ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЗАБАЙКАЛЬЯ
А.П. ПОПОВ, доктор ветеринарных наук
Бурятская ГСХА
Аграрное производство, как и любая другая отрасль экономики, не может развиваться без постоянного научного и кадрового обеспечения. Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, имея 75-летнюю историю, долгое время была единственным аграрным вузом в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Бурно меняющиеся социально-экономические условия постоянно ставят перед коллективом высшего учебного заведения новые задачи в области подготовки кадров и развития научных направлений. На сегодняшний день в академии обучаются студенты по 21 специальности, среди которых есть и такие как агроэкология, лесное хозяйство, землеустройство, электрификация, мелиорация, рекультивация и охрана земель и др. Кроме того, нельзя соглашаться с мнением Министерства образования РФ о том, что экономические специальности не относятся к числу профильных для сельскохозяйственных вузов. Все высшее экономическое образование Забайкалья начиналось с Бурятского сельскохозяйственного института, не говоря о том, что аграрная экономика — это особый раздел, имеющий много специфики. В то же время нельзя приветствовать и политику регионов, которые стремятся готовить кадры по всему перечню аграрных специальностей, особенно в тех случаях, когда для этого нужны солидные научные школы и соответствующая материально-техническая база. Развивая возможности контрактно-целе-вой подготовки специалистов, следует сохранить исторически сложившиеся научно-образователь-ные центры. Этому должны способствовать созданный в регионе научно-образовательно-производственный комплекс, в рамках которого действует и Бурятская ГСХА. Байкальская Ассоциация аграрного образования, объединяя учебный, научный, производственный блоки сегодня демонстрирует немало положительных результатов. В частности удалось добиться взаимодействия со смежными учреждениями по системам «школа-вуз» и «колледж-вуз», с сельскохозяйственными предприятиями (в плане освоения достижений науки в производстве) и с научными учреждениями (путем реализации совместных программ и проектов особенно международных). В качестве примера можно привести опыт плодотворного сотрудничества Бурятской ГСХА с БИЛ СО РАН. Однако многое зависит от личностных качеств руководителей организаций-членов Ассоциации. Развитие со-
зданного учебно-образовательного комплекса сдерживает ведомственная разобщенность и в ряде случаев отсутствие главного системообразующего фактора — взаимной выгоды всех участников совместной деятельности.
При всех сложностях, связанных с финансовым обеспечением академия остается одним из ведущих научных центров Забайкалья по подготовке кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов ветеринарных, биологических, сельскохозяйственных наук). Только за последние 5 лет в диссертационных Советах вуза защищено около 100 работ, большинство из которых выполнены в других высших учебных и научных учреждениях Сибири и Дальнего Востока.
На эффективность научных исследований отрицательно влияет постоянное сокращение мест, выделяемых в аспирантуре на бюджетной основе.
Очень важный фактор в деятельности любого учебного заведения — международное сотрудничество, которое позволяет существенно расширить представления преподавателей, сотрудников и студентов о новых технологиях, приобщиться к мировому опыту ведения производства, науки и образования, а с помощью международных грантов — улучшить материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Только за последние 5 лет Бурятская ГСХА участвовала в реализации 9 международных проектов совместно с ведущими аграрными вузами Швеции, Италии, Финляндии, Австрии.
Кроме того, около 300 преподавателей и слушателей выезжали за рубеж на стажировки и практику, а 268 иностранных коллег и студентов посетили академию. В результате совместной деятельности появились новые образовательные программы, в том числе по подготовке магистров сельского хозяйства, активизировалась информационно-консультационная деятельность в агробизнесе.
Кадровое обеспечение АПК невозможно без дополнительного профессионального образования, без реализации принципа «учиться через всю жизнь». На наш взгляд, Министерство сельского хозяйства РФ приняло правильное решение об объединении ИПК и вузов. Это способствует более эффективному использованию финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, а также устранению дублирования в организации дополнительного профессионального образования в регионах РФ.
За период деятельности вуза в условиях рыночной экономики многое изменилось в системе подготовки специалистов для АПК. Резкий спад про-
изводства, реформирование, неплатежеспособность и банкротство сельскохозяйственных предприятий, постоянное бюджетное недофинансирование вузов, отсутствие государственного распределения выпускников, сложное социально-экономическое положение сельских территорий, неблагоприятная демографическая ситуация заставляют искать новые пути выхода из создавшегося положения. Под влиянием упомянутых факторов, перечень которых можно продолжать и дальше, в Бурятской ГСХА по-новому выстроена довузовская подготовка через систему школа-вуз, колледж-вуз, подготовительное отделение, школьные олимпиады и профессиональные конкурсы. Существенно изменилось и содержание образования. Сегодня больше внимания уделяется развитию навыков самостоятельной работы, усилена практическая и экономико-управленческая подготовка, студенты обучаются современным ресурсосберегающим и информационным технологиям. Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Бурятия отработан механизм приема в академию на контрактно-целевой основе. Сегодня более 50 % абитуриентов поступают в вуз по договорам с сельскохозяйственными предприятиями, администрациями муниципальных образований, министерствами, ведомствами Бурятии и соседних регионов.
В ГСХА создана служба содействия трудоустройству, проводится общественная профессиональная аттестация выпускников с участием потенциальных работодателей, ведется мониторинг социально-тру-довой сферы села.
В аграрном комплексе Забайкалья основное производство мяса, молока и овощей сосредоточено не в крупных предприятиях, а в личных подсобных хозяйствах и мелких СПК, что мешает интенсификации производства и освоению прогрессивных технологий. Это заставляет развивать информационноконсультационную службу и готовить специалистов, владеющих основами такой деятельности, для чего в академии открыта кафедра ИКТ и осуществляется обучение специалистов подобного профиля.
Сотрудники Бурятской ГСХА принимали участие в подготовке Постановления Правительства Республики «О мерах государственной поддержки кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций Республики Бурятия». В целях его реализации из средств регионального бюджета израсходовано за 2006 г. и 1 полугодие 2007 г. соответственно 7964,7 и 5074,3 тыс. руб.
Кроме того, 1290,5 тыс. руб. из бюджета Республики согласно постановлению Правительства Бурятии №5 от 19.01.2007 г. получили победители трудового соревнования в АПК.
В 2006 г. улучшили жилищные условия 100 молодых семей, в том числе 50 молодых специалистов по программе «Социальноеразвитие селадо 2010 1>. Еще 100 семей должны получить новое жилье в 2007 г.
Все принимаемые меры направлены на улучшение ситуации в агропромышленном комплексе, сохранение и стимулирование развития трудового потенциала. Однако уровень обеспечения сельского хозяйства квалифицированными управленческими кадрами остается недостаточным, продолжается сокращение общей численности работников, занятых в аграрном производстве, сохраняется низкий уровень заработной платы и рост безработицы на селе.
Так, в Бурятии почти 20 % руководителей сельскохозяйственных предприятий и их заместителей не имеют высшего образования. Среди главных специалистов хозяйств у 32 % среднее специальное образование, а 4 % не имеют специального образования вообще.
В целом образовательный уровень занятых в аграрном производстве Республики Бурятия достаточно низок. Из 18187 человек, работающих в отрасли, 76,7 % имеют начальное профессиональное или не имеют профессионального образования и только у 6,2 % — высшее профессиональное образование. В перерабатывающей промышленности показатели несколько лучше. В этой сфере АПК высшее профессиональное образование у 14,2 % работников.
Результаты мониторинга социально-трудовой сферы села показывают, что в последние годы наметилась тенденция к некоторому улучшению кадровой ситуации. По сравнению с 2003 г., на 12 % увеличилась доля руководителей предприятий с высшим профессиональным образованием; уменьшилось число специалистов со средним профессиональным образованием и без такового вообще. Во многом это связано с ужесточившимися требованиями к отдельным категориям хозяйств, особенно занимающимся племенным делом, семеноводством и претендующим на получение дотаций из федерального и республиканского бюджетов, согласно которым такие предприятия должны быть укомплектованы соответствующими кадрами. В результате, если в 2005 г. хозяйства Республики подали 8 заявок на зоотехников, то в 2007 г. — 22. Улучшились условия оплаты труда и проживания специалистов. Однако их закрепляемость остается недостаточной. Так, из 60 молодых специалистов, принятых в сельскохозяйственные предприятия Бурятии в 2006 г. к началу 2007 г. осталось работать 30. Несколько лучше ситуация по выпускникам из Читинской области и Республики Тыва. Эти регионы готовят специалистов на бюджетные средства и выпускники по договору обязаны отработать не менее 3 лет.
Таким образом, кадровая ситуация в АПК Забайкалья, несмотря на принимаемые меры и некоторые положительные результаты, остается сложной и может быть решена только при взаимодействии всех уровней исполнительной и законодательной власти, руководителей сельскохозяйственных предприятий и образовательных учреждений.