Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов в преподавании теории государства и права'

Использование интерактивных методов в преподавании теории государства и права Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / STATE-AND-LAW THEORY / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / INTERACTIVE METHODS / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" / "ДИСКУССИЯ" / "DISCUSSION" / "ДЕМОНСТРАЦИЯ" / "DEMONSTRATION" / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / "BRAIN STORM" / LEGAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Анна Борисовна, Бекин Александр Валериевич

В статье рассматриваются особенности применения интерактивных методов при преподавании теории государства и права, анализируется собственный практический опыт и специфика преподавания данной дисциплины. Акцент сделан на психологическое восприятие аудиторией полученной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of interactive methods in teaching state-and-law theory

The article carries the particulars of the interactive methods application in teaching state-and-law theory; the authors analyse their personal experience and the specific features of the teaching process of this discipline. Special attention is given to the psychological aspect of assimilating information by the public.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов в преподавании теории государства и права»

Актуальные проблемы юридического образования

А.Б. Козырева*, А.В. Бекин**

Использование интерактивных методов в преподавании теории государства и права

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения интерактивных методов при преподавании теории государства и права, анализируется собственный практический опыт и специфика преподавания данной дисциплины. Акцент сделан на психологическое восприятие аудиторией полученной информации.

Ключевые слова: теория государства и права, интерактивные методы, преподавание, «мозговой штурм», «дискуссия», «демонстрация», компетентность.

В рамках Летней школы молодых ученых Университета имени О.Е. Кутафина «Инновационные модели и технологии в юридической науке и образовании» участники получили домашнее задание в малых группах подготовить полноценное учебное занятие с использованием интерактивных методов и показать его 10—15-минутный фрагмент. Группы были разделены по специализациям, что помогло участникам найти общую тему для занятия.

Со значимостью интерактивного обучения и действенностью его методов участники Летней школы уже были ознакомлены и даже успели поучаствовать в практических занятиях по апробированию данной методики. На занятиях профессоров Е.С. Шугриной и Л.А. Воскобитовой участники узнали: как детально спланировать занятие, ставить его цель, и какой можно ожидать результат. На занятиях, которые проводили преподаватели Летней школы, у участников была возможность апробировать на себе основные интерактивные методики, такие как «ролевая игра», «демонстрация», «сократов метод», творческие проблемные занятия, «мозговой штурм», «дерево решений», «займи позицию», работа в малых группах и др. Также участники усвоили очень важный момент в педагогике: преподаватель должен стремиться не к простому усвоению студентами стандартного набора профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная квалификация), а наоборот, он должен развивать творческие возможности

студентов, в том числе такие, как умение ориентироваться в нестандартных и непредсказуемых рабочих ситуациях, предвидеть их последствия, находить оптимальные решения и совершать профессионально необходимые действия, ставить и решать проектные задачи и нести ответственность за полученный результат, то есть развивать их профессиональную компетенцию.

Необходимо принять к сведению тот факт, что все виды обучения воспринимаются аудиторией по-разному. Эффективность проводимого занятия измеряется в так называемой пирамиде обучения, где средний процент усвоения с помощью лекций составляет 5 %, самостоятельное чтение — 10 %, видео/аудио материалы — 20 %, демонстрация — 30 %, дискуссионные группы — 50 %, практика через действие — 75 %, обучение других или немедленное применение полученной информации — 90 %'. Из этого следует, что чем нагляднее преподаваемый материал, тем он интереснее для аудитории и лучше ею усваивается. Для дисциплины теория государства и права это особенно характерно, так как часто теоретический материал для студентов представляется достаточно нудным и неинтересным, а если преподаватель при этом чи-

1 См.: Воскобитова Л.А. Некоторые особенности обучения взрослых и интерактивные методы преподавания в юридическом вузе // Инновационные модели и технологии в ридической науке и образовании: сб. материалов. М., 2014.

© Козырева А.Б., 2014

* Козырева Анна Борисовна — аспирантка кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), младший научный сотрудник Университета, член Совета молодых ученых. [[email protected]]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9. © Бекин А.В., 2014

** Бекин Александр Валериевич — аспирант кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член Совета молодых ученых. [[email protected]]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.

А.Б. Козырева, А.В. Бекин

тает монотонным голосом, то можно рассчитывать всего лишь на 5 % усвоенного материала.

На наш взгляд, если подойти к изучению интерактивных методов преподавания комплексно, то можно выявить три основополагающих фактора, благодаря которым данные методы могут сами по себе не только оказаться эффективнее традиционных, но и дополнить их полезными методиками, тем самым позволяя преподавателю повысить интерес студентов к учебному процессу.

Первым фактором является простота метода. Чем проще преподносится интерактивный метод, тем эффективнее усваивается студентами учебный материал. В качестве примера можно рассмотреть такой интерактивных метод, как «мозговой штурм». Данный метод можно реализовать «сложным» и «легким» способами. Сложность метода будет заключаться в том, что он будет проводиться долго по времени, что позволит выявить наибольшее количество вариантов. Далее все варианты, представленные аудиторией, должны подробно обсуждаться всеми участниками. В итоге проводится голосование участников, где выбираются наиболее подходящие методы для решения проблемы — все это может весьма затянуть занятие. В «легком» варианте предпочтение отдается больше не проработанности решения проблемы, а выявлению ключевых способов решения вопроса. В данном случае преподавателю или проводящему занятие рекомендуется заранее выявить несколько ключевых ответов и помочь аудитории к ним прийти в ходе «мозгового штурма». Данный способ проведения «штурма» наиболее эффективен во время занятия, когда необходимо привлечь внимание аудитории к проблеме, «растормошить» ее и путем выявления этих ключевых ответов плавно перейти к следующей теме.

Вторым фактором является соответствие интерактивного метода изучаемой теме. Проблема многих интерактивных методов в том, что они интересны и ярки, но зачастую применяются не к месту. Тем самым, в лучшем случае получается не больше чем развлечение, в худшем случае — трата времени. Но поскольку занятия в вузах носят не развлекательный, а познавательный характер, данная ошибка может существенно сказаться на образовательном процессе.

Третьим фактором, характеризующим использование интерактивных методов, является комплексность. Интерактивные методы наиболее эффективно работают не поодиночке, а в совокупности. Например, «демонстрация» хорошо взаимодействует практически с любым интерактивным методом, что позволяет занятие сделать более продуктивным, а самое главное— не перегрузить его.

Государственно-правовая группа состояла из трех участников школы: Александра Бекина (кафедра теории государства и права), Станислава Васильева (кафедра конституционного и муниципального права) и Анны Козыревой (кафедра теории государства и права). В ходе короткой дискуссии была выбрана тема «Источники права». Занятие планировалось провести в форме семинара с использованием таких интерактивных приемов, как «мозговой штурм», «демонстрация» и «дискуссия».

Перед членами вышеназванной малой группы также стояла задача «оживить» аудиторию для повышения эффективности усвоения рассматриваемого теоретического материала. Кроме того, при подготовке к занятию необходимо было обратить внимание на следующий нюанс: так как учебная дисциплина теория государства и права преимущественно преподается на первом курсе обучения юридического ВУЗа, можно рассчитывать только на начальные и довольно ограниченные знания в области права. Данная тема оказалась достаточно интересной и удачной для использования вышеуказанных методов, так как с источниками права ежедневно сталкивается каждый человек, и элементарные представления у аудитории присутствовали.

Участниками малой группы были сформулированы следующие цели занятия:

1. Закрепить знания о теоретических основах источников права.

2. Формирование способности к логическому мышлению, анализу и систематизации информации.

3. Формирование способности работать с различными источниками информации.

Был разработан следующий план занятия:

№ Наименование вопроса Интерактивные методы Время проведения

1. Понятие источников права «мозговой штурм», демонстрация, дискуссия 10

2. Право и закон дискуссия, опрос 20

3. Нормативный правовой акт опрос, пояснение 20

4. Судебный прецедент, обычай, договор «сократов метод», пояснение, дискуссия 40

Актуальные проблемы юридического образования

Для презентации разработанной схемы занятия и апробации задуманных методов был выбран самый первый вопрос — представитель авторского коллектива обсуждала с участниками Летней школы, которые играли роль студентов, понятие источников права, используя такие методы, как мозговой штурм и дискуссия.

Вначале для установления контакта с аудиторией и выяснения, какими знаниями обладают слушатели, аудитории был задан следующий вопрос: какие источники права им известны, для ответа на который участниками был применен интерактивный метод «мозговой штурм». Мозговой штурм — это один из самых популярных методов преподавания. Цель мозгового штурма — предложить как можно больше вариантов ответов на вопрос. Это хорошо работает, когда тема занятия еще не раскрыта и необходимо подойти к содержанию проблематики.

Следует отметить, что на стадии разработки данного семинара, авторы не предполагали, что ответы на вопрос могут отличаться от ответов, приготовленных в шаблоне-плане семинара. В связи с этим при презентации домашнего задания члены авторского коллектива упустили возможность провести интересную дискуссию вокруг совсем неординарных ответов и продолжили проведение семинара по заготовленному плану. Это позволило ощутить на собственном примере простую истину — использовать интегративные методы может тот, кто прекрасно владеет материалом, способен реагировать на самые неожиданные ответы студентов.

На взгляд профессора Л.А. Воскобитовой, преподаватель не может знать заранее, какие решения предложат студенты, и вынужден реагировать на них в режиме «здесь и сейчас», что меняет его роль в процессе проведения занятия, приближает его к остальным участникам2. Преподаватель не должен теряться и сомневаться в своих знаниях. На наш взгляд, уверенность — это результ опыта, который приходит со временем.

Затем авторы совместно с аудиторией попытались на основе перечисленных в порядке мозгового штурма источников права (они были выписаны участниками на доске) выделить их общие признаки. Например: нормативность, обще-

обязательная сила, внешняя форма выражения воли государства и т.д.

С помощью интерактивного метода «мозговой штурм» участники незаметно подошли к формулировке определения понятию «источники права». На наш взгляд, именно в данном случае уместно использовать такой интерактивный метод, как «демонстрация». Аудиторией уже были выделены общие признаки источников права, и поэтому для наилучшего восприятия и сравнения информации участники продемонстрировали теоретический материал в форме лекции, студентам были представлены определения термина «источники права», данные разными учеными.

Несмотря на некоторые неожиданности, возникшие в процессе презентации, можно констатировать, что разработанный план был адекватен намеченной цели занятия и авторы получили от него ожидаемый результат. Студенты усвоили преподаваемый теоретический материал, научились выделять из своего обыденного и повседневного опыта примеры для источников права, находить общие и специфические черты изучаемого понятия с помощью использования логических методов индукции и дедукции, а также на основе этого самостоятельно давать определения ранее неизвестным терминам. Из этого следует, что авторы с помощью интерактивных методов способствовали творческому развитию студентов, а именно формированию профессиональной компетенции.

В заключение будет уместным, на наш взгляд, добавить следующее — в докладе международной комиссии по образованию уже в 1996 г. отмечалось: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая, с их точки зрения, слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску»3. Это особенно важно в преподавании теории государства и права, так как данная дисциплина составляет правовую базу знаний будущих юристов, и от качества преподавания этой дисциплины зависит их компетентность.

Библиография:

1.

2.

Антони М.А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. 2010. № 12. С. 53-63.

Воскобитова Л.А. Некоторые особенности обучения взрослых и интерактивные методы преподавания в юридическом вузе // Инновационные модели и технологии в юридической науке и образовании: сборник материалов. М., 2014.

См.: Воскобитова Л.А. Указ. соч. М., 1996. С. 16.

Образование: сокрытое сокровище: доклад междунар комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО.

2

А.Б. Козырева, А.В. Бекин

3. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения // Инновации в образовании. 2011. № 1. С. 81-87.

4. Герасимова Н.И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности //Среднее профессиональное образование. 2011. № 1. С. 24-25.

5. Ефимова Е.А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. 2011. № 10. С. 23-24.

6. Образование: сокрытое сокровище: доклад междунар комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО. М., 1996. 31 с.

References (transliteration):

1. Antoni M.A. Interaktivnye metody obucheniya kak potentsial lichnostnogo razvitiya studentov // Psikhologiya obu-cheniya. 2010. № 12. S. 53-63.

2. Voskobitova L.A. Nekotorye osobennosti obucheniya vzroslykh i interaktivnye metody prepodavaniya v yuridicheskom vuze // Innovatsionnye modeli i tekhnologii v yuridicheskoi nauke i obrazovanii: sbornik materialov. M., 2014.

3. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody kak sredstvo modernizatsii pravovogo obucheniya // Innovatsii v obrazovanii. 2011. № 1. S. 81-87.

4. Gerasimova N.I. Delovaya igra kak interaktivnyi metod obucheniya rechevoi deyatel'nosti //Srednee professional'noe obrazovanie. 2011. № 1. S. 24-25.

5. Efimova E.A. Interaktivnoe obuchenie kak sredstvo podgotovki professional'no mobil'nogo spetsialista // Srednee professional'noe obrazovanie. 2011. № 10. S. 23-24.

6. Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche: doklad mezhdunar. komissii po obrazovaniyu, predstavlennyi YuNESKO. M., 1996. 31 s.

Материал поступил в редакцию 1 сентября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.