Научная статья на тему 'Подготовка преподавателя к воспитательной деятельности в процессе повышения его квалификации'

Подготовка преподавателя к воспитательной деятельности в процессе повышения его квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФОРМА ПОДГОТОВКИ / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL TRAINING / FORM OF TRAINING / ADVANCED TRAINING PROGRAM / COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колчина Анастасия Андреевна

Раскрыты особенности подготовки преподавателей к организации воспитательной деятельности в современном вузе: цель, задачи, примерное содержание, возможные формы такой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колчина Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of Lecturers for Educational Activities in the Process of CPD

The article deals with the of lecturers'' preparation for organizating educational activities in the modern university, discussing the purpose, objectives, approximate content, and some possible forms of this kind of preparation.

Текст научной работы на тему «Подготовка преподавателя к воспитательной деятельности в процессе повышения его квалификации»

ПЕДАГОГИКА

А. А. Колчина

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КВАЛИФИКАЦИИ

Раскрыты особенности подготовки преподавателей к организации воспитательной деятельности в современном вузе: цель, задачи, примерное содержание, возможные формы такой подготовки.

Ключевые слова: организация воспитательной деятельности, воспитательная деятельность, профессиональная подготовка, форма подготовки, программа повышения квалификации, компетентность.

A. Kolchina

PREPARATION OF LECTURERS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE PROCESS OF CPD

The article deals with the of lecturers' preparation for organizating educational activities in the modern university, discussing the purpose, objectives, approximate content, and some possible forms of this kind of preparation.

Keywords: organization of educational activities, professional training, form of training, advanced training program, competency.

На современном этапе социально-экономического развития страны происходят значительные изменения в организации образовательного процесса современного вуза в связи с массовым переходом на уров-невую систему образования. Ведущим становится компетентностный подход в профессиональной подготовке, предполагающий создание условий для проявления сту-

дентами освоенных компетенций. Вводятся модульный принцип в построении образовательных программ и балльно-рейтиговая система учета достижений студентов, предусматривающие реализацию новых форм организации самостоятельной работы студентов. У молодых людей появляется реальная возможность построения индивидуального образовательного маршрута, уси-

ливается их личная ответственность за результаты образования. Изменяются отношения преподавателей со студентами, они выстраиваются на основе диалога, расширяется сотрудничество с социальными партнерами и работодателями.

Происходящие в вузе преобразования не могут не затрагивать воспитательную деятельность со студентами как неотъемлемую составляющую современного профессионального образования. В недавно принятой программе развития образования в Российской Федерации на 2013-2020 годы одной из целей является повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. В качестве задачи отмечается необходимость обеспечения эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, по развитию её потенциала. Современные преподаватели испытывают значительные трудности в организации воспитательной работы со студентами, так как зачастую полагают, что студенты — это довольно взрослые люди, которых уже не нужно воспитывать. Но при этом забывают, что это — тот период взросления человека, когда еще происходит активное становление мировоззрения, существует потребность в активном общении и взаимодействии с разными людьми. Чрезвычайно важно помогать студентам в этих поисках, создавать условия для освоения ими значимых ценностей, что и является смыслом процесса воспитания.

В процессе исследования нами было установлено, что воспитательную деятельность со студентами в современном вузе целесообразно направлять на организацию их коллективной жизнедеятельности путем создания различных студенческих сообществ. Это позволит погрузить студентов в созидательную деятельность и общение, помочь им самим создавать значимые события, позволяющие формировать отношение к миру, к Другому, к самому себе.

Роль преподавателей в этом процессе состоит в оказании индивидуальной педагогической поддержки, которая способствует развитию социальных компетенций [5].

Организация такой воспитательной деятельности предполагает специальную профессиональную подготовку преподавателя. Одной из массовых и традиционных форм подготовки преподавателей к решению новых профессиональных задач является повышение квалификации. Анализ предлагаемых крупными педагогическими вузами Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Оренбурга программ повышения квалификации показал, что этот перечень чрезвычайно широк, но охватывает в основном вопросы преподавания, организации образовательного процесса в вузе, использования новых технологий. Специально вопросы воспитательной деятельности со студентами в программы повышения квалификации пока не внесены. Поэтому мы поставили задачу разработки такой программы, которая учитывает современные представления об образовании взрослых и тенденции развития университетского образования.

При организации обучения преподавателей в системе повышения квалификации, по мнению Д. Ф. Ильясова, необходимо учитывать следующие характеристики взрослых людей — такие, как профессиональная подготовка и специальность, жизненный и профессиональный опыт, опыт учебной деятельности, курсовой подготовки и переподготовки, мотивация к повышению квалификации, которая обусловлена возможностью решения профессиональных и личных проблем, стремлением к непрерывному практическому применению полученных знаний и умений на практике, повышенными требованиями к качеству и к результатам обучения [4]. Также целесообразно использовать различные формы работы со слушателями, учитывая их жизненный и профессиональный опыт. Как отмечает Л. П. Буева, «жизненный опыт — это особая личностная «призма», сквозь

которую воспринимается и оценивается мир» [2, с. 36]. Именно в опыте аккумулируется все значимое, приобретаемое личностью в процессе общения и деятельности. М. Б. Митупов полагает, что формы работы должны быть такими, чтобы обучение происходило в процессе деятельности и имело ярко выраженную практическую направленность [8]. Практическая направленность обучения определяется спецификой обучения взрослых. Как отмечал Ю. Н. Кулюткин, «знание, которое осваивается взрослым человеком, оценивается им, прежде всего, как средство решения проблем и задач, возникающих в ходе практической деятельности» [7, с. 83]. В процессе обучения слушателей целесообразно исключить методы обучения, когда осуществляется только трансляция информации, важно создать условия для совместной деятельности преподавателя и слушателей. Целесообразно, чтобы слушатели стали активными участниками своего обучения, чтобы они могли выбирать место, время, темпы обучения [4]. При этом, как отмечает М. Б. Митупов, важно, чтобы обучение было ориентировано на создание педагогических продуктов, которые можно будет использовать на практике [8].

Среди форм обучения в системе повышения квалификации выделяют лекции, семинары, выездные практические занятия, конференции по обмену опытом, стажировку, подготовку проектных работ, индивидуальные и групповые консультации. Целесообразно увеличивать количество таких форм учебных занятий, которые позволяют организовывать активную практику, направленную на совершенствование у слушателей теоретических знаний и способов практической деятельности [4; 8]. Также важное место занимает самообразовательная деятельность как «форма самостоятельного планирования, организации и достижения целей, поставленных в соответствии с индивидуальными потребностями личности» [10, с. 205].

Как мы уже отмечали выше, сегодня многие вузы предлагают программы повышения квалификации. Что же может выступать ориентиром для определения их проблематики, и каким образом могут быть тогда спланированы программы по развитию компетенции преподавателей в области воспитательной работы со студентами? По мнению И. С. Батраковой и В. А. Бордовского, имеет смысл ориентироваться на следующие условия построения современных программ повышения квалификации [1].

Во-первых, программы повышения квалификации должны быть построены с учетом конкретных проблем вуза, что позволяет реально погрузиться в обсуждение проблем вуза, определить пути их решения в контексте системы ценностей, лежащей в основе миссии вуза.

Во-вторых, программы должны быть модульными. Модульное построение программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава обеспечивает построение индивидуального маршрута слушателя с учетом его потребностей, интересов, способностей. Модульные программы повышения квалификации позволяют гибко реагировать на запросы слушателей; работать на опережение в подготовке специалистов; обеспечивать развитие профессиональной компетентности вузовских преподавателей с учетом сферы их профессиональной деятельности благодаря тому, что модули можно соединять в различных комбинациях с другими модулями и создавать веер новых программ повышения квалификации.

В-третьих, в программах должна быть предусмотрена методическая поддержка слушателей с помощью учебно-методического комплекса. Цель разработки учебно-методического комплекса — обеспечение качества повышения квалификации педагогических кадров, адекватного непрерывным процессам изменяющегося мира и общества.

В-четвертых, целесообразно использование новых образовательных технологий, предусматривающих внедрение электронных учебно-методических комплексов в процессе повышения квалификации преподавателей. Отличие учебно-методического обеспечения электронного обучения от традиционных учебно-методических комплексов заключается в том, что существенным компонентом их структуры является дидактическая компьютерная среда.

В-пятых, важным является определение критериев эффективности таких программ, которые обязательно должны включать оценивание слушателем своих достижений. На уровне отдельного человека результативность программы повышения квалификации вузовских преподавателей может оцениваться как в ее прямом воздействии на факторы, определяющие профессиональное развитие личности и уровень профессиональной компетентности, так и по возможностям роста горизонтальной и вертикальной карьеры специалистов.

Целью обучения в системе постдипломного образования является развитие профессиональной компетентности преподавателя, способного решать новые профессиональные задачи в своей деятельности. Мы опираемся на группы задач, выявленные Е. Н. Глубоковой в процессе анализа затруднений преподавателей [3]. С целью выявления затруднений преподавателей в вопросах организации воспитательной деятельности со студентами и профессиональных потребностей нами был проведен опрос заместителей деканов по воспитательной работе, кураторов студенческих сообществ (всего — 35 человек). Для этого была разработана анкета, которая включала два блока вопросов. Первый блок вопросов был связан с выявлением потребностей организаторов воспитательной деятельности в прохождении повышения квалификации, с содержанием обучения. В результате было установлено, что в обучении, прежде всего, заинтересованы преподаватели, ко-

торые не имеют большого практического опыта осуществления воспитательной деятельности. Вместе с тем некоторые респонденты отметили, что готовы принять участие в реализации программы повышения квалификации — представить опыт практической деятельности или пригласить слушателей принять участие в такой деятельности. Большинство опрошенных отметили, что хотели бы узнать о приоритетных направлениях воспитания со студентами, о формах, технологиях, состоянии воспитательной деятельности в университете, об опыте реализации различных проектов, о содержании деятельности.

Второй блок вопросов был связан с организацией повышения квалификации. Респондентам было предложено назвать наиболее продуктивные формы обучения, сформулировать предложения по организации взаимодействия. В результате опроса был составлен перечень наиболее продуктивных форм обучения, среди них: учебно-проектировочный семинар, обучение в действии, стажировка, практикум решения воспитательных задач, мастер-класс, мастерская. Респонденты отметили, что хотели бы в процессе обучения оформить методические разработки, проекты или программы деятельности кураторов, которые можно было бы использовать в практической деятельности. Многие отметили необходимость дистанционной поддержки, а также высказали предложение предоставить возможность для обмена опытом.

Опираясь на данные опроса, а также на теоретические положения о повышении квалификации и обучении взрослых, нами была разработана программа повышения квалификации преподавателей по программе организации воспитательной деятельности в вузе.

Цель программы: подготовка специалистов, способных решать профессиональные задачи, связанные с реализацией воспитательной функции высшего профессионального образования в современном вузе, в

соответствии с переходом на уровневое образование и с современными ориентирами государственной молодежной политики Российской Федерации.

Задачи программы ориентированы на развитие мотивации преподавателей к освоению деятельности куратора академической группы и организатора воспитательной работы; на создание условий для групповой работы и для активного взаимодействия в целях развития готовности к объединению студентов в сообщество. Слушателям программы важно приобрести новый опыт работы с современными студентами:

- создавать условия для развития дружеской атмосферы в студенческой группе и для приобретения студентами опыта работы в команде, для саморазвития личности студента и развития созидательной деятельности студентов;

- стимулировать стремление студентов к рефлексии, связанной с их профессиональной деятельностью и жизнедеятельностью студенческого сообщества;

- включать студентов в социально значимую работу, связанную с их будущей профессиональной деятельностью педагогов-воспитателей;

- создавать условия для реализации студентами общественно значимых инициатив, связанных с профессиональной деятельностью;

- содействовать защите интересов и прав студентов.

Содержание программы включает пять основных блоков:

1. «Воспитательная деятельность в вузе в контексте государственной молодежной политики» — раскрывает вопросы современной молодежной политики, требований стандартов к созданию воспитательной среды в вузе, организации воспитательной деятельности со студентами, в том числе с иностранными.

2. «Профессиональная деятельность организатора воспитательной деятельности» — включает вопросы, связанные с особенно-

стями деятельности кураторов академических групп, а также современные формы и технологии воспитательной деятельности со студентами.

3. «Современный студент и значимые для него проблемы» — раскрывает лично-стно-значимые проблемы молодых людей, особенности педагогической поддержки (особенно в ситуациях конфликта), сочетания административного управления и самоуправления студентов.

4. «Организация жизнедеятельности студенческого сообщества» — анализ технологий построения группового взаимодействия, организации сотрудничества в студенческой группе, в сообществе.

5. «Вовлечение студентов в социально значимую деятельность» — предусматривает изучение особенностей содержания и организации деятельности творческих студенческих сообществ; включение студентов в социально значимую проектную деятельность в контексте осваиваемой ими профессиональной образовательной программы; поддержку исследовательской деятельности студентов, пути решения проблем асоциального поведения студентов.

Программа предполагает проведение лекций с использованием современных педагогических технологий, а также семинарских занятий, практикумов, носящих проектировочный характер, с элементами проигрывания ситуаций, практикума решения профессиональных задач организатора воспитательной деятельности в вузе. Важным методом является запись на видео опыта деятельности студенческих сообществ и объединений и последующий анализ записей на лабораторных занятиях. Программа предусматривает проведение круглых столов с участием специалистов в различных областях, знакомство со студенческими сообществами университета, участие в интернет-форуме, посвященном работе организатора воспитательной деятельности.

Особенность разработанной программы состоит в том, что она является средством научно-методического сопровождения воспитательной деятельности преподавателя вуза. Именно поэтому программа предполагает не только проведение лекций и семинаров, но и взаимопосещение факультетов, выполнение практических заданий,

связанных с реальной воспитательной работой в университете (обучение в действии), дифференцированную работу с малыми группами слушателей, участие в проведении и в организации учебно-проектировочных семинаров для студентов, практикумы решения воспитательных задач, мастер-классы, мастерские.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батракова И. С., Бордовский В. А. Развитие профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава в условиях реформирования высшего образования // Человек и образование. 2009. № 3. С. 44^9.

2. БуеваЛ. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.

3. Глубокова Е. Н. Анализ профессиональных затруднений преподавателей вузов как основа наполнения программ повышения квалификации // Нижегородское образование. 2012. № 1. С. 110-116.

4. Ильясов Д. Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 2. С. 30-35.

5. Колчина A.A. Организация воспитательной деятельности в современном вузе. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 23 с.

6. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой и А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 392 с.

7. КулюткинЮ. Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 128 с.

8. Митупов М. Б. Технологии обучения в системе повышения квалификации // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. 2010. № 2. С. 136-138.

9. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Питер, 2014. 304 с.

10. Теоретические основы непрерывного образования/ Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987. 208 с.

REFERENCES

1. Batrakova I. S., Bordovskij V. A. Razvitie professional'noj kompetentnosti professorsko-prepodavatel'skogo sostava v uslovijah reformirovanija vysshego obrazovanija // Chelovek i obrazovanie. 2009. № 3. S. 44-49.

2. Bueva L. P. Chelovek: dejatel'nost' i obshchenie. M.: Mysl', 1978. 216 s.

3. Glubokova E. N. Analiz professional'nyh zatrudnenij prepodavatelej vuzov kak osnova napolnenija Programm povyshenija kvalifikatsii //Nizhegorodskoe obrazovanie. 2012. № 1. S. 110-116.

4. Il'jasov D. F. Organizatsija obuchenija pedagogov v uchrezhdenii povyshenij a kvalifikatsii kadrov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010. № 2. S. 30-35.

5. Kolchina A. A. Organizatsija vospitatel'noj dejatel'nosti v sovremennom vuze: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2012. 23 s.

6. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii: Kollektivnaja monografija / Pod red. V. A. Kozyreva, N. F. Radionovoj i A. P. Trjapitsynoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2005. 392 s.

7. Kuljutkin Ju. N. Psihologija obuchenija vzroslyh. M.: Prosveshchenie, 1985. 128 s.

8. Mitupov M. B. Tehnologii obuchenija v sisteme povyshenij a kvalifikatsii // Bjulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo tsentra SO RAMN. 2010. № 2. S. 136-138.

9. Pedagogika: Uchebnik dlja vuzov. Standart tret'ego pokolenija/ Pod red. A. P. Trjapitsynoj. SPb.: Piter, 2014.304 s.

10. Teoretiches kie osnovy nepreryvnogo obrazovanija / Pod red. V. G. Onushkina. M.: Pedagogika, 1987. 208 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.