Таблица 3 - Матрица интеркорреляций показателей неуставных отношений для военнослужащих контрактной службы*
лообразующими ориентациями как тех, так и других. Значимым маркером готовности к неуставным отношениям выступают отягощенный анамнез и перенесенные психотравмы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буранов С.Л. Конфликты в воинских коллективах. // Ориентир, 2003. №7 С. 23-25.
2. Психология отклоняющегося поведения военнослужащих. Суициды и их предупреждение. Пособие по общественно-государственной подготовке офицеров, генералов и адмиралов ВС РФ. Вып. I - М., 1993 г. 368с.
3. Съедин С.И., Крук В.М. Дедовщина в воинских коллективах: причины, пути выявления и искоренения (социально-психологический аспект). М., 1990. 269с.
4. Методики военного профессионального психологического отбора: Метод. пособие / Под ред.
* Примечание: r кр > 0,45 при p < 0,05 В.И.Лазуткина и др. М.: Воениздат, 2005. 524с.
Выводы. Отличия в аттитюдах к девиантному пове- 5. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное по-дению между рекрутами и военнослужащими по кон- ведение личности и группы: Учебное пособие. СПб.: тракту существенны и детерминированы разными смыс- Питер, 2010. 352 с.
DELINQUNT ATTITUDES OF MILITAR
© 2014
G.G. Semyonova-Polyakh, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the chair «Developmental psychology and psychophysiology» I.M. Yusupov, doctor of psychological sciences, professor, professor of the chair «Developmental psychology and psychophysiology» Institute of Economics, management and law, Kazan (Russia)
Активная поддержка Форыаль-поддержка осуждение Активное действие Конста- службой Риск суицида
Активная поддержка
Формальн. поддержка -0,0163
осуждение 0.0865 -0,1386
Активное противодействие -0,272 -0,1302 0,1309
Констатация -0Д337 -0.5295 0.0809 0,2872
Отягощен, анамнез 0,4317 -0,5381 -0,0837 0,2996 0,6912
Удовлетв. службой 0,2626 -0,0933 -0,0339 0,3283 -0,1109 0,0981
Риск суицида 0,5411 -0,1147 -0,0416 -03598 0,0583 0,3925 -0,1833
Annotation: Examined the readiness of the Armed Forces of the Russian Federation for hazing. Compared sampling of soldiers of urgent and contract service. Established: the initiators of the non-statutory relations often are the soldiers of urgent service, considering it as a norm of life. Their willingness to such relations and their formal support higher than that of contract servicemen.
Keywords: military, delinquent behavior, attitude.
УДК 378.147
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА: ИННОВАЦИОННЫЕ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
© 2014
А.В. Скоробогатов, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры теории государства
и права и публично-правовых дисциплин.
А.И. Скоробогатова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Педагогическая психология и педагогика».
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания юридических дисциплин профессионального цикла требует применения инновационных форм и методов преподавания. В статье рассматривается опыт реализации инновационных форм и методов преподавания как части компетентностного подхода и делается вывод о том, что использование этих методов наилучшим образом готовит студентов к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход, юридическое образование, инновационные формы и методы преподавания, профессиональное образование, фундаментальное юридическое образование.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Инновационные формы и методы в процессе преподавания юридических дисциплин профессионального цикла способствуют преобразованию традиционной до недавнего времени коллективно-центрической парадигмы юридического образования в личностно-ориентиро-ванную, антропо-центристскую образовательную парадигму.
В рамках новой образовательной парадигмы происходит пересмотр и изменение приоритетов и ориентиров, юридическое образование направлено на свободное и всестороннее развитие правовой культуры личности студента, его профессиональных качеств и навыков. В учебном процессе перестают доминировать знания по конкретным дисциплинам профессионального цикла, большее значение придается развитию общекультурных и профессиональных компетенций, научных форм мыш-
ления.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Современные исследователи, такие как Танаева З.Р. [1], Пономарчук П.Н. [2], Холоднов В.Г, Салихов Н.Р., Сафин М.В. [3] изучали проблемы компетентностного подхода в подготовке юристов; отдельными вопросами использования инновационных методов в преподавании юридических дисциплин рассматривали Ондар Н.А.О. [4], Долгов А.А., Сталковский А.А. [5].
Важнейшим компонентом новой образовательной парадигмы является концепция фундаментализации юридического образования, которая трактует фундаментальность как категорию качества образования и образованности личности студента. Задача фундаментального юридического образования состоит в обеспечении опти-
мальных условий для воспитания гибкого и многогранного научного мышления, создании внутренней потребности в саморазвитии и самообразовании на протяжении профессионального становления.
В качестве основы фундаментализации юридического образования можно отметить создание такой системы и структуры образования, приоритетом которых являются не прагматические, узкоспециализированные знания, а методологически важные, долгоживущие и инвариантные знания и компетенции, способствующие целостному восприятию правовой и социальной реальности, интеллектуальному расцвету личности студента и ее адаптации в быстро изменяющихся политико-правовых, социокультурных и экономических условиях.
Фундаментальное юридическое образование должно быть целостным, для чего отдельные дисциплины профессионального цикла рассматриваются не как совокупность традиционных автономных курсов, а интегрируются в единый юридический дискурс как комплексное выражение взаимоотношений между человеком и обществом, функционально направленное на формирование у реципиентов некоего фрагмента картины мира; совокупность правовых текстов, создаваемых в целях конструирования современного правового пространства, определения места в нем отдельного индивида.
Строя процесс преподавания юридических дисциплин на основе новой образовательной парадигмы, не следует отказываться от прежней. Однако, очевидно, что уже нельзя ограничиваться как прежде догматическим, объяснительно-иллюстративным или императивным типом обучения при лекции как основной форме проведения занятий. Одним из основных достоинств нового подхода является то, что студент воспринимается не как пассивный объект образовательного воздействия, а как активный субъект юридического образования. Преподаватель не навязывает студентам свое понимание материала, а с помощью инновационных форм, методов и технологий стимулирует их самостоятельную деятельность по его усвоению, обогащению, применению.
Разработка, выбор и внедрение инновационных форм и методов преподавания юридических дисциплин профессионального цикла является юридико-педагоги-ческой проблемой концептуального плана.
Инновации в юридическом образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать трансцедентальной характеристикой юридического образования. Проблемой современного юридического образования можно считать некоторую дискретность в применении инновационных форм и методов юридического образования. Отдельно взятый метод позволяет сформировать ограниченное количество компетенций. Поэтому решение данной проблемы видится в комплексном, системном использовании традиционных и инновационных форм и методов преподавания юридических дисциплин профессионального цикла с использованием компетентностного подхода.
В качестве иллюстрации можно представить опыт преподавания дисциплины «История государства и права зарубежных стран» с применением компетентностно-го подхода.
Идея компетентностного подхода актуализирует идею поэтапного формирования каждой компетенции в процессе преподавания дисциплин профессионального цикла с использованием инновационных форм и методов обучения. Данная идея получила развитие в виде карт компетенций дисциплины и паспорта компетенций. Например, формирование в рамках преподавания дисциплины «История государства и права зарубежных стран» профессиональной компетенции ПК - 6 «способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства» раскрывается в следующих дескрипторах: 1) знать основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государ-
ства и права зарубежных стран; 2) уметь оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; 3) владеть юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
Однако недостаточно отметить у студента наличие той или иной компетенции, необходимо также установить критерии и показатели уровней сформированности компетенций. Для дисциплины «История государства и права зарубежных стран» определены пороговый (в традиционной системе оценки освоения знания соответствует оценке «удовлетворительно») и повышенный (в традиционной системе оценки освоения знания соответствует оценке «отлично») уровни сформированности каждой компетенции:
Пороговый уровень: знание основных юридических понятий; основных памятников права; основных конкретно-исторических фактов, относящихся к истории возникновения и развития государства и права в странах Востока и Запада; главных этапов государственно-правового развития различных стран; умение выявлять причинно-следственные связи в процессе государственно-политического и правового развития разных стран; видеть и понимать исторические корни современной государственно-политической и правовой ситуации в изучаемых странах; оперировать основными юридическими понятиями и категориями; владение основной юридической терминологией; навыками работы с нормативными правовыми актами.
Повышенный уровень: знание юридической терминологии и содержания основных памятников права и исторической практики их применения; основных конкретно-исторических фактов и персоналий, относящихся к истории возникновения и развития государства и права в странах Востока и Запада; главных этапов и тенденций государственно-правового развития различных цивилизаций и стран; особенностей государства и права основных культурно-исторических эпох; умение выявлять причинно-следственные связи в процессе государственно-политического и правового развития разных цивилизаций, стран и регионов; сравнивать различные исторические типы государства и права; видеть и понимать исторические корни современной государственно-политической и правовой ситуации в изучаемых странах и регионах, прогнозировать возможные варианты ее будущего развития; оперировать юридическими понятиями и категориями; владение юридической терминологией; навыками работы с нормативными и индивидуальными правовыми актами.
В качестве основных технологий формирования данных компетенций определены как технологии традиционного обучения (лекции, семинары, самостоятельная работа, практические занятия), так и интерактивные технологии (метод работы в малых группах, метод групповых дискуссий, метод конкретных ситуаций, кейс-стади, работа в парах, броуновское движение, «карусель», проектный метод).
Изучение истории государства и права зарубежных стран играет исключительную роль в подготовке высококвалифицированных юристов. Значение этой дисциплины заключается в том, что она, прежде всего, формирует чувство исторического подхода к государственно-правовым явлениям. Студенты получают знания методологии и методики познания политико-правовых явлений в их историческом развитии и в широком социокультурном контексте.
Ко времени изучения «Истории государства и права зарубежных стран» студенты обладают сформированными знаниями по дисциплинам гуманитарного цикла
среднего (полного) общего образования (история, об-ществознание, русский язык и литература, география). Поэтому процесс преподавания осуществляется в соответствии с принципом преемственности; с помощью интерактивных методов актуализируются полученные студентами в средней школе знания по истории древнего мира, средних веков, новой и новейшей истории, обще-ствознания, прежде всего, основам государства и права.
Реализация компетентностного подхода предполагает также использование элементов междисциплинарно -го и метадисциплинарного подходов. История государства и права зарубежных стран совместно с историей государства и права России, теорией государства и права, историей политических и правовых учений, а также рядом других учебных дисциплин, в основном изучаемых в рамках 1 и 2 семестров, образуют группу наук, составляющих теоретическое, а если иметь в виду более широкий план, гносеологическое основание отраслевых дисциплин. Они формулируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции.
Бакалаврская подготовка предполагает практико-ориентированное обучение. Изучение необходимого минимума учебного материала осуществляется путем предварительного знакомства с опубликованным курсом лекций, который с учетом современных достижений историко-правовой науки содержит исторически последовательное изложение возникновения, развития и функционирования государственно-правовых систем Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. Обсуждение самостоятельного изученного учебного материала продолжается во время лекций, которые построены на основе знакомства студентов с теоретическими и сравнительно-правовыми аспектами изучаемой темы путем представления необходимого материала в виде презентаций.
Основной вид лекции, используемый в процессе преподавания профессиональных дисциплин - монолог с элементами обучающего диалога, мозгового штурма, эвристической беседы, сократовского диалога, учебной дискуссии. Основные средства, используемые в лекции - презентация, включающая в себя учебный и научный материал и направленная как на постановку определенной юридической проблемы, так и ее теоретическую интерпретацию в контексте современной правовой реальности. В настоящее время, отмечают ученые [1], происходит переход от монолога к диалогу, что является конкретной формой проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.
В современной педагогической литературе, в частности в публикациях по методике преподавания юридических дисциплин, отмечается необходимость отхода от энциклопедического юридического образования [2], [3], акцентируется важность придания получаемым знаниям большей инструментальности, практической направленности, выражающейся в компетенциях. В условиях нарастающего объема информации юрист в своей профессиональной деятельности должен обладать умениями оперативно находить решения при возникновении новых проблемных ситуаций, пополнять запас знаний и практических навыков, то есть растет значение самообразования. Поэтому важной формой изучения курса являются семинары и самостоятельная работа.
На семинарских занятиях рассматриваются важнейшие проблемы и вопросы, анализируются памятники права, оставившие заметный след в истории. Для плодотворной организации работы с первоисточниками, приобретения систематизированных знаний в области истории государства и права зарубежных стран в институте разработана и опубликована хрестоматия, содержащая наиболее значимые источники права с древнейших времен до современности.
Широкое использование таких инновационных методов, как метод работы в малых группах, метод групповых дискуссий [4], метод конкретных ситуаций [5],
кейс-стади [6, 7, 8], работа в парах, «броуновское движение», «карусель», проектный метод [9, 10] позволяет формировать профессиональные компетенции на повышенном уровне [11, 12]. Кейс-стади как метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов), особенно значим при формировании у студентов таких профессионально значимых компетенций, как способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность толковать различные правовые акты.
Выступление с докладами на семинарских занятиях как традиционный метод, органично сочетается с инновационными подходами (демонстрацией подготовленных студентами презентационных материалов и учебных видеофильмов) и интерактивными методами (обсуждение подготовленных докладов в форме дискуссий и диспутов).
Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с текстами первоисточников, работают с дополнительной учебной, научной и справочной литературой по отдельным темам учебной дисциплины. Для помощи студентам в самостоятельном овладении материалом создана рабочая тетрадь [13]. Она включает все разделы курса и помогает сосредоточиться на ключевых моментах и идеях. Рабочая тетрадь ориентирована на комплекс учебных пособий [14], [15], [16] и Хрестоматию по Истории государства и права зарубежных стран [17], подготовленные в Институте экономики, управления и права (г. Казань).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, оптимальное сочетание инновационных и традиционных методов дает положительный результат, формирование общекультурных и профессиональных компетенций на повышенном уровне, готовит их к будущей профессиональной деятельности. Также развиваются и профессиональные компетенции преподавателя, повышается качество обучения, результат образования предсказуемо положительный, методика преподавания совершенствуется.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Танаева З.Р. Гуманизация юридического образования как условие формирования общекультурных компетенций у студентов вузов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12-2. С. 289-291.
2. Пономарчук П.Н. Исследовательская компетенция как цель подготовки будущих юристов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 24 (241). С. 96-100.
3. Холоднов В.Г, Салихов Н.Р., Сафин М.В. Реализация компетентностного подхода в подготовке будущих юристов // Казанский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 5-11.
4. Недогреева Н.Г., Тырсин Д.Г. Групповое взаимодействие как основа технологии формирования потребности в творческой деятельности учащихся в процессе интерактивного обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 199-201.
5. Першина Н.А. Проблемные ситуации как инструмент формирования познавательного интереса при обучении математике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 183-185.
6. Китаева И.В., Щербатых С.В. Интерактивные методы в обучении стохастике учащихся основной школы (на примере кейс-метода и метода проектов) // Вектор
науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 107110.
7. Шустова Ю.В. Использование метода кейс-стади в формировании иноязычных коммуникативных умений студентов при обучении английскому языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 212-215.
8. Никифорова С.В., Михелькевич В.Н. Case-study инжиниринга технических объектов - эффективный инструментарий формирования и оценки качества сформи-рованности у студентов профессиональных компетенций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 353-356.
9. Нефедова Н.А. Проектный метод в блоке дополнительного образования вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 228-230.
10. Елизарова Е.А. Сущностный анализ проектной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 66-71.
11. Ондар Н.А.О. Использование интерактивных и инновационных методов преподавания правовых дисциплин // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 1. С. 226-232.
12. Долгов А.А., Сталковский А.А. Юридическая клиника как инновационная модель юридического образования // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2013. № С44. С. 39-
43.
13. Рабочая тетрадь учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция. Квалификация (степень) выпускника Бакалавр. Форма обучения очная / Институт экономики, управления и права (г. Казань), Юридический факультет, Кафедра теории и истории государства и права; сост. А. В. Скоробогатов. - Казань: Познание, 2012. - 99с.
14. Скоробогатов, А. В. История государства и права зарубежных стран Древнего мира: учеб. пособие / А. В. Скоробогатов, Г. Ю. Носаненко, Л.О. Сулима; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. - 135с.
15. Скоробогатов, А. В. История государства и права зарубежных стран в новое время : учеб. пособие / А. В. Скоробогатов, А. В. Краснов, Г. Ю. Носаненко ; Институт экономики, управления и права (г. Казань).
- Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. - 182с.
16. Скоробогатов, А. В. История государства и права зарубежных стран в новейшее время: учеб. пособие / А. В. Скоробогатов, А. В. Краснов, Г. Ю. Носаненко; Институт экономики, управления и права (г. Казань).
- Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. - 155с.
17. История государства и права зарубежных стран: хрестоматия / Институт экономики, управления и права (г. Казань); сост. А.В. Скоробогатов. - Казань : Познание, 2013. - 300 с.
THE IMPLEMENTATION OF COMPETENCY APPROACH IN THE PROCESS OF THE TEACHING OF LEGAL DISCIPLINES OF PROFESSIONAL CYCLE: INNOVATIVE FORMS AND METHODS
© 2014
A.V. Skorobogatov, doctor of historical sciences, Professor of Theory of State and Law and public legal disciplines A.I. Skorobogatova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair
«Educational Psychology and Pedagogy» Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation-. The implementation of competence approach in the process of the teaching of legal disciplines of professional cycle requires the using of innovative forms and methods of teaching. The article considers the experience of the implementation of innovative forms and methods of teaching as part of the competency approach and concludes that the using of these methods prepares students for their future professional activity well.
Keywords. competence approach, law education, innovative forms and methods of teaching, vocational education, the fundamental law education.