Научная статья на тему 'О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЛУЖБ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА'

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЛУЖБ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
567
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / РЕЖИМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛУЖБ / ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА / PENAL ENFORCEMENT SYSTEM / CRIME PREVENTION / REGIME REQUIREMENTS / INTERACTION OF SERVICES / OPERATIONAL SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайфуллин Ранис Рауфович

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия структурных подразделений исправительных учреждений при обеспечении режима и надзора. Надлежащее осуществление режимных требований, установленных Уголовно-исполнительным кодексом РФ и правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, является необходимым условием эффективного функционирования исправительных учреждений и возможно только при объединении усилий всех служб. Обеспечить выполнение любого из направлений деятельности исправительных учреждений можно лишь путем тесного взаимодействия всех служб (безопасности, оперативно-режимной, производственно-хозяйственной, воспитательной, тыловой и т.д.). Повышение эффективности взаимодействия служб содействует обеспечению режимных требований, стабилизации оперативной обстановки в ближайшей перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сайфуллин Ранис Рауфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT INTERACTION BETWEEN THE SERVICES OF THE PENITENTIARY SYSTEM AND ITS IMPACT ON THE EFFECTIVENESS OF ENSURING THE REGIME

The article deals with the issues of interaction of structural divisions of correctional institutions in ensuring the regime and supervision. Proper implementation of the regime requirements established by the Criminal executive code of the Russian Federation and the internal regulations of correctional institutions is a necessary condition for the effective functioning of correctional institutions and is possible only if all services combine their efforts. It is possible to ensure the implementation of any of the activities of correctional institutions only through close interaction of all services (security, operational security, industrial and economic, educational, logistics, etc.). Improving the effectiveness of interaction between services helps to ensure regime requirements and stabilize the operational situation in the near future.

Текст научной работы на тему «О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЛУЖБ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА»

УДК 343. 8 ББК 67.409

DOI 10.24412/2073-3313-2021-1-91-93

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЛУЖБ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА

Ранис Рауфович САЙФУЛЛИН, кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России

nii.nauka@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы взаимодействия структурных подразделений исправительных учреждений при обеспечении режима и надзора. Надлежащее осуществление режимных требований, установленных Уголовно-исполнительным кодексом РФ и правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, является необходимым условием эффективного функционирования исправительных учреждений и возможно только при объединении усилий всех служб. Обеспечить выполнение любого из направлений деятельности исправительных учреждений можно лишь путем тесного взаимодействия всех служб (безопасности, оперативно-режимной, производственно-хозяйственной, воспитательной, тыловой и т.д.). Повышение эффективности взаимодействия служб содействует обеспечению режимных требований, стабилизации оперативной обстановки в ближайшей перспективе.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, профилактика преступлений, режимные требования, взаимодействие служб, оперативная обстановка.

Annotation. The article deals with the issues of interaction of structural divisions of correctional institutions in ensuring the regime and supervision. Proper implementation of the regime requirements established by the Criminal executive code of the Russian Federation and the internal regulations of correctional institutions is a necessary condition for the effective functioning of correctional institutions and is possible only if all services combine their efforts. It is possible to ensure the implementation of any of the activities of correctional institutions only through close interaction of all services (security, operational security, industrial and economic, educational, logistics, etc.). Improving the effectiveness of interaction between services helps to ensure regime requirements and stabilize the operational situation in the near future.

Keywords: penal enforcement system, crime prevention, regime requirements, interaction of services, operational situation.

Рецензент: Г.И. Пещеров, доктор военных наук, профессор

Я соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и орга--■»^■нах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. № 5473-1 в обязанности учреждений, исполняющих наказания, входит: обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства; создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, и др.

Эффективность обеспечения порядка в учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы, во многом определяется своевременной оперативной и достоверной информацией о процессах, происходящих в среде осужденных, лицах, требующих повышенного внимания со стороны всего личного состава, применением конкретных мер профилактики, постоянным контролем над их поведением в местах лишения свободы. Все эти вопросы решаются путем взаимодействия отделов и служб учреждений, исполняющих наказания (далее — ИУ).

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

Под взаимодействием отделов и служб ИУ следует понимать основанные на законах и подзаконных нормативных актах совместные или согласованные действия по задачам, направлениям и времени в интересах выполнения служебно-оператив-ных задач с максимальной эффективностью1.

Обеспечить выполнение любого из направлений деятельности ИУ возможно лишь путем тесного взаимодействия всех служб учреждения (безопасности, оперативно-режимной, производственно-хозяйственной , воспитательной, тыловой и иных), когда работники отделов и служб учреждений ФСИН России действуют в пределах своей компетенции, используя соответствующие силы, средства и методы2.

Правоотношения, связанные с профилактикой правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), помимо норм федерального законодательства, регулируются инструкцией, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 723, в которой достаточно подробно описан порядок взаимодействия различных служб ИУ по предотвращению чрезвычайных происшествий.

Одним из ключевых факторов эффективной деятельности ИУ является создание внутрисистемного механизма взаимодействия, способствующего более эффективному решению стоящих перед учреждением задач по соблюдению режимных требований и обеспечению безопасности осужденных и персонала.

Необходимость совместной работы различных отделов и служб учреждений УИС предопределяется тремя основными факторами:

1. Фактическими условиями деятельности учреждений УИС, когда оперативные, воспитательные отделы, производственные и другие службы не могут нормально функционировать без соответствующей взаимопомощи.

2. Сложностью, многофакторностью личности осужденного, требующей комплексного изучения и воздействия. Хорошо известно, что лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, должны быть включены в воспитательный, учебный, производственный и профилактический процесс, поскольку лишь в комплексе такие меры дают положительный результат на пути к исправлению осужденных к лишению свободы.

3. И наконец, третий фактор: единство цели и задач для всех служб учреждений УИС — исправление осужденных4.

Каждая из служб использует для достижения общей цели различные методы и средства, однако обеспечение режимных требований достигается только при взаимодействии всех структурных подразделений ИУ. Эффективность взаимо-

действия зависит от множества факторов (успешного определения целей совместной деятельности, активности сотрудников и т.д.). Среди них важную роль играет понимание важности взаимодействия руководителями ИУ.

Часто качественное взаимодействие служб и отделов происходит только по произошедшим негативным фактам: осложнение оперативной обстановки, нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными и т.п. Порой оно строится на устаревших принципах и не успевает за происходящими изменениями в УИС.

Взаимодействие не проявляется само собой, а возникает через субъективную деятельность руководителей отделов и служб учреждения. Задача их состоит в организации и поддержании четкого и непрерывного взаимодействия, согласованности деятельности всех звеньев по обеспечению порядка, надзора, охраны и безопасности в учреждении5.

Однако зачастую эффективности взаимодействия мешает недостаточная компетенция в данных вопросах руководителей служб и отделов ИУ, неудовлетворительная подготовленность личного состава к совместным действиям, слабое правовое и методическое регулирование вопросов взаимодействия; не в полной мере определены и обязанности должностных лиц по организации взаимодействия.

Следует понимать, что при эффективном взаимодействии каждый участник выполняет возложенные на него функциональные обязанности совместно с другими, возникает общность целей и задач.

Необходимость решения указанной проблемы зачастую продиктована реалиями складывающейся оперативной обстановки в учреждениях УИС. И решение проблемы поможет не только результативному взаимодействию служб, но и стабилизации оперативной обстановки, а также оперативному реагированию на уже совершенные административные правонарушения и преступления.

Особая роль в организации взаимодействия принадлежит начальнику ИУ при деятельном участии руководителей отделов и служб. Непосредственную работу по организации взаимодействия между службами учреждения он проводит в ходе, а также после постановки задач путем отдачи указаний или проигрыша запланированных действий. Согласование усилий с взаимодействующими органами и соседними учреждениями проводится на совместных учениях (тренировках), занятиях, совещаниях.

Вопросы взаимодействия отражаются в планах работы ИУ, а также в планах работы отделов и других планирующих документах. Успех взаи-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

модействия зависит от точно поставленных перед отделами и службами задач и общих целей, от координации и согласованности их действий6.

Вследствие недостаточной согласованности в вопросах взаимодействия возникает несогласованность при обеспечении режимных требований, дублирование функций.

Как результат — отсутствие налаженности и контроля над организацией взаимодействия, плохая организация работы по своим направлениям деятельности, отсутствие персональной ответственности.

Согласованность как основной, необходимый признак взаимодействия коренным образом влияет на совместные действия, объединяя их в единое целое — систему.

Выступая в значении некоторого качества или состояния, согласованность предполагает ряд соответствующих действий, в результате которых достигается это качество7.

На степень взаимодействия влияет складывающаяся оперативная обстановка, которая в ИУ напрямую координируется с регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, т.е. режимом. Только посредством эффективного обеспечения режимных требований удается поддерживать правопорядок.

Обеспечение режима в ИУ — это комплексная деятельность, требующая взаимосвязанных мер оперативного, воспитательного, психологического характера. Кроме того, невозможно надлежаще обеспечить режимные требования без выполнения обеспечивающих функций по материально-техническому, бытовому обеспечению.

Основные меры обеспечения режима — это проведение обысков на территории ИУ, технических осмотров и обследований состояния инженерно-технических средств, пресечение каналов поступления запрещенных предметов на территорию учреждения. Поэтому сотрудники должны понимать, что реализовать данные требования можно только при комплексном подходе, обеспечивая поддержание надлежащего исполнения режимных требований.

Обеспечение взаимодействия является обязанностью всех сотрудников ИУ. При осуществлении возложенных задач действия структурных подразделений необходимо согласовывать, а также предусмотреть проведение совместных действий.

Все эти мероприятия носят системный характер, в связи с чем и взаимодействие различных отделов и служб ИУ предусматривает непрерывность действий. Пренебрежение системностью, планированием и согласованностью действий при осуществлении взаимодействия не только не помогает, но зачастую и вредит достижению конечных результатов.

Таким образом, надлежащее осуществление режимных требований, установленных Уголовно-исполнительным кодексом РФ8 и правилами внутреннего распорядка ИУ9, является необходимым условием эффективного функционирования ИУ и возможно только при объединении усилий всех служб.

Практика убеждает, что взаимодействие отделов и служб в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы значительно повышает результативность воспитательной работы, способствует сплочению коллективов отделов и служб в единый коллектив подразделения10.

Следует сказать, что проблемы, связанные с организацией взаимодействия служб ИУ УИС, значительны, и их решение позволит укрепить оперативную обстановку, усилит результативность процесса исполнения наказания в виде лишения свободы.

1 Дедюхин В.В. Взаимодействие частей и служб исправительно-трудовых учреждений в борьбе с правонарушениями среди осужденных: Учеб. пособие / В.В. Дедюхин, Ф.Г. Канцарин. М.: ВНИИ МВД СССР, 1978. 73 с.

2 Кротова Д.Н. Эффективность взаимодействия отделов и служб учреждений как одно из направлений развития уголовно-исполнительной системы // Науч. тр. ФКУ НИИ ФСИН РОССИИ (науч.-практ. ежеквартальное изд.). 2018. С. 50—53.

3 Приказ Минюста России от 20.05.2013 г.. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Рос. газ. 2013. № 119.

4 Коновалов А.Л. Организация взаимодействия исправительных колоний с другими органами и учреждениями по обеспечению собственной безопасности: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2005. 239 с.

5 Горбач Д.В. Основные пробелы в осуществлении взаимодействия между отделами безопасности с другими службами по обеспечению режима и надзора в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и пути их решения на практике // Прикладная юрид. психология. 2015. № 3. С. 127—130.

6 Семенова Л.Ю. К вопросу о взаимодействии отделов и служб при обеспечении надежной охраны учреждений ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: Матер. Межрег. науч.-практ. конф. 2017. С. 66—70.

7 Потапова С.А. К вопросу о понятии и сущности взаимодействия органов внутренних дел и других правоохранительных органов // Актуальные проблемы рос. права. 2009. № 1. С. 442—447.

8 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

9 Приказ Минюста России от 03.11.2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

10 Вилкова А.В. Организация взаимодействия отделов и служб в процессе исправления несовершеннолетних правонарушителей / А.В. Вилкова, В.М. Литвишков // Вопросы педагогики. 2018. № 8. С. 14—17.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.