УДК 343.843!
ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ПОНИКАРОВ, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ВНЕШНЯЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ из мест лишения свободы, С УЧЕТОМ ПОЛОЖЕНИЙ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реферат: впервые с учетом положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предложена модель (внешней) деятельности исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Данная научная модель преследует только одну цель, а именно осуществить на практике процедуру, связанную с установлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, что в конечном счете обеспечит законность в рассмотренной сфере общественных отношений.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, должностные лица уголовно-исполнительной системы, исправительные учреждения, административный надзор, осужденные, административное судопроизводство.
VLADIMIR ANATOL YEVICH PONIKARO V,
Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
EXTERNAL LAW-ENFORCEMENT ACTIVITIES OF OFFICIALS OF PENAL INSTITUTIONS FOR ESTABLISHMENT OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION
OF THE RELEASED PERSONS TAKING INTO ACCOUNT PROVISIONS OF THE CODE OF ADMINISTRATIVE LEGAL PROCEEDINGS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: for the first time taking into account provisions of the Code of administrative legal proceedings of the Russian Federation the model (external) activities of correctional facility for establishment of administrative supervision of the released persons is offered. This scientific model pursues only one aim, namely to carry out in practice the procedure connected with establishment of administrative supervision of the released persons from places of detention that eventually will provide legality in the considered sphere of the public relations.
Keywords: law-enforcement activity, officials of the penal system, correctional facilities, administrative supervision, convicts, administrative legal proceedings.
Внутриорганизационная деятельность администрации исправительного учреждения уже была объектом нашего исследования. В указанной деятельности были рассмотрены функции следующих служб (должностных лиц) исправительного учреждения: специальные отделы (группы), отдел безопасности, начальники отрядов, воспитательный отдел и др. Следовательно, в ранее предложенной нами модели участвовали все основные подразделения (службы) исправительного учреждения [1, с. 54-58; 2, с. 86-88; 3, с. 6-8].
Исследуем внешнюю деятельность администрации исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Ранее эта деятельность была регламентирована гражданско-процессуальным законодательством. В настоящее время данная деятельность установлена (определена) Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), а также (частично) ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
© Поникаров В. А., 2017 © Ponikarov V. A., 2017
В соответствии с п. 7 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.
Следует отметить, что административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Административное исковое заявление исправительного учреждения должно быть подписано его начальником. В административном исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К административному исковому заявлению об установлении административного надзора прилагаются копии приговора суда, а также постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Например, в заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. Суд при необходимости может затребовать иные документы и материалы. Дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица (например, осужденного), в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения (например, руководства учреждения, сотрудников воспитательного отдела), которым подано административное исковое заявление, и прокурора (ст. 272 КАС РФ). Как правило, на судебное рассмотрение приглашают прокурора по надзору за исправительными учреждениями или соответствующего прокурора по месту нахождения исправительного учреждения.
Неявка в судебное заседание заявителя или прокурора (если их известили надлежащим образом о времени и месте судебного заседания) не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела. Обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре
лежит на заявителе, например, на лице (администрация исправительного учреждения), обратившемся с таким заявлением (ч. 2 ст. 272 КАС РФ). На наш взгляд, извещение прокурора и иных лиц надлежащим образом предполагает отправку заказного письма, повестки или уведомления.
Таким образом, суд в соответствии с ч. 3 ст. 272 КАС РФ (а не администрация исправительного учреждения) обязан надлежащим образом известить прокурора, а также лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, соответствующее исправительное учреждение о времени и месте рассмотрения административного дела.
В случае неявки без уважительной причины представителя соответствующего исправительного учреждения, явка которого признана судом обязательной, на него может быть наложен судебный штраф. Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Суд, рассмотрев административное исковое заявление по делу об административном надзоре, принимает решение. В решении суда об установлении административного надзора указываются срок административного надзора, конкретные административные ограничения. Копия решения суда по делу об административном надзоре вручается под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляется им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку. Кроме того, администрация исправительного учреждения после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направляет копию указанного решения в орган внутренних дел по избранному этим лицом месту жительства или пребывания (ч. 4 ст. 173.1 УИК РФ). Такое взаимодействие администрации с органами внутренних дел рассматривается как часть управленческого процесса по реализации законодательства, регламентирующего административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
При освобождении из мест лишения свободы лицу, в отношении которого установлен административный надзор, администрация исправительного учреждения вручает предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и пре-
Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 4. С. 368-537
454
дупреждает данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.
В данном предписании производится запись об установлении административного надзора и указывается адрес избранного места жительства или пребывания.
Таким образом, для должностных лиц уголовно-исполнительной системы предложена конкретная процедура (в рамках КАС РФ), связанная с установлением административного надзора за освобожденными лицами из мест лишения свободы, что в конечном счете обеспечит законность в рассмотренной сфере общественных отношений.
Библиографический список
1. Архипов Д. Н., Поникаров В. А. Правоохранительная деятельность исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 54-58.
2. Павлова Л. В., Поникаров В. А. Всероссийский научно-практический семинар «Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран» // Административное право и процесс. 2016. № 9. С. 86-88.
3. Павлова Л. В., Поникаров В. А. О Всероссийском научно-практическом семинаре «Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран» // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 3. С. 6-8.
Литература
1. Архипов, Д. Н. Правоохранительная деятельность исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы [Текст] / Д. Н. Архипов, В. А. Поникаров // Уголовно-исполнительное право. - 2014. - № 2. - С. 54-58.
2. Павлова, Л. В. Всероссийский научно-практический семинар «Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран» [Текст] / Л. В. Павлова, В. А. Поникаров // Административное право и процесс. - 2016. - № 9. - С. 86-88.
3. Павлова, Л. В. О Всероссийском научно-практическом семинаре «Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран» [Текст] / Л. В. Павлова, В. А. Поникаров // Уголовно-исполнительное право. - 2016. - № 3. - С. 6-8.
References
1. Arhipov D. N., Ponikarov V. A. Pravoohranitel'naja dejatel'nost' ispravitel'nogo uchrezhdenija po ustanovleniju admini strati vnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lishenija svobody [Law-enforcement activities of correctional facility for establishment of administrative supervision of the persons released from places of detention]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2014, no. 2, pp. 54-58.
2. Pavlova L. V., Ponikarov V. A. Vserossijskij nauchno-prakticheskij seminar «Administrativnaja dejatel'nost' pravoohranitel'nyh organov Rossijskoj Federacii i zarubezhnyh stran» [All-Russian scientific and practical seminar "Administrative activity of law enforcement agencies of the Russian Federation and foreign countries"]. Administrativnoe pravo i process - Administrative law and process, 2016, no. 9, pp.86-88.
3. Pavlova L. V., Ponikarov V. A. O Vserossijskom nauchno-prakticheskom seminare «Administrativnaja dejatel'nost' pravoohranitel'nyh organov Rossijskoj Federacii i zarubezhnyh stran» [About the All-Russian scientific and practical seminar "Administrative activity of law enforcement agencies of the Russian Federation and foreign countries"]. Ugolovno-ispolnitel 'noepravo - Penal law, 2016, no. 3, pp. 6-8.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Поникаров Владимир Анатольевич - доктор юри- Ponikarov Vladimir Anatolyevich - dsc in law, дических наук, доцент, профессор кафедры админи- associate professor, professor of the administrative стративного и финансового права Академии ФСИН and financial law department of the Academy of the России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]. [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Поникаров, В. А. Внешняя правоохранительная деятельность должностных лиц пенитенциарных учреждений по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, с учетом положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации / В. А. Поникаров // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - Т. 12(1-4), № 4. - С. 453-456.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Ponikarov V. A. Vneshnjaja pravoohranitel'naja dejatel'nost' dolzhnostnyh lic penitenciarnyh uchrezhdenij po ustanovleniju administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lishen-ija svobody, s uchetom polozhenij Kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii [External law-enforcement activities of officials of penal institutions for establishment of administrative supervision of the released persons taking into account provisions of the code of administrative legal proceedings of the Russian Federation]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2017, vol. 12(1-4), no. 4, pp. 453-456.