Научная статья на тему 'О выборе механизмов совместного финансирования корпоративных проектов'

О выборе механизмов совместного финансирования корпоративных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАНТ / ОЦЕНКА / РАБОТА / A VARIANT / AN ESTIMATION / WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюков С. В., Хорохордина Н. В.

Рассматривается механизм внутреннего кредитования, когда центр устанавливает ставку внутреннего кредита на таком уровне, чтобы проценты за внутренний кредит были равны процентам за внешний. Остающийся после выплаты внутренних процентов эффект делится в определенном соотношении между центром и предприятием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CHOICE OF MECHANISMS OF JOINT FINANCING CORPORATE PROJECTS

Are considered the mechanism of internal crediting when the Center establishes the rate of the internal credit at such level that percent for the internal credit were equal to percent for external. Remaining after payment of internal percent the effect shares in the certain parity between the center and the enterprise

Текст научной работы на тему «О выборе механизмов совместного финансирования корпоративных проектов»

УДК 338.2

О ВЫБОРЕ МЕХАНИЗМОВ СОВМЕСТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ

С.В. Крюков, Н.В. Хорохордина

Рассматривается механизм внутреннего кредитования, когда центр устанавливает ставку внутреннего кредита на таком уровне, чтобы проценты за внутренний кредит были равны процентам за внешний. Остающийся после выплаты внутренних процентов эффект делится в определенном соотношении между центром и предприятием

Ключевые слова: вариант, оценка, работа

Введение

Применение конкурсных механизмов целесообразно в случае, когда кредит по тем или иным причинам не берется. Действительно, в этом случае Корпоративный центр определяет оптимальный набор проектов Qo, решая задачу

тах - 5,.)

при ограничении

X 5, < Я .

•ща

Такой конкурс называется прямым, поскольку победители конкурса определяются в результате непосредственного (прямого) решения задачи на максимум суммарного эффекта.

Для оценки эффективности конкурсных механизмов определим максимально возможное значение суммарного эффекта, решая следующую задачу о ранце: найти набор проектов

Q0, максимизирующий X - г1) при ограните

чении X Г1 < Я . Обозначим суммарный эффект

‘Щ2

в оптимальном решении этой задачи через Эт(г). Обозначим далее через 8 (г) множество оценок, сообщаемых предприятиями в равновесном решении соответствующей конкурсной игры (в качестве равновесного решения возьмем точку Нэша), а Э (г) - суммарный эффект в этом решении. Очевидно, что Эт(г) > Э*(г). Отношение

Э *(г)

К (г) =

Э (г)

т V '

определяет эффективность конкурсного механизма. Показано [1,2], что эффективность прямого конкурса может быть весьма низкой. Для

Крюков Сергей Владимирович - ВГАСУ, аспирант, тел. (4732) 76-40-07

Хорохордина Наталья Васильевна - ВГАСУ, канд. экон. наук, доцент, тел. (4732) 76-40-07

этого рассмотрим два предприятия, представляющие каждое по одному проекту. Проект первого предприятия имеет характеристики й = 150 + в, г1 = 50 (в - малое положительное число), а проект второго - й2 = 100, г2 = 50. Имеющиеся у Центра средства Я = 100. Очевидно, что при объективных оценках затрат Корпоративный центр может финансировать оба проекта с суммарным эффектом Эт(г) = 150 + в. Примем, что определенная у доля этого эффекта идет на стимулирование предприятий. Пусть, например, у = 10%. В этом случае первому предприятию выгодно завысить оценку требуемых средств до величины 81 = 100. При этом предприятие остается победителем конкурса, поскольку 50 + в > 50, получает 10% от эффекта, т.е. 5 ед., и еще избыток ресурса в размере 100 - 50 = 50 ед. Суммарный эффект составит всего 50 + в и эффективность конкурса будет равна

^ 50 + в 1

К =---------~ —.

150 + в 3

Для повышения эффективности конкурсного механизма целесообразно ввести механизм внутреннего кредитования. Обозначим через Р ставку внутреннего кредита. В этом случае целевая функция предприятия, представляющая собой сумму доли эффекта уЭ; и дохода от полученных денежных средств сверх требуемой суммы (1+с) (8; - г;) за вычетом процентов за внутренний кредит Р8; составит

ф; = у (й; - 8!) + (1+С) (8! - г;) - Р^.

Если теперь взять нормативы у и р так, чтобы выполнялось условие у + Р > 1+С, то с ростом оценки 8; целевая функция предприятия будет уменьшаться. Поэтому оптимальная стратегия предприятия состоит в сообщении достоверной оценки 8; = г; по каждому проекту. Итак, мы получили конкурсный механизм честной игры (имеется ввиду, что предприятие не имеет собственных средств).

Механизм внутреннего кредитования Рассмотрим теперь ситуацию, когда берется внешний кредит. Конкурсные механизмы в данном случае не работают, поскольку согласно правилу взятия кредита, проект включается в программу, если его эффективность выше ставки кредита. Следовательно, предприятию достаточно выдержать условие

ё. - 5, ё.

—------ > а или 5, < -

2 вариант. Центр устанавливает ставку внутреннего кредита так, чтобы обеспечить выплату процентов за внешний кредит и иметь некоторый фиксированный доход А на единицу собственных средств. Остающийся эффект передается в пользу предприятий. В этом случае ставка внутреннего кредита определяется из уравнения

Р8 = а(8 - Я) + АЯ, или

5 . 1 + а

і

и проект будет включен в программу. Чем ниже ставка кредита, тем больше тенденция к завышению затрат. Выходом в данном случае также является включение механизма внутреннего кредитования. Проведем исследование различных вариантов организации внутреннего кредитования.

1 вариант. Центр устанавливает ставку внутреннего кредита на таком уровне, чтобы проценты за внутренний кредит были равны процентам за внешний (чтобы отдать проценты за внешний кредит). Остающийся после выплаты внутренних процентов эффект делится в определенном соотношении между центром и предприятием. Таким образом, ставка внутреннего кредита Р определяется их соотношения Р8 = а(Б - Я), где 8 - общая сумма требуемых средств.

Получаем

в = аЁЬФ = а[і -1

Запишем целевую функцию предприятия, обозначая, как и ранее, долю предприятия через у:

ф = У (а! - 8! - Рй) + (1+СХ^ - Гі).

Чтобы исключить тенденцию завышения затрат в данном случае необходимо, чтобы выполнялось неравенство

у (1 + Р) > 1 + С (1)

Недостатком данного механизма является возможность нарушения неравенства (1) при величинах 8, близких к Я. Действительно, в этом случае Р близко к 0 и (1) не выполняется, поскольку у < 1.

Воронежский государственный архитектурно

/3 = a -

(a - A)R

S

Целевая функция предприятий в этом случае примет вид

Фі = а! - 8! - р8, + (1+С) (8! - Гі) = а! -(1+С) Г! - Р8! + С 8!

В данном варианте ситуация более благоприятная, поскольку для исключения тенденции завышения затрат достаточно обеспечить величину коэффициента Р > С. Так как р возрастающая функция 8, то достаточно, чтобы выполнялось условие А > С.

Заключение

Итак, мы видим, что различные механизмы совместного финансирования проектов при возникновении ряда дополнительных ограничений и усложнений требуют нетривиальных подходов к организации работы Корпоративного центра. Тем не менее, в представленных задачах возможно сведение одного механизма к другому с применением соответствующих алгоритмов решения.

Литература

1. Масютин С. А. Механизмы корпоративного управления. - М.: Финстатинформ, 2002. 236 с.

2. Бурков В.Н., Данев Б, Еналеев А.К. Большие системы: моделирование организационных механизмов. -М.: Наука, 1989.

-строительный университет

ABOUT THE CHOICE OF MECHANISMS OF JOINT FINANCING CORPORATE PROJECTS

S.V. Krukov, N.V. Khorokhordina

Are considered the mechanism of internal crediting when the Center establishes the rate of the internal credit at such level that percent for the internal credit were equal to percent for external. Remaining after payment of internal percent the effect shares in the certain parity between the center and the enterprise

Key words: a variant, an estimation, work

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.