Научная статья на тему 'Инновационное развитие системы постдипломного образования в контексте идеологии Болонского процесса'

Инновационное развитие системы постдипломного образования в контексте идеологии Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
147
30
Поделиться
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Алексеев Сергей Владимирович

В статье раскрываются некоторые инновационные процессы в системе высшей школы, и в первую очередь те, которые связанны с реализацией идей Болонского процесса и представляют интерес для модернизации системы постдипломного образования

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Алексеев Сергей Владимирович,

Innovative development of postgraduate education in the context of the ideology of the Bologna process

The article describes some of the innovative processes that are found today in higher school system in the first place those ones that are related to implementation of the ideas of Bologna process and are of interest for the modernization of post-graduate education

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие системы постдипломного образования в контексте идеологии Болонского процесса»

С. В. Алексеев

(Санкт-Петербург)

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИДЕОЛОГИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

В статье раскрываются некоторые инновационные процессы, которые сегодня обнаруживаются в системе высшей школы, в первую очередь связанные с реализацией идей Болонского процесса, и которые представляют интерес для модернизации системы постдипломного образования

В июне 2012 года мировые лидеры соберутся в Рио-де-Жанейро для того, чтобы прийти к новому консенсусу о глобальных действиях во имя будущего Планеты и обеспечения права грядущих поколений всего мира на здоровую и полноценную жизнь, на устойчивое развитие человечества. Это глобальный вызов развитию цивилизации в XXI веке [1]. Ответы на глобальные вызовы современности человечество ищет в интеграции различных сфер жизни человека, общества, государства и находит в интеграционных процессах. Образование - одна из трех составляющих (наряду со здоровьем и экономикой] современного понимания качества жизни, показателем которого принят индекс человеческого развития - ИЧР; по данным ООН по этому показателю Россия в 2011 году занимает 66 место из 187 стран мира [1, с.128]. В Докладе «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» определен приоритет «...осмысления роли образования как мощнейшего фактора, формирующего у молодого поколения чувство включенности в общее дело социально-культурного созидания новой России, как средства преодоления барьеров между различными культурными и социальными группами» [10, с. 5].

Еще со времен создания первого в Европе университета (XIII в.] высшее образование базируется на трех основополагающих принципах, которые сохраняют актуальность и в нынешнем тысячелетии:

- единство научных исследований и учебных знаний;

- совместный поиск истины профессором и студентом;

- наличие или формирование традиций университета, своей «изюминки», тех особых методов достижения целей, которые выделяют его среди других.

С. И. Гессен главными принципами университетского образования называл:

- полноту представленного в университете научного знания;

- дух свободы и творчества в процессе преподавания и обучения;

- способность университета к самовоспол-нению путем подготовки преподавателей и ученых [8].

В настоящее время на осмысление проблем развития университетской среды накладываются некоторые тенденции трансформации мирового образовательного пространства:

- глобализация как процесс становления и гармонизации многомерного мира во всех формах проявления - в глобальной информатизации общества, либерализации мировой экономики, взаимозависимости экономики и безопасности всех стран;

- открытость как становление общества через процессы массовой социальной и меж-культурной коммуникации, открытости новому знанию и новым технологиям, новым взглядам и культурам, новым условиям жизни и деятельности, новым способам общения и средствам реализации творческого потенциала;

- неопределенность как современное состояние жизни человека, стимулирующее к принятию самостоятельных решений, выбору учебной стратегии и стратегии поведения, образа жизни, пониманию ценности и смысла всего происходящего в мире, своих возможностей и способов реализации в этом мире (Н. В. Бордовская и др.] [7].

В данной статье инновация рассматривается как нововведение, новшество, обладающее как минимум тремя специфическими свойствами: эффективностью, востребован-

ностью и прогностичностью («взгляд в завтра»].

Инновации в высшей школе в настоящее время в первую очередь связывают с реализацией ключевых идей Болонского процесса. Идеология Болонского процесса как инновационного процесса в создании единого европейского образовательного пространства («Европы знаний»] базируется на принципах открытости, самоорганизации и непрерывности («Образование через всю жизнь», «Образование в течение жизни»]. Наряду с другими принципами Болонского процесса (автономности, ответственности, качества, доверия, совместимости, мобильности, привлекательности] указанные принципы определяют те точки пересечения, по которым инновации, происходящие в высшей школе, могут трансформироваться в систему постдипломного образования с достижением новых образовательных результатов.

Среди таких точек пересечения высшей школы и последипломного образования можно выделить следующие направления:

1. Методологическое и концептуальное единство идеологии Болонского процесса для высшей школы и его трансформированного варианта для системы постдипломного образования.

2. Взаимообмен инноваций в организации образовательного процесса в высшей школе и постдипломном образовании.

3. Активное использование сетевых моделей профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Первое направление связано с сопряжением идеологий Болонского процесса и постдипломного образования.

Некоторые инновационные изменения в системе высшей школы в контексте Болонского процесса можно обозначить в следующих положениях: переход на уровневую систему высшего образования (бакалавр-магистр- доктор]; введение кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем обучения; создание новой сетевой структуры высшей школы, предполагающей привлечение ведущих ученых мира в вузы России; автоматическое признание дипломов лучших вузов мира и дипломов со странами, с которыми имеются двухсторонние и многосторонние соглашения; рост мобильности студентов, преподавателей и персонала, формирование подлинной культуры мобильности и проведение полити-

ки международной открытости вузов; развитие сотрудничества в области качества образования в направлении общеевропейского его понимания; внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей; объединение академических ресурсов и культурно-образовательных традиций в целях разработки и реализации интегративных образовательных программ; формирование подхода к образованию как к процессу, длящемуся всю жизнь; активизация роли студенчества в осуществлении болонских преобразований; повышение привлекательности европейских вузов, призванных стать открытыми для всех регионов мира; достижение синергии Европейского пространства высшего образования и Европейского исследовательского пространства [3, 4, 5]. Аналогичные процессы наблюдаются и в системе постдипломного образования.

Трансформация идей Болонского процесса в систему постдипломного профессионального образования может быть представлена в следующих позициях (см. табл., с. 12]:

По результатам многих социологических опросов, сегодня растет привлекательность высшего образования. Рост популярности высшего образования привел к существенному увеличению удельного веса работников с высшим образованием в общей численности занятых. Одна из причин популярности высшего образования - высокая премия за образование, т.е. прирост доходов в результате обучения в вузах. За 20 лет премия за высшее образование увеличилась почти в 3 раза [2].

В настоящее время постдипломное образование, в первую очередь педагогическое, также находится на пике, на инновационном подъеме. Очевидно, это связано с тем, что для осуществления инновационных процессов в дошкольном образовании, в общеобразовательной школе, среднем профессиональном и высшем образовании необходимы инновационные изменения в системе постдипломного образования.

Второе направление предполагает взаимовыгодный обмен инновациями в организации образовательного процесса в вузах и учреждениях повышения квалификации.

В настоящее время систему постдипломного педагогического образования специалиста составляют: факультеты повышения ква-

Таблица

№ Высшее профессиональное образование Постдипломное профессиональное образование

1. Введение двухциклового (двухуровневого] обучения Введение «постбакалавриата» и «постмагистратуры»

2. Введение кредитной системы Кредитно-накопительная система, организуемая во всех ОУ, реализующих образовательные программы соответствующего качества, вне зависимости от ведомственной принадлежности.

3. Контроль качества образования Контроль качества образования на уровне работодателей и самооценки

4. Расширение мобильности Мобильность и свобода выбора образовательной траектории учителем (вне зависимости от ведомственных запретов!], обмен командами ППС

5. Обеспечение трудоустройства выпускников Приложение к документу государственного образца (диплому, удостоверению, свидетельству] перечня сформированных компетентностей, достигнутых педагогических результатов (портфолио] вместо перечня учебных дисциплин.

6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования Повышение престижности петербургской (московской, новосибирской и др.] системы постдипломного образования

7. Поощрение европейской кооперации при подтверждении квалификации Включение представителей разных регионов России в ГАК по профессиональной переподготовке и переквалификации

8. Обучение в течение всей жизни Непрерывное образование

9. Взаимоотношения образовательных учреждений, студентов, преподавателей Создание и функционирование общественных образовательных ассоциаций, например, Ассоциация УДПО Северо-Запада.

лификации и профессиональной переподготовки вузов; учреждения дополнительного профессионального образования (академии, институты и центры дополнительного профессионального образования]; общественные образовательные организации, имеющие лицензии на ведение образовательной деятельности; региональные образовательные и просветительские структуры профильных министерств и ведомств (например, Министерство природных ресурсов, Министерство культуры, Министерство здравоохранения и др.]; международные фонды, гранты, программы, направленные на повышение квалификации специалистов за рубежом; крупные промышленные фирмы, создающие в своих структурах образовательные или просветительские подразделения (например, в Санкт-Петербурге это ГУП «Водоканал», Ленэнерго и др.]; самообразовательная деятельность специалистов, в том числе с использованием образовательных ресурсов Интернет.

Инновацией в организации повышения квалификаций педагогических кадров явля-

ется внедрение модели повышения квалификации на основе персонифицированного подхода. Внедрение персонифицированного подхода в систему повышения квалификации работников образования обеспечивает возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов (выбор учреждения, программ, режима и темпа повышения квалификации], расширение «образовательного поля» за счет вариативности и конкурентоспособности обучающих организаций и программ; создание единого банка лицензированных программ повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования.

Технологическое поле формирования профессиональной компетентности учителя сегодня составляют такие образовательные технологии, как технология «школьных команд»; педагогические мастерские ;педагоги-ческое проектирование; педагогическое моделирование и прогнозирование; информационно-коммуникативные технологии; модульные технологии; интерактивные технологии; рефлексивные технологии; монито-

ринговые технологии; игровые технологии; кейсовые технологии; самообразование.

Теория и методика постдипломного образования базируется на андрагогических принципах образования взрослого населения, среди которых ученые (С. И. Змеев, Ю. Н. Ку-люткин, Е. И. Степанова, А. П. Владиславлев, С. Г. Вершловский, А. Е. Марон, И. А. Колесникова, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая, Е. А. Соколовская, Т. В. Шадрина и др.] называют следующие: приоритет самостоятельного обучения; принцип совместной деятельности; принцип опоры на опыт обучающегося; индивидуализация обучения; системность обучения; контекстность обучения; принцип актуализации результатов обучения; принцип элективности обучения; принцип развития образовательных потребностей; принцип осознанности обучения и др. [9]. Представляет интерес перенос данных концептуальных подходов из сферы постдипломного образования (образования взрослых] в «дипломное» (высшее профессиональное] образование. Ю.Н. Кулюткин отмечает, что «если в предшествующие десятилетия система повышения квалификации традиционно выполняла компенсаторные функции (ликвидация пробелов в предшествующей подготовке учителя], а также функции адаптивные (оперативное приспособление учителя к различного рода изменениям в содержании или методах обучения], то в настоящее время на первый план начинает выдвигаться развивающая функция последипломного образования». В новых условиях учитель должен быть способен не только осваивать новое, но и активно участвовать в развитии современного образовательного процесса. Без такого учителя решение проблем модернизации образования, реализация концепций профильного обучения, единого государственного экзамена (ЕГЭ], информатизации образования и др. практически невозможно.

В коллективной монографии «Компетент-ностный подход в педагогическом образовании» (под редакцией В. А. Козырева, Н. Ф. Ра-дионовой, СПб. 2004 г.] приводятся три профессиональных позиции, касающиеся преподавателей высшей школы, которые в определенной степени применимы и для специалистов системы постдипломного образования: педагог-консультант; педагог-модератор; педагог-тьютор [6].

Этот подход имеет особое значение для системы постдипломного образования и реализуется через модульные программы для повышения квалификации бакалавров, магистров, специалистов (опытных и начинающих!], выпускников прикладного бакалавриата, специалистов с дипломами педагогических колледжей.

Уровень образования можно рассматривать как интегральную оценку результативности усвоения обучающимся (в нашем случае, слушателем] системы знаний, освоения системы умений на основе сформированных ценностей и собственного опыта (компетентностей], входящих в содержание образовательной программы.

Многообразен веер критериев уровнево-сти освоения образовательной программы, например: широта содержания образовательной программы; глубина изучения отдельных разделов, теоретизация программы, предполагающая доминирование теоретикометодологического содержания, реализуемого чаще всего в лекционной форме обучения; технологизация программы, обеспечивающая доминирование практико-ориентированного подхода, реализуемого чаще всего в интерактивном режиме (семинары, круглые столы, дискуссии, игры разных видов и др.]; индивидуализация программы, предполагающая широкое применение различных форм самостоятельной работы слушателя и др.

Использование уровневого подхода по указанным критериям при проектировании модульной образовательной программы позволяет создать базу учебных модулей (разной широты содержания, разной глубины изучения материала, разного уровня теоретизации и технологизации, разного объема самостоятельной работы, включая просто модули самостоятельной работы и др.], на основе которой слушателям предоставляется возможность выстраивать индивидуальный маршрут освоения образовательной программы.

Третье направление связано с активным использованием сетевых моделей взаимодействия профессиональной подготовки и повышения квалификации и высшего образования педагогических кадров. Данное направление можно проиллюстрировать на примере реализации международного проекта ТЕМР^-4 «Сетевое взаимодействие университетов-партнеров в реализации многоуровневой системы подготовки и повышения квалифика-

ции специалистов в области образовательного менеджмента». Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых и иных ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия. Сетевое взаимодействие возможно только между теми элементами сети, которые субъектно-автономны и не подчинены навязанному сверху кодексу взаимоотношений, который по своей сути противоречит сетевому подходу. Сетевое взаимодействие возможно при определенных условиях: совместная деятельность участников сети; общее информационное пространство; механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие даст эффект при наличии у каждого из членов сети некоторо-

го, пусть ограниченного, но качественного ресурса; добровольном распределении направлений (разделов, блоков и т.п.] между членами сети для более глубокого изучения и создания качественного ресурса; обязательном качественном приращении при использовании сетевого ресурса; формировании общесетевого ресурса.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что инновации высшей школы естественным образом могут быть адаптированы в системе постдипломного образования. При этом инновации в системе постдипломного образования, базирующиеся на идеологии теории и практики образования взрослых (андрагогическом подходе] целесообразно использовать и в системе высшего образования.

Литература

1. Устойчивое развитие и равенство возможностей : Лучшее будущее для всех : Доклад о человеческом развитии 2011 / Программа развития ООН (ПРООН]. - М.: Весь мир, 2011. - 176 с.

2. Уровень и образ жизни населения России в 1989-2009 годах : докл. к XXII Международ. науч. конф. по пробл. развития экономики и общества, Москва, 5-7 апреля 2011 г. / А. Я. Андрущак, А. Я. Бур-дяк, В. Е. Гимпельсон и др. ; рук. авт. колл. Е. Г. Ясин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Издат. дом ВШЭ, 2011. - 86 с.

3. Бадарч Д., Сазонов Б. А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем : моногр. - М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве ; ТЕИС, 2007. - 170 с.

4. Козырев В. А., Шубина Н. Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса : науч.-методич. пособие. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 429 с.

5. Байденко В. И. Болонский процесс и высшая школа России : время выбора // Высшее образование сегодня. - 2003. - №1. - С. 2-7.

6. Компетентностный подход в педагогическим образовании : коллектив. моногр. / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 381 с.

7. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.

8. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. -448 с.

9. Образование взрослых: цели и ценности / под ред. Г. С. Сухоб-ской, Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. - СПб.: ИОВ РАО, 2002. - 188 с.

10. Образование и общество : готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад комиссии Общественной палаты РФ под рук. Я. И. Кузьминова. - М.: ВШЭ, 2007. - 78 с.