Научная статья на тему 'О Зимней школе молодых ученых - 2015'

О Зимней школе молодых ученых - 2015 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗИМНЯЯ ШКОЛА 2015 / УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смоляров М. В.

Аннотация. С 30 января по 4 февраля 2015 г. на базе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина проходила Зимняя школа молодых ученых 2015 «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве». В рамках данной статьи рассматриваются некоторые занятия, проведенные в ходе Зимней школы 2015, анализируется игровая модель Конституционного Суда РФ по вопросам соразмерности наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смоляров М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О Зимней школе молодых ученых - 2015»

М.В. Смоляров*

О Зимней школе молодых ученых — 2015

Аннотация. С 30января по 4 февраля 2015 г. на базе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина проходила Зимняя школа молодых ученых — 2015 «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве». В рамках данной статьи рассматриваются некоторые занятия, проведенные в ходе Зимней школы — 2015, анализируется игровая модель Конституционного Суда РФ по вопросам соразмерности наказания.

Ключевые слова: юридическое образование, Зимняя школа — 2015, Университет имени О.Е. Кутафина, актуальные проблемы российского права.

В период с 30 января по 4 февраля 2015 г. в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (далее — МГЮА, Унивеситет имени О.Е. Кутафина) состоялась Зимняя школа молодых ученых — 2015 «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве». Для участия в работе Школы были отобраны 50 человек1, причем победители распределились следующим образом: половина — из МГЮА, половина — представители других вузов страны. Эта Школа стала второй в истории МГЮА: летом 2014 г. состоялась Летняя школа, в которой принимали участие аспиранты и молодые преподаватели, работающие на кафедрах Университета2.

Торжественное открытие Зимней школы состоялось 30 января 2015 г. в зале ученого совета. С приветственным словом к собравшимся обратился ректор Университета имени О.Е. Кутафина В.В. Блажеев, первый проректор Е.Ю. Грачева, проректор по учебной и воспитательной работе Л.А. Петручак. Цели и задачи, поставленные перед Школой, обозначили проректор по научной работе, руководитель Зимней школы — В.Н. Си-нюков и профессор кафедры конституционного и муниципального права, научный консультант школы — Е.С. Шугрина.

В этот же день доктор юридических наук, профессор, заместитель директора Департамента аттестации научных и научно-педагогических

1 Необходимо отметить, что еще в декабре 2014 г. был объявлен конкурс для участия в работе Зимней школы среди аспирантов, соискателей, кандидатов наук в возрасте до 30 лет. Всего было подано около 70 заявок от молодых ученых из России, Украины, Таджикистана и Азербайджана.

2 См.: Теймуров Э.С. О Летней школе — 2014 молодых ученых Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) //

Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10 (47). С. 2351-2357.

работников Министерства образования и науки РФ С.В. Нарутто рассказала о научном наследии академика Олега Емельяновича Кутафина и указала на проблемные аспекты новых правил защиты диссертации. Лекции, проведенные С.В. Нарутто, отличались новизной, важностью представленной информации для молодого поколения юристов. С.В. Нарутто обратила особое внимание на личностные качества О.Е. Кутафина, его вклад в развитие отечественной науки. Что касается правил защиты диссертационных исследований, то здесь С.В. Нарутто не только проанализировала проблемные вопросы законодательства, регламентирующего порядок защиты, но и поделилась эксклюзивной идеей по передаче некоторым университетам права присуждения ученой степени, которая будет тождественна ученой степени, присуждаемой государством. В рамках ответов на вопросы С.В. Нарутто рассказала о работе системы «Антиплагиат» (оказывается, эта система не всегда полезна), взаимодействии с сообществом «Диссернет» (последнее, кстати, несколько раз подвергалось серьезной критике со стороны представителей органов государственной власти в средствах массовой информации и в научной печати) и многом другом.

Доктор юридических наук, профессор, первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ А.Я. Капустин прочел лекцию на тему «Актуальные проблемы международного права», рассказав об истоках науки международного права, его базовых актах. «Школьники» узнали о судьбе Г. Гроция, заложившего основные положения международного права, и великого русского ученого Ф.Ф. Мартенса.

Руководитель Уральского отделения Российской школы частного права, доктор юридиче-

© Смоляров М.В., 2015

* Смоляров Максим Владимирович — ассистент кафедры теории и истории государства и права Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. [[email protected]]

390035, Россия, г. Рязань, ул. Островского, д. 35/11, кв. 88.

М.В. Смоляров

ских наук, профессор Б.М. Гонгало представил свое видение ситуации в гражданском праве. ГК РФ, по словам ученого, очень неплохой. Причина разработки столь качественного документа видится Б.М. Гонгало в том, что в 1990-х гг. было меньше бюрократии. Что касается изменений действующего гражданского законодательства, то они, рассказал Б.М. Гонгало, проходили в серьезных теоретических спорах. Много вопросов по положениям, изменяющим ГК РФ, по словам Б.М. Гонгало, было со стороны Министерства экономического развития РФ, явно беспокоящегося за состояние и дальнейшее развитие предпринимательства в России.

Доктор юридических наук, профессор Университета имени О.Е. Кутафина С.В. Липень рассказал о тенденциях изучения отдельных актуальных проблем теории государства и права в рамках научных конференций в России за период 2005—2015 гг. С.В. Липень снабдил свое выступление аналитическими выводами по наиболее проблемным положениям юридической науки, высказанным в рамках научных мероприятий за прошедшее десятилетие. Так, например, была отмечена позиция профессора Р.А. Ромашова по замене понятия «правоотношение» на понятия «правовое состояние» и «правовое взаимодействие» («Представляется, что более наполненными в смысловом отношении, нежели категория "правоотношение", являются понятия "правовые состояния" и "правовые взаимодействия". Данные понятия обозначают различные качественные характеристики феномена "отношение". Состояние — это отношение субъекта к чему-либо (кому-либо), взаимодействие — это отношение субъекта с кем-либо. Таким образом, и правовые состояния, и правовые взаимодействия следует рассматривать в качестве элементов юридически значимых отношений... Юридическое состояние — это отношение с участием единственного персонифицированного субъекта, определяемое внутренними и внешними параметрами его правового положения. Юридическое взаимодействие — это отношение, в рамках которого устанавливается связь между двумя и более субъектами, стремящимися реализовать в рамках данного отношения свои разнонаправленные интересы»). Данная позиция, напоминаем, вызвала серьезную дискуссию в научной среде3.

Особое значение для слушателей школы приобрела поездка в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. 2 февраля на базе нижней палаты парламента состоялся Круглый стол по состоянию и проблемам совершенствования российского законодательства. Ведущим мероприятия выступил депутат Государственной Думы, Председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигин. Перед собравшимися выступили депутат Государственной Думы, Полномочный представитель Государственной Думы в Конституционном суде РФ Д.Ф. Вяткин и заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству А.Е. Иванова. Они рассказали молодежи о проблемах и перспективах отечественного законодательства, указав на некоторые негативные моменты процесса создания законов в Российской Федерации (например, лоббирование интересов отдельных групп4), взаимодействие Государственной Думы и Конституционного Суда РФ5. Молодые ученые активно участвовали в дискуссии с депутатами, интересуясь самыми различными вопросами: от возможностей изменения Конституции РФ до проблем юридической техники.

3 См., напр.: Мартышин О.В. Нужно ли отказываться от понятия «правоотношение»? (Замечания к тезисам Р.А. Ромашова Правовые состояния и взаимодействия: к вопросу о месте в категориальном аппарате юридической науки» // Правовые состояния и взаимодействия: историко-теоре-тический, отраслевой и межотраслевой анализ: материалы VII междунар. науч.-теорет. конф. (Санкт-Петербург, 1-2 дек. 2006 г.). Ч. I. СПб: С.-Петербург. ун-т МВД России, 2006; Пан-ченко В.Ю. Правоотношение и правовое взаимодействие: аспекты соотношения // Евразийский юридический журнал. 2014. № 4 (71). С. 85-92.

4 Бывший депутат Государственной Думы РФ, профессор, доктор политологических наук Ю.А. Нисневич в разговоре со мной утверждал, что с лоббизмом бороться не стоит: «В цивилизованных государствах существует две формы выражения лоббизма. В странах с прецедентным правом есть законы о лоббизме. В странах с континентальной системой их нет, но там есть официально известные публичные структуры, которые специально сделаны для того, чтобы лоббирование происходило цивилизованным путем. Там другая схема лоббирования. Там есть группы давления, группы интересов, есть профессиональные лоббисты, есть группы лоббирования. Это все профессионально разнесено. При этом между теми, чьи интересы лоббируются, существуют договорные отношения. Либо нанимается специальная структура с открытым публичным договором, либо в подразделении создается своя юридическая структура, которая этим занимается. Существует аккредитация. То есть и общество видит, кто и что лоббирует, и государство следит за тем, чтобы это принимало цивилизованные формы» (См.: Нисневич Ю.А. Демократия и коррупция. URL: http://liberal.ru/seminars/ cat/6273 (дата обращения: 07.02.2015)).

5 Здесь, пожалуй, было бы интересно привести позицию Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина: «Должен с удовлетворением признать, что Госдума действующего созыва в целом исполняет решения Конституционного Суда и делает это в надлежащие сроки. Хотя, конечно, из этого правила все еще есть и исключения. Так, не исполнены очень давнее постановление от 25 января 2001 г. о порядке возмещения вреда, причиненного незаконными действиями суда (судьи); определения, принятые в 2007, 2008 и 2012 гг., где отмечалась необходимость установить, какой размер возмещения материального ущерба жертвам политических репрессий может считаться в настоящее время посильной компенсацией причиненного материального ущерба; постановление от 14 июля 2011 г., признавшего неконституционным прекращение уголовного дела в связи со смертью подозреваемого без согласия его родственников» (См.: Зорькин В.Д. Конституция живет в законах. URL: http://www.rg.ru/2014/12/18/zorkin. html (дата обращения: 08.02.2015)).

Доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (далее — МГУ) Е.А. Борисова обозначила проблемные моменты гражданского процесса. К таковым были отнесены: во-первых, наличие проблем в законодательстве; во-вторых, проблемы правоприменения; в-третьих, низкий уровень правовой грамотности населения; в-четвертых, отсутствие у судей помощников (в зарубежном процессе помощники действуют и наделены дополнительными полномочиями).

Заведующий кафедрой административного и муниципального права Воронежского государственного университета, доктор юридических наук Ю.Н. Старилов высказал свою позицию по актуальным проблемам административного и административного процессуального законодательства. Ю.Н. Старилов обратил особое внимание на необходимость «принуждения к терминам». Ученый представил собственные теоретические разработки некоторых понятий: административный процесс — административное судопроизводство, административные процедуры — порядок принятия административно-правовых актов; административные регламенты — порядок осуществления действий по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг и т.д.

В ходе круглого стола по актуальным проблемам административного права наибольшие дискуссии возникли в рамках темы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (аспирант Института международного бизнеса и права Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики И.В. Боровков) и проблемы процедуры лицензирования медицинской деятельности (аспирант кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина Н.С. Посулихина). Что касается последнего доклада, то у меня осталось много вопросов к автору (например, о кадровом обеспечении учреждений здравоохранения после проведенного лицензирования, предлагаемого аспирантом).

Заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор Л.В. Головко рассказал о проблемных аспектах уголовного процесса. Исторический аспект, представленный Л.В. Головко, дополнил композиционно картину действующего уголовно-процессуального законодательства РФ. Большое впечатление на слушателей произвел анализ процессуальных аспектов в российском, французском и немецком законодательствах.

Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной юридической академии Н.А. Лопашенко прочитала лекцию по актуальным проблемам уголовного права. Н.А. Лопашенко затронула животрепещущие вопросы ухудшения качества научных исследований, популизма в работах, научного снобизма, неумения или невозможности влиять на законодателя.

В рамках круглого стола по актуальным проблемам уголовного права состоялось обсуждение проблемных вопросов, касающихся не только юриспруденции, но и экономической сферы (например, таким докладом можно признать выступление аспиранта кафедры уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина А.Э. Сал-казанова «Некоторые вопросы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации в Российской Федерации»), сферы защиты прав человека (доклад соискателя ученой степени кандидата юридических наук кафедры уголовного права и криминологии Южного федерального университета Е.В. Шпы-новой «Теоретические и практические проблемы применения принудительных мер медицинского характера»).

Логическим финалом Зимней школы стало игровое заседание Конституционного Суда под руководством судьи Конституционного Суда РФ, доктора юридических наук, профессора А.Н. Кокотова. «Школьники» разделились на несколько групп: судьи Конституционного Суда, представители заявителей, представители государства, эксперты судей, представителей заявителей и государства, эксперты из зала. Темой «правового сражения» стал вопрос соразмерности наказания. Опираясь на Постановления Конституционного Суда РФ, члены команд убедительно доказывали свою правоту, опровергая позиции соперников6. Молодые ученые на практике убедились, насколько сложна работы Конституционного Суда РФ.

Школа завершилась вручением сертификатов участников и документов, свидетельствующих о повышении квалификации.

Таким образом, можно констатировать, что Зимняя школа молодых ученых — 2015 была проведена на высоком организационном и теоретическом уровнях: беседы с ведущими учеными, неформальное общение во время кофе-брейков и обедов с другими слушателями Школы, интересные круглые столы, презентации журналов и многое другое.

6 «Правовой бой» чем-то напоминил мне выступления Брута и Антония в акте 3 сцены II трагедии У Шекспира «Юлий Цезарь». Аргументация сторон, эмоциональность доводов каждой из них захватывает слушающих, они склоняются то к одной, то к другой стороне.

М.В. Воронин

Библиография:

1. Зорькин В.Д. Конституция живет в законах. URL: http://www.rg.ru/2014/12/18/zorkin.html.

2. Мартышин О.В. Нужно ли отказываться от понятия «правоотношение»? (Замечания к тезисам Ромашова Р.А. Правовые состояния и взаимодействия: к вопросу о месте в категориальном аппарате юридической науки» // Правовые состояния и взаимодействия: историко-теоретический, отраслевой и межотраслевой анализ: материалы VII междунар. науч.-теорет. конф. (Санкт-Петербург, 1—2 дек. 2006 г.). Ч. I. СПб: С.-Петербург. ун-т МВД России, 2006.

3. Нисневич Ю.А. Демократия и коррупция. URL: http://liberal.ru/seminars/cat/6273.

4. Панченко В.Ю. Правоотношение и правовое взаимодействие: аспекты соотношения // Евразийский юридический журнал. 2014. № 4 (71). С. 85-92.

5. Теймуров Э.С. О Летней школе-2014 молодых ученых Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10 (47). С. 2351-2357.

References (transliteration):

1. Zor'kin V.D. Konstitucija zhivet v zakonah. URL: http://www.rg.ru/2014/12/18/zorkin.html.

2. Martyshin O.V. Nuzhno li otkazyvat'sja ot ponjatija «pravootnoshenie»? (Zamechanija k tezisam Romashova R.A. Pra-vovye sostojanija i vzaimodejstvija: k voprosu o meste v kategorial'nom apparate juridicheskoj nauki» // Pravovye sos-tojanija i vzaimodejstvija: istoriko-teoreticheskij, otraslevoj i mezhotraslevoj analiz: materialy VII mezhdunar. nauch.-teoret. konf. (Sankt-Peterburg, 1-2 dek. 2006 g.). Ch. I. SPb: S.-Peterburg. un-t MVD Rossii, 2006.

3. Nisnevich Ju.A. Demokratija i korrupcija. URL: http://liberal.ru/seminars/cat/6273.

4. Panchenko V.Ju. Pravootnoshenie i pravovoe vzaimodejstvie: aspekty sootnoshenija // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. 2014. № 4 (71). S. 85-92.

5. Tejmurov Je.S. O Letnej shkole-2014 molodyh uchenyh Universiteta im. O.E. Kutafina (MGJuA) // Aktual'nye prob-lemy rossijskogo prava. 2014. № 10 (47). S. 2351-2357.

Материал поступил в редакцию 9 февраля 2015 г.

М.В. Воронин*

Зимняя школа молодых ученых Университета имени О.Е. Кутафина «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве» с позиции межотраслевого и междисциплинарного подходов к познанию правовой реальности

Аннотация. Автор делится своими наблюдениями о Зимней школе, проведенной для молодых ученых, с позиции межотраслевого и междисциплинарного подходов к познанию правовой реальности. Исследуются такие особенности школы, как ее формат; содержание, направленное на раскрытие межотраслевых правовых связей и междисциплинарных взаимодействий юридической науки; модель вовлеченности участников «до» и «после» образовательного процесса.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, межотраслевые правовые связи, юридическая наука, образовательные технологии.

Проведенная с 30 января по 4 февраля 2015 г. в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина

(МГЮА) Зимняя школа молодых ученых «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве» была организована на основе прин-

*

© Воронин М.В., 2015

Воронин Максим Валерьевич — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Казанского федерального университета. [[email protected]] 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.