УДК 813.495:576.8
Кандидаты биол. наук Н. Ф. Пискункова и М. Н. Пименова
О ЗАГРЯЗНЕНИИ МИКРООРГАНИЗМАМИ КОСМЕТИЧЕСКИХ
ИЗДЕЛИЙ
Московский университет им. М. В. Ломоносова
Уровень загрязненности косметических средств— кремов, лосьонов, шампуней и зубных паст — колеблется от 2,5 до 43 % (Bairid; Olson; Wolven и Levenstein). Порча косметических изделий под воздействием микроорганизмов часто сопровождается обесцвечиванием, приобретением постороннего запаха, вспучиванием и изменением консистенции, но может и не приводить к видимым изменениям, хотя при микробиологических анализах в 1 г (мл) препарата обнаруживаются сотни тысяч и даже миллионы бактерий (Butler).
Возможность роста микроорганизмов в косметических изделиях объясняется содержанием в них разнообразных органических соединений (жирных кислот и" их эфиров, воска, глицерина, сорбита, ланолина и др.), многие из которых используются бактериями в качестве питательных веществ (Н. С. Егоров и соавт.; Heines и Alexander; Williams и Bennet; Yanagi и Onishi).
Опасность микробного заражения косметических препаратов увеличивается с введением в их состав белковых соединений, витаминов и настоев различных трав. Особенно легко поражаются микроорганизмами косметические изделия, содержащие воду и эмульсии типа масло — вода, поскольку микроорганизмы развиваются только в водной фазе. Степень поражения косметических препаратов зависит также от активной кислотности, вязкости, осмотического давления, концентрации отдельных компонентов и антимикробных веществ.
Широкое применение неионогенных поверхностно-активных веществ (ПАВ) вместо анионных эмульгаторов позволило создать более стойкие эмульсии, но одновременно повысило риск микробной контаминации, так как многие из неионогенных ПАВ оказались субстратами для роста грамотрицатель-ных бактерий, особенно псевдомонад (Croshaw).
Состав микроорганизмов, обнаруживаемых в косметических изделиях, весьма разнообразен. Это микроскопические грибы Penicillum и Aspergillus, дрожжи Torula, Saccharomyces, Candida и бактерии, большинство которых относятся к группе грамотрицательных и родам Pseudomonas, Enterobacter, Klebsiella, Escherichia и Achromobacter. Кроме того, из косметических изделий были выделены бактерии Bacillus, Proteus, Streptococcus и Staphylococcus (М. Н. Пименова соавт.; Б. Джам-базов и соавт.; Bairid; Bergwein; Bourlioux; Davis; Myers и Pasutto; Wallhäußer, 1978a; Woodward и Namara).
Следует подчеркнуть, что особую опасность представляет наличие в косметических изделиях грам-
отрицательных бактерий, так как они характеризуются высокой устойчивостью к различным дезинфицирующим веществам и антисептикам, способностью использовать в качестве субстрата для роста разнообразные соединения и могут являться причиной кожных и глазных заболеваний. Так Ps. aeruginosa вызывает трудноизлечимые заболе вания кожи и слизистых оболочек, может был возбудителем вторичной инфекции плохо заживаю щих ран и язв (Б. Джамбазов и соавт.; Bruch Butler; Dawson; WallhäuBer, 1975).
Наличие в косметических препаратах Е. col свидетельствует о низком гигиеническом уровн производства и об опасности распространения же лудочно-кишечных инфекций, вызываемых Salmo nella (Б. Джамбазов и соавт.). Klebsiella aeroge nés, развиваясь в косметических кремах, нередк< вызывает образование слизи, появление запаха i изменение консистенции крема.
Все более широкое применение косметически: препаратов ставит вопросы и экологического плана поскольку через косметические средства возмож но распространение микроорганизмов, нехараи терных для нормальной флоры человека, и во; никновение неожиданных эпидемий кожных и др> гих заболеваний (Б. Джамбазов и соавт.).
Таким образом, микробиологическая чистота ко< метических препаратов необходима с позиций охрг ны здоровья людей. Вместе с тем микробиологичс екая чистота косметических изделий избавит пр( изводство от брака и соответствующих экономия* ских потерь. Именно поэтому зарубежные иссл< дователи настаивают на обязательном микробиол< гическом контроле косметических изделий. Bonpi сы микробной чистоты косметических средств о суждаются за рубежом уже более 15 лет. Wa lhäußer(1972) предложил разделить косметическ! препараты на 2 основные группы: 1-я — средств для детей, глазная косметика и другие препарат в 1 г (мл) которых не должно быть более 100 ми робных клеток, ко 2-й — косметические препар ты для общего потребления, в 1 г (мл) которь допустимо содержание не более 1000 клеток ми роорганизмов.
Необходимо подчеркнуть, что все проекты вкл! чают обязательное требование — отсутствие в кс метических изделиях патогенных и условно-пат генных микроорганизмов: Ps. aeruginosa, Stap aureus, Salmonella и бактерий группы кишечн палочки; в пудрах и особенно в присыпках д детей не должны содержаться бактерии рода Cío: ridium. Если указанные выше бактерии обнаруи
ны в косметических препаратах, микробиологический анализ образцов повторяют через 2—3 нед и до результатов повторного анализа на эти косметические изделия накладывается запрет. В случае повторного выявления в образцах условно-пато-генных или патогенных микроорганизмов косметические препараты бракуются и считаются непригодными к употреблению (Wallhäußer, 19786).
Следует отметить, что ни к одному из косметиче-:ких средств не предъявляется требование стерильности. Однако общее число микробных клеток в 1 г (мл) препарата лимитируется и не должно превышать 10s, поскольку чем выше общая численность микробов в препаратах, тем больше вероятность »держания в них патогенных. Содержание 104 клеток микроорганизмов в 1 г (мл) допускается только для образцов косметики общего потребле-яия, в которых бактерии представлены аэробными :порообразующими палочками, попадающими в косметические изделия преимущественно из фермент-шх препаратов (WallhäuBer, 1972).
Микроорганизмы попадают в косметические проекты из сырья, воды, воздуха, в процессе произ-юдства, при расфасовке и от обслуживающего терсонала. Количество микроорганизмов в сырье >ависит от происхождения сырья, методов его поучения, содержания в нем воды и температуры хранения. Для продуктов сырья влажностью ме-iee 6% вероятность размножения имеющихся в [их микроорганизмов ничтожно мала. Однако при :ранении такого сырья, например крахмала, в 1ешках из полимерного материала при заметных олебаниях температуры образуется конденсаци иная вода, что создает условия для размножения" [икроорганизмов (Wallhäußer, 1974). При большой численности микробов сырье подергают специальной обработке. Так, крахмал об-абатывают окисью этилена, тальк — горячим воз-ухом (180 °С не менее 30 мин) при слабом встря-ивании; термическая обработка эффективна и для ругих твердых материалов, например мела. Сырье сидкой и пастообразной консистенции (многочис-енные типы ПАВ) защищают от порчи микроор-шизмами добавлением консервантов. Обычно ис-ользуют формальдегид (до 0,1%) или производные цамантана (0,05—0,1%).
Особое внимание обращается на хранение сырья, эдверженного микробиологическому воздействию, одчеркивается необходимость предохранения его г соприкосновения с водой, тщательного мытья, ¡зинфекцин и просушивания резервуаров, в ко->рых сохраняется сырье. Для дезинфекции плот-)закрываемых резервуаров пригодны пары фор-альдегида; обработку проводят несколько часов, учше в течение ночи.
Наибольшую опасность для производства косме-[ческих изделий представляет деминерализован-1я вода (Е-вода). В иокообменниках часто обна-'живают псевдомонады другие грамотрицатель-ае бактерии, которые в дальнейшем с водой подают в косметические изделия (Davis; Grigo;
Wallhäußer, 1972). Именно поэтому ионообменные установки рекомендуют еженедельно дезинфицировать 1,5—3,5% раствором формальдегида в течение 16 ч и затем тщательно промывать водой. Хранения Е-воды следует избегать, так как при длительном хранении в деминерализованной воде происходит размножение псевдомонад и некоторых эн-теробактерий за счет следов органических веществ, попавших в воду из материала уплотнителя или из воздуха. По данным Wallhäußer (1974), число микроорганизмов в 1 мл Е-воды может достигать 10е. В связи с этим рекомендуется перед употреблением пропускать Е-воду через фильтр с диаметром пор до 0,2 мкм или прогревать 30 мин при 80 °С.
Аппараты, используемые для производства косметических средств и их расфасовки, при недостаточной очистке, дезинфекции или стерилизации превращаются в места скопления бактерий, заражающих готовые изделия и способных размножаться в них и вызывать их порчу (Davis; Novak; Wallhäußer, 1973). Особое внимание следует обращать на микробиологическую чистоту трубопроводов, вентилей, фланцев, насосов для перекачки продукта в сборники и аппараты для расфасовки готовой продукции, которые трудно промывать и дезинфицировать (Davis; Grigo; Wallhäußer, 1975).
Оборудование в косметическом производстве должно легко разбираться, чтобы было удобно его чистить, мыть, дезинфицировать или стерилизовать. При замкнутой системе желательно пропускать пар через оборудование. Однако чаще трубопроводы обрабатывают горячей водой и дезинфицирующими растворами. Для дезинфекции аппаратуры рекомендуют использовать следующие соединения (Nowak): гнпохлорид натрия (~13% активного хлора) из расчета 2 мл на 1 л воды, хлорамин 1 г на 1 л воды, четвертичные аммониевые соединения, формальдегид в концентрации 0,1% оказывает действие только при относительно высокой влажности.
Попадание микроорганизмов в косметические продукты возможно и из тары, хотя стеклянная и полимерная тара содержит обычно мало микробов.
Высокая гигиена производства косметических средств предполагает регулярную (каждые 2 ч) дезинфекцию рук персонала (например 70% этанолом), работу в специальной одежде и обуви, которую рабочие надевают в специальном помещении. Рабочая обувь ежедневно обрабатывается дезинфицирующим раствором — в течение дня составом на основе производных четвертичных аммониевых оснований, а по окончании работы составом с добавлением формальдегида (Grigo). Подробная информация всего персонала об опасности заражения косметических изделий микроорганизмами — одно из необходимых условий высокой гигиены производства (Wallhäußer, 1975).
С целью защиты косметических изделий от поражения микроорганизмами используют консерванты. Консервант должен быть нетоксичным, не раздражать кожу, иметь широкий спектр действия, т. е. обладать активностью^против грамположи-
тельных и грамотрицательных бактерий, грибков и дрожжей, оказывать бактерицидное и фунгицид-ное действие, хорошо растворяться в воде, совмещаться со всеми компонентами косметических изделий и не изменять их свойств, быть химически стойким соединением.
Консерванты, применяемые в косметической промышленности, перечислены в работах Croshaw, Davis, Nowak, van Abbe и соавт., Wallhäußer (1972, 1973).
Как правило, для защиты косметических изделий рекомендуют использовать смесь консервантов, что позволяет защитить препарат от широкого круга разнообразных возбудителей порчи и дает возможность использовать каждый консервант в меньшей концентрации (Boehm и соавт.). Wallhäußer (1974) подчеркивает, что низкое качество косметических средств, содержащих большое количество микроорганизмов вследствие неудовлетворительного санитарно-гигиенического уровня производства, нельзя исправить увеличением концентрации консерванта. Необходимо также помнить, что повышение концентрации консерванта в косметических средствах может привести к изменению естественной микрофлоры кожи, что крайне нежелательно (Grigo).
Из сказанного следует, что эффективность защиты косметических изделий консервантами во многом определяется качеством сырья и соблюдением требований гигиены и санитарии на предприятии.
Литература. Егоров Н. С., Пименова М. Н., Пискун-кова Н. Ф. и др. В кн.: Биологические повреждения. М., 1979, с. 225—234.
Пименова М. Н., Аэова JI. Г., Милько Е. С. и др. — Масло-жировая пром-ность, 1972, № 7, с. 22—24.
Bairid R. М. — J. Soc. Cosmet. Chern., 1977, v. 28, р. 17— 20.
Bergwein К. — Seifen — öle — Fette — Wachse, 1965, Bd 91, S. 567—570.
Boehm E. E. — J. Soc. Cosmet. Chem., 1968, v. 19, p. 531— 549.
Boehm E. £., Phil В., Madlox D. N. — Am. Perfum. Cosmet., 1970, v. 85, № 3, p. 31—34.
Bourlioux P. — Labo Pharmaprobl. et Techn., 1977, v. 25. p. 197—202.
Bruch C. W. — Am. Perfum. Cosmet., 1971, v. 86, N 4, p. 45—50.
Butler N. J. — In: Biodeterioration of Materials. Amsterdam, 1968, p. 269—280.
Croshaw B. — J. Soc. Cosmet. Chem., 1977, v. 28, p. 3—16.
Davis J. G. — Soap. Perfum. Cosmet., 1973, v. 46, p. 409— 418.
Dawson F. W. — J. Soc. Cosmet. Chem., 1973, v. 24, p. 655— 662.
Джамбазов В., Григорьева П.,Овчарова Р. — Фармация (София), 1976, т. 26, № 6, с. 38—41.
Grigo J. — Zbl. Bakt. Orig В., 1976, Bd 162, S. 233—287.
Heines J. R., Alexander M. —Appl. Microbiol., 1975, v. 29, p. 621—625.
Myers G. E., Pasutto F. M. — Cosmet. a. Perfum., 1973, v. 88, p. 37—42.
Nowak G. A. — Parfüm, u. Kosmet., 1977, Bd 58, S. 4—10.
Olson J. C. — Am. Perfum. Cosmet., 1970, v. 85, N 8, p. 43—44.
Schmolka J. R. — J. Soc. Cosmet. Chem., 1973, v. 24, p. 577—592.
Van Abbe N. J., Dixon H., Hughes O. et al. — Ibid., 1970, v. 21, p. 719—800.
Wallhäußer К. H. — Parfüm, u. Kosmet., 1972, Bd 53,
g 305_3IQ
Wallhäußer К. H. — Seifen — öle — Fette — Wachse,
1973, Bd 99, S. 733.
Wallhäußer К. H. — Ibid., 1974, Bd 100, S. 571—580.
Wallhäußer К. H. — Ibid., 1975, Bd 101, S. 537—559; S. 585—588.
Wallhäußer К. H. — Parfüm, u. Kosmet., 1978, Bd 58,
g j_379
Wallhäußer К. H. — Ibid., Bd 59, S. 1—7.
Williams J., Bennet E. O. — J. Water Pollut. Control. Fed., 1973, v. 45, p. 1671—1681.
Wolven A., Levenstein I. — TGA cosmet. J., 1969, v. I, p. 34—37.
Woodward C. R., Namara T. F. — Am. Perfum. Cosmet., 1970, v. 85, N 3, p. 73—76.
Yanagi M., Onishi G. — J. Soc. Cosmet. Chem., 1971, v. 22, p. 851—865.
Поступила 05.06.80
УДК 613.287.001.15(048.8)
Канд. мед. наук А. И. Горшков
КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОЦЕНКЕ НОВЫХ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
Непрерывный рост благосостояния советского народа и все большее удовлетворение его потребностей в продуктах питания выдвигают на первый план вопросы, связанные с питанием населения. В связи с этим «В основных направлениях развития народного хозяйства на 1976—1980 годы» предусмотрено увеличение производства пищевых продуктов, повышение их качества, пищевой и биологической ценности, расширение ассортимента.
На решение указанных задач уже 10 лет направлены совместные усилия кафедры гигиены питания I Московского медицинского института им. И. М. Се-
ченова и Всесоюзного научно-исследовательского института молочной промышленности. За это вре мя кафедрой гигиены питания совместно с ВНИМР выполнены комплексные исследования по разработ ке нового способа стерилизации молока. Изучена целесообразность применения солей стабилизато ров, вносимых в молоко с целью повышения термоустойчивости его к ультравысоким температурам влияние различных методов стерилизации на ка чество молока при его длительном хранении в уело виях нерегулируемых температур.