Научная статья на тему 'БЛЕСК И ЗВОН СЕРЕБРА. ПО МАТЕРИАЛАМ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

БЛЕСК И ЗВОН СЕРЕБРА. ПО МАТЕРИАЛАМ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
265
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
серебро / кузнец / ковка / литье / гравировка / художественная традиция / стиль / преемственность / современные мастера / silver / blacksmith / forging / casting / engraving / artistic tradition / style / continuity / modern masters

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Габышева Ася Львовна

Статья посвящена ювелирному искусству якутских мастеров. Серебро у народа саха всегда было символом красоты и богатства. Сложившиеся в творчестве мастеров вековые традиции обусловили национальное своеобразие, художественный стиль якутских ювелирных украшений. Форма серебряных изделий гармонирует с тектоникой, линиями и цветом якутской национальной одежды, в которой прочитывается древнее пантеистическое преклонение перед природой. Пластический язык якутского ювелирного искусства образный и метафоричный, в декоре изделий переплетаются геометризованные, растительные и зооморфные мотивы, воссоздающие мифологическую картину мира с легендарным мировым древом жизни. Большое внимание уделялось орнаментально насыщенной резьбе (гравировке), которой мастера владели в совершенстве, сплошь покрывая фон узором ручной резьбы, являющейся характерным признаком якутских изделий. Наряду с эстетическим значением украшения несли магическую функцию оберега. В якутском эпосе мифические кузнецы для придания силы закаляют ослабевшего богатыря в раскаленном горне, а народное поверье гласит: кузнец сильнее шамана и приходится ему старшим братом. Современные ювелиры по-разному используют многовековые образные и пластические мотивы, привнося новые технологии, творчески усваивают и перерабатывают устоявшиеся формы и орнаменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GLITTER AND TINKLE OF SILVER. BASED ON THE MATERIALS OF THE COLLECTION OF THE NATIONAL ART MUSEUM OF THE RS (YA)

The article is devoted to the jewelry art of Yakut masters. Among the Sakha people silver has always been a symbol of beauty and wealth. The centuriesold traditions developed in the work of masters have determined the national identity and artistic style of Yakut jewelry. The shape of silver products is in harmony with the tectonics, lines and color of the Yakut national clothing, which holds the ancient pantheistic reverence for nature. The plastic language of the Yakut jewelry art is figurative and metaphorical, the decoration of products intertwines geometrized, herbal and zoomorphic motifs that recreate a mythological picture of the world with the legendary world tree of life. A considerable attention was paid to the rich ornamental carving (engraving) practiced perfectly by masters, completely covering the background with an intricate repeated hand-carved pattern, which is a characteristic feature of Yakut jewelry. Along with the aesthetic value such jewelry carried the magical function of a talisman. In the Yakut epic, mythical blacksmiths temper a weakened hero in a red-hot furnace in order to give him strength, and folk belief says that the blacksmith is stronger than the shaman and has to be his older brother. Introducing new technologies, modern jewelers use centuries-old figurative and plastic motifs in different ways, creatively assimilating and developing established forms and ornaments.

Текст научной работы на тему «БЛЕСК И ЗВОН СЕРЕБРА. ПО МАТЕРИАЛАМ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

ЩШШшт

_____

УДК 739.1 А. Л. Габышева

Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) Якутск, Россия

БЛЕСК И ЗВОН СЕРЕБРА.

ПО МАТЕРИАЛАМ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Браслеты пластинчатые. Вторая половина XIX в. Серебро. Ковка, ручная выколотка, чеканка, плоскостное гравирование. Высота 7,1

Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)

Статья посвящена ювелирному искусству якутских мастеров. Серебро у народа саха всегда было символом красоты и богатства. Сложившиеся в творчестве мастеров вековые традиции обусловили национальное своеобразие, художественный стиль якутских ювелирных украшений. Форма серебряных изделий гармонирует с тектоникой, линиями и цветом якутской национальной одежды, в которой прочитывается древнее пантеистическое преклонение перед природой. Пластический язык якутского ювелирного искусства образный и метафоричный, в декоре изделий переплетаются геометризованные, растительные и зооморфные мотивы, воссоздающие мифологическую картину мира с легендарным мировым древом жизни. Большое внимание уделялось орнаментально насыщенной резьбе (гравировке), которой мастера владели в совершенстве, сплошь покрывая фон узором ручной резьбы, являющейся характерным признаком якутских изделий. Наряду с эстетическим значением украшения несли магическую функцию оберега. В якутском эпосе мифические кузнецы для придания силы закаляют ослабевшего богатыря в раскаленном горне, а народное поверье гласит: кузнец сильнее шамана и приходится ему старшим братом. Современные ювелиры по-разному используют многовековые образные и пластические мотивы, привнося новые технологии, творчески усваивают и перерабатывают устоявшиеся формы и орнаменты.

Ключевые слова: серебро; кузнец; ковка; литье; гравировка; художественная традиция; стиль; преемственность; современные мастера.

Изделия из сплава серебра - излюбленный вид художественной обработки металла якутских кузнецов, почитавшихся в народе носителями высших знаний, сверхъестественной силы, которым подвластна стихия огня.

Драгоценный металл является одним из основных элементов мифологической карти-

ны мира народа саха. Показательно, что белый сияющий цвет серебра связан с солнцем - символом вечного и первоначального - и служит атрибутом солярного по своей природе божества Юрюнг Аар тойона. В якутском фольклоре всем сакральным предметам приписывается эпитет кёмюс - серебряный: серебряная коновязь, серебряный дом, сере-

бряные седло и удила, даже само верховное божество среброликое с серебряной тростью, кони его серебряные и свита с серебряными пальмами [14, с. 48]. Эпические красавицы украшены серебряными серьгами, звенят колокольцами и нагрудными подвесками. Герой и его конь облачены в серебро, тогда как богатыри Нижнего (подземного) мира одеты в железо, и дома у них железные.

У якутов издревле бытовали представления о том, что серебро обладает очистительной и оберегающей функцией, блеск и звон металла способны отогнать различных злых духов, в том числе и духов болезни, также оказывать влияние и на судьбу человека. Здесь уместно вспомнить, что в эпосе мифические кузнецы для придания силы закаляют ослабевшего богатыря в раскаленном горне, а якутское поверье гласит: кузнец сильнее шамана и приходится ему старшим братом.

Удивительное мастерство и сноровку якутских кузнецов, работающих по серебру, отмечают многие исследователи, посещавшие Якутию в XVII-XIX вв.: в разных «отписках» и «скасках» служилых людей упоминаются серьги, перстни, гривны, браслеты, пояса, накосники, медные и серебряные пуговицы.

Так, в опубликованном в 1874 г. дневнике польского военнопленного Адама Каменско-го-Длужика, побывавшего в Якутске предположительно в 1660-1661 гг., есть сведения о том, что якутские женщины «в ушах носят серьги великие, как тарелки серебряные, на лбу носят круги, а на шее серебряные и медные обручи» [12, с. 126].

Труды академических экспедиций Г.Ф. Миллера, Я.И. Линденау, Г.А. Сарычева, И.Г. Георги и др. также содержат информацию о художественной обработке якутами металла [9]. Обследовавший дохристианские погребения в XIX в. Р.К. Маак в своей фундаментальной работе «Вилюйский округ Якутской области» посвящает железному промыслу, якутской одежде и уборам отдельные главы. Своеобразие и художественное достоинство якутских украшений отмечают исследователи конца XIX века H.A. Виташевский, C.B.

Ястремский [2]. В трудах В.Л. Серошевского имеются описания способов обработки драгоценных металлов якутами. Э.К. Пекарский в академическом «Словаре якутского языка» приводит характерные названия и описания якутских украшений [11].

Серебро у народа саха всегда было символом красоты и богатства и, несомненно, привлекало старых мастеров красивым белым цветом, высокой ковкостью, низкой температурой плавления, его сплавы с медью и цинком давали эффект благородной матовой поверхности. По своим физическим свойствам серебро из всех металлов обладает наивысшей теплопроводностью и светоотражатель-ной способностью. Эти его качества были известны мастерам кузнечного дела. В ювелирном искусстве якутов XIX век можно назвать «серебряным». На протяжении многих веков народ саха вкладывал в изделия живое и непосредственное ощущение жизни, свои понятия о красоте. В формах и орнаментах якутских изделий находят отражение художественные традиции, вызванные межэтническими узами и минувшими социально-экономическими взаимоотношениями. Это целый мир глубоких эстетических чувств со сложной символикой древних религиозных представлений. Сложившиеся в творчестве мастеров традиции, передаваемые от отца к сыну, обусловили национальное своеобразие, художественный стиль якутских ювелирных украшений, которые являли собой главный акцент в костюме. Форма серебряных изделий гармонирует с тектоникой, линиями и цветом якутской национальной одежды, в которой прочитывается древнее пантеистическое преклонение перед природой. При этом белый сияющий цвет серебра наиболее выгодно оттеняет роскошный черный цвет волос смуглых дочерей народа саха. Наряду с эстетическим значением женские украшения несли магическую функцию оберега. Пластический язык якутского ювелирного искусства - образный и метафоричный, в декоре изделий переплетаются геометризованные, растительные и зооморфные мотивы, воссоздающие мифологическую картину

Пояс наборный женский с монограммой «ДФ». Сирэй кемюс кур. 1842. Серебро, латунь, ровдуга, жильная нить. Ков ка, литье, плоскостное гравирование, чеканка, клепка, шитье. Длина 110

Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)

мира с легендарным мировым древом жизни. Сама суровая, но изначально прекрасная северная природа рождала живую фантазию, общую почву национального мировосприятия, стихию творящего чувства. И в этом - неодолимая тяга народа к красоте, который не мог не выражать свои представления об окружающем мире в любой сработанной вещи.

В изделиях среброкузнецов из собрания Национального художественного музея РС (Я) мы находим многообразие технических приемов ручной обработки металла - ковку, литье, гравировку, разного вида чеканку, прорезь, насечку, тиснение. Работы имеют свои особенности декора. Большое внимание уделялось орнаментально насыщенной резьбе (гравировке), которой мастера владели в совершенстве, сплошь покрывая фон узорами ручной резьбы, являющейся характерным признаком якутских изделий. Народный мастер в искусной технике гравирования претворял эстетически осмысленное освоение мира природы, в хитросплетении орнамента заключена идея цикличности природного круговорота, взаимосвязь и «перетекание» всего сущего. Широко также применялось ажурное литье, особо искусные серебряники владели секретами чернения, золочения и техники выемчатой эмали.

В основе своей изделия из серебра имеют геометрические формы: круг, квадрат, трапецию, прямоугольник. В декоре украшений ведущим был растительный орнамент, который насыщал национальный костюм защитной символикой, отражающей систему мироздания: например, высокая, куполообразная женская шапка дъабака, украшенная гравированным серебряным кругом туосах-та, моделировала небосвод с солнцем. Интересно, что в древности тюрки отождествляли

небо с образом вселенского жеребца или конем-солнцем [3].

Орнамент, нанесенный на ювелирные украшения, зачастую может рассказать о происхождении этноса, ранних и поздних культурно-исторических взаимосвязях с другими народами. Спиралевидные и растительные орнаменты с древних времен были в ходу у тюркских предков якутов. В научной литературе многие авторы отмечают близкое сходство орнаментики народа саха с искусством Центральной Азии, Южной Сибири и, в частности, идентичность с пазырыкскими находками V—III в. до н. э. Профессор C.B. Иванов указал на прямое сходство хуннского и якутского орнаментов [6]. По мнению известного немецкого исследователя Уллы Йо-хансен, «орнаментальное искусство является одним из самых устойчивых элементов якутской культуры» [7, с. 93]. Авторы отмечают историческое долголетие, глубинные корневые истоки якутского орнамента, в эмоциональных вариациях которого проявляется импровизационный талант народа.

На серебряных изделиях, наличествующих в коллекции музея, преобладают вьющиеся стебли, лепестковые розетки, бутоны, трилистники, спирали в различных модификациях. Распространен лировидный мотив в простой или усложненной форме развитых завитков-побегов и в виде схематичных линий. Традиционный образ народного искусства кёгюёр - лиры, трансформируясь, находит воплощение в самых различных вариантах. Он прочитывается в литых формах сережек, резных орнаментах поясов, седельных луках, декоре чепраков и кычымов, фигурных оглавиях крестов. Стилевые особенности орнаментики народа саха можно характеризовать живописной свободой и вариативностью композиций. Используя один и тот же мотив, мастера никогда не повторяются, но, в то же время, не выходят за рамки традиции.

Якутские ювелирные изделия массивны, монументальны по форме и декору, имеют многочисленные ярусные подвески, выглядят торжественно и благородно. Строгий

гравированный узор четко выделяется на светлой поверхности серебра.

В музейном собрании имеются образцы якутского старинного нагрудного украшения илин кэбисэр, которое состоит из витой шейной гривны кылдьыы и ниспадающих от нее сплошными рядами подвесок. Шейное украшение - гривна представляет собой массивное литое кольцо с винтообразной рельефной нарезкой и несомкнутыми плоскими концами, загнутыми в виде петель для продевания завязок - ровдужных ремешков.

Истоки гривны уходят в пласты древних культур, ей была определена долгая и яркая историческая жизнь. С незапамятных времен она бытовала у многих народов Восточной Европы, Средней Азии и исполняла различные функции. У скифов и сарматов, согдийцев и хорезмийцев данное украшение состояло в убранстве комплекта одежды знатных людей, служило своеобразной наградой римских легионеров, было знаком отличия у русских дружинников, с XII до XVI века этот предмет входил в комплект наряда русских женщин [5].

До XX века гривна как украшение сохранилась лишь у народа саха. Историческая память якута зафиксировала ее в текстах устного поэтического творчества, героическом эпосе олонхо. Гривна с нагрудно-нас-пинными подвесками, образующими своеобразную серебряную кольчугу, уникальна по своей самобытности, она входила в сложный комплекс свадебных женских ювелирных украшений, включающий головные, набедренные, нагрудные, наспинные и наручные украшения. Кроме нагрудных подвесок, он представляет накосник или наспинные подвески, большие серьги, широкие пластинчатые браслеты, пояс, сплошь покрытый наборными серебряными пластинками, к которому крепились маленькая сумочка, календарь, игольник, щипчики, уховертка, кресало, обереги и другие необходимые личные предметы. Композиция изделий строится на ритмическом чередовании больших гравированных пластин трапециевидной и прямоугольной форм, многочисленных ма-

лых ажурных Б-образного вида пластинок, образующих живописную систему спускающихся от витого шейного кольца рядов цепочек с узорными, мелодично звенящими подвесками разной конфигурации. Носили гривну с подвесками поверх нарядной шубы. Матовый блеск металла, игра светотени на подвижных резных пластинках усиливали праздничное великолепие наряда. Ансамбль украшений в образно-эстетическом отношении играл важную роль в художественном завершении национального костюма. Его строгая красота соответствовала торжественно-монументальному покрою одежды народа саха. Ряды цепочек исполнены в технике ажурного литья. Обилие орнаментального декора на серебряных украшениях, несмотря на суровую простоту форм, делает эти изделия по-настоящему драгоценными.

В конце XX - начале XXI века гривна с подвесками вновь входит в обиход в связи с возрождением церемонии древнего национального якутского праздника Ысыах, посвященного наступлению лета, в соответствии с этим появилась необходимость в традиционной праздничной одежде и украшениях. Сегодня якутские женщины носят гривну в трансформированном, облегченном варианте, естественно дополняя свой наряд не только в праздничные дни, но и повседневно.

Якутские ювелиры сохраняют в своем творчестве глубокую связь с народным ис-

Нагрудное украшение Илин кэбисэр. Середина XIX в. Серебро. Литье, ковка, резьба винтовая, плоскостное гравирование.

Высота 77; гривна 20,5x23

Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)

Л.П. Бубякина. Пояс наборный с подвесками. Из комплекта национальных женских

украшений. 1990. Мельхиор, замша, ткань, бисер, бусы Выпиловка ажурная, оксидирование, гравирование, клёпка, шитьё, вышивка Длина 119. Подвески (длина) 6,8

Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)

шр

ЯП

^ ^

ёш

кусством, проявляющуюся в форме и декоративном оформлении изделий, по-разному используя многовековые образные и пластические мотивы, творчески усваивая и перерабатывая устоявшиеся орнаменты, привнося новые технологии.

В этом направлении в конце XX века успешно работала признанный мастер серебряных дел Лариса Бубякина. Ведущим направлением в творчестве Бубякиной яв-ляются нарядные женские украшения. Ее гарнитуры обычно состоят из ожерелья-гривны с подвесками, серег, иногда дополняются браслетами или кольцом. В изделиях - тонкое понимание их назначения, умение определить ритмические повторы, цезуры. Декор не довлеет над формой, введение гравировки или черни придает композициям фантазийность и красочность («Браслет», «Серъш-харыйа» - 1983; «Пояс наборный женский» - 1990). Поиск органичного единства народных традиций с современными тенденциями декоративно-прикладного искусства обретает с годами в творчестве Бубякиной новый уровень. На

смену прямым заимствованиям из

арсенала народного искусства приходит ощущение культурной преемственности, почвы, цельности художественного процесса. Таков ее многосоставной «Комплект национальных женских украшений» (1990). Его образный строй, вклю-

Шшшш

¡.М- 1

>тЩ тш® ттшт® ЩШщ шш1 зйшв шш Шш ШШ Цр яшм •шш юШШ эдшв

тт мет

мш

ЩШЩ тшя

ж««« * 1111II11 «я««»« *«.

№11 Йй ЙП

шштшк

чающии гривну с подвесками, решен классически традиционно. Автор воссоздает масштабность старых образцов, использует ха-

рактерные сочетания технических приемов: ковку, чеканку, ажурную выпиловку, чернение. Вместе с тем это сложное художественное произведение, вобравшее в себя весь опыт длинной цепи накопления традиций многовековой культуры. Орнамент, гравированный на светлой поверхности больших пластин, образует сочный рисунок вьющегося растительного узора - символа бесконечности жизни. Яркие вспышки бисерных пронизок, теплый тон сукна и ровдуги многочисленных подвесок пояса, выгодно оттеняя светлый тон металла, создают своеобразный гармонический колорит, благородную игру природных красок, внося праздничное цветовое звучание. Композицию завершают добротные, массивные серьги с подвесками в два яруса и широкие пластинчатые браслеты. В этом ансамбле все подвижно, остро и четко наделено той мерой пропорции, которая определяет его мощь, устойчивость и красоту.

Самым демократичным видом украшения были серьги, наиболее характерные формы которых сложились в XIX веке и по сей день остались неизменными, повторяясь в различных вариациях. В коллекции при всем их разнообразии нетрудно заметить такие устойчивые традиционные элементы, как лировидная фигура с маленькими каплевидными подвесками или многоярусные «шумящие» тисненые лепестки, пики и круглые бляшки, иногда в несколько ярусов. Благодаря разнообразию и количеству этих мелких подвесок изделия, сохраняя основную конфигурацию, обретают неповторимый облик. На лицевой части сережек с подвесками присутствует гравированный узор в виде завитков, штрихов, линий и растительных мотивов.

Наиболее массивные серьги свидетельствовали о состоятельности владельцев. По своей форме это национальное, совершенно оригинальное украшение, которое может служить этническим маркером. В олонхо люди, солнечное племя айыы аймага, также именуются как племя серебряных сережек кёмюс иэмэхулууса [14, с. 230].

Силуэт лировидных сережек напоминает стилизованное очертание женской фигуры в высокой национальной шапке дьабака, выступая своеобразным знаком прародительницы рода, несущей в себе жизнь. В центре широкой части фигуры в сквозной прорези подвижная маленькая гирька вызывает ассоциацию с образом ребенка в материнской утробе. В то же время отдельно взятая подвеска схожа с очертанием детской берестяной игрушки коровы, где также имеется прорезь с изображением условного детеныша. Завершается пластинка серьги литыми каплевидными подвесками, напоминающими по форме сосцы. В скотоводческой культуре широко известен орнамент под названием биэ эмийэ - сосцы кобылы. Специалисты рассматривают лировидную фигуру как символ священного мирового древа Аал лук мае, в стволе которого, согласно мифам, обитает дух хозяйки земли Аан Алахчын. По сюжетам олон-хо, она нередко вскармливает богатыря и благословляет его на подвиги. Закономерно, что этот узор преимущественно встречается на ювелирных женских изделиях. В музейной коллекции данный тип серег преобладает и представляет в основном образцы второй половины XIX века и работы современных ювелиров.

Другая самобытная, многосоставная форма серег харыйа в виде разлапистой ели давала возможность мастерам блеснуть умением, виртуозной техникой исполнения. Нарастающая к низу объемность серьги возникала за счет увеличения рядности лепестков шумящих подвесок, придавая ей пластическую выразительность, одновременно подчеркивая массивность нижней части и ювелирную тонкость. Образ дерева в культуре многих народов мира служит символом возрождения жизни и продолжения рода. Как известно, модель дерева с нарастающими ветвями широко используется для образной передачи идеи развития и умножения. Показательно, что этот мотив встречается в ювелирных изделиях женщин, которым принадлежит решающая роль в продолжении рода. Неслучайно эта древняя народная форма сережек

Серьги лировидные с подвесками. Вторая половина XIX в. Серебро. Литье ажурное, гравировка. Высота 6,2

Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)

продолжает пользоваться успехом и служит образцом убедительного художественного решения.

В коллекции музея имеются серьги работы известных мастеров второй половины XX века, таких как Прокопий Алексеевич Васильев - представитель старшего поколения, принимавший в 1960-е годы деятельное участие в возрождении старого ремесла на древней чурапчинской земле. Его изделия продолжают народные традиции. Так, им исполнены литые традиционные лировидные серьги с подвесками, украшенные имитацией под чернь.

Известный умелец серебряных дел Дьячковский Степан Дмитриевич обстоятельно учился ювелирному делу у потомственного народного мастера К.А. Макарова (Кыра Эн-сии). Его творчество, основанное на изучении и повторении старых изделий с небольшими вариациями, представлено серьгами «Дуга с колокольчиком». Форма таких сережек появляется в XIX веке, по всей видимости, часто исполнялась чурапчинскими мастерами и, хотя была распространена повсеместно, вновь возникает после долгого затишья в том месте, где пользовалась особой любовью.

Высокое мастерство, своеобразие художественного языка Ивана Алексеевича Захарова, профессионально занимающегося ювелирным делом с 1980-х годов, выразительно отразилось в самобытной форме серег харыйа - ель. Ему присущ свой индивидуальный почерк и непосредственное следование традициям как в орнаментах, так и в технологии. Серьги состоят из небольших круглых бляшек, украшенных гравировкой; строгие и торжественные, они эффектно ниспадают

Нагрудное украшение Илин кэбисэр. Вторая половина XIX в. Серебро, ровдуга. Литье ажурное, ковка, нарезка винтовая, плоскостное гравирование, чеканка. Высота 56,5; гривна 19,7x22,6.

Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)

ярусами, издавая мелодичный звон. Слегка потемневший фон придает им цветность.

Органично воспринял опыт, накопленный многими поколениями, художник Роберт Петров, знаток, тонкий ценитель и собиратель произведений якутского народного творчества, работавший в резьбе по бивню мамонта и металлу. Свободно и широко использовал автор богатейшее наследие предков в роскошных серьгах, исполненных в 1999 году, где каскад гравированных лепестков ассоциируется с пышной гривой резвого коня-скакуна. С имитацией под чернь создан изящный «Комплект женских традиционных украшений» (1988). Филигранная обработка его серебряных изделий, подчиненная форме, превращает литые серьги и кольца в замечательные произведения искусства.

Лопатообразные серьги кюрдъэх ытарга, бытовавшие в XIX веке наравне с вышеуказанными формами, показаны в музее работой ювелира Слепцовой Алены Прокопьевны. Это строгое по облику и изящное по форме изделие исполнено в исконно народном духе и, в то же время, стилистически находится в русле новейших исканий современного декоративного искусства. Автор представляет известную ювелирную мастерскую «Уран саха», где работают мастера, генетически связанные с древним ремеслом.

Образцом мастерства якутских среброкуз-нецов могут служить пластинчатые браслеты, их носили попарно на каждой руке. Они служили защитой запястья и одновремен-

но исполняли роль манжета, собирая конец рукава, имеющего в старые времена прямой крой. Форма их неизменна - в виде усеченного конуса из широкой сплошной пластины, смыкающейся при помощи щитка-застежки на шарнирах. Декор всегда сопровождают характерные выпуклые раппортные пояски, между которыми наносится разнообразный орнамент. На застежке иногда встречаются год создания и инициалы владельцев.

Две пары браслетов в коллекции помечены датами, причем изделие, на котором вырезан 1864 год, более скромно в оформлении и в то же время ярко типажно, сообразно традиционному образу, народным вкусам мастера и заказчика: между опоясками нанесен простой криволинейный орнамент в виде завитков, более изящно здесь разработан декор застежек.

Другая пара браслетов, можно отметить, выполнена особо одаренным мастером. Художественно-образная система изделия представляет виртуозно исполненный узор в виде бесконечного ряда процветшей почки, передающего поэтическую прелесть распускающихся побегов. В изысканности и живописности гравированного рисунка - таинство весеннего пробуждения природы.

Браслеты из коллекции музея демонстрируют стилистическое единство, которое проявляется как в форме и соразмерности заданных пропорций, так и композиции орнамента. Мастера прекрасно понимали характер своего материала и творили в полном согласии с ним.

Пояс кур был одним из важнейших атрибутов национальной одежды якутов и других тюркских народов. Резной орнамент на поясах обладает всеми лучшими чертами народного искусства, которое всегда отличает предельная ясность и выразительность художественного воплощения. На пряжках с инициалами просматриваются стилизованные изображения парящего орла, лебедя с раскрытыми крыльями, стерха с хохолком, на одном из поясов инициалы обрамляют закодированные под орнамент играющие изящные зверьки с пушистыми хвостами. Эти

обрисовки позволяют провести корреляцию с бытовавшими у якутских родов, согласно мифам и родовым преданиям, тотемными животными и птицами, считавшимися их первопредками и покровителями. Можно допустить, что представленные на свадебных поясах пернатые несут информацию о происхождении мастера или владельца из определенного рода, в то же время они могут выражать собой благорасположение высших существ, так как, по суждению якутов, птицы являются посредниками между человеком и высшими божествами айыы [1, с. 130]. Якутские мастера могли наносить образ тотемного животного или птицы на предметы также по желанию заказчика. Нельзя не отметить, что на поясах показаны преимущественно образы священных птиц, которые чаще, чем другие животные, упоминаются исследователями как тотемы. По сообщению Ф. И. Страленберга, каждый якутский род не употребляет в пищу каких-нибудь птиц, считая их своими первопредками [8, с. 169]. В то же время «комплекс религиозных воззрений якутов позволял наносить образы священных животных и птиц на предметы, имевшие сакральный либо защитный функциональный характер, которыми обладали женские ювелирные украшения» [13, с. 105].

Большим мастерством исполнения отличается изделие с вензелем и датой на пряжке «НБ 1863 г.», автор достиг здесь пластической четкости, непосредственной свободы резьбы, красоты и выразительности рисунка. Превосходная резьба и гармоничная уравновешенность композиции из стилизованных цветов и листьев придает неповторимый красочный вид лицевой пряжке и большим пластинам с ушками. В поясах мастерски использована художественная выразительность металла, его сероватая матовая поверхность, которая в сочетании с плоскостной гравировкой, рисунчатой чеканкой, чеканкой-сечкой, оставляющей следы наподобие штрихов, достигает исключительного декоративного эффекта. Резной орнамент, сплошь покрывающий пластинки, свободно размещается на плоскости, имеет множество

вариаций. Мотив непринужденно вьющегося стебля, бутоны, древние 8-образные завитки-побеги, розетки из листьев, трилистники, сердцевидные, лировидные фигуры и так называемый «почка-узор» завораживают сложной вязью архаичного узора, неразгаданностью древней символики. Их орнаментика имеет эпический стиль, выраженный богатым художественным языком.

Второй тип музейных поясов харах кёмюс кур (серебряный пояс с глазками) - мужской пояс, одевающийся поверх легкого платья. Он представляет литые фигурные и прорезные бляшки без гравировки, напоминающие сердцевидную фигуру, крест с концами

Л. П. Бубякина. Пояс мужской наборный. Харах сирэй кур. 1999. Мельхиор, кожа. Литье, плоскостное гравирование, чеканка-сечка, оксидирование, полировка, клепка, пайка. Длина 88; ширина 2,8. Пряжка 5,4x7

Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)

трилистника, крест в круге, продолговатые ажурные пластины с ушками и ромбом, вписанным в квадрат. Они строго симметрично нашиты в одном случае на полосу черного бархата, в другом - на красное сукно, причем ажурных бляшек с ушками, как и в женских поясах, по три штуки. Пряжки небольших размеров: прямоугольная с крючком на тыльной стороне и застежка-замок в виде семиугольной пластинки, продеваемой в металлическую петельку. Сочетание контрастного тона основы с серебристым мерцанием металла создает цветовую напряженность, усиливая впечатление парадности. По своему общему решению пояса, украшенные такими литыми бляшками, как отмечают многие исследователи, аналогичны кушакам древних каменных изваяний Южной Сибири [4, с. 109].

Своеобразные нагрудные украшения сюрэх исполнены в лучших традициях якут-

Нагрудное украшение Сюрэх с шумящими подвесками. Вторая половина XIX в. Серебро. Литье ажурное, чеканка-сечка, плоскостное гравирование, тиснение. Высота 49,5

Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)

ского искусства, они выделяются своими художественными достоинствами, привлекая красивыми пропорциями, выразительностью каждой фигуры, пластичностью. Часто делались они по специальному заказу, о чем свидетельствуют монограммы владелиц. Резьба на многих экземплярах технически выполнена искусно. Изделие представляет собой крест на литом ажурном оглавии и широкой цепочке из пластинчатых звеньев с разнообразными функциональными подвесками по аналогии с нагрудным украшением Илин кэбисэр. При крещении якутам вручали нательные крестики, но они не имеют прямого отношения к сюрэх. Как отмечает А.И. Саввинов, «они как номинальные христиане крест воспринимали не столько как знак принадлежности к конфессии, а сколько как украшение и амулет», прообразом нового украшения сюрэх являлись наперсные кресты духовных чинов православной церкви [13,с. 116].

Отметим, что крест - древний мотив в якутской орнаментике, имеющий космологическое значение, связанное с ориентацией по четырем сторонам света, одно из свидетельств тому - его исконно тюркское название сюрэх - «сердце», «крест» [11].

По эпической традиции, страна богатыря описывается как «счастливая долина, вокруг которой не облететь птице журавлю, чтоб опуститься ... благодатное летовье, обереженное от бед и несчастий, что вдоль и поперек не смогла перелететь птица глухарь, чтоб

сесть» [10, с. 145]. В тексте словесно обрисовывается типичная орнаментальная фигура - крест, вписанный в круг.

Можно предположить, что, благодаря своему универсальному характеру, христианский символ креста органично вошел в арсенал якутских кузнецов. И, вероятно, поэтому мастера свободно варьировали форму наперсного креста, модернизируя его на свой лад и украшая пышным лировидным и сердцевидным мотивами в виде оглавия. В изделии своеобразно переплелись языческие и христианские мотивы. Делали сюрэх многосоставным, дополняя щипчиками, ногтечисткой, уховерткой и декоративными шумящими подвесками каплевидной и листообразной формы на широких ажурных цепочках, уподобляя его традиционному нагрудному женскому украшению. В народной среде украшение почиталось как особый охранительный амулет, его носили и в будни, и в праздники, такой магический знак из ряда ымыы отпугивал духов от человека своей таинственной силой. В связи с христианизацией сюрэх со второй половины XIX века становится самым массовым типом серебряных изделий и обязательно входит в серебряный комплект свадебного наряда, заменяя тяжелое и не всем доступное украшение илин кэбисэр.

Удивительное чувство ритма и динамики всех составных частей нагрудного украшения «Сюрэх» свидетельствует о появлении нового, ярко выраженного направления в якутском ювелирном искусстве середины XIX века. В это время происходит знакомство с высокохудожественными образцами русской торевтики, и искусство якутских среброкузнецов обогащается новыми техническими приемами, формами и видами изделий, которые наряду с традиционными прочно входят в повседневную жизнь.

При сравнительном анализе нагрудных украшений «Илин кэбисэр» и «Сюрэх» нетрудно заметить, что такие трудоемкие и долгие рукотворные процессы, как сплошное гравирование орнаментов, узорчатая чеканка и сечка, местами заменяются литейной фор-

мой или техникой черни. Это хорошо видно на примере крестов, имитирующих зернь, ларчика, украшенного черневым узором, но в целом, судя по отдельным образцам в коллекции музея, высокий художественный уровень гравировальной техники местного ювелирного производства все же сохраняется вплоть до 20-х годов XX столетия. Можно отметить, что новые исторические условия и изменившиеся эстетические потребности народа способствовали трансформации некоторых традиционных форм ювелирных изделий и, как следствие, привели к постепенной утрате отдельных смысловых значений древней символики орнамента, который становится просто красивым декоративным элементом.

Новые грани развития искусство сребро-кузнецов получает в творчестве современных мастеров. Якутские ювелиры по-разному используют многовековые образные и пластические мотивы, творчески усваивая и перерабатывая устоявшиеся формы и орнаменты, привнося новые технологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К группе шейных украшений относится изделие «Моой симэгэ», которое представляет широкую серебряную несомкнутую ленту-стойку, покрытую богатой гравировкой. Оно исполнено современными ювелирами Н.И. Николаевой и H.H. Кириллиным. По всей поверхности лента ярко декорирована ручной рельефной резьбой в старом стиле, так называемом орнаменте бюер ойуу «почка-узор» с проросшими завитками листьев, окаймленных раппортными поясками мелко трактованных мотивов - зигзага и свитого шнурка. Сочно выступающий рельеф напоминает тиснение по бересте. Добротный профессионализм отличает мужские и женские пояса с различными декоративными подвесками, нагрудно-наспинные украшения с плоской, гравированной или витой гривной «Илин-кэлин-кэбисэр», начельник бастынга, серьги разных форм, пластинчатые браслеты, нагрудные подвески «Сюрэх», изящные комплекты женских украшений - интерпретации на этнические и мифологические темы, выполненные якутскими ювелирами нового

поколения Л.М. Егоровым, Н. Дьячковским, С.А. Игнатьевым, H.H. Кириллиным, Е.О. Каган, Т.А. Батюшкиной, признанной в 2017 году лучшим ювелиром Сибири на традиционном конкурсе профессионального мастерства «Лучшее ювелирное украшение Сибири» (Красноярск). Оригинальны, современны по стилю и характеру работы Л.И. Гоголевой, представляющие удивительный пример органичного соединения традиционной и профессиональной составляющей искусства.

Традиция для художника является источником художественного мастерства, не нарушая ее, она обогащает образно-пластическую систему новыми темами, художественными приемами. У нее свой почерк, свой узнаваемый стиль. Автор, используя систему контрастов, геометрические формы, прямые и криволинейные линии, архаичную символику, многоярусные звенящие подвески, мастерски обыгрывает блеск и фактуру драгоценного камня бриллианта, который ассоциируется с первоэлементами природы, гармонируя с матовой гладкой или шероховатой поверхностью серебра, густого насыщенного желтого, белого и черного золота. Художник творит миф вещи, хорошо ориентируясь в древнем пространстве эпических сказаний. Неслучайны наименования изысканных ювелирных комплектов: «Срединный Мир», «Легенда трех миров», «Сата 24», «Древо Аал

Л.И. Гоголева. Колье.

Из комплекта «Евразия». 2012. Серебро, фианит. Литье, ковка, накладка, пайка, покрытие, родиро-вание, крепёж Длина 51. Центральная пластина 4,4x5,5

Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)

Лук мае», «Белое солнце - 2006», увлекающие в мир беспредельной фантастики, навеянной эпическими образами.

Якутское ювелирное искусство, сохраняя самобытность и этническую образность, находится на новом этапе своего развития, в котором наблюдается тяготение к символу, новым ярким декоративным формам и материалам.

Литература

1. Боло, С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (по преданиям якутов бывшего Якутского округа) // Сборник трудов НИИ языка и культуры при СНК ЯАССР / под ред. П.А. Ойунского.

- Москва ; Якутск, 1938. - Вып. IV - Июль-Август.

- 1936. - 232 с.

2. Виташевский, H.A. Материалы для изучения шаманства у якутов // Записки Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества по этнографии. - Санкт-Петербург, 1890. - Т. 2. - Вып. 2. - С. 36-42; Ястремский, C.B. Остатки старинных верований у якутов // Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. - Иркутск, 1897. - Т. 18. - Вып. 4. - С. 226-269.

3. Гоголев, А.И. Мифологический мир якутов: божества и духи-покровители. - Якутск : Изд-во Центра культуры и искусства им. А.Е. Кулаковско-го;ЯГХ 1994.- 29 с.

4. Гоголев, А.И. Якуты: проблема этногенеза и формирования культуры / Якут. гос. ун-т им. M.K. Аммосова. - Якутск, 1993. - 149 с.

5. Дьяконова, В.П. Старинные якутские шейные украшения // Сб. Музея антропологии и этнографии. - Т. 18. - Москва ; Ленинград, 1958. - С. 179-186.

6. Иванов, C.B. К вопросу о хуннском компоненте в орнаменте якутов // Якутия и ее соседи в древности (тр. Прилен. археолог, экспедиции). -Якутск, 1975. - С. 174-184.

7. Йохансон, У Орнаментальное искусство якутов: истор.-этногр. исследования. - Якутск, 2008. -158 с.

8. Константинов, И.В. Материальная культура якутов XVIII века (по материалам погребений). -Якутск : Якуткнигоиздат, 1971. - 212 с.

9. Миллер, Г.Ф. История Сибири: народы Сибири. Материальная культура. Т. 1 / [под ред. В. Бахрушина]. - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1937. - С. 533; Линденау, Я.И. Описание народов Сибири: первая половина XVIII в. Исто-рико-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. - Магадан, 1983. - 176 е.; Сарычев, Г.А. Результаты раскопки кургана около г. Якутска [Письмо г. Сарычева от 14 дек. 1888 г.] // Изв. ВСОРГО. - 1889. - Т. 20. - Вып. 2. - С. 31-32; Георги, И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. -Санкт-Петербург, 1799. - Часть II. - С. 174.

10. Новгородов, C.H. Первые шаги якутской письменности. - Москва : Наука, 1977. - 271 с.

11. Пекарский, Э.К. Словарь якутского языка. -Т. 2. - Москва: Изд-во АН СССР, 1959. - Стлб. 2404.

12. Полевой, Б.Н. Забытый источник сведений по этнографии Сибири XVII в. // Советская этнография. - Москва, 1965. - № 5. - С. 122-129.

13. Саввинов, А.И. Традиционные металлические украшения якутов: XIX - начало XX века: (историко-этногр. исслед.) / PAH СО ; Ин-т проблем малочисленных народов Севера. - Новосибирск : Наука, 2001.- 170 с.

14. Тимофеев-Теплоухов, И.Г. Строптивый Ку-лун Куллустуур : якутское олонхо. - Москва, 1985. - 605 с.

Об авторе

Габышева Ася Львовна - главный научный сотрудник Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), заслуженный деятель искусств РФ и PC (Я), действительный член Академии духовности Республики Саха (Якутия) E-mail: asiagabysheva@yandex.ru

THE GLITTER AND TINKLE OF SILVER. BASED ON THE MATERIALS OF THE COLLECTION OF THE NATIONAL ART MUSEUM OF THE RS (YA)

Gabysheva Asya Lvovna Chief Researcher at the National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia), Honored Artist of the Russian Federation and the RS (Ya), full member of the Academy of Spirituality of the Republic of Sakha (Yakutia)

Abstract: The article is devoted to the jewelry art of Yakut masters. Among the Sakha people silver has always been a symbol of beauty and wealth. The centuries-old traditions developed in the work of masters have determined the national identity and artistic style of Yakut jewelry. The shape of silver products is in harmony with the tectonics, lines and color of the Yakut national clothing, which holds the ancient pantheistic reverence for nature. The plastic language of the Yakut jewelry art is figurative and metaphorical, the decoration of products intertwines geometrized, herbal and zoomorphic motifs that recreate a mythological picture of the world with the legendary world tree of life. A considerable attention was paid to the rich ornamental carving (engraving) practiced perfectly by masters, completely covering the background with an intricate repeated hand-carved pattern, which is a characteristic feature of Yakut jewelry. Along with the aesthetic value such jewelry carried the magical function of a talisman. In the Yakut epic, mythical blacksmiths temper a weakened hero in a red-hot furnace in order to give him strength, and folk belief says that the blacksmith is stronger than the shaman and has to be his older brother. Introducing new technologies, modern jewelers use centuries-old figurative and plastic motifs in different ways, creatively assimilating and developing established forms and ornaments.

Keywords: silver; blacksmith; forging; casting; engraving; artistic tradition; style; continuity; modern masters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.