Научная статья на тему 'О ЗАЛОГЕ ЦИФРОВЫХ ПРАВ'

О ЗАЛОГЕ ЦИФРОВЫХ ПРАВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
352
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИМУЩЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОВОЙ ОБОРОТ ЦИФРОВЫХ ПРАВ / ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ АКТИВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефимова Ольга Владимировна

Автор анализирует новый вид имущественных прав - цифровые права, определяет их правовое содержание и порядок осуществления. Акцентирует внимание на залоге цифровых прав. Указывает на разнообразие видов залога и особую среду существования такого права. Считает возможным отнесение залога цифрового права к виду залога, который определяется из содержания цифрового права с учетом особенностей оформления и закрепления этого обременения в рамках цифровой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PLEDGE OF DIGITAL RIGHTS

The author analyzes a new type of property rights - digital rights, determines their legal content and implementation procedure. Emphasizes the pledge of digital rights. Indicates a variety of types of pledge and a special environment for the existence of such a right. Considers it possible to classify a pledge of digital law as a type of pledge, which is determined from the content of digital law, taking into account the specifics of the design and consolidation of this encumbrance within the digital environment.

Текст научной работы на тему «О ЗАЛОГЕ ЦИФРОВЫХ ПРАВ»

 О залоге цифровых прав

О.В. Ефимова заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института права и управления Московского городского педагогического университета (МГПУ), доцент, кандидат юридических наук (г. Москва)

Ольга Владимировна Ефимова, alisa03@mail.ru

Эволюция общества и технический прогресс являются причиной определенных изменений в восприятии юридической сущности имущества. Изменения обусловлены в том числе формированием информационной среды в обществе. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [1] в качестве одного из основных направлений реализации внутренней и внешней политики нашей страны указывается формирование национальной цифровой экономики, которая позволяет шире взглянуть на имущество в силу появления цифровых активов.

Цифровые активы имеют свою, особую, «среду обитания» - интернет. Интернет представляет собой информационно-телекоммуникационную сеть, то есть технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (см. пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; далее - Закон об информационных технологиях ).

В настоящее время в российском праве нет единого нормативного акта, который регулировал бы все возможные виды отношений, складывающих в информационно-телекоммуникационной сети, что вполне обоснованно, поскольку эти отношения имеют разную отраслевую принадлежность. Для отраслей частного права особое значение имеют такие цифровые явления, как цифровые права, цифровая валюта.

Цифровые права были введены в рос-

сийский правовой оборот Федеральным законом от 18 марта 2019 года № 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 34-ФЗ), согласно которому в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) появилась статья 141.1, посвященная цифровым правам. В этой статье содержатся только общие определения указанных прав. В частности, пунктом 1 статьи 141.1 ГК РФ цифровые права отнесены к обязательственным и иным правам. Из содержания положений статьи не ясно, к каким иным правам, но имеющаяся оговорка «названными в таком качестве в законе» позволяет сделать вывод о том, что введение в правовой оборот соответствующего цифрового права будет осуществлено на основании федерального закона. Следовательно, и природа такого цифрового права будет определяться из текста этого закона.

Независимо от природы цифрового права его содержание, условия обращение будут определяться «средой обитания» указанного права, складывающейся в интернете, то есть информационной системой. Как следует из положений статьи 141.1 ГК РФ, все действия (сделки), в том числе наложение обременений (ограничений), должны осуществляться на основании норм ГК РФ с учетом правил соответствующей информационной системы. Приведенная норма указывает на то, что при регулировании правового оборота исследуемых явлений следует учитывать определенные условия. В связи с этим совершенно спра-

ведливо следующее утверждение Л.Ю. Василевской: «Новые цифровые объекты существуют в информационной системе, а это значит, что регулирование отношений в цифровой среде должно иметь свою специфику, раскрываемую с помощью нового гражданско-правового инструментария, разрабатываемого юристами применительно к информационной системе» 1.

Следовательно, возникновение и осуществление залогового правоотношения, где объектом залога выступает цифровое право, должно осуществляться на основании параграфа 3 главы 23 ГК РФ с учетом требований, сформированных в правилах той информационной системы, в рамках которой возникает и реализуется информационное право.

Как уже отмечалось, цифровое право возникает в силу соответствующего федерального закона. Так, Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о цифровых финансовых активах) ввел в правовой оборот такое цифровое право, как цифровой финансовый актив. Согласно статье 1 указанного закона такое право представляет собой совокупность следующих прав:

• права требования денежных средств;

• права, предоставляемые эмиссионными ценными бумагами;

• права участия в капитале непубличного акционерного общества;

• право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.

Наличие соответствующего вида прав в составе цифрового финансового актива определятся посредством включения в решение о выпуске цифровых финансовых активов. Исходя из положения статьи 1 Закона о цифровых финансовых активах

цифровое право представляет собой обязательственные и корпоративные права в совокупности. Однако возникает вопрос, по каким правилам следует осуществлять залог цифрового права. В настоящее время законодатель различает такие виды залога, как:

• залог обязательственных прав;

• залог прав участников юридических лиц;

• залог ценных бумаг и т. д.

Каждый из этих видов залога имеет свои особенности. В нашем случае в одном объекте сосредоточены несколько правовых явлений, обременение которых должно осуществляться по различным правилам.

Общее требование к наложению обременения, в том числе залога, исследуемого права состоит в необходимости совершения соответствующих действий в информационной системе.

Общее понятие информационной системы содержится в подпункте 3 пункта 2 Закона об информационных технологиях, согласно которому информационная система - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Все действия, совершаемые с элементом этой системы, должны отражаться в самой системе без обращения к третьему лицу.

«Основная особенность цифровых прав, требующая специального режима, выражается в их способности переходить от одного лица к другому без посредников (депозитариев, регистраторов, банков и т. д.)» 2.

Действия, влекущие соответствующий правовой результат, проявляются в виде записей - внесения соответствующей информации в информационную систему. Однако каким образом, в каком порядке должны совершаться указанные действия законодатель не указывает.

1 Василевская Л.Ю. Цифровизация гражданского оборота: проблемы и тенденции // Российский юридический журнал. 2020. № 6. С. 110.

2 Бормашева К., Новоселова Л., Янковский Р., Жужжалов М., Башкатов М., Огородов Д., Есаков Г., Кириллов Д., Успенский М. Оборот цифровых активов в России // Закон. 2020. № 12. С. 21.

Так, в отношении информационной системы (инвестиционной платформы) утилитарных цифровых прав в пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 2 августа 2019 года № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывается на необходимость определения в Правилах инвестиционной платформы порядка внесения информации о возникновении, переходе и прекращении утилитарного цифрового права, а также порядок определения момента, с которого такая информация считается внесенной в инвестиционной платформе. Ориентируясь на названные нормы этого закона, можно сделать следующие выводы:

• залог цифровых прав возникает с момента внесения соответствующей информации в соответствующую информационную систему;

• порядок и условия такой записи регулируются не нормами закона или подзаконного акта, а Правилами информационной системы, которая по своей правовой природе является локальным актом.

Последнее установление представляется не вполне бесспорным, поскольку в силу статьи 71 Конституции Российской Федерации, статьи 3 ГК РФ гражданские правоотношения (к которым, безусловно, относятся и залоговые правоотношения) должны регулироваться нормами федерального уровня (законами, указами Президента, постановлениями Правительства, актами федеральных органов исполнительной власти).

При рассмотрении возможности залога цифровых прав на основе указанных в ГК РФ видов залога следует учитывать следующие исключения.

Жесткая привязка к информационной системе не позволяет заложить цифровое право, которое возникнет в будущем, в отличии от возможности, предусмотренной для залога обязательственного права, указанной в пункте 2 статьи 358.1 ГК РФ. За-

лог цифрового права возникает с момента совершения соответствующей записи в информационной системе исходя из прямого указания для залога цифровых финансовых активов, определенного в пункте 6 статьи 4 Закона о цифровых финансовых активах. Возникновение залога обязательственного права основано на моменте заключения соответствующего договора согласно статье 358.5 ГК РФ.

Необходим ли договор при залоге цифрового права, законодатель не указывает. В то же время исходя из общих положений о залоге, изложенных в статье 334 ГК РФ, залог может возникнуть либо в силу договора, либо в силу закона, поэтому при отсутствии прямой законодательной нормы о залоге соответствующего цифрового права стороны должны составить соответствующий договор. Если взять за основу положение о том, что порядок совершения записей (в том числе на основании каких документов) должен определяться Правилами информационной системы, то указанные Правила должны содержать отсылку на договор залога, который должен быть представлен сторонами.

В силу акцессорности залога в качестве существенных условий (помимо прочего) такой договор должен содержать указание на индивидуализирующие характеристики основного обязательства, исполнение которого обеспечивает залог.

Регулирование цифровизации общественных отношений выразилось в возможности заключить договор в том числе в электронной форме согласно изменениям, внесенным в пункт 2 статьи 434 ГК РФ Законом от № 34-ФЗ.

Реализация заложенного цифрового права, равно как и остального заложенного имущества, может осуществляться либо принудительно на основании судебного решения или исполнительной надписи нотариуса, либо добровольно в силу внесудебного соглашения.

Исходя из аналогии закона, регулирующего обращение взыскания на заложенное

обязательственное право (см. статью 358.8 ГК РФ), можно предположить, что реализация цифрового права на основании судебного решения осуществляется либо на публичных торгах, либо посредством уступки права в пользу залогодержателя. Внесудебным соглашением может быть предусмотрен перевод цифрового права в пользу залогодержателя или указанного им третьего лица. Однако при реализации цифрового заложенного права следует иметь в виду особенности, сформированные информационной системой.

Так, обладателем цифровых финансовых активов может быть только лицо, которое одновременно соответствует критериям, указанным в пункте 7 статьи 4 Закона о цифровых финансовых активах:

1) лицо включено в реестр пользователей информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы;

2) лицо имеет доступ к информационной системе, в которой учитываются цифровые финансовые активы, посредством обладания уникальным кодом, необходимым для такого доступа, позволяющим ему получать информацию о принадлежащих ему цифровых финансовых активах, а также распоряжаться этими цифровыми финансовыми активами посредством использования информационной системы.

В силу изложенного, поскольку любое цифровое право существует в информационной системе, то и передача такого права, в том числе посредством реализации залога, может быть осуществлена только в пользу лица, зарегистрированного в этой системе.

Таким образом, возможность залога цифрового права прямо разрешена законом. Но формирование залогового правоотношения, его осуществление законодателем в настоящее время не урегулированы и могут быть определены по аналогии с нормативными правилами, определяющими залог тождественных правовых явлений.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 18 марта 2019 года № 34-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Василевская Л. Ю. Цифровизация гражданского оборота: проблемы и тенденции // Российский юридический журнал. 2020. № 6. С. 105-117.

6. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Бормашева К., Новоселова Л., Янковский Р., Жужжалов М., Башкатов М., Огородов Д., Есаков Г., Кириллов Д., Успенский М. Оборот цифровых активов в России // Закон. 2020. № 12. С. 17-28.

8. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 259-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Конституция Российской Федерации : принята 12 декабря 1993 года в соответ-

ствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования

по проекту Конституции Российской Фе-

* *

дерации» (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ТЕПЕРЬ МОЖНО ОБМЕНЯТЬ НА ЧАСТНЫЙ, ЕСЛИ ЭТА ЗЕМЛЯ НЕОБХОДИМА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МАСШТАБНОГО ИНВЕСТПРОЕКТА

На портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ №629 от 09.04.2022 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году». Постановление устанавливает на 2022 год особенности предоставления земельных участков (ЗУ), находящихся в государственной или муниципальной собственности. Документом допускается заключение договора мены ЗУ, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на ЗУ, находящийся в частной собственности, в случае если такой ЗУ необходим для размещения объектов или реализации масштабных инвестиционных проектов. При этом один или нескольких ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, можно обменять на один или несколько ЗУ, находящихся в частной собственности, при соблюдении условия, что цена обмениваемых ЗУ, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества (за исключением объектов, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность), должна быть равнозначной.

Устанавливается новый порядок продажи гражданам ЗУ, находящегося в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на который не разграничена, и предназначенного для:

• ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта;

• ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

Такой ЗУ может быть продан гражданину без проведения торгов, при условии, что этот участок ранее был предоставлен ему в аренду и органами земельного надзора не выявлены неустранимые нарушениях законодательства при использовании такого ЗУ.

Кроме того, находящиеся в государственной или муниципальной собственности ЗУ предоставляются гражданам РФ или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импор-тозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта РФ. В таком случае договор аренды ЗУ должен предусматривать запрет на изменение вида разрешенного использования (ВРИ) такого ЗУ и условие об одностороннем отказе арендодателя от такого договора в случае неиспользования ЗУ для указанных выше целей.

Устанавливаются сокращенные сроки для процедур, связанных с разделом ЗУ, рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения ЗУ, предварительного согласования его предоставления, рассмотрения заявлений о предоставлении ЗУ. Данные процедуры осуществляются в срок не более 20 календарных дней.

С 30 до 10 календарных дней сокращается размещение извещений о проведении аукциона по продаже ЗУ для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и осуществления деятельности для крестьянских (фермерских) хозяйств.

По инициативе гражданина или юридического лица может осуществляться подготовка схемы расположения ЗУ на кадастровом плане территории при образовании ЗУ в границах населенных пунктов для проведения аукциона по продаже ЗУ или аукциона на право заключения договора аренды ЗУ. Данная норма не работает в случае образования ЗУ из земель или ЗУ, расположенных в границах субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Постановление вступило в силу 12 апреля 2022 года.

Информация предоставлена сайтом «Единый ресурс застройщиков» https://erzrf.ru

ОЕРЗ

Единый ресурс

застройщиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.