Научная статья на тему 'О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ПРАВОМ НА БЕСПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ПРАВОМ НА БЕСПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРДО / ДИПЛОМ / БЕСПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОРЯДОК ПРИЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бодров Андрей Вениаминович, Фатхуллин Рустем Рамазанович

В данной статье рассматривается вопрос о возможности злоупотребления поступающими правом на бесплатное высшее образование и о стратегии действий о бразовательной организации по выявлению (профилактике) подобных фактов. По результатам анализа существующих инструментов (ресурсов), которыми может воспользоваться образовательная организация, по проверке достоверности сведений, указанных поступающим в заявлении о приеме, даются предложения по совершенствованию данных инструментов. Также проанализированы нормативные правовые акты по вопросам приема на обучение по образовательным программам высшего образования, по результатам которого даны предложения по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ABUSE OF THE RIGHT TO FREE HIGHER EDUCATION: A STRATEGY OF ACTION BY AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article discusses the issue of the possibility of abuse by applicants of the right to free higher education and the strategy of the educational organization to identify (prevent) such facts. Based on the results of the analysis of existing tools (resources) that an educational organization can use, to verify the accuracy of the information specified bythe applicant in the application for admission, proposals are made to improve these tools. Also, normative legal acts on the issues of admission to study in educational programs of higher education are analyzed, based on the results of which proposals for their improvement are given.

Текст научной работы на тему «О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ПРАВОМ НА БЕСПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

УДК 378 ББК 74.48

А.В. Бодров

(Казанский государственный медицинский университет, г. Казань, Россия) Р.Р. Фатхуллин

(Казанский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Казань, Россия)

О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ПРАВОМ НА БЕСПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье рассматривается вопрос о возможности злоупотребления поступающими правом на бесплатное высшее образование и о стратегии действий о бразовательной организации по выявлению (профилактике) подобных фактов. По результатам анализа существующих инструментов (ресурсов), которыми может воспользоваться образовательная организация, по проверке достоверности сведений, указанных поступающим в заявлении о приеме, даются предложения по совершенствованию данных инструментов. Также проанализированы нормативные правовые акты по вопросам приема на обучение по образовательным программам высшего образования, по результатам которого даны предложения по их совершенствованию.

Ключевые слова: ФРДО, диплом, бесплатное высшее образование, порядок приема.

A.V. Bodrov

(Kazan State Medical University, Kazan, Russia) R.R. Fatkhullin

(Kazan Branch of the Russian State University of Justice, Kazan, Russia)

ON THE ABUSE OF THE RIGHT TO FREE HIGHER EDUCATION: A STRATEGY OF ACTION BY AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article discusses the issue of the possibility of abuse by applicants of the right to free higher education and the strategy of the educational organization to identify (prevent) such facts. Based on the results of the analysis of existing tools (resources) that an educational organization can use, to verify the accuracy of the information specified by

the applicant in the application for admission, proposals are made to improve these tools. Also, normative legal acts on the issues of admission to study in educational programs of higher education are analyzed, based on the results of which proposals for their improvement are given.

Keywords: FRDE, diploma, free higher education, admission procedure.

Часть 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. В свою очередь, в целях реализации приведенного положения Конституции Российской Федерации ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) установлено, что в Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если приведенным Федеральным законом не установлено иное.

В литературе и других источниках нет информации и какой-либо статистики по фактам приема на обучение по образовательным программам высшего образования на места в рамках контрольных цифр приема лиц, для которых такое обучение будет являться получением второго или последующего высшего образования. Отсутствие подобной информации в открытых источниках не может говорить об отсутствии фактов злоупотребления поступающими правом на бесплатное высшее образование - здесь нужно говорить о латентном характере таких фактов. Латентный характер фактов злоупотребления поступающими правом на бесплатное высшее образование свидетельствует о том, что у образовательных организаций практически нет никаких ресурсов по проверке наличия у поступающего документа об образовании и о квалификации (диплома о высшем образовании), если поступающий решил скрыть данное обстоятельство при поступлении на обучение на места в

рамках контрольных цифр. Совершенно справедливой является позиция автора статьи [9] о том, что: «Основной не разрешенной до сих пор проблемой остается невозможность достоверного выявления факта получения абитуриентом образования данного уровня ранее, что приводит к многочисленным злоупотреблениям правом на бесплатное среднее профессиональное и высшее профессиональное образование» [9]. Тождественной является фраза из монографии М.А. Каплюка: «соблюдение запрета на получение второго высшего образования бесплатно на практике зачастую представляется затруднительным, поскольку единого реестра выпускников и студентов вузов в нашей стране не существует»

[4; 5].

Таким образом, целью статьи является обоснование необходимости расширения функционала государственной информационной системы, обеспечивающей учет сведений о документах об образовании и о квалификации, для реализации полномочий образовательной организации по проверке достоверности сведений, указанных поступающим в заявлении о приеме.

В ч. 8 ст. 69 Закона об образовании раскрывается, обучение по каким образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:

1) по программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;

2) по программам магистратуры -лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;

3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-ста-

I

го ш о со ГО

Ю

О §

9 го

_0 СО

ф О

ГО Ц

С

о ф

ю

О

_0 5

н го ш о

о ш го

а. Ю 1= О

I Ш

Ф н

с; °

ф ф

а. Ч

I i

^ ф

о н

с; го

СО а.

о Ь

с;

го ©

сг

со о

ч о Ш

Ш <

жировки - лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;

4) по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров - лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.

Относительно п. 2 ч. 8 ст. 69 Закона об образовании необходимо отметить, что ч. 15 ст. 108 Закона об образовании предусмотрено исключение в отношении лиц, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», которые имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не будет рассматриваться как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

Также необходимо отметить еще одно исключение, которое предусмотрено ч. 22 ст. 83 Закона об образовании: «Лица, имеющие высшее образование, могут быть приняты на конкурсной основе на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в федеральные государственные образовательные организации высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам специалитета) в области искусств. Перечни таких образовательных организаций, специальностей высшего образования, на которые осуществляется прием, а также порядок приема указанных лиц утверждается Правительством Российской Федерации».

Частью 8 ст. 55 Закона об образовании установлено, что порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому

регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено указанным Федеральным законом.

Порядок приема граждан на обучение по программам ординатуры устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (ч. 12 ст. 82 Закона об образовании).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (ч. 19 ст. 83 Закона об образовании).

Рассмотрим извлечения из порядков приема на обучение по образовательным программам высшего образования на предмет предупреждения злоупотребления поступающим правом на бесплатное высшее образование.

Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 1076, предусмотрено, что в заявлении о приеме, подаваемом поступающим, должно предусматриваться заверение личной

подписью поступающего при поступлении на обучение на места в рамках контрольных цифр следующего факта (подпункт 3 п. 45 указанного Порядка):

- при поступлении на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета - отсутствие у поступающего диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра, за исключением лиц, имеющих высшее образование и поступающих на обучение по программам специалитета в области искусств в соответствии с частью 22 статьи 83 Федерального закона № 273-ФЗ;

- при поступлении на обучение по программам магистратуры - отсутствие у поступающего диплома специалиста, диплома магистра, за исключением поступающих, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист».

Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 6 августа 2021 г. № 721, предусматривает, что поступающий при поступлении на обучение на места в рамках контрольных цифр в заявлении о приеме должен заверить личной подписью факт отсутствия у него диплома об окончании аспирантуры, диплома об окончании адъюнктуры, свидетельства об окончании аспирантуры, свидетельства об окончании адъюнктуры, диплома кандидата наук.

Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017 г. № 212н (далее - Порядок приема в ординатуру), устанавливает, что при поступлении на обучение на места в рам-

ках контрольных цифр поступающий в заявлении о приеме фиксирует факт отсутствия у него диплома об окончании ординатуры или диплома об окончании интернатуры (если поступающий подает заявление о приеме на обучение по той же специальности, которая указана в дипломе об окончании интернатуры, или получение специальности, указанной поступающим в заявлении о приеме, возможно путем обучения по дополнительной профессиональной про-граммепрофессиональнойпереподготовки) (п. 20 рассматриваемого Порядка). Подробнее о дополнительном профессиональном образовании - программах профессиональной переподготовки врачей в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» можно ознакомиться в статье [1].

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий в себя порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ассистентуры-стажировки, утвержденный приказом Министерства культуры РФ от 9 июня 2020 г. № 609 (далее - Порядок приема в ассистентуру-стажировку), устанавливает наиболее краткий вариант - в заявлении о приеме на обучение по программе ассистентуры-стажировки подписью поступающего заверяется получение высшего образования данного уровня впервые (п. 85 данного Порядка).

Таким образом, рассмотрен вопрос заверения поступающим факта получения высшего образования данного уровня впервые по всем уровням высшего образования. По нашему мнению, в зоне риска в плане возможности злоупотребления поступающими правом на бесплатное высшее образование находятся программы магистратуры и ординатуры. Приведенная позиция обосновывается, по нашему мнению, непродолжительным сроком обучения (2 года в очной форме), а по программам ординатуры еще и широким набором дипломов (слу-

I

го со о

СО

го а Ю О

§ II

9 го _0 со

ф О

ГО Ц

С

о ф

ю

а о

_0 5

н го ш о

о со го

а ю 1= о

I ш

Ф н

Ш °

«з

ф ф

а. ч:

! *

^ ф

о н

с; го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СО а

о Ь

с; £

£

га ©

сг

СГ

со о

ч о Ш

Ш <

чаев), ограничивающих возможность поступления на бюджетные места. Программами ассистентуры-стажировки по приведенному аспекту (так же 2 года в очной форме) можно пренебречь, так как контрольные цифры приема для обучения на всю страну составляют 433 места, против 124518 и 19699 мест по программам магистратуры и ординатуры, соответственно (на 2022/23 учебный год; см. приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 11 января 2021 г. № 1).

Необходимо отметить, что всеми порядками приема на обучение по образовательным программам высшего образования предусмотрено, что организация осуществляет проверку достоверности сведений, указанных в заявлении о приеме, и подлинности поданных документов, в том числе путем обращения в соответствующие государственные информационные системы, государственные (муниципальные) органы и организации. Правда, стоит отметить, что Порядок приема в ординатуру в приведенной части несет в себе более «мягкий» вариант (возможный характер), а именно: «Организация вправе осуществлять проверку достоверности сведений, указанных в заявлении о приеме, и подлинности поданных документов» (п. 27). Напротив, Порядок приема в ассистентуру-стажировку по рассматриваемому аспекту имеет императивный характер -образовательная организация обязана осуществлять контроль за достоверностью сведений, представляемых поступающими (п. 70). По приведенному аспекту считаем, что Порядок приема в ординатуру должен быть тождественен остальным порядкам приема на обучение по образовательным программам высшего образования, то есть фраза (слова) «Организация вправе осуществлять проверку» должна быть приведена в редакции «Организация осуществляет проверку».

Далее необходимо рассмотреть вопрос о том, в каких государственных информационных системах можно получить сведения о наличии (отсутствии)

у поступающего высшего образования того или иного уровня и в каком объеме.

В настоящее время государственной информационной системой, содержащей сведения о выданных документах об образовании и о квалификации, является федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (далее - ФИС ФРДО) (ч. 9 ст. 98 Закона об образовании). Перечень сведений, вносимых в ФИС ФРДО, порядок ее формирования и ведения (в том числе порядок доступа к содержащимся в ней сведениям), порядок и сроки внесения в нее сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 98 Закона об образовании). Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 мая 2021 г. № 825 (далее - Правила ведения ФИС ФРДО), установлено, что внесению в ФИС ФРДО подлежат сведения о выданных в установленном порядке документах государственного образца об образовании, выданных с 10 июля 1992 г. по 31 августа 2013 г. включительно, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, включая свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры), выданных после 31 августа 2013 г., и о дубликатах указанных документов.

На сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) имеется сервис поиска сведений о документах об образовании [10]. То есть, при помощи данного сервиса можно получить сведения из ФИС ФРДО, но при наличии следующей информации по документу об образовании и о квалификации (далее - диплом): название образовательной организации, выдавшей диплом; фамилия владельца диплома; серия, номер бланка диплома;

дата выдачи диплома. Таким образом, данным сервисом можно лишь проверить факт выдачи диплома и наличие сведений о нем в ФИС ФРДО при условии, если «на руках» имеется сам диплом (его копия), так как при его отсутствии (реквизитов диплома) воспользоваться сервисом не получится. На сайте Рособ-рнадзора отмечается, что целями создания ФИС ФРДО являются:

- ликвидация оборота поддельных документов государственного образца об образовании;

- обеспечение ведомств и работодателей достоверной информацией о квалификации претендентов на трудоустройство;

- сокращение числа нарушений и коррупции в образовательных учреждениях;

- повышение качества образования за счет обеспечения общественности достоверной информацией о выпускниках.

Таким образом, в настоящее время данный сервис поиска сведений о документах об образовании не предназначен для образовательных организаций для целей проверки ими достоверности сведений, указанных поступающим в заявлении о приеме, а именно, для выявления (профилактики) фактов злоупотребления поступающим правом на бесплатное высшее образование.

О технических требованиях функционирования ФИС ФРДО можно узнать, например, из статьи [3].

Необходимо отметить, что п. 8 Правил ведения ФИС ФРДО предусмотрено, что сведения (в том числе сведения о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента), содержащиеся в ин-

формационной системе, предоставляются оператором информационной системы безвозмездно в соответствии с запросами физическим лицам - в части выданных им документов об образовании, а также иным лицам - в части подтверждения наличия сведений о выданных документах об образовании. По всей видимости, здесь подразумевается функционирование сервиса поиска сведений о документах об образовании на сайте Рособ-рнадзора, возможности которого были описаны выше. Выглядит сомнительным, что Рособрнадзор по письменным запросам образовательных организаций (спискам поступающих или уже обучающихся) будет предоставлять сведения из ФИС ФРДО о наличии (отсутствии) дипломов о высшем образовании - это все же трудозатратный и рутинный процесс.

В отношении программ аспирантуры и кандидатов наук, которые потенциально могут злоупотребить правом на бесплатное высшее образование, что конечно маловероятно, но, тем не менее, нужно рассмотреть имеющиеся ресурсы для профилактики подобных случаев или при наличии оснований полагать, что у поступающего в аспирантуру имеется диплом кандидата наук. На сайте Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (далее -ВАК) размещен ресурс по проверке подлинности дипломов кандидата наук, доктора наук [8]. Схема функционирования данного сервиса практически аналогична сервису Рособрнадзора, то есть с помощью сервиса Минобрнауки России можно проверить только подлинность дипломов кандидата наук. Правда необходимо отметить, что сервис Миноб-рнауки России по проверке подлинности дипломов кандидата наук, доктора наук функционирует только для дипломов нового образца, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 января 2019 г. № 1н. Но на сайте ВАК есть дополнительный информационный источник - раздел «Объявления о защитах» [7], достаточно

I

го со о

СО

го а Ю О

§ I

9 го _0 со

ф О

ГО Ц

С

о ф

ю

а о

_0 5

н го ш о

о со го

а ю 1= о

I ш

Ф н

Ш °

«з

ф ф

а. ч:

! *

^ ф

о н

с; го

СО а

о Ь

с; £

£

га ©

сг

СГ

со о

ч о Ш

Ш <

ввести ФИО соискателя, задав при этом широкий диапазон дат защиты диссертации, по результатам поиска выйдут все имеющиеся записи соискателей ученой степени. Однако, стоит напомнить, что вопрос наличия у поступающего в аспирантуру диплома об окончании аспирантуры так же остается актуальным в силу невозможности образовательной организацией проверить информацию о его наличии (отсутствии) у поступающего, если он решит скрыть данные сведения при подаче заявления о приеме в аспирантуру на бюджетное место.

Отдельного внимания заслуживает положение абзаца 2 п. 1 Правил ведения ФИС ФРДО, устанавливающего запрет на внесение сведений в ФИС ФРДО о выданных документах об образовании образовательными организациями, реализующими образовательные программы в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Таким образом, дипломы о высшем образовании, выданные приведенной категорией образовательных организаций, и вовсе остаются вне «поля зрения» ФИС ФРДО.

Для образовательных организаций, реализующих программы ординатуры, альтернативным источником для проверки достоверности сведений, представляемых поступающими в ординатуру, может служить федеральный регистр медицинских работников (далее - ФРМР, см. постановление Правительства РФ от 9 февраля 2022 г. № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения»). В ФРМР в частности размещаются сведения об образовании медицинского работника; лица, прошедшего аккредитацию специалиста (ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Таким образом, при наличии сведений о гражданине в ФРМР, если он является медицинским работником или проходил аккредитацию специалиста, то по номеру его СНИЛС можно

будет получить информацию о его профессиональном образовании.

В рамках рассматриваемого вопроса нельзя не отметить тренды относительно информатизации системы образования. Здесь можно выделить, к примеру, внедрение суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» (см. постановление Правительства РФ от 27 мая 2022 г. № 958 «О функционировании суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» в рамках приемной кампании 2022/23 учебного года»), который служит для организации приема граждан, поступающих на обучение в образовательные организации высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. В рамках функционирования суперсервиса обеспечивается взаимодействие в том числе с ФИС ФРДО.

В качестве второго примера нужно отметить, что с 1 июля по 25 декабря 2022 г. на территории России проводился эксперимент по формированию цифровых документов об образовании и (или) о квалификации посредством модуля «Единый реестр цифровых документов об образовании» ФИС ФРДО в рамках реализации суперсервиса «Цифровые документы об образовании онлайн» (см. постановление Правительства РФ от 10 июня 2022 г. № 1059).

Безусловно, в будущем при выходе всех суперсервисов «на плато» они позволят образовательным организациям осуществлять контроль за достоверностью сведений, представляемых поступающими, но на это нужны многие годы.

В рамках рассматриваемой проблематики предлагается предоставить возможность образовательным организациям в своих личных кабинетах ФИС ФРДО производить поисковые запросы о на-

личии сведений по дипломам о высшем образовании у поступающих по ограниченному количеству исходных данных (исходные фильтры), например: фамилия, имя, отчество (при наличии) или по номеру СНИЛС. Здесь необходимо отметить, что внесение сведений о номере СНИЛС выпускника является обязательным для заполнения для документов начиная с 2021 года [2]. Подобный доступ (сервис) позволит образовательным организациям повысить уровень соблюдения порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования в части осуществления контроля за достоверностью сведений, представляемых поступающими, а именно, при приеме на обучение на места в рамках контрольных цифр лиц, для которых такое обучение может являться получением второго или последующего высшего образования. Безусловно приведенные меры не позволят на 100% обеспечить проверку достоверности сведений, представляемых поступающими, например, по причине смены фамилии, имени или отчества - запросы в сторонние организации (например, образовательные) будут все же необходимы.

Скорее всего, подобные факты будут выявляться после зачисления поступающего в образовательную организацию, которая, на основании п. 2 ч. 2 ст. 61 Закона об образовании, то есть в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию, имеет право досрочно прекратить с ним образовательные отношения. Здесь нельзя не согласиться с позицией автора статьи [6] о том, что: «прекращение образовательных отношений в случае нарушения порядка приема в вуз, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление, все-таки необязательно (об этом свидетельствует оборот «могут быть прекращены по инициативе образовательной организации»). Полагаем, что такое решение несправед-

ливо. Зачисленный в вуз студент занимает чужое место, его незаконное поведение умышленно. Поэтому для данной ситуации следовало бы закрепить в законе правило об обязательном досрочном прекращении образовательных отношений» [6].

Подытоживая, нужно отметить, что для реализации образовательной организацией функции по проверке достоверности сведений, представляемых поступающими, предусмотренной порядками приема на обучение по образовательным программам высшего образования, необходимо расширение доступности государственной информационной системы -ФИС ФРДО, то есть его функционала, а именно, в его «закрытой» части (через личный кабинет) посредством предоставления сведений из ФИС ФРДО по поисковому запросу по фамилии, имени, отчеству или по номеру СНИЛС.

Видится существенным, что порядки приема на обучение по образовательным программам высшего образования должны быть тождественными в части требований к образовательным организациям по проверке достоверности сведений, представляемых поступающими. Считаем, что в Порядке приема в ординатуру процедура проверки достоверности сведений, представляемых поступающими, для образовательной организации должна являться обязательной.

Позволим также себе повториться, что в ст. 61 Закона об образовании стоило бы установить норму об обязательном досрочном прекращении образовательных отношений с обучающимся в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.

Библиографический список:

1. Бодров А.В. Дополнительное профессиональное медицинское образование vs ординатура // Профессиональное образование в современном мире. - 2021. - № 1. С. 175-185.

I

го со о

СО

го а Ю О

§ I

9 го _0 со

ф О

ГО Ц

С

о ф

ю

а о

_0 5

н го ш о

о со го

а ю 1= о

I ш

Ф н

Ш °

«з

ф ф

а. ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

! *

^ ф

о н

с; го

СО а

о Ь

2. Инструкция по заполнению файла-шаблона для ВО Электронный ресурс] // Рособрнадзор. - Режим доступа: https://obrnadzor.gov.ru/wp-content/ uploads/2022/07/vo-2.pdf

3. Исаева Л.Н., Раев К.В. Требования к автоматизированной системе формирования и ведения федерального реестра документов об образовании // Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. - 2015. -№ 4. С. 36-40.

4. Каплюк М.А. Федеральные государственные высшие учебные заведения: понятие и особенности административно-правового статуса. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2007. - 192 с.

5. Коротенко Т.А. О позиции Конституционного Суда РФ по вопросу конституционности установления ограничения на получение бесплатно второго высшего профессионального образования // Право и практика. -2012. - № 1. С. 48-54.

6. Малеина М.Н. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе вуза (природа санкции, основания применения, порядок осуществления) // Lex russica (Русский закон). - 2018. - № 5(138). С. 117-130.

7. Объявления о защитах ВАК [Электронный ресурс] // Высшая аттеста-

ционная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. - Режим доступа: https://vak.minobrnauki.gov.ru/ adverts_list#tab =_tab: advert~, http s:// vak.minobrnauki.gov.ru/adverts_ list#tab=_tab:independent~

8. Сервис Минобрнауки России по проверке подлинности дипломов кандидата наук [Электронный ресурс] // Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. - Режим доступа: https://vak. minobrnauki.gov.ru/dipcertevid#tab=_ tab:idiploms~

9. Третьяк Н.В. Реализация права на образование в судебных решениях // Образование и право. - 2011. -№ 8(24). С. 161-176.

10. Формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении [Электронный ресурс] // Рособрнадзор. -Режим доступа: https://obrnadzor. gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/ formirovanie-i-vedenie-federalnogo-reestra-svedenij-o-dokumentah-ob-obrazovanii-i-ili-o-kvalifikaczii-dokumentah-ob-obuchenii/

Поступила 01.03.2023

с; £

га ©

□L □L

со о ср Ч о

LQ

m <

Об авторах:

Бодров Андрей Вениаминович, начальник учебно-методического управления, доцент кафедры общей и органической химии, Казанский государственный медицинский университет (Казань, Россия), кандидат химических наук, avbodroff@gmail.com

Фатхуллин Рустем Рамазанович, декан юридического факультета подготовки специалистов для судебной системы, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Казанский филиал Российского государственного университета правосудия (Казань, Россия), кандидат юридических наук, доцент, fathullin_fsin@mail.ru

Для цитирования: Бодров А.В., Фатхуллин Р.Р. О злоупотреблении правом на бесплатное высшее образование: стратегия действий образовательной организации // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2023. - Т. 15. - № 1. С. 10-19.

References:

1. Bodrov A.V. Further professional medical education vs residency // Professionalnoe obrazovanie v sovremennom mire. - 2021. - Vol. 11. - No. 1. P. 175-185. [in Russian]

2. Instructions on filling out template file for higher education [Electronic resource] // Rosobrnadzor. - Available at: https://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/2022/07/vo-2. pdf [in Russian]

3. Isayeva L.N., Raev K.V. Requirements for an automated system of creating and maintaining the federal register of documents on education // Naukoyemkiye tekhnologii v kosmicheskikh issledovaniyakh Zemli. - 2015. - Vol. 7. - No. 4. P. 36-40. [in Russian]

4. Kaplyuk M.A. Federal state higher educational institutions: concept and peculiarities of administrative and legal status. - Rostov-on-Don: Rostov State University of Communications, 2007. - 192 p. [in Russian]

5. Korotenko T.A. About the position of the Constitutional Court of the Russian Federation on constitutionally established limitations for free second higher education // Pravo i praktika. - 2012. - No. 1. P. 48-54. [in Russian]

6. Maleina M.N. Early termination of student-university relationship at the university initiative (nature of sanctions, grounds of application, order of implementation) // Lex russica (Russkiy zakon). - 2018. - No. 5(138). P. 117-130. [in Russian]

7. SCADT announcements of thesis defenses [Electronic resource] // State Commission for Academic Degrees and Titles. - Available at: https://vak.minobrnauki.gov.ru/adverts_ list#tab=_tab:independent~ [in Russian]

8. Service of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation to check the authenticity of Candidate of Sciences diploma [Electronic resource] // State Commission for Academic Degrees and Titles. - Available at: https://vak. minobrnauki.gov.ru/dipcertevid#tab=_tab:idiploms~ [in Russian]

9. Tretjak N.V. Realization of the right to formation in judgments // Obrazovaniye i pravo. -2011. - No. 8(24). P. 161-176. [in Russian]

10. Formation and maintenance of Federal Register of Information on Education Documents and (or) qualifications, documents of training [Electronic resource] // Rosobrnadzor - Available at: https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/formirovanie-i-vedenie-federalnogo-reestra-svedenij-o-dokumentah-ob-obrazovanii-i-ili-o-kvalifikaczii-dokumentah-ob-obuchenii/ [in Russian]

About the authors: g

CO

Bodrov Andrei Veniaminovich, Head, Department of Education and Methodology, S. Associate Professor, Department of General and Organic Chemistry, Kazan State Medical University, Kazan, Russia, Candidate of Chemistry, Email: avbodroff@gmail.com

Fatkhullin Rustem Ramazanovich, Dean, Faculty of Law for Training Specialists for the Judicial System, Associate Professor, Department of Criminal Law Disciplines, Kazan Branch of the Russian State University of Justice, Kazan, Russia, Candidate of Law, Academic title of Associate Professor, Email: fathullin_fsin@mail.ru

For citation: Bodrov A.V., Fatkhullin R.R. On the abuse of the right to free higher education: a strategy of action by an educational organization // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2023. - Vol. 15. - No. 1. P. 10-19.

Ю о

§ i 9 ro

_Q CO

О

_0

H ro m о

о m <0

а ю i= о

x m

<D H

сц О

ф <u

а ч

M

^ Ф

о I—

c; ro

CO a

о b

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.