Научная статья на тему 'О закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве'

О закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / ЗАКРЕПЛЯЕМОСТЬ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / YOUNG SPECIALIST / QUALITY OF EDUCATION / PERMANENT JOB IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS / DEMAND OF QUALIFIED PERSONNEL / SOCIAL AND ECONOMIC SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучеров А. С.

В статье рассмотрены аспекты закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ZAKREPLYAEMOSTI YOUNG PROFESSIONALS IN THE AGRICULTURAL PRODUCTION

The article deals with aspects of zakreplyaemosti young professionals in agriculture

Текст научной работы на тему «О закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве»

Аграрный вестник Урала №8 (87), 2011

Статья ретрактировяна^2Я59?20ПГ -«ж»-

(протокол № 10 от 02.09.2019 заседания редакционной коллегии журналаЗ^Щ^©Д#Ш#СЗР

О ЗАКРЕПЛЯЕМОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42

Ключевые слова: молодой специалист, качество подготовки, закрепляемость в сельскохозяйственных организациях, востребованность квалифицированных кадров, социально-экономическая поддержка. Keywords: young specialist, quality of education, permanent job in agricultural organizations, demand of qualified personnel, social and economic support.

А. С. КУЧЕРОВ, аспирант, Уральская ГСХА

Исследованиями выявлено, что проблема закрепляемости молодых специалистов в сельском хозяйстве Российской Федерации должна решаться по следующим направлениям:

• повышение качества подготовки специалистов в учебных заведениях, что, как следствие, повысит их востребованность на производстве;

• совершенствование программ и методик целевой подготовки специалистов путем их содержательного наполнения и актуализации;

• профориентирование молодежи с ориентацией на аграрные профессии;

• реализация системы мероприятий по продвижению молодых специалистов, система их адаптации на рабочих местах;

• усиление государственной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по созданию бытовых, образовательных, медицинских, спортивных и иных условий для закрепляемости молодых специалистов в сельской местности;

• координация деятельности по трудоустройству различных ведомств и закреплению молодых специалистов в целевых комплексных программах развития сельских территорий;

• повышение социальной ответственности работодателей перед работниками производства и социальной сферы.

Решающее значение в повышении качества подготовки и востребованности выпускников аграрных заведений играют навыки практического обучения, производственного мастерства. С целью повышения востребованности и закрепляемости молодых специалистов на селе наряду с традиционными формами обучения рекомендуется:

• шире практиковать подготовку инновационно ориентированных специалистов по заявкам агропредприятий с обучением творческому мастерству по индивидуальным учебным планам под руководством ведущих ученых вуза или НИИ с углубленной стажировкой на предприятии. В результате предприятие сможет получить бизнес-пакет, содержащий, во-первых, разработанный применительно к условиям хозяйства бизнес-проект; во-вторых, специалиста, способного его реализовать; и, в-третьих, ученого, контролирующего выполнение задуманного и готового при необходимости сделать целесообразные поправки;

• создавать в регионах образовательные кластеры (позитивный опыт имеется в Республике Татарстан) или крупные инновационно ориентированные образовательные центры (исследовательские университеты)

на базе ведущих учебных и научных учреждений с участием успешных товаропроизводителей региона, учебно-базовых и опытных хозяйств; именно они будут заниматься подготовкой и переподготовкой специалистов АПК новой формации. В состав такого кластера могут входить сельскохозяйственные товаропроизводители, перерабатывающие предприятия, банки, лизинговые и инвестиционные компании, а также ассоциации, учебные заведения и научные учреждения аграрного профиля. В представленной модели для вузов отводится роль разработчика инноваций и поставщика молодых специалистов для тех предприятий АПК, которые, в свою очередь, будут оформлять заявки на подготовку необходимых специалистов;

• укреплять материально-техническую базу учебных заведений, например по опыту Республики Башкортостан, где в целях повышения качества подготовки инженеров и механизаторов МТС республики выделяется местным образовательным учреждениям сельскохозяйственная техника;

• расширять практику создания специализированных студенческих производственных отрядов для работы на различных объектах АПК с использованием новейшей техники и оборудования (по опыту ООО «Артемовский» Свердловской области);

• шире привлекать опытных руководителей и специалистов аграрных предприятий для чтения лекций, проведения проблемных семинаров, деловых игр в форме тренингов в вузах (на основе новейших научных достижений). В свою очередь, для повышения практического уровня молодых преподавателей вузов целесообразно направлять их на обязательную стажировку на передовые агропредпрятия с обучением у опытных преподавателей-инструкторов;

• расширять сеть учебно-базовых хозяйств, создаваемых на передовых предприятиях агрокомплексов.

Назрела острая необходимость в развитии (расширении) целевой подготовки специалистов. Целесообразно начинать ее со школьной скамьи путем набора учеников в соответствующие профильные классы или включать в школьную программу курсы по подготовке рабочих по профессиям: водителей, трактористов, операторов машинного доения, программистов ЭВМ и др. Необходимо расширять масштабы социальной рекламы, раскрывающей перспективы работы на селе, акцентирующей внимание на преимуществах сельского образа жизни и его привлекательности, что возможно лишь при активном участии государства в создании таких условий на селе.

Целесообразно повсеместно практиковать заключение многосторонних договоров между вузом, работодателем и студентом. В них должна быть предусмотрена обязательная отработка специалистами на предприятии после окончания вуза в течение как минимум трех-пяти лет.

Механизм организации целевой подготовки специалистов может функционировать по двум направлениям:

• традиционному, при котором прием студентов производится на основании заключенных трехсторонних договоров между абитуриентом, вузом и предприятием или администрацией регионального и муниципального уровней;

• инновационному, когда непосредственно сельхозтоваропроизводитель напрямую с вузом заключает на взаимовыгодных условиях договор на подготовку будущего специалиста определенной специализации из числа уже обучающихся студентов старших курсов, с которым в последующем заключается договор, гарантирующий его трудоустройство на приемлемых для всех сторон условиях.

Для совершенствования целевого обучения студентов необходимо организовать взаимодействие федеральных и региональных властей, вузов, сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством специальных соглашений. Со стороны аграрных бизнес-структур в рамках их социальной ответственности требуется активизация участия в разработке основных образовательных программ вуза, содействие практической подготовке студентов, становясь базовыми предприятиями для прохождения различных видов практики и в других направлениях.

Также требуется изменение подходов к подготовке специалистов со стороны высших учебных заведений. Необходимо усилить подготовку специалистов для малых форм хозяйствования, разрабатывать бизнес-проекты и готовить кадры для их реализации, расширять перечень предприятий-партнеров, с которыми вуз может взаимодействовать на основе договорных отношений.

Анализ существующих региональных программ, нормативно-правовых документов регионов России позволяет утверждать и сделать вывод о том, что в ряде субъектов федерации уже применяются действенные меры по поддержке молодых специалистов на селе. В частности, это можно сказать о Башкортостане, Белгородской, Ростовской, Свердловской, Ульяновской, Волгоградской, Новосибирской, Саратовской и других областях. Опыт этих регионов позволяет рекомендовать для широкого применения следующие наиболее значимые мероприятия:

Аграрный вестник Урала №8 (87), 2011

ЭкономикаЩ

• предоставление бюджетных субсидий для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья (например, в Ростовской области субсидирование процентной ставки молодым специалистам по жилищному кредиту установлено в размере 10 % годовых);

• различные формы материальной поддержки трудоустроенных на селе молодых специалистов. Например, в соответствии с законом Саратовской области выпускники СГАУ им. Н. И. Вавилова - молодые специалисты, принятые на работу в сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и заключившие трудовой контракт на срок не менее трех лет, получают единовременную помощь (подъемные) в размере 75 тыс. руб. Кроме того, они получают ежемесячную доплату к заработной плате в количестве двух минимальных размеров оплаты труда. Целесообразно наряду с этим предоставление льгот молодым специалистам на селе как приравненным к работникам бюджетной сферы (по оплате газа, электроэнергии, воды и т. п.);

• представляется целесообразным изучение и расширенное применение инициативы Министерства сельского хозяйства Нижегородской области по расширению статуса молодого специалиста в других регионах РФ. На данный момент молодым специалистом считается человек, получивший профильное образование не более чем за три года до участия в программе поддержки кадрового потенциала на селе. А предлагается включить в этот перечень лиц в возрасте до 30 лет независимо от срока окончания вуза. В некоторых случаях образование может быть и непрофильным (в зависимости от конкретной ситуации);

• для различных форм хозяйствования необходимо использовать различные формы трудоустройства молодых специалистов. Например, если крупное предприятие в настоящее время имеет больше возможностей для привлечения молодых специалистов (строительство жилья, материальная поддержка и т. д.), то для кадрового обеспечения малых форм хозяйствования целесообразно предусмотреть формы содействия со стороны администрации муниципальных округов.

На уровне поселковых администраций предлагается формировать структуры по оказанию услуг специалистами аграрного профиля сельскохозяйственным товаропроизводителям малых форм хозяйствования, индивидуальным и частным предпринимателям и др., которые сами не в силах содержать команду специалистов. При этом помощь в обеспечении жильем молодых специалистов следует оказывать за счет софинансирования средств из местных бюджетов или специально сформированных муниципальных фондов.

Считаем необходимым уделить особое внимание возрождению разрушенного сельскохозяйственного производства на заброшенных землях. В этом случае можно идти по пути создания крестьянских (фермерских) хозяйств или коллективных предприятий на базе групп (команд) молодых специалистов различного профиля при оказании им соответствующей финансовой и материальной помощи из средств федерального, регионального и местного бюджетов.

Литература

1. Организация профориентационной работы и взаимодействие аграрных вузов России с сельскими школами : науч. изд. М. Росинформагротех, 2010. 308 с.

2. Сёмин А. Н. Организационно-экономический механизм воспроизводства квалифицированных кадров АПК. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2005. 336 с.

3. Инновационный образовательно-научно-производственный потенциал вузов Минсельхоза России: проблемы совершенствования и перспективы развития : науч. изд. М. : Росинформагротех, 2010. 188 с.

К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССОВ БАНКРОТСТВА

В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

В. А. ЛЕГАЛОВ,

соискатель, руководитель представительства партнерства арбитражных управляющих по ЦФО в Свердловской области, Уральская ГСХА

г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42;

e-mail: LWA.@npay.ru

Ключевые слова: государственное регулирование, банкротство в АПК, несанкционированное банкротство, причины банкротства в АПК, государственные меры по оздоровлению сельхозпредприятий.

Keywords: state regulation, bankruptcy in agrarian and industrial complex, unapproved bankruptcy, the bankruptcy reasons in agrarian and industrial complex, the state measures on improvement of agricultural productions.

В аграрном секторе экономики России занято около 35 % всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15 % ВВП. Около 30 % отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70 % всего набора производимых в стране предметов потребления. Поэтому в силу своей специфики сельское хозяйство остается одной из чувствительных отраслей экономики, в отношении которой проблемы банкротства должны жестко регулироваться государством.

Понятие «государственное регулирование» наиболее полно может быть раскрыто через сравнительный анализ понятий «управление», «государственное управление», «регулирование», «государственное регулирование», хотя в этимологическом

смысле различия между понятиями «управление» и «регулирование» практически нет.

В зарубежной экономической литературе проблемы государственной поддержки и регулирования освещались в работах П. Массе, Дж. Кейнса, Д. Стоуна, К. Хитчинга, К. Макконнелл и С. Брю. Так, П. Массе считает, что «Инвестирование представляет собой акт обмена удовлетворения сегодняшней потребности на ожидаемое ее в будущем с помощью инвестиционных благ» [1, с. 89]. По Дж. Кейнсу [2, с. 47], инвестиции представляют ту часть дохода за данный период, которая не была использована для потребления. Это покупка отдельным лицом или корпорацией какого-либо имущества - старого или нового, где новые инвестиции означают покупку капитального имущества всякого рода за счет дохода.

Термин «государственное регулирование» в экономической и юридической

литературе применяется как в смысле формы проявления государственного управления, так и в смысле функции государственного управления, которая сводится к поддержанию состояния упорядоченности в организации объекта и субъекта управления и во взаимоотношениях между ними. Хотя методы и функции весьма близки друг к другу по своему характеру, как отражающие содержание государственного управления, это разные категории.

Таким образом, можно сделать вывод, что «Государственное регулирование -система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера государства, направленных на увеличение конкурентоспособности предпринимательской деятельности. Меры государственного регулирования направлены на стимулирование активности хозяйствующих субъектов рынка и на оказание им содействия в хозяйственной деятельности. К таким мерам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.