Л.И. Глухарева
О ВОЗВРАТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВА К ПРИНЦИПАМ «РУССКОЙ ПРАВДЫ»: ИДЕИ И.Л. СОЛОНЕВИЧА
В статье раскрываются взгляды представителя русской консервативной мысли И.Л. Солоневича о праве и законе, организации правовой системы России.
Ключевые слова: национальная идея, народная монархия, доминанта национального характера, православие, Русская Правда.
Залогом исторической памяти является обращение науки и практики к идеям и учениям предшественников для решения задач современных. Сегодня перед Россией встали вопросы кардинального реформирования многих сфер общественной жизни, в том числе и государственно-правовой. Используемые для этого преимущественно западные заимствования не всегда срабатывают, далеко не все из них дают ожидаемые результаты. Поэтому внимание ученых, политиков, организаторов и управленцев переключилось на труды отечественных мыслителей, которые своими разработками, опирающимися на традиционные российские ценности, проверенные веками идеи почвенничества, предлагали решения тех или иных преобразований России. Многие из этих авторов, хотя и покинули Отечество по разным причинам и в разное время, тем не менее глубоко знали национальные особенности страны, поэтому выдвигали программы, адекватные особенностям российской жизни. Среди них Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин, А.И. Солженицын, а также заметная фигура российской монархической эмиграции, виднейший публицист, юрист, сторонник консервативного направления политико-правовой мысли русского зарубежья 30-50-х гг. XX столетия Иван Лукьянович Солоневич (1891-1953 гг.).
© Глухарева Л.И., 2012
Имя И.Л. Солоневича известно прежде всего как сторонника русской национальной идеи, как «имперского консерватора и монархиста»1. Его работы, написанные ярко и энергично, заставляют иначе взглянуть на многие современные государственно-политические институты, переосмыслить в ином ракурсе правовые устроительные принципы. В советский период труды И.Л. Солоневича, в которых он нелицеприятно критиковал политику и деятельность большевиков-коммунистов, находились под жестким запретом и не были доступны публике. В последние годы его статьи и книги приобрели известность2, а высказанные в них суждения широко цитируются. Появилось довольно большое количество работ о самом авторе, составлено несколько вариантов его удивительной биографии3, сведения о нем размещены в энциклопедических изданиях, исследователи творчества ученого пишут о нем под девизом «Потомству - в пример!»4 Государственно-правовые воззрения И.Л. Солоневича стали предметом научного анализа в юридической литературе5.
Востребованность идей И.Л. Солоневича объясняется их тесной связью с отечественными традициями. Они были не просто провозглашены мыслителем, а получили воплощение в разработанных им конкретных программах действия. Их реализацию автор возлагал на «штабс-капитанов» (на поколение «негенера-лов»6). Он характеризовал штабс-капитанов как главных исполнителей этих программ «имперским, национальным, православным и глубочайшим образом народно-демократическим»7. В таком формате им было заявлено о главной идеологии национального возрождения России.
Национализм виделся И.Л.Солоневичу идеей, которая воспитывает и скрепляет нацию, поэтому возрождение России им связывалось с восстановлением русской национальной идентичности. И.Л. Солоневич полагал, что национальную идею невозможно придумать, ее можно только открыть в истории. Однако обращаясь к прошлому страны, он не призывал идеализировать и идеологизировать его, автор ратовал за восстановление исторически выработанных народом идеалов прошлого, но с учетом потребностей настоящего и для совершенствования настоящего.
Одной из особенностей русской консервативной политико-правовой мысли, которую продвигал Солоневич, было признание России в качестве самобытной и самодостаточной цивилизации, имеющей свой путь развития. Каждый народ мира, в особенности великий народ, подчеркивал ученый, имеет свои неповторимые в истории пути развития и свое неповторимое лицо. Поэтому в мире не существует никаких «исторических законов» развития, которые
были бы обязательны для всех народов мира, каждый народ наследует свою собственную судьбу. И.Л. Солоневич ввел в политико-правовой лексикон, как совершенно верно подметил И.В. Тушка-нов8, очень важное понятие - «доминанту национального характера» (т. е. то, что в настоящее время именуется менталитетом) как определяющую черту каждого народа. Для правильного понимания государственно-правового развития каждой страны, считал ученый, необходимо выявить именно такую доминанту.
С чрезвычайной осторожностью он призывал относиться ко всему тому, что «нам кажется нашими национальными недостатками», поскольку «то, что кажется недостатком сегодня, в ходе веков оказывается колоссальным преимуществом». Кроме того, развивал мысль И.Л. Солоневич, попытки переделать человека являются безнадежными, а попытки переделать целый народ «пахнут уж просто-напросто вздором». «Давайте не переделывать, примем русский народ таким, каким создал его Господь Бог и обработала тысячелетняя история»9 - такова принципиальная позиция мыслителя, исходя из которой он выдвигал предложения по реформированию правовой и государственной системы России.
Духовной основой политико-правовой доктрины И.Л. Солоне-вича является православие. По его мнению, православие представляет собой не только и не столько религию большинства россиян, сколько выступает религиозно-нравственным истоком русского национального государственного творчества. Признание православия первоосновой российской жизни позволило И.Л. Солоневичу сделать важный вывод: опыт любого другого народа, утвердившийся на базе какой бы то ни было другой религиозной веры, для России непригоден и неприемлем.
Идеи православия и сохранения национальных особенностей России образуют краеугольный камень научно-практических построений И.Л. Солоневича о государстве (государственном устройстве, самоуправлении, национальной автономии, свободе личности, конституционализме, парламентаризме, бюрократизме, прогнозировании перспектив будущего развития, влияния государства и права на экономическое развитие страны и др.). В значительно меньшей степени Солоневич уделял внимание вопросам реформирования правовой системы страны, но и эти проблемы он решал самым оригинальным образом.
Так, по поводу взаимодействия закона и права он писал, что государство управляется не на основе писаной конституции, а опираясь на реальное соотношение сил различных группировок правящего слоя. Государство существует, считал ученый, благодаря известному уровню общественной морали, делающей технически воз-
можным применение закона. Если нация морально разложена, то не найдется ни добросовестных судей, ни добросовестных городовых («всуе законы писать, если их некому исполнять»10), поэтому наступает распад нации и государства.
Последовательно отстаивая принцип отказа от заимствований, особенно западноевропейских, И.Л. Солоневич указывал и на такую задачу российского строительства, как переработка русского права в сторону очистки его от влияния римского права и тех католических и схоластических элементов, которые проникли в страну вместе с французским правовым сознанием. «Нужно отойти от принципов Кодекса Юстиниана, - утверждал мыслитель, - и вернуться к принципам ярославовой "Русской Правды", к принципам крестьянского мира, к принципам службы и тягла Московской Руси»11. Тем самым, по мнению автора, будет ликвидировано раздвоение правового сознания русского народа и создана система правовых установок и норм, соответствующих его характеру и истории.
Решение этой задачи он считал первостепенно важными, поскольку Россия остро нуждается в праве и законе, а не в административном произволе: «Русскому человеку нужна твердая уверенность в дозволенном и недозволенном, в труде, имуществе, свободе и жизни»12. Ее выполнение, по И.Л. Солоневичу, облегчается тем обстоятельством, что в юридическом отношении Россия представляет собой «пустое место». Закон должен быть, подчеркивал мыслитель, прост, ясен и доступен пониманию всякого среднего человека. Казуистическое наследие средневековой юриспруденции, созданное в экономических интересах адвокатского сословия, должно быть ликвидировано, как и это сословие вообще. Нельзя превращать суд в спортивное состязание между двумя крючкотворцами или краснобаями. Они должны быть заменены институтом корпоративных или государственных правовых советников. Часть гражданского процесса должна быть передана судам присяжных для решения вопроса не только на основании формальных данных, но и на основании моральной и национальной целесообразности. В области же уголовной репрессии формальные признаки должны быть заменены органическими: точно так же, как современная медицина отказывается от лечения болезни и лечит организм, взятый в целом, так и суд должен отказаться от формальных признаков («кража со взломом или без взлома») и оценивать правонарушителя только с точки зрения его пригодности или непригодности для общенационального сожительства. Таким образом, профессиональный вор, считал И.Л. Солоневич, будет судим не за взлом или отсутствие взлома, а за свою профессию вообще, нации
не нужны субъекты с десятками судимостей, для них на русских просторах всегда можно найти место для их постоянного и пожизненного жительства13. В этом вопросе Солоневич близко подошел к позициям ломброзианства, а его взгляд, нужно заметить, отвергающий принцип субъективного вменения, мало чем отличался от политики, реально проводимой в то время советской властью (которую, как известно, он резко критиковал).
Тем не менее, следуя основной тенденции русского правотворчества, автор полагал необходимым отменить смертную казнь, допустив ее «за особо тяжкие государственные преступления или для ситуаций особо тяжких национальных моментов войны и смуты»14.
И.Л. Солоневич утверждал, что русский склад мышления ставит человека, человечность, его душу выше закона, а последнему отводит лишь место правил уличного движения. Поскольку не человек существует для выполнения закона, а закон для охранения человека, то, когда закон входит в противоречие с человечностью, русское сознание отказывает ему в повиновении. Так было, напоминает ученый, с законами о крепостном праве, так обстоит дело с законами о «ликвидации кулака, как класса»15. Никогда русский человек, был убежден И.Л. Солоневич, не верил и не будет верить в возможность устроения жизни на юридических началах16. Поэтому усовершенствование российского юридического мышления в сторону западноевропейских канонов рассматривалось им как шаг назад. «Наше отношение к писаным юридическим нормам отдает, так сказать, релятивизмом, теорией относительности, - пишет Солоневич. - Возможность построения Империи при пониженном уважении к закону объясняется прежде всего тем, что взамен писаных норм у нас имеются неписаные, основанные на чувстве духовного такта. Такт же есть вещь, не укладываемая ни в какие юридические формулировки»17.
Необходимость в законе и договоре, считал И.Л. Солоневич, появляется в результате потери доверия, а потеря доверия есть результат ослабления социального инстинкта: «Никто никому не верит, и все считают друг друга жуликами (обычно не без основания)». Следует признать, что это описание, данное более полувека назад, звучит весьма актуально для современной российской жизни. Тогда возникает, далее подчеркивал автор, необходимость регулировать супружеские отношения не по чувству доверия и любви, а по статьям закона и пунктам договора. А так как и закон, и договор находятся в руках мужчин, делал вывод мыслитель, то «женщина оказывается связанной по рукам и ногам»18. В такой своеобразной форме Солоневич высказывался в защиту прав женщин.
Все современные конституции, хартии государственных прав и личного бесправия, согласно И.Л. Солоневичу, кое-что делали для поддержания порядка, «но до тех пор, пока делать было собственно нечего». Но в тот момент, когда история ставила перед этими конституциями какие-то реальные и серьезные жизненные задачи, они бесславно проваливались. В отличие от них неписаная конституция Московской Руси прожила, хотя и с перерывами и провалами, по оценкам И.Л. Солоневича, около 11 веков19. И далее ученый призывал (в некотором противоречии с ранее высказанными им суждениями) к восстановлению России на основе создания твердых законов, «пусть даже несовершенных, выработанных наспех, но определенных и твердых». «Вот это можно, - развивал свою мысль И.Л. Солоневич, - а вот за это, извините за выражение, будем вешать. Каждый должен совершенно четко знать: в тех пределах, что отведены законом, можно действовать беспрепятственно и бесконтрольно. Первое, на что откликается русский народ, это на обещание твердого и по мере возможного окончательного закона... Необходима уверенность в том, что основы земельного права установлены очень всерьез и очень надолго. И если этой уверенности не будет, то вместо творческого труда, рассчитанного и спланированного на годы и годы, появятся рвачество и спекуляция - хоть день, да мой, а завтра черт его знает, что будет. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, у них должно быть твердое ощущение, что есть закон и есть некто, кто гарантирует выполнение этого закона. Если нет закона, ни гаранта нет, то вся стройка будет стройкой на песке. Нужны Основные Законы»20.
Солоневич полагал оправданным реформировать российскую правовую систему на началах права Московской Руси. При этом он привлекал особое внимание к признанию права частной собственности, которое выражает «изначальный человеческий и творческий инстинкт». Он считал возможным ограничить это право «велениями высшего национально-религиозного сознания». Как представитель консервативного движения И.Л. Солоневич отрицал основной принцип римского права, по которому имущество считается благоприобретенным, пока не будет доказано его незаконное происхождение. Взамен его он выдвигал другой подход: «В сомнительных случаях доказательство законного и морального происхождения права собственности лежит на обязанности владельца этой собственности»21. Государство, церковь, печать, школа и общественные организации должны воспитывать в каждом человеке, подчеркивал И.Л. Солоневич, «отношение к собственности как обязательству перед государством и нацией, а не как к привилегии, дающей право не делать ничего»22. Частная собственность
и частная предпринимательская инициатива, по Солоневичу, могут ограничиваться, но только в случаях самой крайней и самоочевидной необходимости - отчуждения частной земли под постройку железных дорог, винной, эмиссионной монополии и т. п.23
Первым этапом государственного планирования народного хозяйства должно быть, по И.Л. Солоневичу, раскрепощение и поддержка всякой здоровой частной инициативы, однако при сохранении за государством ключевых отраслей народного хозяйства -крупнейших предприятий, внешней торговли, транспорта, страхования, кредита и т. д. При этом он предупреждал, что перед русским народным хозяйством стоит опасность не недопланирования, а перепланирования, иначе - бюрократизации24. Очень современно звучит у него и это соображение.
Подводя итог размышлениям И.Л. Солоневича о реформировании российского права, следует обратить внимание, во-первых, на его уверенность в том, что «общий дух России - дух великой дружественности, терпимости и любви - трогать нельзя»25, так как именно он определяет весь характер, стиль, историю, религию и право России. Во-вторых, что «у русского народа чувство собственного достоинства значительно повышено по сравнению с неким "среднемировым" и даже среднеевропейским уровнем»26. И в-третьих, для того чтобы российская нация могла создать что-то ценное, «нужна устойчивость власти, закона, традиции и хозяйственно-социального строя»27.
Далеко не все суждения И.Л. Солоневича кажутся сегодня приемлемыми, ряд из них просто сомнительны, но нельзя отказать автору в национальном чутье, столь необходимом для формирования стратегии модернизации России с опорой на национальные традиции.
Примечания
1 Солоневич ИЛ. Этюды оптимизма // Солоневич И.Л. Белая империя. Статьи
1936-1940 гг. М.: Москва, 1997. С. 337.
2 См., например: Ланшиков А.П. Дар судьбы: Послесловие // Солоневич И.Л. На-
родная монархия. М., 1991. С. 497-511; Смолин М.Б. «Я, конечно, русский империалист...»: Предисловие // Солоневич И.Л. Белая империя. С. 5-4; Он же. Очерки Имперского Пути: Неизвестные русские консерваторы второй половины XIX - первой половины XX века. М., 2000. С. 84-93; Окороков А.В. Фашизм и русская эмиграция (1920-1945 гг.). М., 2001. С. 392-395; Дьяков И. Дело, которое больше нас: К 100-летию со дня рождения И.Л. Солоневича // Наш современник. 1991. № 11. С. 179-185; Зернов И.Н. И.Л. Солоневич и его «Народная монархия» // Держава. 1996. № 2 (5). С. 83-86.
3 Иван Лукьянович Солоневич родился 1891, 14 ноября. Его отец - чиновник, затем редактор «Гродненских губернских ведомостей». В 1916 г. он оканчивает юридический факультет Петроградского университета и начинает работать обозревателем провинциальной печати в газете «Новое время». В 19181920 гг. участвует в деятельности антибольшевистского подполья, за что был арестован. С 1926 г. Солоневич трудится в Центральном комитете профсоюза Совторгслужащих, участвует в физкультурном движении в качестве преподавателя бокса и джиу-джитсу, а также судьей. В 1932 г. предпринимает первую неудачную попытку побега семьи за границу, в 1933 г. - новая попытка нелегально перейти границу, за что арестовывается и помещается в одиночную камеру тюрьмы на Шпалерной в Ленинграде. Затем он был осужден чрезвычайной судебной тройкой ОГПУ на 8 лет исправительно-трудовых лагерей по ст. 58-6, 58-10, 58-11, 59-10 УК РСФСР. В 1934 г. еще один, на этот раз удачный побег, с сыном из лагеря. Находясь за границей, он публикует мемуары «Россия в концлагере» (1935 г.), которые принесли ему известность и относительно материальное благополучие. В 1936 г. в Софии Солоневич организует издание собственной газеты «Голос России», с ростом популярности которой в разных странах мира стали возникать кружки ее любителей. На их основе возникла достаточно сплоченная организация монархического направления, а затем и Народно-Имперское движение, получившее также второе название штабс-капитанского движения. В 1938 г. Солоневич переезжает в Германию, издает «Нашу газета», которую в 1941 г. закрывают, а его как издателя на два месяца отправляют в Берлинскую тюрьму. До 1945 г. он живет в провинции под присмотром гестапо. А после войны возвращается в Болгарию, основывает газету «Наша страна», затем переезжает в Буэнос-Айрес, где продолжает печатать эту газету. В 1953 г. Солоневич скончался в Буэнос-Айресе. В 1989 г. состоялась его посмертная реабилитация. Еще в 1939-1940 гг. вышла в свет «Белая Империя» - труд И.Л. Солоневича, в котором впервые были изложены основные положения его политико-правовой доктрины. В 1940 г. в «Нашей газете» были опубликованы «Политические тезисы Народно-Имперского (штабс-капитанского) движения», составленные И.Л. Солоневичем, в которых он сформулировал свои взгляды на будущий (постсоветский) государственный строй России и ее правовую систему. В 1952 г. вышел из печати главный труд И.Л. Солоневича - «Народная монархия». В нем он представил стройную концепцию русского национального государства (бессословной народной монархии), которая явилась оригинальным учением о государстве и праве (подробнее см.: Солоневич Иван Лукьянович (1891-1953) [Электронный ресурс] // Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы. URL: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t-author8i=613 (дата обращения: 14.05.2011); Солоневич Иван Лукьянович [Электронный ресурс] // Википедия URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Солоневич,_Иван_Лукьянович (дата обращения: 14.05.2011); Тушканов И.В. Политико-правовое учение И.Л. Солоневича. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2005 [Электронный ресурс] // Юридическая Рос-
сия. Федеральный правовой портал. URL: http://law.edu.ru/article/article.asp? articleID=1252967 (дата обращения: 14.05.2011)).
4 Дроздов С. Биография И.Л. Солоневича. Сравнительный анализ [Электронный
ресурс] // Проза.ру. URL: http://www.proza.ru/2010/04/03/418 (дата обращения: 14.05.2011).
5 См., например: Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых
учений России XI-XX вв.: Учебник. М., 2003. С. 388-392; Жуков В.Н. История политических учений: Учебник / Под общ. ред. О.В. Мартышина. М., 2004. С. 840-847; Азаркин Н.М. История юридической мысли России. М., 1999. С. 505-518; Цыганкова Д. Разделение труда, а не разграничение властей: И.Л. Солоневич о принципах московской государственности. СПб., 1995; Иванников И.А. Проблема эволюции формы российского государства в истории русской политико-правовой мысли второй половины XIX - середины XX в. Дис. ... докт. юрид. наук. Ростов н/Д, 2000; Атмачев С.И. Сущность и организация верховной власти в консервативной мысли русской эмиграции. Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 1999; Тушканов И.В. Указ. соч.; и др.
6 См.: Наш современник. 1992. № 12. С. 138.
7 Он определяет это движение монархическим, «ибо в монархии мы видим скре-
щение и закрепление Империи, Нации, Православия и народных интересов», определяет его также «органическим, ибо мы ищем в нашей истории наших корней и ни за какими европейскими шпаргалками не гонимся» (Солоневич И.Л. Пути, ошибки и итоги // Солоневич И.Л. Белая империя. С. 301).
8 Тушканов И.В. Указ. соч. С. 14.
9 Солоневич И.Л. Белая империя. С. 48.
10 Солоневич И.Л. Политические тезисы российского народно-имперского (штабс-
капитанского) движения // Наш современник. 1992. № 12. С. 141-142.
11 Там же. С. 157.
12 Там же.
13 Там же.
14 Там же.
15 Солоневич И.Л. Народная монархия. Часть первая. Раздел «Идея монархии»
[Электронный ресурс] // Монархия. URL: http://monarhiya.narod.ru/nm_1.html (дата обращения: 16.06.2011).
16 Для подтверждения данного тезиса И.Л. Солоневич приводит примеры: «Мень-
ше ста лет тому назад у нас существовала целая сумма законов, устанавливавших крепостное право. С какой, спрашивается, стати стал бы русский мужик относиться с уважением к законам, превращавших его в двуногий скот? <...> В СССР существуют законы, предусматривающие "ликвидацию кулака как класса". В Германии существовали законы о физическом уничтожении евреев» (Солоневич И.Л. Народная монархия. Часть третья. Раздел «Феодализм» [Электронный ресурс] // Монархия. URL: http://monarhiya.narod.ru/nm_3.html (дата обращения: 16.06.2011)).
17 Там же.
18 Солоневич И.Л. Народная монархия. Часть четвертая. Раздел «Государственный
строй» [Электронный ресурс] // Монархия. URL: http://monarhiya.narod.ru/ nm_4.html (дата обращения: 16.06.2011).
19 Там же.
20 Солоневич И.Л. Белая империя. С. 68-69.
21 Солоневич И.Л. Политические тезисы российского народно-имперского (штабс-
капитанского) движения. С. 151.
22 Там же. С. 152.
23 Солоневич И.Л. Народная монархия. Часть первая. Раздел «Гарантии свободы»
[Электронный ресурс] // Монархия. URL: http://monarhiya.narod.ru/nm_1.html (дата обращения: 16.06.2011).
24 Солоневич И.Л. Политические тезисы российского народно-имперского (штабс-
капитанского) движения. С. 152.
25 Солоневич ИЛ. Белая империя. С. 51.
26 Там же. С. 120.
27 Солоневич И.Л. Народная монархия. Часть первая. Раздел «Устойчивость» [Эле-
ктронный ресурс] // Монархия. URL: http://monarhiya.narod.ru/nm_1.html (дата обращения: 16.06.2011).