Научная статья на тему 'Зимняя школа молодых ученых университета имени О. Е. Кутафина «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве» с позиции межотраслевого и междисциплинарного подходов к познанию правовой реальности'

Зимняя школа молодых ученых университета имени О. Е. Кутафина «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве» с позиции межотраслевого и междисциплинарного подходов к познанию правовой реальности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВОВЫЕ СВЯЗИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин М.В.

Автор делится своими наблюдениями о Зимней школе, проведенной для молодых ученых, с позиции межотраслевого и междисциплинарного подходов к познанию правовой реальности. Исследуются такие особенности школы, как ее формат; содержание, направленное на раскрытие межотраслевых правовых связей и междисциплинарных взаимодействий юридической науки; модель вовлеченности участников «до» и «после» образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зимняя школа молодых ученых университета имени О. Е. Кутафина «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве» с позиции межотраслевого и междисциплинарного подходов к познанию правовой реальности»

М.В. Воронин

Библиография:

1. Зорькин В.Д. Конституция живет в законах. URL: http://www.rg.ru/2014/12/18/zorkin.html.

2. Мартышин О.В. Нужно ли отказываться от понятия «правоотношение»? (Замечания к тезисам Ромашова Р.А. Правовые состояния и взаимодействия: к вопросу о месте в категориальном аппарате юридической науки» // Правовые состояния и взаимодействия: историко-теоретический, отраслевой и межотраслевой анализ: материалы VII междунар. науч.-теорет. конф. (Санкт-Петербург, 1—2 дек. 2006 г.). Ч. I. СПб: С.-Петербург. ун-т МВД России, 2006.

3. Нисневич Ю.А. Демократия и коррупция. URL: http://liberal.ru/seminars/cat/6273.

4. Панченко В.Ю. Правоотношение и правовое взаимодействие: аспекты соотношения // Евразийский юридический журнал. 2014. № 4 (71). С. 85-92.

5. Теймуров Э.С. О Летней школе-2014 молодых ученых Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10 (47). С. 2351-2357.

References (transliteration):

1. Zor'kin V.D. Konstitucija zhivet v zakonah. URL: http://www.rg.ru/2014/12/18/zorkin.html.

2. Martyshin O.V. Nuzhno li otkazyvat'sja ot ponjatija «pravootnoshenie»? (Zamechanija k tezisam Romashova R.A. Pra-vovye sostojanija i vzaimodejstvija: k voprosu o meste v kategorial'nom apparate juridicheskoj nauki» // Pravovye sos-tojanija i vzaimodejstvija: istoriko-teoreticheskij, otraslevoj i mezhotraslevoj analiz: materialy VII mezhdunar. nauch.-teoret. konf. (Sankt-Peterburg, 1-2 dek. 2006 g.). Ch. I. SPb: S.-Peterburg. un-t MVD Rossii, 2006.

3. Nisnevich Ju.A. Demokratija i korrupcija. URL: http://liberal.ru/seminars/cat/6273.

4. Panchenko V.Ju. Pravootnoshenie i pravovoe vzaimodejstvie: aspekty sootnoshenija // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. 2014. № 4 (71). S. 85-92.

5. Tejmurov Je.S. O Letnej shkole-2014 molodyh uchenyh Universiteta im. O.E. Kutafina (MGJuA) // Aktual'nye prob-lemy rossijskogo prava. 2014. № 10 (47). S. 2351-2357.

Материал поступил в редакцию 9 февраля 2015 г.

М.В. Воронин*

Зимняя школа молодых ученых Университета имени О.Е. Кутафина «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве» с позиции межотраслевого и междисциплинарного подходов к познанию правовой реальности

Аннотация. Автор делится своими наблюдениями о Зимней школе, проведенной для молодых ученых, с позиции межотраслевого и междисциплинарного подходов к познанию правовой реальности. Исследуются такие особенности школы, как ее формат; содержание, направленное на раскрытие межотраслевых правовых связей и междисциплинарных взаимодействий юридической науки; модель вовлеченности участников «до» и «после» образовательного процесса.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, межотраслевые правовые связи, юридическая наука, образовательные технологии.

Проведенная с 30 января по 4 февраля 2015 г. в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина

(МГЮА) Зимняя школа молодых ученых «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве» была организована на основе прин-

*

© Воронин М.В., 2015

Воронин Максим Валерьевич — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Казанского федерального университета. [maksim.v.voronin@mail.ru] 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18.

Зимняя школа — 2015

ципов построения педагогического и научно-поискового процессов, свойственных современным площадкам подобного рода — новым образовательным площадкам XXI в. Отличали Школу от других подобных мероприятий три интересные особенности, которые при рассмотрении их в качестве слагаемых педагогической технологии претендуют на качественно иные результаты, нежели любая научно-практическая конференция или курсы повышения квалификации.

Первая особенность — формат Школы. Формирование программы Зимней школы, ее планирование («логистика») — показатель высокого научного и педагогического мастерства организаторов. На первый взгляд, все может показаться очень простым и традиционным — выступления известных ученых, заслушивание докладов аспирантов, соискателей ученых степеней и молодых кандидатов наук. Но на деле все гораздо сложнее. Организаторам Школы, как и любым организаторам образовательного процесса, предстояло ответить на два сложных вопроса: «КТО УЧИТ?» и «ЧЕМУ УЧИТ?». Причем эти вопросы необходимо было решить, выбрав наиболее подходящий формат. И выбор был сделан отличный. Формат Школы позволял на протяжении всего образовательного процесса видеть грани проблем юридической теории и практики на разных уровнях правовой системы общества. Школа развивалась по некой «кольцевой композиции»: оттолкнувшись от научного наследия академика О.Е. Кутафина и проблем конституционного права, уделив равное внимание проблемам международного, гражданского, гражданско-процессуального, административного, уголовного и уголовно-процессуального права, проведя общий обзор актуальных теоретико-правовых проблем, она вышла на самый сложный для правовой действительности России уровень интерпретации правовых проблем — анализ вопросов соразмерности наказаний в формате модели заседания в Конституционном Суде РФ.

Отдельно стоит сказать о лекторах Школы. Все они уникальные специалисты, с присущими им ораторскими особенностями, способные разными способами делать акценты на материале, который преподносится аудитории. Все без исключения лекторы владели искусством построения диалога с аудиторией. Поэтому формат Школы был интересен еще и тем, что каждый «школьник» помимо содержательного и ценностного контента смог уловить разные стили научного общения и подачи материала, а это важная часть обучения молодых ученых, необходимая для совершенствования дидактических навыков.

Формат Школы объединил не только представителей юридических вузов и научных организаций разных городов, но и исследователей всевозможных направлений юриспруденции, теоретиков и отраслевиков. Школа дала возможность

«прочувствовать» потребности в межотраслевом осмыслении права, необходимость формирования такой юридической теории, которая интегрировала бы знания многоуровневого и многоаспектного научного осмысления права. Потребность в таком осмыслении продиктована постоянным усложнением социальной действительности, увеличением степени системности общества, первичных общественных отношений (возможных вне правового опосредования) и необходимостью взвешенного установления правовых отношений, создания системы правового регулирования, адекватной потребностям общества. В рамках формата Зимней школы репрезентативно раскрываются проблемы вторичной — правовой социальной реальности, прежде всего связанные с системным взаимодействием элементов правовой жизни (проблемы правовой системы) и разными по своей отраслевой принадлежности нормами права (проблемы системы права). При этом важно подчеркнуть, что два указанных блока проблем рассматриваются как на уровне их частного анализа, так и в их взаимодействии.

Важно отметить мысль, подчеркнутую научным консультантом Школы — доктором юридических наук, профессором Е.С. Шугриной во время церемонии открытия, что четкое следование регламенту, задающему формат, результативно сказывается на усвоении содержательной составляющей.

Вторая особенность — содержательное наполнение, выход на межотраслевой уровень и междис-циплинарность. Формат Школы было бы невозможно реализовать без того смысла, содержательного контента, который в этот формат вкладывался. В первую очередь организаторы учли важную особенность подачи материала при его межотраслевом характере — необходимость продуманной обработки и обобщения. Весь материал был выстроен последовательно, грамотно с позиции содержательного взаимодействия и обобщен в кульминационной точке Школы — модельном заседании Конституционного Суда. На протяжении Школы ее участники, отталкиваясь от общих позиций в познании права, погружались в весьма непростые и детальные вопросы правовой материи и все это так или иначе смогли применить к теме соразмерности наказания.

Участники Школы уловили не только необходимость межотраслевого понимания правовых проблем, но и взглянули на правовую материю с позиции междисциплинарности. К примеру, при анализе ядерной безопасности или же познании аспектов правового регулирования использования пресной воды и прочих вопросов привлекались знания из иных областей научного осмысления мира.

Круглый стол по теории государства и права способствовал выходу научных рассуждений на общие, но фундаментальные и необходимые для

К.А. Кирсанова

дальнейшего анализа позиции. Вопросы право-понимания были обозначены как важные составляющие в познании правовой реальности еще на лекции по актуализации проблем теории государства и права на научных форумах и подхвачены на следующий день теоретиками и практиками на Круглом столе по состоянию и проблемам совершенствования российского законодательства в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Наиболее репрезентативно раскрывают содержательную часть Школы слова ее руководителя — доктора юридических наук, профессора В.Н. Синюкова: «На Школе была представлена правовая реальность России, в которой борются фундаментальные научные идеи и представления о праве».

Третья особенность — вовлеченность участников «до» и «после» процесса. Это важно для любой школы. Получив «домашнее задание» до занятий, «школьники» уехали домой. Как говорят педагоги-практики, о работе учителя судят по его домашним заданиям, а оно весьма существенно: от статей, связанных с работой Школы, отчетов, справок в Государственную Думу РФ до глав в учебниках. Думаю, что это способствует достижению еще одной цели организаторов Школы — образованию творческих коллективов. По возвращении домой мы не просто вспоминаем

общение во время Школы, но и продолжаем созваниваться и списываться, используя потенциал приобретенных контактов.

Итак, формула успеха Зимней школы молодых ученых Университета имени О.Е. Кутафи-на «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве» отражается в трех основных слагаемых: 1) формате Школы;

2) содержании, направленном на раскрытие межотраслевых правовых связей и междисциплинарных взаимодействий юридической науки;

3) верно подобранной модели вовлеченности участников «до» и «после» образовательного процесса. Только гармоничное сочетание указанных слагаемых позволило организовать на высоком уровне обозначенное мероприятие, достигнуть одной из главных целей Школы — выхода на межотраслевую правовую дискуссию.

Проведение подобных школ позволяет добиться нового видения проблем правового пространства, способствует постановке задач для творческого поиска решения проблем, стоящих перед современной юридической теорией и практикой. В этом Зимняя школа МГЮА проявляется как уникальная площадка для продуктивного научного диалога.

Материал поступил в редакцию 14 февраля 2015 г.

К.А. Кирсанова*

Зимняя школа молодых ученых — 2015 «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве»

Аннотация. Статья представляет собой обзор мероприятий, проведенных Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках Зимней школы молодых ученых — 2015 «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве». В ходе работы Зимней школы были проведены лекции и круглые столы по проблемам конституционного, международного, гражданского, гражданского процессуального, административного, уголовного, уголовного процессуального права, а также теории государства и права. Автор, отмечая наиболее яркие и запоминающиеся моменты выступлений, освещает вопросы, которые стали предметом рассмотрения ведущих специалистов юридической науки.

Ключевые слова: Зимняя школа молодых ученых — 2015, конституционное право, международное право, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, уголовное право, уголовное процессуальное право, теория государства и права, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина.

*

© Кирсанова К.А., 2015

Кирсанова Ксения Андреевна — аспирант кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия. [k.kirsanova@bk.ru]

117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.