Л. П. Загорулько,* А. Б. Козырева,** М. В. Смоляров,*** А. С. Толстых,****
Т. А. Хорев*****
Юридическое познание: методики проведения научных исследований в юридической науке
Аннотация. С 23 по 29 июня 2015 г. для аспирантов и молодых преподавателей ведущих юридических вузов страны проводилась Летняя школа молодых ученых — 2015 Университета имени О.Е. Кутафи-на (МГЮА) на тему «Юридическое познание: теория, методология, практика». В настоящей статье описывается содержание основных занятий, которые проводились в рамках Школы, показываются методы исследования, вызвавшие наиболее острые дискуссии (системный подход, метод правового моделирования, математический метод и др.). В статье приводится обзор встреч с известными людьми в области юридической науки, который будет любопытен каждому молодому ученому.
Ключевые слова: методика научных исследований, системный подход, метод правового моделирования, математический метод, компетенция исследователя, принцип синхронизма, методология права, синтетическая теория права.
001: 10.17803/1994-1471.2016.62.1.236-244
С 23 по 29 июня 2015 г. в доме отдыха «Покровское» для аспирантов и молод ых преподавателей ведущих юридических вузов страны проводилась Летняя школа молодых ученых — 2015 Университета имени О.Е. Кутафина на тему «Юридическое познание: теория, методология, прак-
тика», участниками которой были авторы данной статьи.
Школа молодых ученых уже успела стать традиционным мероприятием в Университете (проводится два раза в год, зимой и летом) и освещалась в данном журнале1. Всего в Летней школе обучение проходили
1 См.: Теймуров Е. С. О Летней школе молодых ученых — 2014 Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10. С. 2351-2357 ; Воронин М. В. Зимняя школа молодых ученых Университета О.Е. Кутафина «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве» с позиции межотраслевого и междисциплинарного подходов к познанию правовой деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 4. С. 15-17 ; Смоляров М. В. Зимняя школа молодых ученых — 2015 // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 4. С. 12-15 ; Кирсанова К. А. Зимняя школа молодых ученых — 2015 «Продвижение юридических школ на российском пространстве» // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 4. С. 17-20.
© Загорулько Л. П., Козырева А. Б., Смоляров М. В., Толстых А. С., Хорева Т. А., 2016
* Загорулько Любовь Павловна, аспирантка кафедры европейского права Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России [[email protected]] 119454, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76
** Козырева Анна Борисовна, аспирантка кафедры теории государства и права Московского государствен-
ного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
40 участников, среди которых: 22 участника — представители Университета и 18 участников — представители иных вузов: СГЮА (г. Саратов), МГИМО (Университет), РГУП (РАП), МГУ им. М.В. Ломоносова, ИГиП РАН, НИУ «ВШЭ», Академии ФСИН России, РГУ имени С. Есенина (г. Рязань), Самарского университета, Сибирского федерального университета (г. Красноярск), Казанского (Приволжского) университета, Таврической академии КФУ имени В. И. Вернадского (г. Симферополь) и ГУУ Данное территориальное разнообразие участников способствовало обмену их научным опытом, который в каждом учебном заведении, как правило, особенный.
Главной отличительной особенностью Школы является ее ориентир на совершенствование навыков владения методологией научного анализа, определение направлений перспективных научных исследований для молодых ученых. Важной задачей Летней школы — 2015 является анализ и овладение ее участниками способами юридического познания, представляющего собой сложную интеллектуальную деятельность.
Отдельно стоит сказать о преподавателях Летней школы молодых ученых — 2015. Все они являются лидерами в разных сферах научной и профессиональной деятельности, которые обладают богатым опытом преподавания и проведения научных исследований. Для участников Школы было очень полезно перенять данный опыт для дальнейшей научной деятельности, а также задать интересующие их вопросы.
Руководителем Летней школы — проректором по научной работе Университета,
д-ром юрид. наук, профессором В. Н. Си-нюковым, а также научными консультантами — д-ром юрид. наук, профессором Н. А. Соколовой и канд. юрид. наук, доцентом С. С. Зениным программа школы была составлена таким образом, чтобы сформировать у участников аналитические и исследовательские способности, а также научить их пользоваться современными научными методами, владеть которыми просто необходимо в процессе научной деятельности. Занятия Летней школы проходили в разных форматах: мастер-классов, лекций, интерактивных занятий, исследований в рамках воркшопа, деловой игры Open Space и круглого стола.
Все занятия Школы можно поделить на три тематических блока: методологический, отраслевой и практический блоки. Методологический блок включает в себя занятия, посвященные научным методам исследования, методам эффективной презентации и убеждающей коммуникации, методам формирования исследовательской и преподавательской компетенции, математическим методам, методам правового регулирования, методологии права, а также изучению подходов к познанию права. В отраслевой блок входят занятия по актуальным проблемам уголовного, административного, гражданского, международного, конституционного и процессуального права. Практический блок занятий подытоживает два предыдущих блока, делая акцент на практику написания и опубликования научных работ, а также защиту кандидатских диссертаций. Итак, рассмотрим данные блоки подробнее.
*** Смоляров Максим Владимирович, ассистент кафедры теории государства и права Рязанского государственного университета имени С. Есенина [[email protected]] 390000, Россия, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46
**** Толстых Анна Степановна, аспирантка, ассистентка кафедры теории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета [[email protected]]
660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 6, ауд. 2-24
***** Хорева Татьяна Александровна, аспирантка сектора истории государства, права и политических учений Института государства и права РАН [[email protected]]
119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10
Методологический блок
Методологический блок Школы начался с мастер-класса заведующего кафедрой теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ, д-ра юрид. наук В. Б. Исакова под названием «Схематизация и визуализация в юридической науке и преподавании права». По мнению лектора, в настоящее время все мы живем в эпоху информационного общества, на смену которому через какое-то время придет общество интеллектуальное, и для того, чтобы идти в ногу со временем, молодым ученым необходимо осваивать современные научные методы, двумя из которых, в частности, являются: схематизация и визуализация. Оба метода обладают высоким уровнем функциональности, однако в своей деятельности ученые-юристы недооценивают потенциал данных методов, которые можно использовать не только для повышения эффективности занятий со студентами, но и для улучшения качества научных исследований. На взгляд лектора, схемы выполняют важные функции: визуализация скрытого; выделение сущности; презентация; поддержка мышления и графическое моделирование. В ходе мастер-класса участники Летней школы также познакомились с основными видами схематизации и визуализации, а также особенностями их применения в исследовательской и преподавательской работе. В конце лектор обратил внимание слушателей на важный факт: схематизация может нанести серьезный вред при ее неправильном использовании, именно поэтому в практике применения научных методов всегда следует соблюдать два правила — меры и совместимости.
В свете повышающейся роли междис-ци-плинарных исследований в юридической науке большой интерес вызвала лекция советника министра культуры Российской
Федерации, д-ра культурологии К. Е. Рыбака на тему «Системный подход в праве и моделирование правовых процессов». Лектор подробно рассказал аудитории о системном подходе в изучении права, его принципах, таких как: принцип синхронизма и принцип режима функционирования, а также рассказал о перспективах использования моделирования и важности математики в повседневной деятельности юристов, что вызвало у участников Школы неподдельный интерес.
Лекцию-визуализацию на тему «Количественные методы анализа в правовых исследованиях» и интерактивный семинар на тему «Количественные методы анализа в научных правовых исследованиях» провел доцент кафедры мировой экономики МГИ-МО (У), канд. эконом. наук Д. А. Дегтерев . По мнению лектора, в странах континентальной правовой системы юристы часто игнорируют математические методы, в основном находящие применение в криминологии и криминалистике, хотя эти методы активно используют их коллеги в системе общего права. На лекции было рассказано о преимуществе математических методов, которые не только являются инструментарием для целого ряда методов правового анализа, например метода правового моделирования, но и могут напрямую применяться в правовых исследованиях. Кроме того, лектор подчеркнул важность таких методов при анализе влияния правовых норм на социальную среду и оценке их регулирующего воздействия и эффективности. Во второй части занятия участники школы смогли на практике познакомиться с теорией игр и решить с ее помощью несколько задач. Так, участники освоили «седловые точки» и «равновесие по Нэшу»2. Теория игр позволяет, по образному выражению В. М. Сырых, «оторваться от пуповины позитивизма»3
2 Так в теории игр называется тип решений игры двух и более игроков, в котором ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив свою стратегию, когда другие участники стратегий не меняют. Такая совокупность стратегий, выбранных участниками, и их выигрыши называются равновесием Нэша. См.: Васин А. А., Морозов В. В. Теория игр и модели математической экономики. М. : МГУ, 2005. 272 с.
3 Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементный состав. М. : Юстицин-форм, 2004. С. 39.
и рассматривать действие правовых норм в контексте существующих общественных отношений4.
Настоящим открытием для большинства участников стало проведение исследования в рамках воркшопа «Проектные и исследовательские навыки специалиста в юридической практике» под руководством тренеров: старшего преподавателя МГПУ директора направления социальных проектов и программ «Искусство тренинга» С. И. Шевченко, зам. заведующего сектором междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН, канд. филос. наук Д. А. Стебакова, преподавателя МГПУ ведущего тренера-консультанта проектов и программ в сфере психологии образования А. В. Коц, сертифицированного бизнес-тренера, методолога И. О. Телегиной. Для проведения данного воркшопа участники были разделены на три группы. Перед этим тренеры рассказали о различных методах формирования исследовательской компетенции, после чего участники самостоятельно смогли попробовать на практике методы решения проблем, а именно метод шести думающих шляп. Кроме того, участникам школы рассказали об этапах проведения эмпирического исследования, и им была предоставлена возможность провести такое исследование в каждой из групп. Во второй части в формате деловой игры Open Space под руководством С. И. Шевченко участники познакомились с методами эффективной презентации и убеждающей коммуникации. После чего, обсудив в группах наиболее острые юридические вопросы, участники Школы смогли презентовать свои результаты, стараясь применить новые методики.
Слушателям Летней школы также запомнилось интерактивное занятие «Формирования ключевых компетенций преподавателя юридического вуза», проведенное заведующим кафедрой английского языка № 1 Университета имени О Е. Кутафина
(МГЮА), канд. пед. наук Н. В. Комиссаровой, которая предложила участникам, предварительно разбитым на группы, выделить ключевые компетенции преподавателя юридического вуза, после чего рассказала о теории поколений и о ее влиянии на изменение требований к компетенции преподавателей в высших учебных заведениях. Кроме того, лектор подчеркнула важность освоения технологий управления временем, предложив участникам выполнить практическое упражнение, и рассказала о принципе Эйзенхауэра, формуле установки приоритетов, об их распределении и о других методах самоменеджмента. По мнению лектора, технологиями данных методов обязан обладать каждый исследователь и преподаватель. В конце участникам было предложено заполнить анкету, оценив свою собственную преподавательскую компетенцию.
Неподдельный интерес у слушателей вызвало выступление главного научного сотрудника, заведующего сектором истории права, государства и политических учений Института государства и права РАН, члена Научного совета по правотворчеству при Председателе Государственной Думы РФ, д-ра юрид. наук, профессора В. Г. Графского. Он представил слушателям комплексное исследование о состоянии и тенденциях развития интегральной (синтезированной) юриспруденции. Лектор обратил внимание на то, что у ученых всегда были попытки создать универсальное толкование права, в котором ничего существенного не было бы упущено. Одними из первых это попытались осуществить российские правоведы (Б. А. Кистяковский, А. С. Ященко и др.), которые и разработали синтетическую теорию права. К сожалению, в советское время эта концепция оказалась за бортом научного интереса. Однако ею заинтересовались в США, в частности американский правовед Дж. Холл выдвинул идею интегральной юриспруденции. Г. Берман, в свою очередь, исходя из предположения, что западная
4 Дегтерев Д. А. Теоретико-игровой подход в праве. М., 2011. С. 10.
5 Графский В. Г. Интегральная (общая, синтезированная) юриспруденция // Наш трудный путь к праву : материалы философско-правовых чтений памяти академика В. С. Нерсесянца. М., 2006. С. 143.
традиция права находится в состоянии кризиса, предлагал объединить традицию естественного права с позитивизмом и добавить историческое измерение. Так или иначе попытки создать универсальное толкование права продолжаются до сих пор, хотя часть ученых критикует все интегративное, как эклектичное. В конце лекции Владимир Георгиевич отметил трудности поиска интегрального определения, поскольку человеческому мышлению свойственна экономия. Он особо подчеркнул, что интегральное понимание права должно быть современным, т.к. «право должно восприниматься сложно-организованным и многофакторным объектом познания, находящимся в состоянии динамики и постоянного обмена познавательными ракурсами и общениями между различными правоведческими подходами»5 .
Логичным финалом методологического блока Летней школы стал круглый стол на тему «Методологии права: от классики к постмодерну» под руководством старшего преподавателя кафедры права Европейского Союза Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), канд. юрид. наук В. А. Жбанкова. Лектор рассказал участникам Школы о развитии методологии права, современном состоянии науки, выделив ее историю и ближайшую перспективу. Кроме того, лектор акцентировал внимание слушателей на постмодерне и его отличительных чертах. Он отметил, что в эпоху модерна люди верили в познаваемость мира, где властвовала идея большого проекта построения счастливого будущего. Поворотной точкой стало доказательство теоремы о неполноте, показавшей непознаваемость мира, после чего возникла эпоха постмодерна. Модернистская вера в разум уступила место критическому подходу и интерпретативному мышлению. Также лектор отметил, что в каждой стране переход от модерна к постмодерну в обществе, искусстве и науке находится на разных стадиях.
Отраслевой блок
При рассмотрении вопросов, связанных с практико-методологическим аспектом осуществления юридического познания, в рам-
ках Летней школы молодых ученых — 2015 был представлен цикл лекций профессионалов отраслей материального и процессуального права.
Заместитель начальника правового управления Генеральной Прокуратуры РФ, заслуженный юрист РФ, канд. юрид. наук, профессор С. И. Никулин провел лекцию на тему «Российское уголовное законодательство: принципиальное развитие или деформация исходных начал?». В своем выступлении лектор затронул актуальные проблемы современного российского уголовного права, такие как возможность введения института следственных судей и уголовной ответственности юридических лиц. В отношении последней он отметил, что хотя в Европе уже успешно существует подобная практика, в России еще рано реализовывать программу об уголовной ответственности юридических лиц. Кроме того, профессор Никулин затронул проблемы переоценки значения общей превенции в уголовном праве и эффективности конфискации in rem. Все вышеуказанные проблемы, по мнению лектора, нуждаются в глубоком исследовании, а также в нахождении ключевых и индивидуальных методов их решения.
Профессор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ, д-р юрид. наук Ю. А. Тихомиров в своей лекции на тему «Проблемы прогнозирования в юридической сфере» рассказал подробно о рисках, имеющихся как в мировом пространстве, так и в пространстве права. К сожалению, большинство современных ученых, по мнению профессора, не исследуют юридическую науку через призму прогнозирования. Данный метод при проведении научных исследований является одним из ключевых и отлично применяется на практике.
Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, заслуженный юрист России, заслуженный деятель науки России, д-р юрид. наук, профессор С. А. Авакьян рассказал о теории и практике публичной власти. Тема оказалась широкой и острой: от роли народного представительства до текущей позиции
России в Совете Европы. В лекции было уделено особое внимание ситуации с либерализацией законодательства о партиях: сегодня, по словам лектора, участие в выборах могут принимать 77 политических партий. При этом в региональных отделениях партий всего 2-3 человека, что существенно мешает эффективности работы партий. В ходе лекции также были проанализированы закономерности и отклонения в реформировании органов публичной власти, подходы к построению системы государственной власти и распределению полномочий.
Заведующий кафедрой судебной власти и организации правосудия НИУ «Высшая школа экономики», заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ, судья Конституционного Суда РФ в отставке, д-р юрид. наук, профессор Т. Г. Морщакова в рамках своей лекции на тему «Развитие российской судебной власти» и соответствующего данной теме круглого стола, на котором был организован живой диалог с ней, обозначила имеющиеся проблемы третьей ветви власти в России. В частности, особого внимания была удостоена проблема независимости судебной власти. Принцип независимости, по мнению лектора, является не только главным, но и наиболее сложно реализуемым. В данном вопросе важен порядок назначения и привлечения к ответственности судей, а также статус председателей судов, которые имеют существенное влияние в судах. Актуальными также остаются проблемы оценки качества работы судей, а также вопросы индемнитета, т.е. невозможности привлечения судьи к ответственности за конкретное решение. Тамара Георгиевна обратила внимание на позитивный опыт Швейцарии, Румынии и Канады. В ходе обсуждения были затронуты вопросы слияния ВАС РФ и ВС РФ, суда присяжных и некоторые другие. Лектор также отметила, что при изучении процессуального права важно использовать эмпирический метод исследования, что позволяют сделать анализ многочисленной судебной практики и ее статистика. Из данного анализа исследователь сможет выделить наиболее конкретную проблему в гражданском процессе, а затем, опираясь на ту же практику, найти пути ее решения.
Особое внимание участников Летней школы было уделено лекции ведущего научного сотрудника сектора административного и бюджетного права Института государства и права РАН, канд. юрид. наук, профессора Н. Г. Салищевой на тему «Административная ответственность и административное судопроизводство». Надежда Георгиевна рассказала слушателям об истории формирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поделилась своими представлениями о последних действиях российской власти по принятию нормативных правовых актов в сфере административного права.
Выступления классиков юридической науки продолжил лекцией «Актуальные проблемы гражданского процесса» профессор кафедры гражданского и административного судопроизводства Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист России, заслуженный деятель науки России, д-р юрид. наук А. Т. Боннер. Его яркая лекция была посвящена развитию науки российского гражданского процессуального права и актуальным проблемам гражданского процесса. На примерах из собственной богатой юридической практики и известных процессов современности А. Т. Боннер указал на неоднозначность применения норм гражданского процессуального права в случае нестандартных и сложных дел. Связанно это с ростом числа рассматриваемых дел, устареванием некоторых норм и институтов гражданского процессуального права, трудностями проведения судебной реформы в России. Особое внимание было уделено проблемам установления истины и использования средств доказывания, закрытый перечень которых не учитывает развития технологий и особенностей всех жизненных ситуаций, что иногда требует высокого профессионализма и весьма творческого подхода со стороны судей.
В рамках круглого стола «Вещные права: вопросы законодательства и судебной практики» с участием заведующего кафедрой гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженного юриста России, заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в отставке, д-ра юрид. наук В. Л. Слесарева и профессора
кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), д-ра юрид. наук Л. Ю. Василевской были затронуты узловые проблемы российского гражданского права в области регулирования вещных прав, дана характеристика прошедшим и планируемым изменениям гражданского законодательства в этой области. Отмечалось несовершенство юридической техники и проблемы переноса отдельных правовых конструкций и понятий из иностранных правопорядков. Кроме того, подробно обсуждался вопрос защиты прав: на первый план среди способов защиты вещных прав выходит иск о признании права.
Сразу несколько острых вопросов были подняты в лекции профессора кафедры международного права юридического факультета РУДН, заслуженного юриста России, д-ра юрид. наук В. А. Карташкина. Развитие современного международного права берет свое начало с момента приятия Устава ООН и тесно связано с защитой прав человека. С помощью механизма универсального периодического обзора была разрешена проблема соблюдения обязательств по защите прав человека теми государствами, которые не ратифицировали пакты по защите прав человека, однако обязаны отчитываться о выполнении своих обязательств на основе Всеобщей декларации прав человека. Большие споры вызывает вопрос об определении внутренней компетенции государств. К внутренней компетенции относятся все дела государств, за исключением тех дел, по которым государство взяло на себя международные обязательства, а также вопросы, по которым принято решение Совета Безопасности ООН или Международного суда. Острейшая проблема соотношения принципов права народа на самоопределение и территориальной целостности государств должна разрешаться мирным путем на основе волеизъявления населения и с учетом различия между понятиями «народ»
и «меньшинство, проживающее на территории государства». Ответ на еще один дискуссионный вопрос об отмене пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации6 необходимо искать в Венской конвенции о праве международных договоров7, согласно которой pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»).
Практический блок
После проведения научного исследования перед молодым ученым рано или поздно встает вопрос: а что делать со своими наработками, идеями, полученными результатами, как представить их научному сообществу? Разумеется, этому может помочь участие в конференциях, научных мероприятиях очного характера, но они, к сожалению, не способны охватить большую территорию нашей страны, а тем более мира. Из этого следует, что нужно искать и иные способы общения с научным сообществом: в дальнейшем это поможет в исследованиях как конструктивной критикой, так и обретением единомышленников.
О журналах, в которых может публиковать результаты своей работы исследователь, рассказала на интерактивном семинаре на тему «Глобальные индексы цитирования и научные публикации. Как опубликовать научную статью и измерить ее влияние в международном научном пространстве» О. В. Кириллова, канд. тех. наук, председатель Российского экспертного совета по оценке и отбору журналов в международные информационные системы (Russian Content Advisory Board, RCAB), работающего совместно со Scopus CSAB. По мнению лектора, юристам зачастую кажется, что журналов по правовой тематике немного, а следовательно, и опубликоваться на их страницах очень сложно. Ольга Владимировна начала свое выступление с общей
6 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
7 Международное публичное право : сборник документов. М. : БЕК, 1996. Т. 1. С. 67-87.
характеристики Scopus и Web of Science, затем перешла к причинам формирования интереса к индексам цитирования — искусственным стимулам, таким как постановление Правительства от 08.04.2009 № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»8, Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»9. Затем лектор обратила внимание на вопрос, когда нужно и когда не нужно публиковаться. Если работа представляет собой отчет, не имеющий научного интереса, опирается на устаревшую информацию, дублирует ранее опубликованные работы или содержит ошибочное неприменимое заключение, то публиковать ее не следует. Целью публикации могут быть представление новых или оригинальных результатов или методов; рационализация (уточнение или иная интерпретация) опубликованных результатов; обзор области исследования или подведения итогов по определенной теме исследования; для расширения, но не повторения, знания и понимания в определенной, специфической области. Многие зарубежные журналы требуют подробную структурированную аннотацию, которая может состоять из следующих частей: введение, методология, выводы, оригинальность/ценность, а также, если применимо, рамки исследования/ возможности последующего использования результатов научной работы, практическое значение, социальные последствия. Соответствующее внимание в материалах должно уделяться и списку литературы, чтобы он обладал такими свойствами, как актуальность, корректность и полнота.
Кульминацией Летней школы молодых ученых — 2015 стала встреча с проф., д-ром юрид. наук, заслуженным юристом РФ, заслуженным деятелем науки РФ, членом
Центральной избирательной комиссии РФ, председателем Экспертного совета по праву ВАК Минобра России Б. С. Эбзеевым, который выступил с лекцией на тему «Проблемы повышения качества диссертационных исследований по праву». Лектор обратил внимание, что Россия переходит к новой модели образования, в связи с чем в системе образования происходит большое количество изменений. Так, в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»10 теперь аспирантура — это не послевузовское профессиональное образование, а высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров. Повышаются требования к текстам диссертаций, к претендентам на соискание ученой степени кандидата юридических наук11. В связи с этим снизилось количество диссертаций и диссертационных советов. В борьбе за качество сократился и перечень рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты. При этом, по мнению лектора, нет ответа на вопросы, как написать хорошую диссертацию, что может стать ее основой, ведь не может быть нерушимых авторитетов. Наука — это сложная, кропотливая и, безусловно, нужная работа.
Подводя итоги Летней школы молодых ученых — 2015, с уверенностью можно сказать, что она прошла успешно, и все цели, изначально поставленные организаторами, были достигнуты. Участники Школы успешно освоили основные методики проведения научных исследований в области юриспруденции, ознакомились с актуальными проблемами российского права, получили ценную информацию об опубликовании своих научных работ и о новых тенденциях развития законодательства об образовании, а также приобрели новых друзей и наставников в научном сообществе.
8 Собрание законодательства РФ. 13.04.2009. № 15. Ст. 1841.
9 Собрание законодательства РФ. 07.05.2012. № 19. Ст. 2336.
10 Российская газета. № 303. 31.12.2012.
11 См.: Актуальные проблемы работы аспирантуры и подготовки диссертационных исследований по юриспруденции. Сборник нормативных и методических материалов. М., 2015. С. 125.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Актуальные проблемы работы аспирантуры и подготовки диссертационных исследований по юриспруденции. Сборник нормативных и методических материалов. — М., 2015. — С. 125.
2. Васин А. А., Морозов В. В. Теория игр и модели математической экономики. — М. : МГУ, 2005. — С. 272.
3. Воронин М. В. Зимняя школа молодых ученых Университета О.Е. Кутафина «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве» с позиции межотраслевого и междисциплинарного подходов к познанию правовой деятельности // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 4. — С. 15-17.
4. Графский В. Г. Интегральная (общая, синтезированная) юриспруденция // Наш трудный путь к праву : материалы философско-правовых чтений памяти академика В. С. Нерсесянца. — М., 2006. — С. 143.
5. Дегтерев Д. А. Теоретико-игровой подход в праве. — М., 2011. — С. 10.
6. Кирсанова К. А. Зимняя школа молодых ученых — 2015 «Продвижение юридических школ на российском пространстве» // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 4. — С. 17-20.
7. Смоляров М. В. Зимняя школа молодых ученых — 2015 // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 4. — С. 12—15.
8. Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Т. 1 : Элементный состав. — М. : Юсти-цинформ, 2004. — С. 39.
9 . Теймуров Е. С. О Летней школе молодых ученых — 2014 Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) // Актуальные проблемы российского права. — 2014. — № 10. — С. 2351-2357.
Материал поступил в редакцию 25 августа 2015 г.
LEGAL KNOWLEDGE: METHODS OF SCIENTIFIC RESEARCH IN JURISPRUDENCE.
ZAGORULKO Lyubov Pavlovna — Postgraduate of the Department of European Law, Moscow State
Institute of International Relations (University) MFA of Russia
119454, Russia, Moscow, Vernadsky prospect, 76.
KOZYREVA Anna Borisovna — Postgraduate of the Department of Theory of State and Law, Kutafin
Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya ul., 9.
SMOLYAROV Maxim Vladimirovich — Assistant of the Department of Theory of State and Law, Yesenin
Ryazan State University
390000, Russia, Ryazan, ul. Svobody, 46.
TOLSTYH Anna Stepanovna — Postgraduate, Assistant of the Department of Theory of State and Law,
Law Institute of the Siberian Federal University
660075, Krasnoyarsk, ul. Maerchaka, d. 6, room. 2-24.
HOREVA Tatiana Aleksandrovna — Postgraduate of the Sector of History of the State, Law and Political
Doctrines Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
119019, Russia, Moscow, ul. Znamenka, d. 10.
Review. From 23 to 29 of June 2015 Kutafin Moscow State Law University held the Summer School for Young Scientists - 2015 for postgraduates and young teachers of leading law schools of the country. The major area for discussion was "Legal knowledge: the theory, methodology, practice". This article describes the contents of the main activities that were carried out within the framework of the school and shows the research methods that caused the most heated debates (systematic approach, method of legal modeling, mathematical methods, etc.). The article provides an overview of the meetings with well-known people in the field of legal science.
Keywords: methods of scientific research, system approach, method of legal modeling, mathematical methods, competence of the researcher, the principle of synchronicity, the methodology of law, the synthetic theory of law.