Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ САМОХОДНЫХ ШАССИ СШ-75'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ САМОХОДНЫХ ШАССИ СШ-75 Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ САМОХОДНЫХ ШАССИ СШ-75»

¡помещений могут попадать летучие вещества в сложной композиции, поэтому идентифицировать их отдельно имеющимися методами крайне трудно. Однако нам удалось выделить гидроперекись изопро-пилбензола методом с диазотированным паронитроанилином. Применив метод нитрования, мы определили стирол в сумме с гидроперекисью изопропилбензола. Малеи-новый и фталиевый ангидриды были ■определены суммарно с применением арсеназо.

Выделение образцами пластмасс летучих веществ исследовали при 20, 40 и 60° с суточной экспозицией. При этом использовали указанные выше методы.

Результаты исследований представлены в таблице.

Данные, полученные при определении летучих веществ химическими и спектро-■фотометрическими методами, позволяют считать, что пластики, изготовленные на основе полиэфирных смол холодным отверждением, выделяют заметные количества летучих веществ, концентрации которых изменяются в зависимости от температуры.

Количество летучих веществ, выделяемых пластиками с поверхности ЗОХ 10 смг в течение суток при различной температуре

Количество летучих (в мкг) веществ

со • £5 к о - о , о о СХ 0 со « о а \ о. 2

5 СП со О. о о 2. ч ¡Е- сумма ма; и НОВОГО и фталиевог ангидриде 55=1 33 <■> е сд и Я 2 1 = |1 гидропере кись изоп пилбензо;

>.<я ¡¡ГСия о Ч с с ч

1 20 42 140 105

40 52,6 168 105

60 87,5 420 147

2 20 35 70 35

40 52,5 245 70

60 52,5 280 70

3 20 66 105 56

40 52,5 350 105

60 105 595 210

Поступила 9/У1 1967 г.

УДК 613.6:631.3

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ САМОХОДНЫХ ШАССИ СШ-75

В. Н. Воловина, Ю. 3. Осиновский, А. П. Павлова, А. И. Талалаев

Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены Министерства здравоохранения РСФСР и Ростовская областная санэпидстанция

Ростовская областная санэпидстанция в содружестве с Саратовским научно-исследовательским институтом сельской гигиены в течение 1962—1966 гг. проводили оценку условий труда на самоходном шасси марки СШ-75, конструкция которого разработана ГСКБ по самоходным зерноуборочным машинам (Таганрог). Самоходное шасси представляет собой новый тип универсальной сельскохозяйственной машины. Управление самоходным шасси и навесными орудиями осуществляется водителем из кабины, где сосредоточены все механизмы. Кабина металлическая с передним, боковым и задним остеклением, рассчитана на 1 рабочее место. Ее внутренняя поверхность покрыта шумо-термоизолирующими материалами. Сиденье водителя мягкое, регулируемое по горизонтали. Предусмотрено калориферное отопление с использованием горячей воды системы охлаждения двигателя. Для подачи в кабину свежего воздуха на крыше установлен вентилятор с центробежной очисткой (конструкции ГСКБ). Предусмотрены места для аптечки, бачка для питьевой воды и инструментального ящика.

Исследования показали, что воздух в кабине с закрытыми окнами и включенным вентилятором нагревался до 46° при температуре наружного воздуха 25—30°. Содержание пыли в кабине превышало предельно допустимую концентрацию (2 мг/м3) в 7—16 раз и окиои углерода в зоне дыхания водителя — в 2—З'/г раза. Наибольшая интенсивность шума (120 дб) отмечалась на транспортных работах. При движении по грунтовым дорогам ускорения толчкообразных колебаний были в 5 раз больше допустимого предела. Механизаторы предъявляли жалобы на стесненное положение в кабине, неудобства при входе и выходе из нее и т. д.

Для выявления степени утомления водителей во время работы на самоходном шасси мы проводили физиологические исследования у водителей шасси до и после работы в продолжение 3—5 дней. После работы выявлено понижение коэффициента устойчивости ясного видения на 18—20% по сравнению с утренними показателями, что свидетельствует об утомлении зрительного анализатора. При исследовании степени утомления мышц кистей рук методом манометрической динамометрии у водителей обнаружено понижение максимального усилия мышц правой руки и повышение усилия

мышц левой руки при незначительном понижении выносливости мышц обеих рук. У тех же лиц, ранее работавших трактористами, к концу смены методом аудиометрии установлено снижение слуховой чувствительности почти на всех частотах. Утомление слуха находилось в прямой зависимости от продолжительности работы на шасси за день. Если водитель находился в кабине лишь 1 час за смену, то слуховая чувствительность у него не понижалась и почти соответствовала той, которая была у людей с нормальным слухом. В случае, когда водитель управлял машиной 8—10 часов (во время транспортных перевозок) и постоянно находился в кабине шасси, где интенсивность шума достигала 120 дб, слуховая чувствительность к концу рабочего дня снижалась на всех частотах на 5—20 дб.

Проведенная работа позволила предъявить конструкторскому бюро требования об улучшении условий труда водителей. В соответствии с этим для создания герметичности кабины введено дополнительное уплотнение между рычагами и педалями, улучшено уплотнение стекол. Для увеличения шумо- и термоизоляции стены ее троекратно покрыты специальной мастикой и облицованы картоном (толщиной 2 мм), а с целью уменьшения вибрации передняя опора двигателя установлена на амортизаторы. Для улучшения обзорности поля увеличено остекление правой стенки и введена зеркало заднего вида. В целях повышения эффективности очистки воздуха, подаваемого в кабину, в устройство вентилятора введена дополнительная ступень очистки воздуха с применением сетки из хлопчатобумажной ткани и оборудовано управление клапаном очистки воздухозаборника с рабочего места водителя. Кроме того, снижены усилия на рычагах, улучшено расположение элементов управления на рабочем месте^ установлен механизм для запуска двигателя с места водителя и т. д.

Самоходное шасси последнего образца 1966 г. значительно отличается от предыдущих: кабина навешена немного ниже, устроены удобная лесенка, площадка и ручка для посадки в кабину; сделано приспособление для очистки обуви от земли. Над крышей натянут белый тент из брезента, сама она окрашена в белый цвет, на ней вентилятор с центробежной очисткой, укрытый сверху чехлом из марли. Стекла в окнах хорошо уплотнены. Установлен новый двигатель (СШ-75 № 3337) марки СМД 18-КФ мощностью 100 л. с. Новый вариант забора воздуха для охлаждения двигателя исключает возможность его перегревания. Все это значительно оздоровило условия труда водителей. Так, по сравнению с машинами первых образцов понизилась интенсивность шума, улучшились температурные условия, уменьшилось количество проникающих в кабину пыли и газов, ослабли толчкообразные колебания кабины (см. таблицу).

Гигиенические показатели в кабине СШ-75 (с закрытыми окнами

и включенным вентилятором) ио время уборки урожая (за 5 лет)

Год исследования Разница в показателях температуры воздуха в кабине шасси и температуры наружного воздуха (в градусах) Содержание пыли в зоне дыхания (в мг/м*) Содержание окиси углерода в зоне дыхания (в .иг/л) Уровни шума (в дб)

1962 16 15,5 0,07 120

1963 6 32,0 0,05 115

1964 5,4 29,0 0,04 104

1965 6 5,8 Не обнаружено 97

1966 0,8 Не обнаружено » » 102

Тем не менее еще не по всем гигиеническим показателям условия труда на самоходных шасси отвечают санитарным правилам. В первую очередь это относится к созданию нормального метеорологического условия, так как в жаркий период года температура в кабине шасси достигает 36°, по санитарным нормам она не должна превышать 28°. В результате физиологических исследований, проведенных в 1966 г., установлено, что у водителей самоходных шасси при работе на усовершенствованных машинах утомление к концу рабочего дня выражено в меньшей степени, чем при работе на опытных образцах; так, мышечная сила, артериальное давление и температура тела до и после работы остаются без изменений. Однако коэффициент устойчивости ясного видения понижается на 10%, учащается пульс (на 13 в минуту), температура кожи (кисть, лоб, грудь) повышается на 1,5—2° и ухудшается слуховая чувствительность на всех исследованных частотах.

Все это подтверждает необходимость дальнейшего усовершенствования конструкции кабины самоходного шасси для создания благоприятных микроклиматических условий и улучшения шумоизоляции. В 1964 г. конструкторским бюро была разработана установка кондиционирования воздуха для кабин шасси и самоходных комбайнов, испытания которой проводились в полевых условиях. Измерения в 3 точках кабины показали, что при температуре наружного воздуха 34,8° температура воздуха в зоне дыхания ниже лишь на 7,8°. В настоящее время конструкция кондиционера дорабатывается для обеспечения устойчивого действия его в поле.

Выводы

1. В результате усовершенствования конструкции самоходного шасси СШ-75 обстановка, в которой протекает труд водителя, значительно улучшилась. Однако по некоторым показателям и в первую очередь температурным условиям эта машина требует дальнейшей доработки.

2. Предложенная ГСКБ конструкция вентилятора с двухступенчатой очисткой подаваемого в кабину воздуха достаточно эффективна и может быть рекомендована для кабин других сельскохозяйственных машин.

Поступила 30/1II 1967 г.

УДК 616.24-008.939.633.2-02:[613.633+ 573.858.75

КОМБИНИРОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРОСВАРОЧНОГО АЭРОЗОЛЯ И ВИРУСА ГРИППА НА ТКАНЬ ЛЕГКИХ

Кандидаты мед. наук И. М. Науменко и А. Ф. Фролов

Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний, Киевский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии

и паразитологии

Сварка металлов широко распространена в большинстве отраслей промышленности. Несмотря на значительную механизацию сварочного процесса, ручная дуговая сварка занимает еще значительный удельный вес в общем объеме сварочных работ.

В покрытие применяемых электродов входят такие токсические вещества, как марганец, плавиковый шпат, хромпик и др., которые могут вызывать профессиональные заболевания (Е. И. Воронцова; К. В. Мигай с сотрудниками, и др.). Как показали экспериментальные исследования одного из нас, электросварочный аэрозоль вызывает значительные биохимические и патоморфологические изменения в ткани легких: нарушаются нуклеиновый и С-витаминный обмен, наблюдается разрастание соединительнотканных элементов и т. д. Однако на организм работающего в производственных условиях, кроме пыли, может воздействовать целый комплекс неблагоприятных факторов, в частности гриппозная инфекция.

Вполне естественно допустить, что отрицательное действие аэрозоля при этом будет усугубляться. Следует добавить, что вирус гриппа обладает эпителиогенными свойствами (А. К. Шубладзе и С. Я. Гайдамович, и др.), которые, по нашему мнению, в условиях хронического воспалительного процесса могут привести к активным разрастаниям эпителиальной ткани.

Исходя из этого, мы и провели настоящее исследование.

Опыты проводили на белых лабораторных крысах обоего пола весом 180—200 г. Крыс содержали в хорошо вентилируемом виварии на стандартном пищевом рационе, по 5 особей в клетке. Их распределили на 3 группы. 1-я группа состояла из 58 крыс, которым интратрахеально вводили 50 мг электросварочной пыли в виде взвеси в 1 мл физиологического раствора. В состав пыли входили окислы марганца, железа, двуокиси кремния и некоторые другие компоненты. Размеры пылевых частиц колебались в пределах 0,5—2 мк. Во 2-ю группу вошло 56 животных. Им каждые 10 дней под легким эфирным наркозом интраназально вводили по 0,2 мл взвеси вируса гриппа в аллан-тоидной жидкости куриных эмбрионов. Применяли вирус гриппа типов А, А2, Вм и PPg. Титр вируса по реакции гемагтлютинации составлял 1 : 640—1 : 1280. Биологический титр вируса Ю-5. Вирус получали из гриппозного отдела Киевского научно-исследовательского института эпидемиологии, микробиологии и паразитологии. Наконец, 3-я группа включала 66 крыс, которые подвергались воздействию электросварочной пыли и вируса гриппа согласно описанным выше методам.

Для учета динамики развивающегося патологического процесса животных разбили на 4 серии. Наблюдение продолжалось 40, 100, 180 и 270 дней с момента вве дения пыли или первого введения вируса.

В связи с тем что мы проводили опыты неодновременно, возникла необходимость в постановке 2 контрольных наблюдений, которые были обозначены нами как «контроль 1» и «контроль 2». Всех животных забивали декапитацией. Легкие декапитиро-ванных животных тотчас же извлекали и помещали на лед. Отмывали их от крови холодным физиологическим раствором и высушивали фильтровальной бумагой. Возникающие изменения оценивали с помощью биохимических и патоморфологических методов. Из биохимических методов исследования нами было избрано определение содержания нуклеиновых кислот, для чего применяли метод Шмидта и Танхаузера в модификации Шнайдера с определением оптической плотности экстрактов на спектро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.