Научная статья на тему 'Из опыта обучения иностранному языку для профессиональных целей в техническом вузе'

Из опыта обучения иностранному языку для профессиональных целей в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / INNOVATIVE METHODS / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROJECT-BASED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котельникова Е. Ю., Шпортько И. А.

Рассматривается проблема обучения иностранному языку для профессиональных целей в рамках компетентностного подхода. Даны краткий обзор и анализ ряда инновационных методов в области преподавания иностранных языков для профессиональных целей, направленных на повышение мотивации студентов к изучению иностранных языков, на примере изучения строительных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котельникова Е. Ю., Шпортько И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES: FROM PRACTICAL EXPERIENCE

The article is devoted to the problem of teaching a foreign language for professional purposes within the framework of a competence-based approach. It gives a brief review and analysis of some innovative methods in the field of teaching a foreign language for professional purposes aimed at increasing students’ motivation for learning foreign languages on the example of construction specialties.

Текст научной работы на тему «Из опыта обучения иностранному языку для профессиональных целей в техническом вузе»

УДК 378.016:81'243

Е.Ю. Котельникова, И.А. Шпортько

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Рассматривается проблема обучения иностранному языку для профессиональных целей в рамках компетентностного подхода. Даны краткий обзор и анализ ряда инновационных методов в области преподавания иностранных языков для профессиональных целей, направленных на повышение мотивации студентов к изучению иностранных языков, на примере изучения строительных специальностей.

Ключевые слова: язык для профессиональных целей, компетентностный подход, мотивация, инновационные методы, проектное обучение.

В настоящее время иностранный язык для профессиональных целей преподается во всем мире по различным направлениям. Современные выпускники вуза должны быть готовы к общению с зарубежными коллегами для решения профессиональных задач. Инженер, экономист, политолог, менеджер, юрист и другие специалисты должны обладать коммуникативной культурой, способностью к сотрудничеству, умением вести диалог, проявлять гибкость в общении, т.е. быть коммуникативно компетентными.

Наряду со знаниями, умениями и навыками в понятие «компетенция» в качестве составных частей входят личностные качества (целеустремленность, ответственность, инициативность, толерантность и т.д.), социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт.

Именно с внедрением компетентностного подхода в образовательный процесс связана реализация достаточно солидного перечня инновационных форм и методов обучения.

Необходимость поиска новых педагогических технологий связана с отсутствием у части студентов положительной мотивации к изучению иностранного языка при осознании в обществе в целом значимости его изучения.

Так, на строительных специальностях ПНИПУ согласно ФГОС ВПО нового поколения дисциплина «Профессиональный иностранный язык» (ПИЯ) является вариативной частью гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин и изучается на II курсе в объеме 108 часов. Она является дисциплиной по выбору студента. К сожалению, только 30-40 % студентов неязыковых специальностей делают добровольный выбор в пользу иностранного языка. Остальные не рассматривают иностранный язык как необходимый к

изучению предмет, руководствуясь мнением, что он им не нравится своей сложностью, необходимостью прилагать усилия при овладении им и т.п.

Хорошо известно, что одним из педагогических условий для формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка является преподаватель (его личностные особенности, методическая грамотность, ориентированность в той специальности, которую получают студенты, коммуникабельность, открытость, эмпатия, недирективность организации процесса обучения и т.д.). Эмоциональная насыщенность занятий способствует лучшему усвоению знаний и осуществляется через активные методы обучения [1].

Инновационные технологии в образовании - это, прежде всего, информационные и коммуникационные технологии, основанные на применении компьютеризированного обучения. В большинстве случаев студентам нравится работать с компьютером. Поскольку занятия проходят в неформальной обстановке, студентам предоставлена свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В сети могут быть представлены учебно-методические материалы, предназначенные для самостоятельной работы студентов. С помощью сети можно организовать общение и личные консультации с преподавателем. Кроме того, сеть предоставляет возможность взаимодействия группы студентов между собой и с преподавателем [2, с. 55-58].

Используя информационные ресурсы Интернета, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на занятии: совершенствовать навыки и умения всех 4 видов речевой деятельности (чтения, аудирования, говорения и письма); пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный; знакомиться с особенностями культуры и традициями страны изучаемого языка; повышать мотивацию студентов к дальнейшему изучению иностранного языка и т.п.

Следует отметить, что с информационными технологиями неразрывно связано проектное обучение как способ развития творчества, познавательной активности, самостоятельности студентов.

Данный метод формирует у студентов коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, создавать языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке. Студенты расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов.

Из опыта работы можно подчеркнуть, что в курсе иностранных языков на строительных специальностях метод проектов используется нами в рамках программного материала практически по любой теме («Зеленое строительство в России: проблемы и перспективы», «Архитектурные стили», «Умный дом», «Дом моей мечты» и т.д.).

Работа студентов над предлагаемыми заданиями осуществляется в не -сколько этапов: определение проблемы; сбор информации; выдвижение гипотез и их обсуждение; планирование и реализация проекта; анализ результатов.

Алгоритм работы над проектом, как правило, следующий: выделение ключевых фраз в представленных текстах, их анализ и интерпретация, проведение студентами небольшого исследования в виде опроса или анализа собственного и чужого опыта, формулирование выводов и своей позиции по проблеме.

Формы представления результатов у студентов нашего факультета могут быть альтернативные (коллаж, выставка, радиопередача, альбом, репортаж с места событий, рекламный проспект, доклад для конференции и т.п.).

Студенты строительных специальностей активно участвуют в ежегодной конференции по теме «НТП: проблемы и перспективы». На данном мероприятии всегда присутствуют элементы дискуссии, жюри оценивает не только устный доклад, но и презентацию в формате Power Point. Нами разработаны критерии оценивания выступления (по шкале от 1 до 3 по каждому критерию): актуальность темы, соответствие содержания заявленной теме, структурированность доклада, оригинальность в подаче материала, обращенность речи, речевая и языковая грамотность, соблюдение временного регламента, умение отвечать на вопросы. За последние годы призовыми дипломами были отмечены доклады на темы: «Будущее архитектуры: проблемы и перспективы», «Таунхаусы: за и против», «3Б-полы: за и против» и т.д.

Принимая во внимание все вышеизложенное, можно с уверенностью говорить о том, что сетевые технологии и проектное обучение являются наиболее перспективными в области развития открытого образования, так как развивают следующие умения и навыки:

- самообучение и самоорганизация;

- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

- умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

- умения публичных выступлений, так как необходимо публично защитить проект, ответить на вопросы или принять участие в дискуссии [3, с. 31-38].

Еще один современный тренд в преподавании иностранного языка для профессиональных целей - это проведение дебатов. Еще на этапе подготовки к дебатам студентам приходится мобилизовать все свои знания и возможности говорения на иностранном языке, использовать свое критическое мышление и развивать латеральное мышление. Во время проведения дебатов студенты имеют возможность продемонстрировать как языковую, так и профессиональную компетентность. Среди студентов строительных специальностей успешно проходят дебаты на темы: «Небоскребы: за и против», «Старые здания: сносить или реконструировать?», «Строительство торгового центра / автомобильной парковки около Вашего дома» и т.п.

Интенсификации процесса обучения иностранному языку способствует и кейс-метод, который вводился в американских университетах при обучении экономике и бизнесу. Кейс-метод направлен на решение определенной проблемы, которая дается не в готовом виде, а формулируется преподавателем, исходя из условий реальной учебной ситуации.

Например, вместо скучных однообразных упражнений одна группа студентов получает задание описать возможный отпуск в Майами с изучением английского языка, а другая - тур на Бали с проживанием в шикарном отеле с видом на океан. Предполагается, что они могут поехать туда только вместе, а денег хватает только на один из туров. Цель каждой группы - после детального изучения информации, в ходе которого преподаватель помогает разрешить языковые трудности, - убедить партнеров поехать именно в их тур. Здесь включаются естественные механизмы человеческой мотивации -азарт, стремление заинтересовать собеседника и т.п. Не последнюю роль играет и желание познать новое - поскольку туры, предложенные студентам, реальны.

Конечно, описанная выше ситуация (кейс) возможна на более высоких уровнях владения иностранным языком. В рамках обучения иностранному языку для профессиональных целей на строительном факультете большое внимание уделяется обучению основам делового общения в типичных ситуациях (в устных и письменных формах): «Организация визита делового партнера», «Устройство на работу», «Быт и сервис», «Денежные отношения», «Разговор по телефону», «Работа в команде», «Как стать успешным лидером?» т.п. Если проявить фантазию, метод кейсов уместен в ходе изучения любой из этих тем.

При обсуждении подобных ситуаций возникает интерес не только к самой ситуации. Студенты лучше узнают друг друга в процессе неформального общения и учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Как правило, кейс-метод включает моделирование ситуации, игровые методики, «мозговые атаки», дискуссии и другие приемы.

Более сильным студентам мы иногда предлагаем поучаствовать в создании Wiki. Название данной технологии происходит от гавайского wiki-wiki «как можно быстрее». Позднее этому слову был придуман английский бэкроним «What I Know Is...» (то, что я знаю, это...). Суть в том, что такой веб-сайт, его структуру и содержимое пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Для форматирования текста и вставки в него различных объектов используются вики-разметки. Именно возможность коллективной разработки, хранения, структуризации текста, гипертекста и файлов, в том числе мультимедийных, делает Wiki привлекательной как для аудиторной, так и самостоятельной работы.

Как показывает педагогический опыт, работа по созданию интернет-ресурсов привлекает студентов своей новизной, актуальностью, креативностью.

Следует отметить, что в условиях ограниченного времени приходится уделять большое внимание самостоятельной работе студентов. Это один из самых трудных моментов новых стандартов. Российский менталитет таков, что студенты не привыкли к самостоятельному добыванию знаний. Поэтому приходится перестраиваться, учить студентов пользоваться академическими свободами, чтобы потом они были более самостоятельными.

При этом необходима система регулярной и неотвратимой оценки самостоятельной работы студентов. К сожалению, студенты выполняют задания не потому, что им их задают, а потому, что у них их проверяют!

Преподавая иностранный язык для профессиональных целей, мы выносим на самостоятельную работу аннотирование и реферирование иноязычного текста профессионального содержания, обобщение результатов исследования в статьях или докладах, написание эссе, рефератов, составление активного словаря или каталога интернет-ресурсов по изучаемой теме, описание графиков, разработку рекламных проспектов, написание деловых писем, оформление заявок на гранты и стажировки по программам академической мобильности и т.п.

Традиционно все преподаватели осуществляют руководство в написании рефератов по темам «Новейшие достижения в области науки и техники», «Обучение и подготовка специалистов в России и за рубежом» и т.п. (в рамках специализации студентов). Большой популярностью пользуется конкурс эссе по теме «Специалист как исследователь».

Ряд преподавателей нашего факультета имеет опыт в выполнении переводов по заказу выпускающих кафедр и совместных публикаций.

Безусловно, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку требует интеграции дисциплины «Иностранный язык» с профилирующими дисциплинами. Оно также требует, чтобы предмет был ориенти-

рован на последние достижения в той или иной человеческой деятельности, своевременно отражал научные достижения в сферах, непосредственно задевающих профессиональные интересы обучающихся, предоставлял им возможность для профессионального роста [4, с. 236-240].

Приятно осознавать, что с каждым годом все больше студентов проявляют интерес к научно-исследовательской работе на факультете и пишут статьи по проблемам их специальностей. Поэтому одно из новых направлений работы преподавателя иностранного языка - помощь в редактировании статей и написании аннотаций на иностранном языке.

Если преподаватель стремится добиться успеха в своей работе с группой, ему нужно находить и адаптировать новые технологии, чтобы вовлечь молодое поколение в активное изучение иностранного языка. И наши усилия направлены на достижение этих целей!

И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что современное образование должно отвечать запросам общества и времени. В современных условиях прагматически ориентированного мира иностранный язык для профессиональных целей (особенно английский) постепенно превращается в иностранный язык для реальных целей, и это делает обучение иностранному языку в профессиональных целях самым перспективным направлением развития не только методической науки, но и этого сегмента на рынке образовательных услуг [5, с. 16].

Список литературы

1. Зайцева С.Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей [Электронный ресурс]. - URL: http://na-joumal.ru/2-2013-gumanitarnye-nauki/283-formirovanie-motivacii-izuchenij a-inostrannogo-j azyka-u-studentov-nej azykovyh-specialnostej (дата обращения: 15.04.2015).

2. Савицкая И.С. Использование инновационных технологий в подготовке специалистов (на примере преподавания английского языка в Юридическом институте Томского государственного университета) // Вестник Томск. гос. ун-та. - Томск, 2007. - № 296. - С. 55-58.

3. Алявдина Н.Г., Маргарян Т.Д. Инновационные методики в преподавании английского языка для специальных целей в техническом вузе // Гуманитарный вестник. - 2013. - № 7. - С. 31-38.

4. Малетина Л.В., Матвеенко И.А., Сипайлова Н.Ю. Иноязычное образование в неязыковом вузе - развитие, проблемы, перспективы // Известия Томского политехнического университета. - 2006. - № 3. - С. 236240.

5. Hutchinson T., Waters A. English for specific purposes. A learning-centered approach. - Glasgow: Cambridge University Press, 1991. - 188 c.

Получено 17.06.2015

E.Yu. Kotelnikova, I.A. Shportko

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES: FROM PRACTICAL EXPERIENCE

The article is devoted to the problem of teaching a foreign language for professional purposes within the framework of a competence-based approach. It gives a brief review and analysis of some innovative methods in the field of teaching a foreign language for professional purposes aimed at increasing students' motivation for learning foreign languages on the example of construction specialties.

Keywords: language for professional purposes, competence-based approach, motivation, innovative methods, project-based education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.