Научная статья на тему 'Анализ реформы системы высшего образования согласно положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»'

Анализ реформы системы высшего образования согласно положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2448
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №273-ФЗ / КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ ПРИЕМА / ЕГЭ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Котенев Владимир Алексеевич

Необходимость совершенствования правовой базы в образовании в целом и в сфере высшего образования, в частности, возникла уже давно. В последние годы законодательство здесь стало сильно отставать от правоприменения. Образовательная система развивалась, возникали новые институты и модели взаимодействия между участниками образовательных отношений. Указанные проблемы поставили на повестку дня вопрос о принятии нового комплексного базового акта, интегрирующего в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Котенев Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ реформы системы высшего образования согласно положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»

Котенев Владимир Алексеевич к.и.н., доцент кафедры общеобразовательных дисциплин

Тамбовский областной институт повышения квалификации работников

образования

АНАЛИЗ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОГЛАСНО ПОЛОЖЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ключевые слова: высшие образование, Федеральный закон №273-ФЗ, контрольные цифры приема, ЕГЭ.

Аннотация. Необходимость совершенствования правовой базы в образовании в целом и в сфере высшего образования, в частности, возникла уже давно. В последние годы законодательство здесь стало сильно отставать от правоприменения. Образовательная система развивалась, возникали новые институты и модели взаимодействия между участниками образовательных отношений. Указанные проблемы поставили на повестку дня вопрос о принятии нового комплексного базового акта, интегрирующего в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования.

Большое количество внесенных изменений в действовавший Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. привело к кардинальной трансформации его концепции. Кроме того, следствием этого явилось дублирование норм, возникающим коллизиям, и нарастающим сложностям в судебной практике по трактовке действующих законов. В данном случае ярким примером может служить Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. Их нормативная идентичность составляла около 70%.

В результате 29.12.2012 г. Президент России подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1

сентября 2013 г., в котором оказались зафиксированы нормы образования всех уровней - от дошкольного до вузовского. Причем согласно положениям указанного закона система российского высшего образования претерпела серьезную модификацию.

Во-первых, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внес существенные изменения в юридическую терминологию российского права в части касающейся высшего образования. Были введены четкие определения часто употребляемых в данной области терминов и понятий, таких как «образование», «воспитание», «обучение», «уровень образования», «образовательный стандарт», «образовательная программа», «студенты» и др. Во-вторых, он заменил устаревший термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация» (далее - ОО). Таким образом, Федеральный закон «Об образовании в РФ» был приведен в соответствие с гражданским законодательством. Использовавшийся ранее термин не коррелировал с Гражданским кодексом, согласно ч. 1, ст. 120 которого «учреждение» является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации [1]. С учетом этого в новом законе и применяется понятие «образовательная организация», которое в этом случае служит обобщенным для различных организационно-правовых форм. Как подчеркнула в своем интервью от 21 сентября 2012 г. заместитель Министра образования и науки РФ Н.В. Третьяк расширение организационно-правовых форм образовательных организаций, то есть введение возможности оказания услуг населению и реализация государственной гарантии не только бюджетными и автономными учреждениями существенно расширит возможности граждан на доступность образования, что может послужить стимулом для развития повышения его качества [4].

В частности, согласно п. 4 ч. 2. ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ОО высшего образования представляет собой образовательную организацию, осуществляющую в

качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность [7]. В соответствии с ч. 4 ст. 22 ОО в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. При этом ОО, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией (ч. 8, ст. 22)

[7].

Меняются также и концептуальные основы высшего образования: если в старом Законе РФ «Об образовании» употреблялся термин «высшее профессиональное образование», то в Федеральном законе «Об образовании в РФ» - просто «высшее образование». В данном случае также подразумевалась необходимость приведения понятийного аппарата в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно Конституции РФ, где ч. 3 ст. 43 говорит о том, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии [3].

Теперь в высшем образовании устанавливаются три уровня: 1 уровень -бакалавриат; 2 уровень - специалитет и магистратура; 3 уровень -подготовка кадров высшей квалификации в рамках обучения в аспирантуре (адъюнктуре), освоения программ ординатуры и ассистентуры-стажировки (ч. 5, ст. 10; ч. 4, ст. 69) [7]. Таким образом, произошло упразднение системы послевузовского образования как отдельного уровня. Однако, учеба в аспирантуре рассматривается теперь шире, чем исключительно подготовка кандидатской диссертации, а сама процедура присуждения ученых степеней регулируется Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Более того, исходя из п. 5, ч. 7 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в РФ» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию выдается дипломом об

окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры или ассистентуры-стажировки, что представляется существенной юридической новацией [7].

Исходя из норм, закрепленных ч. 1-3 ст. 70 Федерального закона «Об образовании в РФ» прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена. Результаты единого государственного экзамена при приеме на обучение по данным программам действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов. Минимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение, в том числе целевой прием, устанавливается ОО высшего образования, если минимальное количество баллов единого государственного экзамена не установлено учредителем такой образовательной организации [7]. Помимо этого, ч. 7 ст. 70 устанавливает, что при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, требующим у поступающих лиц наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, указанные ОО вправе проводить по предметам, по которым не проводится ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами ЕГЭ при проведении конкурса [7].

Серьезно изменились контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В настоящее время за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в

возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации. Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются ОО организациям по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (ч. 1-3, ст. 100 Федерального закона «Об образовании в РФ») [7].

Кроме того, появился ряд категорий ОО высшего образования имеющих особый статус. В их число вошли Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, являющиеся ведущими российскими классическими университетами. Наряду с этим в Российской Федерации в отношении ОО высшего образования Правительством Российской Федерации могут устанавливаться категории «федеральный университет» (на данный момент в России 9 подобных университетов) и «национальный исследовательский университет» (на данный момент - 29 университетов). Они вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Однако, требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов (ч. 10, ст. 1; ч. 1, 2 ст. 24) [7].

Так Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 716 «О Федеральных университетах» определяет, что федеральный университет - это высшее учебное заведение, обеспечивающее высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок [6]. Целью создания таких учебных заведений является развитие системы высшего образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей ОО высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Согласно ч. 5 ст. 24 Федерального закона «Об образовании в РФ» категория «национальный исследовательский университет» устанавливается ОО высшего образования по результатам

конкурсного отбора программ развития ОО, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий [7].

ОО высшего образования имеют право осуществлять научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре) (ч. 4, ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ») [7]. Также ч. 1 ст. 72 предусматривает возможность интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании. Ее целями являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности [7].

Ч. 1, ст. 103 предполагает возможность создания ОО высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным ОО (в том числе совместно с другими лицами). Это особенно важно для технических вузов, которые заинтересованы в практической апробации и внедрении своих разработок в производство [7].

Серьезнейшей новацией следует признать внедрение процедуры мониторинга системы образования, в том числе высшего, применительно как к государственным, так и к частным вузам. Она представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием

образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3, ст. 97 Федерального закона «Об образовании в РФ») [7]. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» устанавливает, что указанный мониторинг проводится органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не реже 1 раза в год [5].

Впервые мониторинг высших учебных заведений Министерство образования и науки РФ провело осенью 2012 года. В нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По его итогам около 30 университетов и 262 филиала были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации. В этом году Министерство запустило очередное исследование, итоги которого будут переданы руководству ведомства не позднее 20 ноября [2].

В целом закон «Об образовании в РФ» является ключевым инструментом, регулирующим систему высшего образования. Он закладывает ее правовые, организационные и экономические основы, основные принципы, общие правила функционирования и осуществления образовательной деятельности ОО, определяет правовое положение участников отношений в этой сфере образования. Если положения старого Закона РФ «Об образовании» касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования, то новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более

подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. Новый закон с одной стороны, закрепил тот опыт, который накоплен отечественной системой образования, с другой - он учитывает мировые тенденции и перспективы российского образования в международное образовательное пространство.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.rU/10164072/4/#block_1004

2. Десять основных положений нового закона об образовании. Справка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20130826/958263873.html

3. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

4. Новеллы закона об образовании: взгляд в будущее. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/action/interview/420737/

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 г. «Об осуществлении мониторинга системы образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/08/19/топйоп^^йе-ёок.Ыт1

6. Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 716 «О Федеральных университетах». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx7960170

7. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149753/

8. Беспалов М.В. Новый порядок финансирования вузов: выживут сильнейшие / Налоги и финансы. 2012. № 2. С. 36-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.