УДК s1e
DOI 10.23672/SAE.2023.15.91.038
Прокопьева Сардаана Эдуардовна
магистрант кафедры социологии и управления персоналом Финансово-экономического института, Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова prokopeva@mail.ru
Sardaana E. Prokopyeva
Master Student of the Department of Sociology and Personnel Management Financial and Economic Institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova prokopeva@mail.ru
О зарубежном и отечественном опыте исследований украшений народа саха
About foreign and domestic
experience of research of jewelery of the saha people
Аннотация. Якутские национальные украшения имеют различные виды и типы по своему строению. В статье приводятся сведения об исследованиях, посвященных якутским украшениям, проведенных зарубежными и отечественными исследователями. Автор передает описание украшений, конструктивно-декоративных особенностей одежды якутов, проводит сравнение русского, якутского и тунгусского костюмов. Установлены основные направления исследований, представлявших интерес этнографов.
Ключевые слова: народ саха, якутские украшения, одежда якутов, народная культура, исследования, золото, серебро.
Annotation. Yakut national jewelry has various types and types in its structure.The article provides information about the research on Yakut jewelry, conducted by foreign and domestic researchers. The author conveys a description of jewelry, constructive and decorative features of Yakut clothing, compares Russian, Yakut and Tungus costumes. The main directions of research that were of interest to ethnographers are established.
Keywords: Sakha people, Yakut jewelry, Yakut clothes, folk culture, research, gold, silver.
Якутские национальные украшения имеют различные виды и типы по своему строению. Мастера - ювелиры изготавливали украшения из различных материалов, например, из серебра, меди, латуни, бересты и др. известных металлов.
Согласно описанию, которое сделал на основе материала древних якутских захоронений этнограф Михаил Носов, полный комплект украшений якутской женщины включал около восьми предметов:
- головные украшения - начельник (бастынга);
- косоплетку (суИуох симэ5э);
- серьги (ытар5а);
- нашейные и нагрудные украшения - воротничок-ожерелье (моой симэ5э);
- ожерелье-гривну (кылдыы);
- нагрудно-наспинное украшение (илин-кэлин кэбиИэр);
- наручные украшения - широкие браслеты (бе5ех) и кольца (биИилэх).
Также, неотъемлемой частью костюма являлся пояс (кур) [1].
Исследователи прошлого интересовались, прежде всего, экзотическими особенностями одежды народов Якутии. Матушевич считает, что «вокруг на голенище шириною в ладонь разного цвета», а иные и шубы вокруг ими окладывают» [2]. Ф. Готтенрот пишет, что «якуты умеют со вкусом украшать свои платья белыми полосами меха или разноцветными суконными лоскутьями и кусками кожи» [2].
Будь то ювелирное убранство или одежда у якутов, все искусно украшалось серебром, бисером, тесьмой и т.д. В донесениях сержанта Попова от 25 апреля и 4 сентября 1794 г. содержатся описания, встреченных им на реке Чоне местных тунгусов в одежде с нагрудниками и торбасах, унизанных зеленым и черным бисером, оловянными пуговицами [1].
По мнению Н. Щукина, «на шею (якутские женщины - A.C.) надевают широкое серебряное кольцо, а на руки браслеты или зарукавья, тоже серебряные с разными вычурами, своей собственной работы. На голове под шапкой - ременное кольцо, от которого вдоль спины и по грудям спускаются ремни, покрытые серебряными бляшками» [7].
А. Миддендорф в своей работе упоминает, что «девичий наряд из голубой шелковой материи, украшенный фигурами, вышитыми серебряными
нитками. На спине меховых якутских кафтанов им замечен меховой крест из росомахи. Подчеркивая приверженность якутов к национальному покрою и узорам одежды» [7], Миддендорф указывает на влияние русского костюма на якутский костюм.
Р. Маак отмечает вышивку шелком рукавиц, а также, вышивку старинного костюма полосами из белого, голубого и черного бисера, декор в виде небольших серебряных бляшек [7].
В современное время якутские ювелиры используют для своего ремесла различные материалы. От прошлого равнодушного отношения к золоту не осталось и следа. Сейчас золото активно используется в создании ювелирных изделий как в сочетании с серебром, так и отдельно. Украшения по форме стали легче, линии тоньше за счет современного оборудования, которое значительно облегчило обработку металла.
Развивая идеи предшественников, В. Серошев-ский первым обратил внимание на смешение исследователями якутского и тунгусского костюма. Серповидный меховой узор на спине шуб, о котором писал в свое время Маак, к концу XIX в. почти вышел из употребления. Серошевский видел его на севере всего у 3-4 свадебных сагыняхов, все они были из отборного тарбаганьего меха, без всяких других украшений: сзади во всю длину «был пришит узор, напоминающий орла с распущенными крыльями, из этого же меха, только более темного». Серошевский также писал о билэ -украшениях верхней части унтов [4].
Конструктивно-декоративными особенностями одежды якутов в советское время занимались
Литература:
1. Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества. Якутск : «Бичик», 2019. 91 с.
2. Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. М. : Сов.энциклопедия, 2019. 287 с.
3. Беннет Д. Ювелирное искусство. Иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям / Д. Беннет, Д. Маскетти; Пер. с англ. И.Д. Голыби-ной. М. : Арт-родник, 2010. С. 497.
4. Искусство глазами молодых: материалы Х11 Международной научной конференции, 30 июня 2020 г: Материалы конференции / Ред. Н.В. Пере-пич. Красноярск: СГИИ им. Хворостовского, 2020. С. 64. ШЬ : https://eJanbook.com/book/275591
5. Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учеб. для нач.шк. / Е.И.Коротеева; Под ред. Б.М. Немен-ского. 5-е изд. М. : Просвещение, 2020. 144 с.;
6. Кругликов Г.И. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности : учебно-методическое пособие для студентов технолого-экономических (технологии и предпринимательства) факультетов педвузов и педколледжей, учителей технологии, педагогов дополнительного образования / Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко. Курск : Издательство Курского госуниверситета. 2018. 321 с.
Е.Д. Стрелов и М.М. Носов, для чего ими использовали обширные археологические и этнографические источники. Последний подчеркивал связь украшения с дизайном костюма; впервые обращал внимание на эстетические качества якутской женской вышивки, ее связь с женским образом жизни, характерные узоры и способы выполнения вышивки, материал. Носов, написал в своем альбоме по якутской материальной культуре раздел, посвященный якутскому костюму, где подчеркивал различия между якутским и эвенкийским костюмами. Он считал, что отличительной чертой убранства являются яркие цвета, а незамысловатые и замысловатые узоры.
У якутских костюмов неотъемлемой частью является - шапка «дьабака». Отличалась она декоративным оформлением, богатством орнаментов и узоров. Рукодельницы с радостью использовали бляшки, серебряную нить, мишуру вместе с бисером и цветными нитками. Мастерски умели шить «Чопчуур» из красного или черного сукна, к нему внимательно подбирали бисер, нитки по цвету. На высокой шапке солнцем блестит бляха чеканного серебра: радугой переливаясь на ней, красуется шитый красный узор.
Сейчас же из-за развития ювелирного ремесла за счет новейшего оборудования и накопленного опыта якутских мастеров, ювелирные изделия стали настоящими произведениями искусства. Поэтому на прилавках мы можем встретить новые невообразимые формы в виде якутских стер-хов, медведей, симметричные формы орнаментов кут (якутских духов), цветков Сардааны, национальной якутской утвари [12].
Literature:
1. Ammosova E.E. Folk origins of creativity. Yakutsk : «Bichik», 2019. 91 p.
2. Andreeva I.A. Needlework. Popular Encyclopedia. M. : Sov. encyclopedia, 2019. 287 p.
3. Bennet D. Jewelry art. An illustrated guide to jewelry / D. Bennet, D. Masketti; Transl. from English. I.D. Golybina. M. : Art-spring, 2010. P. 497.
4. Art through the eyes of the young: Proceedings of the XII International Scientific Conference, June 30, 2020: Proceedings of the conference / Ed. N.V. Pere-pich. Krasnoyarsk: SGII im. Khvorostovsky, 2020. P. 64. URL : https://eJanbook.com/book/275591
5. Koroteeva E.I. Art and you. Proc. for primary school / E.I.Koroteeva; Ed. B.M. Nemensky. 5th ed. M. : Enlightenment, 2020. 144 p.
6. Kruglikov G.I. Methods of teaching high school students of creative activity: Educational and methodological manual for students of technological and economic (technology and entrepreneurship) faculties of pedagogical universities and pedagogical colleges, technology teachers, teachers of additional education / G.I. Kruglikov, V.D. Simonenko. Kursk : Publishing house of the Kursk State University. 2018. 321 p.
7. Саввинов А.И. Традиционные металлические украшения XIX - начало ХХ века: (историко-этно-графическое исследование). Новосибирск : наука, 2021. 171 с.
8. Толстихин Ю. Обзор финишных машин рота-ционно-дискового принципа основных европейских производителей / Ю. Толстихин // Ювелирное обозрение. 2003. С. 24-28.
9. Шамина Л.В. Основы народно-певческой педагогики : учеб. пособие. М., 2010. 202 с.
10. Abellan M. Dreaming jewelry. Barcelona : Monsa, 2010. 207 с.
11. Corti C.W. URL : https://donuts.domains (date of the application 19.05.22).
12. Faccenda V. Polishing: the basic principles / V. Faccenda, C.W. Corti.
7. Savvinov A.I. Traditional metal ornaments of the 19th - early 20th centuries: (historical and ethnographic research). Novosibirsk: science, 2021. 171 p.
8. Tolstikhin Yu. Overview of finishing machines of the rotary-disk principle of the main European manufacturers / Yu. Tolstikhin // Jewelry Review. 2003. P. 24-28.
9. Shamina L.V. Fundamentals of folk singing pedagogy : manual. M., 2010. 202 p.
10. Abellan M. Dreaming jewelry. Barcelona : Monsa, 2010. 207 p.
11. Corti C.W. URL : https://donuts.domains (date of the application 19.05.22).
12 . Faccenda V. Polishing: the basic principles / V. Faccenda, C.W. Corti.