Научная статья на тему 'О жанровом составе рукописного сборника, принадлежавшего боярину М. П. Головину'

О жанровом составе рукописного сборника, принадлежавшего боярину М. П. Головину Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / СБОРНИКИ / ТЕКСТОЛОГИЯ / ПОЭТИКА / ЭПИСТОЛОГРАФИЯ / СТИХОТВОРСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Демин А.С.

В статье анализируется как литературный факт один из неизученных древнерусских повествовательных рукописных сборников ХУЛ в. Публикуются два интересных анонимных произведения из его состава: «Послание печалнымъ человекомъ» и вирши «О житии человекомъ». Ключевые слова: древнерусская литература, сборники, текстология, поэтика, эпистолография, стихотворство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О жанровом составе рукописного сборника, принадлежавшего боярину М. П. Головину»

СТАТЬИ. ЗАМЕТКИ. СООБЩЕНИЯ

DOI 10.22455/2541-8297-2018-8-160-175 УДК 821.161.1

О жанровом составе рукописного сборника, принадлежавшего боярину М.П. Головину

А.С. Демин

Аннотация: В статье анализируется как литературный факт один из неизученных древнерусских повествовательных рукописных сборников XVII в. Публикуются два интересных анонимных произведения из его состава: «Послание печалнымъ человекомъ» и вирши «О житии человекомъ».

Ключевые слова: древнерусская литература, сборники, текстология, поэтика, эпистолография, стихотворство.

Информация об авторе: Анатолий Сергеевич Демин, д.ф.н., главный научный сотрудник, ИМЛИ РАН, Москва, Россия. E-mail: anatolydemin@gmail.com

Цитирование: Демин А.С. О жанровом составе рукописного сборника, принадлежавшего боярину М.П. Головину // Литературный факт. 2018. № 8. С. 160-175.

Научная традиция изучать рукописные четьи сборники как литературные источники заложена трудами многих ученых, особенно Я.С. Лурье, И.М. Кудрявцева, О.В. Творогова, Р.П. Дмитриевой, В.И. Малышева. Для историков литературы сборники интересны цельностью их содержания и литературностью их состава.

В предлагаемой работе речь пойдет о сравнительно небольшом сборнике XVII в.: НИОР РГБ. Ф. 304.1 (Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры). № 809 (1874), в 4о. 298 л. Целен ли этот сборник в каком-нибудь отношении? Рассмотрим его состав:

л. 1-11 об. Пустые.

л. 1-1 об. «Главы книги сея»1.

1 Текст сборника цитируется по оригиналу. Электронная версия: http://old.stsl.ru/ manuscripts/book.php?col=1&manuscript=809

л. 2-18. «Послание печалнымъ человекомъ»2. л. 18 об.-19. «Слово о видении ангела»3. л. 19-21 об. «Толкование о кадиле: что есть кадило»4. л. 21 об.-22. Без заглавия5.

л. 22 об.-126. «Послание въ Кириловъ монастырь»6. л. 126 об. Пустой.

л. 127-128. «Предословие грамоте: что предложено после сей грамоты <...>»7.

л. 128 об.-131 об. Пустые.

л. 132-295 «Житие и подвизи и отчасти чюдесъ исповедание иже во святыхъ отца нашего Филиппа митрополита московскаго и всеа России. Благослови отче»8. л. 295 об.-298. Пустые.

Несмотря на пустые листы в середине сборника, формальная цельность рукописи все-таки просматривается. Ведь большая часть сборника написана одним красивым классическим полууставным почерком.

Можно предположить, что рукопись составилась из двух частей. Судя по счету тетрадей на нижнем поле листов тем же почерком, писец переписал 17 тетрадей (л. 2-122 об.), но почему-то не завершил «Послание» Ивана Грозного, дойдя до тетради 18, оставшейся пустой (л. 123-130 об.). Отдельно же он переписал еще 23 тетради с «Житием Филиппа», начав счет тетрадей заново. К обеим частям сборника писец добавил оглавление (л. 1-1 об. вне счета тетрадей).

Затем кто-то позже очень крупным неряшливым наклонным полууставом дописал окончание «Послания» Ивана Грозного и «Пре-дословие грамоте» (л. 123-128). На то, что это произошло позже, указывает оглавление первого, основного писца, где «Предословие грамоте» не упомянуто. После добавлений рукопись была переплетена как нечто целое.

2 В оглавлении пояснено: Глава 1-я. Послание печалным человеком от божественъна-го писания на утешение [л. 1].

3 В оглавлении это коротенькое «Слово» не указано.

4 В оглавлении пояснено: Глава 2-я. Толкование о кадиле: что есть именуется кадило [л. 1].

5 В оглавлении пояснено: Глава 3-я. О житии человекомъ [л. 1].

6 В оглавлении пояснено: Глава 4-я. Послание в Кириловъ монастырь царя и великаго князя Иоанна Васильевича [л. 1-1 об.].

7 В оглавлении это «Предословие» не указано.

8 В оглавлении немного иначе: глава 5-я. Житие и подвизи иже во святыхъ отца нашего Филиппа митрополита московскаго и всея России чюдотворъца.

Сборник составился, по-видимому, примерно в третьей четверти XVII в., в 1650-1670-х гг., во всяком случае не ранее 1618 г., так как в сборнике переписана вторая, Тулуповская редакция «Жития митрополита Филиппа», датированная Г.Г. Латышевой этим временем. Больше того, сборник был переписан после 1652 г., так как в заглавии «Жития» митрополит Филипп назван святым («иже во святыхъ»), а канонизирован он был в 1652 г.; кроме того? «Житие» завершается новой формулой «во веки вековъ, аминь» (а не старой «во веки ве-комъ»), новоутвержденной церковным собором 1654 г. В «Послании печальнымъ человекомъ» по-новому же написано «Иисусъ Христо-съ» [л. 11 об.], а не по-старому «Исусъ». С другой стороны, сборник уже существовал до 1682 г., так как на начальном пустом л. I имеется владельческая запись скорописью XVII в.: «Книга боярина Михаила Петровича Головина», а боярство М.П. Головин, судя по многочисленным справочникам, получил именно в 1682 г. Итак, 1654-1682 гг. Точнее датировать сборник пока не удается. Его составитель и протографы неизвестны.

Содержательная связность сборника заметна не сразу, оттого что его тематический и жанровый состав довольно разнообразен — это и послания, и «слово», и «толкование», и вирши, и житие: 1) в начале образец послания, пригодный для письмовника; 2) затем «Слово о видении ангела» попом Аммонием, восходящее к «Синайскому патерику» («слово» 336); 3) далее богословское «Толкование о кадиле», присутствующее и в Троицком сборнике № 808; 4) за ним следует виршевое предисловие к неназванной книге, известное уже в середине XVII в.; 5) потом «Послание» Ивана Грозного» и 6) «Предословие» к нему; 7) и в конце «Житие митрополита Филиппа».

Но что-то объединяющее эти произведения, пожалуй, есть. Большая часть сборника выдает интерес составителя к жестокой деятельности Ивана Грозного, ругавшего монахов и церковных иерархов за неповиновение уставам и царю и даже казнившего митрополита Филиппа Колычева. Весь сборник пронизывают мотивы людских наказаний и несчастий, хотя и выраженные с разной настойчивостью в переписанных произведениях.

С начала и до конца сборника прямо, но чаще косвенно упоминается опала. В «Послании печалнымъ человекомъ» пострадавшему прямо советуют «терпети болезни и изгнания» [л. 15]; приводятся намекающие на опалу примеры из жизни Евстафия Плакиды, который «претерпе беду и разълучение от жены и от чадъ своихъ <...> въ чюжей стране» [л. 4], и примеры других опальных людей, кото-

рые «неволное разлучение от женъ и детей своихъ прияша» [л. 14]; напоминается закономерность: «великому кораблю великое падение бываетъ» [л. 10 об.]. Примечательно, что далее в сборнике в «Послании въ Кириловъ монастырь» Иван Грозный намеревается «опала своя положити» [л. 76], а в «Житии митрополита Филиппа» тем же самым уже занимается Иван Грозный: «изгнаниемъ прещаще» [л. 237 об.]; «изъгнание сотвори» [л. 264, 271 об.], «сродникъ <...> разлучения» [л. 265].

Кроме того, более тяжкие, чем опала, наказания упоминаются почти во всех произведениях сборника. В «Слове о видении ангела» ленивые люди «по 13 днеи умроша» [л. 19]. В «Толковании о кадиле» небрежных людей «проклятию предаютъ» [л. 20 об.]. В «Послании Ивана Грозного предлагается непослушным людям «законнаго суда прияти мучение» [л. 54-54 об.], а в «Житии митрополита Филиппа» непокорные получали «всякъ видъ мучения и досаждения» [л. 252]; «безчестие, и поругание, и уничижение <...> и конечне поносную смерть» [л. 156].

Лейтмотив сборника создают частые повторы трагических понятий. В «Послании печалнымъ человекомъ» повторяются одни и те же сетования на «многия скорби и напасти» [л. 2 об.], «беды и напасти» [л. 3], «скорби <...> и печали» [л. 8 об.], «намъ <...> напасти» [л. 9 об.], «тужити о напастехъ» [л. 10], «скорби и наказания» [л. 17] и т. д. и т. п. с выводом: «человецы <...> бедами венчаются» [л. 10]. Вирши «О житии человекомъ» в сборнике тоже жалуются на несчастья и бедность: люди «погибаютъ <...> по дворамъ <...> ходятъ <...> утопаютъ» [л. 21 об.]. Иван Грозный в своем «Послании» обозначает широкую масштабность людских несчастий: «среди лютаго сего треволнения <.> света сего, паче же въ настоя-щемъ семъ многомятежном и жестокомъ времени» [л. 25 об.], «люте обуреваемы треволнениемъ» [л. 29 об.], «плачь есть настоящее ее житие» [л. 49 об.], «отвсюду скорбъ неутешна» [л. 50 об.] и мн. др. Наконец, «Житие митрополита Филиппа» тоже жалуется на «всякие бесчестныя скорби и раны» [л. 219 об.], на «страдания нынешняя» [л. 237 об.], на «совершенныя беды» [л. 264 об.], на «страдалческое житие» [л. 266] и пр.

Итак, при всем различии переписанных произведений и разнообразии их мотивов выделяется сквозная тема сборника, посвященная несчастным «печалнымъ человекомъ». Неясно, сознательно ли добивался подчеркивания этого трагического смысла жизни составитель сборника иследовал ли он, подбирая произведения, словам Ивана Грозного: «зело къ нынешнему времяни ключаемо» [л. 35 об.].

И все-таки на некоторую публицистическую направленность сборника указывают содержащиеся в нем обращения к современным читателям. В «Послании печалнымъ человекомъ»: «О, пра-вовернии человецы <...> терпите» [л. 7 об.]; особенно характерна авторская концовка: «Да того ради написалъ послание, — почитайте печалнымъ человекомъ, да всемъ вам на ползу будетъ» [л. 18]. К па-териковому «Слову о видении ангела» писец прямо добавил обращение к современникам: «Да се ведуще, братия, прежде отпущения не исходите из церкви» [л. 19]. Вирши «О житии человекомъ», судя по форме, тоже обращены к читающим: «На велице <...> добре не по-гибаютъ ли? <.> На малыхъ рекахъ и на лужахъ не утопяютъ ли?» [л. 21 об.]. «Предословие» к «Посланию» Ивана Грозного также заканчивалось призывом к читателям: «Смотри же ми, благоразумный читателю, и прочитай» [л. 128].

Таким образом, можно предполагать, что содержание сборника как-то было связано с неладами российской жизни третьей четверти XVII в., но с какими именно? Возможно, с церковными пертурбациями тех лет, хотя указаний на обстановку второй половины XVII в. в сборнике нет, только однажды упомянуты какие-то «правоверию развратницы» [л. 6 об.].

В заключение скажем о взаимодействии жанров в сборнике. Несомненно, одна из жанровых черт посланий — побуждение адресатов к действиям — повторялась и в иных произведениях сборника. Неудивительно, если побуждения автора адресатам, выраженные в повелительной форме глаголов, заполняли послания: «уповай <...> помяни» [л. 3, 10, 11 об., 13], «возверзи» [л. 14 об] «не поддавайся» [л. 16]; или «не дейте» [л. 25 об.], «помните» [л. 30], «мужайтеся» [л. 36], «такъ и делаите» [л. 125] и мн. т. п. Но повеления есть и в «Слове о видении ангела»: «не исходите» [л. 19]; в «Толковании о кадиле»: «взяти <...> да положити» [л. 21]; в «Житии митрополита Филиппа»: «подобаетъ <...> испы-товати и исправляти» [л. 168], «кротокъ же буди <...> отверзаи» [л. 198 об.], «приемли» [л. 200 об.], «чти <...> запрещай» [л. 201 об.-202], «престани» [л. 212 об.], «обличи и отжени» [л. 226 об.], «потщися» [л. 258 об.] и пр.

Причина обилия повелительной формы глаголов в сборнике кроется не во влиянии именно посланий на произведения других жанров, а в поучительном характере всего сборника в целом, помогающем пассивному сочетанию разных жанров, кстати говоря, очень распространенному в рукописной традиции на основе сходного содержания произведений.

А.С. ДЕМИН. О ЖАНРОВОМ СОСТАВЕ РУКОПИСНОГО СБОРНИКА

165

Теперь немного скажем о владельце сборника боярине М.П. Головине. У него, вероятно, была библиотека: известны, например, еще два сборника с его владельческой записью — РГБ, МДА, № 144 и РНБ, QII, №. 16. Сборник же Троицкий № 809, возможно, привлек его темой опалы, ведь в нее попадали многие из рода Головиных. Сам М.П. Головин помог установить регентство царевны Софьи, и о дальнейшей его деятельности при Петре I мы не знаем (М.П. Головин умер то ли в 1689 г., то ли в 1695 г. — сведения разнятся). Не отставили ли его тоже от дел? Не на все вопросы к рассмотренному сборнику удается ответить.

Приложения

В Приложении мы отвечаем на вопрос о неизвестных или малоизвестных литературно примечательных произведениях в анализируемом сборнике.

«Послание въ Кириловъ монастырь» Ивана Грозного издавалось неоднократно. «Житие митрополита Филиппа» Тулуповской редакции издано В.А. Колобковым и И.А. Лобаковой в 2002, 2004 и 2006 гг. Из остальных произведений Троицкого сборника № 809 редки и некоторый литературный интерес представляют «Послание печалнымъ человекомъ» и вирши «О житии человекомъ».

По образцу старопечатных книг в рукописном сборнике над большинством слов поставлены знаки ударения. Передаем их, если знаки обозначены, в случаях отличия от нынешних ударений или при возможной вариативности. Тексты публикуются с упрощением орфографии, принятым в литературоведческих изданиях.

1. «Послание печалнымъ человекомъ»

Это неизданное многословное коллективное послание несет следы не очень искусной переделки конкретного текста в некий эпистолярный образец. Вот некоторые (не все) приметы этого.

С одной стороны, послание обращено к одному человеку, и в тексте сохранились неясные намеки на реальные обстоятельства жизни какого-то знатного, но горюющего лица: «Господину имя-рекъ. Слышали есьмы от тебя, что ты, господине, великою печалию одержим бысть» [л. 2]; «скорбь свою и печаль другу своему и брату извещаеши и слезами весь разливаешися» [л. 4 об.]; «Еустафей <.> Плакида какову претерпе беду <...> предавъ себе на работу въ сей стране, и не восприятъ ли превышняго сана и почести воинъства» [л. 4]; «и ты, господине <.> не ищи от власти, ни от царя седалища славна» [л. 17].

С другой стороны, в середину послания вдруг вставлены поучения всем людям: «О, братия и друзи! Делаите въ правду <.. > О, пра-воверънии человецы! <...> терпите» [л. 7-7 об.]. Далее обращения к «христоименитымъ людемъ» следуют вперемешку с обращениями к «господину», но заканчивается послание опять-таки призывом к «братии»: «будемъ готови на всякъ часъ» [л. 18].

Черты литературности придают посланию стандартные поучительные афоризмы книжного происхождения. Но они тоже выдают неуклюжесть автора. Смыслового единства у подбора афоризмов нет. Сначала адресата афоризмами призывают к торжественной и душевной праведности и просветлению: «правда Богу сердечная радость, а всякому человеку правда — великая мудрость» [л. 7 об.]; «злато и сребро от огня чисто и светло является» [л. 8 об.]. Потом, пожалуй, не очень удачной серией афоризмов, не обнадеживая, пытаются его успокоить обычностью несчастья: «Не мы, господине, первые, не нами ся и конъчаетъ. Великому кораблю великое и падение бываетъ. Велицыи древеса силные ветри поламляютъ» [л. 10-10 об.]. Но, судя по афоризмам, доброжелатели остаются в сомнении о том, что же выберет «господин»: «Давыдъскимъ, господине, согрешаемъ, а не давыдъски каемся» [л. 12 об]; «въ два пути грядеши: во спасенный и безъзаконныи. И двои врата праведнымъ и грешнымъ: едины на востокъ, а другие на западъ. Рай отворенъ, а бездна открыта» [л. 5 об.]. Иногда же афоризмы незаметно для автора противоречат друг другу в одной связке: «Печаль душу спасетъ, а радостное житие душу на злодейство приведетъ. Яко же червь древо скоро присушить, такожде и печаль человека ко старости и ко смерти приведетъ» [л. 16 об.] — печаль спасает или убивает? Автор послания был не таким уж грамотеем.

В послании нужно отметить также своеобразное, но типичное явление — так сказать, «книжное просторечие», когда не очень искушенный автор пересказывал книжные сюжеты и выражения своим языком, неясным и выспренне-отвлеченным словоупотреблением: «остани сего нрава» [л. 2]; «делаите въ правду» [л. 7-7 об.]; «на грехъ помышляеши» [л. 4 об.]; «во всякомъ нахождении» [л. 2 об.]; «наше неудержание» [л. 5 об.]; «всячески непокойны» [л. 15]; «дому исполнение» [л. 16 об.] и мн. др. Разговорно звучали целые фразы: «Разумъ свой пожалей самъ о себе» [л. 2 об.-3]; «въ какову работу прогнанъ бысть» [л. 4 об.]; «еще мало — и не будетъ грешника» [л. 7] и пр. Нередко такие «неправильности» высказываний приобретали лаконичную образность: «претерпе черви и гной» [л. 3 об.]; «грехи наша на кресте пригвозди» [л. 9]; «питаше его, яко скот» [л. 12]; «во гневе Божии погибоша» [л. 13 об.]; «въ песнь места во адъ сведени быша» [л. 14-14 об.]. Все послание было настолько дружески-заботливым, что помогло ему стать эпистолярным образцом поддержки несчастного человека на фоне формальных преукрашенно-бодрых образцов в письмовниках XVII в.

(Л. 2) 1-1. Послание печалнымъ человекомъ-1

Господину имярекъ. Слышали есьмы от тебя, что ты, господине, великою печалию одержим бысть. И мы, господине, молимъ тя: оста-ни сего нрава, не уподобляйся неразумнымъ людемъ, не знающимъ закона Xристова и не ведущимъ от Писания силы Божия. Милостивый мои Боже нашъ, лю (л. 2 об.) бячи христианский родъ, наводить многия скорби и напасти, смиряетъ и наказуетъ, и на покаяние при-водитъ, дабы не хулилося имя Спасово усты человеческими. Божии есмы во всякомъ нахождении.

О чем, господине, серъдце свое печалию отягчеваеши? Разумъ свой пожалей самъ о се (л. 3) бе. Уповай на Бога. Помяни, господине, родове древний и вечныя дни. Не такожде ли человецы въ бедахъ пострадали? Иные, господине, претерпели имени ради Божия и царствия для небеснаго. А иные, господине, слышания ради от Бога прияли беды и напасти грехъ ради своихъ, страждуще, да лучшая от Бога прияли (л. 3 об) обетования. Аще бы, господине, не обратиъ нас Богъ от путей злыхъ, и мы бы въ безумии своемъ забыли сотворите-ля своего и истиннаго небеснаго царя Xриста, бога нашего.

Помяни, господине, како Иовъ праведъный претерпе черви и гной, и напоследок славу свою преизлиянную улучи, и на (л. 4) следи седмерицею прежняго, и царствию небесному причастникъ бысть. А Еустафей, господине, Плакида, какову претерпе беду и разълучение от жены и от чадъ своихъ и въ какову беду предавъ себе на работу въ чюжей стране? Не восприятъ ли превышняго сана и почести воинъства? (л. 4 об.) А Иосиф, господине, Прекрасный въ какову работу прогнанъ бысть от братии своея и напоследокъ каковъ престолъ царьства египетскаго наследи?

Такожде, господине, и ты о чемъ печалию своею смущаешися и на грехъ помышляеши, оставя помощь Вышняго, да скорбь свою и печаль другу своему и брату извещаеши и (л. 5) слезами весь разливаешися — и те наши слезы и частое возъдыхание на пагубу души — и милость Божию на гневъ превращаеши? От помощи ис-кати намъ от Бога, а не от человекъ. И та наша безумна печаль и частое воздыхание — законъ Божий на насъ беззаконие превращаеши и светъ во тму полагаеши, лета и дни (л. 5 об.) живота своего во гресехъ пребываеши, а воли Божия не твориши, въ два пути гряде-ши: во спасенный и безъзаконныи.

1-1 Заглавие написано киноварью.

И двои врата праведнымъ и грешнымъ: едины на востокъ, а другие на западъ. Рай отворенъ, а бездна открыта. И за то наше неудержание и неразумное житие милостивый Богъ наше2 (л. 6), любя христианский родъ и хотя насъ избавити вечнаго мучения, ожидаетъ от насъ обращения и покаяния и, смиряючи за грехъ, наказуетъ, мало нечто попуститъ на насъ скорби и напасти.

И непокоривии человецы воли Божия не творятъ и за грехъ не каются, яко же огурники 3, и преслушники закону (л. 6 об.) Господню, и правоверию развратницы. Прелщаютъся славою и богатством света сего, а о будущемъ веце не пекущеся, како бы душа спасти и вечнаго мучения избыти. О таковыхъ Богъ глаголя усты пророческими: «Прокляти уклоняющеся от заповедей твоихъ». И инде пишетъ: «Законопреступницы по (л. 7) требятся вкупе, и останцы нечестивыхъ потребятся».

Обаче очима своима смотриши и воздаяние грешникомъ узри-ши. Еще мало — и не будетъ грешника. Взыщеши место его — и не обрящеши. Скончаются грешницы — от земли беззаконницы, яко не быти имъ.

О, братия и друзи! Делаите (л. 7 об.) въ правду! За неправду Богъ гневается. Правда Богу — сердечная радость, а всякому человеку правда — великая мудрость. О, правовернии человецы! Аще благо-дарне болезни терпите, а враговъ Божиихъ и врачей не призовете, или иныя лютыя беды, хваля Бога, претерпите, а от человекъ помощи не ищите, — (л. 8) то с мученики равны будете въ день онъ. Они бо мучения и страсти терпели, вы же болезни, и беды, и вся находящая на вы Господа ради претерпите — то с мученики от Христа-бога мзду восприимете.

Такожде, господине, и ты, како не хощеши Господа ради претер-пети скорби и напасти, а во гресехъ пребываеши: (л. 8 об.) яко же злато и сребро от огня чисто и светло является, такожде человекъ скорби претерпит и печали света сего, греси свои потребит и душу спасетъ. Иоанъ Богословъ пишетъ: «Оставите безумие и живи будете, и взыщите Христа, и спасени будете». Господь Богъ нашъ Иисусъ Христосъ, сотворивый небо и землю, Богъ (л. 9) живьш, Богъ истинный, Богъ безсмертный, в Троице прославляемый, како страсти претерпе нашего ради спасения, и на кресте пригвоздися избавления ради падъшаго Адама, и грехи наша на кресте пригвозди.

2 Так в рук.

3 Огурникъ, огурщикъ — ленивый, нерадивый, неповинующийся человек (Словарь русского языка Х1-ХУП вв. М.: Наука, 1987. Вып. 12. С. 262, стб. 2).

О чемъ, господине, пророцы, и апостоли, и мученицы по страдании своемъ венцы от Xриста-Бога приемлютъ? Яко (л. 9 об.) по-следуютъ страстемъ его и телесъ своихъ не пощадеша, богатъство славы света сего не брегоша наследия ради вечныхъ благъ.

А намъ, господине, христоименитымъ людемъ закона Господня, подобаетъ напасти приимати со благодарениемъ. Помяни, господине, слово, реченное пророкомъ Давидомъ, яко же рече: «Показуя, (л. 10) наказа мя Господь, смерти же не предастъ мя». Каковъ, господине, бывъ царь во Израиле, и многия беды претерпе. И ты, господине, помяни слово того же Давида-пророка: «Терпя, потерпехъ Господа, и внят ми».

И ты, Господине, о чемъ тужиши о напастехъ? Понеже от Адама и до сего дни везде человецы за грехи своя бедами венчаются. Не мы, господине, (л. 10 об.) первые, не нами ся и конъчаетъ. Великому кораблю великое и падение бываетъ. Велицыи древеса силные ве-три поламляютъ. За великое согрешение человекомъ велико от Бога и наказание бываетъ. Грехи безо епитемии никогда не прощаются.

Подобаетъ намъ, господине, Богу плакатися до своея смерти о гресехъ (л. 11) своихъ. Иоаннъ Златоустъ пишетъ: «Сими делы избы-ти грехов: первое — покаяние, еже къ тому не согрешати; второе — плакатися о гресехъ, а не о житейскихъ вещехъ; третие — любовь имети ко всемъ человекомъ», не токмо любовнымъ или ближнимъ, но и малу, и велику, и досадителю. А во отчаянии (л. 11 об.) не быти, понеже силенъ богъ нашъ Иисусъ Xристосъ, можетъ избавити от обидимаго изъ рукъ силнаго и немилостивыхъ сердца на милость превратити.

Помяни, господине, Божие величие, како Езекий-царь при часе смертнемъ восплакася пред Господемъ о гресехъ своихъ, и господь Богъ еще ему приложи пятнадесятъ лет (л. 12) жити слезнаго ради покаяния. А Манассия, господине, царь великъ грехъ пред Богомъ сотвори, — иноплеменникомъ на казнь преданъ бысть. Они же затвориша его в волъ медянъ и питаше его, яко скот, травою. Онъ же, воспомянувъ первыя своя грехи, и нача пред Богомъ плакатися о гресехъ своихъ. И (л. 12 об.) господь Богъ ради его слезънаго покаяния приведе его, избави4 от иноплеменникъ: аггелъ Господень медь разверзе и невидимою силою постави его из Вавилона во Иерусалиме 2000 поприщь.

Давыдъскимъ, господине, согрешаемъ, а не давыдъски каемся. Како трехъ отрокъ господь Богъ от пламени пещнаго спасе? За бла-говерие человекомъ (л. 13) милость от Бога всегда, и помощь, и засту-

4 Испр.; в рук.: избаби.

пление от престола величествия его, и десница Господня помогаетъ имъ на сопротивныя враги ихъ. А на злочестивыхъ человекъ тягость церковъная предълежатъ, и гневъ Божий грядетъ на нихъ безъ милости.

Помяни, господине, времена и лета прежних родов, како многия цари и (л. 13 об.) великие державные государи от праведнаго гнева Божия за свои греси и законопреступныя дела много пострадали и всячески наказалися. Да в томъ они во всемъ покаялися, угодно Богу учинили. Неверныя въ веру приидоша, а грешницы на покаяние обратишася, а законопреступницы во гневе Божии погибоша (л. 14), царие и царства их изринуша, а храбрыя от острия меча умроша, а неволное разлучение от женъ и детей своихъ прияша, и от вели-каго богатества въскоре отпадоша, и домове ихъ разъграблены и въ запустении быша, и далныя отоцы ихъ огнемъ пожжени быша. Беззаконно согрешиша, и умроша, и въ песнь места во адъ (л. 14 об.) сведени биша.

Ты же, господине, по Давидову пророчеству, возверзи на Господа печаль свою, и той же препитаетъ, и от всякия напасти избавитъ, и печаль твою на радость приложитъ. Исаиа-пророкъ рече: «Господи, въ печали помянухомъ тя. Аще ли и недостатки, то мне си ску-достию жития». То помяни пророки, и апостолы, и вся пра (л. 15) ведники, алчны, и жадны, и всячески непокойны, и многими нужами одержими, и нази ходящи, а скорби и напасти с радостию терпяще для будущаго века.

Такожде, господине, и ты терпи Господа ради. Буди всемудръ ратоборецъ на диавола. И уготови душу свою во искушение скорби, а сердце свое Господа ради терпети болезни (л. 15 об.) и изгнания. А зла за зло никому не воздавай, и дабы человеческими усты законъ Господень и вера христианская не хулилася.

Давидъ-пророкъ пишетъ: «Вси языци восплещите руками, воскликните Богу гласом, радуитеся, печаль отрините, и яко бремя тяжкое, а не сетуйте, ни скорбите, с радостию угождайте Богу». От (л. 16) печали приходитъ человекомъ напрасная смерть, а крепость душевную и сердечную портитъ, разумъ и память рушитъ, и умъ въ те поры не царствует. И ты, господине, молися Богу и глаголи себе: «Благо мне, яко смирилъ мя еси, и научюся заповедемъ твоимъ». А не скорби ни о чемъ, печали не поддавайся. Ни печаль без (л. 16 об.) утешения, ни радость безъ наказания не бывает. Печаль душу спасетъ, а радостное житие душу на злодейство приведетъ. Яко же червь древо скоро присушитъ, такожде и печаль человека скоро ко старости и ко смерти приведетъ. По вере всемъ человеком-доброде-емъ милость от Бога и дому исполнение, а на злодеевъ многия (л. 17)

скорби и наказания попущаетъ Богъ. Господь убожитъ и богатитъ, смиряетъ и выситъ, а воздвигнетъ от земли нища, и отъ гноища возъ-двизаетъ убога.

И ты, господине, не твори зла, и не постигнетъ тебе зло, и не ищи от власти, ни от царя седалища славна. Иоаннъ Предтеча пишет: «Покайтеся, людие Божии! (л. 17 об.) Приближи бо ся царство небесное. Уже секира при корени древа лежит». И сего ради не смущаемъся о семъ, братия, славою света сего, ни богатествомъ, ни друзъми многими. Аще гневъ Божий на кого приветь, не пособит ему богатство, ни друзи многия не пособятъ ему. Но дела добрая и покаяние, (л. 18) еже къ Богу о гресех своихъ.

Да того ради написалъ послание — почитайте печалнымъ чело-векомъ, да всемъ вам на ползу будетъ.

Некогда еще умилосердится милостивый господь Богъ наш и попуститъ нечто мало грешнымъ, ожидая нашего обращения и покаяния. И будемъ готови на всякъ часъ верою (л. 18 об.) къ Богу и покаяниемъ за грехи, милостию и любовию ко всемъ человекомъ, ожидаючи смертнаго часа и страшнаго втораго Христова грознаго пришествия.

2. Вирши «о житии человекомъ»1

Эти вирши в настоящее время известны нам в трех списках: в сборнике-конволюте середины XVII в. Тверского педагогического института, № 1 (29), л. 10 об.; в сборнике 1650-х — 1660-х гг. ГИМ, Чудовск., № 359-57, л. 4; в сборнике 1654-1682 гг. РГБ, Трои-це-Серг., №. 809, л. 21 об.-22. Все три списка имеют разночтения, по которым трудно определить, каков был оригинал и тем более — кто являлся автором. Публикуем вирши по новонайденному неизданному Троицкому списку с разночтениями по публикациям Тверского и Чудовского списков (ввиду труднодоступности самих рукописей). Отрывок Тверского списка процитирован в кн.: ДеминА.С. О древнерусском литературном творчестве. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 370 (до слов «не утопают ли»). Чудовский список издавался дважды: Лопарев Х.М. Описание рукописи московского Чудова монастыря № 57-359 // Чтения в Обществе истории и древностей российских (ЧОИДР). М., 1886. Кн. 3, отд. V. С. 1-20; Виршевая поэзия: первая половина XVII века / Изд. подгот. В.К. Былинин и А.А. Илюшин. М.: Сов. Россия, 1989. С. 323. В разночтениях списки обозначены буквами Тр., Тв. и Ч.

1 Предисловие книги сея, добрый читателю. Заглавие в Ч. Нет заглавия в Тр. и Тв.

В литературном отношении в публикуемом памятнике обращает на себя внимание серия резких, даже «кусательных» вопросов, не характерная для виршевого стихотворства, о несправедливости жизнеустройства. Правда, эта мысль выражена не совсем внятно. В конце стихотворного текста, возможно, был акростих с именем автора «Анания» (если считать первоначальным чтение: «А на мори <...> На малыхъ <.. > Нищии у богатаго <.. > А богатый <...>»). Но тут можно подозревать и случайное совпадение.

Кроме того, по Троицкому списку видно, как вирши не очень логично переходят в прозаическое поучение, так и не дописанное (нет жирной точки в конце текста, а лишь точка с запятой).

(Л. 21 об.)2- На велице и на добре-2 не погибаютъ ли?

На мале3 худе4- не провожаютъ-4 ли?

Безумным5 Богъ не промышляетъ ли?

А с умомъ по дворамъ не ходятъ ли?

6-По морю и по великимъ рекамъ-6 плавающих7

Богъ не соблюдаетъ ли?8

9-На малыхъ рекахъ и на лужахъ-9 не утопаютъ ли?

(Л. 22) 10-Нищии у богатаго трапезою питаются- п.

А богатый убогаго11 молитвою спасается.

12-Аще человекъ Бога съ верою где ни призоветъ,

тои спасение получотъ.

Во всякомъ языце бояйся Бога и делай правду

приятенъ ему есть на всякомъ месте владычествия его-12.

Во время работы над публикацией был обнаружен еще один, поздний список виршей: РГБ, Румянц., № 365, л. 195. Не ранее 1716 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вирши «О житии человекомъ» в Троицком сборнике соответствовали тревожным настроениям верхов общества 1682-1683 гг., когда после стрелецкого бунта даже в официальных книгах стали

2-2 На великом добре Тв, Ч.

3 молем Ч; А на малом Тв.

4"4 проживают Тв, Ч. В Тр. явная ошибка.

5 безумным Ч.

6-6 На море и на великих реках Ч; На мори и на реках и на езерах Тв.

7 Нет Тв.

8 спасает Ч; сохраняет Тв.

9-9А на малых источницех Ч; А на малых источниках Тв.

10-10Нищий богатым питается Ч. Отсюда разночтения только по Ч.

11 нищаго Ч.

12-12Нет Ч.

задавать аналогичные рифмованные эмоциональные вопросы на тему о том, как жить:

Царем ли подобает повиноватися, или за мужики безумными гонятися? <...>

Пастырям ли истинным послушание отдавати, или бесноватым таимищным врагом внимати? <...>

Воздержным ли людем сокровища вверяют, или пьяницам и вертопрахом то предавают? и т. д.

Эти вопрошания были помещены, в частности, в старопечатном «Увете духовном» (М.: Мос. печатный двор, 1682. Л. 72). Вот какой актуальный сборник оказался в библиотеке боярина М. П. Головина.

Литература

Виршевая поэзия: первая половина XVII века / Изд. подгот. В.К. Былинин и А.А. Илюшин. М.: Советская Россия, 1989. 480 с.

Демин А.С. О древнерусском литературном творчестве. М.: Языки славянской культуры, 2003. 759 с.

Лопарев Х.М. Описание рукописи московского Чудова монастыря № 57-359 // Чтения в Обществе истории и древностей российских (ЧОИДР). М., 1886. Кн. 3, отд. V. С. 1-20.

References

Demin A.S. O drevnerusskom literaturnom tvorchestve [On the ancient Russian literary works]. Moscow, Iazyki slavianskoi kul'tury Publ., 2003. 759 p. (In Russ.)

Loparev Kh.M. Opisanie rukopisi moskovskogo Chudova monastyria № 57-359 [Description of the Moscow Chudov Monastery manuscript № 57-359]. Chteniia v Obshchestve istorii i drevnostei rossiiskikh (ChOIDR) [Proc. in the Society of history and Russian antiquities]. Moscow, 1886. Book 3, part V, pp. 1-20. (In Russ.)

Virshevaia poeziia: pervaia polovina XVII veka [Syllabic verses: the first half of 17th century], ed. by. V.K. Bylinin and A.A. Iliushin. Moscow, Sovetskaia Rossiia Publ., 1989. 480 p. (In Russ.)

On the genre composition of a manuscript collection from M.P. Golovin's library

Anatoly S. Demin

Abstract: The article analyzes one of the Old Russian narrative manuscript collections of the 17th century as a literary fact. Two interesting anonymous works from it are published: "Epistle of a Sad Man" and the verse "About Human Life".

Keywords: Old Russian literature, collections, textology, poetics, epistolography, writing of poetry.

Information about the author: Anatoly S. Demin, Doctor Hab., chief research associate, RAS Institute of World Literature, Moscow, Russia. E-mail: anatolydemin@ gmail.com

Citation: Demin Anatoly S. On the genre composition of a manuscript collection from M.P. Golovin's library. Literary fact, 2018, no. 8, pp. 160-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.