УДК 378:796
https://doi.org/10.36906/2311 -4444/24-3/08
Мудриевская Е.В.
О ЗНАЧЕНИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
E.V. Mudrievskaya
ON THE IMPORTANCE OF EXTRACURRICULAR PHYSICAL EDUCATION ACTIVITIES IN THE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Аннотация. В статье представлен материал, посвященный организации внеучебной деятельности по физической культуре в высшем учебном заведении. Актуальность данной темы обусловлена структурными и содержательными изменениями в образовательных программах бакалавриата и рабочих программах по физической культуре, которые привели к возрастанию роли внеучебной деятельности в формировании физкультурной компетентности студента. Данное обстоятельство требует рассмотрения вопросов планирования, организации и методического обеспечения названного вида педагогической деятельности. Цель исследования состоит в выявлении организационных и воспитательных аспектов студенческих мероприятий спортивной и оздоровительной направленности, проводимых в свободное от учебных занятий в вузе время. В качестве примера по организации внеучебной работы, осуществляемой преподавателями кафедры физической культуры и спорта, предложен ряд физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий, проводимых в Омском государственном аграрном университете имени П. А. Столыпина. Анализ и обобщение педагогического опыта в системе высшего образования, данных литературных источников по проблемам физического воспитания студенческой молодежи позволили сделать практические рекомендации по основам планирования, целеполагания и организационных особенностей внеучебной деятельности по физической культуре. Подчеркнута возможность повышения эффективности этой деятельности за счет равномерного распределения мероприятий на протяжении учебного года, привлечения к участию студентов с разным уровнем физической, спортивно-технической
подготовленности и мотивации в сфере физической культуры и спорта. В дополнение к календарному плану организаторы для каждого мероприятия должны определить цель, разработать программу, создать праздничную атмосферу, обеспечить безопасность зрителей и участников, создать
Abstact. The article presents material on the organization of extracurricular activities in physical education at a higher educational institution. The relevance of this topic is due to structural and substantive changes in undergraduate educational programs and work programs in physical education, which have led to an increasing role of extracurricular activities in the formation of student's physical culture competence. This circumstance requires consideration of issues of planning, organization and methodological support of this type of pedagogical activity. The purpose of the study is to identify the organizational and educational aspects of student sports and wellness activities conducted in their free time from study at the university. As an example of the organization of extracurricular work carried out by teachers of the Department of Physical Culture and Sports, a number of physical culture and recreation and sports events held at the Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin are proposed. The analysis and generalization of pedagogical experience in the higher education system, data from literary sources on the problems of physical education of students allowed us to make practical recommendations on the basics of planning, goal-setting and organizational features of extracurricular activities in physical culture. The possibility of increasing the effectiveness of this activity is emphasized due to the uniform distribution of activities throughout the academic year, attracting students with different levels of physical, sports and technical readiness and motivation in the field of physical culture and sports to participate. In addition to the calendar plan, the organizers for each event must define a goal, develop a program, create a festive atmosphere, ensure the safety of spectators and participants, and create conditions for informational coverage of the planned event.
условия для информационного освещения запланированного события.
Ключевые слова: студенты; физическая культура; внеучебная деятельность; физкультурно-оздоровительные мероприятия; спортивные соревнования.
Сведения об авторе: Мудриевская Елена Владимировна, ORCГО: 0000-0002-2326-1591, канд. пед. наук, Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, Россия, elena_mudray55@mail.ru
Мудриевская Е.В. О значении внеучебной деятельности по физической культуре в физическом воспитании студентов высшего учебного заведения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2024. №3(67). С. 92-99. https://doi.org/10.36906/2311-4444/24-3/08
Mudrievskaya, E.V. (2024). On the Importance of Extracurricular Physical Education Activities in the Physical Education of Students of Higher Education Institutions. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, (3(67)), 92-99. (in Russ.). https://doi.org/10.36906/2311-4444/24-3/08
Физическое воспитание является частью комплексного педагогического воздействия на личность студента в ходе его обучения в высшем учебном заведении. Такое воздействие осуществляется, прежде всего, во время академических занятий по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Конечным результатом изучения этих дисциплин должна стать физкультурная компетентность студента, которая представляет собой его способность и готовность применять средства и методы физической культуры для укрепления здоровья и поддержания оптимальной работоспособности [4; 18].
Базовые знания, первоначальные умения и навыки по физической культуре, которые получает студент на учебных занятиях, в полной мере не формируют его способность к их методически грамотному и самостоятельному применению в повседневной жизни. Дальнейшее закрепление изученного материала и совершенствование двигательных способностей и навыков должно осуществляться студентом во внеучебной деятельности по физической культуре, к которой относятся самостоятельные занятия физическими упражнениями, тренировки в спортивных клубах, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятиях [5].
На наш взгляд, в настоящее время преподавателям физического воспитания следует уделить больше внимания на разработку программно-методического обеспечения внеучебной деятельности по физической культуре в вузе. Это связано, прежде всего, с возникновением в высших учебных заведениях тенденции, которую уже можно считать устойчивой, к переводу половины учебных часов, предназначенных для изучения физической культуры, на самостоятельную работу студентов [11].
Keywords: students; physical education; extracurricular activities; physical education and recreation activities; sports competitions. About the authors: Elena V. Mudrievskaya, ORCID: 0000-0002-2326-1591, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk, Russia, elena_mudray55@mail .ru
Цель настоящего исследования - раскрыть организационные и воспитательные аспекты физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, являющихся базовыми компонентами внеучебной деятельности по физической культуре в вузе.
В работе использованы анализ и обобщение опыта работы преподавателей со студентами Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина (Омский ГАУ) и материалов научных исследований из литературных источников по проблемам физического воспитания студенческой молодежи.
На протяжении всего учебного года кафедрой физической культуры и спорта совместно с центром спорта и здоровья для студентов Омского ГАУ организуются мероприятия во внеучебное время [12], которые проводятся в форме соревнований, фестивалей [7; 10; 17], мастер-классов, акций [16], спортивных праздников [13; 15].
В педагогической среде принято считать, что участие студентов в спортивно-массовых мероприятиях способствует формированию коммуникативных и морально-волевых качеств, проявление которых востребовано во всех видах деятельности: учебной, общественной, трудовой [3].
С началом учебного года важной педагогической задачей в работе со студентами первого курса является выявление их физкультурно-спортивных интересов методом сплошного анкетирования. В ходе ряда социологических исследований установлено, что наиболее популярными у юношей являются спортивные игры и единоборства, девушек -гимнастическая аэробика [1; 6; 9].
В качестве скрытых причин (мотивировок), побуждающих молодых людей сделать выбор в пользу того или иного вида двигательной активности, могут быть: понимание прикладного или оздоровительного значения физических упражнений, намерение войти в состав университетской команды по виду спорта, желание получать психоэмоциональное удовлетворение от учебно-тренировочных занятий и другие [2; 8; 14].
Учитывая вышеперечисленные факты, а также с целью привлечения студентов первого курса к регулярным занятиям в спортивных секциях и клубах университета организуются мастер-классы по видам спорта. Среди первокурсников в первом семестре проводятся соревнования с целью спортивного отбора и выявления сильнейших спортсменов.
Студенческие соревнования между учебными группами, факультетами являются ежегодными и традиционными. В последние годы получило распространение в студенческом сообществе участие во всероссийских спортивных праздниках «Кросс наций», «Лыжня России» и акциях «Марафон здорового образа жизни», «Человек идущий», «Будь здоров», «Здоровье молодежи - богатство России». В числе участников таких массовых спортивных событий могут быть и спортсмены, и любители активного образа жизни разного возраста и уровня физической подготовленности.
В Омском ГАУ организуются и проводятся мероприятия, посвященные государственным праздникам, знаменательным датам, чествованию героев России и
выдающихся спортсменов. Это вносит большой вклад в гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения.
В организации, судействе, информационном сопровождении спортивных соревнований и праздников принимают активное участие представители студенческих общественных организаций университета: студенческий клуб «Сапсан», волонтерский центр «Глобус», студенческая медиа служба.
Анализ и обобщение педагогического опыта коллектива преподавателей аграрного университета позволяет констатировать их готовность к воспитательной деятельности в сфере образования и сделать рекомендации следующего содержания:
1. Внеучебная деятельность по физической культуре в высшем учебном заведении должна планироваться с учетом равномерного распределения мероприятий на протяжении учебного года.
2. В ходе осуществления внеучебной работы по физической культуре среди студенческой молодежи должны решаться педагогические задачи воспитательной, образовательной и оздоровительной направленности, приоритет которых определяется целью запланированного мероприятия.
3. К внеучебной деятельности следует привлекать студентов всех курсов и направлений подготовки в качестве участников мероприятий или их организаторов, что дает возможность многим из них удовлетворить свои интересы и намерения в сфере физической культуры и спорта.
4. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия имеют воспитательное воздействие на молодых людей не только за счет личного участия в них, но и через информационное освещение данных событий на сайте университета, в социальных сетях, региональных телевизионных программах и печатных изданиях.
Литература
1. Борисова А.Ф., Мудриевская Е.В. Студенческие соревнования как результат обучения двигательным действиям в аэробной гимнастике // Омский научный вестник. 2015. № 2 (136). С. 202-204.
2. Ваисов К.М., Мудриевская Е.В. Мотивировки выбора студентами борьбы как основного средства физического совершенствования // Омский научный вестник. 2015. № 5(142). С. 115-117.
3. Горюнов В.Н., Мудриевская Е.В., Петрова Г.А. Физкультурно-спортивная деятельность как фактор социализации студентов // Физическое воспитание и спортивная тренировка: сб. науч. тр. Омск: СибАДИ, 2006. С. 199-201.
4. Загревская А.И., Загревский О.И. О сущностных характеристиках понятий «компетентность» и «компетенция» // Динамика систем, механизмов и машин. 2014. № 6. С. 118-120.
5. Касьяненко А.Н. Массовые спортивно-оздоровительные мероприятия как эффективные инструменты оздоровительного образования // Физическое воспитание и спорт в системе образования: современное состояние и перспективы: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Омск: ОмГТУ, 2023. С. 119-123.
6. Катрина М.И. Результаты опроса студентов в сфере физкультурно-спортивной деятельности // Омские социально-гуманитарные чтения - 2019: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. Омск: ОмГТУ, 2019. С. 295-300.
7. Ковалева О.С., Мудриевская Е.В. Опыт проведения спортивно-массовых мероприятий по ГТО в высшем учебном заведении // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Омск: Омский ГАУ, 2018. С. 60-62.
8. Мудриевская Е.В. Основные причины предпочтений студентов первого курса в сфере двигательной активности // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. Омск: Омский ГАУ, 2019. С. 161163.
9. Мудриевская Е.В. Двигательный опыт студентов первого курса и их предпочтения в выборе средств физического воспитания // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 7 (197). С. 233236.
10. Пягай Л.П. Значение спортивно-массового мероприятия «Фестиваль спортивных игр «Летящий мяч» в популяризации двигательной активности среди студенческой молодежи // Научное и программно-методическое сопровождение образовательного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении: сб. тр. преподавателей. Омск: Омский ГАУ, 2023. С. 5355.
11. Страдзе А.Э., Филимонова С.И., Филимонова Ю.Б. Перспективы дисциплины «Физическая культура» в условиях модернизации образования // Культура физическая и здоровье. 2017. № 1(61). С. 2225.
12. Сумина В.В. О некоторых результатах физкультурно-оздоровительной деятельности кафедры физической культуры и спорта // Научное и программно-методическое сопровождение образовательного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении: сб. тр. преподавателей. Омск: Омский ГАУ, 2023. С. 56-59.
13. Сумина В.В., Терёхина И.В., Акимочкина Н.К. Военно-спортивный праздник «Зарница» как форма патриотического воспитания молодежи // Научное и программно-методическое сопровождение образовательного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении: сб. тр. преподавателей. Омск: Омский ГАУ, 2023. С. 60-61.
14. Сумина В.В., Терехина И.В., Мудриевская Е.В. Мотивационные аспекты предпочтений студентов первого курса в выборе средств физического воспитания // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 9 (199). С. 285-288.
15. Терёхина И.В., Сумина В.В. Организация спортивного праздника средствами эстафетного бега // Научное и программно-методическое сопровождение образовательного
процесса по физической культуре в высшем учебном заведении: сб. тр. преподавателей. Омск: Омский ГАУ, 2023. С. 62-66.
16. Терёхина И.В., Сумина В.В. Об организации и проведении спортивно-массового зимнего благотворительного мероприятия «Помогаем вместе» // Научное и программно-методическое сопровождение образовательного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении: сб. тр. преподавателей. Омск: Омский ГАУ, 2023. С. 67-70.
17. Терёхина И.В., Сумина В.В., Сухорукова И.А. Организация фестивалей комплекса ГТО как эффективная форма внеучебной спортивно-массовой работы // Научное и программно-методическое сопровождение образовательного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении: сб. тр. преподавателей. Омск: Омский ГАУ, 2023. С. 71-74.
18. Чернякова С.Н. Физкультурные компетенции бакалавров: содержание и формирование // Динамика систем, механизмов и машин. Омск: ОмГТУ, 2014. № 6. С. 170173.
References
1. Borisova, A.F., & Mudrievskaya, E.V. (2015). Studencheskie sorevnovaniya kak rezul'tat obucheniya dvigatel'ny'm dejstviyam v ae'robnoj gimnastike. Omskij nauchnyj vestnik. № 2 (136). S. 202-204.
2. Vaisov, K.M., & Mudrievskaya, E.V. (2015). Motivirovki vy'bora studentami bor'by' kak osnovnogo sredstva fizicheskogo sovershenstvovaniya. Omskij nauchny j vestnik. № 5(142). S. 115-117.
3. Goryunov, V.N., Mudrievskaya, E.V., & Petrova, G.A. (2006). Fizkul'turno-sportivnaya deyatel'nost' kak faktor socializacii studentov. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka: sb. nauch. tr. Omsk: SibADI, S. 199-201.
4. Zagrevskaya, A.I., & Zagrevskij, O.I. (2014). O sushhnostny'x xarakteristikax ponyatij «kompetentnosf» i «kompetenciya». Dinamika sistem, mexanizmov i mashin. № 6. S. 118-120.
5. Kas'yanenko, A.N. (2023). Massovy'e sportivno-ozdorovitel'ny'e meropriyatiya kak e'ffektivny'e instrumenty' ozdorovitel'nogo obrazovaniya. Fizicheskoe vospitanie i sport v sisteme obrazovaniya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy V materialy' IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Omsk: OmGTU, S. 119-123.
6. Katrina, M.I. (2019). Rezul'taty' oprosa studentov v sfere fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti. Omskie sociaVno-gumanitarny 'e chteniya - 2019: materialy' XII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Omsk: OmGTU, S. 295-300.
7. Kovaleva, O.S., & Mudrievskaya, E.V. (2018). Opy't provedeniya sportivno-massovy'x meropriyatij po GTO v vy'sshem uchebnom zavedenii. Aktual sny e problemy "fizicheskoj kul tury " i sporta v sisteme vy^sshego obrazovaniya: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Omsk: Omskij GAU, S. 60-62.
8. Mudrievskaya, E.V. (2019). Osnovny'e prichiny' predpochtenij studentov pervogo kursa v sfere dvigatel'noj aktivnosti. AktuaVnyse problemys fizicheskoj kulturys i sporta v sisteme vy^sshego obrazovaniya: sb. materialov II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Omsk: Omskij GAU, S. 161163.
9. Mudrievskaya, E.V. (2021). Dvigatel'ny'j opy't studentov pervogo kursa i ix predpochteniya v vy'bore sredstv fizicheskogo vospitaniya. Ucheny^e zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. № 7 (197). S. 233236.
10. Pyagaj, L.P. (2023). Znachenie sportivno-massovogo meropriyatiya «Festival' sportivny'x igr «Letyashhij myach» v populyarizacii dvigatel'noj aktivnosti sredi studencheskoj molodezhi. Nauchnoe i programmno-metodicheskoe soprovozhdenie obrazovatelnogo processa po fizicheskoj kulture v vysshem uchebnom zavedenii: sb. tr. prepodavatelej. Omsk: Omskij GAU, S. 5355.
11. Stradze, A.E., Filimonova, S.I., & Filimonova, Yu.B. (2017). Perspektivy' discipliny' «Fizicheskaya kuktura» v usloviyax modernizacii obrazovaniya. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. № 1(61). S. 2225.
12. Sumina, V.V. (2023). O nekotory'x rezul'tatax fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti kafedry' fizicheskoj kul'tury' i sporta. Nauchnoe i programmno-metodicheskoe soprovozhdenie obrazovatelnogo processa po fizicheskoj kul ture v vysshem uchebnom zavedenii: sb. tr. prepodavatelej. Omsk: Omskij GAU, S. 56-59.
13. Sumina, V.V., Teryoxina, I.V., & Akimochkina, N.K. (2023). Voenno-sportivny'j prazdnik «Zarnicza» kak forma patrioticheskogo vospitaniya molodezhi. Nauchnoe i programmno-metodicheskoe soprovozhdenie obrazovatelnogo processa po fizicheskoj kulture v vy sshem uchebnom zavedenii: sb. tr. prepodavatelej. Omsk: Omskij GAU, S. 60-61.
14. Sumina, V.V., Terexina, I.V., & Mudrievskaya, E.V. (2021). Motivacionny'e aspekty' predpochtenij studentov pervogo kursa v vy'bore sredstv fizicheskogo vospitaniya. Ucheny^e zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. № 9 (199). S. 285-288.
15. Teryoxina, I.V., Sumina, V.V. (2023). Organizaciya sportivnogo prazdnika sredstvami e'stafetnogo bega. Nauchnoe i programmno-metodicheskoe soprovozhdenie obrazovatelnogo processa po fizicheskoj kulture v vysshem uchebnom zavedenii: sb. tr. prepodavatelej. Omsk: Omskij GAU, S. 62-66.
16. Teryoxina, I.V., & Sumina, V.V. (2023). Ob organizacii i provedenii sportivno-massovogo zimnego blagotvoriteknogo meropriyatiya «Pomogaem vmeste». Nauchnoe i programmno-metodicheskoe soprovozhdenie obrazovatelnogo processa po fizicheskoj kulture v vy sshem uchebnom zavedenii: sb. tr. prepodavatelej. Omsk: Omskij GAU, S. 67-70.
17. Teryoxina, I.V., Sumina, V.V., & Suxorukova, I.A. (2023). Organizaciya festivalej kompleksa GTO kak e'ffektivnaya forma vneuchebnoj sportivno-massovoj raboty'. Nauchnoe i programmno-metodicheskoe soprovozhdenie obrazovatelnogo processa po fizicheskoj kulture v vy sshem uchebnom zavedenii: sb. tr. prepodavatelej. Omsk: Omskij GAU, S. 71-74.
18. Chernyakova, S.N. (2014). FizkuFturny'e kompetencii bakalavrov: soderzhanie i formirovanie. Dinamika sistem, mexanizmov i mashin. Omsk: OmGTU, № 6. S. 170-173.
Дата поступления: 29.05.2024 Дата принятия: 20.08.2024
© Мудриевская Е.В., 2024