УДК 342.92:351.95
ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА ПАВЛОВА, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]; ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ПОНИКАРОВ, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
О ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН», ПОСВЯЩЕННОЙ 15-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ
Реферат: актуальные вопросы развития административной деятельности правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран стали предметом обсуждения Всероссийской научно-практической конференции, прошедшей 20 апреля 2017 года в Академии ФСИН России. Проведение конференции направлено на активизацию прикладных научных исследований в области совершенствования законодательства, регулирующего административную деятельность правоохранительных органов России и зарубежных стран, в том числе уголовно-исполнительной системы в современных условиях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. На учреждения и органы уголовно-исполнительной системы России возложены задачи и функции, в выполнении которых значительная роль принадлежит административной деятельности, которая непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями.
Ключевые слова: Всероссийская научно-практическая конференция, административная деятельность правоохранительных органов, уголовно-исполнительная система.
THE ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE «ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES» DEVOTED TO THE 15 ANNIVERSARY OF THE ADMINISTRATIVE AND FINANCIAL LAW DEPARTMENT OF THE ACADEMY OF THE FPS OF RUSSIA
Abstract: topical issues of the administrative activity development of the law enforcement agencies of the Russian Federation and foreign countries became a subject of discussion of the All-Russian scientific and practical conference which has taken place on April 20, 2017 in the FPS of the Academy of the FPS of Russia. The conference is directed to activization of applied scientific research in the field of improvement of the legislation regulating administrative activity of the law enforcement agencies of Russia and foreign countries, including the penal system in modern conditions of implementation of the Concept of development of the penal system of the Russian Federation till 2020. Tasks and functions in which performance the significant role belongs to administrative activity which are directed to protection of the personality, his or her rights and freedoms, to protection of public order and public safety, to fight against offenses are assigned to institutions and bodies of a penal system of Russia.
Keywords: All-Russian scientific and practical conference, administrative activity of the law enforcement agencies, the penal system.
LYUDMILA VLADIMIROVNA PAVLOVA, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]; VLADIMIR ANATOL YEVICH PONIKARO V, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
работе конференции, которая состоялась 20 апреля 2017 г., приняли участие руководители, профессорско-преподавательский состав, докторанты, адъюнкты, аспиранты, курсанты, слушатели и студенты образовательных орга-
© Павлова Л. В., Поникаров В. А., 2017 © Pavlova L. V., Ponikarov V. A., 2017
низаций России, а также ФСИН России и МВД России, практические работники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, других правоохранительных органов, общественных организаций.
В ходе конференции были обсуждены актуальные вопросы развития административной деятельности правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран, среди которых:
вопросы административно-правового регулирования деятельности правоохранительных органов;
перспективы развития административной деятельности правоохранительных органов России;
меры административного принуждения, применяемые сотрудниками правоохранительных органов;
состояние и перспективы совершенствования правоприменительной деятельности правоохранительных органов в сфере действия административного и административно-процессуального законодательства;
современное состояние и перспективы совершенствования административно-правового статуса сотрудников правоохранительных органов РФ;
правовые гарантии законности в административной деятельности сотрудников правоохранительных органов;
виды юридической ответственности в административной деятельности сотрудников правоохранительных органов;
перспективы совершенствования законодательства, регламентирующего систему социальных гарантий сотрудников правоохранительных органов;
вопросы административно-служебной деятельности правоохранительных органов зарубежных стран.
Проведение конференции направлено на активизацию прикладных научных исследований в области совершенствования законодательства, регулирующего административную деятельность правоохранительных органов России и зарубежных стран, в том числе уголовно-исполнительной системы в современных условиях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Конференцию открыла начальник кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России Л. В. Павлова. В своем выступлении она приветствовала участников конференции, а также отметила, что кафедра ежегодно в апреле проводит научные мероприятия [1, с. 86-88; 2, с. 6-9]. В этом году конференция посвящена 15-летию со дня создания кафедры администра-
тивного и финансового права Академии ФСИН России [3, с. 6-13]. Конференция 2017 г. второй год подряд организована двумя кафедрами: административного и финансового права Академии ФСИН России и административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) в рамках проекта «Визитная карточка кафедры».
Проект, реализуемый в вузе больше года, предусматривает проведение кафедрами академии различных научных мероприятий вместе с ведущими вузами страны.
Основной целью дискуссионной площадки должна стать научно обоснованная и согласованная деятельность ученых различных областей науки в сфере модернизации нормативно-правового регулирования деятельности правоохранительных органов, и прежде всего уголовно-исполнительной системы в целях реализации задач, закрепленных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
С приветственным словом к участникам конференции обратился начальник Академии ФСИН России А. А. Крымов. Он обозначил, что на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы России возложены задачи и функции, в выполнении которых значительная роль принадлежит административной деятельности, которая непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями.
Начальник академии отметил, что проводимое мероприятие является уже традиционной площадкой для интересных дискуссий, а принятые рекомендации и предложения внесут достойный вклад в развитие административно-правовой науки, правоприменительной деятельности, педагогической теории и практики. А. А. Крымов пожелал всем участникам конференции плодотворной работы и творческой результативной дискуссии.
С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель председателя правительства Рязанской области А. В. Тюме-нев. От себя лично и от имени исполняющего обязанности главы Рязанского региона Н. В. Любимова он поприветствовал участников конференции и выразил уверенность, что проведение конференции, обмен полезным опытом представителей разных регионов послужит в целом совершенствованию законодательства и укреплению правопорядка.
А. А. Гришковец, старший научный сотрудник сектора административного и бюджетного права Института государства и права Российской академии наук, в докладе «К вопросу о правоохранительной службе» рассмотрел правоохранительную службу в системе государственной службы России и сделал вывод о том, что правоохранительная служба не имеет реальной перспективы выделения в качестве самостоятельного вида государственной службы.
Государственная служба в государственных органах правоохранительного блока будет и впредь развиваться по ведомственному принципу, суть которого сводится к тому, что в каждом ведомстве или группе близких по компетенции ведомств правоохранительного блока будет формироваться собственная правовая база, предпочтительно на основе отдельного федерального закона. А. А. Гришковец обозначил, что закон должен быть необходим объективно, чтобы урегулировать определенный сегмент общественных отношений. Объективной необходимости возвращать правоохранительную службу в систему государственной службы современной России, а значит, и принимать соответствующий федеральный закон, нет.
С. М. Зубарев, заведующий кафедрой административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), в докладе на тему «О правоохранительных аспектах контроля и надзора» обозначил, что одним из критериев разграничения контроля и надзора является правоохранительный аспект. С. М. Зубарев сделал вывод о том, что в контрольной деятельности превалируют управленческие процедуры, тогда как правоохрана (как правило, дисциплинарное производство) осуществляется только в случае выявления правонарушений. В надзорной деятельности позитивные процедуры носят обеспечительный характер (например, планирование, организация проверок, наблюдение), а доминируют правоохранительные (юрисдикционные) производства, связанные с предупреждением, выявлением и пресечением административных правонарушений и привлечением виновных к административной ответственности.
С. М. Зырянов, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, выступил с докладом «Перспективы развития законодательства об административных правонарушениях», в котором обозначил, что изменчивость одного из важней-
ших федеральных законов - КоАП РФ свидетельствует о крайней нестабильности, а значит, и о неопределенности законодательства об административных правонарушениях. С. М. Зырянов пришел к выводу о том, что фактически были утрачены основы, фундаментальные представления об административной ответственности, о ее соотношении с иными видами юридической ответственности, прежде всего с уголовной.
Единственное формальное отличие, содержащееся в легальных дефинициях административного правонарушения и преступления, не имеет практического применения. Общественную опасность административных правонарушений признают законодатель, административная наука и даже Конституционный Суд РФ. От административного в административной ответственности остается юрисдикционный процесс, да и в нем все большую роль играют суды, что дает основания сомневаться в административной природе этого процесса. В связи с этим представляется, что выделение еще одной категории деликтов - уголовных проступков с передачей в эту категорию не только преступлений небольшой тяжести, но и общественно опасных административных правонарушений может обеспечить соразмерность юридической ответственности.
С. А. Старостин, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), профессор кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, выступил с докладом на тему «О некоторых проблемах, возникающих при применении судами мер процессуального принуждения, при рассмотрении дел, вытекающих из административных или иных публичных правоотношений». Докладчик отметил, что при применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении ими дел, вытекающих из административных или иных публичных правоотношений, возникает ряд проблем. В связи с этим детально проведен анализ положений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
С. А. Старостиным проанализированы меры процессуального принуждения, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а именно: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова, предупреждение, удаление из зала судебного заседания, привод, обязательство о явке, судебный штраф, и внесены предложения, направ-
ленные на совершенствование законодательства и практики его применения.
А. И. Стахов, заведующий отделом административно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия, в своем докладе «Административно-правовые требования и риски как специальные категории в деятельности правоохранительных органов» проанализировал административное и административно-процессуальное законодательство, сформировавшееся в России, выделил административно-процессуальные порядки государственного контроля и надзора, связанные с применением правоохранительными органами мер административно-правового ограничения и принуждения. А. И. Стахов научно обосновал введение и ранжирование на отдельные виды таких специальных категорий, как «административно-правовые требования государственного контроля и надзора» и «административно-правовые риски государственного контроля и надзора», позволяющих законодательно размежевать государственный надзор от государственного контроля, осуществляемого правоохранительными органами за деятельностью хозяйствующих субъектов, а также избежать в нормативном правовом регулировании деятельности органов государственного контроля и надзора «однобокой» оценки вероятности несоблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований, построенной на учете административных наказаний.
А. И. Каплунов, профессор кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, профессор кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, в своем выступлении «Развитие теории административного процесса как условие совершенствования административно-процессуальной деятельности правоохранительных органов» проанализировал порядок применения мер административного предупреждения, способ принудительного воздействия которых закреплен санкцией правовой нормы, их устанавливающей, на примере принятия и реализации решения об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Порядок применения таких мер он рассматривает в качестве самостоятельного производства в структуре административного процесса.
М. Н. Кобзарь-Фролова, профессор кафедры административного права Российского государственного университета правосудия (РГУП), главный научный сотрудник отдела административно-правовых исследований РГУП, в своем докладе «Профилактика нарушений таможенного законодательства, осуществляемая таможенными орга-
нами Европейского сообщества» рассмотрела положения Модернизированного таможенного кодекса Европейского сообщества, назвала основные задачи таможенных органов Европейского сообщества, выделила полномочия таможенных органов по профилактике и предупреждению нарушений таможенного законодательства, указав, что эта деятельность имеет специфику, обусловленную стоящими перед таможенными органами Европейского сообщества задачами.
A. Н. Миронов, профессор кафедры конституционного и муниципального права Владимирского филиала РАНХиГС, выступил с докладом «О реализации государственной политики противодействия экстремистской деятельности». Ученый рассмотрел проблемы, связанные с реализацией государственной политики противодействия экстремизму, недоработки субъектов, определяющих государственную политику противодействия экстремизму, отсутствие необходимого для реализации государственной политики нормативно-правового обеспечения, а также возможные пути решения обозначенных проблем.
B. А. Поникаров, профессор кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, выступил с докладом на тему «Административная деятельность исправительного учреждения при реализации административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». В. А. Поникаров отметил, что административный надзор рассматривается как вид административной деятельности. Большая часть функций по реализации административного надзора принадлежит МВД России, а не уголовно-исполнительной системе. Вследствие этого администрация исправительного учреждения должна руководствоваться ст. 173.1 УИК РФ «Установление административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы». В связи с тем что до сих пор отсутствует ведомственный нормативный акт (например, инструкция), определяющий процедуру установления административного надзора в исправительном учреждении, докладчик предложил свою процедуру административной деятельности по установлению административного надзора в местах лишения свободы.
И. В. Куртяк, начальник кафедры гражданского права и гражданского процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, в докладе на тему «Административно-правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы: проблемы теории и административной практики применения» отразил административно-правовые проблемы правового статуса сотрудника
уголовно-исполнительной системы. И. В. Куртяк полагает, что решение правовых, политических, социальных аспектов административно-правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы возможно путем принятия единого правового акта, который восполнит пробелы правового регулирования названного субъекта.
Л. В. Павлова, начальник кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, в докладе «Административно-правовое регулирование защиты прав и законных интересов ребенка» провела анализ норм как международного, так и национального законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов детей. Л. В. Павлова пришла к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере защиты прав и законных интересов ребенка, а именно принятия федеральных законов «О правах ребенка в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних».
Е. А. Малышев, начальник кафедры уголовного процесса Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, в своем докладе «Об удалении иностранных граждан из Российской Федерации: проблемы процессуальных сроков исполнения судебных решений» отметил проблемы процессуального регулирования производства по административным делам о помещении (продлении срока пребывания) иностранного гражданина, подлежащего административному выдворению, депортации или реадмис-сии, в специальное учреждение.
В соответствии с последними тенденциями европейского законодательства максимально возможный срок ограничения свободы лица, нарушившего миграционное законодательство, составляет не более 18 месяцев. Это положение предложено принять за основу при подготовке предложений по восполнению пробела отечественного административного законодательства в указанной сфере общественных отношений, так как и в КоАП РФ, и в КАС РФ отсутствуют правовые нормы о предельном сроке ограничения свободы лица, подлежащего принудительному административному выдворению, депортации или реадмиссии из Российской Федерации, что позволит сформировать надлежащие процессуальные гарантии защиты прав иностранных граждан, принудительно удаляемых из нашей страны.
А. И. Попов, начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, выступил с докладом на
тему «Административно-договорные правоотношения в деятельности правоохранительных органов». Он отметил, что современное состояние управленческих отношений в правоохранительных органах требует использования новых форм, среди которых особое место занимает административный договор. Выступая субъектами административно-договорных правоотношений, правоохранительные органы получают возможность координации и взаимодействия при осуществлении основной функции - защиты прав и свобод граждан.
На сегодняшний день управленческая деятельность в правоохранительной сфере должна быть направлена на повышение эффективного взаимодействия правоохранительных органов в пределах предоставленной компетенции посредством вступления в административно-договорные правоотношения.
А. В. Каляшин, доцент кафедры управления и административно-правовых дисциплин юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России, выступил с докладом на тему «Регулирование правоотношений, связанных с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития». Докладчиком проведен анализ законопроектов и законодательных актов, регламентирующих прохождение службы в отдельных видах федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью (таможенных органах, органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы). Сравнение текстов документов показало их идентичность и позволило говорить о целесообразности разработки и принятия в пределах законодательства о государственной службе нескольких законодательных актов, больших по объему и различающихся деталями. Учитывая принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, нахождение ранее уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы в системе МВД России, прохождение раньше ее сотрудниками службы в органах внутренних дел, докладчик предложил несколько вариантов регулирования государственно-служебных отношений в трех ведомствах.
Е. В. Сенатова, доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, в своем сообщении «Административно-правовое регулирование права осужденных к лишению свободы на обращение» провела ана-
лиз административно-правового регулирования права осужденных к лишению свободы на обращение. Докладчик указала на закономерность регулирования отношений, связанных с реализацией осужденными права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, уголовно-исполнительным законодательством при ключевой роли норм административного права. Обосновала необходимость принятия специальной нормативно-правовой основы для осуществления учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции по рассмотрению обращений граждан, осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
В ходе состоявшегося обмена мнениями участниками конференции были отмечены положительные тенденции административной реформы
в свете реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года; своевременность и актуальность принятия новых законов и подзаконных нормативно-правовых актов в сфере регулирования административной деятельности правоохранительных органов; наличие российской специфики и модели административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе.
Участники конференции согласовали общую научную и практико-ориентированную позицию в понимании основных направлений практической реализации задач совершенствования административно-правового регулирования деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы России, других правоохранительных органов и выработали рекомендации по его дальнейшему развитию.
Библиографический список
1. Павлова Л. В., Поникаров В. А. Всероссийский научно-практический семинар «Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран» // Административное право и процесс. 2016. № 9. С. 86-88.
2. Павлова Л. В., Поникаров В. А. О Всероссийском научно-практическом семинаре «Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран» // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 3. С. 6-13.
3. Павлова Л. В. 15-летие кафедры административного и финансового права Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний // Административное право и процесс. 2017. № 4. С. 6-13.
Литература
1. Павлова, Л. В. Всероссийский научно-практический семинар «Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран» [Текст] / Л. В. Павлова, В. А. Поникаров // Административное право и процесс. - 2016. - № 9. - С. 86-88.
2. Павлова, Л. В. О Всероссийском научно-практическом семинаре «Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран» [Текст] / Л. В. Павлова, В. А. Поникаров // Уголовно-исполнительное право. - 2016. - № 3. - С. 6-13.
3. Павлова, Л. В. 15-летие кафедры административного и финансового права Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний [Текст] / Л. В. Павлова // Административное право и процесс. - 2017. - № 4. - С. 6-13.
References
1. Pavlova L. V., Ponikarov V. A. Vserossijskij nauchno-prakticheskij seminar «Administrativnaja deja-tel'nost' pravoohranitel'nyh organov Rossijskoj Federacii i zarubezhnyh stran» [All-Russian scientific and practical seminar "Administrative activity of law enforcement agencies of the Russian Federation and foreign countries"]. Administrativnoe pravo i process - Administrative law and process, 2016, no. 9, pp. 86-88.
2. Pavlova L. V., Ponikarov V. A. O Vserossijskom nauchno-prakticheskom seminare «Administrativnaja dejatel'nost' pravoohranitel'nyh organov Rossijskoj Federacii i zarubezhnyh stran» [About the All-Russian scientific and practical seminar "Administrative activity of law enforcement agencies of the Russian Federation and foreign countries"]. Ugolovno-ispolnitel'noepravo - Penal law, 2016, no. 3, pp. 6-13.
3. Pavlova L. V. 15-letie kafedry administrativnogo i finansovogo prava Akademii prava i upravlenija Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij [15 anniversary of department of the administrative and financial law of Academy of the right and Office of the Federal Penal Service]. Administrativnoe pravo i process - Administrative law and process, 2017, no. 4, pp. 6-13.
Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 4. С. 368-537
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Павлова Людмила Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];
Поникаров Владимир Анатольевич - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Павлова, Л. В. О Всероссийской научно-практической конференции «Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран», посвященной 15-летию кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России / Л. В. Павлова, В. А. Поникаров // Уголовно-исполнительное право. -2017. - Т. 12(1-4), № 4. - С. 527-533.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Pavlova Lyudmila Vladimirovna - phd in law, associate professor, head of the administrative and financial law department of the Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected];
Ponikarov Vladimir Anatolyevich - dsc in law, associate professor, professor of the administrative and financial law department of the Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected].
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Pavlova L. V., Ponikarov V. A. O Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Administrativnaja dejatel'nost' pravoohranitel'nyh organov Ros-sijskoj Federacii i zarubezhnyh stran», posvjash-hennoj 15-letiju kafedry administrativnogo i fi-nansovogo prava Akademii FSIN Rossii [The All-Russian scientific and practical conference «Administrative Activity of Law Enforcement Agencies of the Russian Federation and Foreign Countries» devoted to the 15 anniversary of the administrative and financial law department of the Academy of the FPS of Russia]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo -Penal law, 2017, vol. 12(1-4), no. 4, pp. 527-533.