Научная статья на тему 'Публицистика И. Л. Солоневича (1891-1953)'

Публицистика И. Л. Солоневича (1891-1953) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
262
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Публицистика И. Л. Солоневича (1891-1953)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2005. № 6

A.B. Суяров

ПУБЛИЦИСТИКА И.Л. СОЛОНЕВИЧА (1891-1953)

Философ, писатель, публицист И.Л. Солоневич — яркая фигура русского зарубежья. Его позиция убежденного монархиста, его взгляд на развитие судьбы Отечества выделяются из общего направления русской печати за рубежом. Сформировавшийся как личность под влиянием идей П.А. Столыпина, он вошел в журналистику убежденным сторонником монархии. Свои идеи активно развивал и в публицистике, и в фундаментальных трудах, таких как "Белая Империя", "Народная монархия" и др. Смелость его суждений вызывала неприятие не только у советской власти, но и со стороны многих эмигрантов.

Февральскую революцию, октябрьский большевистский переворот 1917 г. он оценивал как всеобщее "сумасшествие", которое неизбежно приведет к расколу державы, падению империи.

Революцию Иван Лукъянович Солоневич встретил на юге России. Здесь он стал свидетелем неуправляемой "стихии революционности", сопровождаемой расстрелами мирных граждан в Одессе и Киеве. С армией П.Н. Врангеля Солоневич уходит в Турцию, но по семейным обстоятельствам возвращается в Советскую Россию.

Талант журналиста, организатора помогает ему быть полезным при советской власти, особенно для молодежи, "изношенной и надорванной непосильным трудом". Сотрудничая в профсоюзах, в "Известиях", он пишет брошюры по различным видам спорта, стараясь "хоть как-то помочь физически выжить людям". Его перу принадлежат несколько наставлений начинающим физкультурникам: "Гиревой спорт", "Тяжелая атлетика", "Летние физкультурные лагеря" и др.

Жизнь в большевистской России, несмотря на временную передышку, связанную с нэпом, начинает тяготить публициста. Солоневич ясно осознает, что все надежды и усилия пропадают впустую: "Я потерял семнадцать лет жизни, которые безвозвратно и бессмысленно были ухлопаны в этот сумасшедший дом советских принудительных работ во имя мировой революции"1, — признавался впоследствии публицист.

Планы побега за границу занимают главное место в мыслях Солоневича. Две попытки закончились неудачно, третья привела

1 Солоневич И.Л. Россия в концлагере. М., 2000. С. 22.

к аресту Солоневичей, его сына Юрия и брата Бориса. Все они оказались в одном из многочисленных лагерей на строительстве Беломоро-Балтийского канала.

Наблюдения за организацией работы на канале, встречи и беседы с представителями различных слоев общества, оказавшихся в местах заключения, легли в основу первой большой книги И.Л. Солоневича "Россия в концлагере". Книга писалась уже после побега из Свирского лагеря в эмиграции и имела огромный успех за границей. Она разошлась полумиллионным тиражом. В этом исследовании его особенно тревожит судьба русского крестьянина. По мнению публициста, крестьянин, хозяин земли русской, оплачивает эти "страшные издержки революции".

"Это он, мужик, дохнет миллионами <...> от голода и тифа, концлагерей, коллективизации, <...> от всяких великих и малых строек Советского Союза, от всех этих сталинских Хеопсовых пирамид, построенных на мужицких костях .

По убеждению автора, любые формы лагерного перевоспитания бесчеловечны и лживы. Газету "Перековка" вместе с ее "лагерными корреспондентами" он считает одной из форм разжигания вражды и ненависти среди заключенных.

После удачного побега из Свирского лагеря Солоневич попадает в Финляндию. Все усилия он направляет на организацию печатного органа, но финские власти не дали разрешения на издание. Солоневич перебирается в Болгарию. На собственные гонорары начинает издавать газету под названием "Голос России". Первый номер вышел 18 июня 1936 г., последний — 9 марта 1938 г.

Эпиграф гласил: "Только о России". Передовая «Происхождение и цель "Голоса Росси"» определяла программу издания на перспективу. В ней говорилось о том, что газета не намерена поддерживать какие-либо партии и движения. "Единственная <...> цель газеты <...> хоть как-нибудь сгладить ненужные и часто бессмысленные раздоры в национальном лагере эмиграции". Одна из основных линий газеты — борьба против большевизма, в котором И.Л. Солоневич видит громадное зло и опасность для всей человеческой культуры. "Голос России" был адресован тем, "кому дорога Родина, тем, кто любит Россию живой любовью и не ставит никакой партии выше Родины и никаких вождей в гении не зачисляет". «"Голос России", — отмечалось в редакционной статье, — будет говорить только о России и ни о чем другом, что России непосредственно не касается»3.

2 Там же. С. 52—53.

3 Голос России. 1936. 18 июня.

Поставленная задача с успехом решалась редакционным коллективом, в который помимо Ивана Лукьяновича входили его жена Тамара Владимировна, брат Борис и сын Юрий, единомышленник А.П. Михайлов. Первое время газета была в стесненном материальном положении. Выпуск каждого номера требовал не только чисто журналистских усилий, но и поиска средств на техническое обеспечение. Отсутствие денег объяснялось категорическим отказом редактора принимать материальную помощь от каких-либо благотворительных фондов. Для "Голоса России", — отмечалось в одной из статей, — ни от одной организации не получено и не будет получено ни одной копейки. Газета будет жить, если она нужна читателю, и не будет жить, если читателю она покажется ненужной4.

Редакция возлагала большие надежды на широкую аудиторию, призывала своих сторонников поддерживать газету через подписку. За короткое время тираж достиг 12 тыс. экз. "Голос России" становится своеобразным идейным центром той части эмиграции, которая разделяла позицию издания.

На одной критике большевизма, какой бы яростной и правдивой она ни была, газета не смогла бы снискать подобную популярность. И.Л. Солоневич своей публицистикой последовательно проводил идею возрождения России на основе противопоставления коммунизму — идею православной народной монархии. Он писал: "Дело идет о новой национальной России. Это Россия богатая и сильная. Это Россия и национальная, и народная, вооруженная самым современным идейным, экономическим и техническим могуществом". Только созидательный труд на благо Отечества приведет к процветанию русской земли, укрепит ее могущество во всем мире, создаст те материальные и духовные предпосылки, которые сделают Россию процветающей страной.

Цель издания Солоневич видит в том, чтобы вокруг "Голоса России" сформировать тот здоровый, монархически настроенный, по-настоящему любящий свою родину слой общества, который смог бы, вернувшись в Россию, встать во главе возрождающегося Отечества.

Призыв Солоневича был услышан. Из сторонников "Голоса России" стало формироваться движение "штабс-капитанов", основу которого составляли молодые люди, готовые отдать все свои силы на то, чтобы привести страну к процветанию. Эти идеи получили большой общественный резонанс. Под патронатом газеты стали создаваться "Земельный", "Педагогический" и другие центры по подготовке агрономов, инженеров, учителей,

4 Наша газета. 1939. № 35—38.

врачей, священников... Учебные пособия и материалы они получали в "Белой библиотеке", созданной И.Л. Солоневичем. Так было положено начало формированию "среднего слоя", на которое опирается всякая государственность. Солоневич отмечал, что "штабс-капитаны" веками отстраивали наше государство, беззаветно и скромно исполняя свой долг, они поняли, что Россия ждет от них результатов, что это "единственная русская сила", которая возродит Россию. Число сторонников "штабс-капитанского" движения неуклонно росло и составило около 15 тыс. трудоспособной молодежи.

"Голос России" последовательно расширял круг тем, волновавших русскую эмиграцию, по-новому размышлял о русской истории, оперативно реагировал на последние события и публикации русской зарубежной прессы. Газета резко критиковала российскую либеральную интеллигенцию, "керенщину", Гучковых, Милюковых и всех тех, кто способствовал падению монархии.

После кратковременного пребывания в Париже и знакомства с различными эмигрантскими течениями Солоневич приходит к выводу, что идея монархии на новых началах до них не дошла. Он ясно понял, что наряду с зарождающейся армией "штабс-капитанов" существует "слой бездарности и жадности", который собирается возвращаться в Россию не ради "мужика", не ради самой России, а ради собственного обогащения и карьеры. После посещения Парижа позиция "Голоса России" становится еще более непримиримой к остальной эмиграции. «Я до конца буду гнуть свою линию. Меня можно убить, но заставить меня "свернуть с дороги — это утопия"», — пишет И.Л. Солоневич. Страницы "Голоса России" переполнены гневными материалами о различных эмигрантских организациях и их печатных изданиях. Это привело к тому, что среди эмиграции поднялась волна травли Солоневича.

3 февраля 1936 г. в редакции прогремел взрыв. Погибли жена И.Л. Солоневича, Тамара Владимировна, и сотрудник А. П. Михайлов, открывший посылку "с книгами". После покушения противники газеты пошли в новое наступление. Они обратились к правительству Болгарии с требованием запретить "Голос России". По решению болгарских официальных властей 9 марта 1938 г. газета была закрыта.

Пережив огромное личное горе, публицист находит в себе силы продолжать борьбу за свои идеи. 19 октября 1938 г. в Болгарии выходит новое издание Солоневича — "Наша газета". Цели ее остались прежними: наносить удары по политике большевиков и привлекать на свою сторону все новых "штабс-капитанов". "Наша газета" сосредоточивается на пропаганде националь-

но-русского мировоззрения. Она становится центром монархии, ибо "в <...> монархии <...> скрещение и закрепление Империи, Нации, Православия и народных интересов"5. Последний номер газеты вышел 18 января 1940 г. Солоневич предпринимает попытку издания в Болгарии журнала "Родина", но безуспешно.

После войны, оказавшись в Аргентине, Солоневич с новой энергией включается в активную политическую борьбу. 18 сентября 1948 г. на средства "штабс-капитанов" начинает издаваться главное детище публициста — газета "Наша страна".

Понимая, что за годы войны и вынужденного молчания ряды его сторонников понесли большие потери, он с новой силой отстаивает свои выстраданные идеи. Ему приходится работать практически в одиночку: авторский коллектив еще не сложился. Талант публициста становится еще ярче, его полемические статьи из излишне эмоциональных превращаются в серьезную, подкрепленную фактами платформу.

Солоневич был твердо убежден, что в решающий момент народ встанет под знамена народной монархии. В 1951 г. в статье "Наши задачи" он замечает, что "Наша страна" стала самым читаемым изданием русской эмиграции, а значит, сложилась, по его мнению, огромная, сильная армия людей, которая эти идеи сможет отстоять до конца.

В Аргентине Солоневич много размышляет об исторической судьбе России, о русском крестьянстве. Здесь опубликованы его самые известные статьи: "Великая фальшивка Февраля", "Диктатура слоя", "Миф о Николае Втором", "Большевизм и крестьянство" и др. Наконец, выходит его фундаментальное исследование — "Народная монархия". Эта книга писалась во время войны под рабочим названием "Белая Империя". В ней Солоневич пытался доказать, что монархия — единственная исторически проверенная гарантия и свобод, и интересов народных масс страны, а не то пугало, которое сделали из него большевики. Иван Лукьянович пишет об особом пути русского народа, его "духе", инстинктах, политике. В его размышлениях он предстает сильным и мудрым, единственным из всех европейских народов, сумевшим создать тысячелетнюю Империю.

Идеи, изложенные в "Белой Империи", автор не считал программой. Это была попытка дать "то общее, может быть, самое немногое", что живет в русском человеке, формирует его сознание, "...попытка прощупать то основное, что строило Россию и что будет строить ее дальше"6. Это исследование, по

5 Там же. № 48.

6 Солоневич И. Белая Империя. М., 1977. С. 19.

признанию самого автора, посвящено "познанию русского народа и его трагической судьбы. Ни один из выживших народов мира такой трагической судьбы не имел"7.

Конфликт с аргентинскими властями вынудил публициста покинуть страну. Он уезжает в Уругвай, оставив газету на своего помощника. Умер Иван Лукьянович Солоневич 24 апреля 1953 г. Надгробная плита на его могиле в Монтевидео гласит: "Идеологу народной монархии в будущей России и борцу против коммунизма. Единомышленники".

"Наша страна" продолжает выходить в Буэнос-Айресе и в настоящее время, отстаивая идеи монархии.

Поступила в редакцию 12.09.2005

7 Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: РИМИС, 2005. С. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.