Научная статья на тему 'О ЗАГРЯЗНЕНИИ ВОЗДУХА ЛЕТУЧИМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ВЫДЕЛЯЕМЫМИ ПЛАСТИКАМИ '

О ЗАГРЯЗНЕНИИ ВОЗДУХА ЛЕТУЧИМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ВЫДЕЛЯЕМЫМИ ПЛАСТИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЗАГРЯЗНЕНИИ ВОЗДУХА ЛЕТУЧИМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ВЫДЕЛЯЕМЫМИ ПЛАСТИКАМИ »

Отбор проб атмосферного воздуха и лабораторные исследования его проводились по методикам, предложенным Московским научно-исследовательским институтом гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана2.

Данные лабораторных исследований приведены в таблице.

Судя по таблице, в подавляющем числе отобранных проб атмосферного воздуха (в 79—89,3%) окислы азота лабораторло определялись, что дало возможность устанавливать и их концентрации. При этом концентрации окислов азота в значительном количестве проб превышали предельно допустимую, в том числе и на больших расстояниях от места выброса (3000 и 6000 м). При этом, если минимальные концентрации все были равны или ниже предельно допустимой, то максимальные концентрации оказались выше предельно допустимой. Средние концентрации окислов азота также превышали предельно допустимую и на расстоянии 6000 м составляли 2,45 мг/м3, т. е. были в 8 раз выше ПДК.

Поступила 11/11 1967 г..

УДК 614.72:678.7т

О ЗАГРЯЗНЕНИИ ВОЗДУХА ЛЕТУЧИМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ВЫДЕЛЯЕМЫМИ ПЛАСТИКАМИ

Н. И. Казнина

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

В нашу задачу входило исследование пластмасс, изготовленных на основе полиэфирных смол ПН-1 и ПН-69, с целью выявления возможностей выделения ими летучих веществ. В состав образцов пластмасс № 1 и 2 входили полиэфирная смола ПН-1, гидроперекись изопропилбензола, нафтенат кобальта и цемент, в состав образца № 3 —смолы ПН-1 и ПН-69, гидроперекись изопропил-бензола, и нафтенат кобальта. Растворителем смол был стирол. Образцы изготовлены холодным отверждением.

Для изучения динамики выделения летучих веществ этими пластиками в зависимости от температуры мы применили спектрофотометрические методы и провели химические определения.

При спектрофотометрическом исследовании снимали спектральные характеристики веществ, которые, по нашему мнению, могут выделяться из них (стирол, гидроперекись изопропилбензола,. малеиновый и фталиевый ангидриды). В качестве растворителя использован этиловый спирт. Для всех веществ были сняты спектры поглощения в диапазоне длин волн 214—300 ммк. Спектр поглощения стирола имел максимум при длине волны 245 ммк и фталиевого ангидрида — при длине волны 280 ммк; для остальных веществ заметных максимумов не отмечено.

Ввиду того что полиэфирные полы могут применяться в различных климатических зонах, а также вблизи обогревательных приборов, мы предположили, что выделение летучих веществ может изменяться в зависимости от температуры.

_____Для проверки этого предположения образцы

?од 250 "УооЛ пластмасс помещали в эксикаторы. Размер об-

разцов был взят с учетом площади настила полов Оптические плотности пластика в натурных условиях, причем площадь образцов № 1. увеличили в 10 раз с целью накопления летучих

веществ. Испытание образцов № 1, 2 и 3 проводили при 20, 40 и 60° с суточной экспозицией. Пробы воздуха из эксикаторов отбирали в этиловый спирт, измеряли оптическую плотность на СФ-4А в области длин волн 214—300 ммк.

Рассматривая спектральные характеристики образцов, можно предположить, что из них выделяются органические вещества с оптической плотностью в области длин волн 214—300 ммк. Кроме того, все кривые имеют хорошо выраженный максимум при-длине волны 245 ммк, характерный для стирола. В качестве примера приводим спектро-фотометрическую характеристику для образца № 1 (см. рисунок).

Исследования показали, что концентрации выделяемых веществ находятся в прямой зависимости от температуры. При применении полимерных материалов в воздух.

¡помещений могут попадать летучие вещества в сложной композиции, поэтому идентифицировать их отдельно имеющимися методами крайне трудно. Однако нам удалось выделить гидроперекись изопро-пилбензола методом с диазотированным паронитроанилином. Применив метод нитрования, мы определили стирол в сумме с гидроперекисью изопропилбензола. Малеи-новый и фталиевый ангидриды были ■определены суммарно с применением арсеназо.

Выделение образцами пластмасс летучих веществ исследовали при 20, 40 и 60° с суточной экспозицией. При этом использовали указанные выше методы.

Результаты исследований представлены в таблице.

Данные, полученные при определении летучих веществ химическими и спектро-■фотометрическими методами, позволяют считать, что пластики, изготовленные на основе полиэфирных смол холодным отверждением, выделяют заметные количества летучих веществ, концентрации которых изменяются в зависимости от температуры.

Количество летучих веществ, выделяемых пластиками с поверхности ЗОХ 10 смг в течение суток при различной температуре

Количество летучих (в мкг) веществ

со • £5 к о - о , о о СХ 0 со « о а \ о. 2

5 СП со О. о о 2. ч ¡Е- сумма ма; и НОВОГО и фталиевог ангидриде 55=1 33 <■> е сд и Я 2 1 = |1 гидропере кись изоп пилбензо;

>.<я ¡¡ГСия о Ч с с ч

1 20 42 140 105

40 52,6 168 105

60 87,5 420 147

2 20 35 70 35

40 52,5 245 70

60 52,5 280 70

3 20 66 105 56

40 52,5 350 105

60 105 595 210

Поступила 9/У1 1967 г.

УДК 613.6:631.3

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ САМОХОДНЫХ ШАССИ СШ-75

В. Н. Воловина, Ю. 3. Осиновский, А. П. Павлова, А. И. Талалаев

Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены Министерства здравоохранения РСФСР и Ростовская областная санэпидстанция

Ростовская областная санэпидстанция в содружестве с Саратовским научно-исследовательским институтом сельской гигиены в течение 1962—1966 гг. проводили оценку условий труда на самоходном шасси марки СШ-75, конструкция которого разработана ГСКБ по самоходным зерноуборочным машинам (Таганрог). Самоходное шасси представляет собой новый тип универсальной сельскохозяйственной машины. Управление самоходным шасси и навесными орудиями осуществляется водителем из кабины, где сосредоточены все механизмы. Кабина металлическая с передним, боковым и задним остеклением, рассчитана на 1 рабочее место. Ее внутренняя поверхность покрыта шумо-термоизолирующими материалами. Сиденье водителя мягкое, регулируемое по горизонтали. Предусмотрено калориферное отопление с использованием горячей воды системы охлаждения двигателя. Для подачи в кабину свежего воздуха на крыше установлен вентилятор с центробежной очисткой (конструкции ГСКБ). Предусмотрены места для аптечки, бачка для питьевой воды и инструментального ящика.

Исследования показали, что воздух в кабине с закрытыми окнами и включенным вентилятором нагревался до 46° при температуре наружного воздуха 25—30°. Содержание пыли в кабине превышало предельно допустимую концентрацию (2 мг/м3) в 7—16 раз и окиои углерода в зоне дыхания водителя — в 2—З'/г раза. Наибольшая интенсивность шума (120 дб) отмечалась на транспортных работах. При движении по грунтовым дорогам ускорения толчкообразных колебаний были в 5 раз больше допустимого предела. Механизаторы предъявляли жалобы на стесненное положение в кабине, неудобства при входе и выходе из нее и т. д.

Для выявления степени утомления водителей во время работы на самоходном шасси мы проводили физиологические исследования у водителей шасси до и после работы в продолжение 3—5 дней. После работы выявлено понижение коэффициента устойчивости ясного видения на 18—20% по сравнению с утренними показателями, что свидетельствует об утомлении зрительного анализатора. При исследовании степени утомления мышц кистей рук методом манометрической динамометрии у водителей обнаружено понижение максимального усилия мышц правой руки и повышение усилия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.