Научная статья на тему 'Бесноватые и больные в «Житии» протопопа Аввакума'

Бесноватые и больные в «Житии» протопопа Аввакума Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
630
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Туфанова О. А.

Туфанова О.А. БЕСНОВАТЫЕ И БОЛЬНЫЕ В «ЖИТИИ» ПРОТОПОПА АВВАКУМА. В статье содержится анализ структуры сцен исцеления в «Житии» Аввакума. Описываются традиционные и новаторские способы изображения бесноватых и больных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tufanova O.A. THE POSSESSED AND SICK PEOPLE IN THE «JITIE» OF AVVACUM. This article contains analysis of structure of heling events described in Avvacum Jitie. Traditional and innovational ways of describing possessed and sick people are considered here.

Текст научной работы на тему «Бесноватые и больные в «Житии» протопопа Аввакума»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Таким образом, следует сделать вывод, что образ сада, сквозной в творчестве Сергея Клычкова, эволюционировал вместе с поэтом и в полной мере отразил его художественные искания, мировосприятие на разных этапах творчества, а также перипетии его личной судьбы и судьбы России в первой трети двадцатого века. Воспев в ранних сборниках символический образ потаенного небесного сада собственного вдохновения, в зрелом творчестве он приходит к образу сада земного - цветущего и плодоносящего, как символа дарованной людям небесной благодати.

Библиографический список

1. Клычков, С.А. Собрание сочинений: В 2 т. Т.1: Стихотворения. Сахарный немец: Роман / С.А. Клычков; предисловие Н.М. Солнцевой; составление, подготовка текста, комментарии М. Нике, Н.М. Солнцевой, С.И. Субботина. - М.: Эллис Лак, 2000. - 544 с. С.59.

2. Солнцева, Н.М. Сорочье царство Сергея Клычкова / Н.М. Солнцева // Клычков С.А. Собрание сочинений: В 2т. - Т 1. - С. 22.

3. Мусиенко, Р.А. Художественная система романов С. Клычкова в мифопоэтическом контексте: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Р.А. Мусиенко. - С. 7.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. Информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб. Стб. 979.

5. Гость чудесный: Наследие Сергея Клычкова / Н. Солнцева // Литературное обозрение. - 1987. - № 5. - С. 110.

6. Лихачев, Д.С. Избранные работы: В3 т. Т 2. Великое наследие; Смех в Древней Руси: Монографии; Заметки о русском / Д.С. Лихачев. - Л.: Худож. лит., 1987. - 496 с. С. 452-453.

7. Леонов, Л.М. Русский лес. Роман. Л. / Л.М. Леонов. - Лениздат, 1978. - 624 с; С. 241-242.

8. Журов, П.А. Две встречи с молодым Клычковым / П.А. Журов // Русская литература. - 1971. - № 2. - С. 152, 154.

9. Блок, А.А. Собрание сочинений: В 8 т. / А.А. Блок. - М.-Л.: Гослитиздат, 1963. - Т. 8. - С. 434.

БЕСНОВАТЫЕ И БОЛЬНЫЕ В «ЖИТИИ» ПРОТОПОПА АВВАКУМА

О.А. ТУФАНОВА, преп. каф. русского языка и литературы МГУЛ, канд. филолог. наук

Одним из ярких последствий церковной реформы патриарха Никона 1653 года, с точки зрения протопопа Аввакума, явилось появление в обществе большого количества бесноватых и заболевших странными болезнями. В основном эпизоды исцеления больных и бешеных встречаются в «Житии»: это эпизод о вдовах Марье и Софье, сенных Пашкова; исцеление младенца Евдокии Кирилловны и серия повестей о бесноватых, завершающих памятник. Трижды сцены исцеления встречаются в составе эпизодов покаяния начальника Евфимия Стефановича, бешеных Филиппа и Евфимия.

Все сцены исцеления имеют одинаковую структуру. Вначале упоминается имя заболевшего, дается неясное определение болезни, указываются причины бесноватости или болезни, затем рассказывается о борьбе Аввакума-героя с бесами, и завершаются эпизоды похвалой Христу. Структура сцен исцеления бесноватых и больных в «Житии» имеет своим истоком традиционный для древнерусской литературы сюжетный образец чудес о бесноватых, описанный А.В. Пиги-ным: «Чудеса о бесноватых строятся обычно по одному сюжетному образцу: причина вселения нечистого духа; описание тех мучений, которым он подвергает свою жертву; исцеление бесноватого святым». Однако на наш взгляд, Аввакум

некоторым образом модернизирует известный русским книжникам образец, что будет показано в дальнейшем [1].

Традиционно рассказ об исцелении болеющих и бесноватых в житиях начинался с упоминания личности заболевшего. Аввакум же вначале указывает место действия. Он либо называет город, в котором совершил чудо исцеления, либо дает более широкое определение пространства

- «Даурская земля». Иногда протопоп употребляет сразу оба понятия: сначала более широкое, затем более узкое, как бы сужает пространство, конкретизирует место действия: «в Сибири... в Тоболске»; «Было в Даурской земле»; «Таже приволоклись паки на Ирьгень озеро»; «А егда я былъ в Сибири, - туды еще ехалъ, - и жилъ в Тоболске, привели ко мне бешанова, Феодоромъ звали»; «Въ Тоболске была у меня девица, Анною звали»; «Да у меня жъ былъ на Москве бешаной,

- Филипомъ звали, - какъ я ис Сибири выехалъ» [2, стб., 28, 32, 73, 74, 77].

Иногда в роли указателей места, где совершается чудо исцеления, выступают слова, не указывающие на географическое расположение, - «в дому моемъ», «в темнице»: «Да и в темницу-ту ко мне бешаной зашел, Кирилушко, московский стре-лецъ, караульщикъ мой»; «Ко мне же, отче, в домъ принашивали матери детокъ своихъ»[2, стб.71, 79].

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

175

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

В некоторых случаях Аввакум заменяет место действия на время действия: «Какъ в по-пахъ еще былъ, тамъ же, где брата беси мучили, была у меня в дому моемъ вдова молодая»; «Егда еще я попомъ бысть» [2, стб. 67, 76].

Но в контексте таких эпизодов время осознается как указание места, тем более что место действия Аввакум ранее уже обозначил. Столь точное указание места действия необходимо Аввакуму, с одной стороны, для достижения эффекта достоверности рассказываемого, с другой же стороны, разнообразие географических мест, в которых Аввакум встречался с бешеными, оказывалось практически безграничным. Протопоп подчеркивал широту распространения зла, связанную с Никоном и его реформами: это и вдовы, и молодые девушки, и состоявшиеся мужчины, и младенцы, и, что удивительно, даже духовные дети протопопа - весь мир вокруг Аввакума «взбесился» [3].

Продолжая житийную традицию, Аввакум дает достаточно неясное определение болезням: «рука правая и нога засохли, что батошки... Робеночекъ на кончину пришелъ»; «Ко мне, отче, в домъ принашивали матери детокъ своихъ маленкихъ, скорбию одержимыхъ грыжною»; «Евфимей Стефановичь при кончине, и кричитъ неудобно, бьетъ себя и охаетъ» [2, стб. 12, 33, 79, 80].

Так же описывается и состояние бесноватых. Главный трагический мотив при описании бесноватых - мотив жестокости беса: «зело жестоко ихъ бесъ мучитъ»; «Жестокъ же былъ бесъ в немъ»; «бесъ мучилъ ея»; «беси ево жестоко нача-ша мучить»; «понеже в немъ бесъ былъ суровъ и жестокъ гораздо» [2, стб. 28, 68, 73, 75, 79] и т.д. - и связанный с ним напрямую мотив внезапного нападения беса на человека и поражения его: «от бесовъ пораженъ бысть»; «бесъ в немъ вздивия-чится»; «бесъ вздивиялъ въ Филиппе»; «ея бесъ ударить о землю»; «И нападе на нея бесъ во время переноса» [2, стб. 68, 72, 73, 76, 79].

Постоянное использование одних и тех же слов - «бес», «жестоко», «мучить» - свидетельствует о том, что Аввакум подчеркивал жестокость беса и мучения человека. Протопоп не раз упоминал, сколько у него ушло времени на борьбу с бесами: «Жилъ со мною с месяцъ и болши. Передъ смертию образумилъся»; «И я, в дому своемъ держа месяца з два, стужалъ об немъ Божеству»; «Ночь всю зимнюю с нимъ простряпалъ»; «Бился

я з бесами, что с собаками, недели с три за грехъ мой» [2, стб. 70-72, 75] и т.д.

Этот главный трагический мотив, обусловливающий тематику эпизодов и их композиционные особенности, получает развитие в целом ряде трагических мотивов, относящихся к пораженным бесом. В эпизодах исцеления постоянно присутствует мотив смерти: не всегда понятно, чем больны герои, но абсолютно ясно, что они скоро умрут: «Чаю, умретъ»; «Робеночекъ на кончину пришелъ»; «Евфимей Стефановичь при кончине» [2, стб. 12, 33, 77].

В большинстве эпизодов Аввакум прямо указывает, что причиной бешенства и болезни является прегрешение человека [4]. Мысль о вселении в человека беса в качестве наказания за грехи открыто постулировалась церковными проповедниками. Так, например, митрополит Киприан говорил: «О имущих же дух лукавый, не годится таковым даяти причастиа. нечисти бо суть, нечистым духом одержими, грех ради неких»

[5]. Протопоп Аввакум продолжает эту древнюю традицию в сценах исцеления, единственное отличие - это установка на мгновенную причинноследственную связь греха и болезни-бесноватости в текстах данного автора: «Соблудилъ в великъ день з женою своею, наругая праздникъ, - жена ево сказывала, - да и взбесился»; «Позавиде дия-волъ добродетели ея, наведе ей печаль о первомъ хозяине... захотела от меня отъити и за первова хозя(и)на замужъ поити... Господь же пустилъ на нея беса.»; «Хотела пострищися, а дьяволъ опять зделалъ по своему: пошла за Елезара за-мужъ и детокъ прижила. А какъ замужемъ была, по временамъ Богъ наказывалъ, - бесъ мучилъ ея»; «протопопица моя со вдовою домочадицею Фетиньею межъ собой побранились, - дьяволъ ссорилъ ни за што. И я, пришедъ, билъ ихъ обе-ихъ и оскорбилъ гораздо, от печали: согрешилъ пред Богомъ и пред ними. Таже бесъ вздивиялъ въ Филиппе» [2, стб. 73, 75, 77, 79] и т.д.

Принципиально значимым оказывается здесь то, что бес выступает в данных сценах как проводник воли Бога (здесь Аввакум также следует сложившейся в учительной литературе традиции. Сходную с позицией Аввакума точку зрения высказывал игумен Марк: «Господь попускает злым духам входить в людей с. благою целью - временного наказания за грехи и нравственного исправления») [6]. В эпизоде о своей духовной дочери Аввакум прямо говорит

176

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

о «сотрудничестве» между Богом и дьяволом: «Господь же пустилъ на нея беса». Бешенство и болезни выступают в «Житии» протопопа Аввакума как Божии средства наказать человека за неправедный поступок и образумить его: «Господь же пустилъ на нея беса, смиряя ея... Виде Богъ противление ея, послалъ беса на нея. Благохитрый же Богъ инако ея наказалъ: задремала в правило, да и повалилась на лавке спать, и три дни и три ночи, не пробудяся, спала»; «Евфимей Стефанович. говорить: дайте мне батка Аввакума! за него Богъ меня наказуетъ!»; «И виде Богъ неправду в насъ з братомъ, яко неправо поистине ходимь, - я книгу променяль, отцову заповедь преступиль, а брать, правило презирая, о скотине прилежаль, - изволилъ насъ Владыко сице наказать...» [2, стб. 12, 68, 77].

Факт бесовства людей получает двойственное осмысление у Аввакума. С одной стороны, бешенство человека является результатом неправедного образа жизни и Божьим средством усмирения человека. С другой стороны, бешенство человека обусловлено у Аввакума завистью дьявола к чистоте жизни христиан: «Позавиде ди-яволь добродетели ея, наведе ей печаль о перво-мь хозяине своемь. дьяволь окраль.» [2, стб. 77]. Так или иначе автор постоянно подчеркивает прямую взаимосвязь греха и бешенства в жизни людей, оборачивающуюся бедой и для самого бесноватого, и для окружающих его людей.

Особый динамизм и сценичность характерны для изображения состояния больных и бешеных, описания процесса лечения. Болезнь одержимых протекает, как правило, в два этапа: сначала бешеные буйствуют, а затем либо падают, как мертвые, либо просто не могут шевельнуть ни рукой, ни ногой, не могут ничего сказать. Причем буйное поведение одержимых описывается Аввакумом всегда в одних и тех же выражениях: Марья и Софья «бьются и кричатъ»; «Евфимей Стефановичь при кончине, и кричитъ неудобно, бьетъ себя и охаеть»; «Вскочиль с перины Евфимей, паль пред ногама моима, вопитъ неизреченно»; «Брать мой. завопилъ высокимъ гласомъ . ударился о землю, от бесовь поражень бысть, на-чатъ кричатъ и вопить гласы неудобными»; «А онь пущи беситься, кричитъ, и дрожитъ, и бьется»; «билъся и дрался, и не могли с нимь (Филиппом. - О.Т.) домочадцы ладить»; «и началъ чепь ломать, бесясь, и кричать неудобно»; «Ухватиль меня (Аввакума. - О.Т.), иучалъ бить и драть, и

всяко меня, яко паучину, терзаеть. « [2, стб. 12, 13, 28, 68, 73, 74].

Мотив чрезвычайной активности бесноватых, проявляющейся в драчливости, диком крике и ломании вещей, выявляется в данных эпизодах на основе глагольных повторов. Почти все бешеные и некоторые больные «бьются», «дерутся», «кричат и вопят гласы неудобны». Глагольные перечисления - излюбленный прием усиления, способ гиперболизации у Аввакума, призванный показать силу зла, тяжесть наказания за грешный образ жизни. Аввакум прибегает и к гротеску. Зачастую домашние (а их может быть около 30 человек) не могут удержать одного взбесившегося. Аввакум наделяет почти всех одержимых недюжинной, порой нечеловеческой физической силой, мощью [7]. Они способны избить окружающих, хотя те численно превосходят их: «В дому же моемь иные родные два, брата, - Козма и Герасимь, - болши ево, а не смогли удержать ево Евфимия; и всехь домашнихь человекь с тритцеть, держа ево, рыдають и пла-чють, вопиюще ко Владыке» [2, стб. 68]. Кричат так, что все домашние застывают в ужасе и начинают «вопить» ко Владыке.

Чтобы подчеркнуть трагизм подобного поведения бесноватых для общества, Аввакум вводит сопутствующий трагический мотив тягостного положения людей, попавших в руки одержимых бесом или вынужденных находиться вблизи них: «Ухватиль меня, и учаль бить и драть, и всяко меня, яко паучину, терзаеть»; «в тюрме юзниковь. всехь перебиль. бродя в де-ревняхь, великие пакости твориль. Всякь бегаеть от него»; «призваль к нимь чернова попа, - и оне ево дровами бросають» [2, стб. 31, 74, 75] и др. Страх, испытываемый домашними при виде беснующегося, подчиняет и парализует их сознание настолько, что они начинают вести себя точно так же, как одержимый: «На всехь домашнихь нападе ужась и зело голка бысть велика» [2, стб. 73-74]. Бешенство одного человека влечет за собой бешенство других. Мир людей, подверженных воздействию дьявола, разрастается в «Житии» до бесконечности.

Чтобы хоть как-то совладать с бешеным, обезвредить, его сажают на цепь, но одержимые неизменно либо ломают ее, как бешеный Филипп, либо вышатывают пробой из стены и убегают вместе с цепью, как бешеный Феодор.

Описывая бесноватых, Аввакум не чуждается изображения низкого, натуралистического:

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

177

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

«зело вшей было много... Онъ, миленькой, бывало с...ть и с...ть под себя»; «А иное два Василия у меня бешаные бывали прикованы, - странно и говорить про нихъ: калъ свой ели» [2, стб. 72, 77]. Показывая низкое, телесное, грязное, безобразное, писатель тем самым подчеркивает ужас бешенства, тяжесть борьбы с ним.

Вторая стадия болезни представляет собой прямую противоположность первой. Если сначала бешеные обладают какими-то нечеловеческими силами, все крушат, всех колотят, т. е. наделены живостью, активностью, чрезмерной выносливостью, то потом они неожиданно, почти резко обессилевают и замертво падают, ударяясь о землю, не могут пошевелиться, не в состоянии что-либо сказать (А.В. Пигин на основании глубокого и обстоятельного анализа демонологических сказаний XIV-XX веков пришел к выводу, что «сама бесноватость, по средневековым представлениям, есть разновидность или подобие смерти» Поэтому вторая стадия болезни бесноватых - окаменение - может рассматриваться как временная смерть одержимого) [1]: «брать же бывъ яко мерътвъ»; «а самь не говорить, свя-завшуся языку его»; «яко мертвь падаеть пред крестомь Христовымъ»; «ея бесь ударить о землю, омертвееть вся, яко камень станеть, и не ды-шить, кажется, - ростянеть ея среди горницы, и руки, и ноги и тело. мертво и каменно» [2, стб. 69, 70, 73, 76] и др.

Мотивы чрезвычайной активности и окаменения одержимых усугубляются в повествовании мотивом безумия. Он проявляется в тексте по-разному. Иногда Аввакум прямо говорит о несовершенстве ума бешеных: у Филиппа «умь... несовершень быль»; «Она же единаче в безумии своемь... пребываеть» [2, стб. 70, 77]. Иногда безумие в эпизодах показывается через отсутствие способности у бесноватого отождествить личность того, с кем он говорит. Так, например, Стефан не узнает своего двоюродного брата Аввакума: «какой ты мне брать? Ты мне батко... а брать мой на Лопатищахь живеть, - будеть тебе бить челомь» [2, стб. 70]. Зачастую безумие находит выражение у Аввакума в потере бешеным человеческого облика: поведение бесноватого уподобляется поведению животных: «учала... собакою лаять, и козою блекотать, и кокушкою коковать» [2, стб. 79]. Но чаще всего Аввакум пользуется приемом косвенного указания на безумие бесноватого. Завершив лечение, протопоп

констатирует исцеление ума: «пришель ко мне Феодорь целоумень»; «и паки беси отьидоша, и умь цель сталь»; «и помиловаль Богь: здравь бысть и умь исцеле» [2, стб. 71, 75] и др. Таким образом, исцеление ума напрямую связывается Аввакумом с моментом выхода беса из тела человека, а безумие - с порабощением тела и сознания человека бесом.

Интересен тот факт, что беситься герои начинают в основном во время правил: «У правила стоять не захочеть, - дьяволь сонь ему наводи»; «Какь станемь в вечерь начинать правило, такь ея бесь ударить о землю»; «в правиле сто-ящу ей, да и взбесится»; «И нападе на нея бесь во время переноса»; «И в день недельный после ужины, в келейномь правиле, на полунощнице, брать мой Евфимей говориль кафизму непорочную и завопиль высокимь гласомь» [2, стб. 68, 72, 76, 77, 79].

Прямого обьяснения этому факту Аввакум в своих произведениях не дает. Однако логика изложения показывает внутреннюю взаимосвязь этих событий. Сначала протопоп повествует о прегрешении человека, а затем показывает его в момент правила неожиданно, на первый взгляд, пораженного бесом. Жесткая последовательность происходящего подчеркивает неугодность молитвы согрешившего Богу, необходимость искупления вины. Все сцены исцеления пронизывает идея грядущего наказания за прегрешение. Болезнь и бешенство призваны показать человеку его ошибки, смирить, но одновременно являются средством искупления вины.

Все бешеные у Аввакума как бы на одно лицо. Такое ощущение, что Аввакуму все равно, кто взбесился. Вряд ли этот факт можно обьяс-нить исключительно древнерусской ритуальностью. Обильное насыщение пространства «Жития» бешеными создает особую атмосферу в произведении. Мир болен, и причина для Аввакума абсолютно ясна: «поганое никонианство». Описание поведения бесноватых меняется по мере движения от начала к концу «Жития»: оставляя неизменным каркас, Аввакум каждый раз добавляет что-то новое, постепенно сгущает краски. Чем более времени проходит с момента никоновских реформ, тем страшнее беснуются люди и больше их количество.

Принципиальным для Аввакума является вопрос о том, кто может лечить. Следуя библейской традиции, Аввакум основную роль в процес-

178

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

се лечения отводит попам. В Послании ап. Иакова (V:14) содержится указание, как должен поступать заболевший человек: «Болитъ ли кто въ васъ; да призовет попы церковныя» [8]. В соответствии с этим каноном строятся сцены исцеления в «Житии» протопопа Аввакума. Во всех эпизодах излечивает больных и бешеных сам протопоп. В древнерусской литературе даром целительства наделялись не все священнослужители, а только абсолютно безгрешные люди - святые. Аввакум продолжает эту литературную традицию. В «Житии» есть эпизод о бешеном Филиппе, где протопоп наглядно показывает, что помочь человеку может только молитва праведника. Протопоп «лечил» бешеного Филиппа, и достаточно удачно «лечил», пока сам не согрешил. Он, придя от Ртищева «зело печален, понеже в дому у него с еретиками шумел много о вере и законе», избил жену и домочадицу Фетинью, т.е. согрешил. В результате бес «вздивиял» в Филиппе, Аввакум «приступил к нему, хотя ево укротити; но не бысть по-прежнему» [2, стб. 71]. И только приняв наказание, искупив свой грех, протопоп смог исцелить взбесившегося. Таким образом, дар целительства, по мысли протопопа, исчезает, если человек согрешил, и вновь возвращается после покаяния.

Аввакум выступает в сценах исцеления и как новатор. Новаторство это связано с идеологической целью написания «Жития». В современное Аввакуму время возникает принципиальный вопрос: а какой именно поп может помочь - исповедующий старообрядчество или приверженец никонианства? Аввакум решает эту дилемму однозначно в пользу первых.

Так, Пашков, забрав у протопопа вдов Марью и Софью, начал «бранить» его «вместо благодарения. Онъ чаялъ: Христосъ просто положить; ано пущи и старова стали беситца». Тогда воевода призвал к ним «чернова попа» - никонианца, но ему не только не удалось исцелить бедных вдов, он не смог даже подойти к избе, в которой они были заперты: «заперъ ихъ в пустую избу, ино никому приступу нетъ к нимъ; призвали чернова попа, - и оне ево дровами бросаютъ, и поволокся прочь» [2, стб. 31]. А Аввакум «тайно послал к ним воды святыя, велел их умыть и напоить», и они приняли его послание, и «им, бедным, легче стало» [2, стб. 38]. В данном отрывке прослеживается явная антитеза: черный поп - Аввакум.

В другом эпизоде кормилица Евдокия Кирилловна послала заболевшего ребенка к

«шептуну-мужику», так как Аввакума «не при-лучилося дома». Младенец же «пущи занемог»: «Смалодушничавъ, она, осердясь на меня, послала робенка к шептуну-мужику... Младенецъ пущи занемогъ; рука правая и нога засохли, что батошки. В зазоръ пришла; не ведаетъ, что дела-етъ, а Богъ пущи угнетаетъ. Робеночекъ на кончину пришелъ. И я, смиряя, приказываю ей: «вели матери прощения просить у Орефы колъдуна» [2, стб. 33]. Протопоп, велев матери душу «извраче-вать», смог исцелить ребенка. Налицо еще одна антитеза: «мужик-шептун» и Аввакум. Попы-старообрядцы противопоставляются в «Житии» и язычникам-колдунам.

Вывод, напрашивающийся сам собой, состоит в том, что настоящим даром целительства обладают не черные попы-никониане, не язычники-шептуны, а люди, подобные Аввакуму. Черные попы-никониане являются отступниками от истинной веры, поэтому они не могут исцелять, но и вредить больному тоже не могут. Язычники-шептуны в сознании протопопа ассоциируются с колдунами, людьми неверующими, поэтому их действия приводят к прямо противоположному результату. В роли же целителя может выступать только поп-старообрядец. Таким образом, предметно-смысловые антитезы Аввакум-черный поп, Аввакум-мужик-шептун играют важную роль в памятнике.

Кульминационным моментом во всех сценах исцеления является борьба Аввакума с бесами. Вводя в повествование первый эпизод данной тематики о бешеных Марье и Софье, Аввакум, назвав болезнь и описав состояние женщин, неожиданно прерывает рассказ о них проповедью: «Во искусе то на Руси бывало, - три-четыре бешаныхъ приведшихъ бывало в дому моемъ и, за молитвъ святыхъ Отецъ, отхождаху от нихъ беси, действо-мъ и повелениемъ Бога жеваго и Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия-света. Слезами и водою покроплю, и масломъ помажу, молебная пев-ше во имя Христово: и сила Божия отгоняше от человека бесы и здрави бываху, не по достоинству моему, - никако же, - но по вере приходящихъ» [2, стб. 29]. Проповедь Аввакума восходит к тексту Послания ап. Иакова (V:14-16): «Болитъ ли кто въ васъ; да призовет попы церковныя, и да молитву сотворятъ над нимъ, помазавше его масломъ въ имя господне. И молитва веры спасетъ болящаго, и воздвигнетъ его, господь. И аще грехи будет со-творилъ, отпустятся ему. Исповедаите убо другъ

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

179

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

за друга, яко да исцелеете. Много бо может молитва праведнаго поспешествуема».

Аввакум практически слово в слово воспроизводит процитированный выше текст из Послания. Все имеющиеся в памятнике сцены исцеления, а точнее процесс лечения, выписаны согласно указанному выше образцу: «я, по обычаю, самъ постилъся и имъ не давалъ есть, молебъс-твовалъ, и масломъ мазалъ, и, какъ знаю, действо-валъ... Я ихъ исповедалъ и причастилъ»; Аввакум «всталъ, добылъ в грязи патрахель и масло священное нашолъ. Помоля Бога и покадя, младенца помазалъ масломъ и крестомъ благословилъ»; «И я ... стужалъ об немъ Божеству, в церковь водилъ и масломъ освятилъ»; «И я, О всепетую прогово-ря, кадиломъ покажу, потомъ крестъ положу ей на голову, и молитвы Василиевы в то время говорю... по руке поглажу крестомъ... и по животу. и ноги поглажу. Масломъ ея освятилъ.»; «крестомъ благословлю и водою покроплю»; «И я поднялъ, и положилъ ево на постелю, и испове-далъ, и масломъ священнымъ помазалъ» [2, стб. 13, 29, 33, 34, 75-77] и т.д.

Завершает все сцены исцеления Аввакум одинаково. Все трагические мотивы, имеющие место в эпизодах о бесноватых, получают счастливое разрешение в конце на разных уровнях. Связано это не только с событийным разрешением трагической ситуации: бес покидает тело человека; но и с тем, что в конце эпизодов меняется метафизический субъект действия. Начало эпизода - «жестокъ. бесъ», конец - «Слава Богу», «исцелелъ Божиею благодатиею о Христе Исусе, Господе нашемъ, Ему-жъ слава» [2, стб. 74].

Согласно житийной традиции, истинным целителем в «Житии» выступает Бог (М.П. Одесский, анализируя развитие образа «человека болеющего» в древнерусской литературе, пришел к выводу, что Аввакум «сообщает о присущем ему даре исцеления как об очередном свидетельстве истинной праведности. И хотя источник чудодейственной силы тут Бог и церковная «утварь», но медиум - «огнепальный протопоп») [9]: «и бабы о Христе целоумны и здравы стали»; «такъ опять, далъ Богъ, стали здоровы. Слава о нихъ Богу!»; «Робенокъ, далъ Богъ, и опять здоровъ сталъ»; «и помиловалъ Богъ: здравъ бысть и умъ исцеле»; «исцелела далъ Богъ»; «Такъ Христосъ изволилъ»; «И потомъ исцелелъ Божиею благода-тиею о Христе Исусе, Господе нашемъ, Ему-жъ слава» [2, стб. 13, 29, 31, 34, 74, 75, 77] и др.

В конце меняется и настроение всего эпизода. Эмоции горя («Охъ, да только огонь да мука!», «Охъ, горе мне!»), жалости к беснующимся («И мне бедному жаль») сменяются радостью и восхищением пред милостью и делами Господа: «Слава Богу о семъ!»; «Ино добро. Слава Богу о семъ!»; «Богъ совершенно исцеляетъ по своему человеколюбию»; «возрадовался о величии Божии, понеже о всех насъ печется и промышляетъ Господь, - и ево исцелилъ, а меня возвеселилъ!» [2, стб. 73, 75, 76, 80]. Традиционные концовки - прославление Христа - носят церемониальный характер. Рефрены подчеркивают мысль о предопределенности судеб людей, мысль о жизни в системе: грех - наказание - покаяние - исцеление.

Таким образом, разнообразие географических мест, в которых протопоп «лечил» бешеных, галерея взбесившихся, продолжительность борьбы с бесом, чудовищная активность одержимых, оборачивающаяся трагическими ситуациями для окружающих, и, наконец, заразность бешенства - все это приметы общей трагической атмосферы времени. Весь комплекс трагических мотивов в сценах исцеления подчеркивает, что мир в представлении Аввакума болен, бесовство захлестнуло все общество, и связано оно с Никоном и его реформами.

Библиографический список

1. Питии, А.В. Демонологические сказания в русской книжности XIV-XX веков (Повесть о бесе Зерефере; Повесть о видении Антония Галичанина; Повесть Никодима типикариса Соловецкого о некоем иноке; Повесть о бесноватой жене Соломонии): дисс. ... д-р филол. наук / А.В. Питан. - СПб., 1999. - С. 329.

2. Памятники истории старообрядчества за первое время его существования. Кн. 1. Вып.1 // Русская историческая библиотека. - Л., 1927. - Т. 39.

3. Таянова, Т.А. Категория чуда в системе религиозно-философских воззрений Аввакума / Т.А. Таянова // «Благословенны первые шаги.» Сб. работ молодых исследователей. - Магнитогорск, 1997. - С. 10.

4. Бороздин, А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в. / А.К. Бороздин, - СПб.,1900. - С. 331.

5. Ответы митрополита Киприана игумену Афанасию 1390-1405 // Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч.1 (РИБ, т.6). - Стб. 251-252.

6. Марк, игумен. Злые духи и их влияние на людей. - СПб., 1899. - С.180.

7. Рязановский, Ф.А. Демонология в древнерусской литературе / Ф.А. Рязановский. - М., 1915. - С. 67-68.

8. Библия. Острог, 1581.

9. Одесский, М.П. «Человек болеющий» в древнерусской литературе / М.П. Одесский // Древнерусская литература: изображение природы и человека. - М., 1995. - С. 164.

180

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.