Научная статья на тему 'ЯКУТСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ: ЗНАЧЕНИЕ В СЕМЬЕ САХА'

ЯКУТСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ: ЗНАЧЕНИЕ В СЕМЬЕ САХА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ / СЕМЬЯ САХА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОПРОС / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прокопьева Сардаана Эдуардовна, Борисова Ульяна Семеновна

В данной научной статье рассматривается значение якутских ювелирных украшений в семье саха. Представлены итоги социального опроса по теме исследования, которые нацелены на изучение и оценку мнения населения, а также, показан анализ полученной информации, который отражает процент частотности и сопряженности итогов анкетирования. Исследование определяет уровень актуальности значения якутских национальных украшений в семье саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YAKUT JEWELRY: MEANING IN THE SAKHA FAMILY

This scientific article examines the significance of Yakut jewelry in the Sakha family. The results of a social survey on the topic of the study, which are aimed at studying and evaluating the opinion of the population, are presented, as well as an analysis of the information received, which reflects the percentage of frequency and contingency of the results of the survey. The study determines the level of relevance of the meaning of the Yakut national ornaments in the Sakha family.

Текст научной работы на тему «ЯКУТСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ: ЗНАЧЕНИЕ В СЕМЬЕ САХА»

УДК 391.7(=512.157)

DOI 10.23672/SAE.2022.59.70.001

Прокопьева Сардаана Эдуардовна

магистрант кафедры социологии и управления персоналом, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова sardaanaprokopeva@mail.ru

Борисова Ульяна Семеновна

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления персоналом, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова prokopeva@mail.ru

Якутские ювелирные украшения:

значение в семье саха

Sardaana E. Prokopyeva

Master Student of the Department of Sociology and Personnel Management, North Eastern Federal University named after M.K. Ammosova sardaanaprokopeva@mail.ru

Ulyana S. Borisova

Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department of Sociology and Personnel Management, North Eastern Federal University named after M.K. Ammosova prokopeva@mail.ru

Yakut jewelry: meaning

in the sakha family

Аннотация. В данной научной статье рассматривается значение якутских ювелирных украшений в семье саха. Представлены итоги социального опроса по теме исследования, которые нацелены на изучение и оценку мнения населения, а также, показан анализ полученной информации, который отражает процент частотности и сопряженности итогов анкетирования. Исследование определяет уровень актуальности значения якутских национальных украшений в семье саха.

Ключевые слова: Якутские ювелирные украшения, семья саха, народная культура, материальная культура, опрос, анализ.

Annotation. This scientific article examines the significance of Yakut jewelry in the Sakha family. The results of a social survey on the topic of the study, which are aimed at studying and evaluating the opinion of the population, are presented, as well as an analysis of the information received, which reflects the percentage of frequency and contingency of the results of the survey. The study determines the level of relevance of the meaning of the Yakut national ornaments in the Sakha family.

Keywords: Yakut jewelry, Sakha family, folk culture, material culture, survey, analysis.

Одним из ключевых элементов национальной культуры, в котором содержится глубинный пласт этнической памяти якутов, древние религиозные особенности народного мировосприятия и особые художественные тенденции материальной культуры, является традиционное ювелирное искусство.

Якутские ювелирные украшения - своеобразные хранители национальных художественных традиций, так как в их форме, орнаментальных мотивах, образном содержании имеется много общего с художественной отделкой изделий других видов народного творчества: резьбе по дереву, обработке бересты, художественном шитье и вышивке [1].

В древности украшения делали из меди, латуни, бронзы. К золоту якуты относились пренебрежительно, считая, что оно мало чем отличается от бронзы, излюбленным же материалом для ювелирных украшений было серебро - чистый и белый металл. Помимо прикладного значения украшения выполняли еще несколько функций, главными из которых были оберег и декларация

социального статуса владелицы. Ювелирные украшения несли, в основном, обережную функцию, которая со временем трансформировалась в декоративную, вытесняя свой главный мотив [2].

Целью данного исследования является выявление значения якутских украшений в семье саха. Для проведения исследования было составлено анкетирование, которое состоит из 22 специальных вопросов, направленных на выявление актуальности значения якутских украшений, а также на дифференцирование полученной информации по гендерной принадлежности, возрасту, месте жительства, типу украшений, выборе ювелирного бренда и т.д.

Всего в онлайн опросе (октябрь 2022 г.) участвовало 187 жителя Республики Саха (Якутия). Распределение по полу: 69,5 % - женщины, 30,5 % -мужчины. Распределение по национальности: саха - 86,6 %, русские - 4,8 %, представители коренных малочисленных народов Севера - 5,9 %, другие - 2,7 %. Распределение по месту жительства: 64,2 % - жители города Якутска, в районах

Республики Саха (Якутия) проживают 34,8 %, 1,1 % - не указали место жительства. Распределение по возрасту: 18-25 лет - 67,4 %, 26-40 лет -8,0 %, 41-55 лет - 3,4 %, 56 лет и старше - 11.2 %.

Анкетный опрос показал, что 82,9 % респондентов носят ювелирные украшения, остальные 16,6 % - не носят никаких украшений.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Носите ли Вы в целом ювелирные украшения? (в зависимости от пола)

Носите ли Вы в целом ювелирные украшения?

Ваш пол? Всего

мужской женский

Да 54,4 % 95,4 % 82,9 %

Нет 45,6 % 3,8 % 16,6 %

Не указали 0,8 % 0,5 %

Всего 100,0 % 100,0 % 100,0 %

Сравнение ответов мужчин и женщин выявило различия: среди женщин 95,4 % носили украшения, среди мужчин 54,4 % (табл. 2).

Чаще всего, ювелирные украшения носили респонденты в возрасте от 41-55 лет 88 %). Всего «Да» ответило 82,9 %, остальные 16,6 % ответили «Нет». Стоит заметить, что больше всего

отрицательных ответов было у группы молодёжи 18,3 % (табл. 3.).

возрастной

Число опросивших выявило, что большинство людей носят ювелирные украшения в г. Якутск 84,2 %, а в районе (селе) составило 80 %, что тоже является неплохим результатом.

Таблица 3

Распределение ответов комбинационной таблицы на вопрос: «Носите ли Вы в целом ювелирные украшения? (в зависимости от возраста)

Носите ли Вы в целом ювелирные украшения? * Ваш возраст?

% в Ваш возраст?

19. Ваш возраст? Всего

18-25 лет 26-40 лет 41-55 лет 56 лет и старше

Да 81,7 % 86,7 % 88,0 % 81,0 % 82,9 %

Нет 18,3 % 13,3 % 8,0 % 19,0 % 16,6 %

100 4,0 % 0,5 %

Всего 100,0 % 100,0 % 100,0 % 100,0 % 100,0 %

Не утрачивают своей популярности классические типы ювелирных украшений: мужские и женские кольца, браслеты, кулоны в магазинах совсем не редкость и пользуются неизменным спросом.

Распределение ответов на вопрос: «

Серьги также остаются самым востребованным и распространенным видом украшений среди населения. Итоги опроса по этой теме приведены в таблице 4.

Таблица 4

ювелирные украшения Вы носите?»

Какие ювелирные украшения Вы носите?

Ответы Процент наблюдений

Серьги 111 59,4 %

Кольца 101 54,0 %

Браслеты 52 27,8 %

Кулоны 87 46,5 %

Колье 23 12,3 %

Броши 4 2,1 %

По городу Якутску 42,5 % и району 44,6 % показатель был таким же, народ предпочитает носить ювелирные украшения только на памятные события и праздники. Средний показатель по Якутску стал ответ «раз в год» 19,2 %. По району «не покупаю» 18,5 %.

Респонденты предпочитают ювелирные украшения из серебра - 72,7 %, белого золота и розового золота - 32,1%. Наиболее важны для респондентов такие характеристики, как - дизайн (78,6 %) и стоимость (55,1 %).

Из камней большинство предпочитает драгоценные камни (бриллиант, сапфир, изумруд, рубин) -44,9 %, меньше - предпочтение у синтетических (синт. сапфир, синт. изумруд) - 5,3 %.

Привлекают большинство «классические модели» - 58,3 % (109 чел.) и выбор украшений по отдельности - 41,7 %.

По всем результатам анализа, можно сделать вывод о том, что люди редко заказывают ювелирные изделия в интернете, всего 26,2 % человек. Люди чаще носят отдельные украшения, а не наборами.

127 человек носят якутские украшения, остальные 60 ответили, что не носят, что является неплохим результатом для исследования и говорит о спросе таких изделий. В семьях 117 человек имеются старинные якутские украшения, у остальных 69 отсутствуют.

Также мы спросили: Верят ли люди, что якутские ювелирные украшения могут быть оберегами здоровья и долголетия? Результат показал, что 140 -74,9 % опрошенных действительно так думают,

Распределение ответов на вопрос: «Есть ли в

ещё 36 - 19,3 % затруднились ответить и всего 11 человек этому не верят. Исходя из этого, можно сказать, что большинство респондентов частично сохраняют религиозные соображения своих предков.

Многие стараются собрать весь комплект украшений, чтобы затем передать их по наследству детям и внукам [1]. Респонденты указали, что в их семьях есть старинные якутские украшения, которые передаются по наследству (табл. 5).

Таблица 5

Вашей семье старинные якутские украшения?»

Есть ли в Вашей семье старинные якутские украшения?

Частота Проценты

Да 117 62,6 %

Нет 69 36,9 %

Не указали 1 0,5 %

Всего 187 100,0 %

Исходя из приведенных данных (табл. 6), можно сделать вывод о том, что якутские ювелирные украшения являются отличным подарком для любой национальности, а также, пользуются

большим спросом у большинства опрошенных людей. Покупают ювелирные украшения в среднем на «до 5000» - 32,6 % (61 чел.).

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «По каким праздникам Вы покупаете ювелирные украшения?»

По каким праздникам Вы покупаете ювелирные украшения? (не более 3 вариантов ответа)

Частота Проценты

На нац. праздник ысыах 28 15,0 %

На юбилей 19 10,2 %

На свадьбу 9 4,8 %

На день рождения 67 35,8 %

Без повода 59 31,6 %

Не указали 5 2,7 %

Всего 187 100,0 %

Согласно описанию, которое сделал на основе материала древних якутских захоронений этнограф Михаил Носов, полный комплект украшений якутской женщины включал около восьми предметов: головные украшения - начельник (ба-стына), косоплетку (оуИуох симэ5э), серьги (ытар5а), нашейные и нагрудные украшения - воротничок-ожерелье (моой симэ5э), ожерелье-гривну (кылдыы), нагрудно-наспинное украшение (илин-кэлин кэбиИэр), наручные украшения - широкие браслеты (бо5ох) и кольца (биИилэх). Также неотъемлемой частью костюма являлся пояс (кур). Пояса изготавливались из кожи или

ткани и декорировались серебряными пластинами с выгравированными узорами, иногда пояса делались полностью из серебра. Носили их и мужчины, и женщины, обычно к таким поясам подвешивали нужные в хозяйстве мелочи: кошельки, ключницы, щипчики, уховертки, игольницы, амулеты.

Далее был задан вопрос о видах якутских украшений, которые присутствуют у респондентов исследования. Большинство указало серьги - 47,1 %, нагрудные украшения - 36,4 % и головной убор -33,2% (табл. 7.).

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос: «Какие якутские ювелирные украшения у Вас есть?»

Какие якутские ювелирные украшения у Вас есть ?

Ответы Процент наблюдений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Головной убор - Бастына 62 33,2 %

Нагрудные украшения -Илин - Кэлин кэбиИэр 68 36,4 %

Пояс - Кур 21 11,2 %

Серьги - Ытар5а 88 47,1 %

Браслет - Бо5ох 31 16,6 %

Кольцо - БиИилэх 49 26,2 %

Косоплетка - СуИуох симэ5э 17 9,1 %

Все перечисленное 16 8,6 %

Другое 9 4,8%

Не указали 12 6,4%

Сегодня в республике много творческих коллективов, достойно продолжающих славные традиции якутского ювелирного дела. Широко известны своими неповторимыми изделиями, признанные компании «ЭПЛ Даймонд», «Уруу», «Уран Саха», «Узор Утум», «Киэргэ», «Симэх», «Саха Дизайн» и др. Из рук мастеров предприятий выходят настоящие шедевры ювелирного искусства, ставшие ярким брендом Якутии, известные далеко за пределами республики. Изделия якутских мастеров, выполненные в самобытном этническом стиле, становятся обладателями многих престижных российских и международных ювелирных

Распределение ответов на вопрос: «Какой

выставок и конкурсов, а то, что их лучшие эксклюзивные образцы хранятся в «Сокровищнице Якутии» - Государственной сокровищнице республики сокровищ, говорит о многом.

Заключительным вопросом нашего исследования явился вопрос о выборе якутского ювелирного бренда среди респондентов анкетирования. Тройкой лидеров из 12 якутских ювелирных брендов стали: ЭПЛ Даймонд - 61 %, Уруу - 43,9 и Киэргэ - 39 %.

Данные по опросу представлены в таблице 8.

Таблица 8

ш ювелирный бренд Вы предпочитаете?»

Какой якутский ювелирный бренд Вы предпочитаете?

Ответы Процент наблюдений

ЭПЛ Даймонд 114 61,0 %

Киэргэ 73 39,0 %

Уруу 82 43,9 %

Эгэлгэ 60 32,1 %

Уран Саха 20 10,7 %

Саха Дизайн 6 3,2 %

Айар Уус 13 7,0 %

Драгоценности Якутии 25 13,4 %

Узор Утум 11 5,9 %

Симэх 7 3,7 %

Саха Таас 6 3,2 %

Другое 4 2,1 %

Не указали 8 4,3 %

Произведения якутского ювелирного искусства, в сочетании с этнографическими материалами, помогают в реконструкции мифологических и религиозных представлений народа саха, характеризующихся элементами тотемистических, анимистических, магических верований, ритуалов и обрядов. Лучшие образцы произведений ювелирного искусства народа саха в формообразовании, конструкции, декоре, основаны на национальных традициях, принципах простоты и логичности, ритмичности и ясности пропорций, композиционной строгости. Особой чертой якутских ювелирных изделий являются монументальность, и почти скульптурная выразительность, сохраняемая

даже в малых формах, ритмическое чередование узора и фона, создающее ощущение пространственной симметрии в расположении узоров.

В результате изучения результатов исследования, был получен материал, анализ которого позволил заключить, что респонденты имеют разнообразные взгляды на значение якутских украшений. Но, исходя из большинства ответов, можно констатировать, что якутские украшения являются одним из ключевых элементов этнической культуры, а также, знаком сохранения древних традиций в семье саха, которые на сегодняшний день не теряют своей актуальности.

Литература:

1. Беннет Д. Ювелирное искусство. Иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям / Д. Беннет, Д. Маскетти; Пер. с англ. И.Д. Голыби-ной. М. : Арт-родник, 2010. С. 497.

2. Искусство глазами молодых: материалы Х11 Международной научной конференции, 30 июня 2020 г: материалы конференции / Ред. Н.В. Пере-пич. Красноярск : СГИИ им. Хворостовского, 2020. С. 64. URL : https://eJanbook.com/book/275591 (дата обращения 20.12.2022).

3. Никифорова С.В. Символика женских украшений. Культурные коды традиционной повседневности саха (якутов) : монография / С.В. Никифорова; Под редакцией Б.Н. Попов. Саратов : Вузовское образование, 2018. 259 c. URL : https://www. iprbookshop.ru/72348.html (дата обращения 20.12.2022).

Literature:

1. Bennet D. Jewelry art. An illustrated guide to jewelry / D. Bennet, D. Masketti; Transl. from English. I.D. Golybina. M. : Art spring, 2010. C. 497.

2. Art through the eyes of the young: proceedings of the XII International Scientific Conference, June 30, 2020: conference materials / Editor N.V. Perepich. Krasnoyarsk : SGII im. Hvorostovsky, 2020. P. 64. URL : https://eJanbook.com/book/275591 (date of the application 12/20/2022).

3. Nikiforova S.V. Symbolism of women's jewelry. Cultural codes of everyday life of the Sakha (Yakuts) : monograph / S.V. Nikiforova; Under the share of B.N. Popov. Saratov: University education, 2018. 259 p. URL : https://www.iprbookshop.ru/72348.html (date of the application 12/20/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.