Published in the Russian Federation
Oriental Studies (Previous Name: Bulletin of the Kalmyk Institute
for Humanities of the Russian Academy of Sciences)
Has been issued as a journal since 2008
ISSN: 2619-0990; E-ISSN: 2619-1008
Vol. 14, Is. 6, pp. 1290-1303, 2021
Journal homepage: https://kigiran.elpub.ru
УДК / UDC 3.39.391
DOI: 10.22162/2619-0990-2021-58-6-1290-1303
История изучения якутских украшений в XIV-XVIII вв.
Александра Николаевна Прокопьева1, Капитолина Максимовна Яковлева2
1 Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (д. 1, ул. Петровского, 677027 Якутск, Российская Федерация)
научный сотрудник
0000-0002-8329-159Х. E-mail: [email protected]
2 Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова (д. 58, ул. Белинского, 677000 Якутск, Российская Федерация)
кандидат исторических наук, доцент
0000-0002-5381-8960. E-mail: [email protected]
© КалмНЦ РАН, 2021 © Прокопьева А. Н., Яковлева К. М., 2021
Аннотация. Введение. На основании обзора отечественной литературы рассмотрены основные вехи в истории изучения якутских украшений XIV-XVIII вв. Цель исследования — сформировать периодизацию изучения якутских украшений XIV-XVIII вв., выделить основные тенденции в этапах изучения и показать вклад исследователей, начиная с отписок служилых людей и заканчивая научными изысканиями современных авторов. Первые сведения о якутских украшениях носили фрагментарный характер и рассматривались лишь при описании костюма в целом. Материалы и методы. Проанализированы письменные материалы по изучению якутских украшений от первичных источников (отписки служилых людей, ясачные списки, дневники и наблюдения) до современных статей по теоретическому осмыслению накопленного материала. Результаты и выводы. Изучение первоисточников и научной литературы показывает, что в них содержится весьма разнообразный и ценный фактический материал по якутским украшениям. В историографии вопроса можно выделить на три этапа: 1) дореволюционный период; 2) первая половина XX в.; 3) вторая половина XX в. - современность. Ключевые слова: украшения, историография, история изучения, кулун-атахская культура, Якутия, якуты, средневековье
Для цитирования: Прокопьева А. Н., Яковлева К. М. История изучения якутских украшений
XIV-XVIII вв. // Oriental Studies. 2021. Т. 14. № 6. С. 1290-1303. DOI: 10.22162/2619-09902021-58-6-1290-1303
14th-18th Century Sakha Jewelry: History of Research Reviewed
Aleksandra N. Prokopieva1, Kapitolina M. Yakovleva2
1 Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the RAS (1, Petrovsky St., 677027 Yakutsk, Russian Federation)
Research Associate
0000-0002-8329-159X. E-mail: [email protected]
2 North-Eastern Federal University in Yakutsk (58, Belinsky St., 677000 Yakutsk, Russian Federation)
Cand. Sc. (History), Associate Professor
0000-0002-5381-8960. E-mail: [email protected]
© KalmSC RAS, 2021 © Prokopieva A. N., Yakovleva K. M., 2021
Abstract. Introduction. The article reviews works by Russian scholars to examine key stages of research on 14th—18th century Yakut jewelry. Goals. The study aims at outlining respective periods of research and identifying main trends therein with due regard of each explorer's contribution — from local officials and their reports to contemporary scientists and their academic works. Earliest messages on Sakha jewelry were fragmented enough the latter to be perceived only as elements to traditional garments. Materials and methods. The paper analyzes original written materials dealing with Yakut jewelry (reports by officials, yasak lists, diaries and observations) towards present-day theoretical articles rethinking the accumulated data. Results and conclusions. The related historiography comprises a total of three stages: 1) pre-Revolution period, 2) early-to-mid 20th century, 3) mid-20th century to present day. Our insights into original sources and scientific texts shows those contain diverse and essential factual materials on Yakut jewelry.
Keywords: jewelry, historiography, history of jewelry studies, Kulun-Atakh culture, Yakutia, the Yakut, Middle Ages
For citation: Prokopieva A. N., Yakovleva K. M. 14th-18th Century Sakha Jewelry: History of Research Reviewed. Oriental Studies. 2021; 14 (6): 1290-1303. (In Russ.) DOI: 10.22162/26190990-2021-58-6-1290-1303
Введение
Х1У-ХУШ вв. — один из интересных и все еще малоизученных периодов в истории Якутии, состоящий из двух последовательных этапов: кулун-атахской археологической культуры Х1У-ХУ1 вв. и якутской культуры ХУП-ХУШ вв. В научной литературе можно встретить такие обобщающие обозначения периода Х1У-ХУШ вв., как «архаичный», «переходный», «ранний» и «раннеякутский». Устойчивый интерес исследователей к этому периоду вызван тем, что с кулун-атахской культурой связывают происхождение и развитие якутского этноса и распространение скотоводческой культуры на территории Якутии [Гоголев 1993: 87].
Самые ранние свидетельства о бытовании металлических украшений были найдены на поселенческих памятниках кулун-
атахской культуры. Это были проволочные серьги и формы для отливки нашивных украшений. Материалы из дохристианских погребений показывают, что в ХУП-ХУШ вв. среди якутов бытовали шейные гривны, кольца, перстни, парные браслеты, накосные и нашивные украшения. На основании археологического материала можно сделать вывод, что металлические украшения раннего этапа просуществовали без особых изменений до конца ХУШ в. [Гоголев 1990; Кирьянов 2017: 205; Константинов 1971: 68].
Другим важным видом источников являются письменные источники, но они относятся лишь к ХУП-ХУШ вв. и содержат отрывочные сведения о бытовавших в то время якутских украшениях. Особую ценность представляют названия украшений, вышедшие из употребления к началу ХХ в.
Некоторые работы, описывавшие народы Якутии, содержали иллюстрации, которые также являются значимым источником информации [Георги 1799; Маак 1994].
В целом за историю научного изучения Якутии сформирован корпус вещественных источников, позволивший выработать типологию и классификацию якутских украшений [Саввинов 2001; Яковлева, Прокопьева 2020].
В трудах по этнической истории украшения приводились как свидетельства межкультурных коммуникаций [Гоголев 1993], украшения рассматривались в контексте погребальной обрядности [Бравина, Попов 2008; Кирьянов 2017], были изучены семантические аспекты орнаментации и форм украшений [Гаврильева 1998; Петрова 2006].
Зачастую в этнографической литературе украшения раннего периода используются как дополнительный аргумент при анализе материала, чем принижается их роль как самостоятельного источника, теряются закономерности временных и территориальных изменений. На сегодняшний день изучение украшений Х1У-ХУШ вв. является актуальным вопросом, и можно констатировать тот факт, что за последние несколько лет произошел переход из этапа накопления фактического материала к его осмыслению и всестороннему изучению. В связи с этим необходимо упорядочить историографию якутских украшений, подвести некоторые итоги проведенных исследований. На сегодняшний день накоплен достаточный, хоть и несколько разрозненный материал, который может послужить основой для обобщающей работы.
Этапы истории изучения украшений
В целом историю изучения украшений Х1У-ХУШ вв. можно разделить на три этапа:
1) дореволюционный период — формирование корпуса первичных источников: отписки служилых людей, ясачные списки, дневники и наблюдения путешественников и исследователей Сибири, этнографические сборы для музеев и первые археологические исследования;
2) первая половина ХХ в. — археологическое изучение якутских погребений ХУП-ХУШ вв., формирование музейных
коллекций по материальной культуре якутов, первые научные труды о якутском костюме и украшениях;
3) вторая половина ХХ в. - современность — период теоретического осмысления накопленного материала, расширение источниковой базы, углубление хронологической глубины исследований, изучение происхождения и развития якутских украшений.
1. Дореволюционный период
Первые сведения о якутском костюме и украшениях появляются с началом освоения Сибири русскими землепроходцами. В письменных источниках ХУ11 в. упоминается меховая одежда, украшенная бисером, серебряные диски «туосахта», медные подвески и пуговицы [Токарев 1945: 81].
Из торговых книг можно получить информацию о цене одекуев и бисера, которые обменивались на пушнину. Видимо, первым в литературе упоминанием якутских украшений является дневник польского военнопленного Адама Каменского-Длуж-ника. Примерно в 1660-1661 гг. он попал в Якутию и оставил небольшое описание серег, шейных гривен «серебряные и медные обручи» и дисков «туосахта» в своем дневнике [Зыков 1976: 4].
В ХУШ в. письменные источники становятся более разнообразными: это дневники и заметки путешественников, первые издания этнографического характера, немногочисленные рисунки, сопровождавшие эти работы. Наиболее известными из них являются труды Я. И. Линденау, Г. Ф. Миллера, И. Г. Георги, И. Биллингса, Ф. Лан-ганса [Линденау 1983; Миллер 2000; Георги 1799; Биллингс 1978; Ланганс 1824] и др. Эти работы ценны тем, что описание дается наблюдателем, приводятся бытовавшие названия некоторых украшений. Чаще всего в них упоминаются серьги, гривны, кольца и перстни, нашивные украшения. Например, у И. Г. Георги находим следующее описание головного украшения бастынга: «Девки заплетают волосы и носят широкие на-чельники кожаные, совсем покрытые узорами и корольками. От сих начельников висят по сторонам небольшие корольковые нитки с брякушками, а от темени простирается на спину украшение длиною в пядени два, а шириной в ладонь, покрытое узорами и корольками» [Георги 1799: 176].
В этой же книге были даны первые иллюстрации, где были запечатлены якуты в одежде и украшениях. Так как это работы описательного характера, они не дают сведений о том, когда и как носили украшения, зависело ли ношение определенных украшений от социального положения, пола, возраста и т. д.
Кроме письменных и изобразительных материалов, формировался корпус вещественных источников. Известно, что участники Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.) собирали предметы для Кунсткамеры [Иванов 1981: 39-42].
Г. Ф. Миллер отправил для коллекции музея несколько ящиков с этнографическими предметами, в том числе «девичий наряд повяска», шапка с «против лба круг[ом] серебрян[ым]» и другие части костюма и украшения [Иванов 1981: 39-42].
Видимо, к этому периоду относятся первые материалы из раскопок погребений, потому что среди коллекции Г. В. Стеллера упомянуты «серебряные и медные могильные бляхи» [СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 813. Лл. 244-245].
В 1747 г. в Кунсткамере произошел пожар, в котором серьезно пострадала сибирская коллекция, в том числе якутская. Возможно, описанные в статье В. П. Дьяконовой гривны с витым рельефом являются фрагментами той коллекции [Дьяконова 1958: 179-186].
Более обширен материал XIX в. — это описания украшений в работах А. Ф. Мид-дендорфа [Миддендорф 1878], В. В. Радло-ва [Радлов 1989], В. Л. Серошевского [Се-рошевский 1993], Р. К. Маака [Маак 1994]. Сами исследователи отмечали, что на протяжении XIX в. произошли существенные изменения в культуре якутов, многое вышло из употребления или смысловая нагрузка отдельных явлений забыта. К таким украшениям можно отнести нагрудники тюсюлюк и женские амулеты сасыл тумса [Маак 1994: 66]. На это указывал и археологический материал, найденный при вскрытии якутских могил [Геккер 1896; Маак 1994; Сарычев 1889; Тимофеев-Терешкин 1915].
Внимание исследователей привлекли металлические украшения из женских погребений: серьги в виде знака вопроса, лож-новитые гривны и нашивные украшения
одежды. Р. К. Маак отмечал существенную разницу между бытовавшими в его время украшениями якутских женщин и найденными им в могилах в XVШ в. [Маак 1994: 62].
Издания XIX в. были снабжены иллюстрациями, якутскими терминами, дополнены фольклорными сведениями. Что касается терминологии ювелирного и кузнечного дела, названий украшений, то ценные сведения содержит словарь якутского языка Э. К. Пекарского [Пекарский 1959].
2. Первая половина XX в.
К концу XIX в. созрела необходимость формировать собственный научный и культурный центр в регионе и в результате был основан Якутский областной музей (ныне — Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского). Благодаря этому событию в Якутии появились собственные кадры, и это определило характер работ в первой половине ХХ в.
На фоне всеобщего подъема краеведческого движения изучение прошлого Якутии становится одной из основных задач исследователей. В этот период работали такие объединения, как «Саха кэскилэ» («Будущее якутов») и Общество изучения Якутской АССР, внесшие существенный вклад в якутоведение. На территории Якутии работали академические экспедиции, шло полномасштабное изучение края.
В это время большую работу по изучению материальной культуры якутов XVIII в. проделал Е. Д. Стрелов. Он одним из первых опубликовал подробную статью о женской одежде и украшениях, основываясь на материалах якутских погребений [Стрелов 1937]. В этой работе он указывает, что костюм и украшения XVIII в. сильно отличаются от традиционных образцов XIX в. по материалу изготовления, характеру декоративных приемов [Стрелов 1937: 99].
По материалам раскопок якутских погребений в музее была устроена выставка, часть материалов вошла в постоянную экспозицию. В той же статье Е. Д. Стрелов отмечает, что выставленные на обозрение фрагменты одежды и металлические украшения, акварельные реконструкции М. М. Носова вызвали вопросы об их этнической принадлежности у посетителей [Стрелов 1937: 99]. Это говорит о том, насколько сильно и бы-
стро изменились представления о костюме якутов ХУШ в. за одно столетие.
В целом в 1930-1950-е гг. отмечается повышенный интерес к истории якутского этноса, что вылилось в планомерное археологическое изучение погребальных памятников якутов. Основной объем работ проводился на территории Центральной Якутии. Здесь под руководством С. И. Боло, И. Д. Новгородова, М. А. Ковынина, И. Г. Березкина были изучены дохристианские погребения якутов [Бравина, Попов 2008: 18-22].
При этом особое внимание уделялось легендарным личностям, известным по фольклорным источникам, историческим лицам. Были составлены картотеки по погребениям известных лиц и собран обширный фольклорный материал, хранящийся сегодня в Национальном архиве Республики Саха (Якутия) [НА РС(Я). Р. 1413. Оп. 2. Ед. хр. 414-416]. Так были изучены погребения князей Мазары Бозекова, Софрона Сыранова, родоначальников Омуоруйа, Аба Уос Дьорго, известных воинов Леглю Беге, Суор Бугдюк и т. д. [Новгородов 1955].
Из этих раскопок известно, что в ХУ11 в. комплекс украшений мужчин и женщин не имел выраженных отличий. Например, серьги и шейную гривну носили как женщины, так и мужчины [Гоголев 1958: 73; Константинов 1971: 79]. Благодаря этим раскопкам были установлены составляющие костюма и украшений якутов ХУП-ХУШ вв., фонды музея пополнились материалами раскопок. К сожалению, не все материалы раскопок дошли до наших дней.
Особый интерес для нашего исследования представляют рисунки и статьи М. М. Носова [Носов 1957; Носов 1988]. Он был художником при Якутском областном музее и участвовал в археологических раскопках якутских погребений. Благодаря тому, что у него была возможность непосредственно на месте раскопок делать зарисовки, до нас дошли подробные сведения о характере обнаруженных материалов. На основании своих наблюдений, тщательного изучения археологического материала М. М. Носов выполнял рисуночную реконструкцию якутского костюма ХУП-Х1Х вв. Его иллюстративное наследие продолжает оставаться одним из важных источников по истории якутского костюма. Особо ценна его
статья «Эволюционное развитие якутской одежды с конца ХУШ столетия до 1920-х годов» [Носов 1957], где автор дает систематизацию якутского костюма и украшений. Рисунки М. М. Носова хранятся в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) и в Архиве Якутского научного центра СО РАН (далее —ЯНЦ СО РАН).
В 1935 г. был создан Институт языка и культуры, и начинается планомерное и системное научное изучение Якутии. Институт проводил свои экспедиционные исследования, был собран богатый материал по материальной и духовной культуре народов Якутии. Здесь стоит отметить А. А. Саввина — известного якутского этнографа и фольклориста. В личном фонде А. А. Саввина в Архиве ЯНЦ СО РАН хранятся ценные фольклорные и этнографические сведения о якутских украшениях [Саввинов 2018].
3. Вторая половина XX века - современность
В годы Великой Отечественной войны планомерным изучением истории Якутии занимался А. П. Окладников. Его исследования стали началом планомерного и систематического изучения Якутии во второй половине ХХ в. Итогом археологических раскопок, изучения архивных и музейных материалов по истории якутов стал фундаментальный труд «История Якутской АССР» в трех частях [Окладников 1955; Окладников 1957; Окладников 1963]. В монографии уделяется внимание якутскому костюму, дается сравнительно-исторический анализ составных частей комплекса украшений. А. П. Окладников считал, что одежда и украшения указывают на южные корни якутской культуры и связывал их с лесостепными районами Евразии [Окладников 1955: 256].
В 1960-е гг. масштабную работу по изучению якутских погребений вел И. В. Константинов. Он произвел раскопки на территории Центральной, Западной и Северной Якутии, но в его монографию «Материальная культура якутов ХУШ века» вошли памятники только Центральной Якутии [Константинов 1971]. В этой работе были обобщены и проанализированы материалы из 54 погребений. В разделе «Личные украшения» он отмечает, что серьги, начельни-ки и шейные украшения встречаются только в женских погребениях и поэтому явля-
ются исключительно женскими для XVIII в. [Константинов 1971: 77].
Из материалов, собранных И. В. Константиновым, наиболее ценным является начельник бастынга из погребения девочки. Это известное по письменным и устным источникам украшение очень редко фиксируется среди материалов погребений и является одним из малоизученных из комплекса якутских женских украшений. Большинство археологических материалов из якутских погребений, исследованных И. В. Константиновым, поступало в Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского. Часть материалов хранится в Музее арктической археологии им. С. А. Федосеевой при Арктическом научно-исследовательском центре АН Республики Саха (Якутия), Мегино-Кангаласском краеведческом музее им. Р. Г. Васильева и Музее дружбы народов им. К. Д. Уткина Нюрбинского района Республики Саха (Якутия).
С конца 1960-х гг. начинает новый виток развития декоративно-прикладного искусства Якутии. Мастера начинают обращаться к этнографическому периоду в поисках источника вдохновения, появляются работы из разных материалов, так или иначе связанные с дореволюционной эпохой. В связи с этим возникает необходимость в теоретическом обосновании и подробном анализе эволюции ювелирного дела якутов. Поэтому появляется ряд работ, посвященных народному искусству Якутии. Одной из первых монографий по этой теме является работа Ф. М. Зыкова, обобщающая архивные и музейные материалы, опубликованные и полевые источники автора о ремесле якутских ювелиров «Ювелирные изделия якутов» [Зыков 1976]. В ней описана организация ювелирного дела, обработка металлов и дано описание ювелирных изделий якутов. Был опубликован сборник статей об актуальных проблемах декоративно-прикладного искусства, в том числе о ювелирном деле [Проблемы народного 1984], были выпущены альбомы и каталоги [Каплан 1972; Народное искусство 1981; Носов 1988]. Но в этих трудах практически не отражены украшения, датируемые временем до XIX в., слабо освещены вопросы технологии изготовления украшений дохристианского времени.
Во второй половине XX в. к теме якутских украшений не раз обращались отечественные этнографы. Например, серия статей вышла в сборниках Музея антропологии и этнографии (МАЭ) АН СССР (Кунсткамеры). Одной из наиболее подробных является статья В. П. Дьяконовой «Старинные якутские шейные украшения» [Дьяконова 1958]. На анализе десяти якутских гривен из собрания МАЭ РАН автор приводит их типологию и приходит к выводу, что гривна с петлеобразными изгибами является наиболее древним типом.
Накосные украшения якутов были рассмотрены в статье Н. И. Клюевой и Е. А. Михайловой, где предлагаются классификация украшений народов Сибири, а также выделены таблицы по видам и типам [Клюева, Михайлова 1988]. Расширенная классификация якутских украшений представлена в сборнике МАЭ «Украшения народов Сибири», статья Е. А. Михайловой, где автор выделил проволочные серьги, гривны [Михайлова 2005].
Якутские украшения как часть традиционного костюма привлекали внимание иностранных исследователей. Так, якутские коллекции в музеях Германии описаны в труде У. Йохансен «Die Ornamentik der Jakuten», где автор, используя обширный сравнительный материал, касающийся религии, археологии, этнической истории, выявила параллели якутской орнаментики с народами Южной Сибири [Johansen 1954]. Эту работу дополняет исследование Яны Турза на основе описания якутских коллекций Штутгартского этнографического музея [Turza 1976].
В 1970-1980 гг. активизируется работа Якутского государственного университета в области изучения истории якутского этноса. На территории Центральной и Западной Якутии работала археолого-этно-графическая экспедиция под руководством А. И. Гоголева, в ходе которой была открыта кулун-атахская археологическая культура XIV-XVI вв. В поселении XIV в. Уганья была обнаружена бронзовая серьга в виде знака вопроса, которая на данный момент является самым древним известным якутским украшением.
Кроме средневековых поселений, были изучены поселения и погребения XVII-XVIII вв. [Гоголев 1990; Гоголев 1993; Го -
голев 2004]. Изучение погребальных памятников расширило и дополнило материалы И. В. Константинова о материальной культуре якутов [Константинов 1971].
По итогам работ экспедиции вышла монография А. И. Гоголева «Якуты: проблемы этногенеза и формирование культуры», и в нем значительное место уделено сравнительному анализу украшений тюркских народов Сибири [Гоголев 1993: 108-110]. Эти археологические источники составляют основу коллекции по Х1У-ХУШ вв. Музея археологии и этнографии Северо-Восточного федерального университета.
Воздушные захоронения с уникальными материалами были вскрыты Н. Д. Архипо-вым на р. Оленек и ее притоках. Из интересных находок можно отметить вышитое металлическими бляшками и бисером нагрудное украшение «тюсюлюк», литые гривны и серьги из женских погребений. Эти и другие материалы из воздушных погребений были переданы Оленекскому историко-этногра-фическому музею народов Севера, часть — в Музей археологии и этнографии Северо-Восточного федерального университета.
Обобщение и анализ накопленного археологического материала, письменных и фольклорных источников легли в основу монографии Р. С. Гаврильевой о традиционном костюме конца ХУ11 - середины ХУШ веков [Гаврильева 1998].
Логическим продолжением этого исследования стали монографии С. И. Петровой о народном и свадебном костюме якутов, о конструктивных особенностях и семантическом составляющем костюма [Петрова 1999; Петрова 2006; Петрова, Заболоцкая 2013]. Благодаря работе С. И. Петровой с мастерами декоративно-прикладного искусства за последнее десятилетие качественно вырос уровень реконструкции якутского костюма и украшений. Если в предыдущие годы интерес у мастеров вызывал костюм образца Х1Х в., то теперь наблюдается интерес к костюму ХУП-ХУШ вв.
Археологические исследования якутских памятников Х1У-ХУШ вв. проводит Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Нестандартные украшения одежды были обнаружены в женском погребении ХУ11 в. Атласовское-2 [Бравина и др. 2017].
Р. И. Бравина рассматривает костюм и украшения в контексте погребально-поминального обряда и представлений о жизни и смерти [Бравина 1996; Бравина, Попов 2008].
В монографии «Погребально-поминальная обрядность якутов» украшения рассмотрены в качестве сопроводительного материала погребений [Бравина, Попов 2008]. Так, авторы указывают, что само наличие украшений, материал изготовления и конфигурация изделия связаны с социальным статусом погребенных. Особенно это касается редко встречающихся в погребениях ХУП-ХУШ вв. серебряных украшений, перстней с печатками, гривен и серег в мужских погребениях [Бравина, Попов 2008: 119].
Одной из главных работ последних лет по якутским украшениям является монография А. И. Саввинова, где предложена классификация якутских украшений [Савви-нов 2001]. На основе архивных, музейных источников, полевых материалов автора рассмотрено место украшений в составе якутского костюма, проведен семантический анализ.
С 2002 г. на территории Якутии работает совместная Саха-французская археологическая экспедиция (MAFSO), главной целью которой является генетический анализ ДНК раннеякутского населения и определение хронических и патологических заболеваний в условиях проживания в приполярной территории [Мир древних 2012; Keyser et а1. 2015; Zvëшgorosky et а1. 2016; Crubëzy et а1. 2017].
В работе экспедиции принимают участие научные организации Якутии: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера ЯНЦ СО РАН, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера. Изучены центральные, западные и северные районы Якутии, за годы работы накоплен большой объем археологического материала. Извлеченные в ходе раскопок находки хранятся в музеях указанных организаций и обладают высоким информационным потенциалом. Благодаря масштабности работ, раскопки MAFSO существенно расширили источниковую базу по костюму и украшениям ХУ1-ХУШ вв.
[Кирьянов 2017; Мир древних 2012; Прокопьева 2019].
Одним из итогов работ стала реконструкция одежды и украшений группой мастеров [Петрова, Прокопьева, Кирьянов 2020].
Благодаря междисциплинарному характеру исследований, результаты работ позволяют провести анализ половозрастного состава погребенных и сделать выводы о функционировании украшений. Еще одним результатом работ стала диссертация Н. С. Кирьянова, в контексте которой были рассмотрены украшения верхоянских и ой-мяконских якутов XVII-XIX вв. [Кирьянов 2019].
Классификации украшений народов алтайской культурой общности была посвящена кандидатская диссертация К. М. Яковлевой [Яковлева 2011]. Изучение украшений из музейных собраний легло в основу работ по классификации головных украшений [Прокопьева 2019; Яковлева, Прокопьева 2019], введены в научный оборот уникальные украшения из погребения подростка [Яковлева, Прокопьева 2018]. Итогом многолетних совместных работ К. М. Яковлевой и А. Н. Прокопьевой стала монография, посвященная якутским украшениям XIV-XVIII вв. [Яковлева, Прокопьева 2020].
В последние годы музеи активизировали работу по выставочной деятельности, выпуску каталогов, сборников научных статей и т. д. Благодаря поддержке Правительства РС(Я) выпущены системные каталоги якутских коллекций в зарубежных музеях [Материальная... 2017; Материальная... 2018].
Национальным художественным музеем Республики Саха (Якутия) был выпущен каталог серебряных изделий из собрания музея [Габышева 2011], альбом-каталог работ М. М. Носова [Михаил Носов 2017].
На базе музеев проводятся научные конференции и семинары, посвященные не только музейному делу, но и искусствоведению и декоративно-прикладному искусству [Циркумполярная 2009].
В выставочной деятельности музеи чаще стали обращать внимание на период XVII-XVIII вв. Так, за последние годы прошли выставки по материалам археологических
Источники
СПФ АРАН — Санкт-Петербургский филиал
Архива Российской академии наук.
раскопок якутских могил XVIII в., где были выставлены фрагменты одежды и украшения; Национальный художественный музей реализует проект «Раритеты Якутии», в контексте которого выставляются коллекции районных музеев.
Заключение
Обзор литературы показывает, что историография содержит весьма разнообразный и ценный фактический материал по якутским украшениям архаичного периода. В ней можно выделить три основных этапа: дореволюционный период, первая половина XX в., вторая половина XX в. - современность. В каждом этапе характер проведенных исследований в целом соответствовал тем научным задачам и тенденциям, которые были актуальны на тот момент. Изучение якутских украшений XIV-XVIII вв. прошло сложный путь от бессистемного собирания древностей до научного исследования. Если первые упоминания украшений были лишь описательного характера, где они рассматривались как дополнительный аргумент при анализе палеоэтнографиче-ского материала, то в исследованиях последних лет уже проводятся этнокультурные параллели, сравнительные анализы и типологизация украшений.
Украшения долго не были объектом специального изучения, чем принижалась их роль как самостоятельного источника, но в современных работах виден отход от этой тенденции. Специальных работ, посвященных изучению якутских украшений XIV-XVIII вв., все еще сравнительно мало, но накопленный материал, обладает богатым информационным потенциалом, который станет основой для будущих исследовательских работ. Украшения в силу «нетленности» и ёмкости содержащейся в них научной информации (технико-технологические параметры, орнамент, конструкция и форма изделий) представляют собой важный исторический источник, позволяющий достаточно обоснованно иллюстрировать этапы этнической истории и культурогенеза народов: древние и средневековые этнические процессы, ранние и поздние этнокультурные взаимосвязи.
НА РС(Я) — Национальный архив Республики
Саха (Якутия).
Sources
Archive of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg Branch.
Литература
Биллингс 1978 — Биллингс И. О якутах: журнал, или поденник, флотского капитана // Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции 1785-1795 гг. / сост. З. Д. Титова. Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1978. С. 19-42.
Бравина 1996 — Бравина Р. И. Погребальный обряд якутов (XVIII-XIX вв). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. 232 с.
Бравина, Попов 2008 — Бравина Р. И., Попов В. В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XIX вв.). Новосибирск: Наука, 2008. 296 с.
Бравина и др. 2017 — Бравина Р. И., Дьяконов В. М., Петров Д. М., Соловьева Е. Н., Сы-роватский В. В., Багашев А. Н., Пошехо-нова О. Е., Слепченко С. М., Ражев Д. И., Алексеева Е. А., Зубова А. В., Кузьмин Я. В. Женское погребение XVII в. Атласовское-2 из Центральной Якутии: результаты комплексного исследования // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2017. № 1 (36). С. 44-63.
Габышева 2011 — Габышева А. Л. Коллекция серебра и металла в собрании Национального художественного музея: альбом-каталог. Якутск: Рекламное агентство «Апрель», 2011. 310 с.
Гаврильева 1998 — Гаврильева Р. С. Одежда народа саха конца XVII - середины XVIII века. Новосибирск: Наука, 1998. 144 с.
Геккер 1896 — Геккер Н. Л. Три якутских могилы // Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. 1896. Т. XXVI. № 4-5. С. 185-196.
Георги 1799 — Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Ч. 2: О народах татарского племени и других не решенного еще происхождения Северных Сибирских. СПб.: Имп. акад. наук, 1799. 246 с.
Гоголев 1990 — Гоголев А. И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья XIV-XVIII вв. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1990. 192 с.
Гоголев 1993 — Гоголев А. И. Якуты: проблемы этногенеза и формирование культуры. Якутск: Илин, 1993. 136 с.
National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia).
Гоголев 2004 — Гоголев А. И. Этническая история народов Якутии. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. 104 с.
Гоголев 1958 — Гоголев З. В. Раскопки якутских могил ХУШ в // Труды Якутского филиала СО АН СССР. Вып. 1/8. 1958. С. 65-75.
Дьяконова 1958 — Дьяконова В. П. Старинные якутские шейные украшения // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. ХУШ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 179-186.
Зыков 1976 — Зыков Ф. М. Ювелирные изделия якутов. Якутск: Кн. изд-во, 1976. 64 с.
Иванов 1981 — Иванов В. Ф. Работа Второй Камчатской экспедиции по сбору предметов материальной культуры народов Якутии // Развитие гуманитарных исследований в Якутии: сб. ст. Новосибирск: Наука, 1981. С. 39-42.
Каплан 1972 — Каплан Н. И. На земле чоронов и сэргэ: Народное декоративное искусство якутов // Радуга на снегу. М.: Молодая гвардия, 1972. С. 76-96.
Кирьянов 2017 — Кирьянов Н. С. Материальная культура верхоянских якутов ХУШ-Х1Х вв.: одежда, украшения, инвентарь (по данным погребений) // Известия Алтайского государственного университета. 2017. № 5 (97). С. 203-206.
Кирьянов 2019 — Кирьянов Н. С. Погребальный обряд и материальная культура населения Яно-Индигирского нагорья в ХУ11-Х1Х вв. (по результатам археологических исследований): автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Барнаул, 2019. 24 с.
Клюева, Михайлова 1988 — Клюева Н. И., Михайлова Е. А. Накосные украшения у сибирских народов // Материальная и духовная культура народов Сибири: сб. Музея антропологии и этнографии. Л.: Наука, 1988. Т. ХЬП. С. 113-128.
Константинов 1971 — Константинов И. В. Материальная культура якутов ХУШ в.: по материалам погребений. Якутск: Кн. изд-во, 1971. 212 с.
Ланганс 1824 — Ланганс Ф. Якуты // Сибирский вестник. 1824. Ч. 3. Кн. 17/18. С. 127-166.
Линденау 1983 — Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина ХУШ века): историко-этнографический материал о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1983. 176 с.
Маак 1994 — Маак Р. К. Вилюйский округ. 2-е изд. М.: Яна, 1994. 592 с.
Материальная... 2017 — Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира (XVII - начала XX вв.). Кн. 1: Сибирская коллекция в музеях США / авт.-сост. З. И. Унарова. Якутск: Бичик, 2017. 784 с.
Материальная. 2018 — Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира (XVII - начала XX вв.). Т. 2, кн. 1: музеи Германии: каталог / авт.-сост.: А. Л. Габышева, Ю. В. Луценко, Г. Г. Неустроева, В. В. Тимофеева. Якутск: Салама, 2018. 784 с.
Миддендорф 1878 — Миддендорф А. Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири. СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1878. 242 с.
Миллер 2000 — Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. II . 2-е изд., доп. М.: Вост. лит., 2000. 796 с.
Мир древних 2012 — Мир древних якутов: опыт междисциплинарных исследований (по материалам саха-французской археологической экспедиции) / ред. Э. Крюбези, А. Алексеев. Якутск: ИД СВФУ, 2012. 226 с.
Михаил Носов 2017 — Михаил Носов: [альбом-каталог] / авт.-сост. Ю. Луценко. М.: ИП Семенов Н. В., 2017. 200 с.
Михайлова 2005 — Михайлова Е. А. Съемные украшения народов Сибири // Украшения народов Сибири: сб. Музея антропологии и этнографии. СПб.: МАЭ, 2005. Т. LI. С. 12119
Народное искусство 1982 — Народное искусство Якутии / авт.-сост. М. В. Хабарова. Л.: Художник РСФСР, 1981. 143 с.
Новгородов 1955 — Новгородов И. Д. Археологические раскопки музея // Сборник научных статей Якутского республиканского краеведческого музея. Вып. 1. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1955. С. 138-162.
Носов 1957 — Носов М. М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVIII столетия до 1920-х годов // Сборник научных статей Якутского краеведческого музея. 1957. Вып. II. С. 116-152.
Носов 1988 — Носов М. М. Художественные бытовые изделия якутов XVIII - начала XIX веков: Альбом / ред.-сост. и авт. преди-сл. И. А. Потапов. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1988. 103 с.
Окладников 1955 — Окладников А. П. История Якутской АССР. Т. I. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. 432 с.
Окладников 1957 — Окладников А. П. История Якутской АССР. Т. II. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. 419 с.
Окладников 1963 — Окладников А. П. История Якутской АССР. Т. III. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. 364 с.
Пекарский 1959 — Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Т. 1-3. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 3858 Стлб.
Петрова 1999 — Петрова С. И. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков. Якутск: Бичик, 1999. 79 с.
Петрова 2006 — Петрова С. И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция. Новосибирск: Наука, 2006. 104 с.
Петрова, Заболоцкая 2013 — Петрова С. И., Заболоцкая З. М. Народный костюм якутов: историко-этнографическое и искусствоведческое исследование. Новосибирск: Наука, 2013. 207 с.
Петрова, Прокопьева, Кирьянов 2020 — Петрова С. И., Прокопьева А. Н., Кирьянов Н. С. Опыт реконструкции якутской женской одежды XVII-XVIH веков (по материалам погребения Ат-Дабан (Ат-Быран) VI) // Научный диалог. 2020. № 3. С. 370-384.
Проблемы народного 1984 — Проблемы народного прикладного искусства Якутии: сборник научных трудов / редкол.: А. Н. Осипов (отв. ред.) и др. Якутск: ЯФ СО РАН, 1984. 104 с.
Прокопьева 2019 — Прокопьева А. Н. Головное украшение XVIII в. из коллекции МАЭиВШ СВФУ // Эхо арктической одиссеи: судьбы этнических культур в исследованиях ученых-североведов: мат-лы Всеросс. на-уч.-практ. конф. с междунар. участием, 1415 нояб. 2019 г. Якутск : Электрон. изд-во НБ РС(Я), 2019. C. 504-508.
Радлов 1989 — Радлов В. В. Из Сибири: страницы дневника. М.: Наука, 1989. 749 с.
Саввинов 2001 — Саввинов А. И. Традиционные металлические украшения якутов XIX - начала XX в. Новосибирск: Наука, 2001. 171 с.
Саввинов 2018 — Саввинов А. И. Этнографические материалы А. А. Саввина: одежда и украшения // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2018. № 2. С. 27-38.
Сарычев 1889 — Сарычев Г. А. Результаты раскопки кургана около г. Якутска: Письмо Сарычева // Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. 1889. Т. XX. № 2. С. 3132.
Серошевский 1993 — Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М.: Московская типография № 2, 1993. 736 с.
Стрелов 1938 — Стрелов Е. Д. Одежда и украшение якутки в первой половине XVIII в.:
по археологическим материалам // Советская этнография. 1937. № 2-3. С. 75-99.
Тимофеев-Терешкин 1915 — Тимофеев-Тереш-кин Н. М. Краткое описание дохристианской могилы якута Эчиэкина // Известия Якутского отдела Русского географического общества. 1915. T. I. С. 98.
Токарев 1945 — Токарев С. А. Общественный строй якутов XVTI-XVTII вв. Якутск: Якут-госиздат, 1945. 412 с.
Циркумполярная 2009 — Циркумполярная цивилизация в музеях мира: вчера, сегодня, завтра. Музеи Республики Саха (Якутия): каталог / сост. А. Н. Решетникова, Е. Н. Ко-лодезникова, Ю. В. Илларионова, Т. Г. Старостина. Якутск: С1Р НБР Саха, 2009. 128 с.
Яковлева 2011 — Яковлева К. М. Классификация украшений народов алтайской культурной общности: на материале народов Сибири конца XIX - начала XX вв.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2011. 22 с.
Яковлева, Прокопьева 2019 — Яковлева К. М., Прокопьева А. Н. Типологическая классификация якутского начельника — бастын-га // Современная научная мысль. 2019. № 6. С. 186-193.
Яковлева, Прокопьева 2018 — Яковлева К. М., Прокопьева А. Н. Украшения из могильника Ат Дабаан // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2018. № 4 (34). С. 163-167.
Яковлева, Прокопьева 2020 — Яковлева К. М., Прокопьева А. Н. Архаика: украшения якутов XIV-XVIII вв. Якутск: ИД СВФУ, 2020. 80 с.
Johansen 1954 — Johansen U. Die Ornamentik der Jakuten. Wegweiser zur Völkerkunde. Führer durch das Hamburgische Museum
References
Billings J. About Yakuts: The daily diary of Fleet Captain Joseph Billings. In: Titova Z. D. (comp.) Ethnographic Materials of the Northeastern Geographical Expedition, 1785-1795. Magadan: Magadan Book Publ., 1978. Pp. 1942. (In Russ.)
Bravina R. I. et al. The woman's burial of At-lasovskoe-2 of the XVII century in Central Yakutia: Results of a complex research. Vestnik Arheologii, Antropologii i Etnografii. 2017. No. 1 (36). Pp. 44-63. (In Russ.)
Bravina R. I. Yakut Funerary Rites, 18th-19th Centuries. Yakutsk: Yakutsk State University, 1996. 232 p. (In Russ.)
Bravina R. I., Popov V. V. Funerary and Commemorative Rites of Yakuts: Monuments and Traditions, 15th-19th Centuries. Novosibirsk: Nau-ka, 2008. 296 p. (In Russ.)
für Völkerkunde und Vorgeschichte. H. 3. Hrsg. von Prof. Dr. Franz Termer. Hamburg: Hamburgisches Museum f. Völkerkunde u. Vorgeschichte, 1953. 205 р.
Turza 1976 — Turza J. Die materielle Kultur der Jakuten, dargestellt nach der Sammlung Eugen Alexander und Zuliys Heuss im Linden. Stuttgart, 1976. 182 р.
Keyser et al. 2015 — Keyser C., Hollard C., Gonzalez A., Fausser J. L., Crubézy E., Ludes B., Rivals E., Alexeev A. N., Riberon A. The ancient Yakuts: A population genetic enigma [электронный ресурс] // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2015. Vol. 370. Is. 1660. URL: https://royalsocietypublishing.org/doi/10.1098/ rstb.2013.0385 (дата обращения: 20.05.2021). DOI: 10.1098/rstb.2013.0385
Zvénigorosky et al. 2016 — Zvénigorosky V., Crubézy E., Gibert M., Thèves C., Hollard C., Gonzalez A., Fedorova S. A., Alexeev A. N., Bravina R. I., Ludes B., Keyser C. The genetics of kinship in remote human groups // Forensic Science International: Genetics. 2016. Vol. 25. Pp. 52-62.
Crubézy et al. 2017 — Crubézy E., Gérard P., Kirianov N., Popov V., Nikolaïeva D., Petit C., Petit M., Romanova L., Keyser C., Ludes B., Melnitchouk O., Bravina R., Alexeev A., Duchesne S. The Relationship between Archaeology, Genetics, Ethnology and History Reflections on a 2002-2015 Study in Yakutia (1632-1922) // Clashes of Time. The Contemporary Past as a Challenge for Archaeology / ed.: J.-M. Blais-ing, J. Driessen, J.-P. Legendre, L. Olivier. Louvain: Presses universitaires de Louvain, 2017. Pp. 121-136.
Crubézy E. et al. The relationship between archaeology, genetics, ethnology and history: Reflections on a 2002-2015 study in Yakutia (16321922). In: Blaising J.-M. et al. (eds.) Clashes of Time. The Contemporary Past as a Challenge for Archaeology. Louvain: Presses universitaires de Louvain, 2017. Pp. 121-136. (In Eng.)
Crubézy E., Alekseev A. (eds.) The World of Ancient Yakuts: An Interdisciplinary Study of Materials Collected by the Sakha-French Archaeological Expedition. Yakutsk: North-Eastern Federal University in Yakutsk, 2012. 226 p. (In Russ.)
Dyakonova V. P. Old Yakut neck ornaments. In: Collected Papers of the Anthropology and Ethnography Museum. Moscow, Leningrad: USSR Academy of Sciences, 1958. Vol. XVIII. Pp. 179-186. (In Russ.)
Gabysheva A. L. Collection of Silver and Metal Items from the National Museum of Art: An Album (Catalogue). Yakutsk: Aprel, 2011. 310 p. (In Russ.)
Gabysheva A. L. et al. (comps.) Material and Spiritual Culture of Yakutia in Museums of the World, 17th - Early 20th Centuries. Vol. 2. Book 1: Museums of Germany. Catalogue. Yakutsk: Salama, 2018. 784 p. (In Russ.)
Gavrilyeva R. S. Garments of the Sakha, Late 17th - mid 18th Century. Novosibirsk: Nauka, 1998. 144 p. (In Russ.)
Georgi J. G. Description of Russia's Peoples, Their Household Rites, Customs, Clothes, Dwellings, Handicrafts, Games, Faiths, and Other Peculiarities. Part Two: Tatar Peoples and Other Yet Unidentified Tribes of Northern Siberia. St. Petersburg: Imperial Academy of Sciences, 1799. 246 p. (In Russ.)
Gogolev A. I. Archaeological Sites of Late Medieval Yakutia, 14th-18th Centuries. Irkutsk: Irkutsk State University, 1990. 192 p. (In Russ.)
Gogolev A. I. Peoples of Yakutia: An Ethnic History. Yakutsk: Yakutsk State University, 2004. 104 p. (In Russ.)
Gogolev A. I. The Yakuts: Issues of Ethnogenesis and Cultural Development Reviewed. Yakutsk: Ilin, 1993. 136 p. (In Russ.)
Gogolev Z. V. Excavations of 18th century Yakut burials. Trudy Yakutskogo filiala SO AN SSSR. 1958. No. 1/8. Pp. 65-75. (In Russ.)
Hecker N. L. Three Yakut burials. Izvestiya VSOIRGO. 1896. Vol. XXVI. No. 4-5. Pp. 185-196. (In Russ.)
Ivanov V. F. Second Kamchatka expedition for the collection of Yakutia's material culture items. In: Humanities Research Development in Yakutia. Collected papers. Novosibirsk: Nauka, 1981. Pp. 39-42. (In Russ.)
Johansen U. Die Ornamentik der Jakuten. Wegweiser zur Völkerkunde. Führer durch das Hamburgische Museum für Völkerkunde und Vorgeschichte. Vol. 3. F. Termer (ed.). Hamburg: Hamburgisches Museum f. Völkerkunde u. Vorgeschichte, 1953. 205 p. (In Germ.)
Kaplan N. I. In the land of choron cups and serge hitching posts: Yakut folk decorative art. In: Rainbow on Snow. Moscow: Molodaya Gvardiya, 1972. Pp. 76-96. (In Russ.)
Keyser C. et al. The ancient Yakuts: A population genetic enigma. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2015. Vol. 370. No. 1660. Available at: https:// royalsocietypublishing.org/doi/10.1098/ rstb.2013.0385 (accessed: May 20, 2021). (In Eng.) DOI: 10.1098/rstb.2013.0385
Khabarova M. V. (comp.) Folk Arts of Yakutia. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1981. 143 p. (In Russ.)
Kiryanov N. S. Funerary Rites and Material Culture of Yana-Indigirka Highlanders, 17th-19th Century: A Case Study of Archaeological Materials. Cand. Sc. (History) thesis abstract. Barnaul, 2019. 24 p. (In Russ.)
Kiryanov N. S. Material' culture of the Verkhoyansk Yakuts of the 18th-19th centuries: Clothing, jewelry, inventory (Based on burial data). Izvestiya of Altai State University. 2017. No. 5 (97). Pp. 203-206. (In Russ.)
Klyueva N. I., Mikhailova E. A. Plait ornaments among Siberian peoples. In: Material and Spiritual Culture of Siberian Peoples. Collected Papers of the Anthropology and Ethnography Museum. Leningrad: Nauka, 1988. Vol. XLII. Pp. 113-128. (In Russ.)
Konstantinov I. V. Yakut Material Culture, 18th Century: A Case Study of Burials. Yakutsk: Yakutsk Book Publ., 1971. 212 p. (In Russ.)
Langhans F. J. The Yakuts. Sibirskiy vestnik. 1824. No. 3. Vol. 17/18. Pp. 127-166. (In Russ.)
Lindenau J. I. Description of Siberia's Peoples, Early to Mid-18th Century: Historical and Ethnographic Materials. Magadan: Magadan Book Publ., 1983. 176 p. (In Russ.)
Lutsenko Yu. (comp.) Mikhail Nosov. Album (catalogue). Moscow: N. Semenov, 2017. 200 p. (In Russ.)
Maack R. K. Vilyuysk District. 2nd ed. Moscow: Yana, 1994. 592 p. (In Russ.)
Middendorf A. T. Travel to Northern and Eastern Siberia. St. Petersburg: Imperial Academy of Sciences, 1878. 242 p. (In Russ.)
Mikhailova E. A. Removable ornaments of Siberian peoples. In: Ornaments of Siberian Peoples. Collected Papers of the Anthropology and Ethnography Museum. St. Petersburg: Anthropology and Ethnography Museum, 2005. Vol. LI. Pp. 12-119. (In Russ.)
Miller G. F. History of Siberia. Vol. II . 2nd ed., suppl. Moscow: Vostochnaya Literatura, 2000. 796 p. (In Russ.)
Nosov M. M. (comp.) Artistic Household Items of Yakuts, 18th - Early 19th Century. Album. I. Potapov (foreword). Yakutsk: Yakutsk Book Publ., 1988. 103 p. (In Russ.)
Nosov M. M. Evolution of Yakut garments, late 18th century to 1920s. In: Collected Scholarly Papers of the Yakut Republican Museum of Local History, Lore and Nature. Yakutsk: Yakutsk Book Publ., 1957. Vol. II. Pp. 116152. (In Russ.)
Novgorodov I. D. Archaeological excavations of the Museum. In: Collected Scholarly Papers of
the Yakut Republican Museum of Local History, Lore and Nature. Yakutsk: Yakutsk Book Publ., 1955. Vol. 1. Pp. 138-162. (In Russ.)
Okladnikov A. P. History of the Yakut ASSR. Moscow; Leningrad: USSR Academy of Sciences, 1955. Vol. I. 432 p. (In Russ.)
Okladnikov A. P. History of the Yakut ASSR. Moscow; Leningrad: USSR Academy of Sciences, 1957. Vol. II. 419 p. (In Russ.)
Okladnikov A. P. History of the Yakut ASSR. Moscow; Leningrad: USSR Academy of Sciences, 1963. Vol. III. 364 p. (In Russ.)
Osipov A. N. (ed.) Issues of Yakutia's Applied Arts. Collected scholarly papers. Yakutsk: Yakutsk Book Publ., 1984. 104 p. (In Russ.)
Pekarsky E. K. A Dictionary of Yakut. Vols. 1-3. Moscow: USSR Academy of Sciences, 1959. 3858 cols. (In Yak. and Russ.)
Petrova S. I. Traditional Garments and Worldviews of Our Ancestors. Yakutsk: Bichik, 1999. 79 p. (In Russ.)
Petrova S. I. Yakut Wedding Rites: Traditions and Reconstruction. Novosibirsk: Nauka, 2006. 104 p. (In Russ.)
Petrova S. I., Prokopieva A. N., Kiryanov N. S. Experience of reconstruction of Yakut women's clothing of the 17th-18th centuries (Based on the materials of At-Daban (At-Byran) VI burial). Nauchnyi Dialog. 2020. No. 3. Pp. 370384. (In Russ.)
Petrova S. I., Zabolotskaya Z. M. Yakut National Costume: Historical, Ethnographic, and Artistic Features Reviewed. Novosibirsk: Nauka, 2013. 207 p. (In Russ.)
Prokopieva A. N. Museum of Anthropology, Ethnography, and Higher Education (North-Eastern Federal University): One 18th century head ornament analyzed. In: The Echo of Arctic Odysseys. Destinies of Ethnic Cultures in Studies of North Explorers. Conference proceedings (Yakutsk; November 14-15, 2019). Yakutsk: Sakha (Yakutia) National Library, 2019. Pp. 504-508. (In Russ.)
Radlov V. V. From Siberia: Pages of the Diary. Moscow: Nauka, 1989. 749 p. (In Russ.)
Reshetnikova A. N. et al. (comps.) Circumpolar Civilization in Museums of the World: Past, Present, Future. Museums of the Sakha Republic (Yakutia). Catalogue. Yakutsk: Sakha (Yakutia) National Library, 2009. 128 p. (In Russ.)
Sarychev G. A. Results of excavations at the mound of Yakutsk: Sarychev's letter. Izvestiya VSOIRGO. 1889. Vol. XX. No. 2. Pp. 31-32. (In Russ.)
Savvinov A. I. Savvin's ethnographic materials: Clothing and jewelry. North-Eastern Journal of Humanities. 2018. No. 2. Pp. 27-38. (In Russ.)
Savvinov A. I. Yakut Traditional Metal Ornaments, 19th - Early 20th Centuries. Novosibirsk: Nauka, 2001. 171 p. (In Russ.)
Seroshevsky V. L. The Yakuts: An Ethnographic Study. 2nd ed. Moscow: Moskovskaya Tipografiya No. 2, 1993. 736 p. (In Russ.)
Strelov E. D. Garments and ornaments of Yakut women, early to mid-18th century: Analyzing archaeological materials. Sovetskaya etnografi-ya. 1937. No. 2-3. Pp. 75-99. (In Russ.)
Timofeev-Tereshkin N. M. Pre-Christian burial of one Yakut named Echiekin: A brief description. Izvestiya YaORGO. 1915. Vol. I. P. 98. (In Russ.)
Tokarev S. A. Social Structure of Yakuts, 17th-18th Centuries. Yakutsk: Yakutgosizdat, 1945. 412 p. (In Russ.)
Turza J. Die materielle Kultur der Jakuten, dargestellt nach der Sammlung Eugen Alexander und Zuliys Heuss im Linden. Stuttgart, 1976. 182 p. (In Germ.)
Unarova Z. I. (comp.) Material and Spiritual Culture of Yakutia in Museums of the World, 17th - Early 20th Centuries. Vol. 1: Siberian Collection in U.S. Museums. Yakutsk: Bichik, 2017. 784 p. (In Russ.)
Yakovleva K. M. Classifying Ethnic Ornaments of Altaic Cultural Community: A Case Study of Siberian Peoples, Late 19th - Early 20th Century. Cand. Sc. (history) thesis abstract. Ulan-Ude, 2011. 22 p. (In Russ.)
Yakovleva K. M. Prokopieva A. N. Jewelry from the burial At Dabaan. Issues of Social - Economic Development of Siberia. 2018. No. 4 (34). Pp. 163-167. (In Russ.)
Yakovleva K. M. Prokopieva A. N. The Antiques: Yakut Jewelry, 14th-18th Centuries. Yakutsk: North-Eastern Federal University in Yakutsk, 2020. 80 p. (In Russ.)
Yakovleva K. M., Prokopieva A. N. Typological classification of Yakut head rest — bastyn-ga. Modern Scientific Thought. 2019. No. 6. Pp. 186-193. (In Russ.)
Zvénigorosky V. et al. The genetics of kinship in remote human groups. Forensic Science International: Genetics. 2016. Vol. 25. Pp. 52-62. (In Eng.)
Zykov F. M. Yakut Jewelry. Yakutsk: Yakutsk Book Publ., 1976. 64 p. (In Russ.)
#
1302