Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
868
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алпатова Оксана Евгеньевна, Савина Анна Юрьевна

В данной статье рассматриваются проблемы методики и систематизации процесса обучения эстрадному пению в сфере образования, в частности, дополнительного образования. Эскизно освещаются вопросы квалификации и профессиональной подготовки педагогов эстрадного пения. Обосновывается необходимость реорганизации системы подготовки музыкантов - исполнителей эстрадной музыки, от дополнительного до предпрофессионального образования по данному направлению. Предложены пути решения проблемы систематизации процесса обучения эстрадному вокалу на основе реализации принципов непрерывности и преемственности, а также комплексного подхода, предусматривающего овладение будущими музыкантами-исполнителями не только вокальной технологией, но и музыкально-теоретическими знаниями, знаниями истории искусств, артистическими и хореографическими навыками, сценической культурой и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алпатова Оксана Евгеньевна, Савина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BURNING ISSUES OF TEACHING POP MUSIC VOCAL AS PART OF EXTENDED EDUCATION

This article discusses methodology and integrity in teaching pop music vocal in the field of education, in particular extended education. It also covers issues of pop music teachers’ qualification and their vocational training, as well as need of changes in training pop music singers whose majors range from extended education to pre-vocational education. The article shares solutions to the problem of making teaching pop music vocal more integral that is based on continuity and the multifaceted approach implying is not only would-be musicians-singers’ vocal techniques development, but also music theory, history art, artistic and dance skills, performance art acquisition.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Обучение и воспитание в условиях художественно-эстетического процесса

Education in the Environment of Fine Arts

УДК 372.878

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

BURNING ISSUES OF TEACHING POP MUSIC VOCAL AS PART OF EXTENDED EDUCATION

© 2020

О.Е. Алпатова, А.Ю. Савина O.E. Alpatova, A.Yu. Savina

В данной статье рассматриваются проблемы методики и систематизации процесса обучения эстрадному пению в сфере образования, в частности, дополнительного образования. Эскизно освещаются вопросы квалификации и профессиональной подготовки педагогов эстрадного пения. Обосновывается необходимость реорганизации системы подготовки музыкантов - исполнителей эстрадной музыки, от дополнительного до предпрофессионального образования по данному направлению. Предложены пути решения проблемы систематизации процесса обучения эстрадному вокалу на основе реализации принципов непрерывности и преемственности, а также комплексного подхода, предусматривающего овладение будущими музыкантами-исполнителями не только вокальной технологией, но и музыкально-теоретическими знаниями, знаниями истории искусств, артистическими и хореографическими навыками, сценической культурой и т.д.

Ключевые слова: эстрадный вокал; дополнительное образование.

This article discusses methodology and integrity in teaching pop music vocal in the field of education, in particular extended education. It also covers issues of pop music teachers' qualification and their vocational training, as well as need of changes in training pop music singers whose majors range from extended education to pre-vocational education. The article shares solutions to the problem of making teaching pop music vocal more integral that is based on continuity and the multifaceted approach implying is not only would-be musicians-singers' vocal techniques development, but also music theory, history art, artistic and dance skills, performance art acquisition.

Keywords: pop music vocal; extended education.

В декабре 2018 года одна из крупнейших исследовательских организаций в России - «Левада-Центр» - провела социологический опрос с целью выявления музыкальных предпочтений городского и сельского населения. Репрезентативная выборка составила 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах 52 субъектов РФ [1].

В таблице 1 представлены ответы на вопрос «Как часто вы слушаете музыку?» (респондент должен был дать один ответ). Согласно результатам исследования, около половины опрошенных респондентов ежедневно слушает популярную музыку.

Таблица 1

Частота слушания музыки (в %)

Период

Периодичность Август 2010 Август 2018

Ежедневно / почти ежедневно 45 51

2-3 раза в неделю 19 17

1 раз в неделю 4 9

1-3 раза в месяц 3 6

Реже чем 1 раз в месяц 3 5

Практически никогда / 25 11

никогда

Затруднились ответить 2 1

В таблице 2 представлены ответы на вопрос «Музыку каких жанров вы слушаете?». Респондентам предлагалась карточка со списком ответов, они могли выбрать более

Жанровые предпоч

одного или назвать свой. В таблице 3 указаны наиболее известные и востребованные исполнители респондентов из разных возрастных групп.

Таблица 2

респондентов (в %)

Жанры Декабрь 2018

Российская поп-музыка, российская эстрада 35

Советская эстрада 32

Шансон 30

Классическая музыка 22

Народные песни, народная музыка, фолк 20

Зарубежная поп-музыка 18

Танцевальная музыка, техно 18

Русский рок 15

Легкая музыка, лаундж, музыка для релаксации 12

Зарубежный рок 11

Хип-хоп, рэп 11

Бардовская песня 9

Таблица 3

Наиболее востребованные исполнители

Место Возрастные группы

18-24 (имена, набравшие > 2,3%) 25-39 (имена, набравшие > 2,1%) 40-54 (имена, набравшие > 2,5%) 55+ (имена, набравшие > 3,7%)

1 Егор Крид Дима Билан Филипп Киркоров Филипп Киркоров

2 Тимати Филипп Киркоров Стас Михайлов Алла Пугачева

3 Николай Басков Стас Михайлов Григорий Лепс Лев Лещенко

4 Филипп Киркоров Егор Крид Алла Пугачева Николай Басков

5 Би-2 Григорий Лепс Любэ София Ротару

6 Дима Билан Руки Вверх Михаил Круг Стас Михайлов

7 Нюша Михаил Круг Владимир Высоцкий Иосиф Кобзон

Очевидны неудобные для профессионального музыкального сообщества факты, которые иллюстрируют востребованность и популярность эстрадной музыки, в частности песенного жанра. Большой интерес к вокальной практике обусловлен не столько политикой в сфере средств массовой инфор-

мации и телекоммуникации, сколько доступностью (как может показаться на первый взгляд) овладения инструментарием этого творчества, не требующего серьёзного музыкального образования. К сожалению, подобное исследование не проводилось среди детской аудитории, но можно

предположить, что в возрастной группе 1217 лет результаты оказались бы типологически схожими.

В 2013 году Е.С. Борисовой среди старшеклассников, учащихся ссузов и студентов высших учебных заведений было проведено исследование по выявлению когнитивной структуры восприятия, оценки и понимания музыки учащейся молодёжью с разным уровнем музыкального образования. Определено, что в процессе восприятии музыки детерминантами психического содержания выступают воспитание и образование (общее или профессиональное музыкальное), направленность личности, темперамент [2, с. 16-17]. Известно, что основные перцептивные и познавательные механизмы обработки, восприятия музыки зависят от слушательского опыта и накопленных знаний, которые обязательно детерминированы культурой [2, с. 22]. Обычно музыка воспринимается как близкая, когда обыденные жизненные эмоции сходятся с эстетическими эмоциями. В результате исследования Е.С. Борисовой выявлены две группы слушателей: представители первой находят такие аналогии, второй - не находят, что не мешает им испытывать наслаждение [2, с. 41].

В свете популярности вокальной практики в «лёгком жанре» остро встаёт вопрос о вхождении эстрадного вокала -как априори любительского вида творческой деятельности - в сферу профессионального образования. Эти суждения важны для формирования взглядов относительно дополнительного образования детей как начальной ступени на пути профессионализации.

Сегодня многие исследователи первостепенной проблемой в сфере дополнительного образования считают противоречие между спецификой образовательных учреждений (детских музыкальных школ и школ искусств) и их ведомственной принадлежностью; а в целом - проблему непонимания актуальности профессионального вокального эстрадного образования. К сожалению, на данный момент не предложе-

но фундаментально новых идей и подходов к модернизации системы подготовки будущих «эстрадников-вокалистов».

В контексте проблемы ведомственной принадлежности О.А. Самовик актуализировала вопрос о статусе детских музыкальных школ и детских школ искусств [3]. В этом направлении наметилась позитивная тенденция - возврат детским школам искусств статуса первой ступени профессионального образования, который они имели в советское время. Однако в перечне примерных программ по учебным предметам дополнительного предпрофессионального образования в области музыкального искусства (от 5 июня 2014 года), размещённом на сайте Министерства культуры РФ, мы не обнаружим примерной программы дисциплины «Эстрадное пение». Следовательно, отнесенность эстрадного направления подготовки к системе предпрофессионального образования до сих пор не ясна. Заметим, что в настоящее время в России насчитывается примерно двадцать вузов, осуществляющих подготовку по специальности 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады».

A.Б. Арутюнова указывает на дефицит высококвалифицированных эстрадных исполнителей, слабую подготовку современных артистов и растущее число самоучек и дилетантов среди них. Ею подробно описаны требования, предъявляемые к современному исполнителю на эстраде, однако практически не предложены конкретные действия, способствующие достижению намеченных результатов. А.Б. Арутюнова предлагает решать указанные проблемы в процессе работы с вокалистами над постановкой голоса, расширением его динамического и звукового диапазона, над владением жестикуляцией и мимикой, воспитанием художественного вкуса будущего исполнителя [4].

B.Г. Кузнецов анализирует практику учебных заведений и учреждений культуры и полагает, что в последнее время появилось достаточно много студентов с хорошо развитыми техническими навыками владения музыкальными инструментами, но с ограни-

ченным музыкальным кругозором. Сложившуюся ситуацию частично можно объяснить, с одной стороны, недооценкой многими педагогами музыкально-творческого развития студентов, в результате чего целенаправленное формирование профессиональных качеств остается вне сферы педагогического воздействия; с другой - сложностью и недостаточной разработанностью проблемы формирования творческой личности специалистов музыкальной эстрады [5]. По мнению В.Г. Кузнецова, причина низкого уровня подготовки эстрадных вокалистов заключается в недостаточном уровне преподавания музыкально-теоретических дисциплин, таких как «Анализ музыкальных произведений», «История искусств», «История вокального искусства», «История стилей музыки» и др.

М.Л. Коваль изучает проблему узкой направленности специалистов в области эстрадного вокала и предлагает решать ее посредством комплексной методики обучения. Суть методики заключается в том, чтобы учесть индивидуальные (физиологические и психологические) особенности учащегося, активизировать эмоциональные механизмы, разучить технические вокальные приёмы (субтон, фальцет, мелизмати-ку) и, наконец, создать полный образ артиста (включающий мимику, жесты, сценический костюм, движения) [6].

Синтезированному подходу к подготовке артистов эстрады посвящена работа О.С. Изюровой, которая акцентирует внимание на проблемах и особенностях постановки эстрадных номеров, на различиях академической и эстрадной школ, на методиках работы с детьми в эстрадных ансамблях. Главная идея исследователя - необходимость создания синтезированного образа вокалиста, в котором певческое искусство будет слито с актерским мастерством, танцем, костюмом. Основными средствами создания такого образа О.С. Изюрова считает развитие в детях творческого начала, возможность выхода за рамки программы, умение учащегося воспринимать преподавателя как коллегу, партнёра [7].

В проблеме качества подготовки эстрадного певца следует выделить аспект, связанный с ролью в образовательном и воспитательном процессе элемента «событийной вокальной педагогики»: конкурсов, фестивалей, отчётных концертов и т.д. Н.Г. Тагильцева дифференцирует понятия «система» и «событие» применительно к музыкальному образованию. Она считает, что события (конкурсы, концерты, фестивали, форумы), с одной стороны, необходимы для культурного развития детей, с другой - уводят от чёткой, последовательной методики обучения. В ходе рассуждения Н.Г. Тагильцева приходит к выводу, что в методике музыкального образования на первом месте должна стоять система, и только потом событие [8].

В контексте проблем эстрадной вокальной педагогики очевидна необходимость специально организованной работы по развитию у будущих вокалистов саморефлексии, творческих способностей, способностей к джазовой импровизации, к «актёр-ствованию», к созданию образа на эстраде и др. Уже сложилась устойчивая взаимосвязь родственных искусств - театра и эстрады, имеющих одни и те же исторические корни в театрально-зрелищном искусстве.

В исторической ретроспективе профессионализация эстрадного вокала началась с открытия отделения эстрадно-джазовой музыки в Ростове в 1936 году (К.А. Назаретов) и в Москове в 1960 году (И.М. Бриль). Думается, что к 1984 году, когда была основана кафедра музыкального искусства эстрады в РАМ им. Гнесиных, уже определились специфические черты эстрадного пения, отличающие его от народной вокальной и классической, академической музыки. Таким образом, в области эстрадно-джазового искусства уже больше полувека очерчены границы профессионального и самодеятельного.

Можно назвать и ряд других актуальных проблем современного вокального образования, в частности проблему преемственности вокальных традиций, проблему инфраструктурной, в том числе экономической, доступности.

В основе современной стратегии и тактики профессиональной подготовки (в образовании) - идеи гуманизма, целостности, системности, исторической преемственности, непрерывности. Задача развития сферы дополнительного образования сочетается с расширением доступа к его ресурсам для детей из разных социальных групп.

Однако радикальные изменения в системе эстрадного образования значительно усложняют соблюдение преемственности. А.В. Шарыпин утверждает, что преемственность в образовании обусловливает его непрерывность, ибо каждый последующий этап базируется на достижениях предыдущего как на базисе для дальнейшего развития [9]. Это тезис относится и к обучению эстрадному вокалу. Но на «эстраде» механизм непрерывности теряется, так как «эстрадой», как правило, овладевают не новички, а те, кто уже знаком с другой специальностью (с иной манерой пения - классической, народной или с инструментальной подготовкой), а преемственность, как известно, связана с традицией.

Зарождение традиций, их развитие и обновление всегда связано с деятельностью конкретных людей, с творчеством ярких личностей. Поскольку «эстрадная школа» как направление в отечественной вокальной культуре - явление достаточно молодое в сравнении с классической, академической вокальной музыкой, сложно говорить о прочных, устоявшихся педагогических традициях в этой области. В профессиональном сообществе давно известны имена выдающихся педагогов, работающих в вокально-эстрадном направлении, достижения которых высоко отмечены: Н.З. Андрияно-вой, А.И. Рудневой, А.С. Полякова (РАМ им. Гнесиных), Л.А. Афанасьевой (РАТИ, ИСИ) и др. Многие ученики прославленных педагогов являются продолжателями их вокальных традиций, методов, приёмов в обучении эстрадному пению.

Отечественная вокальная педагогика в качестве ориентиров развития выбирает европейские и американские образцы [10]. Есть основания утверждать, что фанатичная

ориентация на западные вокальные школы и направления, а также стремление к абсолютизации собственного педагогического опыта весьма существенно усложняют сохранение традиций русской вокальной школы, культурную идентичность. (Здесь важно отметить, что наблюдается огромное желание педагогов-эстрадников обозначить существующее понятие новым словом. Происходит так называемая подмена понятий, или, другими словами, - профанация профессиональной терминологии, где каждое «новоиспечённое словечко» не меняет содержания ранее существовавших.)

Для развития общества в современную эпоху ключевой является проблема доступности образования и образовательного неравенства. В 2013 году был проведен анализ особенностей участия детей в дополнительном образовании, обусловленных различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте их проживания [5]. Рассматривались структура свободного времени школьников и доля в ней занятий дополнительным образованием, интенсивность потребления услуг дополнительного образования, характер обучения детей по программам дополнительного образования (дискретность и непрерывность), направленность и инфраструктура этих программ.

Результаты исследования показали, что в наиболее материально обеспеченных семьях дети чаще включаются в занятия дополнительным образованием в дошкольном возрасте и интенсивность этих занятий выше. Есть основания полагать, что на вовлеченность в программы дополнительного образования оказывает влияние место проживания семьи. Например, более половины жителей сел, принимавших участие в опросе, ответили, что их ребенок в дошкольном возрасте не посещал дополнительных занятий.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что у более образованных матерей (имеющих высшее образование, в том числе неоконченное, два высших, ученую степень) дети чаще прерывают занятия и чаще совмещают посещение одного кружка с дополнительными занятиями в других местах (табл. 4).

Таблица 4

Характер обучения детей по программам дополнительного образования в зависимости от уровня образования матери (% ответивших по столбцу)

Варианты ответов на вопрос: «Прерывал ли ваш ребенок когда-либо занятия (прекращал заниматься) в каком-либо из кружков, секций, клубов, где он получал дополнительное образование?» Образование матери (мачехи)

Среднее общее или ниже Среднее или начальное профессиональное Высшее, неоконченное высшее Два высших, аспирантура/ ученая степень

Ни разу не прерывал, как начал заниматься, так и занимается (завершил программу полностью) 66,1 57,9 54,9 45,4

Продолжая заниматься в одном кружке, студии, клубе, параллельно начал посещать занятия в другом (в других) 21,2 25 26,3 36,4

Однажды прервал занятия в одном месте и начал заниматься в другом 8,5 11,7 13 11,5

Несколько раз начинал, прерывал и начинал в другом кружке, секции, клубе и т.д., сменил множество кружков, секций, клубов, попробовал много вариантов и не остановился ни на одном 0,6 1,2 1,1 0,3

Таким образом, среди учеников художественных и музыкальных школ преобладают дети из семей с высоким уровнем образования родителей, проживающие в городах и обучающиеся в лицеях или гимназиях.

Таким образом, рассмотренные актуальные проблемы обучения эстрадному пению на всех ступенях профессионального образования, в том числе в дополнительном

образовании, имеют схожую природу. Эстрадное пение до сих пор не только плохо интегрировано в систему профессиональной подготовки, но зачастую вызывает негативную оценку со стороны сторонников классической вокальной школы, что не может сказываться положительно на системе профессионального музыкального образования в целом.

* * *

1. Официальный сайт Аналитического центра (АНО) Юрия Левады. URL: http://www.levada.ru (дата обращения: 15.10.2019).

2. Борисова Е.С. Психологические особенности восприятия музыки современной молодёжью : монография. Самара : СНЦ РАН, 2013. 126 с.

3. Самовик О.А. Детские музыкальные школы и детские школы искусств в системе современного модернизирующегося музыкального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 2(117). С. 62-67.

4. Арутюнова А.Б. Профессиональные аспекты подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 8(62). С.94-98.

5. Кузнецов В.Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России : монография. М. : Мелограф, 2005. 159 с.

6. Коваль Л.М. Преимущества комплексной методики в преподавании эстрадного вокала // Преподаватель XXI век. 2011. № 4. С. 111-113.

7. Изюрова О С. Детская вокальная эстрада в системе дополнительного образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 102. С. 184-187.

8. Тагильцева Н.Г. Общее музыкальное образование: системность или событийность // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 116-120.

9. Шарыпин А.В. Преемственность как принцип организации студенческого самоуправления // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 4(106). С. 156-162.

10. Юдин Г.Б. Рецензия на книгу: Хабермас Ю. Структурная трансформация публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества (2016) // Философия : журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. I, № 1. С. 123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Косарецкий С.Г., Куприянов Б.В., Филиппова Д.С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 168-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.