Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ'

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОСУЖДЕННЫЕ / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / PERSONAL SECURITY / CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пронина О.В.

В статье рассмотрены вопросы обеспечения личной безопасности осужденных, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Основой обеспечения личной безопасности автор определяет - комплекс профилактических, режимных, оперативных и других мер, проводимых структурными подразделениями исправительного учреждения. Особое внимание уделено вопросам работы вышеперечисленных служб, направленной на предотвращение преступлений в отношении данной категории осужденных. Правовое регулирование является основой обеспечения безопасности личности в исправительном учреждении. Автором освещены вопросы законодательного обеспечения предоставления условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания и изменения вида исправительного учреждения для осужденных совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Предложены меры профилактики преступлений в отношении, осужденных, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности и обеспечения их безопасности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL MEASURES TO ENSURE THE PERSONAL SAFETY OF CONVICTED PERSONS WHO HAVE COMMITTED CRIMES AGAINST SEXUAL INTEGRITY AND SEXUAL FREEDOM OF THE INDIVIDUAL

The article deals with the issues of ensuring the safety of convicts who have committed crimes against sexual integrity and sexual freedom of the individual. The author defines the basis for ensuring personal security as a set of preventive, regime, operational and other measures carried out by structural divisions of a correctional institution. Special attention is paid to the work of the above-mentioned services aimed at preventing crimes against this category of convicts. Legal regulation is the basis for ensuring the safety of the individual in a correctional institution. The author highlights the issues of legislative support of granting parole, replacing the unserved part of punishment by softer kind of punishment and change of the correctional institution for convicted perpetrators of crimes against sexual inviolability and sexual freedom of the person. Proposed measures for the prevention of crimes against convicted persons.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ»

УДК 343.85

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И

ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

Пронина О.В., Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань. Российская Федерация, semkinaolgal983@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы обеспечения личной безопасности осужденных, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Основой обеспечения личной безопасности автор определяет - комплекс профилактических, режимных, оперативных и других мер. проводимых структурными подразделениями исправительного учреждения. Особое внимание уделено вопросам работы вышеперечисленных служб, направленной на предотвращение преступлений в отношении данной категории осужденных. Правовое регулирование является основой обеспечения безопасности личности в исправительном учреждении. Автором освещены вопросы законодательного обеспечения предоставления условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания и изменения вида исправительного учреждения для осужденных совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Предложены меры профилактики преступлений в отношении, осужденных, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности и обеспечения их безопасности в целом.

Ключевые слова: исправительные учреждения, личная безопасность, осужденные. DOI: 10.21779/2224-0241-2020-36-4-133-137 UDC 343.85

SPECIAL MEASURES TO ENSURE THE PERSONAL SAFETY OF CONVICTED PERSONS WHO HAVE COMMITTED CRIMES AGAINST SEXUAL INTEGRITY AND SEXUAL FREEDOM OF THE

INDIVIDUAL

Pronina O.V., Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russian Federation, semkinaolga1983@mail.ru

The article deals with the issues of ensuring the safety of convicts who have committed crimes against sexual integrity and sexual freedom of the individual. The author defines the basis for ensuring personal security as a set of preventive, regime, operational and other measures carried out by structural divisions of a correctional institution. Special attention is paid to the work of the above-mentioned services aimed at preventing crimes against this category of convicts. Legal regulation is the basis for ensuring the safety of the individual in a correctional institution. The author highlights the issues of legislative support of granting parole, replacing the unserved part of punishment by softer kind of punishment and change of the correctional institution for convicted perpetrators of crimes against sexual inviolability and sexual freedom of the person. Proposed measures for the prevention of crimes against convicted persons.

Key words: correctional institutions, personal security, convicts.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-36-4-133-137

Проблема обеспечения безопасности лиц. отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, является специфической и одновременно выступает частью общей проблемы - обеспечение безопасности личности [8, с. 138]. Понятие безопасности осужденных подразумевает защищенность их прав, законных интересов и жизненно важных ценностей (жизнь, здоровье, достоинство) от внешнего влияния, целью которого является причинение вреда личности осужденного в период пребывания его в исправительном учреждении [6, с. 154]. Решение задачи по обеспечению личной

безопасности осужденных возложено на оперативные службы учреждения, однако решение ее зависит от грамотной и слаженной работы всех отделов и служб учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).

Разделяем точку зрения Н.Г. Абрамовой, Е.Е. Босак, что сдерживание общего противодействия осужденных в целях предупреждения совершения пенитенциарных преступлений, невозможно без соблюдения на территории исправительных учреждений требований режима [1, с. 138].

В условиях функционирования исправительных учреждений (далее - ИУ), понятие «личная безопасность осужденных» обусловливается, на наш взгляд, некоторыми факторами: условиями отбывания наказания, видом исправительного учреждения, степенью изоляции, организацией режима, психологическими особенностями личности осужденного, его вынужденным окружением, наличием конфликтных ситуаций, а также его неформальным статусом в среде осужденных. Оказавшись в местах лишения свободы, осуждённый лишается не только определенных прав и свобод, но и своего социального статуса. Уже неважным становится, какое положение он занимал в обществе прежде [2, с. 145].

Согласимся с мнением, что с позиции безопасности осужденных определяющими выступают факторы, характеризующие внутренние процессы социальной среды, которая включает в себя не только осужденных, но и отношения, складывающиеся между ними и в целом в уголовно-исполнительной сфере [10, с. 57].

В настоящее время личность осужденного к лишению свободы характеризуется явной криминальной направленностью, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние преступности и уровень криминогенной обстановки в исправительных учреждениях [3, с. 24].

Некоторые категории осужденных в силу имеющегося неформального статуса более подвержены негативному отношению и воздействию со стороны общей массы лиц, отбывающих наказание, и вопрос обеспечения безопасности данной категории осужденных является наиболее актуальным. В данном случае речь пойдет об осужденных, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст. 131-135 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)).

Это особенная категория осужденных, требующая повышенного внимания и нацеленной работы со стороны оперативных, психологических и воспитательных служб исправительных учреждений [5, 7].

По прибытии в учреждение все лица указанной категории подвергаются геномной регистрации и обязательному учету. Централизованно оперативными отделами территориальных органов ведется учет указанных лиц, включающий в себя: фотографию, номер статьи, срок отбывания наказания, начало срока, конец срока, краткая фабула совершенного преступления. Учет ведется с целью контроля освобождения и перемещения лиц, указанной категории. Немаловажным является факт, что все осужденные, совершившие преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, ставятся на профилактический учет.

Для предотвращения преступлений против лиц указанной категории особенно важной

является работа начальника отряда по получению информации о возможной угрозе их личной безопасности, который при получении такой информации должен незамедлительно

отреагировать и проинформировать оперативный отдел учреждения для принятия соответствующих мер.

Учитывая специфику совершенного деяния, такие осужденные еще в следственном изоляторе обретают «низкий неформальный статус». Понижение неформального статуса имеет определенные последствия: отдельное проживание таких осужденных, отдельное питание, определенная обособленность от общей массы осужденных. Отрицательное отношение лиц, отбывающих наказание, к осужденным такой категории нередко приводит к конфликтам и совершению против них различного рода преступлений. Именно поэтому вопрос обеспечения личной безопасности лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности выделен в отдельное направление деятельности оперативных отделов учреждений (органов) УИС.

В целях обеспечения личной безопасности указанной категории лиц и профилактики совершения против них преступлений обеспечивается постоянный оперативный контроль за поведением лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, имеющих низкий неформальный статус, при необходимости принимаются в отношении них должные меры реагирования, связанные с изоляцией от основной массы осужденных.

С целью исключения возникновения конфликтных ситуаций при прибытии в учреждение осужденных указанной категории устанавливаются обстоятельства совершения ими преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, особенно в отношении несовершеннолетних, их статус в уголовной среде и принимаются соответствующие меры по исключению совершения в отношении них преступлений.

Право осужденных на личную безопасность регламентировано ст. 13 Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее - УИК РФ) «Осужденные имеют право на личную безопасность. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного». Причем в рассматриваемом нами случае безопасность может трактоваться не только как непосредственная угроза жизни и здоровью, но и как угроза моральному состоянию - психологическое

давление, унижение со стороны осужденных. Реакция со стороны сотрудников на такие заявления является крайне важной. [7, с. 204]. Лица, совершившие преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, как правило, уже имеют психические отклонения и, при попадании в условия изоляции, испытывая давление и негативное отношение со стороны других осужденных, их морально-психологическое состояние может ухудшиться и привести, в конечном итоге, к совершению ими членовредительства, причинению вреда своему здоровью, вплоть до суицида. Потому работа по обеспечению личной безопасности лиц указанной категории проводится в тесном взаимодействии оперативных, режимных и психологических служб учреждения.

Отметим, что на практике, как правило, изменение вида исправительного учреждения на колонию-поселение для такой категории осужденных не производится и условно-досрочно данная категория лиц не освобождается. Указанные лица не выводятся на работу во вторую смену и не допускаются к трудоустройству к заточному оборудованию в промышленной зоне учреждения. Они, как правило, работают уборщиками или завхозами в отрядах.

Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство прямо возможность условно-досрочного освобождения, замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания [4, с. 25] и изменение вида исправительного учреждения осужденным, совершившим преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Отметим, что ни один законодательный акт на ведомственном уровне не устанавливает обязательность согласования оперативными и иными службами заключения о целесообразности условно-досрочного освобождения или представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, представления об изменении вида исправительного учреждения.

Проведенный анализ действующего законодательства дает нам право сделать вывод о том, что нормативными актами разных уровней не регламентирован и процесс согласования с заинтересованными службами исправительного учреждения вывода на работу осужденных.

Согласование с заинтересованными службами происходит на основании указаний ФСИН России, либо на основании внутреннего приказа территориального органа (учреждения) ФСИН России.

Также не определены законные достаточные основания, при котором оперативные и иные службы могут сделать вывод о нецелесообразности условно-досрочного освобождения или перевода для отбывания наказания в колонию-поселение, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания для указанной категории осуж-

дённых или нецелесообразности вывода их на определенный вид работ [9, с. 155]. Причем, на наш взгляд, не последнюю роль в выводах в заключении о целесообразности условно-досрочного освобождения в представлении о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, в представлении об изменении вида исправительного учреждения, а также в согласовании их трудоустройства имеют выводы, например, оперативных отделов и отделов безопасности исправительных учреждений.

ФСИН России неоднократно указывала на организацию профилактической работы с осужденными за преступления против половой неприкосновенности, в том числе совершенных в отношении несовершеннолетних, сотрудниками исправительных учреждений УИС Российской Федерации. Однако продолжают иметь место случаи условно-досрочного освобождения указанной категории осужденных и совершения ими повторно тяжких и особо тяжких преступлений.

В завершение отметим, что, хотя указанная категория осужденных подлежит обязательной постановке на профилактический учет, в соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», вышеуказанный приказ также не устанавливает каких-либо ограничений для осужденных, поставленных на профилактический учет - как «склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность» для возможности их условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменения вида исправительного учреждения на колонию-поселение и ограничений для порядка вывода их на работу.

В целях профилактики преступлений в отношении осужденных, совершивших

преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности и обеспечения их личной безопасности, считаем целесообразным:

- особое внимание обращать на места размещения и трудоустройства осужденных, имеющих низкий неформальный статус при проведении плановых обысков;

- организовать взаимодействие между оперативными подразделениями и другими службами учреждений по своевременному выявлению лиц, во время их нахождения в карантинном отделении, имеющих низкий неформальный статус;

- организовать тщательное изучение личных дел осужденных (фабулы преступлений) с целью определения группы риска. Например, отношение общей массы осужденных к осужденному за преступление против половой неприкосновенности личности ребенка может

быть совершенно иным, чем к осужденному за совершение изнасилования лица старшего возраста. Аналогично лица, совершившие преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности и не признавшие приговор суда, составляют специфическую категорию, требующую особого внимания, статус таких осужденных может и не быть понижен. Своевременное выявление осужденных, попадающих в «группы риска» в условиях карантина может способствовать предотвращению негативных событий в отношении них в дальнейшем;

- устанавливать обстоятельства получения неформального статуса и наличие в учреждении лиц, причастных к определению такого статуса. Немаловажной будет работа по получению информации о личностях причастных к определению пониженного статуса осужденных с целью информирования сотрудников исправительных учреждений в случае этапирования данных осужденных в одно и то же учреждение. Это поможет избежать различного рода конфликтов;

- ориентировать оперативный состав учреждений на получение информации о возникающих конфликтах между осужденными и принятию мер по своевременному их разрешению с целью предотвращения совершения преступлений против личности осужденного, в том числе и совершения особо учитываемых преступлений;

- минимизировать пересечение лиц указанной категории с основной массой осужденных.

Учитывая тот факт, что лица, поставленные на профилактический учет, входят в определенную «группу риска» и могут подвергаться опасности как внутри исправительного учреждения, так и за его пределами, а также в целях недопущения повторного совершения преступлений лицами, совершившими преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, закрепить в ведомственных нормативных актах:

- обязательное согласование с заинтересованными службами учреждений (органов) ФСИН России (с указанием исчерпывающего перечня таких служб) заключения о целесообразности условно-досрочного освобождения осужденных указанной категории, представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, представления об изменении вида исправительного учреждения на колонию-поселение.

- обязательное согласование с заинтересованными службами учреждений ФСИН России (с указанием исчерпывающего перечня таких служб) вывода на работу данной категории осужденных;

- установить достаточным основанием для возможности вывода заинтересованных служб о нецелесообразности условно-досрочного освобождения нахождение осужденного на профилактическом учете, как «лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность».

Литература

1. Абрамова Н.Г., Босак Е.Е. О противодействии расследованию особо учитываемых преступлений, совершенных осужденными в местах лишения свободы // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2019. № 2. С. 137-140.

2. Акаева A.A. Проблемы исправительного воздействия в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2018. № 4. С.144-147.

3. Баев О.Я. Криминалистические методики в реализации доказывания по уголовным делам и совершенствование основ их конструирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 5. С. 21-29.

4. Гета М.Р., Смирнов А.Н. Условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания его более мягким видом: проблемы применения // Вестник Кузбасского института. 2019. № 1. С. 22-28.

5. Исиченко А.П., Фумм A.M. Оперативно-розыскная деятельность как средство обеспечения личной безопасности осужденных в местах лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 1 (152). С. 5-9.

6. Кутаков H.H. Организация и правовые основы обеспечения безопасности осужденных, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Рязань, 2016. С. 152-156.

7. Некрасов А.П., Резник Ж.Я. Обеспечение пенитенциарной безопасности осужденных в местах лишения свободы // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 1. № 2. С. 203-208.

8. Оганесян С.М. Правовое регулирование безопасности осужденных в пенитенциарных учреждениях // Правовая безопасность в пенитенциарной системе: понимание, структура, обеспечение: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.Ф. Галузина, P.A. Ромашова. Самара, 2012. С. 137-144.

9. Смирнов Л.Б. Наказание в виде лишения свободы в контексте уголовно-исполнительного права и пенитенциарной практики // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т.13. № 2. С. 152-159.

10. Шабанов В.Б., Санташов А.Л., Лукъянович А.Л. Факторы, обуславливающие обеспечение безопасности осужденных в местах лишения свободы // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2017. № 2 (27). С. 55-60.

References

1. Abramova N.G., Bosak E.E. O protivodeistvii rassledovaniyu osobo uchityvaemykh prestuplenii, sovershennykh osuzhdennymi v mestakh lisheniya svobody // Yuridicheskii vestnik Dagestanskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2019. № 2. S. 137-140.

2. Akaeva A.A. Problemy ispravitel'nogo vozdeistviya v protsesse ispolneniya nakazaniya v vide lisheniya svobody // Yuridicheskii vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 4. S.144-147.

3. Baev O.Ya. Kriminalisticheskie metodiki v realizatsii dokazyvaniya po ugolovnym delam i sovershenstvovanie osnov ikh konstruirovaniya // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2017. № 5. S. 21-29.

4. Geta M.R., Smirnov A.N. Uslovno-dosrochnoe osvobozhdenie ot nakazaniya i zamena nakazaniya ego bolee myagkim vidom: problemy primeneniya // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2019. № 1. S. 22-28.

5. Isichenko A.P., Fumm A.M. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' kak sredstvo obespecheniya lichnoi bezopasnosti osuzhdennykh v mestakh lisheniya svobody // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noi sistemy. 2015. № 1 (152). S. 5-9.

6. Kutakov N.N. Organizatsiya i pravovye osnovy obespecheniya bezopasnosti osuzhdennykh, otbyva-yushchikh ugolovnye nakazaniya v mestakh lisheniya svobody // Ugolovno-ispolnitel'naya politika i voprosy is-polneniya ugolovnykh nakazanii: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 t. Ryazan', 2016. S. 152-156.

7. Nekrasov A.P., Reznik Zh.Ya. Obespechenie penitentsiarnoi bezopasnosti osuzhdennykh v mestakh lisheniya svobody // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. 2016. T. 1. № 2. S. 203-208.

8. Oganesyan S.M. Pravovoe regulirovanie bezopasnosti osuzhdennykh v penitentsiarnykh uchrezhdeniyakh // Pravovaya bezopasnost' v penitentsiarnoi sisteme: ponimanie, struktura, obespechenie: materi-aly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. A.F. Galuzina, R.A. Romashova. Samara, 2012. S. 137-144.

9. Smirnov L.B. Nakazanie v vide lisheniya svobody v kontekste ugolovno-ispolnitel'nogo prava i penitentsiarnoi praktiki // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2018. T.13. № 2. S. 152-159.

10. Shabanov V.B., Santashov A.L., Luk'yanovich A.L. Faktory, obuslavlivayushchie obespechenie bezopasnosti osuzhdennykh v mestakh lisheniya svobody // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017. № 2 (27). S. 55-60.

Поступила в редакцию 19 ноября 2020 г.

Received 19 November, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.