деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время, каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время. При этом, конечно же, открываются возможности для реализации дистанционного обучения детей и взрослых посредством реализации сетевых образовательных программ.
Итак, механизмы реализации образовательной политики посредством сетевого взаимодействия достаточно разнообразны, как в виртуальном, так и в реальном пространстве. Но было бы неправильно не указать и возможные проблемы при реализации сетевого взаимодействия в образовании, которые все еще существуют сегодня. Это и технологическое, и техническое сопровождение самого процесса сетевого взаимодействия; и конвертируемость результатов в рамках общего образования; и все еще недостаточно разработанная нормативно-правовая база (особенно, при проектировании и реализации сетевых образовательных программ); и вопрос стандарта самих сетевых программ; и проблемы интерпретации образовательных результатов; и распределение ответственности между субъектами сетевого взаимодействия при достижении образовательных результатов; выделение новых педагогических позиций (сетевой педагог, педагог-навигатор и др.) и, конечно, механизм оплаты их деятельности в рамках подушевого финансирования; механизмы поддержки сетевых групп и их деятельности со стороны муниципальных и региональных органов власти.
И все же, именно становление сетевого взаимодействия в образовании отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в целом, и способно удовлетворить потребности каждого субъекта этого взаимодействия.
ЛиТЕРАТУРА
1. Глубокова Е. Н., Кондракова И. Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике // Педагогика в современном мире: Сборник статей Всероссийской научной конференции. СПб.: Лема, 2011.
2. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2013 г.» М.: Эксмо, 2013.
3. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / Под ред. Адамского А. И. М.: Эврика, 2006.
И. С. Батракова
о задачах подготовки педагогических работников для реализации программ образования взрослых
Образование взрослых — это не только право, это один из ключей, открывающих дверь в 21 век.
Гамбургская декларация об обучении взрослых, Гамбург, Германия, 14-18 июля 1997 года
В современном мире образование взрослых в течение всей жизни становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Назначение образования взрослых в узком смысле состоит в организации постдипломного образования, вклю-
чающего повышение квалификации специалиста. В широком смысле — образование взрослых призвано обеспечить: доступ к получению магистерского образования, дополнительной квалификации, обучению в образовательных центрах и народных университетах и др.; открытость образования и его качество, гарантирующее конкурентоспособность и мобильность взрослых; государственные гарантии финансирования образования взрослых.
Всевозрастающий интерес к образованию взрослых во всем мире обусловил усиление внимания и к проблеме подготовки педагогических кадров как важнейшему гаранту качественного функционирования и развития этой системы. Подготовка специалиста для сферы образования взрослых в современной Европе ориентирована на положения международного законодательства в сфере образования взрослых. Основными документами являются Рекомендации о развитии образования взрослых, выработанные Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры (приняты 26 ноября 1976 года), решения международных конференций по образованию взрослых (Париж — 1985 года и Гамбург — 1997 года), а также положения Меморандума непрерывного образования, принятого в 2000 году на саммите Европейского союза в Лиссабоне. В проекте «Детальной программы по реализации целей развития в сфере образования и профессиональной подготовки в Европе», который был принят решением Совета и Комиссии («Outcome of proceedings. Council of the European Union. Brussels, 20 February 2002. Detailed work programme on the follow up of the objectives of educational and training systems in Europe»), были сформулированы основные стратегических цели развития подготовки специалистов для сферы образования взрослых: повышение качества и эффективности систем образования и подготовки специалистов для сферы образования взрослых в ЕС; содействие расширению доступности образования в течение всей жизни для всех категорий взрослых; обеспечение гибкости образовательных траекторий; содействие формированию сетей образовательных институтов на всех уровнях.
Как показывают европейские и отечественные исследования, основным принципом образования взрослых выступает единство и взаимодействие трех процессов: учения, преподавания и тренинга («learning, teaching and training»). В свою очередь основу подготовки специалистов для образования взрослых составляют технологии активного, рефлексивного и конструктивистского обучения, которые трактуют обучение как сотрудничество обучающего и обучающегося, как активную переработку информации в контексте собственного опыта взрослого и «создания» новых знаний, нового опыта профессиональной деятельности.
И в этой связи возникает ряд вопросов, ответы на которые во многом определяют стратегию подготовки специалистов для системы образования взрослых в России [3]. Так, например: Необходима ли специальная подготовка специалистов для образования взрослых? Где, как и кто должен их готовить? И что имеем сегодня?
Результаты последних исследований показывают, что большинство таких специалистов в России не имеют специальной андрагогической подготовки. В основном такая подготовка осуществляется на краткосрочных курсах повышения квалификации (18, 36, 72 часа с выдачей сертификатов, удостоверений). Однако этого недостаточно. На Седьмой Всероссийской конференции «Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания» в Москве 8-9 июня 2011 года, в которой приняли участие представители из 70 городов России, была подчеркнута важность решения проблемы специальной подготовки преподавателей для работы со взрослым контингентом обучающихся. В решении конференции отмечена необходимость разработать и утвердить базовую программу и федеральные государственные требования для подготовки преподавателей,
работающих со взрослой аудиторией, привлечь для этого ведущих ученых — специалистов в этой области, что подтверждает актуальность данной проблемы.
Такие специалисты-андрагоги должны понимать место и роль образования взрослых в современном мире и быть готовы:
• выступать в качестве организаторов образования взрослых (курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов; магистерские программы и т. д.);
• разрабатывать образовательные программы образования взрослых на модульной основе (с разным функциональным назначением по уровню предлагаемого материала и имеющегося у потенциальных слушателей профессионального опыта, с различным сроком обучения), которые могут адаптироваться для самообразования обучающихся;
• строить соответствующие индивидуальные маршруты обучения каждого с учетом его потребностей, интересов, возможностей;
• организовать вариативный процесс обучения на основе современных технологий образования взрослых, активизирующих их субъектную позицию;
• проектировать учебно-методические материалы нового поколения;
• обеспечивать работу с группами лиц, которые находятся в неблагоприятном положении;
• проводить мониторинговые исследования, позволяющие изучить образовательные потребности взрослых и результативность освоения предлагаемых программ;
• организовывать педагогические исследования в области образования взрослых.
При этом андрагогическая подготовка может осуществляться как внутрифирменная,
когда появляется необходимость в переподготовке специалистов в соответствии с изменениями образовательных потребностей взрослых (например, работа с людьми, находящимися в профессиональном кризисе, работа с иммигрантами, людьми «третьего возраста») через краткосрочные курсы; так и реализовываться в ходе получения магистерского образования.
Сегодня уже сложился такой опыт подготовки специалистов для системы образования взрослых в РГПУ им. А. И. Герцена. Герценовский университет за счет использования современной информационной и образовательной среды, квалифицированного профессорско-преподавательский состав способен обеспечить андрагогическую подготовку специалистов в условиях перехода от централизованных и жестко организованных траекторий повышения квалификации к свободному выбору образовательных услуг, предлагаемых разными образовательными структурами; предоставить многообразие образовательных программ, которые отражают актуальные направления развития образования, «проблемность», «адресность» (например, для молодых педагогов и педагогов с опытом работы, для иммигрантов, людей «третьего возраста»); осуществить успешную реализацию программ, используя новые формы и технологии организации обучения слушателей: корпоративное обучение, дистанционные формы обучения, педагогические мастерские, мастер-классы (в режиме видеоконференцсвязи); предложить веер магистерских программ [1].
При этом важно отметить, что разработка этих программ требует организации коллективной работы преподавателей разных кафедр (кафедр педагогики, методики преподавания, предметных). Объединение их усилий создает условия для продуктивной деятельности по согласованию позиций, различных научно-методических подходов к отбору содержания профессиональных программ образования взрослых; в выборе адекватных инновационных технологий. Так, в Герценовском университете накоплен существенный научно-практический опыт по повышению квалификации специалистов в области образования и гуманитарных технологий в социальной сфере [2], по реализации
магистерских программ, в частности на кафедре педагогики успешно реализуется программа «Образование взрослых», где обучаются учителя, методисты, управленцы, военные преподаватели, менеджеры предприятий и т. д. Сделано уже 2 выпуска. Многие из выпускников магистратуры в последующем успешно реализуются в профессиональной деятельности и строят вертикальную карьеру.
Целесообразен и другой путь, связанный с разработкой, например, программы дополнительной квалификации «Преподаватель для системы образования взрослых», освоение которой поможет подготовить преподавателя к профессиональной деятельности, сущностью которой будет содействие выработке его позитивной субъектной позиции по отношению к инновационным процессам, протекающим в образовании взрослых, а также создание условия для ее позиционирования с учетом предшествующего профессионального опыта. Эта стратегия может быть реализована в том случае, если преподаватель видит свою основную функцию в поддержке, сопровождении, консультированию, оказании помощи обучающемуся в процессе освоения содержания программ в удобных для него организационных или технологических формах [4].
Но чтобы обеспечить качество подготовки таких специалистов, необходимо решить ряд исследовательских задач, среди которых:
• выявление специфики профессиональной деятельности специалиста в области образования взрослых и на этой основе уточнение квалификационных требований;
• построение содержания профессиональных программ, предназначенных для подготовки педагогических кадров для системы образования взрослых, с учетом профессиональных потребностей, опыта профессиональной деятельности в данной сфере;
• разработка учебно-методического обеспечения успешной реализации профессиональных программ и технологического инструментария реализации программ;
• диагностирование результативности программ (удовлетворенность, карьерный рост — горизонтальная и вертикальная карьеры, научный рост) и ресурсов подготовки педагогических кадров.
Вместе с тем решение этих задач является самостоятельной и чрезвычайно интересной научной задачей, решение которой позволяет:
• построить своеобразное «проблемное поле исследований в области образования взрослых в современном мире и адекватной подготовки специалиста, способного работать со взрослыми и обеспечивающего условия для их образования в течение всей жизни»;
• определить перспективные направления в исследуемой области;
• создать своеобразный информационный банк данных, ориентированных на исследование качества процесса организации образования взрослых с учетом сложившегося зарубежного и отечественного опыта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батракова И. С., Бордовский В. А., Тряпицын А. В. Разработка моделей повышения квалификации педагогических кадров в контексте непрерывного профессионального образования: Научно-методические материалы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.
2. Вершинина Н. А., Гладкая И. В., Глубокова Е. Н. и др. Модернизация образования в контексте гуманитарных технологий в системе подготовки и переподготовки специалистов образования: Методические рекомендации / Под ред. Н. В. Седовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
3. Вершловский С. Г. Андрагогика как наука и как учебный предмет // Проблемы формирования андрагогической компетентности специалистов постдипломного образования: Материалы
Второй Международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики, 16-17 апреля 2002 г. СПб., 2002. 4. Писарева С. А. Гуманитарные технологии в постдипломном образовании // Постдипломное образование в современном педагогическом университете: Коллективная монография / Под общей ред. И. С. Батраковой. СПб., 2007.
Е. Н. Агапова, С. Ю. Трапицын
сопровождение процесса адаптации и начального этапа профессиональной деятельности учителя*
В быстро меняющемся мире стратегические преимущества получают государства, способные создавать, накапливать и эффективно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. Становление инновационной системы, рассматриваемое как приоритетное направление обновления экономики и социальной сферы, во многом определяется уровнем образованности нации, качеством образования.
Данные многочисленных исследований убедительно свидетельствуют, что главным, если не решающим фактором, определяющим успешность образовательной системы и уровень образовательных результатов ее учащихся, является качество работы учителей. Роль учителя в современном мире меняется, растет круг его профессиональных задач, становится шире сфера ответственности. Современному учителю нужно уметь работать в командах, совместно планировать образовательную деятельность, организовывать обучение в виртуальной среде, отслеживать и направлять индивидуальное развитие учащихся, организовывать межшкольные проекты, давать профессиональные консультации родителям, работать в поликультурной, поликонфессиональной и полинациональной среде, интегрировать детей со специальными потребностями и многое другое.
Разные страны по-разному решают задачи кадрового обеспечения системы образования: создают ясные и измеряемые стандарты компетентностей, которыми должен владеть учитель; внедряют гибкие системы аттестации, переподготовки и повышения квалификации; задают жесткие требования на входе в профессию и при этом обеспечивают возможности для постоянного обновления кадрового состава; ведут последовательную работу по введению начинающих учителей в профессию и сопровождению их карьеры и т. д.
Повышение качества подготовки и профессиональной деятельности педагогов является необходимым условием становления новой системы образования современной России. Российская школа остро нуждается в притоке новых кадров, в учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, новые условия профессиональной деятельности. Решение этой задачи осложняется сохраняющимся низким престижем профессии учителя, снижением профессиональной мотивации педагогических работников, ростом нагрузки на учителей, не связанной напрямую с педагогической деятельностью, низким процентом трудоустройства по специальности выпускников педагогических вузов. Предпринимаемые меры по повышению зарплат и обеспечению социальной защиты учителей принципиально не меняют ситуацию.
* Статья подготовлена в рамках выполнения РГПУ им. А. И. Герцена государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Разработка проекта программы модернизации педагогического образования».