Научная статья на тему 'О Летней школе - 2014 молодых ученых университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)'

О Летней школе - 2014 молодых ученых университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / INTERACTIVE METHODS / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE TRAINING TECHNOLOGIES / ЛЕТНЯЯ ШКОЛА 2014 / THE LEGAL SUMMER SCHOOL 2014 / УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА / KUTAFIN MOSCOW STATE LAW UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Теймуров Эльвин Сахават Оглы

В настоящей статье раскрывается формат и содержание занятий, проводимых в рамках Летней школы 2014 МГЮА, описываются особенности примененных преподавателями интерактивных методик и их результаты. Автор также подробно рассказывает о работе международно-правовой группы по выполнению финального задания, делится своими впечатлениями о его итогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Теймуров Эльвин Сахават Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regarding the legal Summer School - 2014 for the young scientists of Kutafin Moscow State Law University

The present article covers the format and the contents of seminars held in the framework of the legal Summer School-2014 of MSAL; the particulars of the applied interactive methods and their results. The author also gives a detailed description of the international legal group’s activities aimed at the completion of the final task and shares his impressions on the attained results.

Текст научной работы на тему «О Летней школе - 2014 молодых ученых университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»

Э.С Теймуров*

О Летней школе — 2014 молодых ученых Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Аннотация. В настоящей статье раскрывается формат и содержание занятий, проводимых в рамках Летней школы — 2014 МГЮА, описываются особенности примененных преподавателями интерактивных методик и их результаты. Автор также подробно рассказывает о работе международно-правовой группы по выполнению финального задания, делится своими впечатлениями о его итогах. Ключевые слова: юридическое образование, интерактивные методы, инновационные технологии обучения, Летняя школа — 2014, Университет имени О.Е. Кутафина.

С 23 по 29 июня 2014 г. в доме отдыха «Покров-ское» для аспирантов и молодых преподавателей МГЮА впервые проводилась Летняя школа — 2014 молодых ученых Университета имени О.Е. Кутафина на тему «Инновационные модели и технологии в юридической науке и образовании» (далее — Летняя школа), одним из участников которой довелось стать автору настоящей статьи. В качестве участников Летней школы выступили аспиранты, преимущественно обучающиеся в Университете имени О.Е. Кутафина (далее — МГЮА) по целевому направлению, а также молодые преподаватели МГЮА, работающие на различных кафедрах. Всего обучение проходили около 30 человек.

Данная Летняя школа является первой для МГЮА. На ее открытии присутствовало все руководство МГЮА. С приветственным словом к участникам обратился ректор МГЮА профессор В.В. Блажеев, который пожелал участникам успешной учебы в «школе», поделился своим опытом, по-хорошему позавидовал «школьникам».

Работа Летней школы проходила в нескольких формах. Участники прослушали курс лекций, темы которых были разделены на две части. Одна часть посвящена проблемам юридической науки, а другая — реформированию юридического образования и внедрению и использованию в нем интерактивных методов обучения. В качестве лекторов выступали ведущие российские ученые в области юриспруденции. Другой формой стали круглые столы, посвященные таким темам, как «Публичное право: традиции и новые проблемы», «Юридическая наука: современное состояние, вызовы и перспективы», «Актуальные правовые проблемы отношений России и ЕС».

Для участников Летней школы было предусмотрено весьма плотное расписание: занятия проходили ежедневно с 9.30 до 20.20 с полуторача-

совыми перерывами на обед и ужин, также предусматривались кофе-брейки. Однако соблюдение данного расписания вызвало определенные трудности, вызванные бурными дискуссиями, проходившими в рамках занятий в ответ на поднимаемые лекторами темы и применяемые ими методики обучения, что не позволяло закончить занятие в обусловленное время. Порой остановить дискуссию получалось только благодаря замечаниям руководителя Летней школы, д-ра юрид. наук, профессора, проректора по научной работе МГЮА В.Н. Синюкова о необходимости завершить обсуждение в связи с ограниченностью во времени.

Ввиду того, что особый упор в рамках Летней школы был сделан на использование интерактивных методов обучения (приемов, направленных на вовлечение студентов в занятие, активное взаимодействие преподавателя и аудитории)1, их демонстрация началась практически с первых минут открытия школы. Так, сразу после торжественных речей ректора и проректоров был применен метод «мозгового штурма» — слушателей попросили представиться и озвучить свои ожидания от Летней школы, которые записывались на доске и затем были обобщены.

Непосредственное же применение интерактивных методик участники смогли ощутить на себе в ходе проводимых занятий, что позволило увидеть, какие практические проблемы могут возникать при их использовании. Каждым из лекторов был использован тот или иной прием интерактивного обучения.

1 См. подробнее: Мельников С.В. Лекция и семинар в вузе: (интерактивные методы обучения): учеб.-метод. пособие. М., 2011; Савина Е.А. Активные и интерактивные методы и технологии обучения в подготовке специалистов инвестиционно-строительной сферы в системе дополнительного профессионального образования. М., 2011.

© Теймуров Э.С., 2014

* Теймуров Эльвин Сахават оглы — аспирант кафедры международного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [elv89@mail.ru}

109125, Россия, г. Москва, 2-й Саратовский проезд, д. 5, кв. 3.

Первой выступала д-р юрид. наук, профессор, проректор по учебной и воспитательной работе МГЮА Л.А. Петручак с лекцией на тему «Роль преподавателей в инновационной образовательной среде». Лектором активно был использован метод вопросов, являющийся наиболее популярным среди преподавателей юридических вузов, а также демонстрации. Были подняты вопросы качества юридического образования, влияния довузовского образования на процесс преподавания в вузах, многоаспектности роли преподавателя в современном образовательном процессе, грядущей реформы высшего образования — перехода на трехуровневую систему (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Также лектор поделилась опытом преподавания и работы с отдельными студентами, затронула компетентностный подход к образованию2.

Более подробно компетентностный, а также знаниевый подходы к образовательному процессу, их особенности и различия осветил следующий лектор — Л.А. Воскобитова, д-р юрид. наук, профессор, заведующая кафедрой уголовно-процессуального права МГЮА. Ею была прочитана лекция «Интерактивные методы обучения: общая характеристика», а также совместно с канд. юрид. наук, доцентом кафедры уголовно-процессуального права А.И. Паничевой проведены занятия на тему «Творческие задания и ролевые игры: правила проведения, рекомендации по использованию» и «Ролевая игра: правила проведения, рекомендации по использованию». Вниманию слушателей была представлена система интерактивных методов обучения, проанализирована их эффективность и соотношение с традиционными методиками. Также лекторами были продемонстрированы отдельные методы, сделаны рекомендации по их использованию в последующей преподавательской деятельности, отмечены наиболее часто допускаемые ошибки и даны советы по их предупреждению.

Кроме того, было отмечено, что компетент-ностный подход, в отличие от знаниевого, ориентирован не столько на передачу знаний, сколько на выработку способности успешно решать сложные профессиональные задачи, опираясь на имеющиеся знания, навыки и качества, а также осознание неконечности образования и необходимости постоянно продолжающегося профессионального роста. Лекторами были продемонстрированы результаты исследования Национального тренингового центра (штат Мерилэнд, США) по усвоению информации при использовании различных методик обучения, представленные в виде «пирамиды обучения». Согласно данной

2 См. подробнее: Харченко Л.Н. Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы. М., 2014.; Она же. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель. М., 2014. 217 с.

«пирамиде», если усвоение материала по результатам традиционной лекции составляет 5 %, то применение различных интерактивных методов обучения способно повысить этот показатель до 90 %. Особо подчеркивалось значение невербального воздействия на обучающихся — внешнего вида преподавателя, жестов, занимаемой в аудитории позиции и т.д.

Методы «творческое задание» и «ролевая игра» были проиллюстрированы путем проведения фрагмента судебного заседания по уголовному делу. Аудитория была разделена на три малые группы (что также представляет собой интерактивный метод — «работа в малых группах»): сторона обвинения, сторона защиты и суд. Творческий элемент заключался в необходимости составления стороной обвинения ходатайства о приобщении к материалам дела нового доказательства — записи телефонного разговора между потерпевшей и подозреваемым, а стороной защиты — возражения на данное ходатайство. Ролевая игра представляла собой исполнение ролей адвоката, прокурора и судьи.

К проблемам, с которыми преподаватели столкнулись при использовании данных методов, можно отнести: а) необходимость задействования всей аудитории; б) обязательное соответствие фабулы уровню знаний аудитории; в) распределение ролей с учетом возможностей участников; г) формирование малых групп таким образом, чтобы уровень групп был равным; д) необходимость постоянного контроля и стимулирования к активности пассивных участников ролевой игры. У участников была возможность прочувствовать на себе возможные варианты поведения преподавателя в той или иной ситуации.

Следующую лекцию на тему «Наука криминология: состояние и проблемы» прочитал д-р юрид. наук, профессор, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России Ю.М. Антонян. Были освещены предмет криминологии, вопросы о преступности и ее причинах, личности преступника, основы предупреждения преступности. Слушателям порекомендовали изучить труды Б.К. Малиновского, Дж.Дж. Фрэзера, Р. фон Крафт-Эбинга, Э. Фромма, К. Лоренца. Лектором в ходе занятия использовались методы вопросов и демонстрации.

Слушателям Летней школы запомнился круглый стол с Ю.А. Тихомировым, д-ром юрид. наук, профессором, главным научным сотрудником Центра правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Наряду с методами вопросов и демонстрации, профессор активно использовал невербальное воздействие на аудиторию, чему особо способствовали его великолепные ораторские качества. Условное разделение аудитории на несколько секторов и постоянное взаимодействие с ними путем перемещения по аудитории

позволили удержать внимание каждого слушателя на протяжении всего круглого стола. Участникам школы было рекомендовано изучить «Мемориал 1812 г. Война глазами Наполеона», перевод книги О. Мориса «Основы публичного права» 1929 г., книгу князя Лихтенштейна Ханса-Адама II «Государство в третьем тысячелетии».

Д-р юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права МГУ С.А. Авакьян прочитал слушателям школы лекцию «Конституционный строй России: мысли за пределами официоза», в которой раскрыл вопросы конституционной практики РФ и некоторых зарубежных стран. Профессором также был проведен круглый стол на тему «Занятие наукой: взгляд по истечении десятилетий». Ученый с удовольствием отвечал на вопросы аудитории, поделился своими методами работы, упомянул также о проблемах, с которыми он сталкивается, и способах их разрешения.

Лекция на тему «Методологические проблемы отечественной цивилистики в свете реформы ГК РФ» была прочитана д-ром юрид. наук, профессором, заведующим кафедрой гражданского права МГУ Е.А. Сухановым. Лектор отмечал, что право основано на исторических национальных особенностях, а не на объективных экономических законах, в связи с чем правовые системы в различных странах не идентичны. Он критиковал представителей отечественной науки гражданского права, в частности, за стремление в рамках диссертационных исследований разработать те или иные понятия. По мнению профессора, закон должен содержать правила поведения, а не понятия, для которых существуют энциклопедии. Обилие же дефиниций в законодательстве свидетельствует о его низком уровне. Лектор порекомендовал слушателям изучить труды И.А. Покровского, А. Тибо, О. фон Гирке.

Цикл лекций по частному праву продолжила д-р юрид. наук, профессор, заведующая сектором гражданского права, гражданского и арбитражного процесса ИГП РАН Т.Е. Абова, выступив на тему «Гражданское судопроизводство и третейское разбирательство». Она обратила внимание слушателей на отсутствие арбитражного судопроизводства в Конституции РФ в качестве самостоятельного вида судопроизводства и пояснила причину этого, а также отметила необходимость популяризации и совершенствования третейского разбирательства как способа разрешения возникающих споров.

Большое впечатление на слушателей Летней школы произвели лекции В.В. Захарова, д-ра юрид. наук, профессора, председателя Арбитражного суда Курской области. Первая лекция была посвящена «Особенностям подготовки юристов», в которой лектор раскрыл традиции юридического образования в России, указал на его проблемные точки и возможные варианты их решения,

рассказал о юридическом образовании в Германии, Франции, Англии и США, их плюсах и минусах, намеченных путях реформирования.

Тема второй лекции была обозначена как «Методы "мозговой штурм", "сократов метод" "вопрос-вопрос", "дискуссия": правила проведения, рекомендации по использованию».

Метод «мозговой штурм», или метод генерации идей, направлен на поиск нетривиальных решений. Суть его заключается в том, чтобы дать аудитории определенную тему, проблему и предложить озвучить идеи по ее преодолению, при этом высказывания должны быть краткими и ясными, нельзя критиковать участников, требовать обоснования, запрещается дискутировать. Прозвучавшие идеи без редактирования записываются на доске, после чего необходимо объединить сходные идеи, классифицировать их. Интенсивность работы и инно-вационность идей могут нарастать и падать, поэтому выделяют три «вершины», которые могут иметь место при применении данного метода. Преподавателю необходимо уметь преодолевать первую волну идей, инновационность которых, как правило, низкая, и подвести аудиторию к дальнейшим размышлениям.

«Сократов метод» представляет собой разновидность метода вопросов, использование которого предъявляет немалые требования к преподавателю. Суть его заключается в подведении оппонента к своей точке зрения путем формулировки логически выверенных и последовательно построенных вопросов, на которые собеседник с легкостью будет давать положительный ответ, не допускается получение отрицательного ответа. В связи с этим от преподавателя требуется максимальное знание предмета, умение заставить собеседника уйти с позиций конфронтации, четко формулировать вопросы и логическую систему доводов.

«Сократов метод» был использован В.В. Захаровым на примере ст. 5, 65, 66, 135 Конституции РФ. Так, ст. 5 Конституции закрепляет равенство субъектов РФ и перечисляет их статусы, указывая «автономную область» в единственном числе. Согласно ст. 66, статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию с Российской Федерацией. А ст. 135 не допускает изменение положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Из этих статей следует, что для изменения статуса автономной области, в отличие от других субъектов, требуется внести изменения в ст. 5, что подводит к мысли о возможном неравенстве субъектов РФ. Именно к этой мысли подвел лектор слушателя, сформулировав цепочку вопросов в виде «Все ли субъекты РФ равны?» — «Является ли автономная область субъектом РФ?» — «Может ли автономная область изменить свой статус?» — «Допустимо ли внесение изменений в гл. 1, 2 и 9 Конституции?» — «Возможно ли изменение статуса автономной

области без внесения изменений в ст. 5?» — «Сохраняется ли при этом равенство субъектов РФ?». Однако, несмотря на то, что цепочка вопросов была построена верно, лектору было трудно добиться от слушателя утвердительного ответа на последние вопросы.

После лекций В.В. Захарова слушатели Летней школы приняли участие в экспертном круглом столе, тема которого была озаглавлена как «Юридическая наука: современное состояние, вызовы и перспективы». В качестве модераторов круглого стола выступили видные специалисты в области теории государства и права: д-р юрид. наук, профессор, академик РАЕН В.В. Лазарев, д-р юрид. наук, профессор, начальник отдела теории и истории права и судебной власти Российской академии правосудия В.М. Сырых, д-р юрид. наук, профессор кафедры теории государства и права МГЮА А.В. Корнев, д-р юрид. наук, доцент кафедры теории государства и права МГЮА С.В. Липень. Интерес аудитории вызывали такие новые термины, как «юридический коллайдер» (изобретение, рассматривающее юридические науки во взаимосвязи с другими науками) и озвученная В.В. Лазаревым идея о необходимости изучения «менов» (неких социальных аналогов ген).

С интерактивной лекцией на тему «Актуальные проблемы международной жизни» выступил д-р истор. наук, профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ И.С. Иванов. Лектором отмечались жизненная необходимость глобальной управляемости и серьезные проблемы со стратегическим планированием в РФ. Профессор ответил на многочисленные вопросы слушателей относительно международных отношений России и нестандартных ситуаций в других частях мира, а также пригласил слушателей школы к сотрудничеству в рамках Российского совета по международным делам.

Актуальные проблемы финансового права стали темой лекции д-ра юрид. наук, профессора, первого проректора МГЮА Е.Ю. Грачевой. Слушатели узнали о становлении и развитии науки финансового права, об ученых, которые стояли у ее истоков, а также об имеющихся проблемах финансового и бюджетного законодательства.

Участники Летней школы прослушали лекцию д-ра юрид. наук, профессора, заведующей кафедрой международного частного права МГЮА Г.К. Дмитриевой об актуальных проблемах международного частного права. Были затронуты вопросы предмета и источников международного частного права, видов коллизионных привязок, категорий публичного порядка и сверхимперативных норм, применения норм иностранного права и установления их содержания3.

3 См.: Международное частное право / под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2015. 656 с.

Неподдельный интерес у слушателей вызвали занятия с д-ром юрид. наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права МГЮА Е.С. Шугриной, озаглавленные как «Методы "работа в малых группах", "демонстрация", "дискуссия" и комментирование: правила проведения, рекомендации по использованию» и «Чтение интерактивной лекции на примере темы "Особенности юридической ответственности органов государственной власти и их должностных лиц"». Лектор дополнительно рассказала о компетент-ностном подходе к юридическому образованию, повторно обратила внимание слушателей на «пирамиду обучения», напомнила систему интерактивных методов, осветила и продемонстрировала отдельные из них при прочтении своих лекций.

Первый метод, которого коснулась Е.С. Шу-грина, это — «демонстрация». Существует несколько видов демонстраций: демонстрация ожидаемого результата; демонстрация навыка; демонстрация возможного поведения (процесса, последовательности действий); демонстрация атмосферы, внешнего вида; демонстрация ценностей (неявная) и др.

Следующий метод — «работа в малых группах». Для его использования необходимо решить следующие задачи: определить цель (ожидаемый результат); выбрать способ формирования и количество малых групп; раздать задание (может различаться в группах); установить время для работы и представления полученных результатов; определить роль преподавателя. Необходимо помнить, что каждый участник группы может высказаться, но кратко и по существу вопроса, обсуждению подлежат идеи, а не их авторы, каждый участник должен быть готов отстаивать свои взгляды и принять чужую точку зрения.

Относительно техники комментирования были даны следующие рекомендации: давать возможность самому оценить себя; уважать действия коллег; отмечать положительные моменты прежде, чем приступать к критике; ограничиваться 2—3 темами для критики.

Дискуссия представляет собой свободное обсуждение спорного вопроса в целях поиска истины путем сопоставления различных мнений или же формирования ряда точек зрения. Формат дискуссии может быть разным: круглые столы (беседа, в которой на равных участвует небольшая группа обучающихся); заседания экспертных групп (вначале проблема обсуждается небольшой, заранее определенной группой, члены которой затем излагают позиции аудитории); форум (сходный с заседанием экспертной группы, только в данном случае группа обменивается мнениями с аудиторией); симпозиум (формализованное обсуждение, участники которого выступают с сообщениями и отвечают на вопросы участников); дебаты (обсуждение, построенное

на выступлениях двух соперничающих групп); судебное заседание (обсуждение, представляющее собой имитацию судебного разбирательства). При подготовке к дискуссии необходимо принять во внимание соответствие темы интересам и уровню знаний аудитории, разрешимость поставленного вопроса, достаточность времени и количества участников. Для успешного проведения дискуссии рекомендуется разработать план, который, как правило, состоит из 3 частей: зачин (выступление ведущего, постановка острых вопросов, способных вызвать интерес аудитории), собственно дискуссия, завершение. Другим ключом к успешному применению данного метода является соблюдение нескольких правил: уважения человека, внимательного слушания, свободного микрофона, двух минут для выступления, логичности и аргументированности, честного поведения, поднятой руки.

Завершающим этапом работы в Летней школе стал круглый стол на тему «Актуальные правовые проблемы отношений России и ЕС» под руководством П.А. Калиниченко, д-ра юрид. наук, профессора кафедры права МГЮА. Лектором был дан оптимистический прогноз относительно взаимоотношений России и ЕС, при этом была отмечена пассивность в плане сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды.

Однако только лекциями и участиями в круглых столах занятия слушателей Летней школы не ограничились.

В первый же день перед участниками школы была поставлена задача — по итогам работы школы разработать и продемонстрировать фрагмент занятия с использованием изученных интерактивных методов обучения. Каждый участник получил сборник материалов «Инновационные модели и технологии в юридической науке и образовании»4, содержащий описание интерактивных методов и рекомендации по их использованию. Все слушатели были разделены на пять малых групп, условно обозначенных как «государственно-правовая специализация», «гражданско-правовая специализация», «эколого-энерге-тическая специализация», «уголовно-правовая специализация», «международно-правовая специализация»; для каждой из них был назначен свой руководитель, который должен был организовывать работу группы, но при этом не имел права выступать при демонстрации результатов коллективной работы.

Каждая группа была разнородна по своему составу. Так, международно-правовую группу сформировали три представителя от кафедры международного частного права (О.Ф. Земско-

4 Инновационные модели и технологии в юридической науке и образовании: сб. материалов / сост. Е.С. Шугрина. М., 2014.

ва, аспирантка 1-го года обучения; П.В. Кравец, аспирант 1-го года обучения; А.А. Соболевский, аспирант 3-го года обучения), представитель от кафедры права Европейского союза (К.И. Тру-бачева, преподаватель) и автор настоящей статьи как представитель от кафедры международного права (Э.С. Теймуров, аспирант 2-го года обучения), выступивший в качестве руководителя группы. Несмотря на плотное расписание занятий, работа по подготовке фрагмента занятия для демонстрации проходила весьма активно.

Алгоритм подготовки к завершающему заданию был в общих чертах разъяснен Е.С. Шу-гриной в первый день. Членам группы следовало придерживаться следующей цепочки действий:

1. выбрать дисциплину;

2. обозначить тему занятия;

3. определить форму занятия;

4. поставить цели и ожидаемый результат;

5. составить план занятия;

6. продемонстрировать короткий фрагмент занятия.

Участники группы были свободны в выборе темы, содержания занятия. Основная цель заключалась в демонстрации полученных знаний об интерактивных методах обучения и их применении.

На основывании изложенного алгоритма перед международно-правовой группой изначально встал вопрос о выборе дисциплины, на основе которой и будет разрабатываться фрагмент занятия. Учитывая состав группы, выбор изначально пал на международное частное право. Обсуждались две темы занятия: «Международный коммерческий арбитраж» и «Коллизионные привязки», из которых была выбрана последняя.

Дискуссии вызвал также и выбор формы занятия, из-за чего изначально было решено подготовить сразу два варианта — лекцию и практическое занятие. Однако впоследствии члены группы остановили свой выбор на формате лекции, в связи с тем, что именно при проведении таких занятий применение интерактивных методов обучения требует максимального мастерства от преподавателя — он не должен переходить грань, превращающую лекцию в практическое занятие при чрезмерном использовании интерактивных методик.

Для итоговой демонстрации участники международно-правовой группы выбрали применение «сократова метода» как одного из наиболее сложных. Это позволило бы не только презентовать свою разработку, но и своевременно услышать замечания от руководителей школы, коллег в случае совершения ошибок и не допустить их появления в дальнейшей педагогической деятельности.

Были выбраны несколько вариантов применения «сократова метода» в рамках лекции по обозначенной ранее теме, однако уже при первых попытках его применения участники группы получили отрицательный результат. В связи с тем,

Таблица

1.1 Понятие международной организации лекция 5 мин

1.2 Признаки международной организации мозговой штурм лекция 5 мин 5 мин

1.3 Демонстрация признаков международной организации на конкретном примере сократов метод 7 мин

2. История возникновения международных организаций лекция 15 мин

3.1 Правосубъектность международных организаций мозговой штурм лекция 5 мин 5 мин

3.2 Компетенция международных организаций лекция 5 мин

3.3 Функции международных организаций мозговой штурм лекция 5 мин 5 мин

4 Неправительственные организации мозговой штурм лекция 10 мин 23 мин

что определенный успех был достигнут при «экспериментировании» с «сократовым методом» на тему «Международные организации», было решено изменить тему демонстрационного занятия. Стоит отметить, что Е.С. Шугрина, которая постоянно оказывала консультационную помощь всем участникам при подготовке задания, неоднократно предупреждала членов международно-правовой группы о крайней сложности и высоких требованиях выбранного ими метода.

У международно-правовой группы не было проблем с определением целей занятия и ожидаемых результатов. С легкостью был разработан план занятия, в основу которого легли не только знания, полученные в рамках Летней школы, но и опыт обучения в МГЮА, так как многие преподаватели успешно применяют обозначенные ранее методы в своей педагогической деятельности. Также между членами группы были распределены роли и подготовлена презентация.

Результат работы получился следующим:

Цели занятия группа определила как: а) формирование у студентов всестороннего глубокого понимания природы и сущности международных организаций; б) подготовка к нормотворческой, экспертно-консультационной и педагогической деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов.

Для их достижения были поставлены следующие задачи: а) изучение понятий «международная организация», «правосубъектность международных организаций», «компетенция международных организаций» и «функции международных организаций»; б) формирование представлений об основных признаках международных организаций; в) формирование представлений о наиболее значимых неправительственных междуна-

родных организациях; г) формирование знаний о правотворчестве международных организаций; д) формирование навыков правовой оценки актов международных организаций.

Был предложен следующий план проведения занятия (см. табл.).

Вниманию участников школы был представлен фрагмент лекции с применением «сократова метода» и «мозгового штурма». Общую характеристику работы группы дали П.В. Кравец и А.А. Соболевский, непосредственно демонстрация фрагмента лекции с интерактивными методами было возложено на О.Ф. Земскову. По результатам демонстрации своих наработок группа поняла, что результат работы оказался далеко не безупречным.

Безусловным достоинством коллективной работы является то, что, во-первых, группе удалось сохранить баланс между применением интерактивных методов и форматом лекционного занятия, во-вторых, было ясно показано, какие методики, в какой части занятия, в рамках какого вопроса будут применяться, в-третьих, выбранные методики способствовали достижению поставленных целей и выработке у студентов нужных компетенций.

Сложности возникли при использовании «со-кратова метода». Так, на один из последних вопросов проработанной цепочки опрашиваемый слушатель дал отрицательный ответ, что является недопустимым при применении указанного метода, и лектору не удалось увести его с позиции конфронтации. Кроме того, некоторые вопросы цепочки были достаточно крупными, в связи с чем группе было рекомендовано в дальнейшем использовать более короткие вопросы.

Данный пример в очередной раз показал участникам Летней школы всю сложность при-

менения «сократова метода» на практике, но в то же время раскрыл его огромный обучающий потенциал. Даже после того, как занятие окончилось, опрашиваемый длительное время продолжает обдумывать цепочку вопросов и данные им ответы.

«Жизнь» участников Летней школы — 2014 не ограничивалась только обучающими занятиями, программа предусматривала и культурно-развлекательные мероприятия. Так, 27 июня была организована экскурсия в г. Звенигород, а также в Саввино-Сторожевский мужской монастырь, в ходе которой экскурсоводы подробно рассказали участникам школы об истории города и монастыря, раскопках которые ведутся на данной терри-

тории, обнаруженных предметах старины и их назначении.

Кроме того, на территории дома отдыха располагалось озеро, в котором при желании можно было искупаться, прокатиться на лодке или катамаране. Участники школы также могли посетить боулинг-центр, бильярд, имелись поля для игры в футбол или волейбол, не оставленные без внимания.

Подводя итоги, с уверенностью можно сказать, что Летняя школа — 2014 прошла успешно. Участники школы познакомились с интерактивными методами обучения и получили неоценимый опыт их практического применения, а также, несмотря на интенсивный график учебы, смогли отдохнуть и насладиться природой.

Библиография:

1. Международное частное право / под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2015. 656 с.

2. Мельников С.В. Лекция и семинар в вузе: (интерактивные методы обучения): учеб.-метод. пособие. М., 2011. 135 с.

3. Савина Е.А. Активные и интерактивные методы и технологии обучения в подготовке специалистов инвестиционно-строительной сферы в системе дополнительного профессионального образования. М., 2011. 119 с.

4. Харченко Л.Н. Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы: монография. М., 2014. 234 с.

5. Харченко Л.Н. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель: монография. М., 2014. 217 с.

6. Школа молодых ученых Университета имени О.Е. Кутафина «Инновационные модели и технологии в юридической науке и образовании»: сб. материалов / сост. Е.С. Шугрина. М., 2014. 208 с.

References (transliteration):

1. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo / pod red. G.K. Dmitrievoi. M., 2015. 656 s.

2. Mel'nikov S.V. Lektsiya i seminar v vuze: (interaktivnye metody obucheniya): ucheb.-metod. posobie. M., 2011. 135 s.

3. Savina E.A. Aktivnye i interaktivnye metody i tekhnologii obucheniya v podgotovke spetsialistov investitsionno-stroitel'noi sfery v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. M., 2011. 119 s.

4. Kharchenko L.N. Kontseptsiya programmy podgotovki prepodavatelya vysshei shkoly: monografiya. M., 2014. 234 s.

5. Kharchenko L.N. Prepodavatel' sovremennogo vuza: kompetentnostnaya model': monografiya. M., 2014. 217 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Shkola molodykh uchenykh Universiteta imeni O.E. Kutafina «Innovatsionnye modeli i tekhnologii v yuridicheskoi nauke i obrazovanii»: sb. materialov / sost. E.S. Shugrina. M., 2014. 208 s.

Материал поступил в редакцию 31 августа 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.