Научная статья на тему 'О встречах краснозобой казарки Branta ruficollis на юге Центральной Сибири'

О встречах краснозобой казарки Branta ruficollis на юге Центральной Сибири Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Емельянов В. И., Чап Н. В., Морозов И. С.

Второе издание. Первая публикация: Емельянов В.И., Чап Н.В., Морозов И.С. 2016. О встречах краснозобой казарки на юге Центральной Сибири // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 4, 1: 75-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О встречах краснозобой казарки Branta ruficollis на юге Центральной Сибири»

тармы, где урожай кедра за последние годы был хороший. Ежедневно в ноябре-декабре учитывалось до 20-27 птиц.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1697: 5699-5703

О встречах краснозобой казарки Branta ruficollis на юге Центральной Сибири

В.И.Емельянов, Н.В.Чап, И.С.Морозов

Второе издание. Первая публикация в 2016*

Краснозобая казарка Branta ruficollis (Pallas, 1769) - реликтовый палеарктический вид, эндемик России, занесена в Красную книгу Российской Федерации. В Красноярском крае статус «редкий узкоареаль-ный вид», в Республике Хакасия — исключительно редкая, нерегулярно мигрирующая птица. Гнездится в тундрах Сибири от Ямала до Таймыра, бассейна Попигая, Суалёмы, устьевых участков Анабара и Уэле (Савченко и др. 2012). Населяет подзону мохово-лишайниковых тундр. Гнездовые биотопы представляют собой наиболее сухие и возвышенные участки с хорошо развитой речной сетью, с озёрами и островами. В местах размножения на Таймыре появляется в конце первой — второй декадах июня и почти сразу приступает к гнездованию (Кривенко, Виноградов 2008).

На юге Центральной Сибири встречается в периоды сезонных миграций. Ранее здесь краснозобую казарку не отмечали. Однако с конца 1960-х годов залёты этих птиц участились. Весенний пролёт по Енисею выражен слабо. Отмеченные в бассейнах рек Кан и Усолка мелкие группы краснозобых казарок летят в начале третьей декады мая. На Ангаре, Подкаменной Тунгуске и среднетаёжном Енисее они учитывались в начале июня. Количество этих гусей на пролёте по Енисею минимально. По рекам Усолке и Кану весной отмечаются группы из 35 этих птиц. На реке Ангаре в осенний период учитывали от 5 до 80 птиц этого вида (Емельянов, Соколов 1996). На юге края и в Приан-гарье краснозобые казарки придерживаются крупных озёр с открытыми берегами, разливов и широких плёсов на реках.

Птенцы краснозобой казарки появляются в период с 8 по 17 июля (Сыроечковский 1995). Молодые птицы и взрослые птицы после линь-

* Емельянов В.И., Чап Н.В., Морозов И.С. 2016. О встречах краснозобой казарки на юге Центральной Сибири IIАктуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 4, 1: 75-78.

ки поднимаются на крыло в середине августа. Основные пути миграций казарок пролегают на юге Западной Сибири, в Северном Казахстане, в Причерноморье. Зимовки расположены в Причерноморье и на Южном Каспии, небольшие — в нижнем течении реки Янцзы в Китае (Рогачёва и др. 1988; Сыроечковский 1999).

Небольшое число пролётных краснозобых казарок появляется в бассейне Ангары, где их регистрируют во второй половине сентября, пролёт идёт в сентябре — начале октября. Редкие встречи птиц в Минусинской котловине относятся к концу сентября — началу октября, когда проходит наиболее массовая миграция гуменника Лпввг /аЬаНв и летит белолобый гусь Лпввт аШрвпв. В 1968, 1975, 1980, 1982, 1986, 1993 и 1995 годах в осенний период краснозобых казарок регистрировали в Ширинском районе Хакасии (Прокофьев, Кустов 1988; Емельянов и др. 1994) и Центральной Туве (Савченко и др. 1997). Весной 1997 года несколько птиц отметили на Лебедевском пруду в бассейне реки Амыла (А.Н.Репин, устн. сообщ.).

В Хакасии нерегулярные встречи краснозобых казарок происходят в местах скоплений гусей, чаще с 28 сентября по 18 октября. Во время миграций птицы придерживаются крупных водоёмов, в окрестностях которых развиты посевы зерновых культур, куда эти гуси вылетают на кормёжку. Наиболее выраженные пути миграций казарок проходят за пределами Хакасии (Якушкин и др. 2012).

В 1990-е годы в южной части Красноярского края и в Хакасии на осеннем пролёте иногда отмечались группы до 20 краснозобых казарок (озеро Горькое, 1995 год). В целом через Красноярское Приангарье и Минусинскую котловину в осенний период пролетало не более 150 птиц, через Хакасию до 2004 года - не более 50-100 птиц. В 2005-2013 годах количество пролётных казарок сократилось, что, вероятно, связано с общей тенденцией снижения численности вида в ареале. Тем не менее, несколько десятков особей регистрируется во время осенней миграции. Наибольшее число этих птиц (20 особей) было учтено около озера Чёрное осенью 2006 года.

В 2010-2013 годах отмечали от 3 до 20 птиц на озере Чёрное (Бей-ский район, Республика Хакасия), единичных птиц видели в окрестностях урочища «Трёхозёрки», в Сарагашском заливе Красноярского водохранилища. В 2011 году 5 краснозобых казарок учтено на Капча-линских озёрах (Усть-Абаканский район). В начале октября 2012 года краснозобая казарка отмечена около озера Солёное (Аскизский район) - одиночная птица замыкала клин гуменников из 30 особей.

В период 2013-2015 годов краснозобых казарок отмечали в основном в районе озера Салбат и преимущественно осенью. Весенние регистрации были крайне редки. Так, 28 сентября 2013 отмечено 25 этих казарок, державшихся одной стаей несколько в стороне от основного

скопления гуменников. На следующий день во время возвращения гусей с полей, в сумерках по голосам был определён прилёт на водоём более крупной стаи казарок (не менее 50 особей).

Осенью 2014 года на этом же водоёме 22 сентября в скоплении, состоящем из огарей Tadorna ferruginea (1500 особей), серых гусей Anser anser (90 особей) и тундровых гуменников (500 особей), а также различных уток (12000-15000 особей), было учтено 10 краснозобых казарок. Птицы держались на озере 2 дня, а затем отлетели. Позднее, 1617 октября 2014, на реке Енисей в окрестностях Саяногорска охотники случайно застрелили одну краснозобую казарку. В те же сроки на озере Бугаёво видели несколько краснозобых казарок, державшихся в скоплении речных уток, огарей и малых лебедей Cygnus bewickii.

Весной 2015 года на озере Салбат после прилёта тундровых гуменников с утренней кормёжки 25 апреля в 11 ч наблюдали одиночную краснозобую казарку, на небольшой высоте пролетевшую в северо-западном направлении. Позднее среди гусей этих казарок не встречали.

Там же во время осеннего пролёта 1 октября 2015 в скоплении, состоящем из 3000 гусей и 4500 огарей, отмечены 5 краснозобых казарок, державшихся отдельной группой среди отдыхающих на воде птиц.

Заметим, что после значительной депрессии 1970-х годов последовал этап стабилизации численности краснозобых казарок (1980-е годы), а в 1990-е годы происходил рост их населения. На зимовках в 1992-1993 годах общая численность составляла 78.0 тыс. особей (Сыро-ечковский 1995). В конце 1990-х годов таймырская популяция насчитывала 64 тыс. или 72.7% от общей численности (Kokorev, Quinn 1999). В течение 2000-х годов обилие вида на зимовках стало уменьшаться (Delany et al. 2007; Li et al. 2009), хотя в местах гнездования заметного сокращения не отмечали (Kokorev, Quinn 1999).

Через бассейны Ангары и Подкаменной Тунгуски в 2005-2010 годах пролетало не более 100 особей, через Минусинскую котловину — 50-70 этих птиц. В настоящее время число встреч краснозобых казарок на пролётных путях в Хакасии существенно уменьшилось, что, вероятно, связанно с общим сокращением численности вида.

На состояние популяций краснозобой казарки оказывает воздействие целый ряд факторов как естественного, так и антропогенного характера. Из первой группы наиболее существенна негативная роль хищничества песцов Alopex lagopus в годы депрессии леммингов. Косвенно на падении численности отразилось также уменьшение числа гнездящихся соколов-сапсанов Falco peregrinus и полярных сов Nyctea scandiaca (Сыроечковский, Рогачёва 1995). Из антропогенных факторов, помимо браконьерской охоты на пролёте и зимовках и беспокойства в местах гнездования, определённый вред наносится собаками охотников, рыбаков, работников экспедиций, которые уничтожают яйца

и выводки казарок. Отрицательно сказались на численности смена традиционных зимовок и глубокие антропогенные преобразования на местах остановок мигрирующих птиц, особенно в степной и лесостепной зонах.

Краснозобая казарка занесена в перечень II СИТЕС. В Красноярском крае гнездовья охраняются в Таймырском заповеднике. В заказнике федерального значения «Пуринский» сохраняется важнейший воспроизводственный участок вида, в ООПТ «Бреховские острова» -крупнейшие остановки птиц на пролёте ( Ы вЬ а1. 2009). В Хакасии места остановок частично сохраняются в заповеднике «Хакасский» и зоологическом заказнике «Урочище «Трёхозёрки» (Савченко и др. 2014). Необходимо усилить работу по экологическому просвещению населения, мониторингу состояния редких и хозяйственно важных видов птиц. Следует ввести запрет охоты на все виды гусей на юге Сибирского федерального округа, а также поддержать предложения орнитологов Казахстана о введения запрета охоты на гусей.

Литер атур а

Емельянов В.И., Савченко А.П., Соколов В.В. 1994. Гуси юга Приенисейской Сибири

(состояние и оценка ресурсов) // Актуальные проблемы биологии. Красноярск: 1-88. Емельянов В.И., Соколов В.В. 1996. Гуменник Нижнего Приангарья и формирование сети ООПТ для его сохранения // Проблемы заповедного дела: Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию образования Саяно-Шушенского заповедника. Шушенское: 47-50.

Кривенко В.Г., Виноградов В.Г. 2008. Птицы водной среды и ритмы климата Северной Евразии. М.: 1-588. Прокофьев С.М., Кустов Ю.И. 1988. Редкие и исчезающие виды птиц Хакасии и их

охрана // Редкие наземные позвоночные Сибири. Новосибирск: 180-185. Рогачёва Э.В., Сыроечковский Е.Е., Бурский О.В., Мороз А.А. 1988. Птицы Централь-носибирского биосферного заповедника. 1. Неворобьиные птицы // Охрана и рациональное использование фауны и экосистем Енисейского Севера. М.: 15-80. Савченко А.П., Баранов А. А., Емельянов В.И. 2012. Красная книга Красноярского края: Т. 1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Красноярск: 1-205.

Савченко А.П., Баранов А. А., Емельянов В.И. и др. 2014. Красная книга Республики Хакасия: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Красноярск; Абакан: 1-354.

Савченко А.П., Емельянов В.И, Коровицкий Е.М. 1997. Некоторые редкие птицы водно-болотных местообитаний Тувы // Проблемы сохранения биоразнообразия Южной Сибири: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. Кемерово: 61-62. Сыроечковский Е.Е., мл. 1995. Изменение в гнездовом распространении и численности

краснозобой казарки в 1980-1990-х годах // Казарка 1: 89-99. Сыроечковский Е.Е., мл. 1999. Расширение ареала краснозобой казарки к востоку: первые случаи гнездования в Якутии // Казарка 5: 95-100. Сыроечковский Е.Е., Рогачёва Э.В. 1995. Красная книга Красноярского края. Красноярск: 1-408.

Якушкин Г.Д., Кокорев Я.И., Колпащиков Л.А. 2012. Природные зоны и мир животных Таймыра. Белгород: 1-276.

Delany S., Scott D.A., Helmink T., Martakis G. 2007. Report on the conservation status of migratory waterbirds in the agreement area // Wetlands International, AEWA Technical Ser. Bonn, 13: 1-109.

Kokorev Y., Quinn J.L. 1999. Geese in the Pura Basin, Taimyr: their status, trends and the

effects of the lemming cycle on breeding parameters // Казарка 5: 272-295. Li D.Z.W., Bloem А., Delany S., Martakis G., Quintero O. 2009. Status of waterbirds in Asia. Results of the Asian Waterbird Census: 1987-2007. Kuala Lumpur: 1-298.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1697: 5703-5707

Новые находки редких птиц в Тверской области

В.И.Николаев, А.Ю.Шмитов

Второе издание. Первая публикация в 2008*

В период 1995-2007 годов получены новые сведения о 25 видах птиц Тверской области. Основной объём работ выполнен в Центрально-Лесном государственном природном биосферном заповеднике, Государственном комплексе «Завидово», в Калининском, Конаковским, Лесном и Вышневолоцком районах Тверской области.

Краснозобая гагара Gavia stellata. Редкий вид, встречающийся на территории области во время сезонных миграций. Ослабевшая молодая птица поймана в придорожной канаве в окрестностях города Нелидово 13 ноября 1999.

Чернозобая гагара Gavia arctica. Две птицы (взрослая и молодая) попали в рыболовные сети в октябре 2002 и 2005 годов на озере Селигер (Осташковский район).

Черношейная поганка Podiceps nigricollis. Несколько пар гнездились на полях фильтрации в районе деревни Дмитрово-Черкасы (Калининский район) в 2002 и 2006 годах. Известно обитание на карьерах торфоразработок в окрестностях посёлка Озерки (Конаковский район). В апреле-мае в питании птиц (n = 6) отмечены личинки и куколки двукрылых (37.5%), водные жуки (50.0%) и клопы-гладыши (12.5%), а в июле (n = 2) — семена растений (50.0%) и мотыль (50.0%). В желудках всех добытых птиц обнаружены перья.

Большой баклан Phalacrocorax carbo. Летом 2006 года на Шо-шинском плёсе Иваньковского водохранилища встречалось до 5 особей одновременно.

* Николаев В.И., Шмитов А.Ю. 2008. О новых находках редких видов птиц Тверской области IIВестн. Твер. ун-та. Сер. Биол. и экол. 7: 105-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.