Научная статья на тему 'Вопросы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Забайкалья'

Вопросы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Забайкалья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Забайкалья»

ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЗАБАЙКАЛЬЯ

А.П. ПОПОВ, доктор ветеринарных наук

Бурятская ГСХА

Аграрное производство, как и любая другая отрасль экономики, не может развиваться без постоянного научного и кадрового обеспечения. Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, имея 75-летнюю историю, долгое время была единственным аграрным вузом в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Бурно меняющиеся социально-экономические условия постоянно ставят перед коллективом высшего учебного заведения новые задачи в области подготовки кадров и развития научных направлений. На сегодняшний день в академии обучаются студенты по 21 специальности, среди которых есть и такие как агроэкология, лесное хозяйство, землеустройство, электрификация, мелиорация, рекультивация и охрана земель и др. Кроме того, нельзя соглашаться с мнением Министерства образования РФ о том, что экономические специальности не относятся к числу профильных для сельскохозяйственных вузов. Все высшее экономическое образование Забайкалья начиналось с Бурятского сельскохозяйственного института, не говоря о том, что аграрная экономика — это особый раздел, имеющий много специфики. В то же время нельзя приветствовать и политику регионов, которые стремятся готовить кадры по всему перечню аграрных специальностей, особенно в тех случаях, когда для этого нужны солидные научные школы и соответствующая материально-техническая база. Развивая возможности контрактно-целе-вой подготовки специалистов, следует сохранить исторически сложившиеся научно-образователь-ные центры. Этому должны способствовать созданный в регионе научно-образовательно-производственный комплекс, в рамках которого действует и Бурятская ГСХА. Байкальская Ассоциация аграрного образования, объединяя учебный, научный, производственный блоки сегодня демонстрирует немало положительных результатов. В частности удалось добиться взаимодействия со смежными учреждениями по системам «школа-вуз» и «колледж-вуз», с сельскохозяйственными предприятиями (в плане освоения достижений науки в производстве) и с научными учреждениями (путем реализации совместных программ и проектов особенно международных). В качестве примера можно привести опыт плодотворного сотрудничества Бурятской ГСХА с БИЛ СО РАН. Однако многое зависит от личностных качеств руководителей организаций-членов Ассоциации. Развитие со-

зданного учебно-образовательного комплекса сдерживает ведомственная разобщенность и в ряде случаев отсутствие главного системообразующего фактора — взаимной выгоды всех участников совместной деятельности.

При всех сложностях, связанных с финансовым обеспечением академия остается одним из ведущих научных центров Забайкалья по подготовке кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов ветеринарных, биологических, сельскохозяйственных наук). Только за последние 5 лет в диссертационных Советах вуза защищено около 100 работ, большинство из которых выполнены в других высших учебных и научных учреждениях Сибири и Дальнего Востока.

На эффективность научных исследований отрицательно влияет постоянное сокращение мест, выделяемых в аспирантуре на бюджетной основе.

Очень важный фактор в деятельности любого учебного заведения — международное сотрудничество, которое позволяет существенно расширить представления преподавателей, сотрудников и студентов о новых технологиях, приобщиться к мировому опыту ведения производства, науки и образования, а с помощью международных грантов — улучшить материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Только за последние 5 лет Бурятская ГСХА участвовала в реализации 9 международных проектов совместно с ведущими аграрными вузами Швеции, Италии, Финляндии, Австрии.

Кроме того, около 300 преподавателей и слушателей выезжали за рубеж на стажировки и практику, а 268 иностранных коллег и студентов посетили академию. В результате совместной деятельности появились новые образовательные программы, в том числе по подготовке магистров сельского хозяйства, активизировалась информационно-консультационная деятельность в агробизнесе.

Кадровое обеспечение АПК невозможно без дополнительного профессионального образования, без реализации принципа «учиться через всю жизнь». На наш взгляд, Министерство сельского хозяйства РФ приняло правильное решение об объединении ИПК и вузов. Это способствует более эффективному использованию финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, а также устранению дублирования в организации дополнительного профессионального образования в регионах РФ.

За период деятельности вуза в условиях рыночной экономики многое изменилось в системе подготовки специалистов для АПК. Резкий спад про-

изводства, реформирование, неплатежеспособность и банкротство сельскохозяйственных предприятий, постоянное бюджетное недофинансирование вузов, отсутствие государственного распределения выпускников, сложное социально-экономическое положение сельских территорий, неблагоприятная демографическая ситуация заставляют искать новые пути выхода из создавшегося положения. Под влиянием упомянутых факторов, перечень которых можно продолжать и дальше, в Бурятской ГСХА по-новому выстроена довузовская подготовка через систему школа-вуз, колледж-вуз, подготовительное отделение, школьные олимпиады и профессиональные конкурсы. Существенно изменилось и содержание образования. Сегодня больше внимания уделяется развитию навыков самостоятельной работы, усилена практическая и экономико-управленческая подготовка, студенты обучаются современным ресурсосберегающим и информационным технологиям. Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Бурятия отработан механизм приема в академию на контрактно-целевой основе. Сегодня более 50 % абитуриентов поступают в вуз по договорам с сельскохозяйственными предприятиями, администрациями муниципальных образований, министерствами, ведомствами Бурятии и соседних регионов.

В ГСХА создана служба содействия трудоустройству, проводится общественная профессиональная аттестация выпускников с участием потенциальных работодателей, ведется мониторинг социально-тру-довой сферы села.

В аграрном комплексе Забайкалья основное производство мяса, молока и овощей сосредоточено не в крупных предприятиях, а в личных подсобных хозяйствах и мелких СПК, что мешает интенсификации производства и освоению прогрессивных технологий. Это заставляет развивать информационноконсультационную службу и готовить специалистов, владеющих основами такой деятельности, для чего в академии открыта кафедра ИКТ и осуществляется обучение специалистов подобного профиля.

Сотрудники Бурятской ГСХА принимали участие в подготовке Постановления Правительства Республики «О мерах государственной поддержки кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций Республики Бурятия». В целях его реализации из средств регионального бюджета израсходовано за 2006 г. и 1 полугодие 2007 г. соответственно 7964,7 и 5074,3 тыс. руб.

Кроме того, 1290,5 тыс. руб. из бюджета Республики согласно постановлению Правительства Бурятии №5 от 19.01.2007 г. получили победители трудового соревнования в АПК.

В 2006 г. улучшили жилищные условия 100 молодых семей, в том числе 50 молодых специалистов по программе «Социальноеразвитие селадо 2010 1>. Еще 100 семей должны получить новое жилье в 2007 г.

Все принимаемые меры направлены на улучшение ситуации в агропромышленном комплексе, сохранение и стимулирование развития трудового потенциала. Однако уровень обеспечения сельского хозяйства квалифицированными управленческими кадрами остается недостаточным, продолжается сокращение общей численности работников, занятых в аграрном производстве, сохраняется низкий уровень заработной платы и рост безработицы на селе.

Так, в Бурятии почти 20 % руководителей сельскохозяйственных предприятий и их заместителей не имеют высшего образования. Среди главных специалистов хозяйств у 32 % среднее специальное образование, а 4 % не имеют специального образования вообще.

В целом образовательный уровень занятых в аграрном производстве Республики Бурятия достаточно низок. Из 18187 человек, работающих в отрасли, 76,7 % имеют начальное профессиональное или не имеют профессионального образования и только у 6,2 % — высшее профессиональное образование. В перерабатывающей промышленности показатели несколько лучше. В этой сфере АПК высшее профессиональное образование у 14,2 % работников.

Результаты мониторинга социально-трудовой сферы села показывают, что в последние годы наметилась тенденция к некоторому улучшению кадровой ситуации. По сравнению с 2003 г., на 12 % увеличилась доля руководителей предприятий с высшим профессиональным образованием; уменьшилось число специалистов со средним профессиональным образованием и без такового вообще. Во многом это связано с ужесточившимися требованиями к отдельным категориям хозяйств, особенно занимающимся племенным делом, семеноводством и претендующим на получение дотаций из федерального и республиканского бюджетов, согласно которым такие предприятия должны быть укомплектованы соответствующими кадрами. В результате, если в 2005 г. хозяйства Республики подали 8 заявок на зоотехников, то в 2007 г. — 22. Улучшились условия оплаты труда и проживания специалистов. Однако их закрепляемость остается недостаточной. Так, из 60 молодых специалистов, принятых в сельскохозяйственные предприятия Бурятии в 2006 г. к началу 2007 г. осталось работать 30. Несколько лучше ситуация по выпускникам из Читинской области и Республики Тыва. Эти регионы готовят специалистов на бюджетные средства и выпускники по договору обязаны отработать не менее 3 лет.

Таким образом, кадровая ситуация в АПК Забайкалья, несмотря на принимаемые меры и некоторые положительные результаты, остается сложной и может быть решена только при взаимодействии всех уровней исполнительной и законодательной власти, руководителей сельскохозяйственных предприятий и образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.