественной классической эстрады много талантливых певцов и певцов, есть немало исполнителей эстрадной песни, которые стали известны, исполнив удачно всего одну песню. Эдуард Хиль пришел на эстраду как певец одной песни, исполнив новую песню А. Петрова «Песня о друге» с такой сердечностью, неожиданной откровенностью, наполнил ее таким смыслом, что песня, прозвучавшая, как лирическое раздумье о судьбе человека, мгновенно завоевала сердца большой многонациональной страны.

А творческий путь И. Кобзона на эстраде в условиях рыночных отношений был самым убедительным примером патриотизма, гражданственности, любви к своему народу. Он не стеснялся в своих концертах использовать весь свой песенный диапазон, от репертуара комсомольской юности до сегодняшних дней.

В одном ряду с И. Кобзоном стоит творчество Аллы Пугачевой, которое достигло почти мистической популярности. В справочном кабинете Всероссийского театрального общества, аккуратно собирающего все, что появляется об артистах в периодической печати, ни об одном деятеле театра, кино, эстрады не было такого количества откликов, такого портфолио как о Пугачевой.

А. Пугачева создавала свои программы по закону калейдоскопа: один поворот - и новая, ничем не напоминающая прежнюю, комбинация. Песни по содержанию лирические признания, произнесенные от лица героини. Притягательной силой этих произведений была исполнительская манера Пугачевой - предельная искренность чувствования, личная трактовка песен, стремление распахнуть настежь тайники своей души, осветить их мощными светильниками.

На наш взгляд, актуальность эстрадного искусства - удовлетворять разнообразные потребности зрителя. В содержательном отношении именно эстрада наиболее многопланова и эмоционально насыщена потребностями массовой аудитории и ее ожиданиями.

Таким образом, анализ рассмотренных выше дефиниций эстрадного искусства позволяет сделать вывод о том, что невозможно понять его сущность и функции без учета особенностей восприятия содержания. Сегодня оно немыслимо и без разработки вопросов психологического и педагогического регулирования этого процесса.

Особое значение в теории эстрадного искусства имеет осмысление принципов его функционирования, таких как принцип синтезирующего элемента, обеспечивающего целостность программы.

В целом, каждый эстрадный исполнитель, выходя на эстраду, строит свое выступление с учетом психологических особенностей аудитории и на уровне отдельной личности.

Примечания

1 Кузнецов Е. М. Из прошлого русской эстрады / Е. М. Кузнецов. М.: Искусство, 1959. С. 8.

2 Утесов Л. О. С песней по жизни / Л. О. Утесов. М.: Искусство, 1961. С. 15.

3 Шеркановин Ю. А. Психологический аспект массовой коммуникации. М., 1988. С. 19.

4 Айрапетов С. Г. Здоровье. Эмоции. Красота. М.: Молодая Гвардия. 1977. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.