Научная статья на тему 'О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИИ БЕЗОПАСНОСТИ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ МАШИНАМ, ПОДГОТОВЛЯЕМЫМ К СЕРИЙНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ'

О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИИ БЕЗОПАСНОСТИ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ МАШИНАМ, ПОДГОТОВЛЯЕМЫМ К СЕРИЙНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИИ БЕЗОПАСНОСТИ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ МАШИНАМ, ПОДГОТОВЛЯЕМЫМ К СЕРИЙНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ»

Вывод

Данные проведенных исследований позволяют подтвердить, что двуокись хлора как бактерицидный агент при обеззараживании воды имеет некоторые преимущества.

ЛИТЕРАТУРА

Черкинский С. Н., Трахтман H. Н. Обеззараживание питьевой воды. М., 1962. — Hermanowicz W., Sikorowska С., Bernacki К., Gaz Woda i techn. Sanit., 1959, т. 33, стр. 145.— Губарь M. A. Водоснабжение и сан. техника, 1939, № 3, стр. 20. — К у л ь с к и й Л. А., Шевченко М. А., К а л и н и й ч и к Е. М. Методы улучшения запаха и вкуса питьевой воды. М., 1961, стр. 41.

Поступила 1/1V 1963 г.

УДК 614.8 : 631.3.02

О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ МАШИНАМ, ПОДГОТОВЛЯЕМЫМ К СЕРИЙНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ

Канд. сельскохозяйственных наук #. М. Подгорный

Кубанский научно-исследовательский институт по испытанию тракторов и сельхозмашин, Ново-Кубанск Краснодарского края

Несколько лет назад Государственным комитетом Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению были утверждены «Единые требования безопасности к сельскохозяйственным тракторам, самоходным машинам и другим сельскохозяйственным машинам и орудиям». Практика подтвердила государственную важность этого документа, способствовавшего улучшению условий труда механизаторов на вновь создаваемой и модернизированной сельскохозяйственной технике.

Произведенное нашим институтом в 1961—1962 гг. обследование показало, что заводы, выпускающие сельскохозяйственные машины, многое сделали для создания более надежных и удобных в эксплуатации конструкций машин. Вместе с тем выявлено, что на ряде машин нет достаточных условий для работы. Так, почти на всех тракторах и самоходных шасси свеклокомбайнов ККХ-3 не обеспечено удобство и легкость навески или прицепки к ним рабочих машин. В связи с этим навеска и прицепка требуют больших физических усилий 2—3 человек. Небезопасна заводка и пуск двигателей тракторов и самоходных шасси, потому что не обеспечен запуск двигателя с рабочего места водителя.

При испытании свеклоуборочного комбайна КСУ-2Б Днепропетровского завода и при навеске его на трактор «Беларусь» создались такие условия для водителя, при которых он не мог произвести запуск пускового двигателя, не подвергаясь опасности травматизма.

Расположение рычагов и педалей управления тракторов и самоходных шасси не всегда удобно и стесняет положение рук и ног. Например, у самоходного шасси Т-16 Львовского завода основные рычаги расположены слева, опорные подножки отсутствуют. Во время работы водитель вынужден сгибать ноги или класть их на кузов

шасси под прямым углом.

У некоторых тракторов и самоходных шасси, когда на них навешивают рабочие машины, в общей системе управления агрегатом часто приходится пользоваться одновременно очень многими рычагами и педалями. Так, свеклопогрузчик СОТ-40 входит в комплекс машин для возделывания сахарной свеклы и навешивается на трактор «Беларусь». Для управления агрегатом механизатор пользуется 11 рычагами и 4 педалями. В среднем за 1 час водитель делает 1210 включений и выключений рычагами и 158 педалями. При этом работа сопряжена с поворотами головы, что приводит

к быстрому утомлению водителя.

Расположение масленок, точек смазки и мест регулировки механизмов не обеспечивает свободного и удобного доступа к ним. Суммарный уровень шума от трактора и комбайна на рабочем месте механизатора часто достигает 105 дб.

На многих прицепных машинах отсутствуют кабины, поэтому механизаторы подвергаются воздействию солнца, ветра, пыли, вредных газов и температурного фактора. Кабины на машинах не отвечают гигиеническим требованиям, так как не защищают водителя от действия шума, пыли, газов и паров топлива. Летом температура воздуха в них достигает 40—46° тепла, а зимой — 2—4° холода. Отсутствие приточно-вытяж-ной вентиляции или ее малая эффективность, а также отсутствие установок кондицио-

7 Гигнена и санитария, N? 8 97

нирования воздуха в кабинах и самоходных шасси не позволяют обеспечить достаточный воздухообмен и создать нормальные температурные условия. Крыши кабин не окрашиваются в белый цвет для отражения солнечных лучей.

При исследовании состава воздуха кабины тракторов ДТ-75, Т-74, Т-75 и МТЗ-5МС на запыленность установлено, что ввиду плохой герметичности кабин количество пыли в ряде проб воздуха превышало в 3—5 раз предельно допустимые величины. В кабинах тракторов и самоходных шасси в зоне дыхания механизатора скапливается окись углерода сверх нормы.

Отмечается ряд отступлений от единых требований техники безопасности, которые являются общими для гусеничных тракторов ДТ-75, Т-74 и Т-75, колесных тракторов МТЗ, а также самоходных шасси СШ-75, Т-16 и СШ-45. В частности, отсутствуют фиксирующие приспособления от возможного опускания навесной системы при транспортном положении, что вызывает опасность травматизма во время ремонта или смены рабочих органов навесной машины; зеркала не обеспечивают обзорности рабочих органов навесных машин, расположенных позади трактора; нет блокирующих механизмов, исключающих возможность запуска двигателя на тракторе при включенной коробке перемены передач; пол кабины недостаточно изолирован, имеет большие отверстия в местах выхода рычагов управления, что приводит к поступлению в кабину пыли и газа; на полу отсутствуют наклонные площадки для ног водителя.

Кроме того, отмечены следующие недостатки: отсутствуют удобные лестницы с перилами для безопасного входа в кабины и выхода из них; концы лопастей вентилятора не окрашиваются в белый или какой-либо другой цвет, отличный от цвета двигателя; ширина крыльев не соответствует ширине гусеничных лент; нет обозначенных мест для установки головки домкрата; лобовые и задние стекла кабин не открываются; отсутствуют фильтры для очистки поступающего в кабину приточного воздуха; при заправке системы охлаждения требуется поднимать заправочную посуду выше уровня плеч водителя; нет выключателей для размыкания цепи «аккумулятор — масса»; отсутствует теплоизоляция нагретых поверхностей и механизмов; не предусмотрен щиток, ограждающий глаза водителя от воздействия прямых солнечных лучей. На тракторах, кроме того, не вывешены таблички со стойкими травленными надписями по технике безопасности.

Почти на всех навесных и прицепных машинах рабочие органы, подвергающиеся перегрузке или засорению, во время работы автоматически не выключаются и не подают соответствующий сигнал водителю. Не на всех вращающихся валах, роторах и их концах есть ограждения, а имеющиеся ограждения недостаточно прочны.

Окраска машин также оставляет желать лучшего.

Для дальнейшего улучшения условий труда механизаторов сельского хозяйства органы Министерства здравоохранения на местах, санэпидстанции, машиноиспытательные станции и технические инспектора профсоюзов обязаны усилить контроль за выполнением «Единых требований безопасности» и не допускать машины к серийному производству с явными и грубыми нарушениями этих требований.

Поступила 20/1V 1963 I„

УДК 616.24-002.155-02 : 616-003.627.11-057

К ВОПРОСУ О РОЛИ МАРГАНЦА В ЭТИОЛОГИИ ПНЕВМОНИИ

Канд. мед. наук Г. Ш, Габуния

Городская санэпидстанция, г. Чиатура

Существуют многочисленные литературные данные о том, что марганец, попадая в организм рабочих, не только вызывает пневмокониоз и интоксикацию нервной системы, но и способствует учащению и тяжелому течению воспаления легких.

Почти во всех исследованиях, касающихся роли этого металла в развитии заболеваний органов дыхания, в частности воспаления легких, приводятся материалы 3. И. Бакрадзе (1931). При проверке оказалось (табл. 1), что этот автор исключил из общего числа заболеваний малярию, венерические болезни, травмы, поэтому выводы, сделанные им, нельзя считать достоверными.

Мы изучили заболеваемость крупозным воспалением легких среди работников треста «Чиатурмарганец» за 1950—1961 гг. Для этого были использованы копии листков временной нетрудоспособности, выданные работникам треста по поводу крупозного воспаления легких, а также форма № 266, истории болезни и другие материалы. Всего в разработку вошел 821 случай болезни, из них 560 случаев пришлось на долю подземных рабочих (бронхопневмония среди работников треста «Чиатурмарганец» отмечена в единичных случаях). Оказалось, что в среднем за 10 лет показатель частоты крупозного воспаления легких на 100 работающих под землей равняется 1,46 случаям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.