—» - Аграрный вестник Урала № 9 (88), 2011 г.- < ...
Экономика
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗАКРЕПЛЯЕМОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
А. С. КУЧЕРОВ,
аспирант, ураЛьсКая ГСХА г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42
Ключевые слова: молодой специалист, организационно-экономический механизм, закрепление специалистов, статус молодого специалиста, сельскохозяйственная организация, отраслевой союз.
Keywords: the young expert, the organizational-economic mechanism, fastening of experts, the status of the young expert, the agricultural organisation, the branch union.
Организационно-экономический механизм повышения закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях АПК строится на принципах системности, иерархичности, создания добавочного качества, научности, согласованности всех его блоков, элементов и компонентов.
Он сформирован из таких базовых блоков как организационно-управленческий, экономический,
финан-совый, мотивационный, социальный и правовой.
Организационно-управленческий блок. Он предполагает создание специальных служб подбора и трудоустройства молодых специалистов в системе агропромышленного комплекса. Такие службы должны быть объединены в единую многоуровневую систему (от федерального уровня до локального), иметь в системе Интернет электронные бюро по трудоустройству молодых специалистов. Размещать в Интернете информацию не только о вакантных местах тех или иных предприятий, но и проводить ярмарки вакансий, организовать специальный сайт «Лучшие работодатели АПК для молодых специалистов агропроизводства».
Агровузы совместно с отраслевыми союзами и их ассоциациями в целях решения проблемы закрепляемости молодых специалистов в субъектах АПК Российской Федерации должны проводить мониторинг рынка агропромышленного труда и осуществлять рейтинговую оценку популярности работодателей, определять самые желанные для молодых специалистов агроструктуры.
К сожалению, большинство сельскохозяйственных организаций, в отличие от компаний других сфер реального сектора экономики, почти не работают на рынке труда молодых специалистов, не проводят рекламных и имидживых мероприятий, не участвуют в учебных заведениях в днях карьеры, не проводят специальных игр и презентаций для молодых специалистов. Они не учитывают очень важный фактор — молодые специалисты, как показывают исследования, отдавая условно свой голос в пользу той или иной агрофирмы, смотрят на активность агропредприятия на рынке молодых специалистов, в том числе и узнаваемость предприятия за счет постоянного проведения мероприятий для студентов и выпускников, узнаваемость предприятия на рынке в целом, динамичность развития хозяйствующего субъекта и отрасли, в которой он работает, а также на устойчивость агроформирования на российском рынке.
Формируя многоблочный организационноэкономический механизм следует учитывать основные наиболее значимые для молодых специалистов факторы при выборе места работы. Среди таких
факторов следует выделить: статус и карьерный рост на агропредприятии (для молодых специалистов все большее значение приобретает возможность карьерного роста, молодые сотрудники хотят, приходя на работу, видеть, как они могут добиться этого роста, есть ли план карьерного роста на агропредприятии); компенсации и гарантии (волнует заработная плата и ее рост на предприятии, наличие премий и бонусов, неденежных компенсаций, каков размер стартовой заработной платы; будет ли предоставлено жилье); развитие и профессиональный рост (для молодых специалистов важна возможность получить образование, те навыки и знания, которых им не хватает и которые может дать им агропредприятие); характеристика агропредприятия (происходит ли динамичное развитие предприятия в регионе, России и мире, а также насколько высока его эффективность и финансовая устойчивость).
Содействовать продвижению формирующегося механизма, на наш взгляд, должны и средства массовой информации, пропагандирующие целесообразность и эффективность создания условий и специальных мер федерального и регионального значения для решения проблем более успешной закрепляемости молодых специалистов в сельских территориях и не только это должны быть выпускники аграрных вузов, но и молодые специалисты в области образования, культуры, здравоохранения и спорта. Ведущие ученые страны, аграрная элита бизнеса должны проявлять активность и выступать со статьями не только в научных и производственных журналах, но и в средствах массовой информации, сети Интернет.
Организационно-управленческий блок механизма предполагает организационное взаимодействие по выполнению концептуальных мероприятий закрепления молодых специалистов в аграрном секторе экономики на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Механизм предполагает, что властные, образовательные, научные и хозяйственные структуры действуют в рамках специально разработанного закона «О статусе молодого специалиста, выезжающего на работу в сельскую местность» или Генерального соглашения о повышении закрепляемости молодых специалистов в сфере агропромышленного комплекса.
Организационные мероприятия осуществляются в форме проведения совместных коллегий
Минсельхоза России, отраслевых союзов, крупных агрохолдингов и агрофирм, Российской академии сельскохозяйственных наук и агрообразовательных учреждений по проблемам закрепляемости молодых специалистов; научно-практических конференций (по проблемам совершенствования механизма кадрового
обеспечения АПК и социально-экономической поддержки молодых специалистов и т. п.); агрофорумов; круглых столов, симпозиумов; выставок и презентаций.
Управлять рычагами формирующегося
механизма в зависимости от уровня его создания и практического воплощения могут специальные комиссии, созданные как из числа представителей федеральных, так и региональных структур. Это может быть межведомственная комиссия при Председателе Правительства РФ (учитывая особую важность для инновационного развития экономики страны), а на региональном уровне - комиссия при председателе правительства субъекта федерации. Для этого в организационном плане должны быть разработаны соответствующие документы (документ), регламентирующие деятельность такой комиссии (комиссий).
Организационно-управленческий блок механизма одновременно отвечает за разработку, доработку, корректировку и совершенствование его элементов и компонентов с учетом воздействия различного рода внешних и внутрисистемных факторов. Механизм закрепления выпускников агрообразовательных учреждений разрабатывается силами субъектов, объединяющихся сторон, но может быть разработан и вышестоящими органами. Любая работа естественно начинается с планирования, а планирование и разработка механизма во многом зависит от сформированной нормативно-аналитической базы.
Важнейшим блоком механизма повышения закрепляемости молодых специалистов, наряду с финансовым, является правовой блок.
Правовой блок организационно-экономического механизма вбирает в себя законы, подзаконные акты, регламенты, нормативы, приказы и распоряжения. В настоящее время так и не создана четкая и целостная нормативно-правовая база, касающаяся социальноэкономической поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса. Отсутствуют правовые акты, регламентирующие процессы адаптации выпускников аграрных образовательных учреждений на рынке труда молодых специалистов и механизм их закрепления на местах - в сельскохозяйственных организациях. В современных условиях полноценное взаимодействие в звене «молодой специалист — работодатель» не может стать результатом административного давления. Необходимоформировать через законодательную базу систему стимулов для реализации целевой функции организационноэкономического механизма — повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в организациях второй сферы агропромышленного комплекса.
Потребуется разработка Типового положения о статусе молодого специалиста сельскохозяйственного производства. Оно должно содержать несколько разделов: общие положения; статус молодого
специалиста (где указывается, кто является молодым специалистом, его возраст, в какие сроки он должен приступить к работе, в каких случаях статус молодого специалиста продлевается, а в каких утрачивается и т. п.); обязанности сельскохозяйственной организации (гарантии предоставления должности в соответствии с полученной в учебном заведении специальностью и квалификацией, создание условий для адаптации на производстве, помощь в развитии деловой карьеры, организация стажировок и повышения квалификации,
создание условий для получения жилья и др.); гарантии и компенсации, предоставляемые молодому специалисту (выплата единовременного пособия, расходы по переезду, расходы по обустройству на новом месте жительства, расходы по найму жилого помещения, предоставление различных льгот по ипотечному кредитованию, доплаты и надбавки к основной заработной плате и др.); обязанности молодого специалиста (выполнение требований трудового законодательства,
коллективного договора, выявление и устранение недостатков в своей работе, постоянное изучение современной научно-технической и экономической литературы, стремление к выполнению
сложной и ответственной работы, соблюдение
общепринятых морально-этических норм и др.).
Возможно, появится и необходимость разработки федерального закона о статусе молодого специалиста АПК. Это связано еще и с тем, что региональное законодательство пестрит различными нормами, сроками, льготами, которые разительно отличаются по субъектам Российской Федерации. В одних субъектах молодым специалистом считается работник в возрасте — до 28 лет, в других — до 30, в третьих — до 35 лет; в одних субъектах платят подъемные, в других нет и т. д. Такие подходы к решению проблемы закрепляемости молодых специалистов приводят к тому, что правовой статус молодого агрария, например, в Пермском крае не идентичен статусу и возможностям молодого специалиста в Тюменской области.
Вместе с тем, отдельные элементы предложенного организационно-экономического механизма уже находят воплощение в ряде субъектов Российской Федерации. Так, для решения задач по повышению закрепляемости молодых специалистов с высшим профессиональным образованием в сельскохозяйственном производстве, например, в Уральской государственной сельскохозяйственной академии осуществлены следующие мероприятия:
— создан отдел трудоустройства выпускников и организации практик студентов в лучших сельскохозяйственных организациях АПК Урала (ведет сбор информации о вакантных местах в сельскохозяйственных организациях и условиях приема на работу молодых специалистов, организует ярмарки вакансий, консультирует студентов, осуществляет мониторинг рынка сельскохозяйственного труда в Свердловской области, наполняет информационными материалами официальный сайт Уральской ГСХА в области трудоустройства выпускников и др.);
— ведется целевая контрактная подготовка кадров на основании трехсторонних (работодатель-вуз-студент) и четырехсторонних (муниципальное образование -работодатель - вуз - студент) договоров, в соответствии с которыми академия готовит специалиста требуемой специализации, а работодатель обязуется взять этого специалиста на определенных условиях, которые оговариваются в договоре. В настоящее время на таких условиях обучается по очной форме 292 студента;
— между Уральской ГСХА и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области заключено специальное Соглашение о сотрудничестве (от 7.06.2008 г.), в котором предусматривается совместная реализация мероприятий по закреплению молодых специалистов в АПК Свердловской области;
— по инициативе Уральской ГСХА и Минсельхозпрода
Свердловской области создана региональная
законодательная база, в рамках которой предусмотрены различные меры поддержки хозяйствующих субъектов и молодых специалистов, выезжающих в сельскую местность:
1) в частности, предусмотрено возмещение 50 %
затрат хозяйствующему субъекту (из бюджета
области), осуществляющему подготовку специалиста в УрГСХА на договорной основе в рамках целевой контрактной подготовки (Постановление Правительства Свердловской области №1331-ПП от 24.12.2007 г.);
2) принято специальное Постановление Правительства Свердловской области №412-ПП от 14.04.2009 г. «О предоставлении субсидий на улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов». Особенностью данного Постановления является то, что в Свердловской области сформирован перечень населенных пунктов, относящихся к сельской местности, и будущие выпускники Уральской ГСХА теперь четко представляют, в каких территориях они могут иметь льготы и построить свой сельский дом (усадьбу);
— решаются вопросы обеспечения жильем молодых специалистов. Ежеквартально ректорат вуза совместно с отделом по трудоустройству проводят встречи со студентами старших курсов, на которых разъясняется весь алгоритм получения социальной выплаты для строительства жилья в сельской местности молодому специалисту. Местное законодательство позволяет молодой семье в период работы по трудовому договору в случае рождения первого ребенка осуществлять уплату средств на 30 % меньше выкупной цены жилья; при рождении второго и более детей уплата средств составляет на 50 % меньше выкупной цены жилья. Оставшаяся часть выкупной цены уплачивается за счет средств областного бюджета. После пяти лет работы в сельской местности молодой специалист имеет право приобрести жилье в собственность по цене, не превышающей 10 % от расчетной стоимости строительства. В академии издана специальная брошюра тиражом 3000 экз. «Каждому молодому специалисту свой дом в сельской местности», в которой прописаны все необходимые процедуры для приобретения или строительства собственного жилья. Стало хорошей традицией вручение ключей от квартир молодым специалистам на Дне первокурсника в начале учебного года (например, в 2009 году ООО «Агрофирма «Артемовский» четверым выпускникам агрономического факультета и факультета механизации предоставила жилье и вручила ключи от новых квартир).
Ежегодно в сельской местности области вводится более 16000 кв. метров жилья, около 170 молодых семей и молодых специалистов улучшают свои жилищные условия;
— особое внимание уделяется закрепляемости выпускников академии. Одним из основных показателей эффективности деятельности агровуза считается процент закрепляемости выпускников, трудоустроившихся в сельхозорганизациях.
Ежегодно около 70 % выпускников Уральской
ГСХА трудоустраиваются в системе АПК, из них 52 % непосредственно в сельскохозяйственные,
водохозяйственные, мелиоративные, землеустроительные и лесохозяйственные организации; 22 % - в органы исполнительной власти, организации социальной сферы села, аграрные, научные и образовательные учреждения; 26 % — в другие организации сферы сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
В целях стимулирования закрепления молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве области планируется принять областной закон «О статусе молодого специалиста, выезжающего на работу в сельскую местность», в котором четко закрепить права, льготы и обязанности молодого специалиста, а также обозначить меры, касающиеся экономического стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, участвующих в подготовке кадров для села (организация практического обучения, приобретение учебно-научного оборудования и др.).
Планируется совместно с отраслевыми союзами Свердловской области, Ассоциацией «Уральский агропромышленный университетский комплекс» и Автономной некоммерческой организацией Информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса Свердловской области «Агроконсультант» создать информационный ресурс «Агрокадры» в рамках формирующейся областной системы сельскохозяйственного консультирования, предусматривающего взаимодействие образовательных учреждений и работодателей, включающего в себя постоянно обновляемый банк данных о потребности в кадрах и их подготовке в образовательных учреждениях.
Подобные меры принимаются и в других субъектах Уральского федерального округа, но целостная система пока отсутствует. Разработанный организационно-экономический механизм, на наш взгляд, может послужить базисом для решения важнейшей государственной проблемы — укрепления кадрового потенциала АПК.
Литература
1. Каждому молодому специалисту свой дом в сельской местности / авт.-сост. А. Н. Сёмин, Б. А. Воронин. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2009. 42 с.
2. Огарков А. П. Социально-экономическое развитие и обустройство села. М. : РАСХН, 2007. 399 с.
3. Проблемы формирования среднего класса в российской деревне : мат-лы Всероссийского семинара-совещания 2-3 апреля 2009 г. Мичуринск : Изд-во Мичуринского ГАУ, 2009. 143 с.