Научная статья на тему 'Образование взрослых: каким ему быть?'

Образование взрослых: каким ему быть? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ / КРУГЛЫЙ СТОЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батракова Инесса Сергеевна, Авво Борис Вольдемарович, Глубокова Елена Николаевна, Лебедева Лариса Ивановна, Менг Тамара Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование взрослых: каким ему быть?»

циальном взаимодействии, прежде всего, базируется на формировании толерантного сознания и толерантной личности.

Таким образом, для проблемного поля исследования интеграции и инклюзии характерны противоречия:

• между возрастанием гуманизации современного российского общества и существованием личностных барьеров в социальной интеграции людей с ограниченными физическими возможностями;

• между необходимостью повышения толерантности, обеспечивающей готовность к равноправному взаимодействию инвалидов и общества и недостаточной изученностью личностного потенциала толерантности у членов общества — всех субъектов образования, социальной политики, социального взаимодействия на разных уровнях;

• между социальной и практической значимостью изучения психологической сущности социальной интеграции инвалидов, обусловливающих ее личностных факторов и отсутствием теоретических моделей данных феноменов, систематизированных научных представлений о личностных ресурсах и барьерах интеграции;

Определение психологических механизмов, путей и способов интеграции в общество людей с ОВЗ является одним из актуальных и перспективных направлений современной коррекционной педагогики и психологии. Основной спектр задач, которые составляют проблемное поле социально-психологических и психолого-педагогических исследований в области интеграции и инклюзии, — разработка концептуальных положений и технологий практической работы, направленных на формирование гармоничной системы социальных и социально-психологических отношений людей вне зависимости от их физических и иных особенностей, минимизацию социальнопсихологических барьеров во взаимодействии людей с ограниченными физическими возможностями и здоровых людей, развитие толерантности как одного из принципов социального взаимодействия.

Нормоцентристская и гуманистическая парадигмы не являются взаимоисключающими и могут быть приняты обществом и отражены в научных исследованиях на основе дополнительности, взаимообогащения.

И. С. Батракова, Б. В. Авво, Е. Н. Глубокова, Л. И. Лебедева, Т. В. Менг

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: КАКИМ ЕМУ БЫТЬ?

Образование длиною в жизнь — единственное средство адаптации человека к изменяющейся среде и единственный способ сохранения идентичности человека.

П. Джарвис

В работе круглого стола «Образование взрослых: каким ему быть?» приняли участие 54 представителя разных образовательных учреждений Санкт-Петербурга: директора, завучи и учителя школ, лицеев, гимназий; руководители системы постдипломного образования, высшего образования и дополнительного образования. Для обеспечения эффективной работы круглого стола были определены темы и вопросы для обсуждения (см. таблицу) разработаны и представлены информационные материалы, обозначившие стратегические и тактические направления развития образования взрослых.

Темы круглого стола

Тема Вопросы для обсуждения

1. Образование взрослых должно быстро реагировать на вызовы времени 1. Непрерывное образование взрослых — это перманентное профессиональное обучение, вызванное изменениями в характере и содержании производственно-технических требований, или целостное развитие личности, обеспечивающее человека пониманием окружающей действительности, знаниями умениями, необходимыми для продуктивной, творческой, приносящей удовлетворение жизнедеятельности?

2. Формальное, неформальное или информальное образование взрослых более востребовано сейчас и в ближайшей перспективе?

3. При каких условиях образование взрослых сможет быстро реагировать на вызовы времени?

2. Обеспечение преемственности различных уровней образования и образовательных программ: адресность, гибкость, непрерывность 1. Можно ли утверждать, что взросление через образование это фактор национальной безопасности?

2. Нуждаются ли разные группы взрослых в «параллельном» развитии разных путей образования?

3. Образование в течение жизни или локальные повышения квалификации?

3. Опережающее образование взрослых: миф или реальность? 1. Можно ли согласиться с тем, что опережающее образование взрослых должно опираться на следующие принципы: учиться жить, учиться познавать, учиться работать, учиться сосуществовать?

2. Какие именно качества и способности необходимы современному человеку в ближайшем будущем?

3. Какие общие требования следует предъявлять ко взрослым в контексте развития личностных и профессиональных компетентностей?

4. Социальное образование взрослых и его роль: от профессиональной ориентации, психологической поддержки к социальной адаптации 1. Какие инновационные черты приобретает социальное образование взрослых? В чем его современная роль?

2. Соответствуют ли организация процесса образования взрослых, предлагаемые обучающие программы потребностям личности в социальной адаптации?

3. Какими компетенциями должен владеть преподаватель дисциплин «Социальные аспекты образования взрослых» и «Поддержка взрослых в период их профессионального кризиса»?

В выступлениях по первой теме было отмечено, что к настоящему моменту общепризнанной является важность роли образования взрослых как в становлении человека, так и в развитии системы образования и общества в целом. Во многих странах образование взрослых становится объектом государственной политики. В то же время характерная чертой современного этапа его развития и в нашей стране, и Европейских странах является запоздалая реакция образования взрослых на динамично меняющиеся требования общественной практики. Новые вызовы образованию взрослых связаны со следующими факторами:

• с демографическими изменениями, обусловливающими старение общества;

• с нарастанием общей и структурной безработицы;

• с быстрым устареванием знаний;

• с ростом социальной напряженности в связи с миграционными процессами;

• с проблемами идентификации.

В условиях стремительных социально-экономических перемен, усложнения общественной жизни перед образованием взрослых встают новые задачи: снижение уровня безработицы; рациональное профессиональное ориентирование высвобождающихся специалистов, бывших военнослужащих; профессиональное обучение и социальная интеграция мигрантов; активное упреждение событий на рынках труда; социальное и персональное развитие взрослого человека.

В ходе дискуссии сформировались общие позиции участников по вопросу: «При каких условиях образование взрослых может быстро реагировать на вызовы времени?» Участники круглого стола пришли к выводу, что осознанию возрастающей значимости образования взрослых и поиску оптимальных путей быстрого реагирования на вызовы времени противоречат: отсутствие единого категориального аппарата, затрудняющее разработку единого правового поля образования взрослых; отсутствие единой концепции развития образования взрослых, закрепляющей новую структуру образования (формальное, неформальное и информальное образование); отсутствие научно обоснованной государственной политики в области образования взрослых; несоответствие структуры образовательных учреждений и предлагаемых программ обучения структуре и содержанию образовательных потребностей взрослых людей; слабая материально-техническая база образования взрослых.

В докладах и выступлениях были обоснованы важные для образования взрослых концептуальные положения и условия, при которых образование может быстро реагировать на вызовы времени. Профессор кафедры социальной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Н. Н. Суртаева отметила необходимость формирования понимания образования взрослых исходя из его роли не только в трудоустройстве, но и в гражданском участии и в персональном развитии человека на протяжении жизни. На необходимость соответствия программ обучения взрослых потребностям взрослого, а также общественным требованиям к запросу к уровню и качеству подготовки обратил внимание О. Ю. Ефремов, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Вопросы о необходимости разработки законов и иных нормативных актов, определяющих государственную политику в сфере образования взрослых, закрепляющих как право взрослого человека на продолжение образования, так и условия, необходимые для его обеспечения, затронула в своем выступлении С. И. Константинова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 11. Вопросы обеспечения возможности многомерного движения взрослого в образовательном пространстве за счет признания неформального и информального образования взрослых были освещены в выступлении Т. В. Долгополовой, преподавателя английского языка ГОУ СПО СПбЭТКП.

Вторая тема, рассмотренная на заседании круглого стола, была посвящена образовательным программам, которые реализуются в системе постдипломного дополнительного образования.

Согласно действующему Закону РФ «Об образовании», образовательные программы являются одним из четырех компонентов системы образования, более того именно программы можно рассматривать как ключевой компонент системы образования, поскольку именно они определяют содержание образования определенного уровня, которое, в свою очередь, является одним из факторов экономического и социального прогресса общества.

Участники круглого стола попытались ответить на вопрос о том, какими должны быть сегодня образовательные программы. В обсуждении этого вопроса приняли участие: Е. Н. Глубокова, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, модератор темы; И. В. Гришина, профессор СПбАППО; И. В. Головина, директор института постдипломного дополнительного образования РГПУ им. А. И. Герцена; И. В. Соколова, депутат Государственной думы от Санкт-Петербурга; Е. А. Пивчук, заместитель директора по инновационной деятельности ИМЦ Адмиралтейского района СПб; Е. Л. Жеребцова, учитель биологии ГБОУ СОШ № 582 Приморского района; Л. В. Муромец, преподаватель английского языка ГБОУ СПО «Педагогический колледж» № 8 СПб; Л. А. Караборчева, учитель биологии ГБОУ СОШ № 246 Приморского района и др.

К числу основных требований к образовательным программам относятся следующие. Преемственность программ всех уровней образования, для того чтобы помочь человеку определиться и найти адекватные способы самостоятельного решения любых проблем. Содержание образовательной программы должно быть опережающим и вариативным, обеспечивающим подготовку человека к решению проблем завтрашнего, а не сегодняшнего дня, что достигается путем модульного построения и гибкости содержания модулей. Поскольку сегодня отмечается усиление субъектной позиции человека в социуме, что выражается в самостоятельности и ответственности за собственное жизнеобеспечение, такие программы содержательно и структурно должны состоять из междисциплинарных адресных накопительных модулей, которые связаны или с профессиональной деятельностью (например, для педагога актуальны знания управленческие, психологические, педагогические, методические и предметной области), или с возможностью самовыражения и самопознания (ораторское искусство, ИКТ-технологии, конфликтология и т. п.). Успешность реализации любой программы, по мнению участников круглого стола, зависит от применяемых стратегий и технологий обучения, а в настоящее время актуальными в образовании взрослых являются кооперативное, коммуникативное, контекстное, критичное, экспериментальное, самоуправляемое обучение, которое создает условия для активного, самоуправляемого обучения. Особое внимание следует обратить на мотивацию обучающихся по этим программам, ведь согласно некоторым исследованиям только чуть более 20% взрослых людей мотивированы на обучение в течение жизни. Поэтому перед руководителем учреждения стоит серьезная задача найти возможности для стимулирования сотрудников на постоянное обучение.

Подводя итог, выступающие обратили особое внимание на то, что образовательные программы системы постдипломного и дополнительного образования, также, впрочем, как и профессионального, должны способствовать актуализации личностного знания человека, без которого сегодня не может быть человека успешного, компетентного специалиста.

В ходе обсуждения темы «Опережающее образование взрослых: миф или реальность?» были затронуты вопросы о современных подходах к развитию концепции опережающего образования взрослых. Эта актуальная тема вызвала неподдельный интерес присутствующих.

Доцент кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Л. И. Лебедева, модератор темы, подчеркнула, что концепция опережающего образования была впервые представлена на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». Суть этой концепции заключается в реформировании системы образования в целом, и всех ее звеньев, для того чтобы сделать содержание и методологию учебного процесса во всех подсистемах образования способными своевременно готовить людей к новым условиям жизнедеятельности, давать им знания и умения, которые позволили бы им не только успешно адаптироваться в новой социальной и информационной среде, но и активно воздействовать на нее в интересах сохранения и дальнейшего гармоничного развития человеческого общества и окружающей природы.

Появление такой концепции обусловлено требованиями, которые экономика предъявляет к рабочей силе: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте, обеспечение высокого качества быстро меняющейся все более сложной продукции, сведение к минимуму неквалифицированного физически тяжелого труда, опора на творчество в трудовой деятельности.

Н. П. Литвинова, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, высказала свою точку зрения на содержание опережающего образования взрослых. По ее мнению, направление такой деятельности в различных формах формального, неформального и информального образования способствует развитию интеллектуальной компетентности и самореализации в профессиональной, социокультурной и досуговой среде. Опыт практической деятельности народных школ в разных регионах мира и в нашей стране показывает, что опережающее образование не только направлено на развитие личности, но и позволяет позитивно изменять социальную среду, способствует созданию рабочих мест, заполняет социальный вакуум.

Р. Ф. Полякова, директор ГБОУ СОШ № 246 Приморского района, затронула вопросы, связанные с опережающим образованием учителей. Она высказала мнение о том, что субъектами такого образования могут быть не только мигранты, безработные, профессионалы, находящиеся в периоде кризиса, пожилые люди, но и учителя, которые выстраивают свою горизонтальную или вертикальную карьеру.

Е. Н. Агафонова, заведующая методическим объединением учителей английского языка (ГБОУ СОШ № 246 Приморского района), отметила, что опережающее образование учителей школы должно быть нацелено на развитие профессиональных компетенций и тесно связано с непрерывным образованием, так как школьная система быстро меняется в современном динамичном мире.

В ходе обсуждения были определены основные направления опережающего образования: развитие адаптивности, мобильности, конструктивности, субъектной ориентации; институциональная и личностная обусловленность выбора форм образования; социально-экономическая и социально-культурная детерминированность; интегратив-ность и расширение видов деятельности; психологическая перестройка стереотипов личности; опора на причастность взрослого к окружающей действительности; контекст-ность образования, направленного на эволюцию запросов и потребностей взрослого, на креативность как развитие способности к самоизменению, самоопределению, преодолению традиционного взгляда.

Обсуждение четвертой темы круглого стола «Социальное образование взрослых и его роль: от профессиональной ориентации, психологической поддержки к социальной адаптации» проходило по следующему плану:

1. Социальное образование взрослых как объективированный процесс — обучение и воспитание личности, ориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере.

2. Социальное образование взрослых как субъектный процесс — процесс усвоения индивидом знаний, умений и навыков, а также способов их усвоения в соответствии с образовательной программой социального профиля определенного уровня и направленности.

3. Социальное образование взрослых как субъектный результат — то новое интегративное качество личности, которое она приобрела в процессе усвоения знаний, умений и навыков, а также способов их усвоения.

В дискуссии приняли активное участие работники системы образования. Социальное образование взрослых как объективированный процесс был представлен данными многочисленных социологических исследований, позволяющих анализировать современное состояние таких проблем, как профессиональная ориентация взрослых, построение профессиональной карьеры, профессиональные кризисы, «счастливые» профессии и др. Участники круглого стола согласились с тем, что эти данные должны быть учтены при выборе образовательных стратегий и конструировании образовательных программ для взрослых.

Социальное образование взрослых как субъектный процесс был представлен опытом двух ИМЦ Санкт-Петербурга. В. П. Колесникова, директор ИМЦ Калининского района, построила диалог на конкретном опыте конструирования программ сопровождения педагогических кадров районной системы образования. Данный опыт имеет высокую экспертную оценку как со стороны Комитета по образованию, так и независимой экспертизы. О. С. Нестеренкова, директор ИМЦ Невского района, вынесла на обсуждение вопрос, связанный с непрерывной поддержкой педагогов в процессе повышения их профессиональной квалификации, и осветила опыт своего образовательного учреждения.

Вопрос о социальном образовании взрослых как субъектном результате вызвал самую острую дискуссию, в которой приняли участие Н. Н. Суртаева, профессор кафедры социальной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, Е. А. Пивчук, заместитель директора по инновационной деятельности ИМЦ Адмиралтейского района, Н. П. Литвинова. Обсуждались проблемы, связанные с новым интегративным качеством личности, которое, по мнению большинства специалистов, поможет изменить многое в организации образования взрослых и повысить его качество. Итогом обсуждения данного вопроса стали слова С. Г. Верш-ловского о значении социального образования взрослых в широком смысле: «:.. .Проблема социализации — это проблема включения человека в те аспекты жизни, которые могут поднять его над сугубо профессиональной сферой, над сугубо семейной сферой и включить его в осмысление гражданских проблем».

Е. Ю. Калинина

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ: ВЫЗОВЫ И ПРОБЛЕМЫ

В течение последних нескольких десятилетий европейское образование переживает постоянные преобразования, цель которых — преодолеть проблемы, возникающие как внутри самих систем, так и в процессе интеграции. Как отмечают европейские исследователи, речь не о новом кризисе в образовательной сфере, а о серьезных реформах, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.