Научная статья на тему 'Использование интерактивных и инновационных методов преподавания правовых дисциплин'

Использование интерактивных и инновационных методов преподавания правовых дисциплин Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
988
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ САЙТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ондар Николай Алдын-оолович

В данной статье изложена краткая информация о юридическом факультете ТГУ и представлены интерактивные и инновационные методы преподавания, которые обеспечивают оптимизацию процесса обучения, повышают его качество и способствуют интеграции теории и практики. Проблемы приоритета теоретических знаний над практикой характерны для большинства ВУЗов. Представляя интерактивные и инновационные методы преподавания, автор предлагает пути решения данных проблем, дает краткий анализ каждого метода и рекомендации к их применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных и инновационных методов преподавания правовых дисциплин»

УДК 37

Ондар Николай Алдын-оолович

Доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета ТувГУ, tgu@ tuva.ru, Кызыл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Ondar Nicholas Aldyn-oolovich

Doctor of Legal Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Law TuvGU, [email protected], Kyzyly

THE USING OF INTERACTIVE AND INNOVATIVE METHODS of teaching OF LEGAL SUBJECTS

Открытие факультета ТГУ для республики очень важно тем, что республике нужны кадры для дальнейшего развития и перспективы правовой деятельности в предприятиях, организация и учреждениях, развития нормативно - правовой системы органов государственной власти и местного самоуправления, защиты прав и свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.

В соответствии с лицензиями факультету дано право на ведение образовательной деятельности в сфере высшего и послевузовского профессионального образования по следующим специальностям: 030501 - юриспруденция, 12.00.01 - Теория и история государства и права. Учения о государстве и праве.

Организация нового набора студентов осуществляются по следующим направлениям. Преподаватели кафедры принимают участие в проведении предметной олимпиады по обществознанию среди школьников г. Кызыла и республиканской олимпиады, проводят профориентационную работу с победителями олимпиад. Кроме того, проводятся разнообразные мероприятия в школах кожуунов республики (беседы, диспуты и другие мероприятия).

В структуру юридического факультета входят: кафедры: теории, истории государства и права, гражданского права и процесса, уголовного права и процесса, конституционного и муниципального права, из их две выпускающие, учебно-методический кабинет - кабинет права, юридическая клиника, криминалистическая лаборатория, 11 лекционных аудиторий, расположенные в трех корпусах, а также арендованные актовые залы Арбитражного суда и Конституционного суда Республики Тыва.

Качество подготовки специалистов на факультете обеспечивается в первую очередь его профессорско-преподавательским составом. В настоящее

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ... время на юридическом факультете ведут учебную и научную работу 32 преподавателей, среди них 4 (12,9%) докторов наук и профессоров, 12 (52, 17%) кандидатов наук, доцентов.

В учебном процессе используются современные мультимедийные программы, аудио- и видеотехника. Студенты знакомятся с новыми электронными продуктами, разработанными для правовой деятельности, активно используют информационные правовые базы данных Консультант, Гарант, Кодекс.

Библиотечное обслуживание студентов осуществляется научной библиотекой ТывГУ (учебный абонемент и читальный зал корпуса №1, 2 на 100 мест), а также учебно-методический кабинет - кабинет права на 25 мест.

Руководство кафедрами факультета в соответствии с должностными инструкциями выполняют:

Зав. кафедрой теории, истории государства и права - к. ю. н., доцент Сат Светлана Чечек-ооловна

Зав. кафедрой гражданского права и процесса - к. ю. н., доцент Монгуш Алла Лоспановна

Зав. кафедрой уголовного права и процесса - к. ю. н., доцент Минаев Александр Викторович.

С сентября 2011 года действует четвертая кафедра конституционного и муниципального права, возглавляет к. ю. н., Дубровский О. Н.

Также при факультете имеется аспирантура, в которой учатся более 30 аспирантов и соискателей.

Учебные программы дисциплин и практик имеются по всем дисциплинам, рассматриваются и утверждаются на заседаниях кафедр. Промежуточные аттестации по всем дисциплинам проводятся в каждом семестре либо в форме зачета, либо экзамена.

Все виды практик, планы и отчетность утверждаются на заседаниях соответствующих кафедр и Совете факультета, проводятся итоговые конференции.

На факультете имеется:

1) юридическая клиника (руководитель - (Билдинмаа А. А.)

2) криминалистическая лаборатория (руководитель - к. ю. н. Минаев А. В.)

3) учебный зал судебного заседания (руководитель - к. ю. н Монгуш А. Л.)

В перспективе готовится открытия лаборатория социально-правовых исследований при кафедре конституционного и муниципального права, полигона для осмотра места происшествия.

Преподаватели специальных дисциплин широко используют периодические издания, имеющиеся в методкабинете факультета.

За последние годы преподаватели факультета успешно защитили диссертации на ученую степень кандидата юридических наук в ведущих вузах страны. Так, Салчак А. А. - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса защитила диссертацию на ученую степень кандидата юридических наук (специальность - 12.00.03.) в Российском государственном

гуманитарном университете на тему: «Договор об оказании юридических услуг: особенности гражданско- правовой ответственности его участников», Монгуш А. Л. - зав. кафедрой гражданского права и процесса защитила Московском гуманитарном университете защитила диссертацию ((специальность - 12.00.14) на тему: « Административная ответственность за экологические правонарушения, совершаемые на особо охраняемых природных территориях (на примере Республики Тыва)», Минаев А. В. - заведующий кафедрой уголовного права и процесса защитил диссертацию (12.00.01), на тему: « Государственная граница в приграничном субъекте Российской Федерации: историко - правовое исследование опыта Республики Тыва, Дубровский О. Н. - ст. преподаватель кафедры теории и истории права и государства на тему: « Особенности развития местного самоуправления в Республике Тыва: теоретико - правовой анализ» (12.00.01), Кужугет Т. К. -ст. преподаватель кафедры уголовного права и процесса на тему: «Особенности методики расследования налоговых преступлений» (12.00.09), Пюрю-на Р. В. - ст. преподаватель кафедры теории и истории права и государства на тему: «легитимация региональной политической власти в национальных республиках Российской Федерации (на примере Республики Тыва).

Особое место в повышении квалификации преподавателей занимает их работа над учебными, учебно-методическими пособиями, монографиями. За последние три года издано 29 монография, 46 учебных пособия, 35 методических руководств и т. д.

Кафедры факультета провели значительную работу по привлечению высококвалифицированных специалистов к образовательному процессу на факультете. Судьи Высшего Арбитражного Суда РТ, Верховного Суда РТ, юридического отдела Правительства Республики Тыва, Министерства юстиции РФ по РТ, МВД, прокуратуры, адвокатуры проводят основные курсы, ведут занятия по правовым спецкурсам на 3-5 курсах, предоставляют лаборатории, площадки для проведения занятий, оказывают помощь в проведении учебных и производственных практик, научных конференций, осуществляют руководство курсовыми и дипломными работами, активно участвуют в работе Государственных аттестационных комиссий.

Общий объем научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, выполненных в университете за период с 2006-2010 гг., составил в общем 2475040 руб., из них: по средствам зарубежных контрактов и грантов - 130. 000 руб., из средств Минобрнауки - 1405. 500 рублей, из средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов - 879. 540 рублей, из внутреннего гранта ТывГУ - 60. 000 руб.

Тематика проводимых исследований соответствует перечню приоритетных направлений научных исследований Российской Академии наук, Минобразования Российской Федерации, министерств и ведомств Республики Тыва. Одним из таких научных направлений являются темы по истории и современному конституционному развитию России, Республики Тыва, Монголии, исследования и анализа состояния преступности в республике, в рам-

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ... ках которого научные исследования проводят совместно с учеными Российского государственного гуманитарного университета, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Сибирского федерального университета, Монгольского государственного университета, Академией управления при Правительстве Монголии, Институтом правосудия Монголии.

Научно-исследовательская работа на факультете осуществляется на 4 кафедрах, криминалистической лаборатории. Кроме профессорско-преподавательского состава в научных исследованиях принимают участие около 150 студентов и аспирантов факультета. Профессорско-преподавательский состав факультета ведет активную научную деятельность совместно с зарубежными партнерами, так одним из исследуемых областей является темы по истории и современному конституционному развитию Монголии. Знаменательным событием для факультета стало проведение первой международной научно-практической конференции «Развитие юридической науки: совершенствования законодательства», в которой приняли активное участие представители науки России и зарубежных стран. Положительным моментом можно считать обучение под руководством доктора юридических наук, профессора Н. А. Ондара ряда аспирантов и соискателей граждан иностранных государств.

При совместном участии преподавателей Академии управления при Правительстве Монголии издана монография Ондар Н. А. и Ванчигийн Удвал «Правовое развитие конституционной юстиции Российской Федерации и Монголии». В настоящее время готовится ряд изданий при совместном участии ученых Хакассии, Бурятии, Якутии, Монголии, Казахстана и Азербайджана.

По новым технологиям обучения студентов хотелось бы изложить свое мнение. Обучение навыкам профессиональной деятельности должно быть тесно сопряжено с формированием умений применения нормативных актов в основной профессиональной деятельности. Проблема заключается в том, что необходимо определить, каким навыкам должны быть обучены студенты. Данная проблема актуальна в современных условиях, когда свободные рыночные отношения накладывают ответственность при принятии решений на их участников.

В юриспруденции, как и во многих других науках, знание теории и практические навыки тесно переплетены. Если у студента не сформировано умение применить теорию на практике, тогда первая остается невостребованной. Соединение теоретического курса с практической деятельностью позволяет дополнить традиционное обучение и уже на студенческой скамье дать обучающемуся возможность ознакомиться с наиболее важными профессиональными навыками и обучиться им.

Таким образом, представляется необходимым, сформировать у студентов навыки юридического анализа ситуации, поиска правовой информации и умения работать со справочно-поисковыми системами, а так же умения

составлять различные виды договоров. Процесс формирования навыков является сложной системой последовательных и взаимосвязанных действий. С целью формирования навыков и умений, автор предлагает использовать интерактивные и инновационные методы преподавания: демонстрацию отдельных действий и приемов, мозговой штурм, занятия в малых группах, организацию деловой игры с использованием учебного материала, и последующим разбором удач и ошибок. Работа с правовыми системами Консуль-тантПлюс и Гарант позволит оптимизировать поиск нормативно-правовых актов. Необходимым методическим приемом обучения является обратная связь с преподавателем, когда студент может получить консультацию по всем неясным вопросам, перепроверить себя в общении. В дополнение к живому общению, важным является применение интерактивных методов: электронной почты или создание собственного сайта.

В процессе обучения необходимо выделить следующие цели:

- интенсификация процесса обучения, в том числе посредством интерактивности и использования инновационных методов обучения;

- индивидуализация процесса обучения;

- интеграция знания;

- инфраструктура образовательного процесса: техническое обеспечение, кадры, мотивация кадров (материальная заинтересованность, карьерный рост).

Рассматриваемые методы являются универсальными, и они вполне применимы для преподавания не только правовых, но и других дисциплин.

Можно выделить два блока методов преподавания:

Первый блок условно можно назвать «Все новое - давно забытое старое». В него включены следующие методы: мозговая атака, направляемая дискуссия, использование лекционных плакатов, схем и других наглядных пособий (диапроекторов, распечаток, доски), коротких демонстраций, ролевых игр, работа в малых группах и тренировочные упражнения;

- Второй блок методов - это использование новых информационных технологий и интернет-ресурсов в учебном процессе.

Рассмотрим более подробно каждую из этих групп.

В первом блоке, какой бы из методов мы ни выбрали, на всех стадиях учебного процесса общение построено в живой манере, аудитория вовлекается в образовательный процесс, и студент становится активным участником. У обучаюгцихся параллельно вырабатываются и практические навыки.

Интерактивная подача материала должна планироваться заранее, поскольку такое обучение требует постоянного контроля над аудиторией. Когда преподаватель обращается к студентам с вопросами или вовлекает их в ролевую игру, он всегда должен знать, в каком направлении следует вести беседу и контролирует ход обсуждения.

Направляемая дискуссия: Ключом к обсуждению является умение задавать дискуссионные вопросы. Задача преподавателя, помочь группе выделить определенную проблему, и направить ход обсуждения в сторону

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ... прояснения и разрешения этой проблемы. Используя ответы и соображения, высказанные студентами, с тем чтобы сделать акцент на правильном положении, преподаватель привлекает студентов к работе над материалом и повышает их заинтересованность в обсуждаемом вопросе. «Направляемая дискуссия» требует со стороны преподавателя умения четко задавать направленность обсуждения, плавно менять ход дискуссии, а так же перефразировать ответ, придав ему нужную окраску путем расстановки акцентов. Направляемой дискуссии может быть посвящено занятие целиком, а можно встроить и небольшую серию вопросов-ответов в выступление преподавателя.

Мозговой штурм представляет собой эффективный метод вовлечения всех студентов в группе в анализ поставленной задачи. Преподаватель задает вопрос всей группе и просит студентов предлагать различные варианты. Каждая идея должна записываться концентрированно, при необходимости в видоизмененной форме. Все идеи должны приветствоваться, никакую идею нельзя критиковать или отвергать.

Результатом становится список творческих решений или вариантов решения проблемы, созданный благодаря участию студентов. Так как студентов просят активно участвовать в процессе критического мышления, они могут лучше понять и запомнить обсуждавшуюся информацию.

Лекционные плакаты: Если времени для того, чтобы выслушать ответы студентов путем направляемой дискуссии или мозговой атаки недостаточно, преподаватель может разнообразить свое занятие, используя плакаты для записи тех важных положений, на которые он хочет обратить внимание в ходе своей лекции. Это активизирует внимание студентов и вносит некоторое разнообразие в традиционную «лекцию».

Демонстрация — эффективный интерактивный прием, очень важен при работе по формированию навыков. Особенность этого приема заключается в возможности иллюстрации обсуждаемой темы, посредством чего она лучше усваивается.

Ролевые игры - это эффективный метод обучения студентов практическим навыкам работы, так как они основаны на принципе обучения в процессе игры: студентам предоставляется возможность применить теорию -то, что они изучали на занятиях и по учебникам - на практике.

Хотелось бы назвать несколько наиболее популярных веб-сайтов: вебсайт системы федеральных образовательных порталов www.edu.ru; вебсайт федерального образовательного портала: электронная энциклопедия «Википедия» www. wikipedia. о^; Университетская информационная система России (www. uisrussia. msu.ru) созданная на базе интернет-ресурсов.

С использованием интернет-ресурсов внедряются новые методы обучения: дистанционное обучение, обучение в интерактивном режиме, микрообучение. Такая форма предполагает обмен текстовыми сообщениями при помощи электронной почты и мобильного телефона, поиск информации в Интернете, ведение блогов и сайтов с обновляемым содержимым.

Очевидно, оптимальный вариант - более широкое внедрение ИТ-средств в смешанное обучение, сочетание нескольких типов интернет-ресурсов: учебных материалов, иллюстрированных и демонстрационных материалов, записанных цифровым методом видео-лекций.

Создание преподавательского сайта позволяет поддерживать постоянный контакт со студентами, иметь эффективную обратную связь.

В заключение хотелось бы сказать следующее: чтобы быть успешными и не растерять студентов в конкурентной борьбе, ВУЗы должны давать не только знания, но и формировать навыки, умения использования этих знаний, применение теории на практике. С точки зрения автора использование интерактивных и инновационных методов в обучении позволит оптимизировать образовательный процесс, поможет сделать его более интересным и насыщенным.

Необходимость изменения отношения к процессу обучения студентов и преподавателей рекомендуется отразить в образовательном стандарте и в учебных планах преподавателей.

Библиографический список

1. Воскобитова Л. Л. Практические навыки юриста и обучение им [Текст] / Л. А. Воскобитова // Журнал «Российское право в Интернете». - 2005. - № 2.

2. Гутников, А. Б. Обучение профессиональным навыкам (интерактивные методики) [Текст] /А. Б. Гутников // Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения. - М., 2001.

3. Кипнис, Н. Использование интерактивных методик в преподавании [Текст] / Н. Кипнис. - М., 2001.

4. Михайлова, Л. Деловая игра // Методические рекомендации по организации проблемного обучения [Текст] / Л. Туманова, В. Харитошкин, Л. Михайлова. -Тверь, 1998.

5. Ондар, Н. А. 10 - летию юридического факультета Тувинского университета [Текст] / Н. А. Ондар. - Кызыл: РИО ТГУ, 2011. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.