УДК1342.92:351.95
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА ПОНИКАРОВА, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,
СВЯЗАННЫЕ С ОФОРМЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ В РАМКАХ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ У ЛИЦ,
ПРЕБЫВАЮЩИХ НА РЕЖИМНОЙ ТЕРРИТОРИИ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Реферат: приводится алгоритм действий, связанный с оформлением материалов по статье 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Это сделано для того, чтобы исключить случаи направления материалов в суд с нарушениями требований статей 28.2, 29.5 указанного Кодекса. Следовательно, конкретные практические алгоритмы действий, связанные с оформлением дел об административных правонарушениях в учреждениях уголовно-исполнительной системы (в части запрещенных предметов), направлены на устранение пробелов законодательного регулирования в сфере производства по делам об административных правонарушениях в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Кроме того, дан перечень документов и материалов, направляемых в суд при обнаружении запрещенных предметов. Предложенные алгоритмы, документы и материалы позволят повысить эффективность деятельности практических работников уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: прикладные алгоритмы действий, сотрудники уголовно-исполнительной системы, запрещенные предметы, режимная территория, административные правонарушения, почтовые отправления, Мистерство внутренних дел, исправительное учреждение.
TATYANA VLADIMIROVNA PONIKAROVA,
Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
THE PRACTICAL ACTIONS OF EMPLOYEES OF PENAL SYSTEM CONNECTED WITH REGISTRATION OF MATERIALS WITHIN THE RUSSIAN FEDERATION CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES, UPON DETECTION OF THE PROHIBITED ARTICLES
FROM PERSONS STAYING IN THE REGIME TERRITORY OF CORRECTIONAL FACILITY
Abstract: the article provides an algorithm of actions related to the preparation of materials on article 19.12 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. It is made to exclude cases of the direction of materials in court with violations of requirements of articles 28.2, 29.5 of the specified Code. Therefore the concrete practical algorithms of actions connected with registration of cases of administrative offenses in institutions of a penal system (regarding the forbidden objects) are directed to elimination of gaps of legislative regulation in the sphere of production on cases of administrative offenses in institutions and bodies of a penal system. Besides is given the list of documents and materials directed to court upon detection of the prohibited articles. The offered algorithms, documents and materials will allow increasing efficiency of activity of practical workers of a penal system.
Keywords: applied algorithms of actions, employees of a penal system, prohibited articles, the regime territory, administrative offenses, mailings, Misterstvo internal has put, correctional facility.
Производство по делу об административном правонарушении, в том числе применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, осуществляется на основании и в строгом соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Соблюдение требований законодательства при применении административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц уголовно-исполнительной системы (УИС), прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.
Следует отметить, что в учреждениях УИС отсутствует единая практика применения ст. 19.12 КоАП РФ в случае изъятия запрещенных предметов, например,
© Поникарова Т. В., 2017 © Ponikarova T. V., 2017
в почтовых отправлениях или при задержании лица, которое пытается передать запрещенный предмет любым способом лицам, содержащимся в учреждениях УИС, а также в местах содержания под стражей. Отмечается слабый уровень документирования административных правонарушений и отсутствие дальнейшего взаимодействия с судами, что в конечном итоге приводит к прекращению производства по делам об административных правонарушениях [1, с. 188; 2, с. 36-39].
Подобное положение дел не позволяет эффективно противодействовать поступлению запрещенных предметов в учреждения, что порождает чувство безнаказанности у правонарушителей, создает благоприятные условия для реализации ими своих противозаконных действий, что, в свою очередь, требует принятия незамедлительных мер реагирования [3, с. 11-15]. Учитывая данную ситуацию, мы предлагаем конкретные алгоритмы действий сотрудников УИС по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях [4, с. 88; 5, с. 8].
Конкретные практические алгоритмы действий, связанные с оформлением дел об административных правонарушениях в учреждениях УИС, направлены на устранение пробелов законодательного регулирования в сфере производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого должностными лицами УИС [6, с. 147-148], сконцентрированы на выработке единого подхода к реализации производства по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности учреждений УИС.
I. Алгоритм действий сотрудников УИС при обнаружении запрещенных предметов при проведении досмотра передачи или лица, прибывшего на свидание.
1. Проведение досмотра передачи или лица, прибывшего на свидание, в целях обнаружения запрещенных предметов.
2. Составление рапорта об обнаружении признаков административного правонарушения лицом, обнаружившим запрещенные предметы. Регистрация рапорта после резолюции начальника учреждения в журнале регистрации информации о происшествиях.
3. Составление протокола об изъятии вещей и документов уполномоченным должностным лицом с обязательным участием двух понятых и при наличии свидетелей. Вручение копии протокола лицу, у которого были обнаружены и изъяты запрещенные предметы.
Примечание. При обнаружении жидкостей с запахом спирта их следует изъять, опечатать и направить на исследование в экспертно-
криминалистический центр Управления МВД (УМВД) по субъекту Российской Федерации.
4. Опрос лица, у которого обнаружены и изъяты запрещенные предметы, свидетелей, понятых, составление объяснений.
5. Сбор документов и иных материалов, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении (ксерокопии паспорта лица, у которого обнаружены и изъяты запрещенные предметы; ксерокопии карточки учета свиданий, выдачи посылок, передач и бандеролей; ксерокопии журнала учета выдачи посылок, передач и бандеролей; ксерокопии расписки и т. д.).
6. Составление протокола об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом с указанием в нем двух свидетелей. Вручение копии протокола лицу, в отношении которого он составлен.
7. Сдача обнаруженных и изъятых предметов и вещей на хранение на склад учреждения, а денег -в кассу, бухгалтерию.
8. Направление материалов для рассмотрения судье.
Примерный перечень документов и материалов, направляемых в суд при обнаружении запрещенных предметов при проведении досмотра передачи или лица, прибывшего на свидание
1. Рапорт об обнаружении признаков административного правонарушения.
2. Протокол об изъятии вещей и документов.
3. Объяснения лица, у которого обнаружены и изъяты запрещенные предметы, понятых, свидетелей.
4. Протокол об административном правонарушении.
5. Ксерокопия карточки о сдаче изъятых вещей на склад (квитанция о сдаче денег в кассу, бухгалтерию).
6. Фототаблица изъятых вещей и предметов.
7. Ксерокопия паспорта лица, у которого обнаружены и изъяты запрещенные предметы.
8. Ксерокопия расписки о предупреждении об ответственности за передачу или попытку передачи запрещенных предметов.
9. Ксерокопия карточки учета свиданий, выдачи посылок, передач и бандеролей.
10. Заключение, справка об исследовании (при изъятии жидкостей с запахом спирта).
11. Иные документы и материалы, представляющие интерес при рассмотрении дела об административном правонарушении.
II. Алгоритм действий сотрудников УИС при обнаружении запрещенных предметов при проведении досмотра почтовых отправлений (посылки или бандероли).
1. Проведение досмотра почтовых отправлений (посылки, бандероли) в целях обнаружения за-
прещенных предметов. Фотографирование изъятых вещей, предметов и документов, фиксация их отличительных и идентификационных признаков.
2. Составление рапорта об обнаружении признаков административного правонарушения лицом, выявившим запрещенные предметы. Регистрация рапорта после резолюции начальника учреждения в журнале регистрации информации о происшествии.
Согласно письменному указанию начальника получение сотрудником, входящим в перечень должностных лиц учреждений и органов УИС, уполномоченных составлять протоколы, утвержденный приказом ФСИН России от 19 декабря 2013 г. № 780, под роспись в журнале первоначальных материалов и осуществление им производства по делу, в частности составление протокола об изъятии.
3. Составление протокола об изъятии вещей и документов уполномоченным должностным лицом с обязательным участием двух понятых, в качестве которых привлекаются осужденные (как правило, дневальные отрядов), при наличии свидетелей, а также лица, в чей адрес направлено почтовое отправление.
Примечание. Дело будет считаться возбужденным с момента составления протокола об изъятии вещей и документов.
4. Опрос лица, в чей адрес направлено почтовое отправление, свидетелей, составление объяснений.
5. Сбор документов и иных материалов, необходимых для составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении (опрос осужденных, изучение их личных дел, служебной документации, карточек учета свиданий, выдачи посылок, передач и бандеролей, а также заявлений и т. д.). Составление запроса на почтамт для истребования ксерокопии извещения, фототаблицы изъятых вещей, предметов и документов с целью сбора данных о лице, отправившем почтовое отправление, которые необходимы для составления протокола об административном правонарушении. Оформление рапортом полученных в результате этих действий сведений и приобщение их к материалам дела об административном правонарушении.
6. Сдача обнаруженных и изъятых предметов и вещей на хранение на склад учреждения.
7. Направление определения об истребовании сведений, необходимых для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, в управление по вопросам миграции УМВД по субъекту Российской Федерации или в полицию по месту жительства лица, отправившего почтовое отправление. К сведениям могут относиться паспортные данные лица, напра-
вившего почтовое отправление, информация о месте его жительства (регистрации), работы, службы, учебы и т. д.
8. Сбор данных о лице, направившем почтовое отправление, которые требуются для составления протокола об административном правонарушении. Сбор документов и иных материалов, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении (паспортные данные лица; информация о месте его жительства, регистрации; ксерокопии карточки учета свиданий, выдачи посылок, передач и бандеролей; ксерокопии журнала учета выдачи посылок, передач и бандеролей и т. д.). Оформление полученных сведений рапортом и приобщение их к материалам дела.
9. Направление заказным письмом с уведомлением о вручении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещения с требованием прибыть для дачи объяснения и составления в отношении его протокола об административном правонарушении.
Примечание. В извещении сообщается о дате и месте составления протокола, к нему прилагается копия протокола об изъятии вещей и документов. При назначении даты учитывается время, необходимое на доставку уведомления, а также на прибытие в учреждение, в зависимости от места жительства лица.
10. Составление протокола об административном правонарушении после сбора необходимых документов, в том числе получения сведений из управления по вопросам миграции УМВД по субъекту Российской Федерации. Вручение копии протокола лицу, в отношении которого он составлен. Получение объяснений уполномоченным должностным лицом УИС от лица, отправившего почтовое отправление, по прибытии его в исправительную колонию. Составление протокола об административном правонарушении в его присутствии. При неприбытии лица, в отношении которого предполагается составление протокола об административном правонарушении, извещенного надлежащим образом, составление протокола без его участия и направление ему копии протокола заказным письмом с уведомлением. Опрос лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, свидетелей, понятых, составление объяснений. Сбор документов и иных материалов, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении (ксерокопия паспорта лица, в отношении которого составляется протокол).
1 1. Направление материалов для рассмотрения судье.
Примерный перечень документов и материалов, направляемых в суд при обнаружении запрещенных предметов при проведении досмотра почтовых отправлений
1. Рапорт об обнаружении признаков административного правонарушения.
2. Протокол об изъятии вещей и документов.
3. Объяснения лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, понятых, свидетелей.
4. Объяснение лица, в чей адрес направлено почтовое отправление.
5. Протокол об административном правонарушении.
6. Ксерокопия карточки о сдаче изъятых вещей на склад (квитанция о сдаче денег в кассу, бухгалтерию).
7. Фототаблица изъятых вещей и предметов.
8. Ксерокопия паспорта лица, которое отправило изъятые запрещенные предметы.
9. Ксерокопия карточки учета свиданий, выдачи посылок, передач и бандеролей.
10. Ксерокопия журнала учета выдачи посылок, передач и бандеролей.
11. Ксерокопия сопроводительного письма о направлении копии протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен.
12. Ксерокопии уведомления, извещения о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.
13. Заключение, справка об исследовании при изъятии жидкости с запахом спирта.
14. Иные документы и материалы, представляющие интерес при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Указанные прикладные алгоритмы действий сотрудников УИС при обнаружении запрещенных предметов у лиц, пребывающих на режимной территории исправительного учреждения, будут способствовать правильному разрешению дела, а также обеспечению законности при реализации административно-деликтных производств в пенитенциарной системе Российской Федерации.
Г" ^
Библиографический список
1. Дазмарова Т. Н., Зверев А. В. Некоторые аспекты административно-правового режима территорий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы // Евразийский юридический журнал. 2015. № 10(89). С. 147-148.
2. Павлова Л. В., Поникаров В. А. Всероссийский научно-практический семинар «Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран» // Административное право и процесс. 2016. № 9. С. 86-88.
3. Павлова Л. В., Поникаров В. А. О Всероссийском научно-практическом семинаре «Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран» // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 3. С. 6-8.
4. Поникаров В. А. Административно-юрисдикционный процесс в пенитенциарной системе России и зарубежных стран (организационно-правовые аспекты) : монография. Рязань, 2009. 241 с.
5. Поникаров В. А., Дазмарова Т. Н. Предмет, способы и оценка доказывания по делам об административных правонарушениях в тюремной системе Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. № 2. С. 36-39.
6. Поникаров В. А., Поникарова Т. В. Обеспечение законности в правоохранительной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, привлекаемых к административной, дисциплинарной и материальной ответственности // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 4. С. 11-15.
Литература
1. Дазмарова, Т. Н. Некоторые аспекты административно-правового режима территорий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы [Текст] / Т. Н. Дазмарова, А. В. Зверев // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 10(89). - С. 147-148.
2. Павлова Л. В. О Всероссийском научно-практическом семинаре «Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран» [Текст] / Л. В. Павлова, В. А. Поникаров // Уголовно-исполнительное право. - 2016. - № 3. С. 6-8.
3. Павлова, Л. В. Всероссийский научно-практический семинар «Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран» [Текст] / Л. В. Павлова, В. А. Поникаров // Административное право и процесс. - 2016. - № 9. - С. 86-88.
4. Поникаров, В. А. Административно-юрисдикционный процесс в пенитенциарной системе России и зарубежных стран (организационно-правовые аспекты) [Текст] : монография / В. А. Поникаров. - Рязань : Академия ФСИН России, 2009. - 241 с.
Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 4. С. 368-537
5. Поникаров, В. А. Обеспечение законности в правоохранительной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, привлекаемых к административной, дисциплинарной и материальной ответственности [Текст] / В. А. Поникаров, Т. В. Поникарова // Уголовно-исполнительное право. -2015.- № 4. - С. 11-15.
6. Поникаров, В. А. Предмет, способы и оценка доказывания по делам об административных правонарушениях в тюремной системе Российской Федерации [Текст] / В. А. Поникаров, Т. Н. Дазмарова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2017. - № 2. - С. 36-39.
References
1. Dazmarova T. N., Zverev A. V. Nekotorye aspekty administrativno-pravovogo rezhima territory uchrezhdenij, ispolnjajushhih ugolovnye nakazanija v vide lishenija svobody [Some aspects of an administrative legal regime of territories of the institutions executing criminal penalties in the form of imprisonment]. Ev-razijskij juridicheskij zhurnal - Euroasian legal journal, 2015, no. 10(89), pp. 147-148.
2. Pavlova L. V., Ponikarov V. A. O Vserossij skom nauchno-prakticheskom seminare «Administrativnaja dejatel'nost' pravoohranitel'nyh organov Rossijskoj Federacii i zarubezhnyh stran» [About the All-Russian scientific and practical seminar "Administrative activity of law enforcement agencies of the Russian Federation and foreign countries"]. Ugolovno-ispolnitel 'noepravo - Penal law, 2016, no. 3, pp. 6-8.
3. Pavlova L. V., Ponikarov V. A. Vserossij skij nauchno-prakticheskij seminar «Administrativnaja dejatel'nost' pravoohranitel'nyh organov Rossijskoj Federacii i zarubezhnyh stran» [All-Russian scientific and practical seminar "Administrative activity of law enforcement agencies of the Russian Federation and foreign countries"]. Administrativnoe pravo i process - Administrative law and process, 2016, no. 9, pp. 86-88.
4. Ponikarov V. A. Administrativno-jurisdikcionnyj process v penitenciarnoj sisteme Rossii i zarubezhnyh stran (organizacionno-pravovye aspekty) [Administrative and jurisdictional process in penal system of Russia and foreign countries (organizational and legal aspects)]. Ryazan, Akademija FSIN Rossii Publ., 2009. 241 p.
5. Ponikarov V. A., Dazmarova T. N. Predmet, sposoby i ocenka dokazyvanija po delam ob administrativn-yh pravonarushenijah v tjuremnoj sisteme Rossijskoj Federacii [Subject, ways and assessment of proof of cases of administrative offenses in the prison system of the Russian Federation]. Ugolovno-ispolnitel 'naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie - Penal system: right, economy, management, 2017, no. 2, pp. 36-39.
6. Ponikarov V. A., Ponikarova T. V. Obespechenie zakonnosti v pravoohranitel'noj dejatel'nosti sotrudni-kov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, privlekaemyh k administrativnoj, disciplinarnoj i material'noj otvetstven-nosti [Law enforcement in law-enforcement activity of the employees of a penal system involved to administrative, disciplinary and liability]. Ugolovno-ispolnitel 'noe pravo - Penal law, 2015, no. 4, pp. 11-15.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Поникарова Татьяна Владимировна - старший преподаватель-методист психологического факультета Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Поникарова, Т. В. Практические действия сотрудников УИС, связанные с оформлением материалов в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при обнаружении запрещенных предметов у лиц, пребывающих на режимной территории исправительного учреждения / Т. В. Поникарова // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - Т. 12(1-4), № 4. - С. 448-452.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Ponikarova Tatyana Vladimirovna - senior lecturer of psychological department, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected].
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Ponikarova T. V. Prakticheskie dejstvija sotrud-nikov UIS, svjazannye s oformleniem materialov v ramkah Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administ-rativnyh pravonarushenijah, pri obnaruzhenii zapreshhennyh predmetov u lic, prebyvajushhih na rezhimnoj territorii ispravitel'nogo uchrezhdenija [The practical actions of employees of penal system connected with registration of materials within the Russian Federation Code of administrative offences, upon detection of the prohibited articles from persons staying in the regime territory of correctional facility]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2017, vol. 12(1-4), no. 4, pp. 448-452.